реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности размещения предприятий сервиса

Особенности размещения предприятий сервиса

Содержание

Введение 3

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА 7

1.1. Обслуживание населения - предмет исследования экономической и

социальной географии 7

1.2. Экономико-географические методы сравнения региональных уровней

развития сервиса 10

1.3. Основные принципы внутрирегионального размещения предприятий сферы

обслуживания 19

2. Географические аспекты взаимодействия социальной инфраструктуры и

миграции населения 27

2.1. Региональная дифференциация пропорций между материальным

производством и сферой обслуживания 27

Заключение 34

Список литературы 36

Введение

Под сферой обслуживания понимается совокупность отраслей

производственной и непроизводственной сферы, объединенных общностью

выполняемой функции - непосредственного удовлетворения потребностей

населения в услугах. Это позволяет отличать сферу обслуживания от

непроизводственной сферы и сферы услуг. При этом характер выполняемой

функции обусловливает круг отраслей, относящихся к сфере обслуживания, и

роль этой сферы в народном хозяйстве.

Для правильного определения места сферы обслуживания в народном

хозяйстве предлагается придерживаться следующих оснований распределения

отраслей народного хозяйства по отдельным сферам:

- отношение видов деятельности к созданию и потреблению национального

дохода; позволяет распределить все отрасли между производственной сферой

(национальный доход создается и потребляется) и непроизводственной (в ней

национальный доход только потребляется);

- характер результатов труда; позволяет разделить народное хозяйство на

материально-вещественное производство (производство вещей) и сферу услуг

(результат труда - не вещь, а услуга);

- характер предоставляемой услуги: позволяет разделить сферу услуг на

отрасли, предоставляющие услуги производственного и непроизводственного

назначения;

- объектная направленность услуги: позволяет выделить в сфере услуг

отрасли, обслуживающие материальное производство (услуги, связанные с

воздействием на вещи в процессе их обращения в сфере производства),

население (воздействие на конкретного индивидуума) и общественное сознание.

Рассмотренное выше соотношение сфер народного хозяйства отражает

статистический подход к классификации отраслей, без учета их взаимодействия

в процесс реализации своих функций. Функциональный подход к классификации

отраслей позволяет выделять в рассматриваемых сферах более дробные блоки

отраслей и видов деятельности благодаря учету при классификации отраслей

функциональной направленности конкретных видов деятельности (наряду с

учетом характера труда и его объектной направленности).

Так, при членении непроизводственной сферы учет характера труда ведет к

выделению в качестве самостоятельных блоков творческих союзов, пауки, а

учет функциональной направленности услуги - к выделению таких блоков, как

подготовка кадров, финансовая система, управление, охрана правопорядка и т.

д.

Учет этих блоков необходим, поскольку при анализе взаимодействия разных

сфер народного хозяйства между блоками могут возникать дополнительные

взаимосвязи, приводящие к изменению границ между сферами, установленных при

статическом подходе к классификации отраслей.

Например, при анализе взаимодействия сферы обслуживания и материального

производства в состав последнего кроме материально-вещественного

производства необходимо включать и транспорт в части обслуживания

производства, развитие которого определяет состояние транспортной сети,

оказывающее не меньшее воздействие на развитие и территориальную

организацию сферы обслуживания, чем отраслевая структура хозяйства

соответствующего района.

В соответствии с излагаемым подходом в состав материального

производства входят основные группы отраслей производственной сферы -

промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт в части

обслуживания производства, а в сферу обслуживания - торговля, бытовое

обслуживание, транспорт и связь в части обслуживания населения и т. д.

Такие отрасли, как связь в части обслуживания производства, заготовки,

материально-техническое снабжение и сбыт, ремонт оборудования, а также

прочие виды деятельности материального производства образуют прочие отрасли

производственной сферы, а управление, финансы и кредит, вся наука и научное

обслуживание - прочие отрасли непроизводственной сферы, в которых при

необходимости могут быть выделены более дробные подразделения.

Предполагаемый подход позволяет упорядочить состав отраслей, подлежащих

учету при анализе взаимодействия материального производства и сферы

обслуживания в территориальных комплексах. Однако существующая

статистическая отчетность затрудняет соблюдение указанных правил. Так, при

распределении капитальных вложений между производством и сферой

обслуживания нельзя выделить вложения в транспорт и связь в части

обслуживания населения: нельзя отделить вложения в народное образование,

культуру и искусство от вложении в науку; капиталовложения в торговлю,

коммунальное хозяйство, здравоохранение от вложений в лесное хозяйство и

заготовки. Все это ведет к необходимости соответствующих допущений, которые

делают излишними для наших целей дискуссии о том, относить ли к сфере

обслуживания все народное образование или же учитывать его без высшего,

среднего специального и профессионально-технического образования, а также

финансы и кредит.

Исходя из построения официально публикуемых ежегодников, в последующем

анализе финансы и кредит полностью отнесены к прочим отраслям сферы услуг,

а народное образование - к сфере обслуживания.

Практическое значение предложенного нами подхода к разграничению

непроизводственной и производственной сферы и сферы обслуживания может быть

проиллюстрировано следующими данными. По действующей классификации отраслей

ЦСУ СССР, в 1975 г. из 119 млн. человек, занятых в народном хозяйстве, 89.5

млн., пли 75,2 %, приходилось на производственную сферу и 29.5 млн., или

24,8%, - на непроизводственную сферу. В соответствии с нашей трактовкой

границ отдельных сфер в материально-вещественном производстве было занято

73,4 млн. и в сфере услуг - 45,6 млн. человек, в целом по материальному

производству - 79,4 млн., или 66,6% работающих в народном хозяйстве; в

сфере обслуживания - 29,5 млн., или 24.8% всех работающих; в прочих

отраслях производственной и непроизводственной сфер - соответственно 3,3 и

6,8 млн. человек.

Таким образом, численность занятых в сфере обслуживания (29,3 млн.

человек) практически равна численности занятых в непроизводственной сфере

(29.5 млн. человек). Подобная степень соответствия характерна и для условий

1980 г. (33,3 млн. человек в сфере обслуживания и 33,5 млн., человек в

непроизводственной сфере).

Конечно, в региональном аспекте отклонения между чистом работающих в

сфере обслуживания и в непроизводственной сфере могут быть более

существенными. Но для целей анализа взаимодействия материального

производства и сферы обслуживания в территориальных комплексах этими

различиями можно пренебречь. Поэтому при изучении распределения рабочей

силы между двумя сферами можно пользоваться отчетными данными по общему

количеству занятых в непроизводственной: сфере, считая их условно численно

равными количеству занятых в сфере обслуживания.

Сложнее вопрос с распределением основных фондов и капитальных вложений

между сферой обслуживания и материальным производством. В дальнейшем

принята следующая схема расчетов. В основные фонды сферы обслуживания

включены фонды здравоохранения и просвещения (в 1975 г. в СССР они

составляли 76 млрд. руб., в 1980 г. -106 млрд. руб.), фонды жилищного и

коммунального хозяйства, бытового обслуживания (соответственно 323 и 417

млрд. руб.), а также торговли, общественного питания с учетом прочих

отраслей производственной сферы (соответственно 47 и 66 млрд. руб.).

Такое объединение допустимо по той причине, что стоимость основных

фондов культуры и искусства учитывается вместе со стоимостью основных

фондов других отраслей непроизводственной сферы. Что касается основных

фондов транспорта и связи в части обслуживания населения, то их выделить по

имеющимся публикациям невозможно.

Безусловно, подобное допущение занижает основные фонды сферы

обслуживания, но важно отметить следующий момент. В 1975 г. общая стоимость

непроизводственных основных фондов оценивалась в 451 млрд. руб., в 1980 г.

- в 595 млрд. руб.. а согласно принятой нами схеме расчетов, стоимость

основных фондов сферы обслуживания составила соответственно 445 и 589 млрд.

руб., т. е. с известным допущением стоимость основных фондов сферы

обслуживания можно принимать численно равной стоимости основных

непроизводственных фондов. Это очень упрощает проведение последующего

анализа.

Рассмотрим вопрос о содержании термина «социальная инфраструктура».

Сфера обслуживания представляет собой социально-экономическую систему,

развитие которой определяется функционированием двух структур - материально-

вещественной (здания, оборудования, сооружения) и личностной (рабочая

сила). Результатом соединения рабочей силы со средствами производства

выступают объем и качество предоставляемых услуг. С этих позиций следует

считать правильной точку зрения на социальную инфраструктуру как

материально-техническую базу сферы обслуживания. В этом смысле термин

«социальная инфраструктура» может рассматриваться как синоним термина

«сфера обслуживания».

Итак, при изучении географии сервиса в качестве объектов исследования

выступают отрасли сферы обслуживания. Она включает в себя такие отрасли

производственной и непроизводственной сферы, которые ориентированы на

непосредственное удовлетворение индивидуальных потребностей в услугах.

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА

1.1. Обслуживание населения - предмет исследования экономической и

социальной географии

Для современного этапа развития географической науки наиболее

характерна социологизация исследований, направленная на устранение

отмеченного еще Н. Н. Баранским недостатка в географии - отсутствия анализа

потребностей человека в обслуживании. Усиление внимания к человеку - его

потребностям, их удовлетворению в территориальном аспекте и повышению роли

сферы обслуживания в экономическом и социальном развитии страны - привело к

формированию новой экономико-географической или социально-географической

дисциплины - географии сферы обслуживания, располагающейся на стыке

географии хозяйства и географии населения.

Возрастание роли сервиса в жизни общества обусловлено усложнением

взаимодействия этой сферы с материальным производством, изменениями в

размещении производительных сил и характере миграций населения, ускорением

темпов сближения условий жизни в городе и сельской местности. В свою

очередь изучение этих вопросов способствует дальнейшей социологизации

экономической географии. При этом все большее значение приобретает переход

от изучения отдельных территориальных микросистем обслуживания, что

наблюдается в градостроительстве при разработке генпланов городов или схем

районной планировки, к взаимоувязанному исследованию этих систем на всех их

уровнях (страна, союзная республика, внутриреспубликанский экономический

район, агломерация, отдельный населенный пункт и т. п.).

Следует подчеркнуть, что территориальные аспекты развития народного

хозяйства в целом и сферы обслуживания в том числе до сих пор еще не

получили должного развития в экономической науке. Это привело к тому, что

проблема сочетания отраслевого и территориального планирования народного

хозяйства до сих пор не имеет удовлетворительного решения. В результате

общие параметры развития отдельных звеньев народного хозяйства страны

устанавливаются без достаточного учета фактов взаимодействия их отраслевой

и территориальной структуры.

Подобное положение наблюдается и в исследованиях по экономике

непроизводственной сферы. Так, в работе «Развитие и структура отраслей

непроизводственной сферы», изданной Институтом экономики АН УССР, подробно

рассматривается отраслевая и внутриотраслевая структура этой сферы, но нет

ни одного параграфа, который бы был посвящен методологии, методике и

практике изучения территориальной структуры непроизводственной сферы.

Другой пример. В. М. Рутгайзер в очень интересной работе «Ресурсы

развития непроизводственной сферы» рассматривает соотношение между

бесплатными и платными услугами, но также без учета региональной специфики.

Между тем очевидно, что в зависимости от особенностей, например, возрастной

структуры населения отдельных районов страны эти соотношения будут

различны, а порайонная дифференциация в темпах изменения численности

населения повлияет на общий объем средств, которые общество должно

направить на развитие платных услуг. Недооценка этих факторов и привела на

практике к тому, что в республиках с высокой рождаемостью низок охват детей

дошкольными учреждениями, велико число смен в общеобразовательных школах

даже сельской местности.

В упоминавшейся выше статье С. А. Ковалева и В. В. Покшишевского было

показано, что география сферы обслуживания включает «два основных раздела:

а) изучение географических различий потребностей населения в обслуживании и

удовлетворении этих потребностей, т. е. различий в уровне обслуживания; б)

изучение территориальной организации сферы обслуживания и образования

центров обслуживания различного профиля и ранга». Такая постановка вопроса,

будучи бесспорной по своей сути, нуждается, по нашему мнению, в некотором

уточнении, так как указанные разделы в основном отражают стык географии

сферы обслуживания лишь с географией населения, а стык с географией

хозяйства недооценивается.

Для обеспечения такой «стыковки» необходимо формирование в географии

обслуживания третьего направления исследований, вскрывающего зависимость

сферы обслуживания от развития и размещения материального производства.

Для современного состояния экономической и социальной географии

характерно отсутствие единства взглядов по вопросу о том, в чем сходство и

в чем различие экономико-географического и экономического подходов к

изучению сферы обслуживания в территориальном аспекте. Естественно, что в

основе экономико-географического подхода к сфере обслуживания должен лежать

межотраслевой и межрайонный анализ, но задача заключается в том, чтобы

довести это общее положение до конкретной системы задач и показателей, без

которых невозможно реализовать экономико-географический подход на практике.

Подробнее система задач и показателей при экономико-географическом

анализе сферы обслуживания рассматривается ниже, а здесь остановимся лишь

на наиболее общей постановке вопроса.

Как известно, экономико-географический подход к развитию отрасли в

районе заключается в том, что, во-первых, данная отрасль рассматривается с

позиций всего районного комплекса, а не только с позиций данной отрасли, п

во-вторых, данный район анализируется в общей системе территориальных

комплексов, а не сам по себе. В этом заключается основное отличие экономико-

географического подхода к развитию сферы обслуживания от экономического

подхода, зачастую не учитывающего в полной мере влияние принимаемых

отраслевых решений на территориальную организацию хозяйства экономических

районов.

Обычно экономико-географический подход к изучению сферы обслуживания

сводится к проблеме формирования сетей и систем обслуживания, а также к

увязке объемов предоставляемых услуг с особенностями местных природных,

демографических и экономических особенностей исследуемой территории.

Для первых этапов становления географии сферы обслуживания такой подход

был вполне обоснован, но сейчас этого уже недостаточно, так как наблюдается

недоучет влияния сферы обслуживания на отраслевую и территориальную

структуры всего районного комплекса, на производительность труда в

материальном производстве одного района и на состояние сферы обслуживания в

других районах.

В частности, недоучет такого влияния ведет к тому, что из поля зрения

исследователя ускользают вопросы территориальной дифференциации в образе

жизни и в уровнях обслуживания населения. В результате происходит снижение

роли сферы обслуживания как одного из рычагов целенаправленного воздействия

на миграцию населения в соответствии с изменениями в размещении

материального производства.

Таким образом, при экономико-географическом подходе предполагается

межрайонный и межотраслевой анализ не только экономических, но и социальных

аспектов, рассматриваемых в диалектическом единстве.

Сказанное определяет и другую особенность экономико-географического

подхода к изучению сервиса, заключающуюся в том, что проблема

территориальных различий в уровнях обслуживания населения должна

рассматриваться с позиций региональных различий в образе жизни, а не только

с точки зрения самих услуг.

Рассмотрение сущности проблемы образа жизни не входит в нашу задачу, и

в дальнейшем мы будем ориентироваться на следующее определение: образ жизни

есть «философско-социологическая категория, охватывающая совокупность

типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в

целом, которая берется в единстве с условиями жизни».

При анализе особенностей экономико-географического подхода к изучению

сферы обслуживания важно не забывать и о связях географии сферы

обслуживания с экономическими науками, о необходимости использования всего

того арсенала методов исследования сферы обслуживания, который разработан в

экономике непроизводственной сферы. Особое значение имеет сочетание

экономико-географического анализа территориальных систем обслуживания с

исследованиями роли сферы обслуживания в общем процессе расширенного

воспроизводства, включая воспроизводство рабочей силы и общественных

отношений.

Исходя из сказанного, можно сформулировать те основные задачи, которые

стоят перед географией сферы обслуживания:

- установление закономерностей развития и размещения сферы обслуживания

в региональных хозяйственных комплексах;

- анализ сложившихся территориальных пропорций развития сферы

обслуживания в целом и по отраслям на межрайонном (межреспубликанском) и

внутрихозяйственном (внутриреспубликанском)- уровнях;

- выявление существующих территориальных различий в уровнях и структуре

потребления материальных благ и услуг и оценка таких различии на основе

анализа взаимодействия материального производства и сферы обслуживания в

стране и в региональных хозяйственных комплексах;

- прогнозирование влияния перспективных изменений в отраслевой и

территориальной структуре хозяйства страны и экономических районов на

региональные различия в уровне и структуре потребления материальных благ и

услуг;

- определение воздействия разных масштабов развития сферы обслуживания

на отраслевые и территориальные пропорции в материальном производстве.

1.2. Экономико-географические методы сравнения региональных уровней

развития сервиса

Проблема разработки экономико-географических методов оценки уровней

развития сферы обслуживания в экономических районах разного ранга имеет

важное научное и практическое значение. Научное значение этой проблемы

определяется тем, что правильное ее решение должно повысить общественную

значимость экономической и социальной географии как науки и ее специальной

дисциплины - географии сферы обслуживания. Практическое значение состоит в

том, что порайонный анализ развития сферы обслуживания позволяет

эффективнее решать вопросы управления этой сферой.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.