реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры по экономичекой теории

известный период, т.к. одни и те же деньги в течение определенного периода

постоянно переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказания

услуг.

Денежная масса - совокупность покупательских, платежных и накопленных

средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и

юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный

показатель движения денег.

64. Банковская система. Сущность, ф-ии и операции банков, их виды.

Банковская система - одно из высших достижений эк-кой цивилизации.

В России функционирует двухуровневая банковская система.

1 уровень - Центральный (эмиссионный) банк. “Банк банков”.

Функции Центрального Банка:

1.Денежная эмиссия.

2.Регулирование денежного обращения.

3.Реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики.

Денежная или банковская эмиссия - функция обеспечения потребности

национальной экономики в наличных деньгах.

Основные задачи ЦБ:

Проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и

расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной

единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.

Важными регуляторами макроэкономических пропорций и поведения финансовых

посредников являются методы воздействия на банковскую ликвидность (активные

средства банка): учетная политика ЦБ, политика открытого рынка и политика

минимальных резервов.

2 уровень составляют частные и государственные банковские институты или

коммерческие банки. К ним относят:

- собственно коммерческие (депозитные) банк, основная деятельность которых

связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;

- инвестиционные банки, которые занимаются помещением собственных и заемных

средств в ЦБ, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися

в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный

срок;

- ипотечные банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог

недвижимого имущества;

- сберегательные кассы и кредитные общества;

- страховые и пенсионные фонды.

В России 6 специализированных государственных банков:

1.Государственный Центральный Банк (Госбанк).

2.Промышленно-строительный банк (Промстройбанк).

3.Банк агропромышленного комплекса (Агропромбанк).

4.Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк).

5.Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк).

6.Банк внешенеэкономических связей (Внешэкономбанк).

65. Кредит: принципы, функции и формы.

Необходимость кредита обусловлена тем, что у одних домохозяйств,

предприятий появляются временно свободные денежные средства, а другим они

требуются. В рыночной экономике основными поставщиками денежных средств

являются домохозяйства (личный сектор), а потребителями — бизнес. Их

взаимодействие осуществляется через посредников: коммерческие банки,

инвестиционные компании, страховые общества, брокерские конторы и т.д.

Именно они аккумулируют свободные финансовые средства и размещают их среди

потребителей ссудного капитала. Система экономических отношений,

возникающих в процессе предоставления денежных или материальных средств во

временное пользование на условиях возвратности и, как правило, платности,

называется кредитом. Юридическое (физическое) лицо, предоставляющее ссуду,

называют кредитором, а берущее ее, — заемщиком. Кредит выполняет следующие

основные функции: перераспределительную; замещения наличных денег

кредитными деньгами и операциями (безналичный расчет). Эти функции

определяют роль кредита в процессе воспроизводства. Он ускоряет развитие

производства, повышает его эффективность, обеспечивает непрерывность. В

зависимости от сроков, на которые предоставляется ссуда, различают

онкольный (выдается на небольшой срок и погашается по первому требованию

кредитора); краткосрочный (до одного года); среднесрочный (от одного года

до пяти лет); долгосрочный (свыше пяти лет) кредиты. По составу кредиторов

и заемщиков: банковский, коммерческий, государственный, потребительский,

международный, лизинг-кредит.

Банковский кредит предоставляется в основном коммерческими банками в виде

денежных ссуд предпринимателям, населению. В зависимости от обеспечения

различают гарантированные (обеспеченные) и негарантированные

(необеспеченные) ссуды. По срокам погашения ссуды бывают срочные,

отсроченные и просроченные. По характеру погашения различают ссуды,

погашаемые единовременным взносом и в рассрочку. Коммерческий кредит — это

кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу в товарной

форме путем отсрочки платежа. Государственный кредит имеет место, когда

заемщиком выступает Государство, а кредиторами — банки, население,

предприятия. Для заимствования необходимых денежных средств государство

выпускает и продает ценные бумаги: казначейские векселя, облигации. Покупая

их, субъекты хозяйствования, население кредитуют государство.

Потребительский кредит в основном связан с предоставлением населению ссуд

на приобретение товаров длительного пользования. Лизинг-кредит — это

предоставление в долгосрочную аренду машин и оборудования, транспортных

средств и т.д. при сохранении права собственности на них за арендодателем.

Он делится на финансовый и оперативный. Международный кредит получили

название внешние займы. Банки путем кредитования способны создавать новые

деньги. Объем средств на резервных счетах кредитно-финансовых институтов

является основным объектом денежно-кредитного регулирования. Изменяя его с

помощью инструментов денежно-кредитной политики, можно влиять на

предложение денег с целью стабилизации совокупного объема производства,

уровня цен и занятости.

66. Рынок ценных бумаг: сущность, структура, ф-ии.

РЦБ является составной частью финансового рынка, который делится на

денежный рынок(все инструменты фин., связанные с краткосрочным обращением)

и рынок капиталов(средне и долгосрочные кредиты и ценные бумаги - акции,

облигации и т.д.)

На рынке ценных бумаг или фондовом рынке продаются и покупаются за деньги

ценные бумаги в виде акций облигаций, векселей, лотерейных билетов и т.д.

Различают первичный рынок продажи новых выпущенных бумаг после их эмиссии и

вторичный рынок продажи уже обращающихся бумаг.

Фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного

капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу

части денежного капитала в ссуду.

Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является

прежде всего обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия,

доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими

кредитами капиталу.

Как и любой другой рынок, РЦБ складывается из спроса, предложения и

уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и с некоторых пор

государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования

инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками

(больше занимают, чем одалживают), а чистыми кредитором является население,

личный сектор, у которого по разным причинам доход превышает сумму расходов

на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (главным образом

жилье).

Основными участниками РЦБ явл. Фондовые биржи и инвестиционные фонды.

Ценной бумагой является документ установленной формы и обязательных

реквизитов удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача

которых возможны только при его предъявлении.

67. Фин отн и фин сист гос-ва. Гос бюджет.

Фин-вая система - совокупность различных форм организации фин-вых

отношений. Фин-вая система включает в себя следующие основные фин-вые

институты: гос-ные финансы; финансы предприятий и организаций; финансовый

рынок. Финансы предприятий и организаций обеспечивают процесс формирования

и использования доходов первичной производственной структуры, а также

регулируют распределительные отношения на уровне микроэкономики. Состав гос-

ных финансов: гос-ный бюджет; гос-ное социальное страхование; пенсионный

фонд и фонд социального обеспечения; имущественное и личное страхование

через гос-ные организации; гос-ный кредит; фонды целевого назначения

.Финансовый рынок представляет собой сферу функционирования разнообразных

ценных бумаг, выпускаемых гос-вом и предприятиями с целью привлечения

ивестиций.Роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью

финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-эк-кого развития

страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм

двумя методами:

финансовое обеспечение (гос-ный бюджет);финансовое регулирование (система

налогов).Бюджетная политика осуществляется с помощью бюджетной

системы.Бюджетная система гос-ва - совокупность всех бюджетов, созданных в

гос-ве на различных уровнях гос-ных структур власти и управления. В основе

бюджетной системы любой страны лежит административно-территориальное

деление.Бюджетная система включает в себя следующие виды бюджета:

государственный бюджет; республиканские бюджеты; местный бюджет.

Бюджет (государственный) - система экономически распределенных отношений,

которая охватывает все общество.

Бюджет имеет такие структуры: доходную; расходную.

Бюджетный дефицит - сложное экономическое явление. Оно свидетельствует о

том, что страна хочет тратить больше, чем может.

Бюджетный дефицит не означает несбалансированности бюджета. Это означает

только несоответствие постоянных собственных доходов государственного

дохода его расходам.

68. Гос бюджет: доходы и расходы. Гос долг.

Госбюджет — это совокупность фин.отношений, возникающих между гос-вом и

физ, юр. лицами по поводу создания, распределения, использования общегос.

фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной

сметы (росписи) доходов и расходов гос-ва. Структура бюджета определяется

гос-ным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает

центральный бюджет и местные бюджеты. В гос-вах с федеральным устройством

существует еще промежуточное звено. В центральном бюджете концентрируется

основная часть денежных средств гос-ва, которые используются для

финансирования общегос. нужд. Расходная и доходная части его могут быть

использованы в целях регулирования эк-ки. Принцип полноты предполагает учет

по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости

направлен против фальсификации бюджетных росписей; принцип гласности

означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его

исполнении. Бюджет выполняет следующие функции: распределительную (через

госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода);

контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии

экономики и позволяет его контролировать) и регулирующую (изменения

расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить

уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику). Обычно бюджет гос-ва

составляется на год. Бюджет состоит из расходной и доходной частей.

Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной эк-кой

являются поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам,

помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.); национальная

оборона; образование и здравоохранение; выплата процентов по гос-ному долгу

и т.д. Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах

центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах

развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений.

Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении

правительства, менее крупные направляются местными властями в местные

бюджеты. Во многих странах при составлении бюджетов закладывается

превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми

по значению источниками доходов.

Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим

или иностранным юр. и физ. лицам. В странах с рыночной эк-кой он состоит из

общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы

финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части,

которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост

гос-ного долга наблюдается практически во всех странах, что объясняется

хронической дефицитностью гос-ных финансов. Внутренний долг — это долг

государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний —

это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.

69. Рынок ценных бумаг и мех-м его функционирования.

Свё назв РЦБ получ благодаря специф товару, кот он реализует и организует

сделки с ним. Фондовый рынок охв как отношения займа(кредитные отношения),

так и опосредует отношения совладения. РЦБ-это сектор фин рынка,

аккумулирует временно свободный капитал инвесторов, выступающий местом

столкновений и реал интересов продавцов и покупат ЦБ. Ф-ии РЦБ: 1)

аккумуляция капитала в кротчайшие сроки 2) альтернативная форма инвестиций,

не треб купных вложений 3) инструмент рег-я инфляции, занятости и др.

макроэк показателей. Структура РЦБ: 1 первичные РЦБ(рынок первых и

повторных эмиссий, фондовых инструментов, на кот осущ-ся их нач размещение

среди инвесторов) 2 вторичные РЦБ(рынок на кот обр в теч своего жизн цикла;

рынки разм на первичном рынке ЦБ ) Классификация ЦБ: первичные(акции,

облигации, векселя, депозиты), производные. Акция – ЦБ, свид о внесении ср-

в на разв АО или или предпр и дающая право её владельцу на получение части

прибыли в виде дивидендов.Бывают именные и на предъявителя.

70. Налоговая сист. Налоги, их виды и ф-ии. Фискальная политика: цели,

типы.

Нал. служат, во-первых, главным источником пополнения доходов гос-ва, во-

вторых, являются одним из основных рычагов воздействия гос-ва на рыночную

эк-ку. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые гос-вом с

юр. и физ. лиц с целью удовлетворения общ-ных потребностей. Закрепленная

законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и

способов взимания образует налоговую систему. В основе построения налоговой

системы лежат следующие принципы: всеобщность (охват налогами всех

субъектов хозяйствования); обязательность (субъекты хозяйствования обязаны

уплачивать налоги в строго установленные сроки, неуплата карается законом);

равнонапряженность (взимание налогов по единым ставкам независимо от

субъекта хозяйствования).Налоги в эк-ке выполняют фискальную и регулирующую

функции. Первая обеспечивает поступление средств в гос-ную казну, вторая

заключается в том, что можно влиять на процесс общ-ного воспроизводства:

стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и сокращать

платежеспособный спрос населения и т.д. Субъектом налогообложения выступает

налогоплательщик-лицо, которое обязано платить налог. Объектом

налогообложения является тот доход, товар или имущество, которые подлежат

налогообложению. Источник налога — это те средства, из которых

выплачивается налог (заработная плата, прибыль и т.д.).По объекту обложения

налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые — это налоги на доходы физ. и

юр. лиц (подоходный, налог на прибыль и т.д.) Главным среди прямых налогов

- налог на прибыль (доход).

К косвенным налогам относят те, которые включаются в цену товара или

услуги. Такой налог фактически платит потребитель, но перечисляется он в

налоговые органы предпринимателями. Гос-во косвенно взимает налог с

потребителя. Основные косвенные налоги: налог на добавленную стоимость

(НДС), акцизы, таможенные пошлины. Налог на добав. стоимость уплачивают юр.

лица, а также пред-тели, осуществляющие свою деятельность без образования

юр. лица. Акцизы — налог, устанавливаемый на отдельные виды товаров, работ,

услуг, которые имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Ими

облагаются вино-водочные изделия, пиво, табачные изделия, ювелирные и

меховые изделия и т.д. Таможенные пошлины взимаются таможнями с товаров,

перевозимых через границу по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых

правительственными органами по изменению гос-ных расходов и налогообложения

для достижения поставленных перед эк-кой целей. Ее основными задачами

являются обеспечение устойчивого эк-кого развития, увеличение занятости

,снижение инфляции. Фискальная политика в зависимости от механизмов ее

реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и

автоматическую (политику встроенных стабилизаторов). Под дискреционной

фискальной политикой понимают сознательное манипулирование правительством

государственными расходами и налогами. Выработать правильную фискальную

политику чрезвычайно трудно, во-первых, в эк-ке действуют как параллельные,

так и разнонаправленные факторы, которые трудно учесть. Во-вторых, для

проведения в жизнь фискальной политики требуется время (год—полтора), а за

этот период эк-кая ситуация может резко измениться.

71. Сущность и осн концепции гос рег-я рыночной эк-ки.

В разв рын эк-ки след вычленить неск важн закономерностей. Одна из них

имеет тенденцию к пост усл . Время приводитк тому, что во взыимод вступает

всё большее число эк аспектов. Порой это связ с немалыми издержками.

Однако, доминирующий итог- рост рез-ти рын мех-ма. Эк процессы 17-18в

создали качественно новую основу для др взаимосвязи соц-эк процессов между

рын и гос. Мех-ми. Разв хоз силы на опр этапе стало нуждаться в усил

поодерживающих и корректирующих мер гос-ва. Задача гос-ва помогать рын мех-

му методами обесп его инфраструктур той сферы(сист прав норм, усл вмеш-ва и

внутр уст нац валюты, сист общ благ) Такая инфраструкт нужна рын мех-му для

более Эф-ой его саморегуляции. Эф соц-эк процессов оказ столь высоким , что

в 1 пол 20в динамизим эк-ки стал чрезмерным. В то же время у хоз сист ещё

не слож мех-м, кот в процессе экспансии мог бы мог бы предупреждать о

границах, пределах необх для собл общеэкономич равн-ия. «Великая депрессия»-

решающий урок.Итог эк взрыва- вывод о том, что роль гос соуч необх поднять

на новый качественный уровень , найти более эф вариант взаимосвязи 2-х соц-

эк явлений. С уч динамики рын мех-ма гос меры должны выйти за рамки нейтр

поведения в рамки «ночного сторожа». Эк-ка стала нужд в более сложн

комплексе гос мер. Возникло явл «экономическая политика» В рамках новой

стратегии гос-во резко расширило сист мер инфраструкт хар-ра. Но гл , что

потр от него новое кач сост произв мех-ма- нахождение - нахожд способов

вмеш , его коррекции отн-ся меры по поддерж макроэк равновесия в

услдальнейшего роста рын эк-ки. Само понятие равновесия рассм, рассм не

только по эк , но и на соц соц эл-ы, что вызвано ростом самосозн граждан в

ходе раз эк-ки. Потребовалось создание обширной сист соц страх. 1-е ростки

эк пол-ки были связ со стратегией тн точечного возд, в её рамках нач отн

самост явл , практ тамож, соц, пром и др формы пол-ки. В нач 20 в на смену

пришёл комплексный вариант. Эк пол-ка приобрела более взимосвяз общеэк хар-

р.

72. Концепции рег рын эк-ки: классическая, неоклассическа, кейнсианская,

монетаристская, институциональная.

а) Меркантелисты.

История гос-ного регулирования восходит к концу средневековья. В то время

основной эк-кой школой была школа меркантелистов. Она провозглашала

активное вмешательство гос-ва в эк-ку. Меркантелисты утверждали, что

главный показатель богатства страны-количество золота. В связи с этим они

призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

б) Классическая теория.

В соответствии с классическим подходом гос-во должно обеспечивать

безопасность жизни че-ка и его собственность, разрешать споры, иными

словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить

самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рын-

ной эк-ки Адам Смит доказывал, что именно стремление пред-теля к достижению

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.