реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Рынок: сущность, функции и структура

конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль

формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение

наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание

конкурентной среды - одна из важнейших задач государственного

регулирования в странах с развитой рыночной системой.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение

спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена-

это сигнал к сокращению производства, падает - сигнал к

сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей

приводят к установлению более или менее оптимальных экономических

пропорций.

На рынке действует регулирующая «невидимая рука», о

которой писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой

собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом

случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не

входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он

часто более действенным способом служит интересам общества, чем

тогда, когда сознательно стремится служить им» (Смит А.

Исследование о природе и причинах богатства народов. М.,1962).

В современных условиях экономика управляется не только

«невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако

регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом

определяя сбалансированность народного хозяйства.

Стимулирующая функция состоит в побуждении

производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с

наименьшими затратами и получением достаточной прибыли,

стимулировании научно – технического прогресса и на его основе –

интенсификации производства и эффективности функционирования всей

экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для

развития экономики. «Без давления рынка работники предприятия

будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее

популярных и менее требовательных людей» (О.Шик), а в результате

произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального

материального благосостояния.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это

установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При

этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на

производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет

затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством

определения не только количества затраченного труда, но и его

пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты,

только их согласен оплатить покупатель.

Контролирующая функция рынка выполняет роль главного

контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется,

в какой мере нуждам покупателей соответствует не только

количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция обеспечивает встречу

экономически обособленных производителей и потребителей с целью

обмена результатами труда. Также экономически обособленные

производители в условиях глубокого общественного разделения труда

должны найти друг друга и обменяться результатами своей

деятельности. Без рынка практически невозможно определить,

насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и

экономическая связь между конкретными участниками общественного

производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно

развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора

оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее

цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других

параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность

выбрать наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция дает участниками рынка через

постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно

необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и

услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие

операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и

перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и

выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному

пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому

предприятию постоянно сверять собственное производство с

меняющимися условиями рынка.

Санирующая функция - рыночный механизм – это не

благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей

присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к

слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное

производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных

хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более

предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно

повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины

всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение

трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не

превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и

крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и

капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И

все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет

конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.

Функция экономичности предполагает сокращение издержек

обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку

товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов рыночных субъектов

обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу,

сформулированному А.Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты

получишь то, что тебе нужно…» (Антология экономической классики.

Т.1. М.,1993). Экономический интерес продавцов состоит в получении

большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с

наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает

обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной

сделки.

Роль рынка в общественном производстве

Из сущности рынка и его функций логически вытекает и

его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия

«функция рынка» и «роль рынка» тесно связаны между собой. Функция

и роль – это как бы ступени познания одного и того же объективного

процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и

определяет роль категории, которая ей соответствует.

Роль рынка в общественном производстве сводится к

следующему:

1.Выдавать сигнал производству с помощью обратных

«первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует

производить.

2.Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать

сбалансированность экономики.

3.Дифференцировать доходы товаропроизводителей в

соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на

покрытие рыночного спроса.

4.«Санитарная» роль рынка сводится к вымыванию

неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших

производств.

Такова сущность рынка как политэкономической

категории, свойственная в той или иной степени всем этапам

развития цивилизации, но одновременно это сложное социально –

философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической

сферой. Как результат естественно – исторического развития

человеческого общества рынок включает исторические, национальные,

культурные, религиозные, психологические особенности развития

народов, вобравших в себя все богатство многовековых традиций

совместного устройства культурной и экономической жизни. Это

определяет особенности современного рынка и рыночной системы в

различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его

роль в них значительно различается.

Типология, структура и инфраструктура

рынка

Типология рынка

История развития рынка позволяет выделить следующие

типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные

отношения носят случайный, чаще всего товарный характер. Но уже и

здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации

членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех

или иных товаров.

Свободный (классический) рынок характеризуется

следующими чертами:

1.Неограниченное число участников рыночных отношений и

свободная конкуренция между ними.

2.Свободный доступ к любой хозяйственной деятельности

всех членов общества.

3.Полная мобильность факторов производства;

неограниченная свобода передвижения капитала.

4.Наличие у каждого участника полной информации о

рынке (о норме прибыли, спросе, предложении). Осуществление

принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация

индивидуального благосостояния в результате прироста доходов:

продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации.

5.Полная однородность одноименных товаров (отсутствие

торговых марок).

6.Ни один участник свободной конкуренции не в

состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого

неэкономическими методами.

7.Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной

конкуренции.

8.Отсутствуют монополия (один производитель),

монопсония (один покупатель) и государственное регулирование.

Свободный рынок имеет как и преимущества, так и

серьезные недостатки.

Преимущества заключаются в том, что он функционирует

на основе саморегулирующегося механизма, поворачивается к

человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для

капиталовложений в производство. Механизм свободного рынка – это

механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает

эффективное распределение в обществе ресурсов, гибкость и высокую

адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий

рыночных субъектов, повышение качества товаров и услуг. Создается

впечатление, что рынок функционирует почти автоматически, хотя на

самом деле регулирование здесь осуществляется методом проб и

ошибок.

Недостатки свободного рынка:

-рынок приводит к дифференциации в уровне жизни

населения; не обеспечивает социальную «защиту» населения;

социальные последствия – безработица, разорение, бедность

отдельных групп населения; распределение на рынке осуществляется

на основе полученных доходов, а тот, кто не в состоянии получить

этот доход (по состоянию здоровья, старости), обречен на нищенское

существование; рынок не гарантирует стабильного уровня цен, а

также полной занятости населения; трудоустраиваются только те, на

чью рабочую силу имеется спрос.

-механизм свободной конкуренции не обеспечивает

экономику нужным количеством денег для развития производства.

-деятельность свободных конкурентов часто приводит к

нежелательным эффектам (загрязнение окружающей среды, загрязнение

продуктов питания вредными веществами);рынок зачастую игнорирует

потенциально негативные последствия принимаемых решений, а также

не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.

-рынок не создает стимулы для производства товаров и

услуг коллективного пользования, не в состоянии обеспечить

общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которых

никто не получает прибыли (оборона, охрана природы).

-рынок не обеспечивает действенную мотивацию для

фундаментальных исследований; он реализует уже имеющиеся научно –

технические достижения, но не выделяет средства для исследований в

этих областях.

-экономика, функционирующая на основе свободного

рынка, подвержена нестабильному развитию с соответствующими

рецессионными (спад или замедление темпов роста производства) и

инфляционными процессами.

-рынок не распространяется на те виды деятельности,

которые не могут быть подчиненными исключительно коммерческим

критериям (здравоохранение, образование, наука), но необходимы

обществу.

Свободный рынок – это абстракция, в действительности

полной свободы нет и быть не может. Ещё Бухарин Н.И. отмечал, что

хозяйствующий субъект в своих мотивах и действиях зависит от

общественной среды, а Плеханов Г.В. подчеркивал, что свобода

хозяйственной деятельности существует не сама по себе, а является

следствием познания экономических законов и заключается в умении

подчиняться им и наивыгоднейшим образом комбинировать свою

деятельность в соответствии с объективными взаимосвязями.

Итак, не может быть полной экономической свободы, но

должна быть достаточная экономическая свобода, которая

способствует быстрому развитию экономики и которая обеспечивается

развитием нормально, цивилизованного регулируемого рынка.

Регулируемый рынок – это результат цивилизации и

гуманизации общества, когда государство стремится смягчить удары

рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько,

чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и

риску в хозяйственной деятельности. Рынок должен быть

регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его

последствия.

Некоторые авторы да недавнего времени заявляли о

недопустимости термина «регулируемый рынок» на том основании, что

рынок есть саморегулирующаяся система.

Однако рынок может регулироваться:

-с помощью своего собственного рыночного механизма,

элементами которого являются конкуренция, прибыль, цена, спрос,

предложение;

-а также государством прямо и косвенно через

госзаказы, налоги.

Крайне важно найти оптимальное сочетание рыночного и

государственного регулирования (как отмечал В.Леонтьев).

Взаимодействие этих двух сторон регулирования рынка носит

мониторинговый (напоминающий) характер, свидетельствующий об

усилении то собственно рыночного механизма, то государственного

регулирования.

Государство в определенной степени обеспечивает

условия функционирования рынка, и чрезмерное вмешательство

государства в рыночные отношения приводит к их деформации.

Можно выделить следующие основные черты деформации

рынка в условиях административно – командной системы хозяйства:

-отсутствие многочисленных рыночных субъектов,

организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм

собственности;

-чрезмерная централизация в распределении товарных

ресурсов и их движений, отсутствие самостоятельности в

коммерческой деятельности;

-монополизм производителя и торговца;

-несбалансированность спроса и предложения;

-чрезмерный рост цен, безудержная инфляция, нарушение

денежного обращения, бюджетный дефицит;

-расцвет теневой экономики, «серого» и «черного»

рынков;

-попытка усиления региональных рынков, разгул

центробежных сил;

-расцвет бартерных сделок вместо более развитых

товарно – денежных отношений;

-деформация экономических интересов субъектов рыночных

отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а

припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду,

риску в хозяйственной деятельности;

-отсутствие у потребителя права выбора товара.

Наиболее ярким примером деформации рынка может служить

рынок в нашей стране. Условия функционирования рынка в нашей

стране были таковы, что его положительная роль в развитии

экономики была сведена на нет. Это привело к заявлениям об

отсутствии рынка, что не совсем правильно отражает реальность, ибо

акты купли – продажи существовали. Личное подсобное хозяйство в

разные годы носило разную степень товарности, но без него

крестьянин не мог бы существовать. Таким образом, рынок был и

есть, но он серьезно деформирован.

Чтобы устранить деформацию рынка, необходимо создать

условия для перехода к рыночному хозяйству и последующего его

развития. Такими условиями являются:

-наличие в экономике разнообразных форм собственности

и хозяйствования, а также свободной конкуренции между ними,

свобода участия всех хозяйственников в конкуренции и выхода из

нее, достаточное количество производителей (не менее 15-20

изготовителей однотипной продукции);

-обеспечение свободы хозяйственной деятельности,

выбора партнеров по хозяйственным связям, самостоятельности,

независимости и ответственности за хозяйственные решения рыночных

субъектов, их способности самостоятельно заключать контракты,

договоры, размещать и принимать заказа, свободная купля – продажа;

-формирование механизма свободного ценообразования,

право рыночных субъектов самим устанавливать цены. Классический

рынок как бы задает извне «невидимой рукой» цену покупателям и

продавцам;

-свободное маневрирование ресурсами, их наличие,

обеспечивающее мобильность в использовании факторов (материальных,

трудовых, финансовых) производства для его развития, возможность

изменить условия производства, его технологию, свободное

перемещение любых капиталов в любую сферу приложения;

-полнота и доступ к информации о состоянии рынка всех

хозяйственников;

-наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса

отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок;

-сохранение наряду с распространением рыночных

отношений значительного нерыночного сектора экономики;

-последовательная интеграция национальной экономики в

систему мирохозяйственных связей;

-обеспечение со стороны государства социальных

гарантий гражданам, предоставление всем равных возможностей в

«зарабатывании средств» и поддержка нетрудоспособных и социально

уязвимых членов общества.

Современная модель рыночного хозяйствования, которая

сложилась в странах с высоко- и среднеразвитой рыночной

экономикой, характеризуется следующими общими закономерностями:

максимальной приватизацией, открытостью рынков, высоким уровнем

развития экономики страны в целом и инфраструктуры рынка, в

частности, развитой системой методов финансово – бюджетного

регулирования национальной экономики, конвертируемостью валюты,

экономическим ростом и циклическим характером развития экономики в

целом.

Структура рынка

Характеристику рынка как совокупности или арены купли

– продажи можно раскрыть через его структуры, систему и

инфраструктуру.

Структура рынка – это внутреннее строение,

расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в

общем объеме рынка.

Признаками любой структуры являются:

-тесная связь между ее элементами;

-определенная устойчивость этих связей;

-целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные

элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему

рынков.

Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной

структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.

Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и

системы рынка.

По объектам:

Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и

услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей

различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.