реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теневая экономика в России: причины, масштабы и пути ограничения

“теневой” экономики в финансовой и банковской сфере.

Банк России принимает непосредственное участие в работе над рядом

законопроектов в этой сфере. Так, были подготовлены и направлены в

Государственную Думу предложения, регламентирующие деятельность банков и

кредитных организаций. Одновременно Банк России начал проводить работу,

направленную на предупреждение проникновения преступных капиталов в

банковскую систему страны. В частности были подготовлены “Методические

рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения

доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные

организации“. В указанном документе особое внимание уделено основным

принципам, определяющим работу банка при установлении с клиентом договорных

отношений и расчетно-кассовом обслуживании. В нем также определен перечень

подозрительных и требующих повышенного внимания со стороны банка операций,

в том числе операций с денежными средствами в наличной форме.

В целях защиты интересов инвесторов, банков и их клиентов и в

соответствии с банковским законодательством и федеральным законом “О рынке

ценных бумаг“ Банк России приказом от 28.08.97 N 02-372 утвердил Положение

“Об организации внутреннего контроля в банках“. Его действие

распространяется на коммерческие банки и небанковские кредитные организации

- профессиональные участники финансовых рынков.

Вместе с тем возникает необходимость в принятии ряда других

законодательных актов, препятствующих развитию “теневой” экономики в

финансовой и банковской сфере.

2.4. Рынок ценных бумаг

На рынке ценных бумаг криминальный менеджмент проявляется в виде

мошенничества, фальсификации документов, недобросовестной котировки ценных

бумаг и заключения незаконных сделок с ценными бумагами, использования

служебной (конфиденциальной) информации при совершении сделок с ценными

бумагами, сокрытия эмиссионного дохода, хищения финансовых средств в

крупных и особо крупных размерах.

Одним из каналов “теневой” экономики является практически

бесконтрольное приобретение за иностранную валюту по явно заниженным ценам

на фондовом рынке резидентами и все чаще нерезидентами ценных бумаг

российский предприятий, как правило, через подставные фирмы-посредники

(“однодневки“) с использованием механизма так называемых депозитарных

расписок, что чревато переходом целых, в том числе стратегически важных,

отраслей под контроль мафиозных и зарубежных компаний.

Отследить процесс оборота теневого капитала и каким-либо образом

оценить объемы таких средств с помощью имеющихся механизмов контроля за

деятельностью участников рынка ценных бумаг практически не представляется

возможным, поскольку отсутствует статистика подобных финансовых

правонарушений и судебная практика по делам такого рода.

Одной из областей российского финансового рынка, в которой проблема

перевода капиталов в тень вызывает наибольшую озабоченность, является сфера

вексельного обращения. Существующая система правового регулирования

вексельного обращения и сложившаяся в стране практика выпуска и обращения

бланковых векселей позволяет, используя векселя, не платить налоги. Расчеты

дают основание утверждать, что в результате теневого обращения векселей

государство недополучает сумму, равную 50 % номинала каждого векселя без

учета НДС, что только в 1996 году составило около 150-170 трлн рублей.

2.5. Пенсионное обеспечение

Другой, не менее опасной для социально-экономического развития страны

проблемой является фиксируемая правоохранительными органами тенденция

криминализации системы пенсионного обеспечения. Финансовые злоупотребления

в этой сфере стали носить массовый характер, прежде всего в виде

незаконного обналичивания денежных средств и практически повсеместного

ухода негосударственных пенсионных фондов от налогообложения.

Просматривается опасность создания новых мощных финансовых пирамид. Для

мировой практики - проблема, в общем, не нова, а способы ее разрешения за

счет введения специализированного депозитарного обслуживания и создания

управляющей компании достаточно хорошо известны.

Глава 3. Оценка влияния “теневой” деятельности на экономику России

3.1. Основные причины ухода предприятий в теневую экономику

Теневая экономическая деятельность в сфере малого бизнеса разнородна и

подход в силу данного обстоятельства должен быть дифференцирован. С одной

стороны, бороться с “чистым криминалом“ - функция правоохранительных

органов. С другой стороны, совершенно очевидна необходимость принятия ряда

мер по “легализации“ части теневого бизнеса, что позволит в определенной

степени стабилизировать как экономику страны, так и частично решить

проблему сокращения экономической базы организованной преступности,

использующей различные формы малого предпринимательства.

Основными причинами ухода малых предприятий в “теневую экономику“

являются: жесткий налоговый прессинг, возможность альтернативных расчетов

(наличные, бартер и др.), административный характер арендных отношений

(неразвитость рынка недвижимости), административно-бюрократические барьеры

при регистрации, получении лицензий и т.д. По некоторым оценкам “теневая”

экономика охватывает в малом бизнесе от 30 до 40 % объема продукции, услуг

(оборота).

Субъекты малого предпринимательства, участвующие в “теневой” экономике,

могут быть разделены на три группы:

1. 1 группа - сугубо криминальные малые предприятия, изначально создаваемые

с преступными целями (мошенничество, отмывание денег, незаконная

предпринимательская деятельность). Они формируют своеобразный каркас

“теневой” экономики в сфере малого предпринимательства и обладают

достаточно мощными ресурсами, силой и влиянием.

2. 2 группа - теневики-хозяйственники, в значительной степени находящиеся в

тени, поскольку выход в легальную экономику обернется для них

существенной потерей доходов либо закрытием своего дела. Они во многом

дополняют каркас, созданный группой 1, однако в перспективе это возможная

основа среднего класса.

3. 3 группа - предприниматели без образования юридического лица и наемные

работники - своего рода “солдаты“ “теневой” экономики. Значительную часть

этой группы составляют лица, для которых нерегистрируемая деятельность

является вынужденной.

3.2. Факторы увеличения объема “теневой” экономики

Переход от системы административного распределения ресурсов к рыночному

механизму развития означает изменение динамики номинальных показателей.

Переход способствует росту сферы “агрессивной координации”, когда сделки

заключаются под влиянием силы, минуя мораль и закон.

В ходе реформ был фактически ликвидирован механизм контроля власти со

стороны общества. На сегодняшний день, к сожалению, нельзя дать ни

достоверной оценки финансовых ресурсов, так как Минфин тщательно скрывает

многие данные, ни выяснить объем приватизационной собственности. Впрочем,

и в случаях вскрытия самых серьезных злоупотреблений властью никаких

санкций не применяется. Все это способствует распределению собственности и

бюджетных денег криминальными структурами.

Мировой опыт свидетельствует о том, что выйти из ловушки тотальной

криминализации социально-экономических отношений довольно-таки трудно.

Ведь если национальное богатство распределяется между кланами, имеет место

некий вариант феодализма, при котором не действуют механизмы

экономического роста. Анализ причин происходящего приводит, к сожалению, к

лидирующей роли государства. Далее приведены некоторые доказательства:

В 1992 г. государство начало с того, что фактически ликвидировало

накопления граждан. При спровоцированной гиперинфляции практически не было

предпринято никаких мер для того, чтобы сохранить трудовые сбережения

десятков миллионов людей в сберегательных банках. Параллельно произошла

очень серьезная криминализация финансового сектора. В том же году

Центробанк России распределял в условиях высокой инфляции кредиты под

высокий отрицательный процент, и те, кто стоял “у кормушки”, получили

колоссальные доходы.

В 1993 г. развернулась спонтанная приватизация снизу, когда всем было

разрешено хватать государственное имущество по принципу “кто первый”. В

результате в экономике возобладали стереотипы чисто хищнического

распределения: предпринимательская энергия была устремлена не на создание

нового, наращивание экономической активности и повышение эффективности

производства, а на передел имущества, что обеспечивало наибольшие барыши.

В конце 1993 г. произошло, свертывание демократических институтов

контроля власти над обществом. И после этого началась легализация

криминальной деятельности. Если раньше деньги из бюджета воровали

преимущественно в нелегальных формах, то, начиная с осени 1993 г.,

правительственные структуры пошли по пути легального предоставления

незаконных льгот “придворным” коммерческим структурам. Соответствующие

примеры хорошо известны, их совокупность свидетельствует о том, что в

денежно-бюджетной сфере легализация криминальных отношений — факт

свершившийся.

Небезызвестная денежная политика 1994 г. привела к тому, что

существенная часть хозяйственных отношений постепенно трансформировалась и

перешла в “теневой” сектор. Искусственно вызванный кризис ликвидности в

расчетах в реальном секторе экономики привел к тому, что предприятия стали

широко практиковать бартер и расчеты наличными и, естественно, уходить от

налогов.

В общем, этот небольшой анализ показывает, что именно государству и

государственной политике мы обязаны тем, что отечественная экономическая

система погрузилась в “квазиколумбийское” состояние: в 1995 г. фактически

уже сформировались механизмы его устойчивого самовоспроизводства.

Еще совсем недавно существовала точка зрения, согласно которой наличие

“теневой” экономики — прямое следствие подавляющей нормальную хозяйственную

жизнь административной системы управления, с устранением которой и

переходом к рыночному хозяйствованию запрещенные и потому не регистрируемые

сделки неизбежно легализуются и выйдут из “тени” в “свет”. Сегодня

наивность подобных надежд очевидна.

В 1992 г., когда руководители предприятий требовали от российского

правительства индексации оборотных средств, на многих из них имелись

значительные запасы сырья и материалов, оставшиеся в наследство от

административной системы распределения ресурсов. Эти запасы товарно-

материальных ценностей составляли большие трети валового общественного

продукта СССР в 1991 г., и торговля ими, в том числе вывоз за рубеж,

осуществлялась весьма бойко. Фактически имело место массовое “поедание”

предприятиями их оборотных средств, а сегодняшняя “стабилизация” — это

“поедание” уже средств основных: на большинстве предприятий о создании

амортизационных фондов и каком-то поддержании прежнего уровня

производственных мощностей ныне не идет и речи. Именно “экономия” за счет

“бесплатного” использования основных средств представляет собой главную

особенность новейшего этапа эволюции “теневой” экономики.

3.3. Негативные последствия экономики переходного периода

За спорами последних лет о реформах и контрреформах, о том, что

преобразования идут плохо или вообще остановились, перестали замечать

совершенно новую социально-экономическую реальность. Реальность не столько

перехода от централизованной к рыночной системе хозяйствования, сколько

формирование устойчиво воспроизводящейся системы высококриминализованных

экономических отношений, характеризующейся рядом признаков:

. огромный вес теневого сектора;

. огромная роль неформальных и вне правовых отношений;

. Колоссальные проблемы — почти тотальная коррумпированность

госаппарата;

. низкая роль права и судебной системы, ее подчиненность

административному аппарату и теневому капиталу.

Интересные сведения:

. пост заместителя министра в России “стоит” 2 млн. долл.;

. подпись председателя Кабинета министров – 10 тыс. долл.;

. государственный кредит под инвестиционную программу можно получить

за 20% от запрашиваемой суммы наличными;

. деньги из бюджета можно получить за 25% от запрашиваемой суммы

наличными. Деньги переводятся на счет какой-нибудь фирмы – и

порядок. Можно закладывать эти деньги сразу в себестоимость

продукции. Это совет консультантов: не обивать московские пороги, а

сразу заплатить эти деньги, поскольку без них производство не

вытащишь;

. сегодня можно получить “портфельный” кредит от 1 млн. до 100 млн.

долл. Его отдадут в портфеле, но нужно подписать обязательство о

выплате определенной суммы.

Одно из следствий формирования соответствующей олигархии,

присваивающей связанные с монополизмом колоссальные доходы, и вместе с тем

- обнищание огромной части населения.

Второе следствие — деградация бюджетной системы (на которой эти

клановые структуры паразитируют, используя такой главный источник

сверхдоходов, как манипулирование с бюджетными ресурсами и государственной

собственностью), рост государственного долга как вынужденное в подобных

условиях средство решения финансовых проблем в обществе. А с этим, как и с

отмеченными выше моментами, сопряжено сужение реального сектора экономики,

разорение значительной части предприятий (согласно имеющимся оценкам, до

двух их третей в реальном секторе не имеют шансов выжить в сложившейся

экономической ситуации, а не менее трети уже фактически находятся в

состоянии банкротов).

Третье следствие — перераспределение национального дохода в пользу

паразитического потребления. Мы видим, как оно растет у рассматриваемой

элитной группы, включая “подставное“ потребление, связанное с

развертыванием охранных и других структур, обслуживающих кланы, тогда как

народнохозяйственные сферы, обеспечивающие благосостояние большей части

населения (индустрия народного потребления, здравоохранение, образование и

т.п.), приходят в упадок.

Четвертое следствие — пресловутая утечка российских капиталов за

границу: ежегодно из России вывозится за рубеж до 20 млрд. долл., по другим

данным – около 60 млрд. долл. Вся эта система сегодня устойчиво

воспроизводится, причем главный механизм ее воспроизводства связан с тем,

что сформировавшиеся кланы фактически доминируют в принятии

общегосударственных экономико-политических решений и обладают абсолютной

конкурентоспособностью в сравнении с любыми другими хозяйственными

субъектами.

О том, что практически вся мощь госаппарата подчиняется интересам

отмеченных кланов, свидетельствует правительственная денежно-кредитная

политика, политика безудержного наращивания государственного долга, а также

приватизационная политика, которая явно делается по заказу конкретных

коммерческих структур. В этой ситуации весь бюджет направлен на

обслуживание соответствующих интересов. Фактом является, с одной стороны,

огромный перерасход (в 1995 г. — четырехкратный) бюджетных средств по

сравнению с законодательно установленными лимитами на обслуживание

внутреннего долга, на содержание госаппарата, на предоставление казенных

ссуд. С другой, — постоянно (подчас на треть, а то и наполовину)

недофинансируются расходы на социально-культурные нужды и на оборону.

На полные обороты запущены механизмы казнокрадства, не только скрытого,

но и легального. “Классический“ пример тут являет ситуация на рынке

государственных обязательств, которые распределяются через обслуживающие

бюджет привилегированные коммерческие банки под сверхвысокий реальный

процент, а затем выкупаются Центральным банком России, осуществляющим чисто

денежную эмиссию.

Фактически ликвидирован механизм контроля власти со стороны общества.

Ни парламент, ни общественные организации не контролируют сегодня не

только Правительство РФ в целом или Банк России, но и отдельные структуры

исполнительной власти, скажем, Министерство финансов или Госкомимущество.

Практически все эти государственные институты превратились в “государства в

государстве“. Нельзя дать ни достоверной оценки финансовой политики (ибо

Минфин тщательно скрывает многие данные), ни прояснить картину приватизации

собственности (ГКИ тоже не злоупотребляет гласностью). Впрочем, и в случаях

вскрытия самых серьезных злоупотреблений никаких санкций не применяется.

Это способствует криминализированному распределению собственности и

бюджетных денег. И те кланы, которые в нем участвуют, обладают, стоит еще

раз подчеркнуть, колоссальным монопольным преимуществом, а остальные

хозяйствующие субъекты вынуждены либо как-то к ним пристраиваться, либо

разоряться .

Последние, т.е. предприятия, которые, как и полагается в рыночной

экономике, работают на свой страх и риск, законопослушны и исправно платят

налоги, не имея “крыши“ во властных структурах и правоохранительных

органах, по сути обречены на банкротство.

3.4. Стабилизирующее влияние “теневой” экономики

Существует несколько направлений стабилизирующего влияния “теневой”

экономики на российское общество и его экономку.

Во-первых, с точки зрения хозяйствующих субъектов, она обеспечивает

более эффективные формы экономической деятельности. “Теневая“ экономия на

налоговых изъятиях позволяет предприятию увеличить чистую прибыль и дает

предприятию серьезное конкурентное преимущество по сравнению с теми, кто

работает полностью легально.

Во-вторых, стабилизирующее воздействие “теневой” экономики проявляется

в формировании новых рыночных ниш, а значит, создает условия для выживания

населения в период спада официальной экономики и падения уровня жизни. В

качестве источника новых рабочих мест и дохода “теневая” экономика

выполняет роль социального стабилизатора, сглаживая чрезмерное неравенство

доходов и уровня жизни, уменьшая социальное напряжение в обществе.

В-третьих, она формирует финансовую базу для негосударственной

социальной деятельности. Спонсорство политической активности,

финансирование различных лоббистских экономических ассоциаций и союзов, а

также благотворительность в сфере искусства (театр, кино и др.) в

значительной мере идут за счет наличных денег, поступающих из “теневой”

экономики. В этом своем качестве она выступает как средство формирования

гражданского общества в его специфическом российском виде, включающем

полукриминальные (а частично - полностью криминальные) формы.

С учетом традиций советского общества развитие “теневой” экономики,

видимо, было единственно возможной формой возникновения рыночной системы.

Сверхвысокий уровень налоговых изъятий, заданный с начала 1992 года, не

оставлял предприятиям иной альтернативы, кроме частичного ухода “в тень“.

Развитие “теневой” экономики отражало своеобразный социальный договор между

населением и властью. Государство во многом сняло с себя ответственность за

повседневное выживание людей, но “смотрело сквозь пальцы“ на

несанкционированную и нерегистрируемую хозяйственную деятельность.

“Натурализация” экономики, на основе которой поддерживается

жизнедеятельность населения, обеспечивает значительные резервы социальной

стабильности. Власти придется очень сильно постараться, чтобы их разрушить,

к примеру, изъятием у людей их приусадебных (садовых) участков. В то же

время, достигнутый на базе “натурального хозяйства” социальный консенсус

между населением и государством не может послужить основой для формирования

современной рыночной экономики. Он может обеспечить только физическое

выживание людей, да и то на самом примитивном уровне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.