реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развивающиеся страны в мировой экономике

на мировом рынке в основном как поставщики первичной продукции сельского

хозяйства, сырья и топлива. Эти товары обеспечивают до 70% всей их

экспортной выручки, а в странах Тропической Африки – даже до 90%. По

некоторым товарным позициям доля развивающихся стран в мировом экспорте к

концу 90-х гг. Достигла: нефти – 81,0%; натурального каучука – 98,3; кофе –

91,6; чая – 85,0%.

Высокая зависимость от экспорта первичной продукции ограничивает гибкость

экономики развивающихся стран, делает ее уязвимой, болезненно реагирующей

на колебания мировых цен, которые особенно велики по сырьевым товарам.

Сравнительные преимущества развивающихся стран – это дешевые сырье, рабочая

сила, уникальные почвенно – климатические условия для тропического

земледелия. Но снижающиеся энерго-, материало- и трудоемкость

производства, распространение синтетических заменителей, высокая

эффективность аграрного сектора в развитых странах сжимают спрос на

сырьевые товары (продукцию сельского хозяйства и добывающей

промышленности). Их доля в мировой торговле снизилась с 34% в 1970 г. До

20% в конце 90-х гг. В результате цены на большинство видов сырья на

мировых рынках в долгосрочном периоде имеют тенденцию к падению.

Например, реальные цены на неэнергетическое сырье с 50-х до конца 90-х гг.

( за небольшим исключением) снизились на 50%. Их взлеты в отдельные годы не

меняют этой генеральной тенденции. Следствием этого становится ухудшение

условий торговли для экспортеров сельскохозяйственного и минерального

сырья. Если за 1980 – 1997 гг. Цены на готовые изделия выросли в 10,5 раза,

то на сырье, топливо и продовольствие – снизились на 12%.

Попытки развивающихся стран компенсировать потери увеличением объемов

производства и экспорта сырья приводят к разрушающему росту, т.е.

дальнейшему падению цен и в конечном счете – к сокращению выручки. Так,

возросшее производство сельскохозяйственной продукции вызвало в 1998 г.

Снижение мировых цен на нее на 10,4%. Этому способствует и усиливающаяся

конкуренция между странами Юга с однотипной номенклатурой экспорта. В

результате платежные балансы развивающихся стран (прежде всего

внешнеторговые операции) хронически дефицитны, млрд долл.: 1990 г. – 25,1;

1995 г. – 94,4; 1999 г. 89,7.

12. Характеристика экономики ближневосточных стран – экспортеров нефти.

К этой группе следует отнести страны-экспортеры энергоносителей, прежде

всего нефти, расположенные на Ближнем Востоке: Кувейт, Катар, Саудовская

Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Оман.

По уровню ВВП на душу населения эти страны вплотную приблизились (а

некоторые значительно превзошли) высокоразвитые страны (Таблица 3).

Таблица 3.

Динамика ВВП в странах-экспортерах нефти Ближнего Востока в 90-е годы XX

века.

|Страны |ВВП, |ВВП |

| |Всего (млрд |в расчете на душу |

| |долл.) |населе- |

| | |ния, тыс. долл. (в|

| | |ценах |

| | |и по ППС валют |

| | |1993 г.) |

| |1990 |1993 |1997 |1990 |1993 |1997 |

| |г. |г. |г. |г. |г. |г. |

|Саудовск|470 |495 |545 |31,5 |29,0 |29,25|

|ая | | | | | | |

|Аравия | | | | | | |

|Кувейт |35 |38 |48 |27,0 |25,25|28,25|

|ОАЭ |35 |37 |40 |20,5 |18,5 |16,25|

|Катар |30 |31 |40 |26,0 |30,0 |29,0 |

|Бахрейн |13 |15 |18 |4,0 |4,0 |5,0 |

|Оман |7 |8 |10 |60,0 |55,5 |53,5 |

Основные черты экономики этой группы стран: монотоварная структура

экспорта; высокие темпы роста ВВП; значительное активное сальдо платежного

баланса; высокий уровень душевого дохода; массированный экспорт капитала;

высокая степень зависимости от внешних факторов развития.

Главным и единственным фактором стремительного взлета стран этой группы

было резкое и неоднократное повышение цен на нефть на мировом рынке в 70 –

80-е годы (Таблица 4).

Таблица 4.

Среднегодовые темпы роста ВВП в постоянных ценах, %.

|Группы стран |Годы |

| |1960 - |1973 - |

| |1973 |1979 |

|Капиталоизбыточные |10,7 |7,5 |

|нефтеэкс- | | |

|портирующие | | |

|развивающиеся | | |

|Остальные |6,0 |5,1 |

|развивающиеся | | |

|Развитые |5,0 |2,8 |

Значительный приток нефтедолларов позволил развернуть крупномасштабные

программы создания нефтеперерабатывающей и нефтетехнической промышленности,

ориентированных на экспорт. Одновременно начался экономический бум в

сопутствующих отраслях, в частности в строительстве и производстве

стройматериалов. Значительную долю затрат на индустриализацию взяло на себя

государство, предоставляя иностранным и особенно на экспортную. Цена на

электроэнергию для промышленных потребителей составляла 0,05 риала за кВт-ч

при издержках в 0,2 – 0,5 риала. По некоторым оценкам, в Саудовской Аравии

в 1975 – 1984 гг. частному сектору были предоставлены государственные

субсидии на сумму 42 млрд риалов.

Государство в значительной степени формировало и финансировало фонд

потребления населения путем прямого субсидирования цен на основные продукты

питания, льготных государственных кредитных на жилищное строительство,

затрат на развитие образования и здравоохранения.

Таким образом, процесс расширенного воспроизводства по натурально-

вещественной форме обеспечивался импортом товаров, а по стоимости –

государственными доходами от экспорта нефти.

В начале 80-х годов ввиду значительного уменьшения мирового спроса на

нефть и падения мировых цен в нефтедобывающих странах произошло ухудшение

внешних условий воспроизводства, так как резко уменьшились доходы от

экспорта нефти. Значительное (более чем в три раза за 1981 – 1987 гг.)

падение доходов от экспорта нефти привело к сокращению расходов

государства, прежде всего инвестиций в инфраструктуру, строительство, в том

числе жилищное, в развитие городского хозяйства. Снизились государственные

расходы на субсидирование производства и сохранение сложившегося уровня

жизни населения.

В целях увеличения доходов государства были повышены таможенные пошлины и

введены новые налоги. В 80-е годы во всех нефтедобывающих странах

госбюджета стал дефицитным, темпы экономического роста замедлились. Так,

среднегодовой темп прироста реального ВВП в Саудовской Аравии в 1981 – 1990

гг. был отрицательным (-0,8%), в 1991 г. он составил 6,0%, в 1992 г. –

(+3,0%), в 1993 г. – (+1,0%), в 1994 г. – (-2,7%).

Процесс приспособления экономики нефтедобывающих стран к новым внешним

условиям выразился также в попытке уменьшить роль внешнего рынка в

обеспечении процесса расширенного воспроизводства путем сокращения объема

импорта. Только в Саудовской Аравии он уменьшился за 1982 – 1986 гг. с 34,4

до 16,6 млрд долл. Одновременно расширился экспорт продукции

нефтепереработки и нефтехимии. Однако роль экспорта нефтехимикатов в

доходах арабских нефтедобывающих стран пока ещё незначительна. Все чаще для

погашения дефицитов платежных балансов и бюджетов используются иностранные

активы или кредиты.

Тенденции замедления темпов экономического роста по сравнению с 70-ми

годами сохранились вплоть до конца 90-х годов, так как ухудшение условий

для внутренних капиталовложений способствует усилению экспорта частного

капитала из данной группы стран.

Снижение цен на нефть в конце 90-х годов нанесло новый ущерб экономике

нефтедобывающих стран. Подобная ситуация, которая, по оценкам экспертов,

может продлиться до 2005 г., свидетельствует о необходимости выработки

программы дальнейшей диверсификации многоотраслевой структуры экономики

капиталоизбыточных стран-нефтеэкспертов.

13.Промышленный экспорт – ключ к развитию.

Все изложенное усиливает стремление развивающихся стран расширить экспорт

готовой промышленной продукции (спрос на которую в мире быстро растет),

укрепив тем самым свои позиции в мировом хозяйстве. Начав с вывоза

несложных трудоемких промышленных товаров, освоенных в период

импортозамещения (готовая одежда, обувь, пищевая продукция, игрушки,

бижутерия и т.п.), развивающиеся страны постепенно увеличили свою долю в

мировом промышленном экспорте с 6% в 1950 г. и 11,1% в 1980 г. до 24,3% в

1995 г. и 29,8% в 2000 г. Их стратегия направлена не только на увеличение

объема промышленного экспорта, но и (прежде всего путем его диверсификации)

освоение новых видов изделий с учетом спроса мирового рынка. Хотя страны

Севера сохраняют безусловное лидерство в мировой торговле готовыми

изделиями, развивающиеся страны сумели потеснить их на рынках

потребительских изделий и частично продвинули свою машиностроительную

продукцию.

14. Государственная помощь развитию.

В основе этой помощи – поступления средств от международных организаций и

правительств развитых стран по двусторонним и многосторонним соглашениям.

Она включает гранты (т.е. безвозмездную помощь), техническое содействие,

консультационные услуги, займы на льготных условиях. Программы

государственной помощи ориентированы прежде всего на осуществление

манитарные цели и защиту наиболее уязвимых слоев населения (дети, женщины,

низшие касты).

Чистый приток финансовых ресурсов, т.е. за вычетом средств на оплату

(обслуживание) ранее полученных кредитов, в развивающиеся страны по

официальным каналам (т.е. от иностранных правительств и международных

организаций) составил в среднем за год, млрд долл.: в 1984 – 1989 гг. –

25,8; 1990 – 1996 гг. – 15,6; 1997 г. – 17,5 и 1998 г. – 28,6. Однако в

расчете на душу населения Южной Азии – не более 4 долл., Латинской Америки

– 13 долл. и Тропической Африки – 26 долл. Доля в ВВП этого источника

поступления средств составляла заметную величину только в НРС. Так, в 1996

г. в Бразилии она была порядка 0,1%; Чили – 0,3; Египте – 3,3, а в Эфиопии

– 14,3; Гане – 10,5 и Гвинее-Бисау – 67,5%. Рекомендованный ООН в конце 60-

х гг. показатель государственной помощи развитию на уровне 0,7% от ВВП

стран-доноров не был достигнут (за исключением очень небольшой группы

скандальных стран).

Средства по государственным программам помощи распределяются между

развивающимися странами-получателями неравномерно и недостаточно увязаны с

приоритетами их социально-экономического развития. В период «холодной»

войны финансовые поступления зависели преимущественно от политических и

стратегических интересов стран-доноров, их стремления поддержать

определенные режимы в третьем мире. В 90-х годах государственная помощь в

большей степени направлена на то, чтобы стимулировать проведение странами-

получателями реформ по либерализации экономики, в том числе программ

структурной адаптации. Особая роль в этом принадлежит Всемирному банку,

долгосрочные кредиты которого ориентированы на мобилизацию внутренних

сбережений посредством системы налоговых и финансовых мер, рационализацию

государственных инвестиций.

15. Вашингтонский и поствашингтонский консенсус.

На государственную помощь развивающимся странам существенное влияние в 70

– 80-х гг. оказала политика МВФ и Всемирного банка, выступавших за

либерализацию экономики в развивающихся странах, стимулирования роста путем

создания динамичного частного сектора и ограничения роли государства. Эти

идеи, часто называемые «вашингтонским консенсусом» (по месту расположения

Фонда и Банка), подверглись резкой критике в 90-х гг., в том числе в связи

с сохраняющимися масштабами нищеты в странах третьего мира, обострением

социальной напряженности. «Провалы рынка», низкая способность к

саморегулированию национальных экономик стали особенно очевидны с началом в

1997 г. в Азии финансового кризиса. Противопоставление государства частному

сектору, курс на ослабление регулирующей роли государства в экономике

оказались непродуктивными. Выявилась структурная слабость развивающихся

рынков, несмотря на высокие темпы экономического роста в странах Юго-

Восточной Азии и частично Латинской Америки.

Обвалы на финансовых рынках ускорили корректировку традиционных идей МВФ и

Всемирного банка, основанную на необходимости более тесной взаимосвязи

государства и частного сектора, особой роли государства в улучшении

деятельности рынков, а также в производстве общественных благ, в первую

очередь в инвестициях в человеческий капитал (так называемый

поствашингтонский консенсус). Одним из проявлений изменяющейся роли

государства стал рост его доли в ВВП развивающихся стран с 15 – 16% в 70-х

гг. до 25-27% в 90-х гг.

Развивающиеся страны заинтересованы в государственной помощи извне в связи

с постоянной нехваткой внутренних финансовых ресурсов и слабостью позиций

многих из них на мировом заемном рынке. Ведь они не могут привлечь в нужном

объеме необходимые средства на коммерческой основе из-за высоких процентных

ставок по кредитам и займам, нежелания коммерческих банков идти на риск

без твердых гарантий погашения. Вместе с тем государственные программы

помощи подвергаются в развивающихся странах критике за низкую

эффективность, непроизводительные расходы местного коррумпированного

административного аппарата, осуществляющего их реализацию, и невыполнение

задач, для решения которых эта помощь предназначалась. В странах – донорах,

особенно членах ЕС, также усиливается негативное отношение к этому виду

помощи как неоправданной трате средств на том основании, что процессы

развития в других государствах должны быть преимущественно их внутренним

делом, базироваться на собственных ресурсах.

16. Прямые иностранные инвестиции.

Этот тип инвестиций дает возможность не только привлечь финансовые

ресурсы, недостающие национальным экономикам, но и приобщить их к

современной технике, организации производства, опыту создания рыночных

институтов. Возрастающую роль в этом процессе играют ТНК. Однако в общей

сумме накопленных в мире прямых иностранных инвестиций на развивающиеся

страны приходится лишь около 20%. Правда, после того, как они начали

проводить либеральные реформы, приток частного иностранного капитала

увеличился – с 18 млрд долл. в 1997 г.

Этот поток прямых инвестиций распределяется среди развивающихся стран

неравномерно, концентрируясь в основном в 10 странах Латинской Америки,

южной и Юго-Восточной Азии (на них приходится до 80% зарубежных средств).

Поступления иностранных инвестиций прямо зависят от политической и

экономической стабильности, уровня инфраструктуры, емкости внутреннего

рынка, наличия дисциплинированной рабочей силы.

Растущее значение в кооперации иностранного капитала с местным

предпринимательством получают совместные предприятия. Особенно они

распространены в производстве бытовой электроники. Такое сотрудничество с

инофирмами позволяет повысить конкурентоспособность местной продукции и

ускорить ее выход на мировой рынок.

17. Портфельные инвестиции.

Эти частные капиталовложения ориентированы прежде всего на развивающиеся

страны с высокими темпами роста, такие как, например, НИС в Юго-Восточной

Азии, чьи валюты привязаны к доллару. В годы, предшествовавшие азиатскому

финансовому кризису, портфельные инвестиции достигали здесь 3,4% ВВП.

Однако их финансовым рынкам не хватало прозрачности, а банковская система

характеризовалась высокой концентрацией и, как следствие, недостаточной

маневренностью. Например, крупнейшие финансовые учреждения Индонезии

концентрировали 51% всего акционерного капитала, на Филиппинах и Таиланде

– 35%, чему способствовали также семейная форма их управления и тесная

связь с правительством. В кредитной политике банков под давлением

правительства преобладали престижные крупные проекты в ущерб мелкому и

среднему местному предпринимательству. В результате высокая доходность

портфельных инвестиций соседствовала с рискованностью, поэтому их приток

сюда можно отнести к горячим деньгам, которые быстро уходят при первых

признаках нестабильности.

18. Азиатский финансовый кризис.

Комбинированное воздействие завышенных процентных ставок, слабого контроля

за возвратностью ссуд, снижение темпов хозяйственного роста из-за их

чрезмерности на фоне недостаточного инвестирования в производство ухудшили

в 1997 г. экономические показатели стран Юго-Восточной Азии. Это привело к

оттоку из них основной массы иностранных портфельных инвестиций, причем во

многих из этих стран возник «эффект домино». Опасаясь дальнейшего спада,

владельцы выводили инвестиции не только из пораженных кризисом стран, но и

из соседних, усиливая панику на финансовых рынках. В результате в Таиланде

промышленное производство в 1997 г. снизилось на 50% по сравнению с 1996

г., а иностранные инвестиции сократились на 43%. В Индонезии на 20 – 25%

выросли цены на рис, работу потеряли несколько миллионов человек, увеличив

численность бедноты с 23 до 40 млн человек. По некоторым предварительным

оценкам, азиатский финансовый кризис повлек в 1998 г. снижение мирового

производства на 1%. Пересмотрены показатели темпов роста ВВП, которые в

развивающихся странах снизились до 2,5%, т.е. резче, чем в развитых.

Одним из результатов финансового кризиса в Азии, а затем и в Бразилии,

стало сокращение нового притока частного капитала. Позиции МВФ и Всемирного

банка как кредиторов развивающихся стран возрастают. Но в изменившихся

условиях они ужесточают кредитование, сокращая сроки погашения, повышая

процентную ставку. Финансовый кризис, усиливший экономическую

нестабильность третьего мира, начался на фоне высокой внешней задолженности

развивающихся стран.

19. Внешняя задолженность.

Острейшей проблемой развивающихся стран на рубеже XX и XXI вв. остается

внешняя задолженность.

В последние десятилетия, особенно в 90-е годы XX в., наблюдалось

систематическое снижение цен на сырьевые товары. С 1980 по 1996 г.

рассчитываемый МВФ индекс по 30 позициям сырьевых товаров упал по меньшей

мере на 74%. Только в 1998 г. цены на нефть снизились почти на 35%, а общий

индекс цен на минеральные ресурсы – на 22%. К тому же сократились объемы

поставляемого в развитые страны сырья и энергоносителей из развивающихся

стран в связи освоением ресурсо- и энергосберегающих технологий в развитых

странах.

В результате в развивающихся странах возникли отрицательные сальдо

внешнеторгового баланса, хронические дефициты государственных бюджетов,

обусловившие необходимость внешних долгосрочных заимствований, и

наращивание внешней задолженности. Если в 1974 г. общий объем внешнего

долга развивающихся стран составлял 135 млрд долл., то к 1981 г. он достиг

751 млрд, а в начале 90-х годов – 1935 трлн долл. После этого наступила

некоторая стабилизация (между 2,1 и 2,3 трлн долл.), прерванная финансовым

кризисом 1997 г. Наиболее быстрыми темпами росли долги самых бедных стран.

Выплата процентов по внешнему долгу поглощает значительную часть

экспортной выручки: в Бразилии на эти цели использовано в 1995 г. 37,9%

экспортных валютных поступлений, в Мексике – 24,2%, в Аргентине – 34,7%, в

Венесуэле – 21,7%.

Утечка национального дохода в виде процентов по внешней задолженности

приводит к снижению темпов экономического роста, развитию инфляционных

процессов и, следовательно, к усугублению долгового бремени, снижению

уровня жизни значительной части населения и нарастанию социальной и

политической нестабильности. Большинство развивающихся стран в 80-е и 90-е

годы оказались неспособными обслуживать свои внешние долги. В частности, в

1982 г. Мексика объявила дефолт по внешнему долгу.

В 1997 и 1998 гг. западные страны начали осуществлять программу списания

большей части долгов беднейших стран и их последующей реструктуризации.

Предлагается, например, списать внешнюю задолженность Мозамбика на 85 –

90%, Угады, Мали, Гайаны, Мавритании и Кот-д’Ивуара – на ѕ с последующим

оформлением новых обязательств в виде облигаций и новых ценных бумаг.

Реструктуризация внешних долгов развивающихся стран предусматривает

перевод части долга в долгосрочные облигации стран-должников, продажу

просроченных долгов ниже их номинальной стоимости, а также передачу в

собственность кредиторам акций государственных промышленных предприятий.

Однако принятые в 80-е – 90-е годы меры по снижению и реструктуризации

внешних долгов развивающихся стран не уменьшили остроту проблемы долгового

бремени. Падение цен на нефть, продолжавшееся вплоть до второй половины

1999 г., и на другие сырьевые ресурсы, а также отсутствие внутреннего

механизма модернизации наиболее отсталых экономик сводили на нет усилия по

преодолению долгового кризиса развивающихся стран.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.