реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Регулирование рынка труда в индустриальных странах

Общая потенциальная численность безработных, включая ищущих работу

пенсионеров и студентов, превысила в 1996 году уровень в 9% от экономически

активного населения. Тенденции 1995 года давали надежду на сокращение

неполной занятости и скрытой безработицы и в 1996 году, тем более, что

прогнозировалась стабилизация экономики или, по крайней мере, минимальный

в 1-2% спад. Но оказались ближе к истине те пессимисты, которые предрекали

превращение скрытой безработицы в открытую. Медленный рост безработицы

вызван в немалой степени значительным ростом занятых неполное рабочее

время (на 66% по сравнению со средним уровнем второго полугодия 1995

года, когда ежемесячный объем спустился ниже уровня в 2 млн. человек, а в

декабре превысил эту отметку) и еще более значительным ростом численности

находящихся в так называемых административных отпусках. Общая численность

находившихся в таких отпусках (менее точный показатель) возросла в 1996

году в среднем в 2,6 раза. Продолжительность самих отпусков по инициативе

администрации (более точный показатель, измеряемый числом дней на одного

работника), явившая удивительную стабильность в течении всего 1996 года и

крайне низкий уровень по сравнению с 1994 годом, увеличилась более чем в 3

раза.

Уровень регистрируемой безработицы составил в конце 1996 года -

начале 1997 года всего лишь 3,4% , но главное, на мой взгляд, в изменении

общей динамики роста безработицы . 1996 год свидетельствует о явном

тяготении к стабилизации, которая отчетливо видна в последние 6 месяцев.

В большинстве регионов с критической ситуацией на рынке труда

масштабы высвобождения работников с крупных и средних предприятий превышает

средний российский уровень в 1,5-2 раза. В 1,5 раза - Владимирская и

Ивановская область, а в 2 раза - Дагестан, Марий Эл, Ингушетия,

Архангельская область.

В этих регионах обострилась конкуренция на рынках труда - в Калмыкии

на 1 рабочее место претендовали 470 человек, в Ингушетии - 415, в

Ивановской - 190, в то время как по Российской Федерации - около 10.

Неожиданным для некоторых исследователей проблем женского труда

явился и тот факт, что на половине этих кризисных территорий в 1996 году

безработными было признано мужчин больше (на 20 %), чем женщин. В

Ивановской области этот показатель составил даже почти 40%.

III. Роль профсоюзов в регулировании рынка труда.

3.1 Понятие профсоюзов. Их основные задачи и функции.

Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма

объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой

многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего

характера. Это - самая массовая общественная организация.

Профессиональные союзы входят в политическую систему общества как

специфическая общественная организация со своими задачами и функциями,

определяемыми их уставами.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции

- защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом

отношений. Именно с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них

объединялись и объединяются трудящиеся.

Профессиональный союз (профсоюз) - это добровольное общественное

объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными

интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и

защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются

на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения

уставных целей.

Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих

интересов прямо закреплено Конституцией РФ (см. ст. 30). Специальное

упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об

особой роли и значении профсоюзов в жизни общества.

Потребность защиты прав и интересов, трудящихся особенно актуальна в

современный период, обнаживший и усиливший социально- экономические

противоречия.

Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное

регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе

своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов регулируются различными

видами социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них

сложились в практике взаимодействия профсоюзов с государственными,

хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие -

предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных

правовых актах.

Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как

самодеятельными общественными организациями с помощью внутри профсоюзных

норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят

правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и

содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах.

Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому

воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно

возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право

содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их

защитной функции.

Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той

мере, в какой это необходимо для обеспечения представительства и защиты

интересов трудящихся, успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего

развития общества. В конечном счете, границы правового регулирования

зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, от

социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов

определяются исходя из их предназначения, необходимости с наибольшей

пользой для трудящихся, всего общества представлять и защищать права и

интересы работников в сфере труда и связанных с трудом отношений:

а) средствами и методами, присущими самим профсоюзам; б) с помощью

права;

в) во взаимодействии правовых и не правовых средств и методов. Объем и

содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания,

стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в

политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда

определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформировать

законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой статус

профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными

самими профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются

во внимание объем и содержание их уставных (общественных) полномочий.

Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам,

которыми они занимаются в соответствии с уставами в силу их общественного

характера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны

соблюдать это законодательство.

Таким образом, соотношение общественного (внутрипрофсоюзного) и

правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи,

взаимозависимости с приоритетом внутрипрофсоюзных норм при подготовке

законодательства о профсоюзах и приоритетом законодательства над

внутрипрофсоюзными нормами после принятия соответствующих законодательных

актов.

Предоставленные права создают юридическую базу для выполнения их

уставных задач и функций, укрепления правовой основы государственной и

общественной жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела

профсоюзов. Они действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не

подлежат регистрации в государственных органах. Если профсоюзам необходимо

право юридического лица, то они, как и все иные организации, регистрируются

в органах Министерства юстиции РФ, но в уведомительном, а не в обязательном

порядке и включаются в соответствующий реестр.

Тем самым обеспечивается независимость профсоюзов от органов

исполнительной власти.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной

власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений

(союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных

объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.

Независимость профсоюзов - первый из основополагающих принципов

положения и деятельности профсоюзов, обеспечивается также:

прямым запретом всякого вмешательства органов государственной власти и

их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за

собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному

осуществлению их уставной деятельности; имущественной самостоятельностью;

правом самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, определять

структуру, избирать руководящие органы, организовывать свою деятельность;

запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны органов

юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридического лица.

Второй принцип - самоуправление предусмотрен Федеральным законом «Об

общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным

объединениям. Применительно к профсоюзам он выражен в упоминавшемся выше их

праве самостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внутреннюю

деятельность.

Третий принцип - добровольность объединения в профсоюзы закреплен как

законодательством о профсоюзах, так и Федеральным законом «Об общественных

объединениях».

Четвертый принцип, также прямо закрепленный законом, - равноправие

профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все

профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от

численности, каких-либо иных

признаков. Тем самым в законодательстве нашел отражение и профсоюзный

плюрализм - наличие не одного, а нескольких разных профсоюзов.

Пятый принцип - законность создания и деятельности вытекает из

законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Федеральным законом «Об

общественных объединениях».

Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции РФ и КЗоТ,

Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях

деятельности», принятого Государственной Думой 8 декабря 1995 года и

подписанного Президентом РФ 12 января 1996 года, норм ряда других

федеральных законов (законов РФ, РСФСР), указов Президента РФ.

В систему законодательства о профсоюзах входит также принятый

Федеральный закон от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» (СЗ,

1995, No 21, ст. 1930) в той части, в которой профсоюзы имеют общие черты и

свойства со всеми другими общественными организациями. Особенности,

связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией

профсоюзов регулируются специальными законами (см. ст. 4 Федерального

закона «Об общественных объединениях»).

В отдельных субъектах РФ уже приняты свои законы о профсоюзах,

например, республиках Саха - Якутия, Татарстане, Башкортостане.

Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений:

1) с работодателями, их объединениями и представителями;

2) с органами государства, органами местного самоуправления;

3) с другими субъектами общественных отношений (например,

имущественных, налоговых).

Следует иметь в виду, что в правовую основу деятельности профсоюзов

входит как собственно законодательство о них, правах и гарантиях их

деятельности, так и трудовое законодательство в целом, поскольку оно

используется профсоюзами для защиты прав и интересов работников.

Определяющее правовую основу деятельности профсоюзов законодательство

меняется, совершенствуется в зависимости от развития общественных

отношений, в которых они участвуют, но прежде всего, от основных

экономических отношений - от отношений собственности, социально-

политической обстановки в стране. В связи с этим происходит пересмотр прав

профсоюзов. Возвращаются государству, его органам государственные

полномочия, ранее возложенные на профсоюзы и находящиеся в их ведении

органы (например, государственно-властные полномочия правовой и технической

инстанций профсоюзов). Укрепляются и расширяются права, направленные на

защиту интересов работников (например, по вопросам занятости). На

содержание законодательства о профсоюзах решающее влияние оказали конвенции

и рекомендации Международной организации труда (МОТ) - Конвенции No

87,135,144 и др.

Таким образом, основные тенденции развития и совершенствования

законодательства о профсоюзах, их правах и гарантиях состоят в том:

во-первых, что оно приводится в соответствие с существующими

общественными отношениями;

во-вторых, в отказе от несвойственных профсоюзам как общественной

организации полномочий;

в-третьих, в сохранении, укреплении и расширении прав, позволяющих

профсоюзам надежно отстаивать социально-трудовые права и интересы

работников.

В сферу трудового права входят связанные с трудом отношения профсоюзов

с работодателями, их объединениями и представителями, а также с

государственными органами местного самоуправления. Эти отношения входят в

предмет трудового права как тесно связанные с трудовыми отношениями.

Участие профсоюзов в регулировании трудовых отношений (в установлении и

применении условий труда), в контроле за соблюдением законодательства о

труде и об охране труда, в разрешении трудовых споров - одна из черт метода

трудового права.

3.2 Классификация прав профсоюзов в сфере труда.

Права профсоюзов в сфере труда классифицируются по ряду признаков:

1) по их положению в системе прав данной организации;

2) по степени общности;

3) по степени самостоятельности;

4) по формам реализации;

5) по содержанию (кругу вопросов, решаемых профсоюзами или с их

участием);

6) по кругу лиц, чьи права и интересы вправе представлять и защищать

профсоюзы.

Классификация по положению в системе прав позволяет соотнести каждое

право в зависимости от того, каким органом (в акте какого органа) это право

закреплено: в федеральном законе или законе субъекта РФ, в соглашении или

коллективном договоре.

Классификация по степени общности позволяет выделить общие для всех

профсоюзов права и права, предоставленные определенным

профсоюзным органам. В результате появляется возможность соотнести

принцип единства в регулировании общественных отношений, в которых

участвуют профсоюзы, с принципом дифференциации.

Когда права профсоюзов носят общий характер, ими обладают все профсоюзы

и все их органы, сформированные в соответствии с уставами для

представительства и защиты прав и интересов работников. Например, несмотря

на почти полное отсутствие прямых норм о правах средних звеньев системы

профсоюзных органов (городских, областных комитетов; городских, областных

федераций профсоюзов и т.д.), они могут пользоваться общими правами,

предоставленными профсоюзам как организации.

Дифференциация прав по профсоюзным органам дает возможность конкретному

звену профсоюзных органов пользоваться помимо общих еще и конкретными

правами, для них предусмотренными. Особое значение имеют конкретные права,

предоставленные органам первичных профсоюзных организаций, действующих на

предприятиях - профсоюзным комитетам (профкомам). В некоторых профсоюзах

приняты иные наименования органа первичной организации. Но поскольку в

большинстве профсоюзов существуют именно профсоюзные комитеты, этот термин

более привычен и содержится в законодательстве. В КЗоТ, других законах и

иных нормативных правовых актах, используется именно такое наименование.

Значение прав профкомов в статусе профсоюзов и системе их прав определяется

местом этих органов - тем, что они объединяют работников непосредственно на

предприятии, в организации, действуют там, где реализуются трудовые

правоотношения.

Наличие общих прав и прав, конкретизированных по отдельным профсоюзным

органам, обеспечивает единую для всех профсоюзов правовую основу их

деятельности и ее необходимую дифференциацию.

Всем профсоюзам и их органам принадлежит общее право на

представительство интересов работников. Каждому - на своем уровне, в своем

масштабе. Основанное на уставах и законе, оно отражается на положении

профсоюзов как организации трудящихся для защиты их интересов, работающей

непосредственно в трудовых коллективах, способной знать, достойно

представлять и защищать их права и интересы. Профсоюзы призваны

аккумулировать интересы трудящихся, выражать и отстаивать их во

взаимоотношениях с государственными, местными органами, работодателями, их

объединениями и представителями, влиять на формирование интересов

работников, добиваться социальной справедливости. Однако не всегда и не все

профсоюзы в полной мере справляются с этими задачами. В последние годы им

все труднее добиваться социальной справедливости при решении трудовых

вопросов в интересах трудящихся, особенно вопросов занятости, оплаты и

охраны труда.

Классификация прав профсоюзов по степени самостоятельности позволяет

подразделить их на права:

а) по участию в принятии решений работодателями (администрацией),

государственными и местными органами вопросов, связанных с управлением

трудом (регулированием трудовых отношений);

б) по решению вопросов на паритетных началах или в) самостоятельно

принимать решения. Например, законом прямо предусмотрено участие профсоюзов

в установлении и применении условий труда в случаях, предусмотренных

законодательством.

На паритетных (равноправных) началах заключаются коллективные договоры,

соглашения между объединениями профсоюзов и работодателей, органами

исполнительной власти.

Самостоятельно профсоюзы выступают в защиту работников при разрешении

трудовых споров.

Существуют две группы форм осуществления профсоюзами их прав (форм

деятельности)'.

а) неправовые, т.е. предусмотренные уставами профсоюзов и б) правовые,

т.е. предусмотренные законодательством. Классификация прав профсоюзов по

формам их реализации (правовым формам) позволяет выделить разные по

юридической силе действия профсоюзов. Это - выражение мнения (например, в

правотворчестве), согласование акта (действий работодателя, его

представителя) (например, введение коллективной материальной

ответственности работников - ст. 121* КЗоТ); согласие, разрешение на

определенные действия работодателя (администрации (например, на

производство сверхурочных работ - ст. 54 КЗоТ) требование определенных

действий от работодателя (администрации) (например, требование принять

меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого

нарушаются или не выполняются обязательства коллективного договора - ст. 26

Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях»).

Когда законодательство не предусматривает определенную правовую форму

действий профсоюзов, а говорит лишь об их участии в решении тех или иных

вопросов, это означает, что профсоюзы вправе выражать свое мнение, и это

мнение орган, полномочный принять решение, обязан выяснить. Это мнение

может быть учтено при принятии решения.

Согласование означает обязанность выяснить мнение профсоюза и принять

решение, сообразуясь с ним. В таких случаях акт исходит от органа,

принимающего решение (работодателя, администрации), но на нем должна быть

отметка о согласовании с профсоюзом, заверенная подписью руководителя

соответствующего профсоюзного органа. Без

согласования, если это предусмотрено законодательством, такой акт

юридической силы не имеет.

Согласие, разрешение означает, что мнение профсоюза имеет

преимущественное значение перед волей работодателя (администрации).

Действия, совершенные без согласия, разрешения профсоюзов, если это прямо

предусмотрено законодательством, не должны порождать правовые последствия.

Требование профсоюзов, когда оно предусмотрено законом как форма их

деятельности, обязательно к исполнению. Когда в приведенном выше примере

профсоюз требует наказания лица, виновного в нарушении или неисполнении

коллективного договора, это требование должно быть выполнено. Лицо, в

отношении которого такое требование выдвинуто, имеет право его обжаловать в

вышестоящий профсоюзный орган.

Таким образом, выражение профсоюзами мнения по тем или иным вопросам

носит либо совещательный, либо паритетный (социально- партнерский), либо

обязательный характер.

В прежних Конституциях СССР и РСФСР было предусмотрено право

законодательной инициативы профсоюзов. Оно довольно широко использовалось.

Профсоюзы разрабатывали и предлагали законодательным органам проекты

социальных законов, многие из которых были приняты. Одним из них был Закон

СССР от 10 декабря 1990 года «О профессиональных союзах, правах и гарантиях

их деятельности».

В действующей Конституции РФ право профсоюзов на законодательную

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.