реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России

жителей можно считать важнейшей социально- экономической задачей. [6]

В настоящее время в автомобильной промышленности России занято до 1

млн. человек, а доля автомобилестроения в машиностроении РФ составляет 33%,

что является достаточно высоким показателем экономического положения

отрасли. За счет акцизов, НДС, отчислений в пенсионные и другие фонды

автомобильные заводы являются одним из основных источников дохода для

бюджетной системы государства. После водки и табака автомобиль- один из

наиболее прибыльных для бюджета видов товаров. В среднем с одной тонны

массы выпущенного автомобиля доход в бюджет эквивалентен примерно 2,0-3,0

тыс. долл. США.

Автомобильная промышленность, представленная 22 производственными

объединениями, в состав которых входит более 200 заводов, включает в свой

состав помимо выпуска машин также производство моторов,

электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на

самостоятельных предприятиях.

Наиболее крупные заводы создали многочисленные филиалы. Так, АО «ЗИЛ»

помимо четырех заводов в Москве имеет филиалы, специализированные на

выпуске агрегатов, узлов, деталей, заготовок и запасных частей, в

Смоленске, Ярцево (Смоленская область), Петровске, Пензе, Рязани,

Екатеринбурге.[6]

Автомобильные моторы делают не только сами головные предприятия, но

и ряд специализированных заводов. Большинство этих заводов разместилось вне

центров автомобилестроения. Они поставляют свою продукцию в порядке

кооперации сразу нескольким автозаводам. Автомобильная промышленность

выпускает подшипники для всех отраслей народного хозяйства. В ее составе

более десятка заводов, расположенных в большинстве экономических районах

страны. Каждый из заводов специализируется на выпуске определенных

типоразмеров подшипников и поставляет их разным предприятиям страны.

Предприятия автомобилестроения размещены в различных районах страны,

однако подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных

районах европейской части с высокой концентрацией автоперевозок. Основными

районами размещения автомобильной промышленности являются: центральный,

Волго-Вятский, Поволжский. Особенно велика роль Московского региона, где

расположены ЗИЛ, Ликинский автобусный завод, заводы по производству

подшипников и комплектующих деталей.

- Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-

Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском ( Ижевск)

районах; малолитражные - в Поволжье (Тольятти), микролитражные - в

Серпухове.

- Грузовые автомобили среднего тоннажа - выпускают заводы Центрального

( Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (

Миасс) районов.

- -Автомобили небольшого тоннажа и большегрузные выпускаются в

Поволжье (Ульяновск и Набережные Челны)

Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицино), Волго-

Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказский (Краснодар)

районах.

В Энгельсе действует троллейбусный завод.

Специализированные предприятия по производству моторов находятся в

Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени, Заволжье. [7]

Тракторная промышленность России - одна из самых больших в мире. По

особенностям размещения она напоминает автомобильную. Выпускаются различные

виды тракторов не только для сельского хозяйства, но и для промышленности.

Резко возрос диапазон выпускаемых тракторов по мощности: от небольших

садовых в несколько лошадиных сил до мощных машин в несколько сотен

лошадиных сил. С увеличением количества тракторов для обработки посевов

резко сократилось доля гусеничных тракторов, используемых преимущественно

для вспашки, уборки в сельском хозяйстве и для промышленных нужд. Это

определяет специализацию предприятий и районов на выпуске отдельных марок

тракторов (по назначению, мощности, конструкции). Происшедшие изменения в

типах выпускаемых тракторов, совершенствование их конструкции усилили

зависимость тракторных заводов от предприятий-смежников (литейных,

резинотехнических, электрооборудования и т.д.). Наиболее сложной

продукцией предприятий сельскохозяйственного машиностроения является

производство комбайнов. В комбайностроении большое значение приобрели

кооперированные связи с предприятиями-смежниками. В производстве комбайна

"Нива" участвует 225 заводов. [1]

В размещении тракторной промышленности за последние годы произошли

крупные сдвиги. Возникнув в основных сельскохозяйственных районах страны

(Поволжье- Волгоград, на Урале- Челябинск) для обеспечения этих районов

пахотными машинами, тракторная промышленность разместилась вблизи

металлургических баз. Тракторы предназначаются не только для

сельскохозяйственных работ, но и для промышленных нужд (на их основе

выпускаются землеройные машины- бульдозеры, скреперы и т.д.) Для других

отраслей выпускаются тягачи, трелевочные тракторы. Для нужд сельского

хозяйства налажен выпуск специальных типов и модификаций тракторов (кроме

пропашных- садово-огородные, для работ на крутых склонах, на увлажненных

почвах, на свекловичных полях), предназначенных для использования в разных

районах страны. Это обусловило специализацию тракторных заводов и широкий

межрайонный обмен выпускаемой продукцией. Поэтому в последующие годы новые

тракторные заводы возникли как в центральных промышленных районах, так и в

других европейских районах.

Тракторные заводы размещены в Санкт-Петербурге, Волгограде, Челябинске,

Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности создано

производство трелевочных тракторов в Петрозаводске, промышленных - в

Чебоксарах.

Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено на заводе

«Ростсельмаш», а также на Таганрогском и Красноярском заводах,

картофелеуборочных- в Рязани, льноуборочных- в Бежецке (Тверская область).

Колесные пропашные тракторы выпускают заводы во Владимире, Липецке;

гусеничные пропашные- во Волгограде, Владимире; промышленные- в Барнауле,

Челябинске, Брянске, Чебоксарах. [17]

Станкостроительная промышленность - техническая база всего

машиностроения. Расходы металла в ней, как правило, невелики, большая часть

заготовок и деталей производится на самих предприятиях, кооперация с

другими заводами чаще всего сводится к поставкам двигателей, литьевых

изделий, электрооборудования. На их размещение большое влияние оказывает

трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров рабочих, инженерно-

технического персонала и конструкторов. Предприятия отрасли оснащены

сложным оборудованием. Увеличение выпуска более современных станков -

полуавтоматов и автоматов, фрезерных, шлифовальных, агрегатных,

прецизионных, станков с программным управлением, станочных линий и,

наконец, автоматизированных цехов и заводов - усилило в размещении

станкостроения роль крупных научных и конструкторских центров. Возросла

роль кооперированных связей (унификация стандартных узлов в разных типах

станков, специальное электротехническое оборудование и т.д.). Узкая

специализация станкостроительных предприятий предопределило широкое

развитие межрайоных связей: каждое из них обеспечивает своей продукцией

большинство районов страны.

В настоящее время предприятия станкостроения имеются во многих городах

Центрального района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири. В

число ведущих районов по производству металлорежущих станков вошли

Уральский (30%), Центральный (28%), Поволжский (13%).

Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются

Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород,

Новосибирск, Оренбург, Иркутск, Хабаровск.[9]

Приборостроение сконцентрировано в Центральном районе(Москва), а также

получило развитие в Северо- Западном (Санкт-Петербург и Ленинградская

область) и Северо- Кавказском районах. Производство электронной техники

сосредоточено в Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе.

Предприятия радиотехнической промышленности, специализирующиеся на

выпуске радиоприемных устройств и телевизоров, созданы в Центральном

(Москва, Александров), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Центрально-

Черноземный (Воронеж) районах.[17]

Наиболее типичные для среднего машиностроения особенности размещения

весьма четко прослеживаются в размещении авиационной промышленности. В этой

самой сложной отрасли современного машиностроения кооперируются предприятия

практически всех отраслей тяжелой промышленности, и особенно самого

машиностроения, поставляющие разнообразные конструкционные материалы из

черных и цветных металлов, химических материалов, электротехническое,

электронное и радиотехническое оборудование. Предприятия авиационной

промышленности отличаются исключительно высоким уровнем классификации

инженерно-технических кадров, рабочих. Это обусловило возникновение и

развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах, где

помимо опытных кадров на производстве имеются научно-исследовательские

институты и конструкторские бюро. В таких крупных промышленных центрах, как

правило, имеются и предприятия-смежники. Авиационные заводы в отдельных

городах специализируются на выпуске определенных типов самолетов.

Современные пассажирские самолеты международного класса выпускаются: в

Москве- Ил-96-300, Ил-114, Як-42М; Смоленске- Як-42; Воронеж- Ил-86, Ил-96-

300; Казани- Ил-62; Ульяновске- Ту-204, Ан-124; Самаре- Ту-154,Ан70;

Саратове- Як-42, Омске- Ан-74; Новосибирске- Ан-38. В Москве, Казани

производят вертолеты. Ракетно-космическая промышленность (Москва, Омск,

Красноярск, Самара, Приморск и т.д.) выпускает разного рода орбитальные

космические корабли, ракеты для запуска спутников и орбитальных станций и

космические корабли многоразового использования типа «Буран», сочетающие

наиболее современные, высокие технологии с широкой межотраслевой

комплексностью производства. Наша авиакосмическая промышленность - одна из

самых передовых в мире.[14]

Производство слаботочной аппаратуры, точных машин, инструментов связано

со штамповкой и точной отливкой заготовок, точной механической обработкой

деталей, сборкой деталей, узлов и агрегатов. Преобладает массово-поточная

организация производства, в котором заняты высококвалифицированные кадры,

используется в большом количестве рабочая сила. Предприятия отрасли

потребляют относительно небольшое количество материалов, но широкого

ассортимента (черные, цветные, благородные, редкие металлы,

разнообразные виды стекла, пластмасс и т.д.). Сложность и точность

выпускаемой продукции предъявляет очень высокие требования к культуре

производства, оснащению техникой. Многие предприятия отрасли (особенно

слаботочные - электротехнические, электронной и другой аппаратуры ) заняты

преимущественно монтажом и сборкой поступающих в порядке кооперации деталей

и узлов. Предприятия этой отрасли размещаются в районах с развитым

машиностроением, где есть научно-исследовательские и опытно-конструкторские

центры (Москва, Санкт-Петербург).[17]

Одной из главных задач развития машиностроительного комплекса является

коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как

станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная

промышленность. Важное значение придается сохранению научно-технического

потенциала, разработке и внедрению новых технологий, восстановлению

производства в отраслях машиностроения, способных выпускать конкурентную

продукцию. Чтобы успешно решить поставленные задачи, требуется оживление

инвестиционной активности и государственная поддержка предприятий,

ориентирующихся на производство продукции высоких технологий.

5 Место России в мировом производстве продукции машиностроения

По экспорту машиностроение занимает 2-ое место после ТЭК. Эта отрасль

дает 15 % экспорта России. Но если взять Японию и Германию, то экспорт их

машиностроения составляет :

Таблица 3.

Производство машиностроительной продукции в отдельных странах мира

(начало 90-х).

|Страна |Доля машиностроения в |Доля машиностроения в |

| |стоимости обрабатывающей |экспорте страны, % |

| |промышленности, % | |

|США |36 |48 |

|Япония |37 |64 |

|Германия |38 |48 |

|Франция |33 |35 |

|Великобритания |32 |36 |

|Италия |32 |34 |

|Китай |26 |16 |

|Канада |25 |42 |

|Бразилия |24 |15 |

|Испания |22 |31 |

Источник: сайт Госкомстата www.gks.ru

В настоящее время машиностроительный комплекс РФ находится в глубоком

кризисе, который не мог не сказаться на экспортном потенциале отрасли.

Общее снижение экспортных возможностей машиностроения вызвано как внешними,

так и внутренними факторами. К первым относят разрушение предметной

специализации в рамках бывшего СССР, а также изменение соотношения цен

производителей на продукцию сырьевых и обрабатывающих отраслей.

К внутренним факторам относят низкую, по сравнению с зарубежными

аналогами, конкурентоспособность продукции, а также неготовность к активной

деятельности в области мониторинга рынков, маркетинга и обслуживания

техники в сфере эксплуатации.

Вместе с тем в номенклатуре машиностроения есть конкурентоспособные

виды оборудования и техники, пользующиеся спросом на внутреннем и на

внешних рынках. В экспорте России, преобладает продукция оборонной

промышленности и тяжелого энергетического и транспортного машиностроения.

Российское оружие обладает прекрасными боевыми качествами, низкой

стоимостью, а большие запасы избыточного вооружения позволяют России

осуществлять поставки в рекордно короткие сроки. Но несмотря на это,

потенциал экспорта российского оружия ограничен. Прежде всего потому, что

торговля вооружением и военной техникой очень сильно подвержена влиянию

внешнеполитических факторов, которые сводят на нет технические и прочие

достоинства российского оружия.

Несмотря на завершение перевооружения армий стран Ближнего и Среднего

Востока, этот регион до конца века останется крупнейшим покупателем оружия.

Заказы Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ закономерно ушли в США,

Великобританию и Францию, которые обеспечивают безопасность местных режимов

Продажи вооружения в Иран сдерживаются из-за давления на Россию со

стороны США. Пороговый уровень российских поставок Тегерану, за которым

могут последовать осложнения, ограничивается $350-400 млн. для

«недестабилизирующих» систем вооружений. В случае попытки поставить в Иран

тактические ракеты, истребители МиГ-29 последних модификаций или

современные системы ПВО осложнения в российско-американских отношениях

последуют незамедлительно.

У России есть возможность поставлять вооружение в Сирию, Алжир и

Египет, но потенциал импорта этих стран далек от емких рынков аравийских

импортеров.

Более благоприятные перспективы наращивания российского экспорта

вооружений в - Индию и Китай. Ежегодно Россия экспортирует в каждую из них

$0,6-1 млрд.[16]

Ограничен и европейский рынок. Бывшие соцстраны ориентируются на

закупки западного вооружения, хотя экономическая реальность и вынуждает их

поддерживать связи с Россией. В 1997 году по крайней мере три европейские

страны фигурировали в первой десятке покупателей российского вооружения-

Финляндия, Кипр и Венгрия. Всего они получили вооружений на сумму $300-350

млн., но поставки в Финляндию и Венгрию шли в счет погашения долга. В

последние годы был зафиксирован динамичный рост военных закупок странами

Латинской Америки. Однако из-за противодействия США Россия в лучшем случае

может довести среднегодовой объем экспорта в этот регион до $300 млн.[13]

Экспорт тяжелого машиностроения идет главным образом за счет

энергетического и металлургического оборудования. Деятельность по

расширению географии и номенклатуры экспорта осуществляется через рабочие

группы со многими зарубежными странами: Румынией, Болгарией, Словакией,

Венгрией, Кубой, КНР, Вьетнамом и многими другими. В тяжелом,

энергетическом и транспортном машиностроении конкурентоспособны горная

техника, железнодорожные локомотивы, дизельные двигатели, а основное

энергетическое оборудование для тепловых и гидростанций соответствует по

техническим показателям лучшим мировым образцам.[6]

В станкостроении выделяются модели машин, оборудования и инструмента,

которые отвечают основным критериям конкурентоспособности и могут служить

базой для расширения экспортных поставок на мировой рынок и закупок на

внутреннем рынке. К ним относятся токарно-леворверный модуль Алапаевского

завода, сверлильно-фрейзерный станок Куйбышевского СПО, некоторые станки

высокой сложности Клинского станкозавода, обрабатывающий центр Коломенского

завода тяжелого станкостроения, алмазный порошок производства АО «МПО

алмазного инструмента «Томал».[12]

Из выпускаемой строительно-дорожной техники конкурентоспособными

являются: асфальтоукладчик «ДС-181» и дорожный каток АО «Раскат», кран на

автомобильном ходу АО «Автокран», шагающий экскаватор АО « Уралмаш»,

гидрооборудование АО «Пневмостроймашина».

Отдельные виды продукции химического и нефтяного машиностроения имеют

высокий технический уровень, конкурентоспособны и не уступают зарубежным

аналогам. Это крупнотоннажные установки для производства жидких и

газообразных криогенных продуктов, емкостное оборудование для хранения и

транспортировки жидких криогенных продуктов производства АО «Криогенмаш»,

а также изделия АО «Гелиймаш». Свыше 50% данного оборудования

экспортируется.

Конкурентоспособны и не уступают мировому уровню буровые установки АО

«Уралмаш», вагоны метрополитена АО «Метровагонмаш», погрузочная шахтная

машина Красногорского машиностроительного завода, магистральный

пассажирский тепловоз и дизели холдинговой компании «Коломинский завод».

Экспорт тракторов составляет 20% от объема их производства. Поэтому

необходим поиск новых рынков для расширения сбыта сельскохозяйственных

машин, соответствующих по своим параметрам мировому уровню. Среди них -

тракторы Владимировского, Липецкого, Алтайского тракторных заводов,

зерноуборочные комбайны Красноярского комбайнового завода, «Дон 1200» и

«Дон 1500» ПО «Ростсельмаш», измельчитель кормов «Волгарь 5» завода

«Сызраньсельмаш», грабли-ворошилки завода «Соль-Илецкмаш».[3]

Ряд изделий электротехнической промышленности и приборостроения по

техническому уровню и основным параметрам также не уступают аналогам

зарубежных фирм. Это турбо- и гидрогенераторы, трансформаторы, крупные

электрические машины, электродвигатели, кабели. Но расширение экспортных

поставок электротехнической и приборостроительной продукции сдерживается из-

за высокой насыщенности ею зарубежных рынков.

Машиностроительные предприятия по отдельности не в состоянии обеспечить

комплексную конкурентоспособность своей продукции. Так как понятие

конкурентоспособности любого товара, а тем более дорогого и служащего

длительный период, включает не только цены и основные технические

характеристики, но и многие другие параметры. Всесторонняя оценка

конкурентоспособности техники предполагает учет:

показатели качества продукции - технический уровень, надежность, адаптация

к местным условиям, уровень сервиса, ремонтнопригодность, эргономические

характеристики, дизайн, а также имидж фирмы-производителя и продавца. Часто

предприятия не способны удовлетворить всю совокупность таких требований;

ценовых показателей - цена, возможность приобретения в кредит, наличие

скидок, поддержка государством выпуска дорогой наукоемкой продукции с

длительным сроком окупаемости затрат. Здесь приходится учитывать, что

западный производитель кредитуется своими банками нередко под гарантии

российских правительственных структур. У наших предприятий при острой

нехватке оборотных средств, высоких налогах такая возможность отсутствует;

показатели сбыта - наличие дилерской сети и представительств, охват рынка.

Такие функции доступны лишь эффективным производствам;

продвижение продукции - радио- и телереклама, пресса, прямая реклама,

выставки, сувенирная реклама.[2]

Большинство предприятий не может обеспечить комплекс необходимых

характеристик конкурентоспособности своей продукции. Но этого часто и не

требуется, так как в рыночной экономике немалую часть таких характеристик

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.