![]() |
|
|
Билеты по экономической географииперерабатывающей отрасли. Состав отраслей2: пищевая промышленность (сахарная, хлебопекарная, кондитерская, соляная, табачная, безалкогольная, спиртовая и т.п.); мясная и молочно-мясная (мясная, масложировая, клее-желатиновая); рыбная промышленность; мукомольно-крупянная; комбикормовая промышленность. В зависимости от происхождения сырья отрасли группируют по 3 группам3: 1. растительное сырье, 2. животного происхождения, 3. не сельскохозяйственное сырье (рыбная, производство безалкогольных напитков, соляная). Специфика сырья и готовой продукции ставит размещение отраслей в определенные рамки. С позиции территориального развития и размещения отрасли пищевой промышленности делят на пять групп1: 1. отрасли в каждом городе, с/х районном центре (хлебопекарная, пивобезалкогольная); 2. в крае, области, республике (кондитерская, макаронная, табачная); 3. экономическом районе (крахмалопаточная, масложировая); 4. на растительном сырье малотранспортабельная (сахарная, плодоовощная, первичное виноделие, чайная, табачно-ферментационная) 5. производство в конкретных районная (соляная, производство минеральных вод). 31. Единая транспортная система страны. Значение, показатели и перспективы развития транспорта. Транспорт общего пользования и необщего пользования (ведомственный). К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) грузов и пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественом транспорте). Основные показатели по видам транспорта общего пользования в 1995г: |Виды |Перевозки грузов |Грузооборот |Пассаж |Пас.об. | | | |(млрд.) |(млн.) |(млрд.) | |Транспорт - всего |4849 |100 |3456 |100 | |автомобильный |1862 | |1441 | | До настоящего времени около 40 % сельских населенных пунктов РФ не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования, 7 % райцентров не соединено автодорогами с твердым покрытием с областным центром. Автотранспортное использование в основном для перевозок небольших потоков грузов на небольшие расстояния (из-за высокой себестоимости и малой грузоподъемности). Достоинство: высокая скорость доставки, возможность доставки до места назначения без перегрузки. Составной частью автотранспорта являются автодороги, они делятся на дороги общего пользования и ведомственного назначения (44%). Дороги общего пользования классифицируют на 3 типа: магистральные (без ограничения скорости для грузового и легкового транспорта); магистрали со скоростным ограничением; местные дороги (не изолированы от пешеходов). Дороги имеют федеральное, республиканское, областное, местное назначение. Техническая оснащенность проявляется через показатели – расчетная скорость, пропускная способность, ширина полосы. Дороги бывают с твердым покрытием (77,5%) и грунтовые, по пропускной способности дороги имеют 5 категорий. Значение при рынке автотранспорта возросло, в силу его большей конкурентоспособности, он в своем развитии имеет те же проблемы, что и вся транспортная сеть2. 33. Развитие и размещение железнодорожного транспорта. Перевозка грузов (млн.тонн) 1992 - 1640, 1995 - 1028. Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в грузоперевозках (56,7%) и пассажирообороте (34%). Железнодорожный транспорт характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, независимостью от времени суток, года, условий погоды. Возможность больших перевозок снижает его себестоимость, позволяет экономить топливо за счет применения электроэнергии. Он останется в перспективе ведущим в транспортном комплексе. Основные грузы; уголь, кокс, нефть, строй материалы, с/х продукция, металл, машиностроение, лес и др. Размещение неравномерно. Густой и разветвленной сетью обладают европейские регионы. Конфигурация сети: радиально-кольцевая с центром в Москве, от которой отходят основные магистрали в направлении Донбасс, Одесса, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Рига, Архангельск и др. В восточной части ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью. Важнейшая магистраль - Трансконтинентальная дорога связывающая Центр с Уралом, Сибирью и дальним Востоком. Важное значение имеют Южно-Сибирская и Среднесибирская железные дороги, проходящие через Казахстан. Нерациональные перевозки на железнодорожном транспорте продолжают сохранятся так, как они связаны с недостатками развития и размещения производства многих отраслей народного хозяйства РФ1. 34. Развитие и размещение водного транспорта. Во внешнеэкономической деятельности РФ важную роль играет морской транспорт. Он является одним из источников получения валютных средств. Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Основные грузы: нефть, руды, строй материалы, каменный уголь, зерно, лес. Морской транспорт классифицируется: международный (дальнего плавания); каботажный (перевозки между портами одного моря – малый каботаж, разных морей – большой каботаж). Россия имеет перегрузочные комплексы сухогрузов и наливные суда, но после распада СССР осталась без комплексов по перевалке калийных солей, нефтяных грузов и сжиженного газа. Структура транспортного флота очень нерациональна2. Речной транспорт имеет небольшой удельный вес из-за основных перевозок в широтном направлении, а речной – в международном, сезонный характер речных перевозок, малая скорость движения. Преимущества: низкая себестоимость; низкие капитальные вложения на обустройство путей сообщения. Грузы: минеральные стройматериалы, нефть, лес, нефтепродукты, уголь, зерно. Большая часть грузооборота – европейская часть страны. Важнейшая магистраль Волга с притоком Камой. На Севере – Северная Двина, Онежское, Ладожское озера, Нева. Большое значение имеет создание единой глубоководной системы и строительство каналов (Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго- Донской, Московско-Волжский). В связи с освоением ресурсов на Востоке имеет большое значение Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур (особенно там, где отсутствуют сухопутные пути сообщения)1. 35. Географическое положение, территория и границы России. Административно-территориальное устройство. Северная страна. Самая большая по территории - 17 млн. кв. км (весь мир - 149). АТР: самое сложное в мире. 89 АТЕ (субъекты Федерации, регионы): 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов, 2 города федерального подчинения. РФ - крупнейшее государство на планете. Она занимает часть Восточное Европы Северную Азию. Омывается водами Азовского, Черного, Балтийского, Каспийского морей, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Граничит с 14 государствами, по морю с Японией и США2. РФ имеет различные климатические зоны - пояса: арктический, субарктический, умеренный; различные типы почв от тунуровых до черноземных. Управление страной осуществляется через конкретные формы административно-территориального деления (республики, края, области, районы). Административно-территориальное деление РФ базтруется на принципах изложенных в статье 5 конституции3. Экономико-географическое положение РФ в целомблагоприятно. 36. Экономическое районирование: основные принципы, типы и системы экономических районов. Территория и численность постоянного населения РФ по ЭР на 1.01.97г: | |Террит. |в % |Население |в % |% город. | | |(т.кв.км) |к итогу |Всего |к итогу |насел. | | | | |(тыс.ч) | | | |1 |2 |3 |4 |5 |6 | |Р Ф |17075 |100 |147609 |100 |72.9 | |С |1466 |8.6 |5900 |4.0 |75.7 | |С-З |196 |1.2 |8009 |5.4 |86.6 | |Ц |483 |2.8 |29704 |20.1 |82.8 | |В-В |265 |1.5 |8452 |5.7 |69.8 | |ЦЧ |168 |1.0 |7873 |5.3 |61.3 | |П |536 |3.1 |16907 |11.5 |72.9 | |С-К |355 |2.1 |17616 |11.9 |55.3 | |У |824 |4.8 |20421 |13.8 |74.4 | |З-С |2427 |14.2 |15137 |10.3 |70.9 | |В-С |4123 |24.2 |9143 |6.2 |71.4 | |Д |6216 |36.4 |7514 |5.1 |75.8 | |К о. |15 |0.1 |932 |0.6 |77.7 | Принципы районирования: экономический (рассматривает районы как составную часть ЕНХК страны); национальный (учитывает национальные особенности-стремления к самостоятельному административному образованию); административный (обеспечивает единство экономического района)1. Современное районирование РФ включает в себя три основные звена: крупные экономические районы; среднее звено (края, области, республики); низовые районы (городские, сельские). Экономические районы могут объединятся в макрорегионы или экономические зоны. В РФ различают 2 зоны - Западная (Европейская часть России и Урал) и Восточная (Сбирь и Дальний Восток)2. В Западной зоне три укрупненных района - Север и Центр Европейской части РФ, Урало-Поволжье и Европейский Юг. Сегодня можно выделить три типа регионов3: 1. трудоизбыточные (Северный Кавказ, Ставропольский и Красноярский края, Ростовская облясть) 2. обороно-промышленные (Москва, С. Петербург, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы Юга Сибири) 3. многоотраслевые и депрессивные (значительная часть Севера). Существует отраслевое районирование (металлургические базы), районы размещения машиностроения, сельско-хозяйственное районирование и др. 37. Территориально-производственные комплексы (ТПК) и, промышленные узлы как объект территориального планирования. Районная планировка. Размещение производительных сил происходит в соответствии с законами природы и экономическими законами1. Формы организации: ТПК, промышленные районы, пункты, агломерации. Существуют три типа ТПК влияющие на формирование экономического района2: районные ТПК образующие «костяк» целого района, ТПК, являющиеся производственной основой части района, ТПК, основой которых выступает промышленный узел. ТПК выступают не только в роли районообразующих факторов, но и оказывают существенное влияние на территориальное разделение труда, межотраслевые и отраслевые связи, а следовательно и на совершенствование границ района. Целостность района заключается в специализации хозяйства, его внутренних связях, т.е. в основе районо образования лежит процесс формирования промышленных узлов, ТПК3. 38. Проблемы совершенствования экономического районирования и административно-территориального устройства России. Экономические районы изменяются в процессе развития производительных сил. Пересмотр сетки крупных районов неизбежен. Под районной планировкой понимают - теория и практика рациональной организации территории экономических или политико-административных районов. Типы районов: городские агломерации; районы сосредоточения промышленных ресурсов; районы отдыха; сельскохозяйственные районы4. Важнейшая задача районной планировки - комплексное территориально- хозяйственное устройство проектируемого района. Задачи сочетания рыночного регулирования и территориального планирования требует изменения методологии районирования. Предполагается выделить 18 экономических районов на территории РФ. Это позволит: выделить в самостоятельные районы высоко урбанизированные территории (Москва, С. Петербург); образовать резервные районы, в которых можно решать задачи эффективного кооперирования производств; образовать районы на основе природных запасов; разделить основные районы с резкими различиями специализации и состава производственных ресурсов; сформировать систему отраслевых и региональных производственно-коммерческих объединений1. В условиях перехода к рынку задачи районного планирования возрастут в силе2: отсутствие плановых начал; отсутствие го. Заказов по всем товарам составляющим минимальную потребительскую корзину; банкротство предприятий; безработица; возросшая самостоятельность предприятий; конверсия предприятий ВПК. 39. Географическое положение, состав, трудовые и природные ресурсы Центрального ЭР. Состав ЦЭР3: Брянская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская - 12 областей и г. Москва. Население 30 млн.человек. ЦЭР имеет довольно выгодное экономическо-географическое положение, хотя и не обладает значительными природными ресурсами, он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог. ЦЭР исторически и экономически - ядро России. Территориальные ресурсы не очень велики, особенность района - его хорошая обеспеченность транспортом4. Климат умеренно-континентальный. Имеются минерально-сырьевые ресурсы, бурый уголь (подмосковный бассейн), фосфориты, торф, минеральная вода (Буй, Кострома). ЦЭР не плохо обеспечен различными стройматериалами. Природные ресурсы имеют местное значение5. Потенциал населения значителен, его качественный состав высок. В настоящее время идет снижение численности населения. Кризис воспроизводства связан с экономическим кризисом, неблагоприятной экологией, изменением социальной психологии. ЦЭР наиболее урбанизирован. Здесь наиболее квалифицированные кадры, высокий научный и культурный потенциал6. 40. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства Центрального ЭР. ЦЭР - мощный многоотраслевой комплекс в котором преобладает промышленность. На первом месте стоит металлообработка и машиностроение (Москва, Ярославль, Тула, Орел, Рязань, Смоленск). Большое развитие получило станкостроение и инструментальная промышленность. В промышленности района особенно выделяется производство разнообразных транспортных машин: автомобилей, тепловозов, вагонов, речных судов и др. Крупный центр автостроения - Москва (АО «Авто ЗИЛ»). Широко известен район производством товаров народного потребления. Вторая важнейшая отрасль рыночной специализации - химическая. По ее развитию ЦЭР лидирует среди других районов. Здесь сложилась крупная нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Третья отрасль специализации - легкая промышленность (1/3 производства РФ). Самая крупная текстильная (Иваново, Москва, Тверь)1. Полиграфическая промышленность - полиграфические комбинаты «Правда», «Известия» и т.п. также развиты пищевая, строительных материалов, целлюлозно-бумажная промышленности. Базовую роль в экономике района играет высокоразвитая электроэнергетика. Сельское хозяйства производит половину продукции нечерноземной части страны (лен-долгунец и картофель - одно из первых мест в РФ). Район не покрывает свои потребности в продовольствии и сырье. 41. Место Центрального ЭР в экономике России. Научный и культурный потенциал района. ЦЭР - важнейший культурный и научный центр страны (из 535 Вузов – 135 в ЦЭР, здесь же четверть средних специальных заведений). ЦЭР стал первым базисным регионом, где осуществляются российские экономические реформы. В районе сформирована уникальная военная промышленность: атомная, ракетно-космическая, оружейная, авиационная2. Район обладает большим потенциалом для выпуска продукции наукоемких отраслей производства. Район - центр культуры, науки, хозяйства, политики, финансов. 42. Географическое положение, состав, трудовые и природные ресурсы Центрально-Черноземного ЭР. ЦЧЭР граничит с ведущим промышленным районом страны - ЦЭР. Удобно расположен по отношению к топливно-энергетическим базам Поволжья и Северного Кавказа. Природные условия благоприятны для сельского хозяйства. Его территорию пересекают во всех направлениях железные дороги, сеть автострад, ЛЭП и газопроводов. Район располагает крупными запасами железных руд (Курская магнитная аномалия), есть медно-никелевые руды, бокситы, строительное сырье. Состоит из 5 областей: Белгородская, Воронежская, Тамбовская, Липецкая, Курская. Общая численность населения 7880,6 тыс. чел. (5,25 % РФ). Численность населения возрастала за счет притока, естественное движение отрицательное. Трудовые ресурсы снижаются и район из трудоизбыточных может перейти к трудодефицитным1. 43. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства Центрально- Черноземного ЭР. В межрайонном территориальном разделении труда ЦЧЭР выделяется следующими отраслями рыночной специализации: производство продукции железно- рудного комплекса, ряд отраслей машиностроения, химическая и пищевая промышленность. В сельском хозяйстве - производство зерна, сахарной свеклы, подсолнечник, эфирно-масличные культуры, молока и мяса2. Район производит 42 % железной руды, 17 % чугуна, 10 % стали, 20 % телевизоров и холодильников, 40 % сахарного песка. На базе Курской магнитной аномалии формируется ТПК, на территории Курской и Белгородской областей3. Экономика ЦЧЭР относительно стабильна, так как базируется во многом на собственных ресурсах. 44. Географическое положение, состав, трудовые и природные ресурсы Северного ЭР. Состав Северного экономического района (СЭР): Архангельская, Мурманская области, республика Коми и Карелия. Выгодное экономико-географическое положение обеспечивается сложившейся транспортной сетью, наличие крупного Мурманского порта, шельфовой зоной, что способствует формированию морского хозяйства (судоходство, рыболовство), развитию связей с зарубежными странами. Однако развитие хозяйства сдерживается суровыми природно-климатическими условиями: большая часть территории за полярным кругом, суровый климат, близость Северного Ледовитого океана, скудные размеры земли пригодной для сельского хозяйства, что объясняет во многом дотационный характер экономики1. Природно-ресурсный потенциал Северного экономического района богат: каменным углем (Печерский угольный бассейн), нефтью и газом (Тимано- Печерская провинция), торфом, гидроэнергоресурсами. Топливно-энергетические ресурсы составляют около 30 % прогнозных запасов европейской части России. Велики запасы алюминиевого, титанового сырья, железных руд и цветных металлов. Выявлены крупные запасы алмазов; рыбные ресурсы, очень велики ресурсы воды2. Трудовые ресурсы - возрос отток в связи с понижением преимуществ в оплате труда работников Севера. Северный район относится к числу регионов с высоким показателем занятости3. 45. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства Северного ЭР. Отрасли рыночной специализации: лесная, горно-химическая, топливная промышленность,черная и цветная металлургия, рыбная промышленность, машиностроение. Сельское хозяйство: молочно-мясное животноводство, льноводство, промышленное птицеводство и оленеводство (на крайнем севере). Лесопромышленный комплекс - Архангельск, Коми, Карелия. Значительная роль металлургического комплекса в межрайонном разделении труда. В машиностроении развито - судостроение, техника и оборудование для лесного и горно-обогатительных отраслей. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |