![]() |
|
|
Вексель, как средство преодоления кризиса платежеймеханизмов защиты от финансовых нарушений и склонны к использованию дефицита платежно-расчетных средств в народном хозяйстве для размещения необеспеченных векселей. Об этом свидетельствуют, в частности, финансовые скандалы с векселями "Сибирьэнерго", Акцептного Дома "ЕЭС" и других эмитентов. Таким образом проблема неплатежей требует срочного создания антикризисного механизма, эффективно оперирующего рыночными неинфляционными платежно-расчетными инструментами. Масштаб и актуальность этой проблемы приводят к необходимости адекватных мер государственной поддержки и контроля. Это тем более важно в связи с участившимися предложениаллм узкоотраслевых суррогатов необеспеченных векселей и векселей коммерческих структур для межотраслевых расчетов, что таит опасность утраты контроля над объемами выпуска и порядком обращения векселей. Прогноз инвестиций Интенсивность промышленного производства в России в целом за период с января 1990г. по декабрь 1995г. снизилась на 51,4%. Снижение произошло в большинстве отраслей народного хозяйства. Наибольшее снижение зафиксировано в легкой промышленности - 85%, машиностроении - 66%, промышленности строиматериалов - 64%, лесной, древообрабатывающей и целлюлозно-бумажной - 61%, пищевой - 59%. В наименьшей степени интенсивность снизилась в цветной металлургии - на 16%, ТЭК - на 34% и черной металлургии - на 42%. После стабилизации с июля 1994г. по январь 1995г., с февраля 1995г. отмечался некотрый рост интенсивности и в августе его стабилизация. Новый цикл спада начался с сентября 1995г. Падение в сентябре - 2%, в ноябре - 2,1%. Программа инвестиций в прошлом году осталась невыполненной. В связи с этим Минэкономики прогнозирует при успешном выполнении программ по финансовой и экономической стабилизации 1996г. объем инвестиций за счет всех источников финансирования в объеме 365-375 трлн. руб. или 101-104% к уровню 1995г. (индекс дефлятор 1,5). При неблагоприятном ходе реформ 385- 395 трлн. руб., или 92-94% (индекс дефлятор 1,75). В объекты производственной сферы предполагается направить в первом случае 195-200 трлн. руб. и во втором - 205-210 трлн. руб. (темп роста к предыдущему году 98-101% и 89-91% соответственно). Темпы капитальных вложений в непроизводственную сферу в 1996г. составят 105-108% и 95-98% к уровню прошлого года. В ообщем объеме инвестиций в этом году будут основными собственные средства предприятий - 65%. Доля амортизационных отчислений возрастет и ожидается на уровне 47% капвложений. Рост объемов привлекаемых средств предполагается осуществлять за счет эмиссии ценных бумаг, кредитов коммерческих банков и иностранных инвестиций. Доля инвестиций за счет вторичной эмиссии ценных бумаг составит 2%. Основным из способов привлечения инвестиций на втором этапе приватизации станет передача по конкурсу в доверительное управление госпакетов акций. Государственные инвестиции определены в размере 27,7 трлн. руб., что составит 98-84% к уровню 1995г. , что будет направлено на поддержку объектов социальной сферы и в быстроокупающиеся коммерческие проекты. В производственной сфере крайне ограниченные средства направляются в осовном на обеспечение надежного функционирования жизнеобеспечивающих систем районов с суровыми климатическими условиями. Предполагается 3 трлн. руб. разместить на конурсной основе. Так для конкурсного размещения в 1995г. было представлено 600 проектов. Величина привлекаемого частного капитала ожидается порядка 15 трлн. руб. В объеме за счет всех источников финансирования, направляемых в производственное строительство доля отраслей ТЭКа составит 42-44%. Государственные инвестиции в ТЭК будут в основном на финансирование пусковых объектов с высокой пусковой готовностью по государственной целевой программе “Топливо и энергия”. Инвестиции в АПК планируются в объеме 25-34 трлн. руб., из них на производственное строительство - 17-23 трлн. руб. Предприятия машиностроительного комплекса будут производить перестройку производств за счет собственных средств. В лесном комплексе инвестиции оцениваются в 4,3 трлн. руб., в т.ч. 4,2 трлн. руб. за счет собственных средств. Намечается 800 млн.долларов иностранных инвестиций. В строительном комплексе государственная поддержка предусмотрена в объеме 35 млрд. руб. На развитие транспорта и связи из федеральноо бюджета планируется привлечь 1174,4 млрд. руб. Общий объем накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику на 01.01.96г. составил около 6,7 млрд. долларов. Большие надежды по улучшению инвестиционного климата Правительство возлагает на реализацию “Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций”, где в частности предусматривается создание систем страхования и гарантий, механизма залога, решение вопросов приобретения участков земли. Финансовое положение регионов Финансы предприятий и организаций Оценка региональных различий в состоянии финансов предприятий и организаций (далее - финансов предприятий или корпоративных финансов) проводилась на основе показателей задолженности предприятий по выплате средств на потребление (задолженности по зарплате), а также финансовых результатов деятельности предприятий. Уровень и динамика задолженности по выдаче средств на потребление оценивались по объему просроченной задолженности в расчете на 1 занятого на 01.01.1996 (в % к среднему по РФ уровню) и коэффициенту изменения этого параметра за 1993-1996 гг. (табл. 1). Основной географической закономерностью данной классификации является преобладание северных и восточных регионов в верхней части таблицы (высокий уровень задолженности по зарплате на 1 занятого). В большинстве регионов европейского Центра задолженность по зарплате на 1 занятого заметно ниже среднего по России уровня, однако за последние 2-3 г. наметилась четкая тенденция к ее сближению со среднероссийскими параметрами. Формально в наиболее сложном положении находятся регионы "левой верхней" группы, в относительно благоприятном - "правой нижней", в относительно благополучных (и наиболее многочисленных) регионах "левой нижней" группы ситуация ухудшается, а в регионах "правой верхней" группы - улучшается. Однако такая трактовка не вполне соответствует показателям динамики объема промышленного производства. Так, объем просроченной задолженности по выдаче средств на потребление в расчете на 1 занятого на различные даты рассматриваемого периода имеет прямую зависимость с ИФОПП (за 1991-1994гг.) со значениями коэффициента корреляции на уровне 0,36-0,41. Это значит, что чем выше в регионе задолженность по зарплате в расчете на 1 занятого, тем в среднем меньше спад промышленного производства. Интерпретация этого факта может' быть как формально- статистической (влияние различий в структуре производства), так и "ситуационной" (например, "лежащие" предприятия вообще не начисляют зарплату и потому не имеют задолженности по ее выплате). табл.1 Таблица 1. Группировка регионов РФ по объему и динамике просроченной задолженности по выдаче средств на потребление | |Изменение за 1993-1996гг. | |Объем |Рост (более 10%) |Стабильность в |Падение (более| |задолжен| |пределах 10% |10%) | |ности на| |изменения | | |1 | | | | |занятого| | | | |более |Архангельская, |Читинская, |Тюменская, | |120% от |Оренбургская, |Камчатская, |Иркутская, | |среднеро|Челябинская, |Приморский край |Амурская, | |ссийског|Кемеровская, | |Магаданская, | |о уровня|Сахалинская, | |Красноярский, | | |Башкирия, Якутия, | |Хабаровский | | | | |края, Коми, | | | | |Бурятия, | | | | |Хакассия | |от 80 до|Костромская, |Мурманская, |Тамбовская, | |120% |Тульская, |Брянская, |Пензенская, | | |Липецкая, |Белгородская, |Пермская, | | |Волгоградская, |Курская, |Новосибирская,| | |Самарская, |Саратовская |Томская | | |Ульяновская, |области, Тува |области, | | |Ростовская, | |Алтайский край| | |Курганская, | | | | |Свердловская, | | | | |Омская области, | | | | |Карелия, Чувашия, | | | | |Татарстан, | | | | |Удмуртия | | | |менее |г-Москва, г |Владимирская, |Вологодская, | |80% |.С-Петербург, |Калужская, |Псковская, | | |Ленинградская, |Смоленская |Ивановская, | | |Московская, |области, Марий Эл,|Кировская | | |Новгородская, |Северная Осетия, |области, | | |Орповская, |Алтай |Ставропольский| | |Рязанская, | |край, | | |Тверская, | |Мордовия, | | |Ярославская, | |Калмыкия, | | |Нижегородская, | |Кабардино-Балк| | |Воронежская, | |ария, | | |Астраханская, | |Карачаево- | | |Калининградская | |Черкессия | | |области, | | | | |Краснодарский | | | | |край, Адыгея, | | | | |Дагестан | | | Для более точной оценки необходим анализ финансовых результатов деятельности предприятий региона. Наиболее простой показатель для этого анализа - доля убыточных предприятий. В группу регионов с высокой долей убыточных предприятий в 1996 г. (более 46% при среднем по РФ показателе в 36%) вошли Костромская, Тамбовская, Пензенская, Курганская, Томская, Читинская, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области. Приморский и Хабаровский края, республики Мордовия, Калмыкия, Карачаево- Черкессия, Алтай, Тува, Саха. В ней явно преобладают восточные регионы (ярко выраженное "пятно" убыточности охватывает Восточную Сибирь и Дальний Вестей) и экономически слаборазвитые республики. Низкая доля убыточных предприятий (менее 26% от общего числа предариятий) сложилась в индустриально развитых регионах европейского Центра и Урала *.Санкт-Петербург, г.Москва, Московская, Ярославская, Свердловская области, республика Башкортостан). Классификация регионов по объему убытков на 1 занятого (в % к среднему по РФ уровню) на 1.01.96 и направлению изменения этого параметра по сравнению с 1994 г. представлена в табл. 2. Таблица 2. Группировка регионов РФ по объему и направлению изменения показателя величины убытков по всем видам деятельности в расчете на 1 занятого в 1995 г. | |Изменение за 1993-1996гг. | | |Рост (более 10%) |Стабильность |Падение | | | |в пределах |(более 10%) | | | |10% изменения| | |более |Архангельская, Тверская, |Мурманская, |Тюменская, | |120% |Курганская, Иркутская, |Тамбовская, |Камчатская, | | |Читинская, Амурская, |Кемеровская, |Сахалинская,| | |Магаданская, Алтайский |Томская |Хабаровский | | |край, Марий Эл Мордовия, |области, |край, Коми, | | |Калмыкия, |Бурятия |Тува, Якутия| |от 80 до |Ленинградская, |Оренбургская,|Калининградс| |120% |Новгородская, Ивановская,|Омская |кая области,| | |Костромская, Орповская, |области, |Кабардино-Ба| | |Рязанская, Смоленская, |Адыгея |лкария, | | |Курская, Липецкая, | |Карачаево- | | |Вологодская, Пензенская, | |Черкессия | | |Саратовская, Челябинская,| |Северная | | |области, Краснодарский | |Осетия | | |Красноярский, край, | | | | |Карелия, Хакассия | | | |менее 80%|г .С-Петербург, |Московская, |г-Москва, | | |Вологодская, Псковская, |Белгородская,|Астраханская| | |Брянская, Владимирская, |Новосибирская|, Самарская,| | |Калужская, Тульская, |области, |Пермская | | |Ярославская, Кировская, |Удмуртия |области, | | |Нижегородская, | |Приморский | | |Воронежская, Ульяновская,| |край | | |Ростовская, Свердловская | |Татарстан, | | |области, Ставропольский | |Дагестан | | |край, Чувашия | |Башкирия, | | | | |Алтай | Факторы, в наибольшей степени влияющие на региональные различия в удельном объеме убытков, в значительной степени совпадают с факторами дифференциации доли убыточных предприятий. В отличие от предыдущего случая выявлена достаточно выраженная прямая связь ИФОПП, т.е. в среднем спад был глубже в регионах с меньшими убытками на 1 занятого и наоборот (этот факт - еще одно проявление "обратной" зависимости между состоянием финансов и динамикой промышленного производства регионов). В группу регионов с высокими объемами убытков в промышленности в расчете на 1 рубль произведенной продукции в 1995 г. входили Костромская, Орловская, Тверская, Читинская, Амурская, Магаданская, Сахалинская, Калининградская области. Алтайский край, республики Марий Эл, Калмыкия, Северная Осетия, Алтай, Бурятия, Тува, Якутия (наивысшие значения, в 5 и более раз превышающие среднероссийский уровень, отмечены для ряда дальневосточных территорий и индустриально слаборазвитых республик). Относительно благополучной была ситуация в Вологодской, Ярославской, Кировской, Нижегородской, Белгородской, Липецкой, Астраханской, Самарской, Ульяновской, Оренбургской, Свердловской, Челябинской, Омской, Камчатской областях. Приморском крае, республиках Карелия, Марий Эл, Башкортостан, Удмуртия. В целом, согласно полученным данным, тяжелое по формально- статистическим параметрам состояние корпоративных финансов, как правило, сопряжено с относительно неглубоким спадом промышленного производства и наоборот. Исходя из этого, можно предположить, что состояние финансов предприятий скорее ослабляет, чем усиливает влияние экономического кризиса (в частности, спада промышленного производства) на межрегиональные различия в уровне жизни населения. Бюджетная обеспеченность Бюджетная обеспеченность региона может рассматриваться как бюджетная обеспеченность населения (уровень расходов региональных бюджетов на душу населения) и бюджетная обеспеченность региональных властей (зависимость бюджета региона от поступлений из федерального бюджета). Типология регионов по уровню и тенденциям изменения бюджетной обеспеченности населения (по отношению к среднему по РФ уровню) представлена в табл. Таблица 3 Типология регионов по уровню и динамике бюджетной обеспеченности населения в 1992-95гг. |Бюджетная| |Тенденции | | |обеспечен| | | | |ность | | | | | |рост более |в пределах 10% |падение более | | |10% |изменения |10% | |более |г.Москва, |Иркутская, Камчатская|Мурманская, | |120% от |республика |области, |Самарская, | |среднерос|Коми |Красноярский, |Кемеровская, | |сийского | |Приморский края, |Омская, | |уровня | |Ханты-Мансийский, |Тюменская, | | | |Ямало-Ненецкий, |Магаданская, | | | |Таймырский, |Сахалинская | | | |Эвенкийский АО |области, | | | | |Хабаровский | | | | |край, Карелия, | | | | |Калмыкия, | | | | |Татарстан, | | | | |Башкортостан, | | | | |республика | | | | |Алтай, Бурятия, | | | | |Тува, Саха, | | | | |Ненецкий, | | | | |Усть-Ордынский, | | | | |Агинский, | | | | |Бурятский, | | | | |Корякский, | | | | |Чукотский АО | |от 80% до|г. |Архангельская, |Новгородская, | |120% |С-Петербург, |Костромская, |Орловская, | | |Вологодская, |Ярославская, |Белгородская, | | |Московская, |Нижегородская, |Челябинская, | | |Липецкая |Ульяновская, |Мордовия, | | |области |Пермская, |Адыгея, | | | |Свердловская, |Еврейская АО, | | | |Томская, Амурская, |Коми-Пермяцкий | | | |Калиниградская |АО | | | |области, Марий Эл, | | | | |Северная Осетия | | |менее 80%|Новосибирская|Ленинградская, |Кировская, | | |, |Брянская, |Курская, | | |Ставропольски|Владимировская, |Волгоградская, | | |й край |Ивановская, |Саратовская, | | | |Калужская, Рязанская,|Читинская | | | |Смоленская, Тверская,|области,тЧувашия| | | |Тульская, |, | | | |Воронежская, |Карачаево-Черкес| | | |Тамбовская, |сия, Удмуртия | | | |Астраханская, | | | | |Пензенская, | | | | |Ростовская, | | | | |Курганская, | | | | |Оренбургская, | | | | |Краснодарский, | | | | |Алтайский края, | | | | |Дагестан, | | | | |Кабардино-Балкария, | | | | |Хакассия | | В целом для межрегиональных различий в уровне бюджетной обеспеченности насепения характерна тенденция к сокращению (с локальным пиком роста различий в 1994г. При этом, если в 1992-1993 гг. между глубиной спада промышленного производства и уровнем бюджетной обеспеченности населения практически не было никакой зависимости, то к 1994 г. бюджетная |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |