реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Северный экономический регион

условия не позволяют обеспечить высокую урожайность зерновых культур, в то

время как по урожайности картофеля и овощей Вологодская область не уступает

средне широтным районам страны.

ЖИВОТНОВОДСТВО

Животноводство является ведущей отраслью сельского хозяйства района и

обеспечивает более 80 процентов производства валовой сельскохозяйственной

продукцией. Отрасль представлена молочным животноводством, развиты

свиноводство и птицеводство. На территории Мурманской и Архангельской

областей, республике Коми развито оленеводство. В сельской местности южной

части района, главным образом Вологодской области, широкое развитие

получили молочные фермы, специализированные свиноводческие и птицеводческие

хозяйства на промышленной основе, которые характеризуются высокой

продуктивностью и рентабельностью.

Современный уровень развития сельского хозяйства Северного района

обеспечивает некоторое увеличение производства основных продуктов питания:

мяса и мясопродуктов, яиц, рыбы и рыбопродуктов, овощей и бахчевых культур.

Однако удовлетворение потребностей населения в соответствии с рациональными

нормами питания вызывает необходимость завоза сельскохозяйственной

продукции из других районов страны. Из средне широтных и южных районов

страны сюда завозят зерно, мясо, картофель, овощи, фрукты, свежее молоко и

молочные продукты. \к\1.2\д

РАЗМЕЩЕНИЕ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СЕВЕРНОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА.\о +----------------------------------------------

---------------+ |

| Административно- | Наименование | |

Отрасль

| территориальная | промышленного | | промышленности |

единица

|

центра

| +--------------------+---------------------+------------------| |

Черная

| Вологодская обл. | Череповец | | металлургия |

|

| +--------------------+---------------------+------------------| |

Цветная

| Мурманская обл. | Мончегорск, Кан- | | металлургия |

| далакша.

| |

+---------------------+------------------| |

| республика Карелия | Надвоицы | +--------------------+--------------

-------+------------------| | Машиностроение | Вологодская обл.

|Череповец,Вологда.| |

+---------------------+------------------| |

| Архангельская обл. | Архангельск. | |

+---------------------+------------------| |

| республика Коми | Инта,Воркута,Сык-| |

|

| тывкар,Щельяюр | |

+---------------------+------------------| |

| Мурманская обл. | Мурманск

| |

+---------------------+------------------| |

| республика Карелия | Петрозаводск | +--------------------+------------

---------+------------------| | Нефтеперераба- | республика Коми | Ухта

| | тывающая

|

|

| +--------------------+---------------------+------------------| |

Химическая

| Вологодская обл. | Череповец

| |

+---------------------+------------------| |

| республика Коми | Сосногорск

| +--------------------+---------------------+------------------| |

Лесная и дерево- | Мурманская обл. | Мурманск, Канда- | | обрабатывающая |

| лакша, Умба. | |

+---------------------+------------------| |

| республика Карелия | Петрозаводск, | |

|

| Южкозеро,Кестень-| |

|

| га, Кемь.

| |

+---------------------+------------------| |

| Вологодская обл. | Белозерск, Сокол,| |

|

| Великий Устюг. | |

+---------------------+------------------| |

| Архангельская обл.| Архангельск,Онега| |

|

| Карпогоры,Котлас,| |

|

| Коноша.

| |

+---------------------+------------------| |

| республика Коми | Сыктывкар,Воркута| |

|

| Нарьян-Мар.

| +--------------------+---------------------+------------------| |

Целлюлозно -

| республика Карелия | Суоярви,Кондопога| | бумажная

|

| Питкяранта.

| |

+---------------------+------------------| |

| Архангельская обл. | Кодино,Новодвинск| |

|

| Коряжма.

| +--------------------+---------------------+------------------| |

Рыбная

| Мурманская обл. | Мурманск

| |

+---------------------+------------------| |

| республика Карелия | Беломорск, Петро-| |

|

| заводск.

| |

+---------------------+------------------| |

| Архангельская обл. | Архангельск,Ме- | |

|

| зень,Шойна,Индига| +-------------------------------------------------

------------+ \*\д Глава 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ СЕВЕРНОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА.\о

Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта:

железнодорожным, морским и речным. На их долю приходится свыше 90%

грузооборота. Большое развитие получил трубопроводный транспорт. В

Ухтинском нефтепромысловом районе функционирует система нефтепроводов,

подающая сырую нефть на Ухтинский нефтеперерабатывающий завод. Крупный

магистральный нефтепровод Ярославль - Кириши снабжает Киришский

нефтеперерабатывающий завод нефтью из Поволжья. По нефтепроводу Уса Ухта -

Ярославль - Москва нефть Усинского месторождения поступает на переработку

на Московский НПЗ. Два магистральных газопровода (Белоусово - Санкт-

Петербург, Ухта - Вологда Череповец - Санкт-Петербург) обеспечивают подачу

газа Санкт-Петербургскому и Череповецкому промышленным узлам. С вводом в

действие в 80-е годы магистрального газопровода Ухта -Рыбинск - Торжок

увеличилась подача газа этим промышленным центрам, а также стала возможным

часть сибирского газа направить в Финляндию. Этот газопровод, получивший

название "Сияние Севера", соединен газопроводом Вуктыл - Пунга - Надым с

газовыми месторождениями севера Тюменской области.

Перевозки грузов морским транспортом внутри района относительно

невелики. Однако велика роль морского транспорта в осуществлении

внешнеторговых связей как самого района (вывоз лесоматериалов, апатитов,

железной руды), так и других районов страны.

Большую роль, особенно во внутрирайонных перевозках, играет речной

транспорт. Грузооборот Северного, Беломорско-Онежского и Печорского

пароходств составляет около 20 млрд.т*км. Во внутрирайонных перевозках

преобладают лесные грузы. Межрайонные связи речным транспортом значительно

увеличились после реконструкции в 80-х годах Волго-Балтийского водного

пути.

Северный район слабо обеспечен благоустроенными автомобильными

дорогами. Основная сеть дорог сосредоточена в южной части района, где они

играют большую роль в обслуживании внутрирайонных сообщений. Большое

значение имеют автомагистрали Санкт-Петербург - Мурманск, Вологда -

Архангельск, Вологда - Новая Ладога.

Основу транспортной сети района составляют железные дороги,

обеспечивающие как регулярную внутреннюю связь, так и связь с другими

районами страны. На долю железнодорожного транспорта приходится около 80%

грузооборота района. В вывозе преобладают лесные грузы, направляемые на юг

и запад европейской части страны, апатиты, продукция цветной и черной

металлургии; во ввозе - уголь (из Кузбасса), нефтепродукты (из Поволжья) и

хлебные грузы (из южных зерновых баз страны).

Архангельская область и республика Коми слабо обеспечены железными

дорогами. Многие районы здесь не имеют железнодорожных путей и

обслуживаются речным транспортом по рекам Северная Двина, Печора, Сухона и

Вычегда. Главными перевалочными пунктами являются Котлас, Архангельск,

Сыктывкар, Ухта, Печора, Вельск и Череповец.

Наиболее крупные грузопотоки связаны с лесопромышленным освоением

района.Древесина к железнодорожным магистралям поступает из более удаленных

лесоэксплуатационных районов по рекам и лесовозным железнодорожным и

автомобильным путям. В Архангельске, Котласе, Коряжме, Сыктывкаре и Соколе

находятся крупные предприятия по переработке древесины. Погрузка древесины

осуществляется на станциях Бакарица, Вычегда, Архангельск, Пукса, Микунь,

Исакогорка, Сухона, Вага и Котлас. Лесная продукция вывозится в центральные

и южные районы страны.

Для печорского направления характерен большой грузопоток воркутинского

каменного угля. Крупнейшими станциями погрузки угля являются Инта, Мульда и

Воркута. Уголь идет на Череповецкий металлургический комбинат (около 10

млн.т в год), в Санкт-Петербург, Архангельск и другие промышленные центры

страны. Значительный объем перевозок связан с развозом нефтепродуктов

Ухтинского района.

Важным условием развития производительных сил Северного экономического

района является новое железнодорожное строительство. Здесь построены

лесовозные линии Архангельск - Карпогоры и Микунь - Кослан - Ертом. В

верховьях Печоры построена линия Сосногорск - Троицко-Печорск. Введены в

эксплуатацию новые железнодорожные линии Ядриха - Красавино Великий Устюг и

Сыня - Усинск. Электрифицированы наиболее грузонапряженные участки: Данилов

- Вологда, Буй - Вологда Череповец, Вологда - Коноша. Участок Александров -

Ярославль - Буй - Свеча на всей протяженности электрифицирован и

специализируется на пропуске пассажирских поездов из Москвы на восток и

обратно. \д

Глава 5. СЕВЕРНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА.\о

Северная дорога обслуживает значительную часть Северо-Западного района

и соединяет его с Центральным, обеспечивая еще одну связь с Европейским

Севером. Эксплуатационная длина дороги 5727 тыс.км, или 4,3%

эксплуатационной длины сети. В район тяготения дороги входит восточная

часть Северо-Западного района, значительная часть Центрального и небольшая

часть Волго-Вятского. Дорога на 65% длины проходит по территории Северо-

Западного и 35% Центрального районов. В общей сети дорог Северо-Западного

района Северная дорога занимает около 30%. Основная часть сети района

приходится на Октябрьскую дорогу. Дорога обслуживает Архангельскую,

Вологодскую, Костромскую, Ивановскую, Ярославскую области, республику Коми

и частично Владимирскую и Кировскую.

Северная дорога граничит на востоке и юге с Горьковской, на юге - с

Московской, на Западе - с Октябрьской дорогами. Северной границей района

тяготения служат Белое и Баренцево моря. Дорога состоит из основного

меридионального хода (Москва) - Александров - Архангельск с веткой на

Карпогоры; огромной Печорской магистрали Коноша - Котлас - Воркута, идущей

с юго-запада на северо-восток с ответвлением Чум-Лабытнанги, Сосногорк -

Троицко-Печорск, Сыктывкар - Микунь - Ертом; двух широтных линий:

Обозерская - Маленга далее Баломорск, связывающий Северную и Октябрьскую

дороги, и (Санкт-Петербург) - Череповец - Вологда- Свеча - (Киров

Свердловск), связывающей Северо-Запад с Уралом и Сибирью, и ряда менее

значительных линий внутрирайонного значения: (Бологое) - Сонково -

Ермолено, Кинешма - Иваново - (Бельково), (Новки) - Иваново - Нерехта -

Ярославль - Рыбинск - (Сонково), Нерехта - Кострома - Галич, Буй - Данилов.

Эти линии делают сеть более рациональной повышают ее маневренность.

Северная дорога взаимодействует со всеми видами транспорта. В виду

малой разветвленности железных дорог большое значение имеют судоходные

реки: почти широтно протекающая Сухона, которая после слияния с рекой Юг

образует Северную Двину, текущую с юго-востока на северо-запад; Вычегда -

приток Северной Двины, также протекающая почти широтно; Онега, Мезень и на

востоке района огромная Печора. На юге-западе проходит Волго-Балтийиский

путь и Северо-Двинская система. Рыбинское море связывает юго-западную часть

района тяготения дороги с каналом имени Москвы.

Работа Северной дороги взаимодействует с тремя речными пароходствами;

Волжским, включающим Волгу от Рыбинска до Астрахани (по станциям Ярославль,

Рыбинск, Кинешма, Кострома); Северным, включающим Северную Двину, Вычегду,

реку Юг (по станции Шекна), и Печорским, включающим Печору и ее судоходные

притоки Усу и Ижму (по станциям Кожва, Абезь на Усе и Сосногорск на Ижме).

На севере района железнодорожные и речные пути соединяются с морскими

и сочетают свою работу с Северным морским пароходством.Морские порты района

тяготения - Архангельск, Онега, Мезень, Нарьян-Мар, расположенными в устьях

больших рек, имеют важное значение для арктического каботажного

судоходства.

Важный узел автомобильных дорог Вологда. От него ав томобильные дороги

отходят на Архангельск, Белоозерск Каргополь и Санкт-Петербург. На Востоке

большая роль при надлежит меридиональной автомобильной дороги, идущей от

Котласа на Шарью и дале в южном направлении на Горький. Автомобильные

дороги Вологда Вельск и Котлас - Шарья соединяются дорогой Чикшино - Потьма

- Никольск. Все эти дороги республиканского значения. Важным звеном

транспортной системы района является трубопроводный транспорт

По району проходят нефтепровод Ухта - Ярославль и газопроводы Западная

Сибирь - республика Коми - Санкт-Петербург - Хельсинки, Выктуль - Ухта -

Рыбинск - Торжок Санкт-Петербург.

Район тяготения дороги богат природными ресурсами. Основное богатство

- это лес. Наряду со старыми пунктами лесозаготовок, расположенными вдоль

линии Архангельск - Вологда, возникли новые пункты вдоль Печорской линии.

Крупнейший центр лесопереработки - Архангельск. Большое лесопильное

производство сосредоточено в Котласе, на станциях Бакарица, Пермилово,

Шалакуша, Сыктывкар. При станциях Архангельск и Онега работают

лесохимические заводы. Крупные предприятия по переработке древесины

находятся в Котласе и Сыктывкаре. На Крайнем Севере в предгорьях Северного

Урала простирается Печорский угольный бассейн. Центры добычи угля: Воркута,

Инта, Хальмер-Ю. Добыча угля в районе Северной дороги состовляет 3,7%

общероссийской. По линиям Воркута - Чум, Чум - Лабытнанги, пересекающим

Северный Урал, печорские угли имеют выход на Нижнюю Обь а районе Салехарда.

В пунктах Вой-Вож, Ярега, Ижма добывается ухтинская нефть, которая

перерабатывается в Ухте и Ярославле. Верхне-Ижимский район имеет природный

горючий газ, который направляется в Ярославль - Кириши. Разрабатываются

месторождения известняка и гипса. Наличие морей, крупных рек и озер

предопределило развитие промысла морского зверя (главным образом тюленей) и

рыбного, являющегося старинной специализацией района.

Череповецкий металлургический завод обеспечивает район тяготения

дороги черным металлом. В районе много предприятий металлообрабатывающей и

машиностроительной промышленности разного рода: станкостроение и

приборостроение (Ярославль и Рыбинск, энергетическое машиностроение

(Ярославль). Транспортное машиностроение представлено электровозоремонтным

и вагоноремонтными (грузовые вагоны и полувагоны) заводами в Ярославле и

Вологде (пассажирские вагоны), а также судостроением (Архангельск, Рыбинск,

Котлас, Великий Устюг). Развито текстильное машиностроение.

Энергетика района представлена рядом тепловых электростанций,

работающих на угле, торфе, газе. Тепловые электростанции находятся около

железнодорожных станций: Архангельска, Иванова, Ухты, Воркуты, Ярославля и

др. Постепенно вводится мощности Костромской электростанции. В районе

Рыбинска и Углича построены гидроэлектростанции. Строится Печорская ГРЭС.

Химическая промышленность представлена заводами синтетического

каучука, шинным, производства красок. Много кирпичных заводов. В районе

Ярославля осуществляется переработка нефти. В район тяготения дороги входит

старый Иваново-Вознесенский текстильный район. В Архангельске и Усть-Цильме

работают кожевенные заводы. Ряд предприятий занят переработкой

сельскохозяйственного сырья. Дорога обслуживает крупные промышленные

центры: Ярославль, Рыбинск, Иваново, Вологду, Архангельск, Воркуту, Котлас,

Череповец, Кострому, Кинешму. Важнейшие железнодорожные узлы: Ярославль,

Вологда, Котлас, Данилов. Сельское хозяйство района тяготения дороги

специализировано на льноводстве, главным образом в южной части района, и

молочном животноводстве, имеющих общероссийское значение. Вокруг крупных

промышленных центров созданы овощные базы. В район систематически ввозится

значительное количество хлебных грузов, картофеля, овощей, круп,

растительного масла.

Экономика района тяготения дороги предопределила развития сети путей

сообщения и характер ее работы. Грузооборот дороги 142,1 млрд. ткм, или

4,4% грузооборота сети. По характеру работы дорога в основном вывозящая с

относительно малым транзит м и большими местными перевозками. Структура

перевозок по сообщениям: вывоз - 39%, ввоз - 18, местное сообщение - 27,

транзит - 16%.

Важнейшие грузы вывоза: лесные, печорский каменный уголь, ухтинская

нефть, минеральные строительные материалы, черные металлы. По отправлению

леса дорога занимает первое место, а нефти - третье после Куйбышевской и

Северо-Кавказской. Основные грузы местного сообщения: лесные, каменный

уголь, минеральные строительные материалы и дрова. Важнейшие грузы

транзита: каменный уголь, лесные грузы, черные металлы, хлеб. Важнейшие

грузы ввоза: минеральные строительные материалы, нефтяные и хлебные грузы.

Крупнейшие станции по размерам грузооборота: Воркута, Хановей, Ярославль-

Пристань, Приволжье, Рыбинск-Товарный, Череповец, Архангельск.

Грузонапряженность дороги в среднем выше сетевой.

Северная дорога характеризуется значительным пассажирским движением.

Пассажирооборот дороги 9,4 млрд.пассажиро-км, или 3% сетевого. Удельный вес

пригородных перевозок в числе отправленных пассажиров 62%. Направления

наиболее интенсивного пассажирского движения: Александров - Ярославль

Свеча, Ярославль - Нерехта, Котлас - Сольвычегорск. Линия Александров -

Ярославль - Свеча - составная часть магистрали Москва - Ярославль -

Свердловск, относящаяся к направлениям с наиболее интенсивными

пассажирскими перевозками. Почти весь грузооборот (98,8%) осваивается

новыми видами тяги, в том числе электрической 22,4%. \д

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ\о 1. Казанский Н.Н. и др. Экономическая география

транспорта.

- М.: Транспорт, 1991. 2. Данилов А.Д. и др. Экономическая география

СССР. - М.: Высшая Школа, 1983. 3. Данилов С.К. Экономическая география

транспорта СССР. - М.: Транспотр, 1977. 4. Народное хозяйство СССР в 1990

году. Статистический еже годник. - М.: Статистика, 1990. 5. Казанский Н.Н.

География путей сообщения. - М.: Транспорт, 1977.

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.