![]() |
|
|
Предприятие как основное звено экономикипадать, прибыль также начинае снижаться в связи с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия; - насыщение, в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж больше не наблюдается. Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов на производство; - спад, представляет собой период резкого снижения продаж, а затем и прибыли; Предприятие на входе потребляет ресурсы определенного вида, чтобы потом в результате производственного процесса на выходе получить трансформированные ресурсы, ресурсы иной потребительской стоимости. Соотношение ресурсов на выходе составляет содержание такого предмета, как экономика предприятия. Ее интерисует соотношение в использовании ресурсов, которое предполагает превышение доходной части над расходной. Под экономическими ресурсами понимают все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Все разнообразие ресурсов можно классифицировать в соответствии с различными подходами: материальные ресурсы - земля, или сырьевые материалы, и капитал; людские ресурсы - труд и предпринимательская деятельность. Получение прибыли - это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей - удовлетворение потребности и получение прибыли - следующая. Нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворяет потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности и притом по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предпритяие выдерживает определенный уровень издержек, когда потребляемые ресурсы, затраты их меньше, чем полученная выручка, т.е. когда оно работает с прибылью. В этом случае и говорится, что прибыль - непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно это результат его деятельности. Если предприятияе не укладывается в рамки такого поведения и не получает прибыли от своей производственной деятельности, оно вынуждено уйти с экономической сферы, признать себя банкротом. В соответствии с законом РФ “ О несостоятельности (банкростве) предприятий “ под несостоятельностью предприятия понимается неспосоность удовлетворить требования кредиторв по оплате товаров, работ или услуг, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не способно обеспечить ваполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их выполнения. Это внешний признак несостоятелности. Формально же предприятие считается несостоятельным по решению арбитражного суда или при добровольной ликвидации со дня официального уведомления. § 2. Экономические показатели результатов деятельности предприятия Финансы предприятий - это экономические, денежные отношения, возникающие в результате движения денег: на их основе на предприятиях функционируют различные денежные фонды. Финансовые отношения предприятий состоят из четырех групп: - с другими предприятиями и организациями; - внутри предприятия; - внутри объединений, предприятий, которые включают отношения с вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга; - с финансово-кредитной системой - бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами. Важнейшей стороной финансовой деятельности предприятий является формирование и использование различных денежных фондов. Через них осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, а также расширенного воспроизводства; финансирование научно-технического прогресса; освоение и внедрение новой техники; экономическое стимулирование; расчеты с бюджетом, банками. К таким фондам относятся следующие. При организации предприятие должно иметь уставной фонд, или уставной капитал, за счет которого формируются основные фонды и оборотные средства. Уставной капитал - основной источник собственных средств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества отражает сумму выпущенных им кций, а государственного и муниципального предприятия - величину уставного фонда. Резервный капитал - это денежный фонд предприятия, образуемый за счет отчислений от прибыли. Предназначен для покрытия убытков, а в акционерных обществах также для погашения облигаций общества и выкупа его акций. Фонд накопления - это средства, отчисляемые из чистой прибыли предприятия и направляемые на развитие производства. Естественно, одной чистой прибыли не всегда хватает для финансирования программы развития производства. В этом случае предприятие образует инвестиционный фонд, концентрирующий все средства, направляемые на развитие производства, в том числе чистую прибыль, и амортизационный фонд, предназначенный для простого воспроизводства основных фондов, а также привлеченные и заемные источники. Фонд потребления создается за счет отчислений от чистой прибыли и напрвляется на выплату дивидентов, единовременных поощрений, материальной помощи, на оплату дополнительных отпусков, питания, проезда на транспорте и другие цели. Валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспортных операций или покупающих валюту для импортных операций. В этих целях предприятиям в коммерческом банке, имеющем лицензию Центрального банка РФ, для проведения валютных операций открывается валютный счет. Кроме рассмотренных выше постоянных денежных фондов, предприятие периодически создают оперативные денежные фонды. Дважды или один раз в месяц на предприятии формируется фонд для выплаты заработной платы. Периодически предприятие организует фонд для платежей в бюджет различных налогов. В целях управления финансами предприятий применяется финансовый механизм. Финансовый механизм предприятий - это система управления финансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их взаимодействия на конечные результаты производства. Финансовый механизм предприятий является центральным во всем финансовом механизме, что объясняется ведущей ролью финансовой сферы материального производства. Отсюда и высокие требования, которые к нему предъявляются. Финансовый механизм предприятий связан с управлением финансовыми отношениями, возникающими на предприятиии, и их денежными фондами. В условиях рыночной экономики значение цены огромно. Цена определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы и, наконец, уровень жизни общества. Цена и ценовая политика для предприятия - второй после товара существенный элемент маркетиногой деятельности. Именно поэтому разработке ценовой стратегии и цен должно уделяться пристальное внимание. Принятие решения в области цен сопряжено с необходимостью учитывать многочисленные факторы: - себестоимость товара; - цена конкурентов и возможность ее изменения; - ожидаемая реакция покупателей на возможные изменения цены; - воздействие государства на политику цен предприятия. Характеристика основных ценообразующих факторов: - Спрос - это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. - Предложение - это то количество товаров, которое продавцы готовы предложить покупателю в определенное время и в определенном месте. При росте цен кривая спроса падает, а кривая предложения возрастает. На величину предложения товаров влияет ряд факторов, главные из которых издержки производства. Снижение затрат при производстве продукта позволяет выпустить больше товаров. Рост себестоимости приводит к противоположному результату - предложение снижается. Особенностью свободного рынка - в том, что при определенном количестве предложенной продукции он как бы сам по себе стремится к равновесию. Таким образом, при соответствии спроса и предложения устанавливается равновесная, или рыночная цена. - Эластичность показывает, как изменяется спрос на товар при изменении его цены, какую ценовую политику должно избрать предприятие при той или иной ставке налогообложения на прибыль. Сглаживает и временно устраняет противоречия между спросом и предложением - конкуренция - ценовая и неценовая. Влияние на уровень и динамику цен оказывает состояние финансово-кредитной сферы, при этом непосредственное влияние на цены оказывают изменения покупательской способности денежной единицы. В нормально функционирующей экономике, соотншение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении относительно стабильно. При отсутствии такого условия в системе “ количество денег - сумма цен “ начинает изменяться сумма цен. Важным факторм, является государственное регулирование. Существуют прямые и косвенные меры воздействия государства на цены. ГлаваII. Кадры предприятия §1. Подбор, структура кадров Трудовые ресурсы на предприятии - это объект постоянной заботы со стороны руководства предприятием. Роль трудовых ресурсов значительно возрастает в период рыночных отношений. Хорошо подобранный трудовой коллектив - одна из основных задач предпринимателя. Это должна быть команда единомышленников и партнеров, способных осознавать, понимать и реализовывать замыслы руководства предприятия. Трудовые отношения - едва ли не самый сложный аспект работы предприятия. Гораздо легче справиться с техническими и технологическими неполадками, чем разрешить конфликтные ситуации, возникающие в коллективе, где нужно учитывать индивидуальные склонности, личностные установки, психологические предпочтения. Человеческий капитал является краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности. Основные аспекты влияния человеского фактора на повышение эффективности работы предприятия: отбор и продвижение кадров, подготовка кадров и их непрерывное обучение, стабильность и гибкость состава работников, совершенствование материальной и моральной оценки труда работников. Существует два главных критерия отбора и продвижения работников: высокая профессиональная квалификация и способность к обучению; опыт общения и готовность к сотрудничеству. Система оплаты труда должна быть гибкой, стимулировать повышение производительности труда, обладать достаточным мотивационным эффектом. Гибкость системы оплаты труда - в том, что определенная часть заработка ставиться в зависимость от общей эффективности работы предприятия. Организация труда и управление коллективом предприятия включает: наем сотрудников в условиях неполной занятости; расстановку работников в соответствии со сложившейся системой производства; распределение среди них обязанностей; подготовку и переподготовку кадров; стимулирование труда; совершенствование организации труда. Наем сотрудников в условиях рыночной экономики предполагает поддержание постоянных связей с учебными заведениями, использование при пиеме на работу системы заявок и рекомендаций, проведение экзаменов и собеседований, оценку рекомендаций и отзывов и установление испытательного срока. Расстановка рабочих и распределение среди них обязанностей основаны на сложившейся системе разделения труда. Формы разделения труда: технологическая - по видам работ, профессиям и специальностям; пооперационная - по отдельным видам операций технологического процесса; по функциям выполняемых работ - основных, вспомогательных, подсобны; по квалификации. При подборе кадров важное значение имеет трудовой договор или контракт. Это непосредственное соглашение между предпринимателем и человеком, поступающим на рабоу, конкретная система найма, которая широко распространена за рубежом и находит все большее применение в отечественной практике. В трудовом договоре оговариваются: трудовая функция, место работы, должностные обязанности, квалификация, специальность, размер заработной платы и время начала работы. По срокам трудовые договоры различаются - не более трех лет, на время выполнения определенной работы или на неопределенный срок. В отличие от трудового договора договор подряда предполагает выполнение работы по заданию предприятия за обусловленную в договоре цену. Оплата производится по конечному результату независимо от количества и качества затраченного труда. Все работающие на предприятии делятся на две категории: промышленно- производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием; персонал непромышленных организаций - в основном работники жилищно- коммунального хозяйства, детских и врачебно-санитарных учреждений, принадлежащих предприятияю. К рабочим относят работников предприятия, непосредственно занятых созданием материальных ценностей или оказанием производственных и транспортных услуг. Рабочие подразделяются на основных и вспомогательных. Специалисты и руководители осуществляют организацию производственного процесса и руководство им. К служащим относятся работники, осуществляющие финансово-расчетные, снабженческо-сбытовые и другие функции. Квалификация работ определяется уровнем специальных знаний и практических навыков и характеризует степень сложности выполняемого им конкретного вида работы. Соответствие его способностей, физических и психических качеств той или иной профессии означает профессиональную пригодность работника. § 2. Управление кадрами предприятия Продолжительное время в вопросах управления кадрами существовало много споров, разночтений. Все они были сопряжены с централизацией кадровой политики в едином народно-хозяйственном комплексе. Изменение экономического курса в сторону развития рынкка вызвало необходимость по-новому определиться в понимании кадрового состава предприятий и методов управления им. В настоящее время рабочая сила превращается в товар и ее движение подчиняется законам рынка. В этой связи важно различать рынок рабочих мест, рынок рабочй силы и рынок труда. Первичным является рынок рабочих мест, выражающий собой спрос на рабочую силу. Здесь в качестве характеристики рабочего места выступают требования к человеку как исполнителю работ. Рынок рабочей силы - это выражение ее предложения. На основе сочетания рынка рабочих мест и рынка рабочей силы формируется рынок труда как базис всей системы товарно- рыночных отношений. Управление кадрами на предприятиях призвано решать три основные задачи: формировать состав и кадровую структуру предприятий; поддерживать стабильность кадров в сочетании с конъюнктурой рынка; максимально возможно использовать в процессе производства функционирующую рабочую силу. Российские предприятия по старой традиции ориентированы на личность директора. Решения в большенстве случаев принимаются только им и доводятся до работников в виде указаний и распоряжений. К сожалению, у нас не осуществляется участие трудового коллектива в управлнеии в той форме, которая распространена в западных странах в виде советов представителей рабочих и служащих, которые наделены правами в решениях всех жизненно важных вопросов предприятия. Нынешний процесс реформ ведет к постепенному упразднению иерархии и развитию демократизации трудовых коллективов. Образование акционерных обществ и передача акций коллективам превращает безвластных исполнителей в совладельцев. Известны многие случаи, когда не способные к руководству директора на собраниях акционеров отстранялись от должности и замещались новыми. На основе коллективной собственности развивается механизм, побуждающий изжить иерархическую структуру управления. Важнейшим условием эффективного управления кадрами является нормирование труда. С точки зрения управления кадрами нормирование труда - это научный инструмент для объективного определения численности и состава кадров. Процесс нормирования труда слагается из двух последовательных этапов. Первый этап. Комплексный анализ производственных условий выполнения данной работы. На этой основе с учетом научных достижений и обобщения передового опыта проектируется регламент наиболее производительного выполнения работы, состоящий из нововведений. Второй этап. Практическое внедрение нововведений, сочетающихся с обучением работников и расчетом нормативной продолжительности выполнения работы. Кадровая политика за последние годы претерпела серьезные изменения. Кадровой политикой начинают заниматься все уровни управления предприятия: высшее руководство, начальники подразделений, кадровая служба. Большое значение в реализации кадровой политики имеют рыночные условия, общее положения трудового законодательства. Они включают конституционные положения о свободе развития личности, гарантии собственности, свободе коалиций. Запрещены произвольные действия предпринимателя по отношению к рабочему, в том числе и в части увольнения. Прием на работу сотрудников является компетенцией фирм и предприятий. Анализируя тенденции работы с персоналом в ближайшем будущем, можно увидеть, что в выполнении функций руководства кадрами все большее значение приобретают стратегические аспекты, однако сохраняются и классические традиционные инструменты работы с кадрами, такие, как планирование в области кадров, привлечение рабочей силы, повышение квалификации кадров. Заключение Усилия органов государственной власти в ходе экономической реформы были напрвлены на проведение рыночной макроэкономической политики. Создание макроэкономических условий для экономического роста не сформировало реальные предпосылки для преодоления промышленного кризиса. К числу наиболее характерных для современных предприятий проблем, препятствующих их эффективному функционированию в условиях рынка, следует отнести: неэффективность системы управления; низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед учредителями за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия; небольшие размеры уставного капитала акционерных обществ; отсутствие эффективного механизма исполнния судебных решений; необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса, что снижает его инвестиционную привлекательность; высокие расходы на содержание объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства; отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом положении предприятия для собственников, акционеров, руководителей предприятия и др. Для устранения негативных тенденций необходимо сконцентрировать внимание на обеспечении эффективного развития предприятия как основного элемента экономической системы России. Переход предприятия на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования составляет содержание реформы предприятий. Целью реформы предприятий является содействие их реструктуризации, способствующей улучшению управления на предприятиях, симулированию их деятельности по повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических рзультатов. Приоритетные задачи реформы предприятий: - обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий - защита прав акционеров (для акционерных обществ) - разгранчение ответственности участников и упрвляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечения свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества - совершенствование механизмов исполнения судебных решений - обеспечение учредителей, акционеров, участников, инвесторов и кредиторов достоверной информацией о финансово-экономическом положении предприятий - создание эффективного механизма управления предприятием. Список использованной литературы Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. - М.,1996 Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. - М.,1996 Клейнер Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях // Вопросы экономики. - 1998. - N 9. - С. 46- 65 Коноков Д., Рожков К. Как выйти из кризиса крупным предприятиям // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - N 4. - С. 88-93 Курс предпринимателства / Под ред. В.Я.Горфинкеля, В.А.Швандара. - М.,1997 Малов А., Майн Е. Экономическое положение предприятия // Экономист. - 1997. - N 8. -С. 30-41 Министерство экономики РФ. Концепция реформирования предприятий // Вопросы экономики. - 1997. - N 9. - С. 4-12 Половцева Ф., Власова А. Кадровая политика - основа маркетинга предприятия // Маркетинг. - 1996. - N 2. - С. 50-52 Ремизов К.С. Управление кадрами предприятий в условиях рынка // Вестник МГУ. - 1995. - N 4. - С. 74-79 Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. - Ростов- на- Дону, 1997 Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.,1995 Финансы / Под ред. А.М.Ковалевой. - М.,1997 Экономика / Под ред. А.С.Булатова. - М.,1997 Экономика предприятия / Под ред. В.Я.Горфинкеля, Е.М.Купрякова. -М.,1996 Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |