реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Роль и место свободных экономических зон в Российской Федерации

экономику. Понятно, что это проявлялось и в социальной жизни. Реальный

уровень затрат был ниже, чем в странах Запада и некоторых странах Востока.

Его увеличение могло привести лишь к росту денежной массы, т.к. импорт

строго регулировался, а купить что-нибудь в магазинах было трудно из-за

нехватки самой продукции. И в середине 1980-х гг. это привело к

необходимости реформирования экономики путем внедрения рыночной экономики -

с помощью хозрасчета, самоокупаемости на предприятиях и т.д. Для этого были

проведены определенные политические изменения, но они не были эффективны -

из-за огромной оппозиции со стороны консерваторов. Вследствие этого новый

тип социализма с рыночным лицом провалился. Последовавший затем развал

социалистического лагеря и самого СССР добавил проблем экономике России.

Дело в том, что экономика России и республик бывшего СССР, а также стран

социалистического лагеря были интегрированы в одну огромную систему.

Поэтому ее развал увеличил во много раз количество экономических проблем.

После провала "социализма с человеческим лицом" единственным выбором стала

"смешанная экономика. Но при переходе к решению широкого комплекса общих

проблем применительно к той или иной стране требуется тщательный учет самых

разнообразных специфических условий их национальных хозяйств. К наиболее

важным специфическим чертам России можно отнести следующие.

Во-первых, специфические стороны менталитете значительной части

населения страны на фоне разнообразия национальных, этнокультурных традиций

и особенностей в образе мышления, связанных с ее многонациональностью:

- исторически сложившаяся иерархичность сознания большей части

населения страны, являвшейся на протяжении многих веков империей,

крестьянский менталитет значительной части ее активно занятого населения и

соответствующие ему культурные традиции (правда, существенно искаженные в

последние несколько десятилетий);

- особо укоренившаяся нерыночность и даже в определенном смысле

антирыночность мышления;

- глубокий след в мышлении и хозяйственной практике страны оставила

практика псевдопланирования. Она выражается в стремлении заформализовать

все стороны социальной и даже личной жизни граждан, в безразличии к

социальному расточительству, порожденному люмпенизацией населения

(насильственным лишением его реальной собственности), в значительной

степени квазиинформативности информационных систем (особенно в случаях,

когда речь идет о состоянии хозяйства), отсутствии заинтересованности

существенной части населения в получении правдивой информации, в

неспособности или нежелании критического анализа и практического

использования информации.

Во-вторых, огромные масштабы страны с широкой гаммой природно-

географических и климатических условий, обусловливающие прежде всего

огромную инерционность хозяйственного потенциала.

В-третьих, специфическая уникальная многонациональность, выражающаяся

в том, что, по существу, страна представляет собой совокупность

национальных этнокультурных регионов, скрепленных единой системой самых

разнообразных связей - социальных, политических, экономических и др.

Эти три главные черты дополняются другими, по сути, вытекающими из них

производными - особенностями условий переходного периода, заставляющими с

большой осторожностью и тщательным расчетом подходить к проблеме

восстановления естественно-национальной хозяйственной модели в России.

Среди производных специфических черт можно выделить следующие:

- ускоренность плановых структур и глубокая милитаризация хозяйства,

носящая крайне экстенсивный характер, и связанная с этим гигантская

диспропорциональность в наиболее важных аспектах: "потребление -

накопление", "военная - гражданская сферы производства", "промежуточный -

конечный продукт" и др.;

- низкие технический и технологический уровни гражданского

производства, связанные с неповоротливостью и закостенелостью хозяйственной

системы, высокая степень обветшания основных фондов, их физический и

моральный износ (последнее связано с ресурсорасточительством и

экологической безопасностью);

- доведенное до крайней степени нищеты состояние социальной сферы,

выражающееся в общей нищете большей части населения при значительных

разрывах в доходах на душу населения по различным группам, а также и весьма

опасном экологическом состоянии среды;

- политическая нестабильность, особенно характерная для последнего

времени, отсутствие практических основ для достижения социального и

национального согласия, угрожающая социальной стабильности эрозия

вертикальной ответственности в политической, экономической и социальной

сферах жизни.

Учитывая все эти психологические, социальные и экономические

особенности России, нетрудно понять, что бросать ее в стихию рынка опасно -

это может вызвать катастрофу как в политическом, так и в экономическом

плане. Но и затягивание введения реформ чревато не меньшими опасностями.

Что же мешает России жить в рынке? Однозначно, рыночные механизмы не

действуют потому, что существует монополия государства почти во всех

отраслях. Конечно же, существуют и многие другие причины, например,

неотработанность ценового механизма регулирования, отсутствие

организованного рынка средств производства, сырья и пр. Это не может не

оказывать влияние на эффективность производства и сбыта продукции. Но

проблема монополизма стоит на пути всех преобразований в российской

экономике. Из этого следует, что ключевым моментом реформ и перехода к

рыночной системе экономики является приватизация государственного имущества

и фондов. Если это передать предпринимателям, конкурируя между собой в

борьбе за покупателей и расширяя сектор экономики, рассчитанный на

производство товаров потребления, будут направлять ресурсы в наиболее

эффективные отрасли. В результате установится регулирующая роль цен, что

будет способствовать повышению значения рынка для экономики.

Но для того, чтобы вся рыночная система функционировала, нужно сделать

гораздо больше, чем просто отдать капитал в руки людей. Нужно создать

определенные условия со стороны государства для помощи этим людям: льготные

кредиты, эффективное налогообложение и др. Нужно обуздать инфляцию и

укрепить национальную валюту, отрегулировать банковское дело как основной

источник кредитов в рыночной экономике. Следует выработать эффективную

внешнеторговую политику, которая не сковывала бы деятельность отечественных

предпринимателей и не сдерживала бы приток капитала из-за рубежа. А чтобы

ресурсы распределялись эффективно, необходимо стимулировать развитие бирж -

как фондовых, так и сырьевых, и биржи труда.

Перечисленные пункты должны были быть включены в программу перехода к

рыночной системе. Однако политическая нестабильность сильно повлияла на

проведение экономических реформ, и их ход замедлился.

Одним из направлений реформирования экономики России может стать

внедрение в практику теории «полюсов роста», которая уже апробирована в

Индии и принесла ощутимые результаты. Своеобразными полюсами роста в России

могут стать свободные экономические зоны.

2. Роль и место свободных экономических зон в экономике Российской

Федерации

2.1 Сущность и принципы функционирования свободных экономических зон

В соответствие с документами международной конвенции по упрощению и

гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 год) под свободной

зоной (или «зоной – франко») понимается часть территории страны, на которой

товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной

таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности») и поэтому

не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными

словами, свободная экономическая зона (СЭЗ) – это часть территории страны с

особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное

законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в

СЭЗ, охватывая следующий круг вопросов: таможенное регулирование;

налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую

деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе – касающееся

прав собственности на землю); предоставление концессий; управление

свободной зоной. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты

трудового и социального законодательства.

В современном мире понятие СЭЗ отражает различные формы либерализации

экономики, приоритетные направления которой исторически изменялись. Когда

основы международных экономических отношений была торговля, это

способствовало развитию зон беспошлинной торговли (порто – франко), вольных

городов и торговых союзов (Ганза), где создавались условия для высокой

оборачиваемости капитала. Например, зона порто – франко Триест (Италия) –

долгожительница в Европе, насчитывающая свыше 270 лет. В настоящее время в

мире свободный порт находится в Вольном и Ганзейском городе Гамбурге.

С середины XX века в международных экономических отношениях на первое

место вышло совместное предпринимательство, что обусловило создание СЭЗ,

осуществляющих производственную деятельность, в том числе экспортно-

промышленных зон. Смешанный капитал усиливает взаимосвязь национальных

экономик и служит гарантом мирового сосуществования государств. Экспортно-

промышленные зоны создаются, как правило, в развивающихся странах, где

основными факторами размещения является низкая арендная плата за землю,

дешевая рабочая сила и отсутствие экологических ограничений. В связи с

ужесточением экологического законодательства в развитых капиталистических

странах, расходы на охрану окружающей среды, например, в черной и цветной

металлургии США составляют примерно 15% общего объема капиталовложений,

тогда как в развивающихся странах – в несколько раз меньше.

В связи с возрастанием роли финансового капитала в международных

экономически отношениях получили развитие банковские зоны и оффшорные

центры, где на первом месте уже не производство, а коммерческая,

финансовая, управленческая, страховая деятельность.

В эпоху научно-технического прогресса появилось следующее поколение

СЭЗ, соединивших науку и производство высоких технологий – научно-

технические зоны или технополисы (технопарки, технологические деревни,

инновационные центры). Первый технополис был создан вблизи Сан-Франциско в

кремниевой долине (Силикон-Велли). В Японии реализуется проект технополиса

третьего тысячелетия, где предпринята попытка соединить стратегию

интеллектуализации хозяйства с национальными культурно-историческими

традициями.

Усиливается роль культурно-исторических традиций в общественном

развитии и экономическом росте, что проявляется в тенденциях создания новых

центров технологического развития, таких как Кордова, Севилья, Гуанджоу,

Стамбул.

Таким образом, СЭЗ- своеобразные локальные модели мирохозяйственного

процесса, где в первую очередь проявляются тенденции будущего развития

экономики. Восхождение к будущему исторически шло от свободного торгового

капитала к промышленному, финансовому и, наконец, к высоким технологиям с

опорой на духовный мир, традиционную модель.

Либерализация международных экономических отношений сопровождается

усилением процесса регионализации, когда наряду с относительно

ограниченными по размерам СЭЗ формируются новые экономические пространства:

территориально (например, Европейское сообщество) и «земноводные»

включающие моря и приморские государства (Балтия, Черноморский район

экономического сотрудничества, Азиатско-Тихоокеанское экономическое

сообщество), что способствует не только решению мирохозяйственных, но и

экологических проблем.

Свободные экономические зоны – рубежные полюса либерализации

международных экономических отношений, локальные модели мирохозяйственной

интеграции. Понятие СЭЗ трансформировалось в соответствие с изменением

приоритетных форм либерализации экономики, исторически от древнегреческих

полисов к средневековым вольным торговым городам и порто – франко, к зонам

совместного (производственного) предпринимательства, финансово-банковской и

высоких технологий – технополисам, в название которых отражена историческая

преемственность. В современных крупных СЭЗ, как правило, присутствуют все

эти формы либерализации экономики.

В зависимости от конкретной общественно-политической обстановки

выработалась стратегия создания свободных зон:

- От древнегреческих полисов и средневековых европейских вольных

городов к культуре рыночных отношений и правового открытого

общества;

- Восточная модель вольных городов в целях консолидации нации

(средневековая Япония и современный Китай);

- Рубежные свободные зоны экономического сотрудничества между

странами различных этнокультурных регионов мира с неоднородным

социальным временем (Сингапур, Гонконг и др.)

- Международные экономические пространства (зоны свободной

торговли и др.). (22).

Характерными чертами свободных экономических зон являются следующие:

1. применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:

- внешнеторговых (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин,

упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

- фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных

видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу

(прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее

компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную

плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы

постоянного или временного освобождения от налогообложения;

- финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых

как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных

государственных кредитов, так и косвенно – в виде установления

низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за

пользование земельными участками и т.п.

- административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий,

режима въезда – выезда иностранных граждан.

2. наличие локальной, относительно обособленной системы управления

зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком

экономическом спектре;

3. всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной

власти.

В мировой практике существует множество разновидностей СЭЗ. Вместе с

тем, общепринятой типологии свободных зон в настоящее время не существует.

Их возможная классификация приведена в приложении 1.

Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны,

предъявляются соответствующие требования к ее размещению. К наиболее общим

из них относятся:

- благоприятное транспортно-географическое положение по отношению

к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных

коммуникаций;

- развитый производственный потенциал, наличие производственной и

социальной инфраструктуры;

- существенный по запасам и ценностям природно-ресурсный потенциал

(в первую очередь – запасы углеводородного сырья, цветных

металлов, лесных ресурсов и т.д.).

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют,

как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, (а в

России, в том числе, - и к бывшим союзным республикам), а также располагают

морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью

(железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными,

научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных

природных ресурсов.

В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в

районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально

развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но

позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы

(укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и

др.).

2.2 Свободные экономические зоны России и проблемы их функционирования

Свободной экономической зоной России является территория, на которой

устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных

инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных

предприятий и граждан. Порядок осуществления хозяйственной деятельности

иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями и условия

льготно-экспортно-импортно-таможенного, налогового, валютного, банковского,

визового, трудового и других видов регулирования в зоне устанавливаются

законодательством Российской Федерации, а также решением соответствующих

местных органов власти. СЭЗ создаются для ускорения социально-

экономического развития России и ее регионов, комплексного освоения

природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей,

расширения производства высококачественной и импортозаменяющей продукции на

основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества

с зарубежными странами.

Создание свободных экономических зон способствует решению следующих

задач:

- • привлечению в экономику Российской Федерации иностранного

капитала, технологий, форм и методов организации труда;

- • формированию рыночной инфраструктуры для расширения

международных экономических связей (в том числе валютно-

кредитных, страховых, транспортных, информационных), позволяющих

использовать зоны как посредника между мировой экономикой и

мировым рынком и отечественным хозяйством;

- • развитию экспортной базы и росту валютных поступлений;

- • ускорению внедрения научно-технического прогресса за счет как

зарубежных, так и отечественных научных разработок и "ноу-хау" и

передачи их для широкого использования на внешний рынок и в

Российскую Федерацию;

- • апробации на зональном уровне новых форм хозяйствования;

- • практическому обучению отечественных специалистов приемам и

методам международного бизнеса.

Исходя из задач формирования той или иной зоны предъявляются

соответствующие требования и к ее размещению. К требованиям общего порядка

по размещению свободных экономических зон относятся:

- • благоприятное транспортно-географическое положение по

отношению к внешнему и внутреннему рынкам (ему отвечают, как

правило, территории, отличающиеся приграничным положением и

располагающие развитыми транспортными коммуникациями, особенно

портовые города);

- • развитый производственный потенциал наличие производственной и

социальной инфраструктуры;

- • наличие территории, располагающей уникальным по запасам и

ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь

запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных

ресурсов и т.д.).

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют,

как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, в

том числе и бывшим союзным республикам, а также располагают морскими

торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной,

автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и

культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных

ресурсов. В отдельных случаях создание СЭЗ целесообразно и в районах нового

хозяйственного освоения, не располагающих развитой промышленностью,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.