![]() |
|
|
Бюджетное устройство Российской экономикиБюджетное устройство Российской экономикиСАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ КАФЕДРА ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РЕФЕРАТ ПО ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Бюджетное устройство российской экономики Выполнил: студент Сунгуров Денис Юрьевич, группа 103 Научный руководитель: Харламов Андрей Викторович Санкт-Петербург 2002 Содержание 1.Введение……………………………………………………………….3 2.Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы России…………………..………4 3.Бюджеты Российской Федерации……………………………………8 4.Бюджетное планирование…………………………………………...15 5.Организация бюджетных процедур (утверждение и исполнение бюджета)….…………………………………………………………….23 6.Расходы бюджета: планирование и финансирование…………..…32 7.Целевые бюджетные фонды………………………………………...33 8.Финансовая помощь субъектам федерации и муниципальным образованиям…………………………………………………………..35 9.Система внебюджетных фондов……………………………………36 10.Формы и методы бюджетно-финансового контроля…………….40 11.Заключение……………………………………………………….....42 12.Список используемой литературы………………………………...47 1.Введение. Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества. Бюджет, денежное обращение – это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. Ведь с разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это предопределяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны. 2.Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы России. Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федера- тивной республики, субъектами Федерации которой являются рес- публики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа. В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюд- жетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Россий- ской Федерации состоит из трех уровней: • федерального бюджета и бюджетов государственных вне- бюджетных фондов; • бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; • местных бюджетов. Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты). Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Фе- дерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в ре- гиональные бюджеты. Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации следующие: • единство бюджетной системы; • разграничение доходов и расходов между уровнями бюд- жетной системы; • самостоятельность бюджетов разных уровней; • полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже- тов государственных внебюджетных фондов; • сбалансированность бюджета; • эффективность и экономность использования бюджетных средств; • общее покрытие расходов бюджета; • гласность; • достоверность бюджета; • адресность и целевой характер использования бюджетных средств. 1. Единство бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюд- жетного законодательства, а также единый порядок финансиро- вания расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ве- дения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, ре- гиональных бюджетов и местных бюджетов. 2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации — это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Феде- рации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. 3. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов: 1) право законодательных (представительных) органов госу- дарственной власти и органов местного самоуправления на каж- дом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; 2) наличие собственных источников доходов бюджетов каж- дого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюдже- тов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; 4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расхо- дования средств соответствующих бюджетов; 5) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финан- сирования дефицитов соответствующих бюджетов; 6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно получен- ных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов. 4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже- тов государственных внебюджетных фондов означает, что все до- ходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюд- жетных фондов и иные обязательные поступления подлежат от- ражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государ- ственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюд- жетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. 5. Сбалансированность бюджета — каждый бюджет должен быть сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом рас ходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюдже та и поступлений из источников финансирования его дефицита. 6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исхо дить из необходимости достижения заданных результатов с ис пользованием определенного бюджетом объема средств. 7. Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюд жета должны покрываться общей суммой доходов из источнике финансирования его дефицита. 8. Гласность — это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюдже тов, а также доступность иных сведений по решению законода тельных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотре ния и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодатель ного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. 9. Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 10. Адресность и целевой характер бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления и на финансирование конкретных целей. 3.Бюджеты Российской Федерации. Консолидированный бюджет. Понятие консолидированный бюджет было включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного про- цесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России. В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджет- ной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной ин- формации для составления консолидированных бюджетов. В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Ми- нистерства финансов РФ составлять отчет об исполнении кон- солидированного бюджета Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает феде- ральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Россий- ской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты. Консолидированные бюджеты Российской федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не ут- верждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, ха- рактеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использо- вания по территории в целом Российской Федерации и отдель- ных субъектов Российской Федерации. Федеральный бюджет Российской Федерации. Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанно- стей, для финансового обеспечения общегосударственных меро- приятий формируется централизованный финансовый фонд — федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды ре- гионального развития. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределений внутреннего валового продукта и созданного на- ционального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюд- жет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспо- собности государства, развитием науки, подготовки высококвалифи- цированных специалистов. Средства федерального бюджета являются главным источни- ком финансирования структурной перестройки экономики, кон- версии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов. Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развития искусства, культуры, средств массовой информации. Доходы федерального бюджета 1. К налоговым доходам федерального бюджета относятся: • федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательствон Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской .федерации ут- верждаются федеральным законом о федеральном бюдже- те на очередной финансовый год; • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные тамо- женные платежи; • государственная пошлина в соответствии с законодатель- ством Российской федерации; 2. К неналоговым доходам федерального бюджета относятся: • доходы от использования имущества, находящегося в го- сударственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации; • доходы от продажи имущества, находящегося в государ- ственной собственности, — в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государствен- ной власти Российской Федерации; • часть прибыли унитарных предприятий, созданных Рос- сийской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавли- ваемых Правительством Российской Федерации; • прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами; • доходы от внешнеэкономической деятельности; • доходы от реализации государственных запасов и резервов. Расходы федерального бюджета. 1. В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов (основные): • обеспечение деятельности Президента Российской Феде- рации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, феде- ральных органов исполнительной власти и их территори- альных органов; • функционирование федеральной судебной системы; • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; • проведение выборов и референдумов Российской Федерации; • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; • финансовая поддержка субъектов Российской Федерации; • официальный статистический учет и др. 2. Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значе- ния, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов: • государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хо- зяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов; • обеспечение правоохранительной деятельности; • обеспечение противопожарной безопасности; • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие науч- но-технический прогресс; • обеспечение социальной защиты населения; • обеспечение охраны окружающей природной среды, ох- раны и воспроизводства природных ресурсов, обеспече- ние гидрометеорологической деятельности; • обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межре- гионального масштаба; • развитие рыночной инфраструктуры; • обеспечение развития федеративных и национальных от- ношений; • обеспечение деятельности избирательных комиссий субъ- ектов Российской Федерации в соответствии с законода- тельством Российской Федерации; • обеспечение деятельности средств массовой информации; • финансовая помощь другим бюджетам; • прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Рос- сийской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Федеральный бюджет является важным инструментом меж- регионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Рос- сийской Федерации выделяются дотации и субвенции. Региональные бюджеты. Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюд жетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, воз- ложенных на государственные органы управления субъекта Россий- ской Федерации. В современных условиях все в большей степени региональ- ные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и не- производственной сфер на подведомственных территориях. Зна- чительно возрастает их координационная функция в экономиче- ском и социальном развитии территорий. В последнее десятилетие наблюдается регионализация эконо- мических и социальных процессов. Все в большей мере функ- ции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется. Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления регио- нальным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружаю- щей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расши- ряется. С помощью региональных бюджетов государство осуществ- ляет выравнивание уровней экономического и социального раз- вития территорий, которые в результате исторических, геогра- фических, военных и других условий отстали в своем экономи- ческом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы регио- нальных бюджетов формируются за счет собственных и регули- рующих доходов. Собственные доходы включают следующие региональные на- логи и сборы: налог на имущество предприятий; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы. К собственным доходам относятся также доходы от исполь- зования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными уч- реждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определен- ным федеральным законом о федеральном бюджете на очеред- ной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета. Местные бюджеты. Местное самоуправление — обязательный компонент демокра- тического государственного строя. Оно осуществляется самим на- селением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представи- тельные и исполнительные органы, они наделяются определен- ными имущественными и финансово-бюджетными правами. Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться передан- ными в их ведение предприятиями и получать от них доходы. Местные бюджеты — один ид главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции: |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |