реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Бюджетный дефицит: причины, последствия, методы регулирования

не полный перечень проблем, которые необходимо было решать и которые,

конечно же, требовали целенаправленных усилий и громадного финансирования.

Но ни того, ни другого исполнительная власть не сделала.

Отдельно отметим, что громадный рост преступности в стране, рост наркомании

связан, в первую очередь, с социальным иждивенчеством, о чем было сказано

еще Гегелем в начале XIX века и что актуально и сейчас: «Бедность сама по

себе никого не делает чернью, чернь определяется лишь связанным с бедностью

умонастроением, внутренним возмущением, направленным против богатых, против

общества, правительства и т.д. Далее с этим связано и то, что человек,

зависящий от случайности, становится легкомысленным и уклоняется от работы,

как, например, неаполитанские лаццарони (бомжи). Тем самым в черни

возникает зло, которое состоит в том, что у нее отсутствует честь,

заставляющая человека обеспечивать свое существование собственным трудом, и

она, тем не менее, претендует на обеспечение своего существования как на

свое право. Природе человек не может предъявлять свои права, но в обществе

лишения тотчас же принимают форму неправа по отношению к тому или иному

классу» (Гегель Г., Философия права, 271 с.).

Неверный анализ привел к неверным действиям, если все это сделано

непреднамеренно. И все равно эти действия можно было бы квалифицировать

согласно УК или как непредумышленное убийство, или как убийство с

отягчающими последствиями, т.к. и в том и другом случае была разгромлена

целая страна.

Заметим, что в русском языке термин «хозяин» сопровождается определениями

«плохой, хороший, рачительный, бездарный» и т.п. То есть просто собственник

(хозяин) не является мерой развития. И это мы все наблюдали и наблюдаем,

когда средства, полученные не от своего труда, присваиваются и направляются

не на развитие предприятия или отрасли, а на реализацию личных потребностей

«хозяев».

Рыночные отношения - это не более чем обратная связь между производимой

продукцией и возможностями потребительского спроса. Но в отсутствие

резервов по увеличению производства товаров и услуг потребительского спроса

(а именно этих возможностей у производства не было) рассуждения о рыночных

отношениях -это просто дезинформация.

Попытка ликвидировать «разные» деньги закончилась ничем, т.к. закон «О

бюджетной классификации» вернул все на «крути своя». В нем подробно

прописано, как и каким образом могут расходоваться средства бюджета, в том

числе и на канцелярские скрепки. Но урон для экономики несомненен, именно с

появлением возможности обналичения безналичных денег начала раскручиваться

инфляция. Окончательно добили рубль «младо реформаторы» выпуском «ценных»

бумаг в виде ваучеров на сумму, равную стоимости основных фондов, но эти

«ценные» бумаги не были обеспечены товарной продукцией и мгновенно

дестабилизировали цены на потребительские товары. Цены на товары полетели

вверх, а цена ваучера покатилась вниз. Народ получил гиперинфляцию, а

появившиеся «бизнесмены» получили возможность за бесценок заполучить

предприятия, в том числе и приносящие экспортную выручку, через ваучерную

приватизацию. Предприятия мгновенно лишились оборотных средств и средств на

технологическое переоснащение через амортизационные отчисления, а население

- накоплений.

Тезис о вреде плановой экономики опять-таки не верен, т.к. речь могла идти

не о дефектах плановой экономики, а о неспособности функционировать

«распределительной» экономики. А это совершенно разные аспекты. По-

видимому, «младо реформаторы» не были осведомлены о наличии у любой

уважающей себя фирмы четкой системы внутрифирменного планирования в виде

бизнес-планов и оперативно-календарных планов работ, о том, что лидеры

стран, даже с развитой экономикой, просто не декларировали

планы развития экономик своих стран, хотя имели и перспективные, и

среднесрочные, и текущие планы их развития.

«Свобода слова» - это вообще насмешка над здравым смыслом, т.к. в «новых

условиях» СМИ получили возможность, исполняя заказ владельцев СМИ, внедрять

в сознание людей интересы своего владельца.

Наконец, о проблемах ВПК. Да, экономика страны была перегружена

производством вооружения Но для перевода танкостроения на тракторостроение

нужны ассигнования, которых не было. Для перевода производства химического

и бактериологического оружия на производство химических удобрений и

лекарств тоже требуются значительные капиталовложения. И здесь опять,

теперь уже под предлогом «конверсии», произошло разрушение многих

производств, в том числе и гражданского назначения.

Таким образом, программы «500 дней», «600 дней» опять-таки дезинформация.

Для примера. Если бы правители страны захотели увеличить производство мяса

всего на 300 тыс. тонн (менее 10% производимого в настоящее время), для

этого необходимо было бы увеличить поголовье крупного рогатого скота не на

1 млн. голов, а на 2 млн. голов за счет увеличения маточного стада, т.к.

коровы не свиньи и не кролики и рожают только одного теленка. А на

набирание товарного веса ему требуется около года. В пятьсот дней никак не

уложиться. Кроме того, у нас в стране, в отличие от Аргентины, бывают зимы,

т.е. необходимы теплые помещения для содержания плюс корма. Одно стойло-

место стоило не меньше 1000 рублей - 1000 долл. США. То есть небольшое

увеличение производства мяса требовало капиталовложений более двух

миллиардов долл. США. Из этого небольшого примера видно, что быстрых

решений запущенных проблем не бывает.

А вот если на трезвую голову оценить предложения некоторых «реформаторов»

не платить по долгам, выкупить валютные сбережения граждан для выплаты

внешнего долга и тому подобные «простые решения», то это вообще чревато

окончательным добиванием страны, т.к. в первом случае будет сведена на нет

внешнеторговая деятельность, а во втором повторится гиперинфляция,

сравнимая с началом девяностых, которую народ уже не вытерпит. Согласно

справке Центробанка о золотовалютных резервах, золотовалютные резервы банка

к концу 2001 г. составляли около 36 млрд. долл., а наличной валюты у

населения, по разным оценкам, от 100 до 250 млрд. долл. Таким образом, если

выкупать валюту, то необходимо напечатать денег в сумме, превышающей

несколько годовых бюджетов, естественно ничем не обеспеченных.

Несколько слов о коммунальной* реформе, которая превращается в

очередную головную боль для большинства. Аргументы и пользу реформы со

стороны исполнительной власти показывают, что исполнительная власть не

считает народ страны даже идиотами, т.к. даже идиоту понятно, что

конкурентное обслуживание водопровода, горячего водоснабжения,

теплоснабжения, канализации, энергоснабжения, обслуживания лифтов,

услуг связи, т.е. большинства коммунальных услуг, просто невозможно. Не

думает же в самом деле исполнительная власть за параллеливать

коммуникации. Тезис исполни тельной власти о том, что население должно

оплачивать коммунальные услуги стопроцентно, в отсутствие понимания

обоснованности затрат коммунальных служб, просто не состоятелен. Нас

пока уговаривают добровольно платить за отопление атмосферы теплотрассами,

за реки питьевой и горячей воды, льющейся часами, днями из

неисправных коммуникаций, за перегрузку энергосетей, приводящую к

отключениям энергии, и т.п.

Полный анализ действий исполнительной власти занял бы многие сотни страниц.

Но даже из этого краткого рассмотрения параметров бюджетов видно, что

исполнительная власть не озабочена ни доведением до граждан страны

достоверной информации, ни повышением социального уровня большинства

населения.

Вопрос корректного решения конкретной проблемы стоит на повестке дня.

Не предоставление корректных документов о бюджетах со стороны

исполнительной власти, сопровождаемое некорректным обсуждением в

Федеральном Собрании, приводит к тому произволу, который творится

ежегодно с бюджетным законодательством. Главный путаник -

Правительство. Государственная Дума только утверждает путаницу в виде

закона.

4.Общая характеристика проекта Федерального бюджета 2003г.

4.1Характерные черты проекта.

Федеральный бюджет 2003 г. практически повторяет подходы и приоритеты,

использовавшиеся при разработке бюджетов последних лет Главный приоритет -

обязательность и первоочередность погашения внешнего долга. Второй из

важнейших приоритетов — расходы на оборону и содержание госслужб. Третий

приоритет, не уже из разряда желательных, — финансирование социальной

сферы. Инвестиции и экономический рост по-прежнему остаются вне бюджетной

политики.

Реализацию этих приоритетов предстоит осуществлять в условиях фактического

снижения объема финансовых ресурсов, находящихся в руках государства для

выполнения им своих функций. Хотя номинально доходы проекта Федерального

бюджета 2003 г. вырастут по сравнению с предыдущим годом на 10,7%, однако с

учетом дефлятора ВВП, равного 114,1%, эти доходы в реальном выражении

сократятся на 3%.

При прогнозируемом на 2003 г. росте ВВП в сопоставимых ценах на 3,5-4,4%

снижение реальных доходов бюджета свидетельствует о недостаточной

эффективности структурной политики государства, существенных диспропорциях

в стоимостной и физической структурах ВВП. Эти крайне неблагоприятные

условия существенно затрудняют реализацию приоритетов, заявленных в проекте

Федерального бюджета. Причем проблема обостряется тем, что, во-первых, на

2003 г. приходится пик выплат по внешнему долгу. Во-вторых, при разработке

проекта бюджета соблюдалось требование обеспечить его профицитность.

Достижение этих действительно важных целей в условиях

доходов и обеспечения выбранной системы приоритетов возможно только за

счет уменьшения расходов в сферу материального производства, от состояния

которой зависят темпы экономического роста

Институт экономики РАН (Центр финансово-банковских исследований) в своих

заключениях на проекты федеральных бюджетов предыдущих лет постоянно

указывал на опасность такой практики разработки бюджета, поскольку

обеспечение должного экономического роста становится проблематичным.

Характер социально-экономического развития России в 2000-2002 гг. и

прогнозные оценки на 2003 г. подтвердили эти опасения. Чрезвычайно

благоприятная ситуация (как внешняя - цены на нефть, так и внутренняя -

импортозамещение в результате девальвации рубля), сложившаяся в 2000-2001

гг., не была использована для закрепления высоких темпов роста. Темпы роста

экономики, в том числе инвестиций, были неустойчивыми и имели тенденцию к

замедлению. Стала очевидной невозможность достижения в 2002—2003 гг. темпов

экономического прироста ВВП в 5— 6%, намеченных в проекте «Основных

направлений социально-экономического развития Российской Федерации на

период до 2010 года».

Правда, в прогнозе социально-экономического развития страны на 2004 и 2005

гг. предусмотрены темпы роста ВВП (по 2-му варианту, принятому в расчет

бюджета на 2003 г.) соответственно в 5,5 и 5,9%. Однако реальность этих

показателей в значительной мере будет зависеть от условий, созданных в 2003

г. для последующего экономического роста. Во всяком случае,

Минэкономразвития разработало в качестве первого вариант с темпами прироста

ВВП в 2004-2005гг.

на уровне менее 0%.

В проекте Федерального бюджета 2003 г. усугубляются некоторые

составляющие бюджетов прошлых лет. В то же время он имеет и свои

особенности.

1) Усилилась зависимость бюджета от ряда внешних и внутренних условий, а

также ранее принятых решений. Строго говоря, каждый бюджет неизбежно

испытывает на себе давление этих факторов. Однако в 2003 г. такое давление

приобрело особенно резкие формы. Предопределенность структуры расхода

Федерального бюджета 2003г. обусловлена следующими факторами:

1. величиной внутренней и внешней задолженности, на оплату которых бюджет

должен затратить примерно 640 млрд. руб., или 26% бюджетных доходов;

принятыми решениями по военной и судебной реформе, развитию

правоохранительных других силовых органов, на что в бюджете также

выделено более 640 млрд. руб.,

2. частично проведенным повышением денежного довольствия и пенсий

военнослужащим, оплаты труда лиц, замещающих государственные

должности, и рядом других мер, что в целом составляет 12—15% всех

доходов федерального бюджета.

Таким образом, только перечисленные расходы отвлекают примерно 65% всех

ресурсов Федерального бюджета 2003 г. С учетом других предопределенных

расходов можно утверждать, что три четверти всех возможных доходов бюджета

заранее распределено по определенным расходным статьям. И только одна

четверть может быть подвергнута распределению, исходя из социально-

экономических задач 2003 г.

Все это не означает, что указанные выше заранее предопределенные расходы

не нужны. Большинство из них, особенно социальные, крайне необходимы. Речь

идет непомерно высокой связанности расходной части бюджета.

Не меньшая, если не большая связанность наблюдается и в формировании

доходов проекта Федерального бюджета 2003 г. Их общая сумма, во первых,

предопределена учтенными в бюджете мировыми ценами на нефть (для

определения проекта Федерального бюджета 2003г. принята цена нефти в

размере 21,5 долл. за баррель).

Во-вторых, размер доходов бюджета определен проведенной налоговой реформой

Ее основные задачи заключались в уменьшении налогового пресса на

предприятия в целях стимулирования производства и выведения многих доходов

из «тени». Снижение налогового пресса грозило сокращением налоговых

поступлений. Однако этот негативный эффект должен компенсировать за счет

доходов, бывших ранее «теневыми». Реализованы эти задачи далеко не в полно

мере, что существенно ограничило рост доходов проекта бюджета 2003 г.

Последнее в значительной мере предопределило снижение в 2003 г. доходной

части бюджета в реальном выражении даже в условиях заложенного

в него роста ВВП.

В результате жесткой определяющей зависимости параметров проекта

Федерального бюджета 2003 г.

от внешних и внутренних условий и ранее принятых решений правительство и

Госдума оказались ограничены в своих возможностях активно влиять на процесс

формирования бюджетных расходов. Разработка проекта бюджета во все большей

мере превращается в процесс вынужденной регистрации заранее

предопределенных параметров.

2) Проект Федерального бюджета 2003 г. явно недостаточен для стимулирования

развития реальной экономики и решения перспективных задач экономического

роста.

причем по сравнению с 2000-2002 гг. эта ситуация только усугубляется.

Единственный блок статей расходов, доля которых в общем, объеме снижается,

- это расходы на реальную экономику (промышленность, энергетика и

строительство, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, связь и

информатика, дорожное хозяйство). Их доля сокращается с 8,5% в бюджете 2002

г. до 7,6%. Если бы в 2003 г. та доля была сохранена на уровне 2002 г., то

реальный сектор экономики получил дополнительно более 20 млрд. руб.

В условиях физического старения основных фондов жизнеобеспечивающих

отраслей экономики и при возрастании рисков техногенных катастроф такая

бюджетная политика чревата нарастанием угроз экономической безопасности

страны.

Наибольшие опасения должно вызывать не столько уменьшение доли совокупных

расходов в реальную экономику в общих расход. бюджета, сколько уменьшение

их суммы в сопоставимых ценах против уровня 2002 г. Номинально сумма

расходов по этому блоку растет в меньшей степени, чем все расходы бюджета,

- на 8%, а с учетов индекса-дефлятора (принят дефлятор по промышленности,

равный 113%) бюджетное государственное финансирование реального сектора

экономики снижается на 10%. Это и есть та цена, которую придется заплатить

за сохранение прежних подходов и приоритетов при разработке бюджета в

условиях снижения общей суммы бюджетных доходов и обеспечения

профицитности.

Особенно сильно сокращаются инвестиции в производственную сферу. Так,

капитальные государственные вложения по двум главным направлениям

инвестиций — на приобретение и модернизацию оборудования и строительство

объектов производственного назначения -уменьшаются в номинальном выражении

с 15,9 млрд. руб. по бюджету 2002 г. (это крайне низкая цифра,

представляющая собой совершенно ничтожную долю во всех инвестициях) до 14,2

млрд. руб., т.е. на 16%. А с учетом индекса-дефлятора (по строительству -

112,3%) снижение составляет более 20%.

Понятно, что финансирование производственных инвестиций - это задача,

прежде всего и в основном корпораций и предприятий. Однако эффективность

корпоративного финансирования остается явно недостаточной, что компенсирует

потери бюджета за счет снижения налоговой нагрузки. На современном этапе

важная роль в производственном инвестировании принадлежит государству (при

долевом участии в инвестиционных проектах). Его неоправданно быстрый уход

из этой сферы в 2000-2002гг. был ошибкой, которая привела замедлению темпов

экономического роста. Такая линия усилена в проекте Федерального бюджета

2003гг. что будет отрицательно влиять на темпы экономического роста в

6лижай-шем будущем.

3) Позитивная особенность проекта Федерального бюджета 2003 г – достаточно

заметное увеличение абсолютных расходов и их доли по социальному блоку

(образование, культура, СМИ, здравоохранение, социальная политика).

Общая сумма расходов по указанным статьям в проекте Федерального бюджета

2003 г. номинально увеличивается с 230,6 млрд. руб. по бюджету 2002 г. до

313,4 млрд. руб., или на 36%, а их доля во всех расходах - с 11,7% до

13,4%. Правда, это номинальный прирост. С учетом инфляции он составит уже

не 360/, а около 20%. Но и это существенно. В значительной мере этот рост

достигнут за счет уменьшения расходов в реальный сектор экономики, что в

будущем может негативно сказаться и на социальной сфере.

4) В проекте консолидированного бюджета 2003 г., как и в 2002 г., не

выдерживается установленное Бюджетным кодексом соотношение между

Федеральным бюджетом и территориальными бюджетами (50 : 50). Соотношение по

доходам установлено на 2003 г. в пропорции 56 : 44 в пользу федерального

бюджета. Такое перераспределение доходов между Центром и регионами будет

постоянно создавать трудности с выплатой зарплаты бюджетникам, содержанием

отраслей социальной сферы - ЖКХ, здравоохранения, образования.

Несмотря на все попытки добиться более равномерного распределения доходов в

схеме Центр - регионы, перекос в сторону централизации доходной части

усиливается. В основном он образуется за счет большой доли налоговых

доходов: 1,892 трлн руб. - Федеральный бюджет; 1,329 трлн - бюджеты

территорий, и ключевую роль в этом разрыве играют акцизы по подакцизным

товарам (продукции): 227,7 млрд. руб. - Федеральный бюджет, 51,46 млрд. --

бюджеты территорий.

Недостаточное внимание уделено обеспечению сбалансированности не только

Федерального бюджета, но и всей бюджетной системы страны. По имеющимся

прогнозам, в 2004-2005 гг. возможен общий дефицит региональных бюджетов,

что требует тщательного анализа всех аспектов завершения налоговой реформы

в стране, с тем чтобы обеспечить полную сбалансированность бюджетов

регионов. Между тем катастрофически вырос разрыв между богатыми и бедными

регионами Естественно, он был всегда, но все же в разумных пределах.

Например, самый богатый регион - Москва по различным показателям лишь в 3,5

раза превосходил самые бедные регионы. Сейчас этот разрыв стал 80-кратным!

Даже в первые годы реформирования бюджетное соотношение Центра и регионов

старались держать примерно на уровне 50/50. Сейчас Центру достается до 60%

всех доходов, а ухудшение финансового положения регионов отрицательно

сказывается на формировании общероссийского рынка

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.