реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Безработица и ее типы. Особенности современной безработицы

зации численности работников", что вызовет дальнейшее высвобождение рабочей

силы. Тем более что программой социально-экономического развития страны на

2001-2005гг. предусматривается сокращение численности работа-ющих на 300

тыс. человек (из них 75 тыс. -- в следующем году). По данным Минтруда,

сокращения произойдут в Министерстве промышленности, Минис-терстве

сельского хозяйства и продовольствия, Минторге, на Белорусской железной

дороге, в концернах "Беллегпром" и "Белнефтехим". В агропромыш-ленном

комплексе в нынешнем году увольнению подлежит 19 тыс. руководящих

работников и специалистов, в то время как возможность для трудоустройства

имеется только для 11 тыс.

Все эти процессы, естественно, не могли не сказаться на уровне безра-

ботицы, который в июле достиг 2,7% по стране. Всего же, по данным Минстата,

за семь месяцев 2002г. зарегистрировано 118,7 тыс. безработных. Осенью

службы занятости ожидает приток граждан, которые были заняты в личном

подсобном хозяйстве или выезжали на летние сезонные работы за пределы

республики.

Статистика свидетельствует, что самые большие проблемы с

трудоустрой-ством испытывает прекрасная половина. Среди общего числа

безработных, зарегистрированных службами занятости, 60% -- женщины. Дело в

том, что имеющиеся вакансии ориентированы прежде всего на применение

мужской рабочей силы. Еще одна проблема -- молодежная безработица. Среди не

имеющих работы каждый второй -- молодой человек до 30 лет. В нынешнем году

порядка 30 тыс. выпускников школ "не охвачены" дальнейшим обучением. В

1997г. в центрах занятости населения было зарегистрировано 8 тыс. выпускни-

ков школ, в 2001г. эта цифра увеличилась почти вдвое. Кроме того,

наметилась тенденция регистрации безработных из числа выпускников ПТУ,

техникумов и вузов. Более 70% безработных имеют среднее или неполное

среднее образование, каждый четвертый -- высшее и среднее специальное.

Так, в июле текущего года 640 экономистам с высшим образованием в

Минском городском центре занятости было предложено только 9 вакансий, 380

техников-технологов претендовали на одно-единственное (!) место, 305

юристов -- на три вакансии. Трудности с поиском работы имеют также

бухгалтеры, секретари и делопроизводители.

Следует отметить, что в республике наблюдается несоответствие

спроса и предложения рабочей силы. На 119 тыс. безработных заявлено только

35 тыс. вакансий, из них более 80% предусмотрены для трудоустройства по

рабочим и строительным специальностям, в то время как среди безработных

каждый третий -- специалист или служащий. Зато сельское хозяйство сегодня

испы-тывает большую потребность в трактористах, операторах машинного доения

и животноводах. Дефицит на такие специальности во многом объясняется

большими физическими нагрузками и невысоким уровнем заработной платы,

которая к тому же выплачивается несвоевременно (задолженность по зарплате в

сельском хозяйстве составляет более 31,4 млрд. руб.)

Прогнозы Минтруда неутешительны: численность безработных будет

возрастать и в 2003г. может приблизиться к цифре в 230 тыс. человек (около

3% от экономически активного населения страны). Кроме того, остается

высоким число людей, которые официально не учитываются ни по одной из сфер

деятельности. Они либо находятся на иждивении у родственников, либо заняты

в теневой экономике. Численность такого рода "безработных" составляет 840

тыс. человек. И даже если небольшая часть этих людей обратится в службы

занятости, это осложнит ситуацию на рынке труда.

К слову, сегодня значительная часть граждан не желает

регистрироваться в службе занятости. Основная причина -- невысокий размер

пособия по безработице (16 тыс. 400 рублей, или 8% от средней заработной

платы по стране). Однако для того чтобы его получить, зарегистрированному

безработному необходимо выполнить ряд процедур, предусмотренных Законом "О

занятости". В частности, принять участие в оплачиваемых общественных

работах, на что соглашаются далеко не все (пособия получают почти 55,5 тыс.

человек). Помимо этого сейчас готовится принятие изменений и дополнений в

Закон "О занятости", в котором планируется ограничить максимальный срок

пребывания на учете в службе занятости тремя годами (сегодня, напомним,

временные рамки отсутствуют). Кстати, средняя продолжительность безработицы

в первом полугодии 2002г. составила 6,7 месяца.

В Минтруда исходят из того, что безработица была, есть и будет,

задача же государственных органов занятости состоит в том, чтобы не

допустить длительную безработицу конкретного человека. Поэтому основной

упор будет сделан на профориентационную работу со школьниками,

переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской

деятельности.

[*По данным НЭГ №64 (584) от 30.08.2002г.]

Ниже приведены таблицы, отражающие численность и трудоустройство

безработных в РБ. по областям и численность безработных, зарегис-

трированных в органах государственной службы занятости.

Численность и трудоустройство безработных *

в Республике Беларусь по областям

в октябре 2002 г.

| |Численность |Трудоустроено |Уровень |

| |безработных |безработных, |безработицы |

| |на конец |тыс. человек |на конец |

| |октября 2002 | |октября |

| |г., | |2002 г., % |

| |тыс. человек | | |

| | |октябрь |октябрь | |

| | |2001 г. |2002 г. | |

|Республика Беларусь|128,6 |12,6 |12,7 |2,9 |

|Области: | | | | |

|г. Минск |16,3 |0,9 |1,0 |1,8 |

|Минская |16,6 |1,8 |2,0 |2,6 |

|Гродненская |14,4 |1,6 |1,5 |2,9 |

|Брестская |18,7 |2,2 |1,7 |3,0 |

|Гомельская |21,7 |1,9 |2,2 |3,3 |

|Могилевская |18,8 |1,8 |1,8 |3,7 |

|Витебская |22,1 |2,4 |2,5 |3,9 |

[*http://www.president.gov.by/Minstat/main.html ]

Как видно из данных в таблице в регионах дела обстоят не

лучшим образом. В ряде городов и районов республики уровень безработицы

значительно превышает среднереспубли-канский показатель. Лидерами здесь

являются Витебская и Могилевская области, где на конец июля уровень

безработицы составил соответственно 3,9% и 3,7%. Причина такого положения

кроется в преобладании моноструктурной специализации экономик отдельных

городов. Одно-два градообразующих предприятия при своей неритмичной работе

в последнее время уже не могут обеспечить полную занятость региона или

города. Проблема усугубляется и таким фактором, как занятость

военнослужащих и членов их семей в военных городках, где произошел вывод

войск.

Численность экономически активного населения*

| |Тыс.человек |В процентах от экономически |

| | |активного населения |

|1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999

|2000 |2001 | |Экономически активное население - всего |4524,2 |4537,0

|4527,9 |4527,8 |4542,0 |4537,0 |4519,5 |100 |100 |100 |100 |100 |100

|100 | | мужчины |2147,5 |2193,1 |2184,8 |2183,9 |2163,2 |2151,5

|2126,8 |47,5 |48,3 |48,3 |48,2 |47,6 |47,4 |47,0 | | женщины |2376,7

|2343,9 |2343,1 |2343,9 |2378,8 |2385,5 |2392,7 |52,5 |51,7 |51,7 |51,8

|52,4 |52,6 |53,0 | |[*http://www.president.gov.by/Minstat/main.html]

Численность безработных, зарегистрированных*

в органах государственной службы занятости

(на конец года)

|1995 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 | |Численность безработных,

тыс. человек |131,0 |126,2 |105,9 |95,4 |95,8 |102,9 | | из них:

| | | | | | | | мужчины |46,7 |42,1 |35,3 |34,2 |37,6

|40,8 | | женщины |84,3 |84,1 |70,6 |61,2 |58,2 |62,1 | |Уровень

официально зарегистрированной безработицы

(в процентах от экономически активного населения) |2,9 |2,8 |2,3 |2,1 |2,1

|2,3 | |[*http://www.president.gov.by/Minstat/main.html]

В то же время, если принимать во внимание уровень скрытой

безработицы, а также число граждан, не ставших на учет в государственных

органах занятости и занимающихся собственным трудоустройством

самостоятельно, то реальный уровень безработицы может быть исчислен

десятками процентов. Точные данные о структуре и квалификационно-

образовательном уровне незарегистрированных безработных получить

практически невозможно.

ПУТИ СНИЖЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ.

Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны

и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие

законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:

1. политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа

рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное

налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере

инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и

т.д.;

2. стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;

3. расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;

4. разрешение трудовой эмиграции;

5. активное применение в государственном и негосударственном секторах

экономики гибких форм занятости и др.

В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная база

по содействию безработным в организации предпринимательской деятельности.

Постановлением Министерства труда РБ от 22 июня 1998 года № 57 внесены

изменения и дополнения в Положение «О содействии государственной службы

занятости безработным в организации самостоятельной занятости».

В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное

дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской

деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 25 и 150

минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному

компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в

качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных

действий, связанных с организацией самозанятости.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно

сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует,

любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные

методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

. улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту

функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они

собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают

ее безработным;

. устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого

необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного

пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы

профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы

должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам

соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой

профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы

профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах,

так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также

для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой

задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке

труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то

занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки

предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять

дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

. стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов

производства и, соответственно, - занятости на них;

. поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью

повышения конкурентноспособности продукции.

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем

меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при

том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти

места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных

вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление

возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим

пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов

управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти

на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым

служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в

этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных.

Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с

тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах,

так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ

состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли

прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по

найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего

безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за

падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их

еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия

опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

1. экономическое стимулирование молодежной занятости;

2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи

3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых

шансы на занятость наиболее велики.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но

важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или

существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается

лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не

стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости,

вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и

включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост

безработицы.

Вот наиболее важные меры такого рода:

1. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования

перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую

неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы,

чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к

фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно

может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно

нанятых рабочих.

3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения

установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может

обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения

квалификации.

4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение

прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например:

работа в области охраны окружающей среды и т.д.

5. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе

создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели

- профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной

платы. С работодателей следует взимать налог на средства,

дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на

субсидирование занятости.

6. Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций.

В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое

переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект.

Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих

мест.

7. Значительно сократить количество незанятых можно за счет

структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии

обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее

стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка

труда.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами

политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи

безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-

кредитных и бюджетно- налоговых мер для сокращения безработицы.

Политика в сфере занятости направлена на создание новых

рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по

трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с помощью которых государство

воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две

группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих

мест. К числу активных мер принадлежат, во- первых, кейнсианская

макроэкономическая политика, направленная на стимулирование

совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во- вторых,

организационные законодательные и финансовые меры государства,

которые включают: организацию системы образования и

производственно- технического обучения кадров на базе служб по

трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и

региональной мобильности кадров; расширение производства товаров

и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление

программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве,

ремонтно- восстановительных работах; создание рабочих мест для

молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной

защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких

отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда;

стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в

развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости включает создание системы

социального страхование и материальной помощи безработным. Система

социального страхования предусматривает выплату пособий по

безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи

направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сегодня Беларусь переживает спад производства.

Предприятия, находящиеся в кризисных условиях, пытаются лавировать и

сохранить свой коллектив. Практикуется система длительных административных

отпусков и использование частичной занятости. Фактически, сформировалась

скрытая безработица, масштаб ее возрастает по мере свертывания

производства. Квалифицированные работники из таких предприятий уходят, что

ведет к снижению квалификационного уровня производственных коллективов. В

связи с этим курс реформ встает перед проблемой цены, которую общество

платит за них.

Продвижение в направлении реформ ставят и другую проблему

сопоставления: во что обходятся поддержка неэффективных рабочих мест и

сколько стоит открытая безработица сравнительно с финансированием

содержания безработных, их переобучение и содействие в трудоустройстве.

Не менее тяжелы и социальные последствия безработицы. Специалисты

вынуждены признать, что «безработица – это нечто большее, чем экономическое

бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к

бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере

самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и

политическим беспорядкам».

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы

является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно

наладить эффективную деятельность экономики.

Путь выхода из кризиса определяется, прежде всего, стратегией

развития государства и пределом социальной терпимости общества. Наиболее

сложным в переходный период является поддержание доверия населения к

проводимым реформам. Между тем государство в настоящее время, похоже,

своеобразно цитируя М. Фридмена, считает, что население должно само о себе

позаботиться.

Для кардинального решения проблем безработицы надо в корне менять

политику занятости. И в особенности федеральный закон. Нельзя сегодня

пассивно сдерживать безработицу. Только целенаправленное активное повышение

уровня занятости населения на действующих и на вновь создаваемых

высокоэффективных наукоемких рабочих местах поможет вывести беларускую

экономику из тупика, дать простор развитию рыночных и социальных перспектив

не на бумаге, а на деле.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Антосенков Е. Г. От обслуживания безработицы – к активной

государственной политике занятости. // ЭКО. 1999. № 2.

2. Н.И. Базылев, С.П. Гурко «Экономическая теория (макроэкономика)»

Мн. 2000г.

3. Дмитрий Ермак, «Количество безработных будет расти.» //Белорусская

экономическая газета. № 64, (584) от 30.08.2002г

4.Бородянский Э., Кузьмин В. «Реальный путь противодействия

безработице.» // Человек и труд. 1996. № 9.

5. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб. Пособие. –

Москва: «Финансы и статистика», 1998..

6.Лутохина Э.А. Макроэкономическая нестабильность. Учебно-

методическое пособие. Мн.:1996г.

7. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс в 2-х томах. - М.,1992.-

Т.1.-С.656.

8. «Динамика Безработицы» //Мировая экономика и международные

отношения №8 август 2000г. Стр.43-45.

9. Рофе А. И. И др. Рынок труда, занятость населения, экономика

ресурсов для труда: Учебное пособие / Рофе А. И., Збышко Б. Г., Ишин В.

В.; Под ред. А.И. Рофе.- М.: «МИК», 1997.

10. Славуцкий О. Повысить взаимную ответственность субъектов

рынка труда. // Человек и труд. 1999 № 2.

11. Современная экономика: Учеб. Пособие / Научн. ред. О. Ю.

Мамедов. – 2-е изд. доп. – М.: «Зевс», 1997.

12. www.gazeta.ru

13.www.tut.by ( Беларуский портал ИА « Экспресс») новости.

14 http://www.president.gov.by/Minstat/main.html

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.