![]() |
|
|
РПС ТуркменистанаПредприятия молочной промышленности Туркменистана вырабатывают из молока масло, пастетизованное молоко, брынзу, кисломолочные (творог, сметана, простокваша, кефир, ряженка и др. продукты), мороженое. В республике действуют один молочный комбинат, 3 городских и 9 головных молочно- маслодельных заводов, которые объединяют 15 низовых молоч-но-маслодельных заводов, 10 производственных участков и 38 сепараторных отделений (1982 г.). Основные центры молочной промышленности — Ашхабад, Чарджоу, Мары, Ташауз, Небит-Даг, Керки, Кизыл-Арват, Теджен, Байрам-Али, Тахта-Базар, Куня-Ургенч, Челекен. Масложировая промышленность специализируется на производстве растительного (хлопкового) масла и хозяйственного мыла. Хлопковое масло находит широкое использование, подобно многим растительным маслам, и в пищевом, и в техническом отношениях. Из 1 т семян хлопчатника в среднем получают 147 кг рафинированного масла, 400 кг жмыха, 20 кг пуха, 375 кг шелухи, 20 кг мыла. В стране действуют Байрам-Алийский масложиркомбинат, Ташаузский маслоэкспеллерный (1972 г.) и Чарджоуский маслоэкстракционный (1979 г.) заводы. Байрам-Алийский масложиркомбинат — одно из старейших промышленных предприятий Туркменистана (построен в 1903 г.). Ежегодно завод перерабатывает 167 тыс. т семян и вырабатывает 30 тыс. т масла. Винодельческая промышленность республики базируется на переработке местного сырья и относится к отраслям союзной специализации. Климатические условия Туркменской ССР позволяют выращивать виноград с содержанием сахара до 28%. Приготовленные из такого винограда вина пользуются большим спросом за рубежом. В республике действуют 4 пивоваренных завода в Ашхабаде, Мары, Чарджоу и Ташаузе, которые ежегодно производят 4,6 мл. дал пива (1982 г.). Старейший из них — Марыйский завод, построен в 20-е гг. В 1938 г. сдан в эксплуатацию Ашхабадский, в 1952 г. — Ташаузский, в 1980 г. — Чарджоуский заводы. Рыбная промышленность Туркменской ССР базируется на рыбных богатствах Каспийского моря и внутренних водоемов. В республике функционируют два рыбопромышленных управления: Туркменское территориально-производственное объединение «Туркменрыбпром», находящееся в Красноводске. Объединение «Туркменрыбпром» включает Красно-водский рыбоперерабатывающий комбинат, 4 рыболовецких колхоза «Каспий», им. Калинина Красноводского, «Верховный Совет» и «16 лет Октября» Гасан-Кулийского районов, Туркменскую судоремонтно-техническую станцию, транспортно-складскую и жилищно- коммунальную конторы. Продукцию рыболовецких колхозов перерабатывает Красноводский рыбокомбинат: мороженая, копченая и маринованная рыба направляется в города Туркменистана и в братские республики. Лов промысловых рыб (севрюга, осетр, судак, сельдь, вобла, кефаль, сом, сазан, усач, белый, амур, белуга) осуществляется на морских судах рыбовсасывающими установками, ежегодный улов составляет в республике — 400—500 тыс. ц. К внутренним водоемам относятся водохранилища, озера, реки и каналы, где разводят и отлавливают рыбу. Занимаются этим Ашхабадский рыбозавод, Иолотанский, Чарджоуский, Ташаузский рыбпром-хозы, Тедженское прудовое и Ашхабадское полносистемное рыбное хозяйства. Улов рыбы ведется на Каракумском канале, Хаузханском водохранилище, водохранилищах р. Мургаб, Ке- лифском и Сарыкамышском озерах. Основными промысловыми рыбами внутренних водоемов являются растительноядные рыбы — белый амур, толстолобик. Соляная промышленность — старейшая отрасль народного хозяйства республики, представлена комбинатом «Куулисоль». Начало эксплуатации месторождений Куули и Баба-Ходжа относится к концу XIX века. Действуют комбинат «Куулисоль» и Джебельский соляной промысел. Добыча соли на промыслах полностью механизирована. В пос. Джебел работает цех по расфасовке соли с использованием дозаторов. Высококачественную соль республика поставляет на экспорт. В 1983 г. добыча соли составила 404 тыс. т. площади обводненных пастбищ до 7 млн. га и др. Пропуск воды Амударьи в Каспийское море послужит местом нерестилищ ценных морских рыб. В ближайшей перспективе на Аму-дарье немного выше г. Керки будет построено одно из крупнейших гидросооружений страны — Кизыл-Аякский гидроузел, который будет питать Каракумский и Каршинский магистральные каналы. Зерновое хозяйство — это совокупность производственно-технологических процессов, связанных с выращиванием зерновых культур, уборкой урожая, заготовкой, хранением, транспортировкой зерна. Зерновые культуры Туркменистана: пшеница, ячмень, кукуруза, рис, джугара. Производство зерна, в республике занимает незначительный удельный вес. В 1998 г. посевные площади зерновых составили 144 тыс. га., а валовой сбор зерна — 266 тыс. т. Зерновое хозяйство Туркменистана специализируется на производстве зернофуражных культур для животноводства. Основной зерноводческий район — Ашхабадская область, где сосредоточен 41% посевов всех зерновых республики. Почти все посевные площади риса расположены в колхозах и совхозах Ташаузской области. В посевах зерновых культур преобладают колосовые — пшеница и ячмень. Овощеводство. В Туркменистане наиболее распространенными овощными культурами являются томаты, огурцы, лук, морковь, капуста, перец, баклажаны, редька, редис. В 1998 г. площадь под овощными культурами составила 18 тыс. га, валовой сбор — 273 тыс. т, урожайность — 141 ц/га. Большой удельный вес приходится на томаты, лук, капусту; посевы и производство этих культур составляют окодо э/4. Основные районы производства овощей — специализированные хозяйства Прикопетдагского района. Однако овощеводство в республике пока еще отстает в развитии от других отраслей сельского хозяйства и не удовлетворяет потребности населения в овощах, а промышленность — в сырье. Бахчеводство в Туркменистане — древнейшая отрасль земледелия. К бахчевым культурам относятся арбузы, дыни, тыква. Ассортимент дынь Туркменистана включает более 200 типов, различных по срокам созревания, транспортабельности, формам и размерам плодов. Республика славится сортами местных дынь, пользующихся мировой славой. Посевные площади бахчевых культур в 1998 г. составили 23 тыс. га, валовой сбор бахчевых продовольственных культур — 215 тыс. т, урожайность — 88 ц/га. Бахчеводство развито в Чарджоуской, Ташаузской областях. На их долю приходится более половины производимых бахчевых в республике. Для увеличения урожайности и валового сбора бахчевых культур в стране проведена в 1959—1967 гг. селекционно-семеноводческая работа, внедрены индустриальная технология, механизация возделывания и уборки. Из года в год увеличивается вывоз дынь за пределы республики, особенно в центральные города и северные районы нашей страны. В 1998 г. вывезено 85,6 тыс. т. или в 50 раз больше, чем в 1913 г. Перевозят эту скоропортящуюся продукцию в специальных вагонах-ледниках, вагонах-рефрижераторах. Картофелеводство в структуре сельскохозяйственного производства республики занимает незначительное место. Посевные площади картофеля в 1983 г. составили всего 2 тыс. га. Серьезное препятствие для выращиаания картофеля в республике — неблагоприятные климатические условия (высокая тегйпература и сухость воздуха в летний период), оказывающие отрицательное влияние на получение высоких урожаев. Картофелеводческие хозяйства размещены в Ашхабадской области. Колхоз им. Менжинского Каахкинского, отдельные хозяйства Геок-Тепипского и Бахарденского районов специализируются на производстве раннего картофеля. Садоводство — одна из важнейших отраслей сельского хозяйства Туркменистана. К основным плодовым культурам» выращиваемым в Туркменской ССР, относятся яблоня, груша,. айва (из семечковых), абрикос, персик, слива, алыча, лох (из косточковых), грецкий орех и фисташки (из орсхоплодных),, инжир, маслины, шелковица, гранат, миндаль и лимон (из субтропических).» Наиболее распространены культуры яблони (44%), абрикоса (19°/о), сливы (8%), груши (6%), граната (5,5%), персика (4%), все остальные виды плодовых составляют 13,5%. В 1998 г. площадь под плодовыми культурами составила 23,5 тыс. га, валовой сбор — 34 тыс. т, урожайность — 27,9 ц/га. Виноградарство — составная часть агропромышленного комплекса республики, важнейшей задачей которой является обеспечение населения свежим и сушеным виноградом винодельческой и консервной промышленности сырьем. Кормовые культуры — ато группы однолетних и многолетних растений, выращиваемых для корма сельскохозяйственным животным. В Туркменской ССР возделывается 5 видов кормовых культур: кормовые травы — люцерна, суданская трава, вика, пер-ко, рапс; силосные — кукуруза, сорго (джугара); кормовые бахчевые — кормовой арбуз, тыквп, кабачки; корнеплоды — сахарная и полусахарная свекла; зернофуражные культуры — озимые ячмень, рожь (табл. 18). ' В 1998 в республике под люцерной занято 97,6 тыс. га, урожайность сена люцерны составила 70,3 ц/га, зеленой массы — около 192 ц/га. К основным сортам люцерны, возделываемым в Туркменистане, относятся Иолотанская-1763, Ташкентская-3192, Хивинская. Люцерну высевают в Ашхабадской, Марыйской, Чарджоуской и Ташаузской областях. Кукуруза — высокоурожайная кормовая и зерновая культура, в 1998 г. занимавшая 86 тыс. га, из них на зерно — 39 тыс., на силос и зеленый корм — 47 тыс. га. Кукурузу выращивают в оазисах Туркменистана. Животноводство — отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов. Овцеводство — ведущая отрасль животноводства республики. Основная продукция овцеводства Туркменистана — каракульские смушки и шерсть. Основная продукция каракулеводства — каракульские шкурки, экспортирующиеся на мировой рынок и использующиеся ,в меховой промышленности страны. В 1998 г. государственные закупки каракуля составили 1 млн. 254 тыс. смушек, в 3 раза больше, чем в 1940 г. В результате многолетнего совместного труда ученых и работников передовых каракулеводческих хозяйств отселекцио-нировано более 300 расцветок и оттенков каракульских смушек. Производятся 'высокосортные каракульские смушки следующих окрасок: черной (араби), серой (ширази), сур и розовой (гулигаз), коричневой (камбар), белой халили и шатури (окраска шерстоного покрова молодого верблюжонка). Разведение коз в республике не получило большого развития. В основном коз разводят на горных пастбищах Копетдага и Кугитанга. Всего в колхозах и совхозах республики насчитывается более 70 тыс. коз. Продуктивность шерсти — 1,3—-1,5 кг с головы, живая масса производителей — 56—58 кг. ^- Овцеводство состоит из многочисленных последовательных взаимосвязанных производственных процессов, которые тесно связаны с сезонными природными условиями. Скотоводство — вторая по народнохозяйственному значению отрасль животноводства республики, на долю которой приходится псе производимое молоко, 28% мяса, 36,4% от общей условной численности поголовья сельскохозяйственных животных. Скотоводство обеспечивает население такими ценными продуктами питания, как молоко, говядина, телятина и является сырьевой базой для мясомолочной, кожепсрерабатывающей промышленности Туркменистана. Кормовой базой для крупного рогатого скота и республике служат полевые кормовые культуры и государственные кормовые ресурсы (комбикорм, шелуха, жмых, шпрот). Птицеводство. Основное направление в птицеводстве республики — разведение кур для производства яиц и мяса. Преимуществом птицы является быстрый рост. НапртпЯёр, мясные цыплята (бройлеры) растут в 2 раза быстрее, чем свиньи. За 90 дней они увеличивают свой вес в 20—30 раз. В стране действуют 4 птицефабрики (Ашхабадская, Небит-Дагская, Саятская, Тедженская), где разведение птицы поставлено на промышленную основу. Имеется 4 специализированных птицесовхоза (Ашхабадский, Байрам- Алийский, Чарджоуский, Ташаузский), 7 межхозяйственных птицеводческих предприятий, а также более 300 птицеферм в колхозах и совхозах (1982 г.). Для улучшения племенного состава птиц (особенно кур, уток) создан Тедженский племенной птицесов-хоз. Производство яиц, по сравнению с 1940 г., увеличилось более чем :п 8 раз, и в 1983 г. составило 308 млн. шт. Птицеводство наиболее развито в Ашхабадской, Чарджоуской и Марыйской областях. Основная порода кур, распространенная в республике — русская белая, ленгорн (различные виды). Верблюдоводство - пустынная отрасль животноводства. Верблюды используются как тягловая сила в районах, где использование других видов транспорта затруднено, или экономически малоэффективно. Кроме того, верблюды обладают молочной, мясной и шерстной продудуивностью. Верблюды неприхотливы: они хорошо приспособлены к суровым зимам с низкими температурами, к жаре и безводью пустыни. Коневодство. Основное назначение коневодства, также как и верблюдоводства, — обеспечение транспорта и сельского хозяйства республики тягловой силой. В республике разводят две породы лошадей: ахалтекинскую и иомудскую, которые известны во всем мире. Пчеловодство. В Туркменистане — благоприятные условия для развития пчеловодства. Нектаропродуктивность с 1 га хлопчатника сорта 8763-И составляет 310 кг, с 1 га люцерны—200 кг, с 1 га оерблюжьей колючки — 250 кг нектара. Поэтому пчело-подстшо развито в основном в хлопководческих районах республики. Продукцией этой отрасли сельского хозяйства является мел, воск, прополис, пчелиный яд. Пчелы играют большую роль в повышении урожайности сельскохозяйственных культур, так клк они являются прекрасными опылителями. ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ Существуют тесные связи между железнодорожным и морским транспортом. Грузовые .вагоны по маршруту Ашхабад — Красноводск — Баку перевозят через Каспий морским паромом, а обратные вагоны из Баку следуют от Красноводска по железной дороге. В сочетании различных видов транспорта и связи важное место занимают транспортные узлы. Транспорт Туркменистана является составной частью экономики и играет важную роль э народном хозяйстве республики. Почти 4/5 территории республики занято пустынями. Поэтому транспортное обслуживание многих районов представляет сложную техническую проблему и требует значительных затрат на создание сети путей сообщения и на ее эксплуатацию. Внешние межреспубликанские транспортно-экономические связи осуществляют железные дороги, морские и речные порты, трубопроводы и воздушный транспорт (преимущественно в пассажирских перевозках), внутриреспубликанские — в основном железнодорожный, автомобильный и .воздушный^табл. 19). Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в единой транспортной системе Туркменской ССР. Формирование железнодорожной сети в Туркменистане началось в конце XIX в. В 1880—1886 гг. была построена Закаспийская железная дорога, а в 1897—1898 гг. — железная дорога Мары—Кутка. Строительство железных дорог продолжалось и в последующие годы: в 1914—1915 гг. построена дорога Каган—Керкичи—Термез, пересекающая восточные районы республики. Таким образом, нынешняя железнодорожная сеть сформирована в основном еще до революции. Железнодорожное строительство, осуществляемое царской Россией на территории Туркменистана, имело исключительно большое экономическое и политическое.значение. В республике действуют три отделения Среднеазиатской железной дороги: Ашхабадское (от Красноводска до Душака), Марыйское (от Душака до Уч-Аджи и железнодорожная ветка Мары — Кушка), Чарджоуская (от Уч-Аджи до Ходжа-Дов- лет, от Чарджоу до Кунграда). В грузопотоках преобладают продукция и сырье, производимые в республике: нефть и нефтепродукты, хлопок-волокно, минеральные, строительные материалы, овощи и бахчи и другие грузы. Среди ввозимых грузов важное место занимают лес и древесина, машины и оборудование, зерно, черные и цветные металлы, каменный уголь, продукция легкой и пищевой промышленности. В республике функционируют два железнодорожных узла— Марыйский и Чарджоуский. В Марыйском узле пересекаются железнодорожные линии Красноводск — Ташкент и Мары — Кушка, а в Чарджоуском — Красноводск—Ташкент и Чарджоу — Ташауз. Автомобильный транспорт — совокупность автомобильных дорог и технических средств движения, предприятий и организаций по эксплуатации и обслуживанию, связанных автотранспортом. Общая протяженность автомобильных дорог в республике в 1983 г. составила 12 тыс. 400 км, в том числе с твердым покрытием 9 тыс. 600 км. К основным автомагистралям относятся автодороги Красноводск — Кизыл-Арват — Ашхабад—Мары — Чарджоу; Мары — Иолотань — Кушка, Кизыл-Арват — Кара-Кала; Чарджоу — Керки; Чарджоу — Дарган-Ата — Ургенч — Ташауз — Куня-Ургенч; Небит-Даг — Челекен — Ашхабад — Бахарден — Ербент. Важнейшим показателем работы автомобильного транспорта является грузооборот, перевозка грузов и пассажиров. Перевозки автомобильного транспорта республики ,в 1998 г. достигли 210,2 млн. т. Значителен удельный вес в перевозке пассажиров легковых таксомоторов, общий пробег которых увеличился за последние 20 лет в 5 раз. Морской транспорт — составная часть единой транспортной системы Туркменистана, который имеет исключительно важное значение для развития народного хозяйства республики. Транспортно-экономические связи с. республиками Закавказья, Северным Кавказом, Поволжьем в значительной степени осуществляются через Каспийское море. Протяженность туркменского побережья Каспийского моря составляет 800 км, расстояние между восточным и западным побережьем Каспия (между Красноводском и Баку) 340 км, а от Красноводска до Махачкалы 652 км. Морской транспорт Туркменистана является сложным хозяйством, в состав которого входят разнообразные производственные и обслуживающие организации, учреждения. Основой являются морские суда (грузовые и пассажирские), кроме того сюда входят Каспийский морской паром, Красноводское портоуправление, судоремонтный завод в Крас-новодске, связь и сигнализация, аварийно-спасательные, судоремонтные, подводно-технические экспедиционные отряды, радиометеорологические станции, учреждения управления. Каспийское морское пароходство располагает современными мощными морскими судами, которые осуществляют в основном малый каботаж. Важнейшие грузы, отправляемые из Красно-водского порта — хлопок-волокно, транзитные хлебные грузы, строительные материалы (прежде всего, древесина), металл, уголь, нефть. К основным грузам, прибывающим в Красноводский порт, относятся машины и оборудование, металл, стройматериалы, химические и прочие грузы. В Туркменистане действуют 3 морских порта — Красно-водск, Бекдаш, Аладжа, которые в 1974 г. объединены в Красноводское портоуправление. Воздушный транспорт — совокупность предприятий и организаций по эксплуатации и обслуживанию гражданской авиации. Авиапредприятия республики обеспечены самолетами АН-24, АН-26, ЯК-40,, ТУ-154. Кроме высоких скоростей воздушный транспорт имеет ряд преимуществ по сравнению с наземным и водным. Авиатрассы проводятся по наиболее кратчайшим воздушным линиям, что значительно сокращает время в пути следования. Авиатранспорт дает возможность организовать безостановочное (беспосадочное) сообщение на дальние расстояния. Пассажирооборот воздушного транспорта в 1998 г. составил 4787 млн. пассажиро-километров (в 1965 г. 607 тыс.). В 1981 г. общая протяженность воздушных трасс союзного значения достигла 24,1 тыс. км, а авиалинии республиканского значения — 3,35 тыс. км. Воздушным транспортом республики осуществляется преимущественно перевозка пассажиров, почты, срочных, ценных и скоропортящихся грузов. В 1983 г. перевезено 2 млн. пассажиров, что в 3 раза больше, чем в 1965 г. Авиация используется при обработке садов и виноградников, дефолиации хлопчатника. Объем авиахимических работ в сельском хозяйстве республики в 1983 г. составил 1,36 млн. га. В народном хозяйстве Туркменистана широко применяются вертолеты. Трубопроводный транспорт занимает в транспортной системе республики все возрастающее значение. Он наиболее экономичен и технически более совершенен при транспортировке нефти и газа. По назначению различают: нефтепроводный, газопроводный, магистральный и водопроводный. Первый нефтепровод в Туркменистане Кум-Даг — Вышка (протяженностью 40 км) сдан в эксплуатацию в 1946 г., затем были построены нефтепроводы: Вышка — Красноводск; Котурдепе — Белек — Красноводск; Котурдепе — Челекен. Руководство работами по транспортировке нефти нефтепроводами осуществляет Управление туркменских магистральных нефтепроводов. Комплекс передачи и приема информации (связь) — играет важную роль в условиях научно-технической революции. В зависимости от технических средств связь подразделяется на почтовую и электросвязь. Почтовая связь или почта осуществляет пересылку и доставку адресатам писем, периодической печати, денежных переводов, посылок, бандеролей. Основное средство для перевозки почтовых передач являются различные виды транспорта, прежде всего, авиационный и железнодорожный. Почтамты и почтовые отделения снабжены |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |