реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственное регулирование экономических отношений

Государственное регулирование экономических отношений

ДОНЕЦКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету «ПОЛИТЭКОНОМИЯ»

на тему: «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

Выполнила:

студентка 1 курса группы «А»

заочного отделения ДЭГИ

Петрасюк Оксана Станиславовна

Научный руководитель

ст. преподаватель Кузнецова В.Н.

Донецк – 2002

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

|Введение…………………………………………………………………… |3 |

|1. Сущность государственного регулирования экономики……………. |5 |

|1.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику... |5 |

|1.2. Экономические функции государства…………………………….. |8 |

|2. Способы государственного регулирования экономики |10 |

|2.1. Классификация форм и методов государственного | |

|регулирования………………………………………………………………….. |10 |

|2.2. Социальное регулирование……………………………………….. |12 |

|2.3. Поддержание международной конкурентоспособности и | |

|оптимальной структуры производства………………………………… |15 |

|2.4. Обеспечение макроэкономической стабильности……………….. |16 |

|3. Государственное регулирование в условиях переходного |19 |

|периода... | |

|4. Особенности государственного регулирования экономики Украины |27 |

|Заключение………………………………………………………………… |35 |

|Список литературы………………………………………………………... |36 |

|Приложение 1. Формы и методы финансовой поддержки санации | |

|предприятия…………………………………………….. |37 |

|Приложение 2. Финансовое участие государства в санации | |

|приватизированных предприятий……………………………… |38 |

ВВЕДЕНИЕ

Формирование оптимальной макроэкономической структуры, обеспечивающей

динамизм производительных сил и сбалансированность внутреннего рынка,

предполагает наличие системы централизованного регулирования, в частности

такого института, каким является государство. В условиях рыночных отношений

важное значение имеет поддержание на необходимом уровне степени

государственного вмешательства в экономику, достижение оптимальности

правового регулирования общественных отношений, в том числе – отношений

предпринимательства, во всех отраслях и сферах народного хозяйства.

Значимость государственного регулирования особенно актуальна в период

трансформации от административно-командной системы к рыночной модели

экономики, когда существенно усиливается потребность в жесткой

координирующей структуре, оказывающей определенное влияние на формирование

необходимых предпосылок становления конкурентной среды и развития

совокупного рынка. В процессе формирования многоукладной рыночной модели

экономики государство как регулирующий орган гарантирует стабильность

воспроизводства, способствует устойчивой работе предприятий различного

статуса как основных налогоплательщиков и непосредственных производителей

материальных благ.

Участия в хозяйственной жизни общества раскрывается в работах многих

экономистов. Еще А. Смит отмечал, что «видимая рука» правительства должна

регулировать «невидимую руку» конкуренции. Проблемы государственного

регулирования экономики раскрыты в трудах Дж.М. Кейнса, М. Фридмена,

В. Леонтьева, Д. Гелбрейта, А. Маршалла, П. Самуэльсона, Д. Норта и др.

Различия между концепциями сводятся к используемым методам государственного

воздействия, вплоть до полного их отрицания.

Целью данной работы является исследование роли государства как

институциональной структуры в экономике.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскрытие

сущности государственного регулирования, характеристика функций государства

в управлении экономикой, методов и инструментов государственного

регулирования, раскрытие особенностей государственного регулирования

экономики в условиях ее рыночной трансформации, также рассмотрена специфика

государственного регулирования в Украине.

В процессе написания работы использовались материалы периодической

печати, экономическая литература.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка

литературы и двух приложений.

1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

1. Необходимость государственного вмешательства в экономику.

Вопрос о роли государства в регулировании экономических отношений

носит весьма проблематичный характер. Одни ученые-экономисты считают

необходимым жестокое государственное регулирование всех отношений в сфере

экономики, другие же – отбрасывают необходимость такого регулирования

вообще. Отрицательными являются последствия как чрезмерного регулирования

государством экономических отношений, так и полного невмешательства его в

сферу экономики.

Мировой опыт экономической практики доказывает, что нет, и не может

быть эффективной социально ориентированной рыночной экономики,

основывающейся на современных научно-технических достижениях, без активной

регулирующей роли государства. Реальная рыночная экономика никогда, даже на

первых этапах ее становления не обходилась без вмешательства государства.

Менялись лишь задачи, формы, инструментарии такого вмешательства и его

масштабы.

Экономическая роль государства еще в начале ХХ века была предельно

ограниченной. Положение изменилось в период первой мировой войны, когда

вначале в Германии, а затем в странах Антанты государство начало активно

вмешиваться в хозяйственную жизнь с целью мобилизации ограниченных ресурсов

для достижения военной победы. Отмеченные меры носили, однако,

чрезвычайный, военно-мобилизационный характер, а потому с окончанием войны

государственное вмешательство в хозяйственную жизнь сошло на нет.

К началу 30-х годов среди западных экономистов господствовало мнение о

том, что экономические спады (кризисы) объясняются случайными причинами,

что механизм рыночного саморегулирования в принципе обеспечивает

соответствие между совокупными спросом и предложением, следовательно, и

автоматический выход экономики из кризиса и последующий ее подъем на базе

обновления основного капитала и ликвидации нерентабельных предприятий.

Однако во время глубокого кризиса и затяжной депрессии 30-х годов стало

очевидно, что механизм рыночного саморегулирования не справляется со своими

функциями, не обеспечивает автоматический выход из кризиса, что требует

перехода к активному государственному регулированию экономики. Такое

регулирование на практике стало осуществляться в США с 1933г. командой

президента Ф.Д. Рузвельта, разработавшей и реализовавшей так называемый

«Новый курс». Теория государственного регулирования была создана

Дж.М. Кейнсом и его последователями. Кейнс сделал справедливый вывод о том,

что выход из глубокого кризиса, рост объемов производства и уровня

занятости невозможны без активного участия государства. [6, с.37]

На современном этапе в преобладающем большинстве стран мира

функционирование народного хозяйства характеризуется, в первую очередь,

ростом регулирующей роли государства по отношению как к государственному

сектору экономики, так и к частному, и к их взаимодействию, что обусловлено

определенным уровнем осознания необходимости не только разграничения

частных и публичных интересов в обществе, но и поддержания оптимального

баланса между ними. В то же время всем хорошо известны последствия отказа

публичной власти от регулирования экономических отношений в процессе

перехода от административно-командной системы хозяйствования и управления к

смешанной. Примеры Украины, России и других стран СНГ, скорее всего, войдут

во все учебники и хрестоматии начала ХХI века, как яркие иллюстрации того,

к чему может привести вытеснение государства на начальном этапе проведения

рыночных реформ.

Особенно важно определение роли государства в регулировании экономики

на так называемых «переходных» этапах его развития (подобных тому, какой

переживает в настоящее время Украина, - когда осуществляется переход от

административно-командного порядка общественной жизни к демократическому,

когда в общественных интересах, ориентациях и мотивах поведения людей,

социальных ценностях отражаются черты, присущие именно смешанной форме

социально-экономических процессов и структур - от остаточных

административно-командных до разнообразных частных). При определении роли

государства необходимо учитывать состояние экономики, уровень ее

зависимости от государства, социальный фактор и менталитет народа, особенно

– при переходе от командно-административной системы к рыночной экономике.

Особую актуальность в условиях трансформации общества приобретают

проблемы реализации таких закономерностей, как сбалансированность

экономических интересов и достижение адекватного этому процессу правового

механизма их регулирования в направлении достижения оптимальности

соотношения экономических интересов различных форм собственности и правовых

норм, институтов государственной и частной собственности.

В странах, осуществляющих трансформацию к рыночной экономике (в еще

большей мере, чем в странах с уже развитой рыночной экономикой),

проявляется необходимость государственного регулирования экономики в этот

период. Это объясняется тем, что самоорганизация (а рынок представляет

собой классический образец самоорганизации) свойственна достаточно

устойчивым системам и малоэффективна в период перехода от одной системы к

другой. Важно иметь в виду, что в условиях социально-экономической

трансформации принцип самоорганизации способствует усилению защитной

функции, возврату экономики в предыдущее состояние, ускорению старых

тенденций. А это очень опасно. К тому же, отсутствие каких-либо

регулирующих основ в период трансформации приводит к нарастанию хаотических

процессов, что можно проследить на примере Украины.

Некоторые ученые, отмечая необходимость государственного регулирования

экономики, подчеркивают необходимость его ограничения, подчиненности

рыночному саморегулированию. Направление государственного регулированию

экономики должно, во-первых, отражать границы переходного периода и не быть

определяющими, во-вторых, оно должно быть подчинено цели ограничения

методов государственного регулирования экономики, методам ее рыночного

регулирования. [6, с.39]

Преобладающее большинство ученых признают необходимость

государственного регулирования экономики. Отличия в их позициях заключаются

в определении степени и форм такого регулирования и его соотношения с

рыночным саморегулированием.

2. . Экономические функции государства

В системе «свободного» рынка нельзя обойтись без государства. Оно

берет на себя функции, которые принципиально не может осуществить сам

рынок. Это по крайней мере три функции:

1) обеспечение экономики нужным количеством денег;

2) регулирование так называемых «внешних» (или побочных) эффектов;

3) удовлетворение потребностей в «коллективных благах» (или в «общественных

товарах»).

Указанные выше функции – это максимум того, что может делать

государство в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, что

оно делает в реальной рыночной экономике.

Государственное вмешательство в экономику связано с ограниченностью

самого рыночного механизма. Обычно в учебниках «Экономикс» выделяют три

глобальные функции государства: эффективность, справедливость и

стабильность. [11, с.129]

Эффективность. Государство призвано создать такой экономический «фон»,

используя различные экономические инструменты, который обеспечил бы

эффективное функционирование производства. В частности, большое значение

имеет антимонопольная деятельность государства, обеспечение максимально

благоприятных условий для действия рыночного механизма, активизации

конкуренции. Современное государство оказалось «встроенным» в рыночную

систему хозяйствования. Поддержание действия конкуренции – его важнейшая

функция.

Справедливость. Рынок признает лишь один критерий распределения

доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и

рабочей силы. Поэтому справедливыми будут считаться как высокие доходы тех,

к то преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чисто

рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного

минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и

признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка,

несправедливо в общечеловеческом плане. В конце концов государство взяло на

себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание

нетрудоспособных, престарелых и т.п. Кроме того, рыночная экономика не

обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная

безработица (естественной считается безработица до 6%) [11, с.129], поэтому

регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных –

это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же

должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень их

потребления через минимальную зарплату.

Стабильность. Государство вовлекается в макроэкономическую функцию

поддержания экономической стабильности, сглаживания циклической формы

развития экономики. Проводит оно и антиинфляционную политику.

Помимо этих глобальных задач, государство берет на себя обеспечение

правовой основы и социального климата, способствующих эффективному

функционированию рыночной экономики; компенсацию негативных сторон рынка;

поддержку малого и среднего бизнеса; проведение фискальной политики –

изъятия части доходов хозяйствующих субъектов с целью формирования

государственного бюджета; обеспечение развития фундаментальных научных

исследований стимулирует развитие таких направлений НТП, которые требуют

вложения очень больших средств, длительных сроков окупаемости и связаны с

большим риском. Это же касается развития новых отраслей с неясными

перспективами. Государство также берет на себя решение региональных

проблем.

2. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

2.1. Классификация форм и методов государственного регулирования

В литературе понятие «государственное регулирование» не определено,

однако ученые называют его разнообразные формы и методы. Так, экономисты

считают, что государственное регулирование осуществляется путем социально-

экономического регулирования прогнозирования через антимонопольную политику

и развитие конкуренции, государственную стандартизацию, метрологию и

сертификацию, систему налогообложения, другие формы регулирующего влияния

государства. Вместе с нормативно-правовым регулированием соответствующих

сфер хозяйствования, для экономической деятельности государства характерна

разработка комплексных и региональных программ. [6, с.39]

Государственное регулирование, наряду с планированием

(программированием) организационной деятельности, стимулированием и

контролем, государственными мониторингом и протекционизмом (поддержкой

частного предпринимательства), правовой организацией государственного

сектора рыночной экономики, является одним из направлений государственного

влияния на развитие экономических процессов.

Для обоснования существования многочисленных и разнообразных видов

деятельности, попадающих под понятие государственного регулирования

экономики, необходимо дать их классификацию.

Деятельность по государственному регулированию экономики может быть

классифицирована в зависимости от того, в чью пользу оно осуществляется.

Так, некоторые виды регулирования нацелены на защиту групп предпринимателей

(например, запрет дискриминации среди конкурирующих субъектов

предпринимательской деятельности, защита малого и среднего

предпринимательства), другие – на защиту потребителей (например,

регулирование безопасности товаров) или общественных интересов в целом

(например, защита окружающей среды).

Классификация регулирования возможна по масштабам его влияния – либо

на отдельную отрасль экономики, либо на экономику в целом, то есть имеет ли

узкоотраслевую направленность или общеэкономическую. Некоторые виды влияния

могут касаться только отдельных отраслей, тогда как большинство типов

регулирования влияет на экономику в целом.

Государственное регулирование экономики также можно разделить на два

типа: в зависимости от того, нацелено оно на замену конкуренции или

является дополнением к рыночным механизмам и предназначено для достижения

других специфических целей.

Классическим примером первого типа регулирования является естественная

монополия. Она существует в отраслях, связанных с большим объемом

продукции, где в силу технологических особенностей производства наиболее

эффективное удовлетворение спроса достигается при отсутствии конкуренции,

функционировании одного субъекта предпринимательства. Предоставление

коммунальных услуг – типичный пример такой монополии, а регулирование

доступа на рынок, цен и доходов субъектов предпринимательства – это пример

государственного регулирования.

Второй тип регулирования отличается тем, что он не заменяет

конкуренцию, а является дополнением к рынку и предназначен для достижения

специфических целей. Он действует в тех случаях, когда нерегулируемый рынок

не обеспечивает определенные общественные интересы (например, при

недостаточной информации о ценах на рынке). [6, с.40]

Государственное регулирование также можно разделить на виды в

зависимости от методов, применяемых при оказании влияния на экономику. Так,

регулирование может осуществляться как административными, так и

экономическим методами.

Административные методы управления наиболее характерны для планово-

административной экономики и следуют из самой сути государственного

регулирования, предусматривающего властность одних и подчиненность других.

В этом случае через соответствующую систему органов и должностных лиц

государство как субъект и собственник имущества осуществляло необходимые

функции в экономической сфере. В основу административных методов положено,

прежде всего, принятие государством обязательных решений для осуществления

прямого влияния на объект регулирования путем одностороннего определения

задач, а в ряде случаев – путей и средств их решения. В свое время таким

весомым инструментом было государственное планирование.

Однако более приемлемыми и демократичными методами государственного

управления экономикой являются экономические методы. В их основу положено

использование таких экономических рычагов и стимулов, как цена, кредит,

прибыль; их содержание не предусматривает прямого влияния на подчиненные

объекты регулирования, а лишь создает для них такую экономическую ситуацию,

которая бы диктовала им соответствующее поведение с целью достижения

положительных экономических результатов, то есть стимулировала

экономическую заинтересованность.

2.2. Социальное регулирование

Доминирующий и почти неуклонный рост доли ассигнований идет на

социальное обеспечение и социальное страхование. Речь идет о пенсиях по

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.