реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Все что конспектировал по олигополии

количество фирм, степень концентрации, уровень затрат и технологии, кривая

спроса. Пока не выработано общей теории, но существует несколько частных

теорий и исследований отдельных ситуаций. Они способствуют более глубокому

пониманию проблем олигополии.

3.1.Теория Курно и ее вариации.

Первая попытка создать теорию олигополии была предпринята в работе,

опубликованной Августом Курно в 1838 году. Курно поставил проблему

олигополистической взаимосвязи - необходимости каждой фирме принимать в

расчет поведение конкурентов при определении своей рыночной стратегии.

Чтобы понять поведение конкурирующих фирм, нужно, как считал Курно, сделать

простое предположение относительно реакции каждой фирмы на поведение

конкурентов.

В своей первоначальной постановке проблемы Курно предполагал, что каждая

фирма будет действовать так, как будто она не ожидает от своих конкурентов

изменения цен или объемов выпуска, величиной переменной. Согласно “ценовой”

вариации теории Курно, каждая фирма устанавливает цену так, как будто она

ожидает, что другие фирмы отрасли оставят свои цены неизменными. На рисунке

1 изображено, как ценовая теория Курно может работать в отрасли, состоящей

только из двух фирм. Каждая фирма запрашивает определенную цену,

максимизирующую прибыль при любой цене, которую может установить конкурент.

Эти цены изображены в виде так называемых кривых реакции. Например, кривая

реакции первой фирмы показывает, что она установит цену 60 долларов, если

ее конкурент имеет цену 50 долларов (точка S). Если вторая фирма запросит

150 долларов, первая - 130 (точка Т).

В крайнем случае, фирма 2 может запросить так много, что ее цена выведет

ее из рынка, оставив первой фирме чистую монополию. В этом случае фирма 1

максимизирует прибыль, установив цену 150 долларов, что показывает

прерванная кривая, называемая “монопольная цена фирмы 1”. Монопольная цена

фирмы 2 показана таким же образом. Эти две кривые реакции могут

определяться кривыми издержек двух фирм и кривыми спроса. Формирование их

здесь не показано.

При наличии этих кривых реакции ситуация олигополии по Курно может быть

описана примерно так. Представьте себе сначала, что фирма 1 - единственный

производитель данного товара. Поскольку она - чистый монополист, она

максимизирует прибыль, устанавливая цену 150 долларов. Затем на рынке

появляется фирма 2. По теории Курно фирма 2 устанавливает свою цену так,

как будто она предполагает, что фирма 1 будет и дальше держать цену 150

долларов. При таком предположении фирма 2 установит цену 125 долларов, что

показывает точка А на ответной кривой фирмы 2.

В таких условиях фирма 1 начнет ощущать наличие конкурента. Видя, что

фирма 2 отняла у нее множество потребителей с помощью гораздо более низкой

цены, она двинется к точке В по своей кривой реакции, снизив собственную

цену до 115 долларов.

Фирма 2, вступившая на рынок и полагающая, что фирма 1 будет держать цену

в 150 долларов, должна теперь как-то отреагировать. При наличии у первой

фирмы цены 115 долларов фирма 2 снижает свою цену до 108 долларов (точка

С). Это вызывает понижение цены фирмой 1 до 107 долларов (точка D). После

серии движений и контрдвижений в сторону дальнейшего понижения, цены двух

фирм сходятся на равновесной - 100 долларов в точке Е.

В теории Курно привлекательны две вещи. Во-первых, она приводит к

стабильному равновесию. При ценах выше точки пересечения двух ответных

кривых каждая фирма имеет стимул снижать цену, установленную конкурентом.

При ценах ниже точки пересечения, каждая фирма имеет стимул спросить

больше, чем ее конкурент.

Таким образом, при этом предположении существует только одна цена,

которую может установить рынок. Во-вторых, так как эта теория

распространяется на рынки не только с двумя фирмами, можно доказать, что

равновесная цена движется постепенно от монопольной цены к цене, равной

предельным издержкам.. Следовательно, равновесие Курно в отрасли, где

существует только одна фирма, достигается при монопольной цене; в отрасли с

большим числом фирм - при конкурентной цене; а в олигополии различных

размеров - колеблется в этих пределах.

Тем не менее, существует одна тревожащая экономистов деталь в теории

Курно. В основе теории лежит предположение каждой фирмы, что ее конкуренты

не отреагируют на изменение фирмой цен. Но даже однодневная жизнь в мире

Курно подтверждает ошибочность такой предпосылки. В примере с рисунком 1

фирма 2 возникает на рынке, предполагая, что фирма 1 не обратит внимания на

ее появление. Но фирма 1 реагирует так же, как фирма 2. Вместо того чтобы

вести эту бессмысленную ценовую войну, не появится ли у каждой фирмы мысли

о том, как снизить свою цену так, чтобы проучить конкурента? Теория Курно

не предусматривает такой возможности.

Недавно теоретики разработали вариации теории Курно, в которой фирмы

строят свои предположения о поведении конкурентов не только на основании их

действий в предыдущий период. Напротив, их ожидания существенно зависят от

того, что их конкуренты делали в течение ряда предыдущих периодов. При

определенных обстоятельствах такие модели дают результаты, сходные с

результатами простой модели Курно - стабильное равновесие и приближение

конкурентной модели с увеличением числа фирм.

3.2.Теория “изгибающейся кривой спроса”.

Век спустя после Курно, в 1939 году, был сделан еще один важный вклад в

теорию олигополии: появилась теория “изгибающейся кривой спроса”, которая

была предложена примерно в одно и то же время английскими экономистами

Р.Л.Холлом и К.Н.Хитчем и американским экономистом Полом М. Суизи. Также

как и теория Курно, теория “изгибающейся кривой спроса” начинается с

простого предположения о реакции олигополистов на изменение цен

конкурентами. Считается, что каждая фирма исходит из того, что если она

снизит свои цены, конкуренты поддержат это понижение, но если она повысит

их, ни одна фирма не последует ее примеру.

На рисунке 2 показано как выглядит рынок для олигополиста, соблюдающего

эти два положения. Пусть Р будет ценой (в данном случае 170 долларов),

господствующей на рынке. И если фирма понизит цену ниже Р, то другие фирмы

соответственно понизят свои. Продажи по отрасли в целом увеличатся. В

данном случае фирма будет иметь примерно такую же долю рынка и будет

двигаться вниз по кривой спроса. Напротив, если фирма повысит цены, другие

не сделают этого. Вместо того чтобы контролировать свою часть рынка, наша

фирма потеряет своих потребителей. Как следствие, часть кривой спроса фирмы

над ценой Р значительно более эластично, чем та часть, которая ниже ее.

Теперь нанесем на график кривые предельных издержек и предельного дохода.

Кривая краткосрочных предельных издержек фирмы возрастает как обычно.

Кривая предельного дохода имеет форму, соответствующую кривой спроса. В

левой части предельный доход очень велик; это означает, что доход будет

быстро потерян, если фирма станет двигаться вверх по очень эластичной части

кривой спроса. В правой части предельный доход значительно меньше; это

означает, что лишь небольшой дополнительный доход может быть получен при

движении вниз по менее эластичному отрезку кривой спроса. Как показано на

графике, кривая предельных издержек пересекает кривую предельного дохода

как раз на ее переломе. Господствующая цена и будет равновесной для фирмы,

потому что ей станет невыгодно перемещаться в любом направлении.

Равновесие “изгибающейся кривой спроса” для олигополиста очень стабильно.

В отличии от чистого монополиста, олигополист при наличии “изгибающейся”

кривой спроса не будет изменять цены или объем выпуска следствие небольших

или средних изменений в издержках. Уровень предельных издержек, показанный

на рисунке 2, может сдвинуться на 30 долларов в любом направлении, и фирма

при этом не изменит свои цены, а также объем выпуска. Кривая предельных

издержек все равно пересечет кривую предельного дохода на изгибе. Только

если предельные издержки изменяются более чем на 30 долларов, фирма изменит

господствующую цену. Также как и теория Курно, теория “изгибающейся кривой

спроса” проста и оригинальна. Ее предположение о том, как монополисты

реагируют на действия своих конкурентов, значительно более правдоподобно,

чем предположение Курно. Но теория “изгибающейся кривой спроса” сама имеет

существенные ограничения.

Объясняя, почему олигополист может противиться изменению однажды

установленной цены, она не отвечает на вопрос о том, как определяется

первоначальный уровень цены. Рассматриваемая теория отвечает на вопрос, не

являющийся главным в анализе олигополии. К тому же некоторые эмпирические

исследования на подтверждают положение данной теории о том, что цены будут

изменяться менее часто при олигополии, чем при монополии.

3.3.Теория игр и поведение олигополии.

Часто отмечают, что в действительности олигополия - это игра характеров -

игра, в которой так же, как в шахматах или в покере, каждый игрок должен

предугадать действия соперника - его блеф, контрдействия, контрблеф -

настолько, насколько это возможно. Поэтому экономисты, занимающиеся теорией

олигополии, были восхищены появлением в 1944 году объемистой и высоко

математезированной книги под названием “Теории игр и экономическое

поведение”. Могло ли случиться, что Джон фон Нейман и Оскар Моргенштерн

решили, наконец, головоломку олигополии? Конечно, Нейман и Моргенштерн

сделали большой шаг вперед. Вместо того чтобы в качестве отправной точки

предпринятого ими исследования выдвинуть свое предположение о том, как одна

фирма отреагирует на изменения, проводимые другой фирмой, они решили

выяснить, какое предположение относительно поведения своих конкурентов

оптимально для фирмы.

Суть подхода Неймана-Моргенштерна - можно выразить с помощью простого

примера. Представьте себе рынок, где существует только две фирмы - компания

Альфа и предприятие Зет. Единица их продукции стоит 1 доллар затрат. Если

каждая фирма установит цену 5 долларов и продаст 100 единиц в месяц, то,

имея 4 доллара прибыли с единицы, каждая из них получит общий месячный

доход в 400 долларов. Если каждая фирма установит 4 доллара за штуку и

продаст 120 единиц, то, имея 3 доллара прибыли с единицы, она получит общую

месячную прибыль в 360 долларов. Какую цену реально установят эти фирмы?

Конечно, 5 долларов - это цена, которая максимизирует их общие доходы, но в

условиях олигополии эта цена может не быть стабильно равновесной. На

рисунке 3 показано, почему это так. Но там представлена ценовая стратегия

компании Альфа. Кроме двух уже упомянутых возможностей, Альфа должна

учитывать еще две. Первая - снизить цену до 4 долларов, в то время как Зет

держит 5 долларов. Это позволит ей забрать у Зет множество потребителей и

продать 150 единиц, получив 450 долларов дохода. Вторая - держать цену 5

долларов, в то время как Зет снизит цену до 4. В этом случае Зет заберет у

Альфа множество потребителей, оставив ей возможность продать лишь 60

единиц, и получить доход в 240 долларов. Итак, что же произойдет?

Один вариант поиска ответа - рассмотрение различных предположений,

которые каждая фирма может сделать о поведении другой. Если Альфа

предположит, что Зет спросит 4 доллара, опять-таки лучшим для нее будет

держать цену в 4 доллара. Похоже, что Альфе лучше всего держать цену именно

в 4 доллара, независимо от того, что делает фирма Зет. Альфа будет также

осознавать, что взгляды Зет на эту игру - зеркальное отражение ее

собственных. После соизме6рения возможных последствий различных решений,

каждая фирма поймет, что наиболее рациональным будет предположить худшее.

До тех пор, пока две фирмы не смогут заключить соглашения вместе держать

цену 5 долларов (а такие соглашения считаются нарушением правил

представленной здесь игры), цена 4 доллара будет равновесной. Равновесие,

достигнутое в ситуации, изображенной на рисунке 3, называется равновесием

Нэша, в честь американского математика, теоретика игр Джона Нэша.

В условиях равновесия Нэша стратегия каждого игрока оптимальна в

условиях стратегии, выбранной его конкурентами. Таким образом, ни у одного

игрока нет стимула изменить свою стратегию после выяснения того, какую

стратегию выбрал другой игрок. Теория Курно оценивает другой случай

равновесия Нэша. В игре Курно каждая фирма первым делом изменяет цены, как

только узнает, что сделали ее конкуренты. Тем не менее, постепенно цены

сходятся к равновесию Нэша. Так как экономисты и математики изобрели более

совершенные аналитические приемы, они разработали гораздо более сложные

игры по олигополии. Игры отличаются тем, сколько знает каждый игрок о

действиях другого, сколько раз повторяется игра, каково количество игроков,

структура расходов. Разрабатывались также игры, участники которых

использовали “смешанную стратегию”, разнообразя свою реакцию на действия

конкурентов на случайной основе.

Эти исследования дали много интересных результатов, применимых к

отдельным случаям, не приведя к каким-то общим выводам. Некоторые игры

разрешаются равновесием Нэша, некоторые нет. Некоторые приближаются к

конкурентной модели с увеличением числа фирм, некоторые нет. Некоторые

приводят к эффективному разрешению (либо с точки зрения игроков, либо с

точки зрения рынка), некоторые нет. Теория игр продолжает оставаться

активной областью исследования олигополии.

4.Основные характеристики олигополии.

Анализ первых двух разделов показал, что олигополия - наиболее

распространенная рыночная структура в США. Данные свидетельствуют о том,

что и в других развитых странах Запада наблюдается сходная картина.

Рассмотрим подробнее важнейшие характеристики олигополии.

1.Экономия от масштабов производства. Технико-экономические

характеристики отрасли могут быть таковы, что минимальный уровень издержек

на единицу продукции, может быть, достигнут фирмой при очень высоком объеме

производства и сбыта продукции. Этот объем бывает столь велик, что способен

удовлетворить значительную часть существующего рыночного спроса на данную

продукцию. Таким образом, при цене, покрывающей лишь минимум возможных

издержек, достаточно будет всего нескольких компаний, чтобы обеспечить весь

имеющийся спрос. Как показано на рисунке 4, если средние издержки меняются

в соответствии с кривой АТС, а минимум издержек достигается фирмой при

объеме продаж Q0 , будет достаточно лишь 2 - 3 компаний, чтобы при цене Р0

удовлетворить весь рыночный спрос Q1 . В такой ситуации уровень рыночной

концентрации будет очень высоким.

2.Взаимозависимость фирм на рынке. Фирма-олигополист, так же как и

монополист, может свободно устанавливать цены на свою продукцию. Но, в

отличие от монополиста, оно старается этого не делать, поскольку

последствия ее решения могут быть самыми разными в зависимости от реакции

других фирм-участников рынка.

Так, снижение цены может, во-первых, сопровождаться снижением цен у

компаний-конкурентов и, таким образом, не дать желаемого увеличения объема

продаж и прибыли. Во-вторых, оно может не повлиять на цены конкурентов но

привести к проведению последними мощной рекламной компании, направленной на

преобразование своего имиджа в глазах потребителя. И в этом случае фирма-

олигополист ничего не выиграет, а в ряде случаев может и проиграть,

поскольку также будет втянута в разорительную рекламную кампанию или в

новый виток снижения цен. Выигрыш возможен только в случае нейтрального

отношения конкурентов к снижению цены.

Аналогичным образом непредсказуемы последствия увеличения цены одним из

участников олигополии.

3.Жесткость цен и неценовая конкуренция. Эта неопределенность кривой

спроса приводит к принципиально новому виду конкуренции в условиях

олигополии. Крупные фирмы, не являющиеся признанными лидерами на рынке,

пытаются избегать ценовой конкуренции и ее крайней формы - войны цен. На

смену ценовой приходит неценовая конкуренция, направленная на увеличение

доли рынка.

В условиях совершенной конкуренции фирме нет смысла бороться за большую

долю рынка, поскольку ее объем продаж мал по сравнению с общим объемом

производства и сбыта данного товара. Монополисту также нет причин

волноваться за свою долю, поскольку ему принадлежит весь рынок. Однако в

условиях олигополии борьба за долю на рынке - ядро конкурентной борьбы.

Участники олигополии пытаются превзойти друг друга новыми разработками,

улучшением продукта, изощренной рекламой, лучшим обслуживанием и т.д. Цель

этих методов честной неценовой конкуренции - завоевание большей доли рынка.

Фирма может практиковать и хищнические методы борьбы с конкурентами,

крайним из которых является физическое разрушение оборудования и продукции

последних. К таким методам относится и хищническое ценообразование, при

котором диверсифицированная компания может позволить себе продавать

определенные товары ниже издержек, с тем, чтобы вытеснить более мелких

конкурентов с рынка. После того как конкуренты вытеснены, фирма начинает

вести себя как монополист.

Фирма может использовать систему эксклюзивных контрактов с компаниями,

занимающимися сбытом ее продукции. Такие контракты предполагают, что дилеры

ограничиваются продажей товаров исключительно данной фирмы и не могут

одновременно заниматься сбытом продукции конкурентов. Во многих странах

такие контракты считаются незаконными, так как могут чрезмерно усиливать

рыночную власть отдельных компаний.

Фирма может использовать комплексные контракты. Так, крупная корпорация,

продающая множество взаимосвязанных товаров, будет стараться навязать

покупателю, который хочет купить один товар, ряд других товаров,

продаваемых как бы в комплекте.

Все эти методы нечестного завоевания контроля над рынком были и остаются

предметом антитрестовского (антимонопольного) законодательства.

4.Слияния и поглощения. Одним из важнейших способов увеличить свою долю

рынка являются слияния и поглощения. Они способны значительно поднять

рыночную концентрацию в отрасли. На рисунке 5 показана интенсивность

слияний и поглощений в американской экономике на протяжении ХХ века.

Очевидно, что количество слияний и поглощений в 60-80-е годы резко возросло

и превышает общее количество слияний и поглощений за весь предыдущий

период.

Вплоть до 60-х годов превалировали горизонтальные слияния (между фирмами,

производящими сходный продукт) и вертикальные слияния (между фирмами,

относящимися к разным этапам производственного цикла). Начиная с 60-х годов

большое распространение получили конгломератные слияния - объединения

компаний, производственно не связанных между собой.

Причина этого - статьи антимонопольного законодательства, ограничивающие

распространение влияния фирмы на одном рынке. В такой ситуации у компании-

олигополиста в принципе существуют два пути развития: либо

диверсифицировать свою деятельность, создав компанию конгломератного типа,

либо перенести борьбу за большую долю рынка с национального на

международный уровень, рассматривая весь мир как свой потенциальный рынок.

5.Стремление к сговору. Сговор с другими компаниями относительно уровня

цен и объема производства является фактором увеличения контроля над рынком.

Эта стратегия обычно является выгодной для всех участников сговора. Однако

достижение соглашения - весьма трудная задача. Существует ряд условий,

которые облегчают прямой сговор: высокие барьеры для входа новых фирм на

рынок; небольшое количество фирм на рынке; высокая степень однородности

продукции; растущий спрос на отраслевую продукцию; особенности

законодательства.

Одним из видов неявного сговора, позволяющим координировать действия

фирм, является практика ценового лидерства, когда крупная компания первой

меняет цену, а все остальные следуют за ней.

6.Барьеры для вхождения новых фирм на рынок. Высокие барьеры для новых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.