![]() |
|
|
Энергосберегающий путь развития экономикиопределении энергетических потребностей для реализации конечных народохозяйственных результатов. В связи с этим по-другому, в более широком аспекте, должны рассматриваться и вопросы риска, опасности и т.д. Энергетическая политика, базирующаяся на альтернативных вариантах, структурной перестройке экономики, не означает, конечно, отказа от разработки новых месторождений, строительства новых электростанций. Там, где есть такая потребность и возможности экономии энергоресурсов незначительны, их необходимо создавать. Значительная часть месторождений уже исчерпана, что требует новых источников энергоресурсов для предотвращения резкого спада производства энергии в народном хозяйстве. Следует отметить и необходимость определенного периода времени для структурной перестройки народного хозяйства, создания энергосберегающих структур. В этих условиях необходимо вести разведку и разработку новых месторождений, создавать новые энергетические мощности. Все дело в масштабах и приоритетах распределения ресурсов. С экономической точки зрения очевидно, что эффективно совмещать экстенсивный рост производства энергии в народном хозяйстве и энергосберегающую политику и реконструкцию невозможно. Уже сейчас в ТЭК идет значительная часть всех инвестиций и дальнейший рост этой суммы связан с крайне негативными последствиями для других народохозяйственных комплексов и отраслей. Требуется определить приоритеты в развитии энергетики и стимулировать основную часть инвестиций в выбранное направление: или дальнейшее чрезвычайно капиталоемкое валовое наращивание энергии, основанное на строительстве новых станций, все более дорогой разработке месторождений в крайне неблагоприятных условиях (с огромным экологическим, экономическим, социальным ущербом в северных и сибирских регионах), или ориентация на рост конечных экономических результатов, базирующихся на экономии энергии. Весь мировой опыт доказывает, что переход на энергосберегающий тип экономического развития гораздо эффективнее с экономических, экологических, социальных позиций. Для повышения энергетической эффективности в России были разработаны Федеральные целевые программы "Энергосбережение России" и "Энергоэффективная экономика" Федеральная целевая программа "Энергосбережение России" Основными целями и задачами федеральной целевой программы "Энергосбережение России" являются: . реализация основных положений энергосберегающей политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 года № 472, и требований федерального закона "Об энергосбережении"; . обеспечение перехода российской экономики на энергосберегающий путь развития при улучшении бытовых условий населения; . использование в этих целях комплекса рыночных механизмов и мер государственного регулирования. Важнейшие целевые показатели программы: . достижение в 1998-2005 годах экономии топливно-энергетических ресурсов в объеме 365-435 млн. тонн условного топлива и снижение на этой основе энергоемкости ВВП к 2005 году на 13,4%; . сокращение бюджетных дотаций регионов на топливо- и энергообеспечение при снижении цен и тарифов на энергоресурсы |Сроки и этапы реализации программы |1998-2005 годы | |в том числе: | |I этап |1998-2000 годы | |II этап |2001-2005 годы | Таблица 1 К основным мероприятиям ФЦП относятся: . развитие производства и оснащение потребителей средствами учета и регулирования расхода энергоресурсов, оборудованием и средствами энергосберегающей электротехники; . инвестиционная политика и энергосберегающие проекты; . нормативно-правовое и финансовое обеспечение программы; . стандартизация и сертификация. В федеральную целевую программу "Энергосбережение России" входят следующие подпрограммы: 1. Энергосбережение в отраслях топливно-энергетического комплекса. 2. Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве. 3. Энергосбережение в энергоемких отраслях промышленности. 4. Производство сертифицированных приборов, систем учета и регулирования расхода энергоресурсов и оснащение ими потребителей. 5. Энергосберегающая электротехника. В ФЦП "Энергосбережение России" содержатся также основные требования к инвестиционным энергосберегающим проектам, критерии при отборе подобных проектов, перечень энергосберегающих проектов, подлежащих реализации в 1998 году с бюджетной финансовой поддержкой специальных внебюджетных средств Минтопэнерго России, а также укрупненные показатели инвестиционных проектов, намечаемых к реализации в отраслях экономики в 1999-2005 годах. Важное значение отводится программой демонстрационным зонам и объектам высокой энергетической эффективности, которые призваны показать экономическое, экологическое и социальное значение энергосбережения. Подобные зоны и объекты создаются по инициативе и при поддержке Миннауки России, Минтопэнерго России в рамках проекта Европейской экономической комиссии ООН "Энергетическая эффективность - 2000". В них создаются условия для демонстрации совокупного эффекта применения рыночных механизмов, энергосберегающей техники и технологий, совершенствования нормативно- правового обеспечения энергосбережения, решения вопросов стандартизации, сертификации и метрологии, проведения современной политики в области тарифов и налогов, с целью последующего распространения положительного опыта по всей территории Российской Федерации. Российские демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности являются экспериментальными полигонами для отработки организационно- финансовых методов и нормативно-правовой базы федеральной и региональной политики энергосбережения, внедрения энергоэффективных технологий и оборудования. Демонстрационными зонами, реализующими энергосберегающие проекты, являются Москва (Зеленоград, Лефортово, Фили), Челябинск, Нижний Новгород, Владимир, Кировск, Московская область (Мытищи). В процессе создания демонстрационных зон находятся города Курчатов, Москва (ВНИИгаз-Развилка), Ростов, Самара, Саратов, Санкт-Петербург, Калининград, Петрозаводск, Тверь; Вологодская, Калужская (Обнинск), Ленинградская, Московская (Истра, Ногинск, Балашиха, Королев), Мурманская и Тульская области; Республики Саха (Якутия), Татария. Реализация энергосберегающей политики немыслима без соответствующей системы стандартизации энергопотребления, сертификации и метрологии в энергосбережении. ЦФП "Энергосбережение России" предусматривается, что стандартизация в первую очередь будет охватывать энергоемкое оборудование, технологические процессы, транспортные средства, бытовые приборы, торговое оборудование, светильники, кондиционеры, здания и сооружения. Ряд массово производимых бытовых приборов должен иметь обязательное маркирование с данными о годовом потреблении ими энергии. Объектами стандартизации энергетических характеристик должны стать также теплоизоляционные и ряд других строительных материалов. Важным направлением энергосберегающей политики является сертификация вновь выпускаемой продукции на соответствие ее нормативным энергетическим характеристикам. На первом этапе в качестве объектов сертификации должны быть определены продукция массового производства, теплоизоляционные материалы, светотехнические изделия, энергоизмерительные приборы, запорно- регулирующая арматура, электродвигатели, авто- и мототранспортные средства. Конечным результатом выполнения федеральной целевой программы "Энергосбережение России" на 1998-2005 годы будет поэтапный перевод российской экономики на энергосберегающий путь развития с учетом изменяющихся экономических условий в стране. Программа будет содействовать превращению энергосбережения в решающий фактор улучшения социальных условий жизни населения, решению экономических задач и удовлетворению спроса на энергетические ресурсы по мере подъема российской экономики. За счет энергосбережения удастся снизить нагрузку на топливно-энергетический комплекс страны, высвободить резервы тепловой и электрической энергии и использовать их для повышения надежности энергообеспечения, в первую очередь населения страны, способствовать успешному проведению жилищно- коммунальной реформы. В процессе реализации программы будут получены следующие конечные результаты. 1. Общая численность сэкономленных в 1998-2005 годах энергетических ресурсов достигнет 365-435 млн. т у. т. На первом этапе, в 1998-2005 годах, экономия энергоресурсов составит 53-69 млн. т у. т. В основном будет завершено оснащение потребителей приборами и системами учета инвестиционной программы внедрения новых энергосберегающих технологий, производства энергетически эффективных оборудования, конструкций и материалов. 2. Сокращение потребности экономики и населения страны в топливе и энергии в результате реализации проектов программы позволит снизить энергоемкость ВВП к концу первого периода на 5,3%, а к 2005 году - на 13,4 %. Дальнейшее развитие работ в области энергосбережения обеспечит к 2010 году снижение энергоемкости ВВП до 21% к уровню 1995 года. Действие этого фактора будет способствовать росту национального дохода в 2000 году на 4-5% и к концу реализации программы - на 7-8%. 3. Затраты на реализацию программы энергосбережения оцениваются в период 1998-2005 годов в 55,3 трлн. рублей. Потребность в капитальных вложениях для реализации инвестиционных проектов составляет 46,7 трлн. рублей, в средствах на осуществление научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ - 7,0 трлн. рублей. 4. Экономическая эффективность настоящей программы обеспечивается главным образом стоимостью сэкономленных энергоресурсов. На каждый вложенный в программу энергосбережения рубль затрат ожидается прибыль в 2,6-3 рубля при сроке окупаемости инвестиционных энергосберегающих проектов в 1,5-2 года. 5. Предусмотренное программой снижение потребности в энергетических ресурсах позволит предотвратить выбросы в атмосферу вредных веществ в объеме 3,0-3,2 млн. т в год, в том числе в 2000 году - 1,3-1,4 млн. т. Будет сокращена потребность в водопотреблении в 2005 году по сравнению с 1995 годом на 2,5-2,8 млрд. куб. м, а величина предотвращенных вредных выбросов в атмосферу составит более 5% от объема, связанного с производством, транспортом, переработкой, хранением и использованием топливно-энергетических ресурсов. 6. Обеспечение потребителей энергоресурсов к 2001 году приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов сэкономит для бюджетов всех уровней до 20 трлн. рублей в год, а к концу срока реализации программы с учетом энергосбережения в жилых и общественных зданиях годовая экономия бюджетных средств достигнет 32-33 трлн. рублей. 7. Энергосбережение позволит с меньшими затратами развивать топливно- энергетический комплекс. Снижение инвестиционной составляющей в ценах и тарифах на энергоносители уменьшит их величину (по отношению к 1995 году) по электроэнергии на 9-11% в 2000 году, а в 2005 году - на 10- 13%, по природному газу соответственно на 8-9% и 11-13%. Это создает реальные предпосылки для стабилизации, а затем снижения регулируемых государством цен и тарифов на энергоносители, ограничивая долю расходов населения на оплату используемых энергоресурсов в общих затратах на оплату жилья и коммунальных услуг. 8. Выполнение программы энергосбережения обеспечит за счет сэкономленных энергоресурсов повышение уровня газификации и электрификации быта на 25-30% в дефицитных по газу и электроэнергии районах, а также в районах с неблагоприятной экологической обстановкой. Расширение газификации населенных мест потребует прироста потребления газа к 2005 году на 17 млрд. куб. м в год. Более 60% этого объема газа будет использовано для дополнительной выработки тепла для населения с заменой нефтяного и твердого топлива. 9. Предусмотренное программой вовлечение в хозяйственный оборот местных и нетрадиционных возобновляемых энергоресурсов, обеспечение учета и регулирования расхода энергоносителей, техническое перевооружение производства с целью снижения его энергоемкости и повышения конкурентоспособности отечественной продукции позволит создать не менее 100 тыс. новых рабочих мест и закрепить на местах кадры специалистов. Намечаемая программой организация обучения и переподготовки кадров обеспечит повышение квалификации не менее 200 тыс. работников, занятых в производстве или обслуживании топливо- и энергопотребляющих видов техники, энергоэкономичных материалов и конструкций. | |I этап |II этап | | |программ|программ| | |ы, |ы, | | |к 2000 |к 2005 | | |г. |г. | |1. Снижение энергоемкости ВВП |5,3% |13,4% | |2. Рост национального дохода |4–5% |7–8% | |3. Затраты на реализацию программы, всего в том | |55,3 | |числе: | |млн. | | | |руб. | |капитальные вложения | |46,7 | | | |млн. | | | |руб. | |научно-исследовательские и опытно-конструкторские| |7,0 | |работы | |млн. | | | |руб. | |4. Экономическая эффективность программы | |146–168 | |(стоимость сэкономленных энергоресурсов) | | | | | |млн. | | | |руб. | |5. Сокращение затрат на проведение | |4,2–4,7 | |природоохранных мероприятий | | | | | |млн. | | | |руб. | |6. Сокращение вредных выбросов в атмосферу |1,3–1,4 |3,0–3,2 | | | |млн. т | | |млн. т | | |7. Экономия затрат на топливо и энергообеспечение|20 |32–33 | |от оснащения потребителей приборами учета |млн. |млн. | |энергоресурсов |руб. |руб. | |8. Сокращение бюджетных дотаций за счет оснащения| |60% | |потребителей приборами учета энергоресурсов | | | |9. Снижение цен и тарифов на энергоносители за |9–11% |10–13% | |счет уменьшения инвестиционной составляющей | | | |10. Повышение в результате выполнения программы | |25–30% | |уровня газификации и электрификации быта | | | Таблица 2 Конечные результаты программы (цены даны в деноминированных рублях) Федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001г. N796* Таблица 3 Паспорт федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года |Наименование |- федеральная целевая программа "Энергоэффективная | |Программы |экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 | | |года | |Основание и дата |- распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 | |принятия решения |января 2001г. N83-р | |о разработке | | |Программы | | |Государственный |- Министерство энергетики Российской Федерации | |заказчик - | | |координатор | | |Программы | | |Государственные |- Министерство Российской Федерации по атомной энергии, | |заказчики |Министерство промышленности, науки и технологий | |подпрограмм и |Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства | |разделов |Российской Федерации, Министерство транспорта Российской | |Программы |Федерации, Министерство путей сообщения Российской | | |Федерации, Государственный комитет Российской Федерации | | |по строительству и жилищно-коммунальному комплексу | |Основные |- Министерство энергетики Российской Федерации, | |разработчики |Министерство Российской Федерации по атомной энергии, | |Программы |Министерство промышленности, науки и технологий | | |Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства | | |Российской Федерации, Министерство транспорта Российской | | |Федерации, Министерство путей сообщения Российской | | |Федерации, Государственный комитет Российской Федерации | | |по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, | | |проектные и научные организации | |Основные цели и |- реализация основных положений энергетической стратегии | |задачи Программы |России; перевод экономики России на энергосберегающий | | |путь развития за счет всемерного использования | | |энергосберегающих технологий и оборудования, надежное | | |обеспечение энергоносителями отраслей экономики; снижение| | |издержек производства в энергетическом секторе, в том | | |числе на транспорте, при переработке и использовании | | |топливно- энергетических ресурсов потребителями; снижение| | |негативного воздействия энергетического сектора на | | |окружающую природную среду; сохранение и расширение | | |экспортного потенциала топливно-энергетического комплекса| |Сроки и этапы |- первый этап - 2002-2005 годы; второй этап - 2006-2010 | |реализации |годы | |Программы | | |Перечень |- подпрограмма "Энергоэффективность топливно- | |подпрограмм, |энергетического комплекса" (государственный заказчик - | |основных |Министерство энергетики Российской Федерации) включает в | |мероприятий и их |себя следующие разделы: нефтедобывающий комплекс; | |государственные |модернизация нефтеперерабатывающей промышленности; | |заказчики |модернизация и повышение надежности магистральных | | |нефтепроводов и нефтепродукто- проводов; газовая отрасль;| | |угольная промышленность; электроэнергетика (в части | | |мероприятий по строительству зон затопления | | |гидроэлектростанций государственным заказчиком является | | |Государственный комитет Российской Федерации по | | |строительству и жилищно-коммунальному комплексу); | | |эффективное энергообеспечение регионов, в том числе | | |северных и приравненных к ним территорий, на основе | | |использования нетрадиционных возобновляемых источников | | |энергии и местных видов топлива; создание | | |высокоэффективного и импорто- замещающего оборудования и | | |материалов для топливно-энергетического комплекса; | | |экологические аспекты энергоэффективного развития | | |топливно-энергетического комплекса, включая | | |ресурсосберегающую переработку золошлаковых отходов | | |тепловых электростанций и снижение выбросов парниковых | | |газов; организационные мероприятия и мониторинг Программы| | |подпрограмма "Безопасность и развитие атомной энергетики"| | |(государственный заказчик - Министерство Российской | | |Федерации по атомной энергии) включает в себя следующие | | |разделы: безопасность действующих атомных электростанций;| | |строительство атомных электростанций; продление ресурса | | |энергоблоков атомных электростанций первого и второго | | |поколений; снятие атомных электростанций с эксплуатации; | | |топливообеспечение атомных электростанций; разработка | | |кадастра перспективных площадок для размещения атомных | | |электростанций; обращение с облученным ядерным топливом и| | |отходами атомных электростанций; инновационная ядерная | | |энергетическая технология с реактором и топливным циклом | | |естественной безопасности; механизм реализации и | | |управления подпрограммой подпрограмма | | |"Энергоэффективность в сфере потребления" включает в себя| | |следующие разделы: энергоэффективность энергоемких | | |отраслей промышленности (государственный заказчик - | | |Министерство промышленности, науки и технологий | | |Российской Федерации); энергоэффективность в сельском | | |хозяйстве (государственный заказчик - Министерство | | |сельского хозяйства Российской Федерации); | | |энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве | | |(государственный заказчик - Государственный комитет | | |Российской Федерации по строительству и | | |жилищно-коммунальному комплексу); энергоэффективность на | | |транспорте (государственный заказчик - Министерство | | |транспорта Российской Федерации, в части мероприятий в | | |сфере железнодорожного транспорта - Министерство путей | | |сообщения Российской Федерации); энергоэффективность в | | |организациях (учреждениях) федеральной бюджетной сферы | | |(государственный заказчик - Министерство энергетики | | |Российской Федерации); энергосбережение в отраслях | | |топливно- энергетического комплекса (государственный | | |заказчик - Министерство энергетики Российской Федерации) | |Исполнители |- определяются на конкурсной основе | |программных | | |мероприятий | | |Объемы и |- всего на реализацию Программы требуется 7004,66 млрд. | |источники |рублей, из них за счет средств федерального бюджета - | |финансирования |50,26 млрд. рублей, в том числе: 2002-2005 годы - 12,34 | |Программы |млрд. рублей, 2006-2010 годы - 37,92 млрд. рублей | | |2002-2005 годы | | |(млрд. рублей) 2006-2010 годы | | |Всего | | |2958,671 | | |4045,989 | | |в том числе по государственным заказчикам: | | |Минэнерго России | | |2703,901 | | |3690,349 | | |Минатом России | | |181,66 | | |286,16 | | |Минпромнауки России | | |34,68 | | |33, 4 | | |Минсельхоз России | | |4,1 | | |4,02 | | |Минтранс России | | |3,76 | | |4,21 | | |МПС России | | |5,24 | | |3,8 | | |Госстрой России | | |25,33 | | |24,05 | | |Объемы финансирования мероприятий Программы в 2002-2005 | | |годах уточняются при разработке прогнозов | | |социально-экономического развития страны и федерального | | |бюджета. Государственные заказчики ежегодно уточняют и | | |согласовывают перечень первоочередных проектов и | | |мероприятий, намеченных к финансированию, руководствуясь | | |постановлением Правительства Российской Федерации от 11 | | |октября 2001г. N714 и иными нормативными правовыми актами| |Система контроля |- государственные заказчики обеспечивают создание и | |за выполнением |функционирование многоуровневой системы планирования, | |Программы |учета и контроля хода выполнения программных мероприятий | | |в соответствии с постановлением Правительства Российской | | |Федерации от 26 июня 1995г. N594 | |Ожидаемые |- реализация Программы позволит преодолеть негативные | |конечные |тенденции в развитии отраслей топливно-энергетического | |результаты |комплекса и обеспечить: а) достижение необходимых уровней| |реализации |добычи и производства топливно-энергетических ресурсов: | |Программы |к 2005 году | | |к 2010 году | | |добыча нефти с газовым конденсатом (млн. тонн) | | |360 | | |360-370 | | |добыча газа (млрд. куб. м) | | |620 | | |635 | | |добыча угля (млн. тонн) | | |300 | | |335 | | |производство электроэнергии (млрд. кВт..ч) | | |1008,8 | | |1158,9 | | |б) производство первичных топливно- энергетических | | |ресурсов (к 2005 году - 1543,4 млн. тонн условного | | |топлива, к 2010 году - 1602-1618 млн. тонн условного | | |топлива); в) перевод экономики страны на | | |энергосберегающий путь развития и достижение экономии | | |топливно-энергетических ресурсов за счет использования | | |современных технологий (в 2002-2005 годах - 143-156 млн. | | |тонн условного топлива, в 2006-2010 годах - 152-169 млн. | | |тонн условного топлива); г) обеспечение безопасной | | |эксплуатации атомных электростанций; д) снижение | | |энергоемкости ВВП в 2005 году на 13,4 процента и в 2010 | | |году на 26 процентов по отношению к 2000 году; е) | | |поэтапное перевооружение отраслей топливно- | | |энергетического комплекса и обновление до 2010 года | | |оборудования: в нефтяной отрасли - на 50 процентов; в | | |нефтеперерабатывающей промышленности - на 70 процентов; в| | |сфере нефте- и нефтепродуктопроводного транспорта - на 45| | |процентов; в газовой отрасли - на 40 процентов; в | | |угольной отрасли - на 30 процентов; в электроэнергетике -| | |на 30 процентов; ж) сокращение вредных выбросов в | | |атмосферу и уменьшение загрязнения окружающей среды; з) | | |сохранение и расширение экспортного потенциала | | |топливно-энергетического комплекса; и) увеличение рабочих| | |мест на 199 тыс. человек | Заключение. Россия обладает огромным топливно-энергетическим потенциалом, используемым нерационально. Сложившаяся структура экономики поддерживает высокую потребность в энергии, предъявляет требования к гипертрофированному развитию топливодобывадющих отраслей. С другой стороны, сам ТЭК является основой этой структуры, которая деформирует экономику. На его долю приходится четверть всего объема товарной продукции, большая часть инвестиций в основной капитал, около 40 % экспортной выручки. Крупные резервы существуют в добыче и использовании энергетического сырья. Велика роль ТЭКа в загрязнении окружающей среды, воздействии на воздух, воду, лесные ресурсы и почву. Только энергетика дает ежегодно около четверти всех выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников, потребляет примерно 70 % промышленной воды. Добыча и сжигание ископаемых ресурсов приводит к образованию большого объема отходов разного виды. Кардинальное решение эколого-экономических проблем ТЭКа, а, следовательно, во многом, и всей экономики страны в целом, видится в вариантах, альтернативных расширению топливодобывающих отраслей, в энергосбережении в широком смысле этого понятия. Список использованной литературы: 1. Троицкий А. «Энергосбережение: возможности и перспективы» Экономист.- 1994 №2 с 25-31 2. В. Бушуев, В. Васильев, Б. Громов, Б. Давыдов, Л. Лютенко, Л. Хрилев. «Энергосберегающий путь развития экономики» Экономист.-1996,-№2.-с.19-27 3. Г.С. Асланян, Вице-президент Центра энергетической политики 4. Федеральный справочник. «Топливно-энергетический комплекс. 1999-2000» 5. С.Н. Бобылев, А.Ш. Ходжавев «Экономика природопользования. Учебное пособие» Москва, ТЕИС 1997 ----------------------- Работу выполнил студент группы № 106 Емельянов Андрей Проверил: доцент Мухаметгалеев Д.М. Казань 2002 Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |