реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Безработица

Значительную долю этого потока составляли прямые, минуя безработицу,

переходы с одного места работы на другое. Эта активность касалась

безработных в наименьшей степени, и, следовательно, безработица в России в

целом на самом деле может быть охарактеризована как застойная. Изменения

зарегистрированной безработицы следует объяснять динамикой притока, а не

оттока. Это не удивительно, если исходить из того, что переходный период

представляет собой сильнейший шок совокупного спроса, на который экономика

не может ответить лишь мелкими «переделками» и естественным сбросом

излишков. Удивительно то, почему все-таки уровень притока столь низок,

учитывая масштабы этих потрясений.

Вот уже более полугода официальный уровень безработицы и количество

официально зарегистрированных безработных составляют 3,4% и 2,5-2,6 млн.

человек соответственно. Безусловно, меры, принимаемые Федеральной службой

занятости РФ по смягчению напряженности на рынке труда, сдерживанию

массового высвобождения, особенно на градообразующих предприятиях,

несколько стабилизировали ситуацию. Однако приведенные цифры характеризуют

лишь уровень официальной безработицы. Если же учесть около 2 млн. человек,

находящихся в вынужденных отпусках или работающих неполный рабочий день (их

нельзя отнести напрямую к безработным, но они по тем или иным причинам

могут ими стать), то на конец января 1997 года 9,5% экономически активного

населения (6,9 млн. человек) испытывало проблемы, связанные с занятостью.

Сегодня на одну вакансию в среднем по России претендуют 10 безработных.

Это наиболее точно характеризует ситуацию в экономике и на рынке труда.

Дело даже не в том, что люди оказываются без работы, а в практическом

отсутствии шансов себя реализовать. Вакансии же начинают появляться с

оживлением производства и сферы услуг, т.е. с созданием новых рабочих мест.

Особенно тяжелая ситуация складывается в моногородах и закрытых

территориальных административных формированиях, где в отличие от больших

городов у людей нет выбора места работы (на весь город одно предприятие или

шахта), нет возможности заняться своим делом (даже торговлей), потому что у

потенциальных покупателей - таких же безработных - нет денег.

Государство в системе трудоустройства.

Государственная служба занятости населения и ее функции.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и

обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на

базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации

населения создана Государственная служба занятости.

В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С

одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не

может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для

привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С

другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта

категория населения должна находиться в поле зрения государства,

призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на

труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого

населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в

такой ситуации вынуждено.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого

гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих

правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство

выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к

государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека

регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства

наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему

подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей

работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать

государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных

государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение

вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую

силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации

их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу,

информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам

трудоустройства;

Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное

внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет

освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет

время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным

средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее

перспективным также представляется создание распределительных

информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией

между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном

уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по

гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей

о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях,

предъявляемых к профессиям и работникам;

Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям -

в подборе необходимых работников;

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается

работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая

возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную

доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют

право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а

не обязательно через службу занятости.

Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения

квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных

заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов

обучения и переобучения;

В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого

населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий

общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников

имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую. При значительном

высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов

ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе.

Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости,

должно стать "непрерывное образование". На базе действующих учебных

заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для

переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и

незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по

подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных

делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую

направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных

программ, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность в

учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее

финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные

места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и

направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве

высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы

профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса

различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров

профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги

должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам,

желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных

подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями

системы профориентации изменяются и требования к работникам службы

занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере

занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации

общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и

организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости;

инспекционной работе.

Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции

помощи;

В законе определен статус безработного, которым является вынуждено

незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить

своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий

незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может

рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого

требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть

трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе

по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять

предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке.

Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и

обязанность принять предложение о подходящей работе.

Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан,

трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им

на весь период обучения стипендии;

Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице

и приостановление выплаты этих пособий;

Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных

рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и

лицензий;

Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая

финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных

групп населения.

Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно

расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы

трудоустройства населения.

В 1996 г. службе занятости России удалось трудоустроить 2,3 млн.

человек. Если учесть, что в среднем за год в общероссийском банке данных

насчитывалось около 400 тыс. вакансий, а в Службу занятости обратилось 5,3

млн. человек, то трудоустроен каждый третий.

Однако Федеральная программа занятости населения по таким показателям,

как организация и проведение общественных работ, а также временная

занятость подростков не была выполнена. В 1996 г. на общественных работах

было занято 291,5 тыс. человек вместо 350 тыс. человек по плану. Причина -

дефицит средств в ряде центров занятости, что существенно скажется на

реализации программы и в этом году. Что касается трудоустройства подростков

в возрасте от 14 до 18 лет, то вместо предполагаемого миллиона обеспечить

работой удалось 850 тыс. человек. Связано это как с нехваткой средств в

фондах занятости, так и с отсутствием налоговых льгот для работодателей.

Несколько лучше ситуация в области содействия самозанятости и

предпринимательской деятельности граждан. Результаты здесь таковы: с 1994

г. по июнь 1996 г. более 7 тыс. безработных стали владельцами малых

предприятий или фермерских хозяйств, в которых было создано более 20,4

рабочих мест для безработных. Индивидуальной предпринимательской

деятельностью занялись 59 тыс. человек, ранее лишившихся работы.

Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест.

Правительственная программа содействия занятости населения должна

опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому

закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной,

продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения

профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки

высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической)

безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и

реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты

граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях

управления являются федеральная, территориальные и местные (городские,

районные) программы.

Прежде чем оценивать эффективность федеральной программы, рассмотрим

мероприятия по содействию занятости населения. Группа мероприятий

«Государственное регулирование, обеспечивающее сохранение и развитие

рабочих мест» опирается на целевые программы типа «Электроэнергетика

Дальнего Востока на 1993-1995 гг.», «Наукоемкие технологии на период до

1995 г.», «Топливо и энергия до 2000 г.», «Жилище на 1993-1995 гг. и на

период до 2000 года» и др. Подобные целевые программы трудно связывать с

созданием новых рабочих мест, к тому же в этих программах практически

отсутствуют данные об их количественных и качественных изменениях. Такой

учет в стране не ведется, и Госкомстат РФ должен (причем не только в этой

связи, а и в целях отслеживания движения рабочих мест на всех стадиях

процесса воспроизводства) организовать учет новых и дополнительных рабочих

мест, которые статистикой не разграничиваются.

Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в

региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются

федеральные и иные региональные программы, не говоря уже об отражении

показателей движения рабочих мест. Очевидно, было бы целесообразнее

разрабатывать федеральные и региональные программы содействия занятости на

трехлетний период (по аналогии с программами Правительства РФ «Развитие

реформ и стабилизация российской экономики» в 1993-1995 гг. и «Реформы и

развитие российской экономики в 1995-1997 годах») и с учетом параметров

важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных

программ, обеспечивая при этом увязку показателей движения рабочих мест и

рабочей силы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в

российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания

эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых

пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное

сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое

будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим

потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

Обусловленные переходом к рыночным отношениям кризисные явления в

экономике России не сопровождаются массовым высвобождением работников и

устойчивой хронической безработицей (в 1995 г. всего 8% выбывших работников

были уволены по сокращению штатов, а 64% - по собственному желанию).

Вместе с тем получила развитие скрытая (внутрифирменная) безработица, при

которой трудовой потенциал по разным причинам недоиспользуется, что

сказывается на эффективности производства и уровне производительности

труда.

Стабилизация и последующий рост производства должны стать отправным

пунктом реализации стратегии занятости для достижения и поддержания

эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо

определять по двум критериям:

. финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного

государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из

бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают

финансирование программ содействия занятости. При нынешней ставке (2%

фонда оплаты труда) социально допустимый уровень безработицы составит

примерно 3% (заметим, что на 1 октября 1997 г. уровень зарегистрированной

безработицы достиг 3,4%);

. социальному, в соответствии с которым общество устанавливает порог

естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной

и фрикционной форм), непревышение которого должно стать целью

государственной политики занятости, реализуемой федеральными и

региональными органами управления.

Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально

признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат

особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально

допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-

экономического механизма регулирования рынка труда, а также его составных

звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка

рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.

На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент

эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся

рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо

для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-

демографического фактора формирование рынка рабочей силы может протекать

по-разному.

Так, в московском регионе крупном промышленном центре России при

одинаковом значении социально-демографического фактора позиции руководства

двух субъектов РФ Москвы и Московской области - в отношении сохранения

имеющихся рабочих мест как в целом, так и по отраслям экономики не могут

быть одинаковыми. Например, решение столичного правительства сохранить

предприятия текстильной промышленности путем предоставления им кредитов и

другой финансовой поддержки не выдерживает никакой критики. Большинство

предприятий использует рабочую силу со стороны и расположено в районах,

примыкающих к Центральному административному округу. Между тем земля в

столице все время дорожает. Нужно ли сохранять такую структуру столичной

промышленности? В Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях

текстильные предприятия зачастую являются градообразующими. Им следует

оказывать финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и

предоставлять льготные кредиты для пополнения оборотных средств.

Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном

регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного

населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной

активностью и привлекательностью территории, характером поддержки

предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта

поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами

структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях,

обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению

временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем

региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости

населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином

предприятии, особенно если оно является градообразующим.

В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения

эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния

россиян, и обеспечения необходимых условий для создания и сохранения

рабочих мест Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин 23 мая 1996 г.

утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест на

1996 - 2000 гг., обязал Правительство Российской Федерации в двухмесячный

срок обеспечить разработку и принятие плана мероприятий по реализации

Программы, возложить на Министерство труда Российской Федерации общее

организационно-методическое руководство и контроль за обеспечением

реализации Программы, а также координацию работ по проведению социальной

экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ и

рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению реализации

Программы.

Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-

2000 гг. включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской

Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами

исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация Программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и

среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ,

связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-

экономического развития отдельных регионов, иных программных решений,

принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном

уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и

материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.

Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в

предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда

к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в

использовании элементов государственного регулирования, которое

предусматривается организовать в ходе реализации Программы.

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой

сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения

рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими

мерами по предотвращению роста безработицы.

Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры

занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически

эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

Основными задачами Программы являются:

. обеспечение правовых, экономических и организационных условий для

создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в

различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

. регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение

конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

. формирование эффективной структуры занятости населения; повышение

качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и

территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий

для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности

населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых

отношений в сфере занятости населения;

. предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие

системы общественных работ.

Реализацию Программы предусматривается осуществлять в два этапа в

течение 1996-2000 гг.

В рамках первого этапа реализации Программы, рассчитанного на 1996-1997

гг., федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществить

следующий комплекс мер:

1. Определение потребности в создании рабочих мест

2. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и

сохранении перспективных рабочих мест

3. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых

и инвестиционных программ

4. Разработка нормативной правовой базы, ориентированной на

формирование общих условий для создания и сохранения рабочих мест.

5. Создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и

территориальной мобильности рабочей силы

6. Повышение эффективности использования имеющихся производственных

мощностей

7. Формирование системы организации временных рабочих мест на базе

общественных работ

8. Разработка механизма развития социального партнерства в области

создания и сохранения рабочих мест

9. Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для

неконкурентоспособных граждан

На втором этапе реализации Программы, охватывающем 1998-2000 гг.

федеральным органам исполнительной власти необходимо добиться решения

следующих задач:

1. Разработка и реализация пакета целевых программ, направленных на

создание рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации

2. Создание условий для повышения качества рабочих мест

3. Стимулирование формирования эффективной структуры занятости

населения

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда

средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в

полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на

сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий

для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное

обучение, переподготовку и профориентацию и др.

В 1996 г. при содействии региональных служб занятости создано и

сохранено 132 тыс. рабочих мест. Приоритет был отдан оборонному комплексу,

текстильной и легкой промышленности. Затраты на эти цели из средств ГФЗН РФ

составили почти 481 млрд. руб.

Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя в

фондах занятости большую часть страховых платежей, должны с учетом

сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы

определять кризисные территории - республики, края, области и автономии, а

в каждом из них - города и районы.

Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и

группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими

критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного

превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения. По расчетам

ФСЗ РФ, ко второй группе (от 2 до 4% на конец 1994 г.) относились 27

регионов, а к третьей (от 4,3% в Ленинградской до 8,4% в Ивановской

области) - 16.

Среди последних выделяются пять субъектов РФ, уровень безработицы в

которых превышает средний показатель по группе (5,6%): Ивановская,

Псковская, Ярославская и Владимирская области и Республика Ингушетия.

Именно эти регионы следует квалифицировать как кризисные, присвоив их

программам содействия занятости статус федеральных.

Для того чтобы представить в общих чертах специфику региональной

политики, все регионы Российской Федерации были поделены на 9 групп в

соответствии с уровнем безработицы (шаг - 1%), по каждому из них был

рассчитана доля средств, расходуемых по различным направлениям.

Заключение.

Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения при

стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими

и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер,

направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их

влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом

необходимость.

При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из

необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих

развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики,

поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости,

зависят непосредственно от человека (численность населения, его

половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской

местностях и т.д.).

Одним из основных элементов формирования политики эффективной

занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего

динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В

этой связи следует выделить два блока проблем:

. оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране,

создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по

развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и

организаций в рабочей силе;

. совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей

получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг,

проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий,

дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-

демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и

пенсионеров.

Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках

труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки

кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать

внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном

образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от

влияния сиюминутных интересов. Ведь возникает очередное противоречие между

формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры,

практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или

иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую

очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что

конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом

будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.

В настоящее время возникает необходимость активизации деятельности

федеральных и региональных органов по прогнозированию, постоянному учету и

анализу в территориальном и отраслевом разрезах потребностей предприятий,

учреждений и организаций в квалифицированных рабочих и специалистах и

созданию соответствующих условий для их подготовки. Одновременно следует

шире развивать дуальную форму получения образования, основанную на

периодической смене учебного процесса и производственной практики (опыт

Германии), что позволит устранить определенные противоречия между

формальным образованием и реальным содержанием учебного процесса с учетом

потребностей производства.

Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или

иная проблема занятости (например, внутрипроизводственное

перераспределение работников в целях снижения общих объемов высвобождения

кадров), тем выше вероятность использования прямого административного

воздействия.

В то же время для решения долгосрочных стратегических задач, связанных,

в частности, с формированием оптимальной региональной производственной

специализации на тех или иных территориях, требуется глубоко продуманная

политика привлечения в эти сферы как местного, так и внешнего капитала,

основанная на реализации комплекса в первую очередь финансовых и

внешнеэкономических мероприятий.

Анализ финансово-кредитной политики, намеченной в России в 1998 г.,

показывает, что ее реализация будет оказывать противоречивое влияние на

занятость населения. С одной стороны, прекращение покрытия бюджетного

дефицита за счет кредитов Центрального банка, последовательное сокращение

нерациональных государственных расходов, прежде всего дотаций и льгот, в

том числе аграрному сектору и угольной промышленности, может ускорить

высвобождение работников из различных секторов экономики, что усилит

социальную напряженность в отдельных регионах страны. С другой стороны,

проведение налоговой реформы, связанное с облегчением налогового бремени

для предприятий и организаций, во многом будет способствовать более

интенсивному формированию их финансовых накоплений, которые могут быть

использованы для инвестиций в производство, его расширение и

реконструкцию, создание новых рабочих мест.

Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы

совершенствования государственной статистики в области занятости населения,

формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие

статистической информации по вопросам использования рабочей силы на

негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на

них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий

и оплаты труда и т.д. В работе статистических органов в области занятости

населения наблюдается значительный крен в сторону изучения проблем

безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же

время обойдены вниманием вопросы эффективности использования рабочей силы

на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения

рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и

т.д.. Подобные статистические исследования помогут, в частности, выявить,

как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой

структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности

населения.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной

занятости как важной социальной гарантии для экономически активного

населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка

труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться

применительно к новым условиям развития многоукладной экономики,

структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной

политики.

Список литературы:

Бестужев И.В. Безработица? Не может быть - М. Знание 1992

Бузгалин А.В. Переходная экономика - М. Таурус 1994

Дикаpева А.А. Социология труда - M. Высшая школа 1989

Корнаи Я. Дефицит - М. Наука 1990

Мацкуляк И.Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы - М.

Экономика 1990

Руденко Г.Г. Служба занятости и ее функции - М. РЭА 1992

Хейне П. Экономический образ мышления - М. Новости 1991

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.