реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономика

страну извне и на мобилизуемый внутри страны, а последний можно разделить

на используемый внутри страны и на ввозимый за ее пределы и т.д.).

распространено и деление факторов в зависимости от характера

роста (количественного или качественного) на интенсивные и экстенсивные.

К экстенсивным факторам роста относятся:

- увеличение объема инвестиций при сохранении существующего

уровня технологии;

- увеличение числа занятых работников;

- рост объемов потребляемого сырья, материалов, топлива и других

элементов оборотного капитала.

К интенсивным факторам роста относятся:

- ускорение научно-технического прогресса (внедрение новой

техники, технологий, путем обновления основных фондов и т.д.);

- повышение квалификации работников;

- улучшение использования основных и оборотных фондов;

- повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет

лучшей ее организации.

При преобладании экстенсивных факторов роста говорят об

экстенсивном типе развития экономики, при преобладании интенсивных факторов

роста - об интенсивном типе.

Вопрос 2. Условия формирования смешанной экономики в России.

Переход от одной эк-кой системы к др. порождает особое, переходное

состояние эк-ки. Эк-ке переходного типа свойственны некоторые специфические

черты. Исходной точкой является кризис и поледующая трансформация эк-ких

отношений прежней системы, а также возникновение новых отношений, присущих

нарождающейся системе. Старые и новые отношения взаимодействуют в рамках

переходной системы. Например, при переходе от административно-командной

системы к рыночной в СССР, а затем и в России на рубеже 80 - 90-х годов

кризис госуд-ной собственности и плановой системы регулирования эк-ки

сочетался с возникновением различных форм частной собственности и

формированием присущих рынку механизмов функционирования эк-ки.

Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу

80-х годов в России, в целом были неблагоприятными по следующим

обстоятельствам (объективные факторы):

- крайне высокая, даже для стран с административно-командной системой,

степень огосударствления эк-ки, почти полное отсутствие легального частного

сектора при неуклонно расширяющейся “теневой эк-ке”;

- длительное (на протяжении жизни 3-х поколений) существование

принципиально нерыночной эк-ки, что ослабляло хозяйственную инициативу

большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной

роли государства;

- сверхмонополизация производства, что в условиях начавшейся

либерализации эк-ки вело к раскручиванию инфляции;

- крайне искаженная структура национальной эк-ки, где ведущую роль играл

военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на

потребительский рынок была принижена;

- неконкурентоспособность преобладающей части производств, отягченная

затяжным кризисом в сельском хозяйстве.

Все это было усугублено нерешительностью в проведении эк-ких реформ,

полит. и социальным кризисом, неготовностью населения к жизни в условиях

рыночной эк-ки. Эти факторы затягивают переход к зрелой эк-кой системе.

Характерной чертой переходной эк-ки в России является постоянное

перераспределение прав собственности при активном участии неэкономических

факторов, в частности госуд. нормативных актов. Преобладание финансового

капитала над промышленным также относится к числу характерных черт

российской модели. Банки, сосредоточившие основные финансовые ресурсы, не

считают выгодным вкладывать капиталы в производство. Переход к рыночным

отношениям осуществляется крайне неравномерно в различных отраслях

российской эк-ки. В денежно-кредитной сфере происходит быстрое приближение

к уровню стран со зрелой эк-кой (до финансового кризиса), тогда как в

сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства,

унаследованные от административно-командной системы. На этой основе

усиливается противоречие между “традиционными” и “прогрессивными” отраслями

и стоящими за ними слоями населения. Неравномерным является также переход к

рыночной эк-ке в отдельных регионах России. Быстрее всего этот процесс

протекает в Москве, где сосредоточены основные банки и др. финансовые

учреждения, получило широкое распространение частное предпринимательство.

Например, в отдельных регионах и в сельской местности становление рыночных

отношений идет крайне медленно.

Российской модели рыночной эк-ки присуща высокая криминализация эк-кой

жизни, она вызвана общими факторами для всех стан с переходной эк-кой

(коррупция), так и особенностями страны (наследие тоталитарного режима).

Задерживает формирование рыночной эк-ки в России склонность населения к

государственному патернализму (значительная роль госуд-ва в

перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения

(бесплатному образованию, мед. обслуживанию и т. д.).

Из сказанного следует, что основанная на сильной регулирующей роли госуд-

ва российская модель рыночной эк-ки опирается на ряд долговременных

факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность

большинства обрабатывающих отраслей (за исключением военно-промышленного

комплекса), неэффективность сельского хозяйства и т. п. Эти факторы в

современных условиях сдерживают ф-ции свободного рынка. Такая переходная эк-

ка, представляющая собой шаг вперед по сравнению с административно-

командной системой, со временем должна будет уступить место зрелой рыночной

системе.

Вывод: Сложившаяся в первой половине 90-х годов российская модель

переходной эк-ки имеет ряд характерных черт: мощный госсектор, малая доля

мелкого и среднего частного предпринимательства, постоянное

перераспределение прав собственности, преобладание финансового капитала на

промышленным, крайне неравномерный переход к рыночным отношениям в

различных отраслях и регионах, высокая криминализация эк-кой жизни,

склонность населения к госуд. патернализму.

№ 20 Социальная политика государства: содержание и приоритеты

Социальной политикой государства называется комплекс осуществляемых

им мероприятий, направленных на регулирование общественных отношений в

социальной сфере.

В социальной политике государства находит свое отражение уровень

заботы государства о человеке, степень удовлетворения постоянно растущих

личных и общественных потребностей в социально-политической стабильности

общества.

При любой социально-экономической системе стоят следующие основные

проблемы, к максимальному разрешению которых должна быть направлена соц.

политика государства и представляющего его правительства:

- справедливое распределение производственного общественного продукта

населения для удовлетворения личных и общественных потребностей;

- защита необеспеченных слоев населения;

- создание стимулов для предпринимательства и высокопроизводительного

труда, обеспечивающих достижение наивысшей эффективности экономики;

- обеспечение населения достойным человека жилищем, создание наиболее

благоприятных условий для труда, быта и отдыха, образования и

здравоохранения населения городов и населенных мест страны;

- обеспечение социально-политической стабильности общества как

условия эффективности экономики.

Государство имеет в своих руках все необходимые рычаги для реализации

социальной политики:

- право на труд и право на получение социальных благ в зависимости от

количества и качества труда обеспечиваются конституциями демократических

стран;

- перераспределение доходов в целях обеспечения каждому члену

общества достойного уровня жизни путем налоговой и фискальной политики

является функцией исполнительной власти - правительства;

- законодательное определение прожиточного минимума и приведение в

соответствие с ним размеров минимальной заработной платы, пенсий, стипендий

являются задачей представительной власти - парламента ;

- контроль за соблюдением конституции, законов и распоряжений

законодательной и исполнительной власти, направленных на осуществление

социальной политики государства, призваны обеспечивать органы прокуратуры и

судебная власть всех уровней.

Важнейшим приоритетом социальной политики государства являются

мероприятия по социальной защите населения:

- защиту личных доходов населения от последствий неблагоприятной

экономической ситуации;

- защиту малоимущих слоев населения, которые в силу сложившихся

обстоятельств не могут быть обеспечены необходимым для нормальной жизни

уровнем доходов /дети и подростки, лица пожилого возраста, больные,

инвалиды войны и труда, студенты и другие категории/.

Целями проведения мероприятий по социальной защите населения

являются:

- поддержание социально-политической стабильности общества;

- предотвращение экономической деградации малоимущих слоев населения;

- создание благоприятных условий жизни и получения образования детям

и молодежи-поколению, ответственному за будущее общества;

- выражение долга и признательности представителям старшего

поколения, вложившим свой труд в развитие экономики и защиту Родины -

ветеранам войны и труда.

Содержанием мероприятий по социальной защите населения являются

пенсионное обеспечение по старости и инвалидности, пособия по безработице,

болезни, в связи с производственным травматизмом, стипендии, целевые

выплаты многодетным и неполным семьям, по случаю рождения ребенка, по

случаю стихийных бедствий, на похороны, для приобретения путевок в

санатории и другие.

Формами, в которых реализуются мероприятия по социальной помощи,

являются:

- государственная помощь по спец. программам, в т.ч. таким, как

образование, здравоохранение, спорт, физическая культура и искусство,

последствия стихийных бедствий и военных конфликтов;

- компенсация потери при производстве убыточной продукции при

регрессировании цен;

- индексация зарплаты, пенсий и стипендий в связи с развитием

инфляции;

- бесплатное и льготное представление жилищ, безвозмездные и льготные

ссуды на приобретение жилищ; компенсация расходов на содержание жилищ,

плату за телефон и коммунальные услуги, оплату лекарств;

- бесплатное право пользования городским транспортом. В качестве

социальных компенсаторов при потере или резком снижении доходов населения

используются:

- вторичная занятость, работы по совместительству;

- организации надомных работ;

- государственные или муниципальные программы трудоустройства на

временных рабочих местах;

- личные сбережения;

- страховые суммы.

4. Рыночный механизм регулирования экономики.

Рыночная экономика - это такая система хозяйства, в которой

экономич.решения принимаются в основном децентрализованным путем.

Функционирование рыночной экономики осуществляется главным образом через

рынок.

Рынок представляет собой форму взаимоотношений, связей между

отдельными самостоятельно принимающими решения хоз.субъектами.

Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственными частными

интересами и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала

экономика в целом.

Координацию же всех принимаемых решений осуществляет рыночный

механизм. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих

субъектов др.другу, так и увязку этих решений через систему цен и

конкуренцию. Рынок выполняет функции: посредническую, информационную,

ценообразования, регулирующую и стимулирующую.

Регулирующая функция рынка самая важная. Она связана с воздействием

рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Рынок дает

ответ на вопрос: что производить? Для кого производить? Как производить?

Рынок немыслим без конкуренции.

Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу

продукции, поощряет рост производительности труда, технич.прогресс,

повышение качества продукции.

Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в

отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение

наиболее перспективных отраслей.

Ценовая конкуренция ведется путем маневрирования ценами в целях

наиболее выгодного использования конъюнктуры. В зависимости от обстановки и

степени прочности своего дела конкурент может использовать монопольно

высокую цену, приносящую ему монопольно высокую прибыль или временно

использовать монопольно низкую цену для вытеснения с рынка менее

могущественного конкурента. Цена “снятия сливок” используется тогда, когда

на рынке появляется какая-то “ниша”, т.е. возможность временно упредить

конкурентов в выпуске каких-то новых товаров. Цена внедрения предполагает

временное снижение цен для завоевания позиций на новом для данной фирмы

рынке. Цена лидера существует в условиях, когда конкуренты договариваются

не маневрировать произвольно ценами, а следовать за теми ценами, которые

устанавливает ведущая фирма.

В неценовой конкуренции используются средства, не имеющие

непосредственного отношения к цене. Это улучшение качества, реклама,

организация выставок, ярмарок.

Сохранение и поддержание конкурентной среды - одна из важнейших задач

государ.регулирования в странах с развитой рыночной экономикой.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и

предложения, существенно влияющее на цены: выше спрос - конкуренция среди

покупателей ведет к росту цены, а конкуренция среди производителей ведет к

росту предложения; выше предложение - падает спрос, снижается цена,

производитель стремится снизить затраты ради получения прибыли.

В результате стихийные действия предпринимателей приводят к

установлению более или менее оптимальных экономич.пропорций: посредством

колебания спроса и предложения, а соответственно и цен, устанавливается тот

уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения, а

соответственно производства и потребления. Действует регулирующая

“невидимая рука”. Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный

интерес, преследует собств. выгоду, но часто при этом более действенным

способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится

служить им.

В современных условиях экономика управляется не только “невидимой

рукой “, но и государ.рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает

сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

Вопрос №8:

Инфраструктура рыночного хозяйства:

содержание, формирование и функционирование.

Инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной

экономической системы и подсистемы.

Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура

это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение

товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем,

служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции

по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные);

2) аукционы, ярмарки;

3) кредитная система и коммерческие банки;

4) эмиссионная система и эмиссионные банки;

5) система регулирования занятости населения - биржи труда;

6)информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7) налоговая система и налоговая инспекция;

8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые

компании;

9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства

средств массовой информации;

10) торговые палаты, др-е общественные, добровольные и государственные

объединения (ассоциации) деловых кругов;

11) таможенная система;

12) профсоюзы работающие по найму;

13) коммерческо-выставочные комплексы;

14) система высшего и среднего экономического образования ;

15) аудиторские кампании;

16) консультативные (консалтинговые) компании;

17) специальные зоны свободного предпринимательства.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер

деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны извне, а порождены

самими рыночными отношениями.

Функции инфраструктуры рынка следующие:

облегчение участникам рыночных отношений реализации и их интересов;

повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе

специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

организационное оформление рыночных отношений;

облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и

общественного регулирования деловой практики.

17.Инструменты государственного регулирования рыночной экономики

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной

экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические

функции. К ним относятся:

создание и регулирование правовой основы функционирования экономики

антимонопольное регулирование

проведение политики макроэкономической стабилизации

воздействие на размещение ресурсов

деятельность в сфере распределения доходов

Для решения этих задач в распоряжении государства имеются важнейшие

инструменты:

фискальная и денежная политика

социальная политика и политика регулирования доходов

внешнеэкономическая политика.

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению

бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором

средств через систему налогообложения, другая-с их расходованием. Именно за

счет этих средств государство решает вопросы национальной безопасности,

обеспечивает потребности населения в общественных благах и услугах, решает

экологические, социальные проблемы и др.

Ф.п.важный инструмент для достижения макроэкономической

стабилизацииэкономики. Манипулируя государственными расходами и налогами,

можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и

инфляцию. Понятно, что неразумное применение этого инструмента-чрезмерно

высокие налоги, гипертрофированные размеры расходной части гос.бюджета-

превращают фискальную пол-ку в фактор, дестабилизирующий экономику.

Денежная политика. Регулируя денежную массу,, гос-во может влиять на

цены, инвестиционные процессы и потребление населения, объем национального

производства и темпы экономического роста.

Любое гос-во проводит определенную социальную политику. Функцию

перераспределения доходов гос-во выполняет через гос-ю налоговую систему, а

также через различные социальные программы по гос.помощи малоимущим,

проводя определенную политику в сфере занятости и т.д. К соц.пол-ке

относится и деятельность гос-ва в области образования, медицины, культуры и

т.п.

Внешнеэкономическая деятельность Гос-во осуществляет торговое и

валютное регулирование, использует валютные ограничения и валютные

инвестиции, квотирование, лицензирование, таможенные пошлины,субсидии,

налоги и т.д.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны.

И при принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на

другие. Так, изменение в государственных расходах и налогах, т.е. в

фискальной политике, требует соответствующего изменения денежной массы.

Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции,

занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры

чистого экспорта. Причинно-следственные связи могут быть и иными. Важно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.