![]() |
|
|
Экономические реформы в Китае и России и преимущества и недостаткисокращения численности аппарата управления в Китае на 4 млн. чел., объявленного на последней сессии ВСНП, будет превышать его вчетверо Социальная политика. Доля лиц, получающих пособия, субсидии и дотации из государственного бюджета, достаточно низкая в Китае и в начале реформ, в дальнейшем была сокращена вдвое. В отличие от этого доля лиц, получающих финансовую поддержку из бюджета в России, и в начале реформ превышавшая китайский уровень более чем вчетверо, за последние 6 лет увеличилась еще на 16%. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем является восьмикратным. Благодаря как уменьшению числа лиц, получающих поддержку из бюджета, так и сокращению величины пособий, приходящихся в среднем на одного человека, общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии в Китае сократилась с 4,0 до 0,9% ВВП. В отличие от этого социальные расходы в России не только не уменьшились, но и существенно возросли - с 6,3 до 12,6% ВВП. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем вырос до четырнадцатикратного. В результате сокращения расходов на пособия по безработице в Китае заметно уменьшились стимулы для регистрации работоспособных граждан в качестве безработных. Уровень безработицы сократился почти вдвое - с 5,3 до 2,9%, а доля занятых во всем населении поднялась с 42,3% в 1978 г. до 53% в 1997 г., что способствовало ускорению экономического развития. Из-за увеличения социальных расходов в России стимулы к участию трудоспособных граждан в производительной деятельности заметно уменьшились. Во многом благодаря этому уровень безработицы возрос с 2,6% в 1991 г. до 9% в 1997 г., в то время как доля занятых в общей численности населения сократилась с 49,7 до 44,4%. Сокращение численности занятых и их удельного веса в общей численности населения способствовало углублению экономического кризиса в России. Внешнеэкономическая политика. Либерализации внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г. В отличие от этого в России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму - отношение импортных пошлин к общему объему импорта возросло с 0,7% в 1992 г. до 5,3% в 1997 г. (табл. 6). Таблица 6. Внешнеэкономическая политика и ее результаты |Показатели |Китай| |Росси| | | | | |я | | | |1978 |1996 |1992 |1997 | |Импортные пошлины в % к импорту |17,7 |2,5 |0,7 |5,3 | |Темпы прироста, %: | | | | | | - экспорта |2,3 |17,1 |-20,0|0,5 | | - импорта |2,8 |19,5 |-36,0|3,8 | |В % к ВВП: | | | | | | - экспорт |5,1 |17,1 |25,6*|27,7 | | - импорт |6,3 |15,2 |36,7*|22,0 | |Удельный вес машин и оборудования в |4,7 |21,1 |8,9 |8,1 | |экспорте, % | | | | | |Иностранные инвестиции в % к ВВП |0,11 |5,08 |0,18 |0,86 | * 1990 г. Китай практически не пользовался таким инструментом протекционистской политики как девальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения валютного курса в 1979-1997 гг. (8,3%) были весьма умеренными. В отличие от этого среднегодовые темпы снижения валютного курса в России оказались почти в 12 раз выше. Итогом проведения либеральной внешнеэкономической политики в Китае стало повышение годовых темпов прироста внешней торговли с 2-3% в 1978 г. до 17-20% в 1996 г. и увеличение удельных весов экспорта и импорта в ВВП с 5-6% накануне реформ до 15-17% в 1996 г. Объем китайского экспорта за 18 лет вырос в 15,2 раза, импорта - в 12,5 раза. Приток прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику увеличился с 0,11% ВВП в 1978 г. до 5,08% ВВП в 1997 г. Активизация участия Китая в международном разделении труда способствовала повышению его темпов экономического роста. Усиление протекционизма во внешнеэкономической политике в России привело к сокращению годовых темпов прироста экспорта и импорта с 7-9% в 1994-1995 гг. до 0,5-3,8% в 1997 г. В результате отношение экспорта и импорта к ВВП в 1997 г. (22-28%) оказалось на уровне, близком к показателям 1990 г. (26-37%). В последние годы наметился прирост прямых инвестиций в российскую экономику, однако, их объемы даже в 1997г. остаются на порядок ниже иностранных инвестиций в экономику Китая. Денежно-кредитная политика. Китайские власти в течение всего периода реформ проводили весьма сдержанную денежную политику. Среднегодовые темпы прироста кредитов Национального банка Китая в 1992-1997 гг. не превышали 15%, а среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП - 17,3%. Благодаря этому среднегодовые темпы инфляции в Китае составили чуть более 10%, а ее негативное воздействие на экономическое развитие оказалось незначительным (табл. 7). Таблица 7. Характер экономической политики в Китае и России |Направление |Показатели |Сред| | |экономической | |него| | |политики | |довы| | | | |е | | | | |знач| | | | |ения| | | | | | | | | |пока| | | | |зате| | | | |лей | | | | |в | | | | |1992| | | | |-199| | | | |7 | | | | |гг. | | | | |Кита|Росс| | | |й |ия | |1. Социальная |Социальные субсидии в % к ВВП |1,0 |10,5| |политика | | | | |2. Внешне |Импортные пошлины в % к объему импорта |0,6 |2,6 | |эконо- | | | | |мическая |Среднегодовые темпы снижения валютного |6,7 |98,8| |политика |курса, % | | | |3. |Темпы, %: | | | |Денежно-кредит| | | | |ная | | | | |политика |- прироста кредитов ЦБ |14,8|199,| | | | |9 | | |- прироста денежной массы за вычетом |17,3|255,| | |прироста реального ВВП | |0 | |4. Бюджетная |В % к ВВП: | | | |политика | | | | | |- государственные налоги |11,6|31,8| | |- государственные расходы |14,5|49,6| | | в т.ч. расходы центрального правительства |3,8 |27,6| | |- государственные расходы на экономику и |3,9 |17,1| | |субсидии | | | | |- государственное потребление |12,4|19,5| | |- бюджетный дефицит |1,8 |14,5| | |- государственный долг |10,6|23,6| |Результаты |Темпы инфляции, % |10,3|434,| | | | |6 | |экономической |Уровень безработицы, % |2,7 |7,0 | |политики |Темпы прироста, %: | | | | |экспорта |15,3|-3,0| | |импорта |17,4|-8,0| | |Иностранные инвестиции в % к ВВП |4,6 |0,4 | | |Темпы прироста реального ВВП, % |11,6|-7,4| В отличие от этого российские денежные власти в 1991-1995 гг. проводили на редкость экспансионистскую политику. Среднегодовые темпы прироста кредитов Центрального банка России за период 1992-1997 гг. составили 200%, среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП - 255%. В результате среднегодовые темпы инфляции достигли 435%, что способствовало резкому сокращению реального производства. Бюджетная политика. Относительно низкие темпы инфляции в Китае удалось обеспечить благодаря умеренным темпам прироста денежной массы, которые, в свою очередь, были обусловлены сдержанным кредитованием Национального банка. Умеренные масштабы кредитования выдерживались благодаря незначительным размерам бюджетного дефицита. Его величина была сокращена с 5,1% ВВП в 1979 г. до 1,2% ВВП в 1981 г. и затем в течение всего периода реформ сохранялась в пределах 1,4-2,2% ВВП. Китайские власти совершили беспрецедентное в мировой экономической практике сокращение налогов - с 30,4 % ВВП в 1979 г. до 10,3% ВВП в 1996 г. Снижение налогов повлекло за собой уменьшение всех государственных доходов с 31,3% ВВП в 1979 г. до 11,5% ВВП в 1996 г. Колоссальное сокращение государственных доходов не вызвало дестабилизирующих макроэкономических последствий только потому, что одновременно с этим и даже с опережающей скоростью происходило радикальное сокращение всех государственных расходов - с 36,4% ВВП в 1979 г. до 13,1% ВВП в 1996 г. Сокращению подверглись практически все составные части расходов, но в особенности расходы на инвестиции, субсидии, дотации, оборону, народное хозяйство, социальное обеспечение (график 6, таблица 8). [pic] График 6. Государственные расходы по статьям в % к ВВП в Китае Таблица 8. Показатели государственных финансов в % к ВВП | |Нача| | |Посл| | | | |ло | | |едни| | | | |рефо| | |й | | | | |рм | | |год,| | | | | | | |по | | | | | | | |кото| | | | | | | |рому| | | | | | | |имею| | | | | | | |тся | | | | | | | |данн| | | | | | | |ые | | | |Показатели |Кита|Росс|Разн|Кита|Росс|Разн| | |й |ия |ица |й |ия |ица | | |1979|1992|межд|1996|1997|межд| | | | |у | | |у | | | | |Кита| | |Кита| | | | |ем и| | |ем и| | | | |Росс| | |Росс| | | | |ией | | |ией | |Бюджетный дефицит |5,1 |40,3|-35,|1,6 |7,5 |-5,9| | | | |2 | | | | |Государственные доходы, |31,3|35,6|-4,3|11,5|35,9|-24,| | | | | | | |4 | |в т. ч. Налоговые доходы |30,4|32,2|-1,8|10,3|31,7|-21,| | | | | | | |4 | |Государственные расходы всего, |36,4|75,9|-39,|13,1|43,4|-30,| |в т.ч.: | | |5 | | |3 | |Управление, суд, обеспечение порядка|1,4 |9,6 |-8,2|1,6 |3,8 |-2,2| |и безопасности, международная | | | | | | | |деятельность | | | | | | | |Оборона |5,5 |4,5 |+1,0|1,1 |3,2 |-2,1| |Образование, здравоохранение, наука,|3,3 |6,6 |-3,3|2,5 |8,4 |-5,9| |культура, | | | | | | | |в т. ч.: | | | | | | | | Образование |1,8 |3,6 |-1,8|1,5 |4,4 |-2,9| | Здравоохранение |1,0 |2,5 |-1,5|0,6 |3,0 |-2,4| | Наука |1,5 |0,6 |0,9 |0,4 |0,4 |0,0 | |Экономика и субсидии |20,5|43,5|-23,|1,4 |8,5 |-7,1| | | | |0 | | | | |Социальное обеспечение |4,0 |7,1 |-3,1|0,9 |12,6|-11,| | | | | | | |7 | |Обслуживание государственного долга |0,1 |0,4 |-0,3|0,7 |3,4 |-2,7| |Другие |1,7 |4,1 |-2,4|2,7 |3,5 |-0,8| |Расходы центрального правительства |16,4|57,5|-41,|3,8 |17,5|-13,| | | | |1 | | |7 | |Расходы региональных правительств |15,7|11,9|+3,8|8,3 |16,7|-8,4| |Государственное потребление |15,2|13,9|+1,3|10,6|22,2|-11,| | | | | | | |6 | |Государственный долг |2,1 |14,4|-12,|11,6|31,9|-20,| | | | |3 | | |3 | |Справочно: |5,8 |-14,|+20,|9,7 |0,4 |+9,3| |Среднегодовые темпы прироста ВВП, % | |5 |3 | | | | Государственное потребление было уменьшено с 15,2 до 10,6% ВВП. В структуре общих государственных расходов наиболее резко были сокращены расходы центрального правительства (tm) с 20,7% ВВП в 1979 г. до 3,8% ВВП в 1996 г. Снижение расходов на провинциальном уровне было осуществлено в меньших, но, тем не менее, также весьма впечатляющих размерах - с 15,7 до 8,3% ВВП. III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, главной причиной, обусловившей ускоренное развитие Китая, является характер проводившейся экономической политики. Вопреки широко распространенным заблуждениям в 1979-1997 гг. в Китае проводились не постепенные (градуалистские), а либеральные экономические реформы. При этом степень либеральности и радикальности проводимых в Китае реформ, по всей видимости, не имеет аналогов в мировой истории. Результатом воплощения на практике либеральной экономической модели стало беспрецедентное сокращение масштабов государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее китайской экономике рекордные темпы роста. По сравнению с китайскими российские реформы оказались гораздо более непоследовательными, постепенными (градуалистскими). Степень государственного вмешательства в экономику оказалась несопоставимо более высокой, чем в Китае. Либеральных реформ в России не было. В конце 80-х - первой половине 90-х годов произошло не сокращение, а резкое увеличение государственной нагрузки, приведшее российскую экономику к острейшему кризису. Либеральная экономическая политика в Китае обеспечила не только феноменальные экономические результаты - она способствовала существенному улучшению всех показателей человеческого развития. Возрастание государственной нагрузки на экономику в России сопровождалось относительным и абсолютным ухудшением этих показателей (табл. 9). Таблица 9. Показатели человеческого развития |Показатели |Кита| | |Росс| | | | |й | | |ия | | | | |1978|1995|Изменени|1978|1995|Изменени| | | | |е за | | |е за | | | | |1978-199| | |1978-199| | | | |5 гг. | | |5 гг. | |Средняя продолжительность жизни,|66,0|69,5|+3,5 |67,7|64,6|-3,1 | |лет | | | | | | | |Младенческая смертность на 1000 |41,0|30,5|-10,5 |23,6|18,1|-5,5 | |рождений | | | | | | | |Уровень грамотности населения, %|66,1|80,9|+14,8 |98,0|98,7|+0,7 | |Число студентов в вузах на 10 |89 |240 |+ 151 |218 |171 |-47 | |тыс. чел. | | | | | | | |Индекс человеческого развития по|0,47|0,62|+0,151 |0,92|0,79|-0,128 | |определению ООН |5 |6 | |0* |2 | | * СССР В 1997 г. в России удалось добиться некоторого сокращения масштабов вмешательства государства в экономику, что способствовало прекращению спада, началу экономического роста и некоторому улучшению показателей человеческого развития. Тем не менее, размеры государственной нагрузки на российскую экономику в начале 1998 г. по-прежнему превышают возможности отечественной экономики, а также аналогичные показатели Китая не только последних лет, но и времени накануне экономических реформ (табл. 8). Сохранение такого уровня государственной нагрузки не позволяет ожидать высоких и устойчивых темпов экономического роста, замедляет социальное и человеческое развитие страны. Опыт китайских реформ показывает, что лишь предельно либеральная экономическая политика способна остановить все возрастающее отставание России от своих соседей и других стран мира. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Авдокушин Е.Ф. "Теоретические основы экономических реформ в КНР" 2. У Цзинлянь. "Экономическая реформа в КНР" 3. Гельбрас Виля. "Экономическая реформа в КНР" 4. "Вестник Российской Академии наук". 1994, т.64, № 3 5. "Новое время", № 28, 1993 6. "Вестник Московского Университета", серия 13 Востоковедение, № 2, 1992 7. Институт экономического анализа "Бюллетень по проблемам социальной и экономической политики", 25 марта 1998. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |