реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономическая теория

весомые преимущества в конкурентной борьбе за счет снижения индивидуальных

издержек и получения квазиренты. Командно-административная система

осуществляет жесткий централизованный контроль за уровнем доходов, что

неизбежно порождает преимущественно уравнительное распределение, не

создающее должных стимулов к труду. что важным преимуществом рыночной

экономики является то, что это саморегулирующаяся система. Она способна

эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. В этом

смысле рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой

цивилизации, как наиболее эффективную из всех известных до сих пор форм

организации общественного производства. Рыночная экономика является хотя

динамичной, во недостаточно стабильной системой. Внутри самой рыночной

системы происходят процессы, которые могут существенно ослабить силы

конкуренции. Во-первых, хотя с общественной точки зрения конкуренция более

чем желательна, каждый отдельный предприниматель стремится избавиться от

тех Жестких ограничений, которые она налагает на него. Это порождает

тенденцию к тайным сговорам производителей, использованию государства в

своих интересах и т. д. Во-вторых, технический прогресс, постоянно

стимулируемый рыночным механизмом, во многих отраслях требует, с чисто

технологической точки зрения, крупномасштабного производства, что ведет к

увеличению размеров фирм — как абсолютных, так и относительно размеров

рынка. Сокращение числа фирм и увеличение их размеров неизбежно порождают

тенденцию к монополизации рынка. В-третьих, к монополизации ведет и сама

логика развития конкурентной борьбы, в ходе которой одни производители

укрепляют свои позиции, другие разоряются, более сильные подчиняют себе и

поглощают более слабых. Так происходит процесс централизации производства и

капитала, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для

монополизации рынков. Внешние эффекты - которые представляют собой издержки

и выгоды, связанные с производством или потреблением блага, но выпадающие

на долю лиц, не являющихся участниками данной рыночной сделки. Эти эффекты

не находят на рынке адекватной денежной оценки, поскольку они направлены на

третьих лиц и, следовательно, никак не отражаются в цене этого блага.

Существуют отрицательные внешние эффекты и положительные внешние эффекты.

Отрицательные экстерналии возникают в том случае, когда производство или

потребление какого-либо блага порождают некомпенсируемые издержки у третьей

стороны. Рынок сталкивается и с проблемой положительных внешних эффектов,

когда производство или потребление какого-либо блага порождают

некомпенсируемые выгоды у третьей стороны. Теорема Коуза-Теорема Коуза

посвящена проблеме экстернальных (внешних) эффектов и доказательству того,

как их можно трансформировать с помощью распределения прав собственности во

внутренние издержки участников рыночного процесса. Из теоремы Р. Коуза

следовало несколько важных выводов : Во-первых, что внешние эффекты носят

не односторонний, а обоюдный характер. Из теоремы Р. Коуза следовало

несколько важных выводов : Во-первых, что внешние эффекты носят не

односторонний, а обоюдный характер. Во-вторых, теорема Коуза раскрыла

экономический смысл прав собственности. Четкое их распределение среди

хозяйствующих субъектов ведет к тому, что все результаты деятельности

каждого субъекта касаются только его, в результате чего любые внешние

эффекты превращаются во внутренние. В-третьих, теорема Коуза сняла

обвинение с рынка о его «провалах». По мнению Р. Коуза, ключевое значение

для успешной работы рынка имеют ухе известные из гл. 4 и 5 трансакционные

издержки (затраты по поиску информации о ценах, по подбору партнеров,

заключению контрактов, контролю за их использованием, защите права

собственности и т. п.). (14) Несовершенная конкуренция: понятия, виды.

Максимизация прибыли, в условиях несовершенной конкуренции. Несовершенная

конкуренция-конкуренция в условиях рынка, значительно отличающих от

идеальных, не соответствующая теоритическими представлениям о чистой

конкуренции. Существуют 4 вида конкуренции: монополистическая(чистая)-

складывается на рынке с большим кол-вом продавцов и покупателей при

различном разнообразии предложенных товаров, предлагаемые по разным ценам;

отличается следущими важнейшими чертами: 1. Монополист — это единственный

продавец товара, не имеющего близких субститутов (т. е. взаимозаменяемых

товаров), монополист-продавец вступает в рыночные отношения только с

покупателями его продукции. Характер этих взаимоотношений таков: если

монополист снижает цену, у него будут покупать больше. Олигополистический-

небольшое кол-во крупных продавцов товара, способно существенно оказывавть

влияние на цены, при котором продается данный товар. Подразделяется на 2

типа: олигополия первого вида —это отрасли с совершенно однородной

продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида —

положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные

товары. Дуополия-частный случай ограниченной конкуренции, при котором, на

рынке действуют в основном два независимых продавца идентичной

продукции(при множестве покупателей), Монополистическая конкуренция с

дифференциацией продукта- предполагает, что покупатель предпочитает товар

определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка,

торговая марка, уровень обслуживания и т. п. Дифференциация продукта

означает отсутствие однородности предоставляемых потребителю благ и услуг.

В случае фирмы-несовершенного конкурента кривая спроса DD имеет

отрицательный наклон, поскольку чем больше ее Q, тем меньшую цену может она

установить. Следовательно, когда фирма-монополист выбрасывает на рынок

большое количество товара, его цена падает. расывает на рынок большое

количество товара, его цена падает если же фирма не обладает полной

монополией, сокращение Р (т. е. цены) ее конкурента сдвинет линию спроса 00

влево, в положение D1D1, как это показано на рис. Следовательно, из-за

соперничающей фирмы даже при снижении цены теперь можно будет продать

меньшее количество товаров. Проблему максимизации прибыли монополией,

возможно решить двумя путями: методом сравнения валового дохода и валовых

издержек, методом сравнения предельного дохода и предельных

издержек Максимизация прибыли и ценовая дискриминация. Потери от

несовершенной конкуренции. В условиях совершенной конкуренции власть

монополиста над ценой тесно связана с эластичностью спроса. При прочих

равных условиях, чем меньше эластичность спроса покупателей, тем больше

возможностей для установления высоких цен у фирмы-монополиста. В связи с

этим может возникнуть ситуация, когда фирме выгодно разделить свой рынок:

продавать один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам,

причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства.

Такая практика продажи называется ценовой дискриминацией. Слово

«дискриминация» здесь означает не ущемление чьих-либо прав, а «разделение».

При понижением цены можно привлечь новых покупателей, которые в противном

случае просто не купят продукцию по высоким ценам. Но провести это снижение

цен нужно так, чтобы состоятельные покупатели по-прежнему покупали

продукцию по высоким ценам (и даже более высоким, чем до дискриминации), не

«перебежав» на более дешевый рынок. Фирма увеличит свою прибыль, если

разделит рынок: более богатым покупателям предложит продукцию выше цены

монопольного равновесия (см. рис. 14), а более бедным — ниже этой цены.

Самая сложная проблема ценовой дискриминации — надежно отделить один рынок

от другого (т. е. «дешевый» от «дорогого» рынка). Если этого не сделать, то

идея максимизации прибыли не будет реализована. Ведь потребители «дешевого»

рынка купят на нём продукцию по низким ценам и перепродадут ее на «дорогом»

рынке. Рынок несовершенной конкуренции, по сути, предполагает отклонение от

состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции.

Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией

(степень ее может быть большей или меньшей) хозяйственной жизни. Если

преступить некую степень контроля над ценой, это оборачивается разрушением

и уничтожением богатства общества, ведет к стагнации, застою и т. п. Тайные

соглашения о ценах, создание искусственных дефицитов — все это опасные

проявления монополизации. (16) Рынки факторов производства. Использование

и распределение ресурсов фирмой: предельный продукт, предельная

доходность, предельные издержки ресурса. Производственная функция. Теория

предельной производительности. Обычно в экономической науке выделяют четыре

фактора производства: труд, капитал, землю, предпринимательство. При этом

под трудом подразумевают деятельность человека, направленную на достижение

какого-либо полезного результата. Капитал представляет собой весь

накопленный запас средств, необходимых для производства материальных благ.

Говоря о земле, мы имеем в виду не только землю как таковую, но и воду,

воздух и все прочие блага, которые природа предоставляет в пользование

человеку. Предпринимательство — особый фактор, при помощи которого

происходит соединение перечисленных выше трех факторов производства. Все

факторы производства экономически и технологически взаимосвязаны, они не

могут использоваться раздельно. Для производства товаров необходимы все три

фактора и в определенном соотношении между собой. Размер спроса на каждый

фактор зависит не только от уровня цен на данный фактор, но и от уровня цен

на другие ресурсы: например, спрос на труд зависит не только от ставок

заработной платы, но и от того, сколько будет приобретено машин, сырья и

каковы цены на них. Предельным продуктом называется- дополнительный

продукт, который получается в результате увеличения одного фактора

призводства при неизменном количестве остальных факторов. Предельная

производительность n-го работника является мерой вклада труда (L) в

производство продукта. Условный пример динамики объема продукции и

предельного физического продукта трудаПредельный доходность ресурса –

изменение дохода, получаемого от использования дополнительной единицы

ресурса, затрачиваемого на производстве продукции, продажа которых приносит

доход. Производственная функция-экономико-математическая зависимость между

кол-вом производимой продукции и факторами производства в виде труда

капитала. Значение производственной функции заключается в том, что она

показывает на существование альтернативных возможностей, при которых

различное сочетание факторов производства обеспечивает один и тот же объем

выпуска продукции. Производственная функция показывает на возможность

факторов производства заменять друг друга. Предельная производительность n-

го работника является мерой вклада труда (L) в производство продукта. В

сущности, здесь действует тот же принцип конкурентного поведения,

хозяйствующий субъект в рыночной экономике должен постоянно сравнивать свои

предельные выгоды (доходы) и предельные издержки. хозяйствующий субъект в

рыночной экономике должен постоянно сравнивать свои предельные выгоды

(доходы) и предельные издержки. Предельные издержки в данном случае — это

заработная плата, которую выплачивает предприниматель, а предельные выгоды

— это предельный продукт в денежной форме, создаваемый каждой

дополнительной единицей труда. Равновесие наступает, когда МRР ==

W. (17) Рынок труда: понятя, спрос, предложение. Труд и з/п. Понятия и

виды безработицы. Заработная плата образует большую часть доходов

потребителей и поэтому оказывает существенное влияние на размер спроса на

потребительские товары и на их цены. Современная экономическая теория

определяет заработную плату как цену труда. под заработной платой

понимается ставка заработной платы, т. е. цена, выплачиваемая за,

использование единицы труда в течение определенного времени. Различают

номинальную и реальную заработную плату. Под номинальной заработной платой

понимается сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой

дневной, недельный, месячный труд. По величине номинальной заработной платы

можно судить об уровне заработка, дохода, но не об уровне потребления и

благосостояния человека. Для этого надо знать, какова реальная заработная

плата. Реальная заработная плата — эта та масса жизненных благ и услуг,

которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится в прямой

зависимости от номинальной зарплаты и в обратной — от уровня цен на

предметы потребления платные услуги. Обьктами спроса на рынке труда

выступают бизнес и государство, а субъектами предложения — домашние

хозяйства. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины

заработной платы. При росте заработной платы, при прочих равных условиях,

предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно

сократить спрос на труд, а при снижении заработной платы спрос на труд

возрастает. Функциональная зависимость между величиной заработной платы и

размером спроса на труд выражается в кривой спроса на труд. На абсциссе —

величина требующегося труда (l), а на оси ординат — величина реальной

заработной платы W/P. Каждая точка на кривой Ld показывает, каким будет

спрос на труд при определенной величине заработной платы. Конфигурация

кривой и ее отрицательный наклон показывают, что более низкой заработной

плате соответствует больший спрос на труд и наоборот. Заработная плата —

это цена равновесия — на рынке труда. Безработица - социально-экономическое

явление, ори котором часть активного населения не может приложить свою

рабочую силу. Безработным в Российской Федерации признаются граждане,

которые не имеют работы и заработка зарегистрированы в службе занятости в

целях подходящей работы и готовы приступить к ней. Порождается безработица

в условиях рыночной экономики под действием конкуренции на рынке труда,

усиливается в период экономических кризисов и последующего резкого

сокращения спроса на рабочую силу. Основной контингент безработных в России

- люди пожилого возраста, женщины, молодежь. Различают три вида

безработицы: фрикционную, структурную, циклическую. Фрикционная безработица

существовала всегда, так как связана с переменой места работы, и граждане в

поисках лучшей работы идут на это добровольно. Структурная безработица

связана с изменением структуры производства и, как результат, несовпадением

предложения рабочей силы и спроса на нее. Циклическая безработица возникает

в определенные моменты в жизни общества: во время спада производства,

депрессии и т. д., когда спрос на рабочую силу очень низок. Безработица

принимает самые разнообразные формы: временную, сезонную, региональную,

молодежную и т.д. Ожидается, что к 2000г. проблемы безработицы еще более

обострятся, поэтому государство, стремясь не допустить или минимизировать

безработицу, должно активно выполнять социально-защитные, регулирующие

функции. Причины безработицы в России: структурная перестройка экономики,

диспропорции ее развития; закрытие неконкурентоспособных, убыточных и

потерпевших банкротство предприятий; высвобождение работников в результате

внесения прогрессивных методов хозяйствования (аренда, кооперация и т.д.) и

приватизация предприятия; внедрение в производство новой техники и

технологии; структурная перестройка предприятий, отсутствие работы по

специальности; ликвидация экологически вредных производств под влиянием

общественного мнения. Уровень безработицы минимален в странах политически

стабильных, экономически развитых, с отлаженной системой социальной

защиты. Важным для ликвидации безработицы, специфическим для состояния в

России является снятие административных, правовых и экономических

ограничений, препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно:

отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма

государственной собственности, развитие механизма государственного

регулирования занятости населения. Меры по сокращению безработицы

следующие: 1.Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания

новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация

на др. специальности и т.д.); 2.Организация общественных работ

(благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на

овощных базах, по уборке сел./хоз. продукции); 3.Поощрение частного

предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие

малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства); 4.

Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и

профессиям 5. Использование гибких форм занятости ( надомный труд, неполный

рабочий день, неделя); 6. Широкая информация населения о возможности

трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и

т.д. (18) Рынок капитал:понятие, спрос, предложение. Капитал и ссудный

процент. Дисконтирование. Процент так же, как и заработная штата, является

одной из разновидностей факторных доходов. Для того, чтобы определить, что

собой представляет процент, необходимо подробнее остановиться на

характеристике категории капитала. Капитал связан с понятием окольных

методов производства, или сопряженного производства. Это методы

производства, связанные с временным лагом. Капитал пользуется спросом,

потому что он производителен. Капитал пользуется спросом, потому что он

производителен. Кто же является субъектами спроса на капитал л, предложения

капитала в рыночном хозяйстве? Субъектом спроса на капитал является бизнес,

предприниматели. Субъекты предложения капитала — это домашние хозяйства

Спрос на капитал — это спрос на инвестиционные средства, а не просто на

деньги. Чисто внешне спрос на капитал предстает как спрос на определенную

сумму денег. Но спрос на деньги как деньги и спрос на капитал в денежной

форме — это не одно и то же. Бизнес предъявляет спрос на инвестиционные

средства, т. е. ему требуется определенная денежная сумма дня покупки

производственных фондов (капитала в физической форме). Домашние хозяйства

(население) тоже предъявляют спрос на деньги, но природа этого спроса иная

она не связана с предпринимательской деятельностью. Спрос на капитал можно

представить графически в виде кривой, имеющей отрицательный

наклон: [pic] Из графика видно, что по мере роста инвестиционных средств

снижается предельный продукт капитала. Следовательно, мы сталкиваемся с уже

известным законом убывающей доходности. Этот закон помогает понять динамику

уровня дохода на капитал, или чистой производительности капитала. Теперь

обратимся к анализу предложения капитала как фактора производства. Выше

отмечалось, что субъектами этого предложения являются домашние хозяйства.

Но это не следует понимать в том смысле, что население предлагает бизнесу

станки, машины, оборудование в физическом их выражении. Домашние хозяйства

предлагают инвестиционные средства, т. е. денежные суммы, которые, бизнес

использует для приобретения производственных фондов. На данном уровне

анализа абстрагируемся пока от того факта, что предложение инвестиционных

средств происходит при помощи финансовых посредников (инвестиционных

фондов, коммерческих банков и т. п.). Графически предложение капитала

можно представить в виде кривой, имеющей положительный наклон. Почему?

Другими словами, чем большую сумму капитала вы предлагаете в ссуду, тем

больше его предельная альтернативная стоимость, или предельные издержки

упущенных возможностей. Ссудный процент- называется отношение дохода на

капитал, предоставленный в ссуду, к самому размеру ссужаемого капитала,

выраженное в процентах. При определении уровня процента важную роль играет

фактор риска. Категория дисконтирования неразрывно связана с фактором

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.