реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Рынок: необходимость, сущность и пути перехода. Реферат.

* — рынок непродовольственных товаров;

* — рынок услуг;

* рынки факторов производства:

* — рынок рабочей силы (рынок труда);

* — рынок средств производства;

* — рынок сырья; рынки недвижимости:

* — рынок жилья;

* — рынок земли; финансовый рынок:

* — фондовый рынок;

* — денежный рынок;

* — фьючерсный рынок или рынок срочных контрактов; информационный рынок;

* — рынок духовно-интеллектуального продукта.

На рынке потребительских товаров происходит купля-продажа предметов

потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель,

поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя — домашние хозяйства.

В зависимости от объектов продаж такой товарный рынок подразделяется на

рынок продовольственных товаров и промышленных товаров. Рынок

продовольственных товаров, или продовольственный рынок, как ясно из

названия, предназначен для продажи продавцами и приобретения покупателями

продуктов питания, продовольствия.

Рынок промышленных (непродовольственных) потребительских товаров

предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления,

включая одежду, обувь, головные уборы, предметы галантереи и парфюмерии,

бытовые товары, предметы хозяйственного обихода, мебель, культтовары,

книги и письменные принадлежности, лекарства, отдельные виды строительных

материалов, транспортные средства личного и семейного пользования и другие

товары аналогичного назначения.

Рынок услуг (бытовых, коммунальных, информационных) охватывает платные

услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, химчистки,

парикмахерские, бани, транспортные услуги, услуги связи, охрана),

коммунальные услуги (водоснабжение, теплоснабжение, энергоснабжение,

газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание

нормального функционирования домов и квартир) и прилегающие к ним услуги

по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги (справки,

реклама, размножение информации, консультирование, нотариат, оповещение,

подготовительное обучение) обслуживании.

Особой категорией рынка недвижимости выступает земля как объект личной

собственности, приобретаемой домашними хозяйствами для непроизводственного

назначения.

Рынок рабочей силы — это свободная продажа каждым трудоспособным человеком

своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Такой рынок

корректнее называть рынком труда и рабочих мест. Обладатель рабочей силы,

то есть способностей к труду, использует на рынке труда право продажи

рабочей силы по рыночной цене с закреплением акта купли-продажи в трудовом

контракте между нанимателем и наемным работником. В наиболее явной форме

рынок рабочей силы проявляется в виде бирж труда.

Финансовый рынок отражает спрос и предложение финансовых средств, то есть

денег, валюты, акций, облигаций и других ценных бумаг. На рынках такого

типа одни деньги и денежные средства продаются за другие. Финансовый рынок

— не просто обменный, позволяющий покупать и продавать денежные средства,

он призван обслуживать товарные рынки и рынок услуг, формировать и

обеспечивать товарно-денежные отношения во всем многообразии их

проявлений. Преимущественно операции на валютном рынке осуществляют в

наибольших банковских и валютно-биржевых центрах Лондона, Нью-Йорка,

Цюриха, Токио и других городах. Рынок ценных бумаг, иначе говоря,

фондовый рынок является основной частью финансового рынка и представляет

собой форму купли-продажи ценных бумаг. Он подразделяется на первичный

рынок, где происходит размещение новых выпусков ценных бумаг, и вторичный,

предполагающий перепродажу ценных бумаг.

Денежный рынок — это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд

финансовых учреждений. Основными элементами денежного рынка выступают

спрос на деньги и предложение денег. Этими факторами определяется цена

ссудного денежного капитала, которым торгуют на денежном рынке.

Особенностью денежного рынка является тот факт, что сделки, происходящие

на этом рынке, опосредуются коммерческими банками.

Информационный рынок представляется целесообразным выделить особо. Товаром

на подобном рынке выступает специфический продукт — информация, значение

которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за

последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле

слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной

и иной информации.

Рынок духовного, интеллектуального продукта распространяет свое действие

на знания, культурные ценности, информацию, произведения искусства. По

сути рассмотренный выше рынок инноваций есть часть более обширного рынка

интеллектуального продукта, творений человеческой мысли.

К рынку интеллектуального продукта следует отнести куплю-продажу услуг

культуры, образования, здравоохранения, а также любого информационного

продукта, возникающего в результате духовной деятельности.

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие

на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки

на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об

общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и

услуг которые поставляются на рынок.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер,

собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и

выдаю-щий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству,

которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять

собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Функция посредническая. Экономически обособленные производители в условиях

глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и

обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически

невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная

технологическая и экономическая связь между конкретными участниками

общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно

развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального

поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки,

послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу

предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Функция ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги

одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых

затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их

согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение

общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ.

Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой,

чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

Функция регулирующая - самая важная. Она связана с воздействием рынка на

все сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок дает ответы на

вопросы, столь остро поставленные П. Самуэльсоном: что производить? Для

кого производить? Как производить? Рынок немыслим без конкуренции.

Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу

продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс,

повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива

капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики,

стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и

поддержание конкурентной среды - одна из важнейших задач государственного

регулирования в странах с развитой рыночной системой.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и

предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена - это сигнал к

расширению производства, падает цена - сигнал к его сокращению. В

результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению

более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует

регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит:

«Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует

собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к

цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои

собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам

общества, чем тогда, когда сознательно стремиться служить им».

Функция санирующая. Рыночный механизм - это не благотворительная система.

Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение,

беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает

общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных

хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и

эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень

устойчивости всего общественного хозяйства в целом.

Структура рынка - это основные характерные черты рынка, к числу которых

относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров

разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность

рыночной информации.

1.3. Структура рынка

1) Рынок совершенной конкуренции

Наивысшей конкурентностью обладает рынок, где полностью отсутствует

возможность влияния участников рыночного процесса на условия реализации

продукции и прежде всего на цены. Такой рынок именуют свободным или чисто

конкурентным, иногда его называют рынком с атомистической структурой.

Режим рынка свободной конкуренции определяется следующими признаками:

а) количество как продавцов, так и покупателей настолько велико, что ни

один из них и ни одна группа не способны существенно повлиять на рыночные

процессы, прежде всего на цены.

б) всеми продавцами предлагаются для продажи одинаковые, идентичные по

свойствам товары и услуги, так называемый стандартизированный товар,

который не предполагает индивидуальных характеристик товара, особых

товарных знаков и марок.

в) все продавцы и покупатели обладают полным объемом рыночной информации

(о ценах, товарах, спросе, предложении);

г) покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и покидать его в

силу отсутствия каких-либо законодательных, финансовых, технологических

ограничений, барьеров;

д) все материальные, финансовые и прочие ресурсы абсолютно мобильны,

участники рынка могут свободно привлечь нужные ресурсы.

А так как на рынке совершенной конкуренции условия продаж заданы, все его

участники находятся в равноправном положении и никто из его участников не

в состоянии повлиять на равновесную цену, то соревнование между ними

возникает в стремлении продать больше своего товара по более низкой,

«своей» цене при прочих равных условиях.

Продавец и стоящий за ним производитель товара могут улучшить свои позиции

на подобном рынке лишь путем уменьшения затрат на производство продукции.

Производитель, снижающий издержки производства, обладает возможностью

снизить цену, сохранив прибыль, получаемую при продаже каждой единицы

товара. Благодаря снижению цены он увеличивает объем продаж и получаемую

прибыль до тех пор, пока другие производители и продавцы такого товара

также не снизят цену. Таким образом, благодаря свободной конкуренции на

рынке достигается одновременный выигрыш производителя (продавца) и

покупателя (потребителя), приобретающего товары по более низким ценам.

Большинство реально функционирующих рынков отличаются от идеальной модели

совершенной конкуренции. Отдельные производители или их объединения в

состоянии воздействовать на условия продажи, в частности на цены. Поэтому

все рынки несовершенной конкуренции называют «рынками делателей цен».

Основным отличием их выступает степень монополизации.

2) МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

а) Множеством мелких фирм

б) Неоднородностью продукции

в) Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли)

г) Несколько ограниченным доступом к информации

На рынке монополистической конкуренции в значительной степени соблюдается

принцип разнообразия товаров, производимых разными фирмами.В общем виде

монополистическая конкуренция представляет собой рыночную структуру, в

которой относительно большое число продавцов (несколько десятков фирм)

предлагает для продажи схожую, но не идентичную продукцию. При этом каждая

из фирм, представленных на рынке монополистической конкуренции, может

чувствовать себя относительно независимо, не придавая значения реакции

других фирм. Примером такой отрасли может служить производство верхней

одежды, обуви, парфюмерно-косметических товаров, книгоиздание, туризм.

Производители в условиях монополистической конкуренции обладают

ограниченной степенью контроля над ценами в силу того, что покупатели и

продавцы не связаны стихийно, а покупатели своими предпочтениями

определяют необходимость и цену той иной продукции. Й еще один штрих,

характеризующий монополистическую конкуренцию, — легкость вступления в

отрасль новых фирм.

3)ОЛИГОПОЛИЯ (ДУОПОЛИЯ) ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

а) Небольшим числом крупных фирм

б) Неоднородностью (или однородностью) продукции

в) Возможными затруднениями при входе (из отрасли)

г) Несколько ограниченным доступом к информации

Наиболее типичен для современной рыночной экономики олигополистический

рынок (от греческого oligos — немногие и poleo — продаю). Такой рынок

обычно представлен несколькими относительно крупными и близкими по

масштабу продаж и степени влияния участниками. Главный определяющий

признак олигополии — немногочисленность, ограниченное число господствующих

на рынке продавцов (производителей).

Хотя нет четкого количественного критерия олигополии, обычно число фирм на

олигополистическом рынке не превышает десяти и колеблется в пределах от

трех до десяти. Четыре крупнейшие корпорации в США выпускают 80% моющих

средств, 90% сигарет, 70% швейных машин. Олигополистические признаки чаще

всего отмечаются в автомобильной, фармацевтической, электронной,

химической промышленности.

ГЛАВА 2. ПУТИ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1. Закономерности перехода к рынку

В России радикальную экономическую реформу начало в 1992 г. либеральное

правительство, исповедовавшее идеи монетаризма и «шоковой терапии». Но

подлинной «шоковой терапии» в нашей стране никогда не было. Как отмечалось

выше, «шоковая терапия» предполагает бездефицитный бюджет, тогда как на

протяжении 1992-1998 гг. бюджет ежегодно сводился с дефицитом 5-10% ВВП.

Кроме того, правительство не ограничивало заработную плату, что привело к

возникновению классической инфляционной спирали «цены - заработная плата».

С середины 1992 г. государство увеличило эмиссию денег и расширило

кредитование народного хозяйства. Все это растянуло финансовую

стабилизацию в России на четыре года, что, естественно, совершенно не

укладывается в концепцию «шоковой терапии».

Выбор, который большинство стран с переходной экономикой делают в пользу

«шоковой терапии», обусловлен объективными факторами. На начальном этапе

переходного периода обычно нет условий для постепенных преобразований,

направляемых государством. Денежный навес, стремительная инфляция и развал

экономики в этот период сопровождаются распадом старых органов

государственного управления, что делает едва ли возможным осуществление

последовательного экономического курса. Только немногие страны,

обеспечившие плавный переход от государственности советского типа к новому

демократическому государственному устройству или, напротив, подобно Китаю

сохранившие нетронутыми государственные институты, сумели обеспечить

последовательность и постепенность рыночных преобразований.

Обобщая опыт первых лет реформ, ученые пришли к выводу, что выбор

концепции трансформации во многом зависит от исходного состояния дел в

стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет

сила государственных институтов, т. е. способность государства, после

начального этапа распада старых органов управления и создания новых

органов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период,

некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут

рассматриваться как закономерности. Их три: yтрата государством функций

единоличного распоряжения экономическими ресурсами; бюджетный кризис;

трансформационный спад.

Как видим, эти закономерности носят в основном отрицательный характер и

находят выражение в кризисах. Это связано с тем, что в переходный период

экономика переживает чрезвычайно болезненные перемены. Но только осознание

неизбежности этих кризисов и их быстрое преодоление дает возможность

создать рыночную экономику.

Главная закономерность переходного периода - утрата государством функций

единоличного распоряжения ресурсами. Как известно, в период

командно-административной системы государство было единственным

собственником и всесильным распорядителем всех материальных богатств

общества. Теперь значительная часть имущества переходит в частную

собственность, и государство теряет монопольную власть на принятие

экономических решений.

Это ведет к принципиальным изменениям положения государства в экономике.

Оно имеет три основных аспекта. Первый аспект состоит в следующем.

Трансформация должна привести к такому положению, при котором государство,

будучи источником экономического законодательства, действует согласно

установленным им же законам. Это значит, что после принятия закона все

государственные органы должны руководствоваться законом и в случае

нарушения подвергаться санкциям - подобно частным компаниям и гражданам.

Вторым аспектом изменения положения государства является формирование

нового инструментария для воздействия государства на экономику.

Третьим аспектом является необходимость компенсации фиаско, или провалов,

рынка. Это заставляет государство заниматься некоторыми производственными

функциями, а также финансировать социальную сферу, фундаментальную науку,

охрану окружающей среды.

Вторая закономерность переходного периода - бюджетный кризис. Он тесно

связан с изменением положения государства в экономике. За десятилетия

господства командно-административной системы в нашей стране созданы мощная

промышленность, сильная армия и большая социальная сфера, которые целиком

и полностью финансировались государством. После начала реформ потребность

в их финансировании со стороны государства сохранилась на очень высоком

уровне. Основная часть средств бюджета направляется на погашение

обязательств перед работниками бюджетной сферы и содержание армии,

здравоохранения, образования и социального обеспечения. Этих средств,

однако, не хватает, что порождает хроническую и многомесячную

задолженность государства по выплате заработной платы.

Несмотря на неизбежность бюджетного кризиса, обусловленную объективным

несоответствием между доходами и расходами бюджета в переходный период,

кризис можно было бы значительно смягчить, проведя своевременные реформы

здравоохранения, армии, жилищно-коммунального хозяйства и других сфер,

которые финансируются в основном за счет бюджета. Ведь кризис усугубляется

тем, что скудные государственные средства расходуются крайне

нерационально.

Третья закономерность переходного периода - это трансформационный спад.

Данный термин был введен в научный оборот венгерским ученым Яношем Корнаи,

который утверждает, что в переходный период экономика переживает глубокий

кризис, вызванный отсутствием координации между экономическими агентами.

Это связано с тем, что прежние, плановые механизмы координации

хозяйственной деятельности уже разрушены, а новые, рыночные механизмы

координации еще слабы или отсутствуют вообще.

Наконец, третья закономерность постсоциалистической трансформации - это

интеграция в мировое хозяйство. Искусственная изоляция советской экономики

от мирового рынка явилась одной из главных причин отставания нашей

промышленности по качеству и технологическому уровню продукции.

Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуществами

международного разделения труда. Закрытость экономики сопровождалась

автаркией, т. е. формированием самодостаточной экономической системы, в

которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие

виды продукции было дешевле купить за рубежом. Советские предприятия не

сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению

качества и расширению ассортимента своей продукции. 3акрытость экономики

всегда ведет к упадку промышленности и экономической отсталости. В

современном мире нет ни одной развитой страны, которая была бы изолирована

от мировой экономики.

* 2.2. Завершение и последствия переходного периода

За годы реформ российская экономика претерпела принципиальные изменения

двух типов: институциональные, выражающиеся в возникновении и укреплении

рыночных институтов экономической деятельности; вещественно-структурные,

нашедшие выражение в падении валового продукта более чем в два раза по

сравнению с началом 1990-х гг., резком сокращении доли обрабатывающих

отраслей в структуре промышленного производства и росте доли услуг в ВВП.

Реформы, таким образом, привели к прогрессу с точки зрения

институциональной трансформации и глубокому кризису с точки зрения объема

и структуры экономики. Среди институциональных реформ ведущее место

занимает приватизация. Приватизация - это платная или бесплатная передача

государственного имущества частным владельцам. Как процесс изменения

отношений собственности, приватизация привела к изменению самой природы

российской экономики. Она перестала 6ыть государственной, плановой

экономикой, и превратилась в рыночную экономику, опирающуюся на

деятельность независимых экономических субъектов.

3начение приватизации состоит еще и в том, что она позволяет привлечь

частные инвестиции и сформировать так называемого эффективного

собственника. Эффективный собственник- это физическое или юридическое

лицо, обладающее всей полнотой прав собственности на предприятие,

заинтересованное в его развитии и способное осуществлять необходимые для

этого инвестиции. Наконец, приватизация преследует и фискальные цели, т.е.

пополнение бюджета за счет продажи государственной собственности.

В 1997 г. предприятия распределялись по формам собственности следующим

образом: государственные - 9%, муниципальные - 7%, в собственности

общественных организаций - 5%, в смешанной и иностранной собственности -

10%, частные - 68°/о. Хотя частная собственность в России еще очень молода

и зачастую недостаточно четко отделена от государственной, такая высокая

доля частных предприятий свидетельствует о необратимых изменениях в

структуре собственности в нашей стране.

Вплоть до середины 1998 г. другим бесспорным успехом реформ считалась

финансовая стабилизация. Это нашло выражение прежде всего в преодолении

гиперинфляции 1992-1993 гг. и снижении индекса потребительских цен до

11°/о в 1997 г. Обуздание инфляции сопровождалось стабилизацией валютного

курса и снижением ставки процента за банковский кредит. Удешевление

кредита давало надежду на то, что промышленные предприятия начнут брать

деньги в банках для осуществления производственных инвестиций.

Самый неблагоприятный ход реформ - в сфере реального производства. Как уже

говорилось, по сравнению с началом 1990-х гг. объем производства

сократился более чем в два раза. Но при этом необходимо отметить быстрый

рост сектора услуг, в том числе финансовых, как одного из немногих

позитивных сдвигов в российской экономике.

Кризис 1998 г. подвел черту под начальным периодом постсоциалистического

реформирования в России и требует реализации более продуманной и

взвешенной стратегии преобразований. Однако, темпы экономического роста с

конца 2001 г. стали замедляться, и причина здесь не только в изменении

положения дел на мировом рынке энергоресурсов после трагических событий в

США 11 сентября 2001 г. Многие проблемы российской экономики по-прежнему

ждут своего решения. Прежде всего, следует отметить, что инфляция

по-прежнему остается весьма высокой (12-18%), если сравнивать ее годовые

темпы с аналогичными показателями в странах Европейского Союза и США.

Сложившаяся к настоящему времени социально-экономическая система России

характеризуется высокими административными барьерами, засильем и

произволом чиновничества, препятствующего осуществлению подлинных рыночных

реформ и обеспокоенных лишь извлечением статусной, или административной

ренты. Не случайно для правительства Российской Федерации стала насущной

разработка системы мероприятий по дебюрократизации экономики.

* ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том,

что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому

тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство

тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она

диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов

для производства и способствует разработке и внедрению новых, более

эффективных технологий производства. Короче говоря, поборники рыночной

системы доказывают, что \\\"невидимая рука\\\", таким образом, управляет личной

выгодой, что она обеспечивает общество производством наибольшего

количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это, следовательно,

предполагает максимальную экономическую эффективность. Именно эта

презумпция эффективности распределения заставляет большинство экономистов

сомневаться в необходимости правительственного вмешательства в

функционирование свободных рынков, или правительственного регулирования их

операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится

вынужденным.

Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то

обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы. Одна из

фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как

координировать экономическую деятельность множества индивидов и

предприятий. Известно, что существует два способа осуществления такой

координации: один - это централизованное и использование мер принуждения;

другой - это добровольное сотрудничество через посредничество рыночной

системы.

На основании предыдущих двух разделов данной курсовой работы можно сделать

краткие выводы:

1. Рынок представляет собой способ координации действий экономических

субъектов, обеспечивающий согласование их экономических интересов на

основе ценовой системы и конкуренции. Для рыночной связи свойственны

равноправное положение участников, применение принципа экономической

выгоды, полная экономическая ответственность участников за свои действия.

2. Рынок обеспечивает доведение готового товара до потребителя, снабжение

производства ресурсами, установление соответствия произведенного продукта

и затрат на него общественным потребностям, распределение ресурсов и

конечных товаров.

3. Осуществляя координацию спроса и предложения, рыночный механизм

обеспечивает согласование интересов продавца и покупателя путем достижения

равновесной цены и равновесного количества. Равновесная цена может

изменяться вследствие изменения спроса и предложения, сдвигающего кривые

на графике и перемещающие точку их пересечения.

4. Главными условиями формирования рыночной связи выступают наличие на

рынке свободных предпринимателей и конкуренция.

5. Рынки можно классифицировать по географическому фактору, объектам

купли-продажи, соотношению спроса и предложения, уровню конкуренции.

6. Рынок выдвигает определенные требования к личным качествам и поведению

экономических субъектов: инициативность, самоответствен-ность, умение

распорядиться свободой, готовность к риску и др.

Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип:

\\\"Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической,

хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их

общественной опасности\\\". Следует отметить, что в рынке реализуется и

принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства,

где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными

отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в

экономике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев Е.П. «Современное развитие экономики России» // Мировая

экономика и международные отношения. 1999. №1. С. 25-31.

2. Аукуционек С.П. Современный рынок // ЭКО 2001 №5 - с. 12-15.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М., 1996.

4. Борисов Е. Ф. Проблемы развития экономики нашей страны.// Социально -

политический журнал. - 1999. - № 3 . - С. 76.

5. Большаков С.В. Естественные монополии: финансовое положение // Деньги и

кредит 2000 №4. - с. 33-34.

6. Воронов А. Конкуренция в 21 веке // Маркетинг, 2001 №5. - с. 6-9.

7. Зубко Н. М. Основы экономической теории. - М., 1999.

8. Иохин В.Я. Экономическая теория - М., 2001.

9. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс . -М., 1992.

10. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. - М., 1999.

11. Маневич В.А. О закономерностях становления рынка.// Вопросы экономики.

- 2001. - № 3. - С. 140.

12. Монополизм и конкуренция в России. Балайдина В. С. Михайленко А. М.

Аудиториум. М., 2000.

13. Райзберг Б. А. К рынку через поиски и сомнения. // Знание. - 2001. - №

4

14. Рыночная экономика: выбор пути. - М.: Профиздат, 1991.

15. Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 1986

16. Современная экономика. Лекционный курс. - Ростов-на-Дону: Феникс,

2003.

17. Социально-экономические проблемы России. Справочник. / под редакцией

Бойко Т. М. - Спб.: Норма, 1999.

18. П.Самуэльсон, В.Нордхаус \\\"Экономика: учебное пособие для вузов по

экономическим направлениям и специальностям\\\": Пер. с англ. - М: изд-во

\\\"БИНОМ\\\", 1997.

19. Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной

экономике \\\\\\\\ Вопросы экономики №2. 2002. - с.23-26.

20. Экономика. Учебник./Под. ред. А.С. Булатова. - М., 1994.

21. Экономическая теория, учебник. /Под редакцией доктора экономических

наук, профессора И.П. Николаевой. - М., 2000.

22. Экономика переходного периода. /Под редакцией В. В. Радаева, А. В.

Бузгалина. - М., 1995.

23. Экономика: Учебник. /Под ред. дэн А. И. Архипова, дэн А. Н.

Нестеренко, кэн А. К. Большакова. - М., 1998.

24. Экономическая теория. /Под гл.редакцией А. И. Добрынина. М., 1999.

25. Юданов А.Ю. Конкуренция - М.: Экономика, 2000.

* Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс . -М., 1992.

Юданов А.Ю. Конкуренция - М.: Экономика, 2000.

* Экономическая теория. /Под гл.редакцией А. И. Добрынина. М., 1999.

Иохин В.Я. Экономическая теория - М., 2001.

Иохин В.Я. Экономическая теория - М., 2001.

Андреев Е.П. «Современное развитие экономики России» // Мировая экономика

и международные отношения. 1999. №1. С. 25-31.

Экономическая теория, учебник. /Под редакцией доктора экономических наук,

профессора И.П. Николаевой. - М., 2000.

Экономика переходного периода. /Под редакцией В. В. Радаева, А. В.

Бузгалина. - М., 1995.

Экономика переходного периода. /Под редакцией В. В. Радаева, А. В.

Бузгалина. - М., 1995.

* * * * * * * * * * * * * 2

* * * * * * * * * *

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.