![]() |
|
|
Экономика переходного периода в Россиирозничных цен на продовольствие достигла максимума. Теперь “ барщина ” была дополнена натуральным денежным “ оброком ” с приусадебных участков ( обязательства по поставке сельскохозяйственной продукции и налогообложении приусадебных хозяйств ) . Уже к началу 50-х годов становится ясно , что модель ранней индустриализации за счет ресурсов аграрного сектора подходит к пределу своих возможностей . Урожай зерна в 1948-1952 гг. были примерно равны средним за 1928-1930 гг. ( соответственно 77,9 млн. и 76,1 млн.т. ) . Но с ростом населения среднедушевая обеспеченность продуктами питания продолжала падать. В начале 60-х годов на смену быстро снижающемуся налогу с оборота на сельхозпродукцию приходят дотации аграрному сектору. Роль традиционного сектора в мобилизации финансовых ресурсов для индустриализации исчерпана . В 1958 году объем импорта сельскохозяйственной продукции сравнивается с объемом ее экспорта . В начале 60-х годов СССР начинает в крупных масштабах закупать зерно за границей . Состояние обескровленного социалистической индустриализацией сельского хозяйства становится долгосрочной проблемой , сюда приходится направлять все новые ресурсы , используемые с заведомо ( учитывая предшествующую историю ) низкой эффективностью. Исчерпание возможностей мобилизации ресурсов из традиционного сектора радикально меняет экономическую ситуацию. Начало 60-х годов в СССР - время, когда вместо экономических преимуществ , получаемых за счет масштабного изъятия ресурсов из аграрного сектора , рождается жесткая необходимость расплачиваться за подобные изъятия. Начинают сказываться болезненные долгосрочные последствия реализации избранной социалистической модели индустриализации . При сохранении той же политико-идеологической оболочки базовые характеристики социально-экономического развития претерпевают качественные изменения . В это время формируется образ поздней социалистической экономики , для которой характерно падение темпов экономического роста на фоне устойчивости сформировавшихся на предшествующем этапе производственных структур . Но содержание устаревших неэффективных отраслей и производств обходится все дороже . Вновь начинает увеличиваться структурное отставание от развитых рыночных экономик в ключевых отраслях , определяющих научно- технический прогресс . Да и за саму стабильность , ставшую символом веры , приходится платить все дороже . Характерными чертами развитого социализма являются : - постоянный рост бюджетной нагрузки , обусловленной дотированием сельскохозяйственной продукции ( вместо масштабного изъятия ресурсов из аграрной сферы ) ; - устойчивый рост импорта продовольствия , пришедший на смену его внушительному экспорту на этапе индустриализации ; - нарастающий дефицит продовольствия . Исчерпание возможностей традиционной модели социалистического роста составляет для коммунистической элиты две возможные линии : либо начать перестройку механизмов экономического регулирования , попытаться вновь подключить рыночные регуляторы , позволяющие устранить внутренние ограничения на экономический рост в рамках социализма , создать предпосылки снижения энергоемкости валового внутреннего продукта ( ВВП ) , повышение качества и конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности, ее доли в экспорте, либо принять как данность утрату экономического динамизма , сделать упор на стабильность и устойчивость сложившихся структур . Объективные трудности реформирования зрелой индустриальной социалистической экономики , а также опыт Чехословакии , где такие реформы проложили дорогу политической дестабилизации режима , - все это побудило руководство ЦК КПСС к концу 60-х годов твердо отказаться от серьезных рыночных экономических преобразований . В этой ситуации структурная регидность экономики , богатая ресурсная база и тоталитарный политический контроль , казалось , гарантировали СССР и его восточноевропейской империи долгосрочную устойчивость при низких или нулевых темпах экономического роста . Потенциал социалистической индустриализации исчерпан , экономика вышла на предельный уровень продуктивности , определяемый базовыми характеристиками избранной экономической модели , и может долго функционировать вблизи этого рубежа . Однако особенности самого социалистического роста в 70-80е годы предопределили исторически быстрый крах весьма прочной на первый взгляд экономической системы . Два близких по времени события сыграли определяющую роль в развитии поздней социалистической экономики : открытие высокоэффективных месторождений нефти и газа в Западной Сибири и скачкообразное повышение цен на топливо на мировых рынках после 1973 года .” Нефтедоллары ” заменили ресурсы традиционного сектора . Появились новые источники финансирования развития , заменившие прежний налог с оборота на сельскохозяйственную продукцию ( быстро растущие доходы от внешнеэкономической деятельности ) , валюта для обеспечения комплектных поставок технологического оборудования и закупок сельхозпродукции , энергоресурсы , позволяющие наращивать и дальше производство и повышать доходы на душу населения без роста показателей энергоотдачи . Вместо того чтобы направить дополнительные свободные ресурсы на обеспечение “мягкого” выхода из социализма, запуска рыночных регуляторов, их используют для поднятия душевого ВВП выше уровня, который может устойчиво поддерживаться в рамках социалистической модели. С начала 70-х годов в СССР доля экспорта сырья быстро растет , а доля экспорта продукции обрабатывающие отраслей падает. В структуре экспорта в развитые капиталистические страны доля машин, оборудования и транспортных средств снижается с 5.8% ВВП в 1975 г. до 3.5% в 1985 г.( по данным Госкомстата смотри таблицу 1) . Таблица 1 Структура внешней торговли СССР (доли в объеме экспорта, %) | |1979 г. |1975 г. |1980 г. |1985 г. | |Машины и оборудование |21,5 |18,7 |15,8 |13,9 | |Топливо и энергия | | | | | | |15,6 |31,4 |46,9 |53,7 | Продолжает расти и так высокая доля оборонных расходов в ВВП. В силу специфики учета военных расходов СССР и диспропорций в ценах точные оценки этого процесса затруднены. Но доступная информация об объемах выпуска вооружений в натуре, общеизвестный факт достижения именно в это время военного паритета с США подтверждают оценки специалистов, отмечающих рост военной нагрузки на экономику в 70 -х годах. Советское руководство в начале 70-х годов сделало ставку на использование оказавшихся в его руках крупных энергетических, финансовых и валютных резервов для того, чтобы продолжить соревнование с Западом и в военной области, и в уровне жизни населения. Наиболее яркое воплощение такой политики - резкий рост импорта продовольствия, который становится важнейшим фактором, определяющим рост потребления продуктов питания. Лишь в ограниченной мере удается поддерживать сложившиеся масштабы энергопотребления. Сложность этой задачи связана со спецификой экономики нефтяной промышленности, от положения в которой в определяющей мере зависит устойчивость экономик СССР. Экономика, которая приспособилась к потреблению масштабной нефтяной ренты, генерировавшейся на ранних этапах разработки масштабных месторождений, и использовала ее для наращивания военных расходов и импорта продовольствия, сталкивается с неразрешимой задачей взрывного роста капиталовложений в топливно-энергетический комплекс для того, чтобы хотя бы поддерживать сложившийся уровень добычи нефти. Явные признаки исчерпания модели роста, основанной на нефтяных доходах, начинают проявляться уже в начале 80-х годов. Несмотря на продолжающийся быстрый рост капиталовложений в ТЭК (в 1985 г. они в два раза превысили уровень 1975 г.) и доли ТЭК в общем объеме капиталовложений, рост объема добычи нефти остановился: 1980 г. - 603 млн. т. , 1985 г. - 595 млн. т.(по данным Госкомстата). Стабилизируется экспорт нефти: 1980 г.- 119 млн. т., 1985 г. - 117 млн. т. В 1970 -1980 гг. физический объем экспорта вырос лишь на 60%, а стоимостной объем в результате благоприятной динамики экспортных цен увеличился в 3,7 раза. В 1980 -1985 гг. физический объем экспорта вырос лишь на 7.4%, а его стоимостной объем достигнув максимума в 1983 г. (91.4 млрд. долл.) начинает сокращаться (в 1985 г.- 86.7 млрд. долл.). С этого момента включается механизм катастрофического развала социалистической системы, соответствующего резкого падения производства и уровня жизни. Лихорадочные попытки остановить падение добычи нефти 1986- 1987 гг. привели лишь к перефорсированию месторождений и ускорению темпов последующего снижения добычи. Экономика попадает а порочный круг: “недостаток средств для капиталовложений на поддержание добычи нефти - падение добычи нефти - углубление кризиса в энергоемком народного хозяйства - дальнейшее сокращение капиталовложений в нефтяную промышленность - ускорение падения производства”. Добыча топливных ресурсов в РСФСР падает с 542 млн. т. в 1985 г. до 462 млн. т. в 1991 г. и стабилизируется на уровне 307 млн. т. в 1995 г. (1971 г. - 304 млн. т.)(по данным Госкомстата). К началу 80 - х годов СССР утратил былую свободу финансового маневра. Активное привлечение товарных кредитов на финансирование многочисленных строек привело к тому , что в 1981 г. средства, поступающие от обслуживания предоставленных СССР кредитов ( 2 млрд. долл.) , покрыли менее 30 % платежей по предоставленным кредитам (6.4 млрд. долл.). Обслуживание взятых кредитов происходило за счет получения новых , причем их структура постепенно ухудшалась, увеличивалась доля среднесрочных и краткосрочных займов. Отражением этого стало постоянное увеличение расходов на обслуживание долга : в 1984 г. они составили 5.9 млрд. долл., а в 1986 г. - 15.1 млрд. долл. К началу перестройки нарастание внешнего долга приобрело лавинообразный характер. В 1985 г. , когда М.С. Горбачев пришел к руководству страной, ее экономическое положение лишь на первый, поверхностный взгляд казалось застойно устойчивым. На деле возможности не только развития, но и сохранения сложившегося уровня производства и потребления полностью зависели от факторов , находящихся вне контроля - мировой конъюнктуры на нефтегазовых рынках , открытия новых месторождений с крайне высокими параметрами нефтеотдачи , возможности беспрепятственного привлечения долгосрочных кредитов на мировых финансовых рынках по низким процентным ставкам . Начавшееся падение цен на нефть на мировом рынке , снижение абсолютного уровня экспортных поступлений ( 1983 г. - 91.4 млрд. долл. , 1985 г. - 86.7 млрд. долл. ) свидетельствовали о том , что чуда не произойдет , “ мыльный пузырь ” , надутый в 70-80х , обречен лопнуть . Пройдя в ХХ в. драматичный путь экономического развития , поэксперементировав с социалистической моделью , пережив ее крах , Россия на пороге ХХI в. оказалась примерно на той же дистанции от США , на которой была в начале столетия : в 1913 г. для европейской России ВВП на душу населения составлял 21.8 % от уровня США , в 1994 г. - 17.8 % (по данным Госкомстата). Глава 3 Перед российской экономикой встал вопрос выбора: с одной стороны невозможность существовать “по-старому”, с другой - неопределенное будущее. В это время появляется множество альтернатив экономического развития страны. Объявленный М.С.Горбачевым переход к конфедеративному принципу формирования Союза привел к тому что рамки союзного законодательства сузились до пределов устанавливаемых самими республикам. Законы принимаемые в ВС СССР стали носить общий характер. Их детализация - дело республик. В июле завершили работу два очень важных законодательных собрания. Первое - сессия ВС РСФСР приняла декларацию о независимости России утвердившую приоритет республиканских законов над союзными. Судя по экономической программе с которой выступил Б.Ельцин Россия собиралась проводить более последовательную и либеральную экономическую политику. В тот политически очень сложный год было разработано две программы. На фоне не прекращающейся борьбы за власть между правительством РСФСР и союзным правительством появилась программа впоследствии получившая название '500 дней'. Эта программа была разработана несколькими прогрессивными или как тогда говорили 'прозападно' настроенными экономистами, ратовавшими за скорейшее вхождение СССР в рыночную экономику и как следствие интеграцию ее в общемировое хозяйство. Правительство СССР выдвинуло конкурирующую программу. В чем похожи и в чем отличались программы? “Основные направления стабилизации и перехода к рыночной экономике” были предложены союзным правительством. Финансовое оздоровление предложенное в нем было очень простым. Предлагалось увеличить розничные цены примерно на 200 млрд. рублей и выплатить компенсацию населению на 135 млрд. руб таким образом изъяв из обращения 70 млрд. рублей. Предложенная же программа группы Шаталина-Явлинского стабилизации основывалась на принципиально другом предпосылке. Суть ее заключалась в распродаже гос. собственности малых и средних предприятий, производственных запасов, замороженных строек ( коих к примеру в 1990 году было около 305 тысяч ) и высвободившихся стройматериалов, ценных бумаг, жилья и др. По сути дела '500 дней ' в 1990 году предлагала сделать то, что сделал Чубайс в 1994 году, а именно - широкомасштабную приватизацию гос. собственности. Одна из целей программы приватизации состояла в том, чтобы поглотить избыточные деньги в экономике. После этого предлагалось отменить государственный контроль над ценами. Тем не менее уже тогда многие полагали, что реализация плана '500 дней' в той ситуации была маловероятна. Отсутствие четкого разграничения между союзным и республиканскими законодательствами делало эту программу не реализуемой. Так как программа Шаталина-Явлиннкого была де-факто программой РСФСР, то союзное правительство сделало попытку взять под контроль ее реализацию. Была создана рабочая группа численностью 19 человек. В состав рабочей группы вошли представители президентского совета, Совета Министров СССР а также эксперты из СМ СССР и независимые эксперты. Как было официально объявлено в нее вошли: Николай Петраков ( помощник президента СССР ), Станислав Шаталин ( член президентского совета ), Леонид Абалкин ( экономист ), Григорий Явлиннкий ( представитель от СМ РСФСР ) Борис Федоров ( министр финансов РСФСР ) и Николай Шмелев ( член плановой и бюджетно- финансовой комиссии при СМ СССР ). Эта группа была создана благодаря переговорам между тогда еще председателем Верховного Совета РСФСР Б.Ельциным, президентом СССР М.Горбачевым и председателем Совета Министров СССР Николаем Рыжковым. Предполагалось за основу взять проект '500 дней' и создать некую общую схему действий для Союза и для отдельных республик. В результате ее работы был получен новый вариант программы, впоследствии получивший название “президенского”. У исходной формулировки программы и окончательного “президентского” варианта были следующие отличия. 1) Отсутствие в 'президентском' варианте принципа преобладания республиканских законов над союзными. 2) Исключения раздела о ликвидации дотаций всем без исключения предприятиям агропромышленного комплекса. 3) Различие в способах формирования бюджета. В “президентской” программе союзный бюджет создается за счет отчислений с предприятий. У Шаталина-Явлинского за счет отчисления из республиканских бюджетов, которые формируются за счет налогов с предприятий. 4) Разные подходы к земельной реформе. Если в “500 днях”' предусматривалась не только частная собственность на землю но и создание в стране цивилизованного рынка земли то в 'президентском' говорилось только о предоставлении земли в долгосрочную аренду. Но у обоих программ был один и тот же недостаток Они не давали никакого ответа на вопрос о том что же делать с ВКП. СССР тогда был самой милитаризованной державой в мире. По данным ООН в СССР доля потребление/военные расходы составляла тогда приблизительно такое соотношение 44/18% соответственно. Это очень много. Для примера в США эта доля была равна 67/7%. Увеличивающим этот дисбаланс фактором было то, что СССР была страной с очень закрытой экономикой. Огромное количество человеческих и других ресурсов было брошено на производство непотребительской продукции. Этот сектор экономики ( если его вообще можно выделить в сектор, ведь около 20% всех предприятий принадлежали к ВПК ,а если посчитать сколько предприятий косвенно были связаны с ВПК то получалось что процентов 70% предприятий замкнуты в отдельный производственный цикл ) имел очень квалифицированные и узкоспециализированные кадры которые и определяли низкую приспособляемость ВПК к переменам. Ноябрь - продолжается процесс заключения межреспубликанских договоров России с другими республиками СССР. В ноябре таких договоров основным положением которых можно считать взаимное признание суверенитета было заключено целых два с Украинской СССР и с Казахской СССР. 26 декабря Россия принимает бюджет в котором Финансирование Союза сокращено с 119 млрд. рублей до 23,4 млрд. 24 декабря ВС России принимает закон "О собственности в РФ". По принятому документу владельцы имущества могут его использовать в каких угодно целях. В частности, собственник получает возможность создавать предприятия и передавать им оборудование, средства на правах полного Хозяйственного владения с получением оговоренного в договоре размера прибыли. Таким образом уже существующий в России бизнес получил возможность выйти из подполья, из под различных юридических уверток. Таких как во множестве изобиловавших центров НТТМ, кооперативов и т.д. Предприниматель обретал статус частной фирмы и теперь мог не идти в различные государственные структуры которые за определенный процент от прибыли предоставляли "крышу". Вторым не менее принципиальным пунктом было то что количество и стоимость имущества приобретаемого в частную собственность ничем не ограничивалось. Это означало на практике любой необходимый масштаб для предпринимателя( разумеется в пределах его финансовых возможностей ). Закон создавал не только частную собственность, но и частного собственника, предпринимателя из вчерашнего пролетария которому было нечего терять кроме собственных цепей. С чисто деловой точки зрения закон создавал предпосылки, необходимые для появления в республике большого числа частных фирм, российских, иностранных и со смешанным участием, которые бы специализировались на торгово - посреднической, финансовой, сервисной и производственной деятельности. В конце июня российский парламент принял закон "Об инвестиционной деятельности в РФ". Вот основные положения этого закона. "Инвестиционной деятельностью на территории РФ могут заниматься советские и иностранные граждане, а также юр. лица и иностранные государства. -Все инвесторы пользуются равными правами, защита этих прав гарантируется государством вне зависимости от формы собственности. -Государственные органы или должностные лица не имеют права вмешиваться в договорные отношения между участниками инвестиционной |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |