реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


РПС Туркменистана

Предприятия молочной промышленности Туркменистана вырабатывают из молока

масло, пастетизованное молоко, брынзу, кисломолочные (творог, сметана,

простокваша, кефир, ряженка и др. продукты), мороженое. В республике

действуют один молочный комбинат, 3 городских и 9 головных молочно-

маслодельных заводов, которые объединяют 15 низовых молоч-но-маслодельных

заводов, 10 производственных участков и 38 сепараторных отделений (1982

г.). Основные центры молочной промышленности — Ашхабад, Чарджоу, Мары,

Ташауз, Небит-Даг, Керки, Кизыл-Арват, Теджен, Байрам-Али, Тахта-Базар,

Куня-Ургенч, Челекен.

Масложировая промышленность специализируется на производстве растительного

(хлопкового) масла и хозяйственного мыла. Хлопковое масло находит широкое

использование, подобно многим растительным маслам, и в пищевом, и в

техническом отношениях. Из 1 т семян хлопчатника в среднем получают 147 кг

рафинированного масла, 400 кг жмыха, 20 кг пуха, 375 кг шелухи, 20 кг мыла.

В стране действуют Байрам-Алийский масложиркомбинат, Ташаузский

маслоэкспеллерный (1972 г.) и Чарджоуский маслоэкстракционный (1979 г.)

заводы. Байрам-Алийский масложиркомбинат — одно из старейших промышленных

предприятий Туркменистана (построен в 1903 г.). Ежегодно завод

перерабатывает 167 тыс. т семян и вырабатывает 30 тыс. т масла.

Винодельческая промышленность республики базируется на переработке местного

сырья и относится к отраслям союзной специализации. Климатические условия

Туркменской ССР позволяют выращивать виноград с содержанием сахара до 28%.

Приготовленные из такого винограда вина пользуются большим спросом за

рубежом.

В республике действуют 4 пивоваренных завода в Ашхабаде, Мары, Чарджоу и

Ташаузе, которые ежегодно производят 4,6 мл. дал пива (1982 г.). Старейший

из них — Марыйский завод, построен в 20-е гг. В 1938 г. сдан в эксплуатацию

Ашхабадский, в 1952 г. — Ташаузский, в 1980 г. — Чарджоуский заводы.

Рыбная промышленность Туркменской ССР базируется на рыбных богатствах

Каспийского моря и внутренних водоемов. В республике функционируют два

рыбопромышленных управления: Туркменское территориально-производственное

объединение «Туркменрыбпром», находящееся в Красноводске. Объединение

«Туркменрыбпром» включает Красно-водский рыбоперерабатывающий комбинат, 4

рыболовецких колхоза «Каспий», им. Калинина Красноводского, «Верховный

Совет» и «16 лет Октября» Гасан-Кулийского районов, Туркменскую

судоремонтно-техническую станцию, транспортно-складскую и жилищно-

коммунальную конторы. Продукцию рыболовецких колхозов перерабатывает

Красноводский рыбокомбинат: мороженая, копченая и маринованная рыба

направляется в города Туркменистана и в братские республики. Лов

промысловых рыб (севрюга, осетр, судак, сельдь, вобла, кефаль, сом, сазан,

усач, белый, амур, белуга) осуществляется на морских судах рыбовсасывающими

установками, ежегодный улов составляет в республике — 400—500 тыс. ц. К

внутренним водоемам относятся водохранилища, озера, реки и каналы, где

разводят и отлавливают рыбу. Занимаются этим Ашхабадский рыбозавод,

Иолотанский, Чарджоуский, Ташаузский рыбпром-хозы, Тедженское прудовое и

Ашхабадское полносистемное рыбное хозяйства. Улов рыбы ведется на

Каракумском канале, Хаузханском водохранилище, водохранилищах р. Мургаб, Ке-

лифском и Сарыкамышском озерах. Основными промысловыми рыбами внутренних

водоемов являются растительноядные рыбы — белый амур, толстолобик.

Соляная промышленность — старейшая отрасль народного хозяйства республики,

представлена комбинатом «Куулисоль». Начало эксплуатации месторождений

Куули и Баба-Ходжа относится к концу XIX века. Действуют комбинат

«Куулисоль» и Джебельский соляной промысел. Добыча соли на промыслах

полностью механизирована. В пос. Джебел работает цех по расфасовке соли с

использованием дозаторов. Высококачественную соль республика поставляет на

экспорт. В 1983 г. добыча соли составила 404 тыс. т. площади обводненных

пастбищ до 7 млн. га и др. Пропуск воды Амударьи в Каспийское море послужит

местом нерестилищ ценных морских рыб. В ближайшей перспективе на Аму-дарье

немного выше г. Керки будет построено одно из крупнейших гидросооружений

страны — Кизыл-Аякский гидроузел, который будет питать Каракумский и

Каршинский магистральные каналы.

Зерновое хозяйство — это совокупность производственно-технологических

процессов, связанных с выращиванием зерновых культур, уборкой урожая,

заготовкой, хранением, транспортировкой зерна. Зерновые культуры

Туркменистана: пшеница, ячмень, кукуруза, рис, джугара.

Производство зерна, в республике занимает незначительный удельный вес. В

1998 г. посевные площади зерновых составили 144 тыс. га., а валовой сбор

зерна — 266 тыс. т.

Зерновое хозяйство Туркменистана специализируется на производстве

зернофуражных культур для животноводства. Основной зерноводческий район —

Ашхабадская область, где сосредоточен 41% посевов всех зерновых республики.

Почти все посевные площади риса расположены в колхозах и совхозах

Ташаузской области. В посевах зерновых культур преобладают колосовые —

пшеница и ячмень.

Овощеводство. В Туркменистане наиболее распространенными овощными

культурами являются томаты, огурцы, лук, морковь, капуста, перец,

баклажаны, редька, редис. В 1998 г. площадь под овощными культурами

составила 18 тыс. га, валовой сбор — 273 тыс. т, урожайность — 141 ц/га.

Большой удельный вес приходится на томаты, лук, капусту; посевы и

производство этих культур составляют окодо э/4. Основные районы

производства овощей — специализированные хозяйства Прикопетдагского района.

Однако овощеводство в республике пока еще отстает в развитии от других

отраслей сельского хозяйства и не удовлетворяет потребности населения в

овощах, а промышленность — в сырье.

Бахчеводство в Туркменистане — древнейшая отрасль земледелия. К бахчевым

культурам относятся арбузы, дыни, тыква. Ассортимент дынь Туркменистана

включает более 200 типов, различных по срокам созревания,

транспортабельности, формам и размерам плодов. Республика славится сортами

местных дынь, пользующихся мировой славой.

Посевные площади бахчевых культур в 1998 г. составили 23 тыс. га, валовой

сбор бахчевых продовольственных культур — 215 тыс. т, урожайность — 88

ц/га. Бахчеводство развито в Чарджоуской, Ташаузской областях. На их долю

приходится более половины производимых бахчевых в республике. Для

увеличения урожайности и валового сбора бахчевых культур в стране проведена

в 1959—1967 гг. селекционно-семеноводческая работа, внедрены индустриальная

технология, механизация возделывания и уборки.

Из года в год увеличивается вывоз дынь за пределы республики, особенно в

центральные города и северные районы нашей страны. В 1998 г. вывезено 85,6

тыс. т. или в 50 раз больше, чем в 1913 г. Перевозят эту скоропортящуюся

продукцию в специальных вагонах-ледниках, вагонах-рефрижераторах.

Картофелеводство в структуре сельскохозяйственного производства республики

занимает незначительное место. Посевные площади картофеля в 1983 г.

составили всего 2 тыс. га. Серьезное препятствие для выращиаания картофеля

в республике — неблагоприятные климатические условия (высокая тегйпература

и сухость воздуха в летний период), оказывающие отрицательное влияние на

получение высоких урожаев. Картофелеводческие хозяйства размещены в

Ашхабадской области. Колхоз им. Менжинского Каахкинского, отдельные

хозяйства Геок-Тепипского и Бахарденского районов специализируются на

производстве раннего картофеля.

Садоводство — одна из важнейших отраслей сельского хозяйства Туркменистана.

К основным плодовым культурам» выращиваемым в Туркменской ССР, относятся

яблоня, груша,. айва (из семечковых), абрикос, персик, слива, алыча, лох

(из косточковых), грецкий орех и фисташки (из орсхоплодных),, инжир,

маслины, шелковица, гранат, миндаль и лимон (из субтропических).» Наиболее

распространены культуры яблони (44%), абрикоса (19°/о), сливы (8%), груши

(6%), граната (5,5%), персика (4%), все остальные виды плодовых составляют

13,5%.

В 1998 г. площадь под плодовыми культурами составила 23,5 тыс. га, валовой

сбор — 34 тыс. т, урожайность — 27,9 ц/га.

Виноградарство — составная часть агропромышленного комплекса республики,

важнейшей задачей которой является обеспечение населения свежим и сушеным

виноградом винодельческой и консервной промышленности сырьем.

Кормовые культуры — ато группы однолетних и многолетних растений,

выращиваемых для корма сельскохозяйственным животным.

В Туркменской ССР возделывается 5 видов кормовых культур: кормовые травы —

люцерна, суданская трава, вика, пер-ко, рапс; силосные — кукуруза, сорго

(джугара); кормовые бахчевые — кормовой арбуз, тыквп, кабачки; корнеплоды —

сахарная и полусахарная свекла; зернофуражные культуры — озимые ячмень,

рожь (табл. 18). '

В 1998 в республике под люцерной занято 97,6 тыс. га, урожайность сена

люцерны составила 70,3 ц/га, зеленой массы — около 192 ц/га. К основным

сортам люцерны, возделываемым в Туркменистане, относятся Иолотанская-1763,

Ташкентская-3192, Хивинская. Люцерну высевают в Ашхабадской, Марыйской,

Чарджоуской и Ташаузской областях.

Кукуруза — высокоурожайная кормовая и зерновая культура, в 1998 г.

занимавшая 86 тыс. га, из них на зерно — 39 тыс., на силос и зеленый корм —

47 тыс. га. Кукурузу выращивают в оазисах Туркменистана.

Животноводство — отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением

сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов.

Овцеводство — ведущая отрасль животноводства республики. Основная продукция

овцеводства Туркменистана — каракульские смушки и шерсть.

Основная продукция каракулеводства — каракульские шкурки, экспортирующиеся

на мировой рынок и использующиеся ,в меховой промышленности страны. В 1998

г. государственные закупки каракуля составили 1 млн. 254 тыс. смушек, в 3

раза больше, чем в 1940 г.

В результате многолетнего совместного труда ученых и работников передовых

каракулеводческих хозяйств отселекцио-нировано более 300 расцветок и

оттенков каракульских смушек. Производятся 'высокосортные каракульские

смушки следующих окрасок: черной (араби), серой (ширази), сур и розовой

(гулигаз), коричневой (камбар), белой халили и шатури (окраска шерстоного

покрова молодого верблюжонка).

Разведение коз в республике не получило большого развития. В основном коз

разводят на горных пастбищах Копетдага и Кугитанга. Всего в колхозах и

совхозах республики насчитывается более 70 тыс. коз. Продуктивность шерсти

— 1,3—-1,5 кг с головы, живая масса производителей — 56—58 кг. ^-

Овцеводство состоит из многочисленных последовательных взаимосвязанных

производственных процессов, которые тесно связаны с сезонными природными

условиями.

Скотоводство — вторая по народнохозяйственному значению отрасль

животноводства республики, на долю которой приходится псе производимое

молоко, 28% мяса, 36,4% от общей условной численности поголовья

сельскохозяйственных животных.

Скотоводство обеспечивает население такими ценными продуктами питания, как

молоко, говядина, телятина и является сырьевой базой для мясомолочной,

кожепсрерабатывающей промышленности Туркменистана.

Кормовой базой для крупного рогатого скота и республике служат полевые

кормовые культуры и государственные кормовые ресурсы (комбикорм, шелуха,

жмых, шпрот).

Птицеводство. Основное направление в птицеводстве республики — разведение

кур для производства яиц и мяса. Преимуществом птицы является быстрый рост.

НапртпЯёр, мясные цыплята (бройлеры) растут в 2 раза быстрее, чем свиньи.

За 90 дней они увеличивают свой вес в 20—30 раз.

В стране действуют 4 птицефабрики (Ашхабадская, Небит-Дагская, Саятская,

Тедженская), где разведение птицы поставлено на промышленную основу.

Имеется 4 специализированных птицесовхоза (Ашхабадский, Байрам-

Алийский, Чарджоуский, Ташаузский), 7 межхозяйственных птицеводческих

предприятий, а также более 300 птицеферм в колхозах и совхозах (1982 г.).

Для улучшения племенного состава птиц (особенно кур, уток) создан

Тедженский племенной птицесов-хоз.

Производство яиц, по сравнению с 1940 г., увеличилось более чем :п 8 раз, и

в 1983 г. составило 308 млн. шт. Птицеводство наиболее развито в

Ашхабадской, Чарджоуской и Марыйской областях. Основная порода кур,

распространенная в республике — русская белая, ленгорн (различные виды).

Верблюдоводство - пустынная отрасль животноводства. Верблюды используются

как тягловая сила в районах, где использование других видов транспорта

затруднено, или экономически малоэффективно. Кроме того, верблюды обладают

молочной, мясной и шерстной продудуивностью. Верблюды неприхотливы: они

хорошо приспособлены к суровым зимам с низкими температурами, к жаре и

безводью пустыни.

Коневодство. Основное назначение коневодства, также как и верблюдоводства,

— обеспечение транспорта и сельского хозяйства республики тягловой силой. В

республике разводят две породы лошадей: ахалтекинскую и иомудскую, которые

известны во всем мире.

Пчеловодство. В Туркменистане — благоприятные условия для развития

пчеловодства. Нектаропродуктивность с 1 га хлопчатника сорта 8763-И

составляет 310 кг, с 1 га люцерны—200 кг, с 1 га оерблюжьей колючки — 250

кг нектара. Поэтому пчело-подстшо развито в основном в хлопководческих

районах республики.

Продукцией этой отрасли сельского хозяйства является мел, воск, прополис,

пчелиный яд. Пчелы играют большую роль в повышении урожайности

сельскохозяйственных культур, так клк они являются прекрасными опылителями.

ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ

Существуют тесные связи между железнодорожным и морским транспортом.

Грузовые .вагоны по маршруту Ашхабад — Красноводск — Баку перевозят через

Каспий морским паромом, а обратные вагоны из Баку следуют от Красноводска

по железной дороге. В сочетании различных видов транспорта и связи важное

место занимают транспортные узлы.

Транспорт Туркменистана является составной частью экономики и играет важную

роль э народном хозяйстве республики. Почти 4/5 территории республики

занято пустынями. Поэтому транспортное обслуживание многих районов

представляет сложную техническую проблему и требует значительных затрат на

создание сети путей сообщения и на ее эксплуатацию.

Внешние межреспубликанские транспортно-экономические связи осуществляют

железные дороги, морские и речные порты, трубопроводы и воздушный транспорт

(преимущественно в пассажирских перевозках), внутриреспубликанские — в

основном железнодорожный, автомобильный и .воздушный^табл. 19).

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в единой транспортной

системе Туркменской ССР. Формирование железнодорожной сети в Туркменистане

началось в конце XIX в. В 1880—1886 гг. была построена Закаспийская

железная дорога, а в 1897—1898 гг. — железная дорога Мары—Кутка.

Строительство железных дорог продолжалось и в последующие годы: в 1914—1915

гг. построена дорога Каган—Керкичи—Термез, пересекающая восточные районы

республики. Таким образом, нынешняя железнодорожная сеть сформирована в

основном еще до революции.

Железнодорожное строительство, осуществляемое царской Россией на территории

Туркменистана, имело исключительно большое экономическое и

политическое.значение.

В республике действуют три отделения Среднеазиатской железной дороги:

Ашхабадское (от Красноводска до Душака), Марыйское (от Душака до Уч-Аджи и

железнодорожная ветка Мары — Кушка), Чарджоуская (от Уч-Аджи до Ходжа-Дов-

лет, от Чарджоу до Кунграда).

В грузопотоках преобладают продукция и сырье, производимые в республике:

нефть и нефтепродукты, хлопок-волокно, минеральные, строительные материалы,

овощи и бахчи и другие грузы. Среди ввозимых грузов важное место занимают

лес и древесина, машины и оборудование, зерно, черные и цветные металлы,

каменный уголь, продукция легкой и пищевой промышленности.

В республике функционируют два железнодорожных узла— Марыйский и

Чарджоуский. В Марыйском узле пересекаются железнодорожные линии

Красноводск — Ташкент и Мары — Кушка, а в Чарджоуском — Красноводск—Ташкент

и Чарджоу — Ташауз.

Автомобильный транспорт — совокупность автомобильных дорог и технических

средств движения, предприятий и организаций по эксплуатации и обслуживанию,

связанных автотранспортом.

Общая протяженность автомобильных дорог в республике в 1983 г. составила 12

тыс. 400 км, в том числе с твердым покрытием 9 тыс. 600 км. К основным

автомагистралям относятся автодороги Красноводск — Кизыл-Арват —

Ашхабад—Мары — Чарджоу; Мары — Иолотань — Кушка, Кизыл-Арват — Кара-Кала;

Чарджоу — Керки; Чарджоу — Дарган-Ата — Ургенч — Ташауз — Куня-Ургенч;

Небит-Даг — Челекен — Ашхабад — Бахарден — Ербент.

Важнейшим показателем работы автомобильного транспорта является

грузооборот, перевозка грузов и пассажиров. Перевозки автомобильного

транспорта республики ,в 1998 г. достигли 210,2 млн. т.

Значителен удельный вес в перевозке пассажиров легковых таксомоторов, общий

пробег которых увеличился за последние 20 лет в 5 раз.

Морской транспорт — составная часть единой транспортной системы

Туркменистана, который имеет исключительно важное значение для развития

народного хозяйства республики. Транспортно-экономические связи с.

республиками Закавказья, Северным Кавказом, Поволжьем в значительной

степени осуществляются через Каспийское море. Протяженность туркменского

побережья Каспийского моря составляет 800 км, расстояние между восточным и

западным побережьем Каспия (между Красноводском и Баку) 340 км, а от

Красноводска до Махачкалы 652 км. Морской транспорт Туркменистана является

сложным хозяйством, в состав которого входят разнообразные производственные

и обслуживающие организации, учреждения. Основой являются морские суда

(грузовые и пассажирские), кроме того сюда входят Каспийский морской паром,

Красноводское портоуправление, судоремонтный завод в Крас-новодске, связь и

сигнализация, аварийно-спасательные, судоремонтные, подводно-технические

экспедиционные отряды, радиометеорологические станции, учреждения

управления.

Каспийское морское пароходство располагает современными мощными морскими

судами, которые осуществляют в основном малый каботаж. Важнейшие грузы,

отправляемые из Красно-водского порта — хлопок-волокно, транзитные хлебные

грузы, строительные материалы (прежде всего, древесина), металл, уголь,

нефть.

К основным грузам, прибывающим в Красноводский порт, относятся машины и

оборудование, металл, стройматериалы, химические и прочие грузы.

В Туркменистане действуют 3 морских порта — Красно-водск, Бекдаш, Аладжа,

которые в 1974 г. объединены в Красноводское портоуправление.

Воздушный транспорт — совокупность предприятий и организаций по

эксплуатации и обслуживанию гражданской авиации. Авиапредприятия республики

обеспечены самолетами АН-24, АН-26, ЯК-40,, ТУ-154. Кроме высоких скоростей

воздушный транспорт имеет ряд преимуществ по сравнению с наземным и водным.

Авиатрассы проводятся по наиболее кратчайшим воздушным линиям, что

значительно сокращает время в пути следования. Авиатранспорт дает

возможность организовать безостановочное (беспосадочное) сообщение на

дальние расстояния. Пассажирооборот воздушного транспорта в 1998 г.

составил 4787 млн. пассажиро-километров (в 1965 г. 607 тыс.). В 1981 г.

общая протяженность воздушных трасс союзного значения достигла 24,1 тыс.

км, а авиалинии республиканского значения — 3,35 тыс. км.

Воздушным транспортом республики осуществляется преимущественно перевозка

пассажиров, почты, срочных, ценных и скоропортящихся грузов. В 1983 г.

перевезено 2 млн. пассажиров, что в 3 раза больше, чем в 1965 г. Авиация

используется при обработке садов и виноградников, дефолиации хлопчатника.

Объем авиахимических работ в сельском хозяйстве республики в 1983 г.

составил 1,36 млн. га. В народном хозяйстве Туркменистана широко

применяются вертолеты.

Трубопроводный транспорт занимает в транспортной системе республики все

возрастающее значение. Он наиболее экономичен и технически более совершенен

при транспортировке нефти и газа.

По назначению различают: нефтепроводный, газопроводный, магистральный и

водопроводный. Первый нефтепровод в Туркменистане Кум-Даг — Вышка

(протяженностью 40 км) сдан в эксплуатацию в 1946 г., затем были построены

нефтепроводы: Вышка — Красноводск; Котурдепе — Белек — Красноводск;

Котурдепе — Челекен. Руководство работами по транспортировке нефти

нефтепроводами осуществляет Управление туркменских магистральных

нефтепроводов.

Комплекс передачи и приема информации (связь) — играет важную роль в

условиях научно-технической революции. В зависимости от технических средств

связь подразделяется на почтовую и электросвязь. Почтовая связь или почта

осуществляет пересылку и доставку адресатам писем, периодической печати,

денежных переводов, посылок, бандеролей. Основное средство для перевозки

почтовых передач являются различные виды транспорта, прежде всего,

авиационный и железнодорожный. Почтамты и почтовые отделения снабжены

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.