![]() |
|
|
Транснациональные корпорациикапитала, безопасность и наличие мощной военной базы США и Англии, высокое развитие инфраструктуры (особенно международной связи, портов. аэропортов), свободное обращение долларов США вместо и вместе с национальными валютами, билингвизм. Этот тип стран – один из самых приспособившихся из всех РС к современным процессам глобализации и имеет явную тенденцию к росту. Ныне не мало небольших зависимых территорий стремятся получить место и голос в ООН, счета в мировых банках и обзавестись богатыми «квартирантами». 7. Небольшие страны – финансово избыточные крупные нефтеэкспортеры – ОАЭ, Катар, Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Ливия. Эти страны занимают в РС семь первых мест по экспорту нефти и нефтепродуктов на душу населения (следующие за ними Иран и Венесуэла на порядок отстают по этому показателю). И только они во всем массиве РС относятся к странам кредиторам с самыми высокими душевыми доходами, положительным платежным балансом, самыми крупными внутренними удельными капиталовложениями и внешними инвестициями. К числу типичных особенностей этих стран относятся: передача всех производительных отраслей и функций в руки иностранного капитала и иностранных рабочих и специалистов; потребительский и даже элитарно- паразитический характер экономики; большая зависимость этих стран от конъюнктуры мирового рынка (сырьевые придатки), высокая технологическая зависимость, самая крупная доля расходов на оборону в госбюджете и ВВП. Рынки этих стран давно поделены ТНК развитых стран. 8. Крупные низкодоходные страны – Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Вьетнам. По размерам населения входит в первую дюжину государств мира – существенно превышают или приближаются (Вьетнам) к 100-миллионной отметке. Наиболее развитые районы этих стран уже полностью охвачены рынком, здесь сформировался крупный национальный капитал, все более прочные позиции постепенно занимают ТНК, нацеленные на сверхдешевую рабочую силу и на будущий потребительский рынок. 9. Молодые освободившиеся государства – бывшие колонии. 42 наименее развитых стран. Объекты первоочередной международной помощи.[34.C.298 – 309] 2.4. Типология ТНК. I. По месту размещения на земном шаре (на каком материке располагается штаб-квартира ТНК) 1. Западно-Европейские: Нидерланды «Филипс», Великобритания «Бритиш Петролеум», Германия «Хехст», Швейцария «Нестле», Италия «Эни», Франция «Эльф- Акитэн», Швеция «Вольво» и т.д. 1. Азиатские: Япония «Тойота», Израиль 2. Северо-Американские Канада «Сиграм», США «Боинг» 3. Австралийские: Австралия «Ньюс Корпорейшн» 4. Африканские ЮАР II. По занятой нише в сфере своей деятельности A) Производственные ТНК > машиностроение является отраслью специализации: США «Дженерал Электрик», «Форд Мотор», Италия «Фиат», Япония «Хонда»; > производство военной техники является отраслью специализации: Германия «Рейнметал груп», Франция «Дассо авиасьон», США «Рейтеон», Великобритания «Бритиш аэроспейс», «Дженерал электрик», Россия «Вооружение»; > химическая промышленность является отраслью специализации: Германия «Хехст», Швейчария «Рош Холдинг», Франция «Рон Пуленк»; > пищевая промышленность – отрасль специализации: Канада «Сиграм», «Юнилевер» Нидерланды/Великобритания, Швейцария «Нестле»; > топливно-энергетический комплекс является отраслью специализации: США «Эксон», Франция «Эльф-Акитэн», Нидерланды/Великобритания «Роял- Датч-Шелл», Италия «Эни»; > табачная промышленность – отрасль специализации: США «Филип Морис»; > легкая промышленность является отраслью специализации: Канада «МТВ Грауп», «Джей ти Интернешенал». B) Непроизводственные ТНК > телекоммуникационные: Канада «Белл Кэнэда Энтерпрайзиз», Великобритания «Кэбл энд Вайерлес»; > средства массовой информации: Австралия «Ньюс Корпорейшн»; «Интернет» > туристические (рекреационные) > торговые ТНК: Япония «Иточу»; Япония «Ниссе Иваи»; > финансовые ТНК: США «Ситибанк» III. По охвату территории Многонациональные (расширенные): США «Дженерал Моторс», Германия «Сименс», Нидерланды «Филипс», США «Кока-Кола» и другие; филиалы в десятка стран и более; A) Узконационализированные (ограниченные): Россия «Лукойл», «Микрохирургия глаза». IV. По количеству «стран-хозяев» 1) разделенные: Нидерланды/Великобритания «Роял-Датч-Шелл», Нидерланды/Великобритания «Юнилевер», Украина/Великобритания «Интэл ДНЗ» 2) собственные: Япония «Сони», Франция «Рон-Пуленк», США «Ай-Би-Эм» и другие. V. По количеству отраслей специализации 1) односпециализированные: США «Дженерал Моторс» - автомобильная промышленность; США «Ай-Би-Эм» - производство компьютеров; Германия «Сименс» – электроника; Швейцария «Рош Холдинг» – фармацевтика. 2) ТНК смежной специализации (комплексные): Швейцария «Нестле» – пищевая промышленность и производство напитков; США «Мобил» - нефть (добыча, переработка, продажа); Франция «Рон Пуленк» - химическая промышленность и фармацевтика 3) универсальные ТНК США «Филип Морис» – пищевая и табачная промышленность; Швейцария «Новартис» – торговля и машиностроение; Германия «Фиат», Япония «Мицуи» – разные отрасли VI. По процентному соотношению занятых за рубежом 1) от 10 до 25% от общего количества занятых сосредоточено за рубежом (червертичные ТНК): США «Шеврон» (22%), «Дженерал Моторс» (11%), 2) от 26 до 50% (пограничные ТНК): США «Дженерал Электрик» (40%), США «Форд Мотор» (48%), Швейцария «Нестле» (50%, Италия «Фиат» (39%), 3) от 51 до 75% (кординальные ТНК) Нидерланды/Великобритания «Роял-Датч-Шелл» (61%), Германия «Хёхст» (68%, Германия «Симменс» (52%), Великобритания «Кэбл энд Вайрлес» (73%) 4) от 76 до 95% (заграничные ТНК или управленческие) Нидерланды/Великобритания «Юнилевер» (88%), Великобритания «Диагео» (82%), Швейцария «Новартис» (82%), Швейцария «Асеа Браун Бовери» (94%) VII. По месту продажи выпускаемой продукции 1) Внешнеориентированные: США «Ксерокс» – 50% продается за рубежом, США «Доу Кемикэл» – 52% продается за рубежом, Швейцария «Новартис» – 98% продается за рубежом, Великобритания «Диагео» – 79% продается за рубежом, Канада «Сиграм» – 97% продается за рубежом, Австралия «Ньюс Корпорейшин» - 88% продается за рубежом 2) ориентированные на внутренние потребности: Япония «Иточу» – 59% продажи в стране базирования, Япония «Мицуи» – 61% продажи в стране базирования, Япония «Мицубиси» – 66,5% продажи в стране базирования, США «Дженерал Моторс» – 80% продажи в стране базирования, США «Форд Мотор» – 69% продажи в стране базирования, США «Дженерал Электрик» – 73% продажи в стране базирования. 2.5. Деятельность ТНК в Украине Прежде всего нужно сказать, что стратегическое отставание с реструктуризацией отраслей и инфраструктуры в Украине не позволяет вывести внешнеэкономическую политику нашей страны на простор геополитики (ТНК, мировой рынок капитала, производственно-инвестициионнаые цепи, которые принимают участие в разделении мирового дохода), сужает внешнеполитические коммуникации до международного уровня, идеализирует и зацикливает внешнеполитическую активность в порочном кругу геополитических альтернатив Запад-Восток. Анализ экономической истории Украины с момента провозглашения независимости свидетельствует, что «точка соприкосновения» украинской экономики, как и раньше, остается во внешнеэкономической сфере или, если говорить точнее, не на ее территории. Украинская экономика по своей структуре не самодостаточная, а кризис управленческой модели и выход из реструктуризации экономики, очевидно, уже не позволяет сформировать замкнутые промышленно-инвестициионые комплексы на Украине. Сегодня реализация любого решения, которое касается внутриэкономической стратегии, требует формирования и поддержания особенных внешнеэкономических и внешнеполитических условий. Но такое задание, как правило, оказывается не под силу ни Украине, ни ее внешнеполитическим и внешнеэкономическим ведомствам. Ситуация безвыходная и требует принципиально других стратегий. Попытки украинской власти реструктуризировать украинскую экономику бесперспективны, поскольку они целиком игнорируют современные геоэкономические стратегии и модели поведения. В рамках геоэкономической парадигмы ресурсы, какими еще владеет украинская экономика, рассматриваются как элементы «большого конструктора» и используются для создания и расширения на территории Украины инфраструктуры с обслуживанием денежно-кредитных и производственно- инновационных комплексов глобальной экономики. Это означает, что в основу экономической стратегии Украины следует вложить конкретные проекты образования условий для открытия международных банков, офшорных механизмов по обслуживанию их деятельности, налоговых гаваней, сохранение и развитие трансконтинентальной трубопроводной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, формирование современного портового и складского хозяйства и др. понятно, что названные проекты требуют разработки соответствующего финансово-экономического транзита, деятельность таможенных и налоговых служб, банковской системы и других финансово-инвестиционных институтов в Украине. Украина, отставая от большинства европейских постсоциалистических стран на целое десятилетие в образовании рыночной инфраструктуры, сегодня вынуждена переходить от этапа полуреформ к реформам. Одна из составляющих этого этапа – проведение полномасштабной приватизации стратегически важных, а потому довольно дорогих промышленных объектов. Слабость национального капитала закрывает для него возможность серьезного участка в приватизации больших промышленных предприятий и индустриальной инфраструктуры, и ставит официальный Киев перед сложной проблемой. С одной стороны, дальнейшее «поддержание» потенциально прибыльных объектов украинской экономики в нереформированном виде (с расчетом на «дозревание» отечественного капитала) приводит к ускоренной деградации и полной остановке промышленности, провоцирует увеличение социального напряжения. С другой стороны, «неденежная» (или «псевдоденежная») раздача имущества отечественным олигархическим и влиятельным бизнес-группам, которое не включает реализацию инновационно- инвестиционных проектов, обрекает промышленные объекты на окончательную деградацию. В таких условиях стимулирование и приход иностранного капитала в украинскую экономику эксперты считают единственным способом если не остановить, то хотя бы приостановить процесс деиндустриализации и, соответственно, социальной деградации в Украине. На данный момент успешнее всего украинский рынок осваивают транснациональные корпорации (ТНК) индустриально развитых стран – США, Германии, Великобритании, Франции и др. [Карта-схема] Очевидно, что, с одной стороны, приход ТНК – это позитивный аспект для отечественной экономики, поскольку корпорации демонстрируют высокую производительность труда и капитала, «приводят» в страну новые технологии и эффективный менеджмент. С другой стороны – транснациональные корпорации абсолютно равнодушны к украинскому экономическому комплексу в целом, потому что ориентируются на включение лишь высокоприбыльных сегментов украинской экономики в систему международного разделения труда. Такой подход угрожает депрессией менее прибыльным отраслям экономики. В условиях кризиса платежеспособности украинского рынка именно отечественная промышленность и нефтегазотранспортная инфраструктура становятся объектом «посягательств» российских компаний («Газпрома», «ЛукОйла», РАО «Единые энергетические системы России», группы «Альфа», «Сибирский алюминий» и др.) Таким образом, в Украине постепенно формируется такая экономическая структура, в которой значительную роль играет транснациональный капитал (западный или российский). Присутствие ТНК почувствуют не только сегменты и части рынка, транснациональная политика повлияет и на украинскую экономику, и на политику в целом. «Организационным отступление может стать разработка комплексной системы законодательства, которое регламентирует деятельность ТНК в Украине и определит взаимные права и обязанности между ТНК и Украиной».[15.C.4 – 8] Выводы по 2 разделу Таким образом, можно выделить следующие модели поведения ТНК: - либеральная, - империалистическая, - модель прямого господства ТНК, - неомеркантильная, - модель многонациональной ассоциации. Среди крупнейших компаний мира американские занимают первые позиции в производстве вычислительной техники и программного обеспечения, в авиации и нефтепереработке, а также в производстве напитков и табачных изделий. Сфера доминирования японских промышленных ТНК – электроника, электротехника и металлургия. ТНК западноевропейских стран находятся в группе лидеров в области химической промышленности и автомобилестроения. [приложение 1, карта-схема 1] Выделяют следующие сферы воздействия ТНК на человеческое общество: 1. экономическая, 2. финансовая, 3. социальная, 4. политическая, 5. географическая. [приложение 1, таблица 3] Наличие ТНК – это положительный показатель для украинской экономики, поскольку корпорации демонстрируют высокую продуктивность труда и капитала, «приводят» в страну новые технологии и эффективный менеджмент. А с другой – корпорации абсолютно равнодушны к украинскому экономическому комплексу в целом, так как ориентируются на включение лишь высокоприбыльных сегментов украинского рынка в систему международного разделения труда. Такой подход угрожает полной депрессии менее прибыльным отраслям экономики. То есть, транснациональный капитал повлияет и на украинскую экономику и на политику в целом. Раздел 3. Факультатив – как средство формирования профессиональных интересов старшеклассников. Объект – факультативные занятия как форма учебного процесса в школе. Предмет – факультатив – как средство формирования профессиональных интересов старшеклассников. Цель – обоснование возможностей факультатива в формировании профессиональных интересов старшеклассников и повышении качества их знаний; разработка методических рекомендаций в помощь учителю географии по повышению результативности факультативных занятий. Гипотеза – в своем исследовании мы исходили из предположения о том, что воспитательные функции факультатива будут успешно реализованы, если: - будут формировать у старшеклассников положительные мотивы учения, умение соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии, - осуществлять межпредметные связи, - дифференцировать учебные задания и использовать разнообразные методы учебной работы, стимулирующие профессиональный интерес, самостоятельность и познавательную активность страшеклассников. Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач: 1) изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе и практике школы; 2) показать зависимость между методическими условиями проведения факультатива и уровнем сформированности профессиональных интересов старшеклассников; 3) разработать методические рекомендации в помощь учителю географии по проведению факультативных занятий. Для достижения поставленных целей и задач дипломного исследования мы использовали следующие методы и методологии: 1. Теоретический анализ психолого-педагогической и географической литературы по проблеме исследования; 2. Эмпирические методы: беседа, интервью, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент. 3. Количественная и качественная обработка и обобщение экспериментальных данных. 3.1. Теоретическое обоснование преимуществ использования факультативных занятий в практике общеобразовательной школы. Проблемой изучения методов и форм организации факультативных занятий занимались такие педагоги, как Панчешникова, Грюнберг Г.Ю., Голова В.П., Лисовский Л.Я., Стрезикозин В.П. Разработкой целей и содержания факультативных курсов занималась Алферьева И.Н. Определением путей внедрения факультативных занятий – Волков Н.П. и многие другие. Разработкой факультативных курсов по экономической и социальной географии – Паламарчук Л., Половчина И.П., Ильин С.И. Они показали, что формирование знаний и умений неразрывно связано с всесторонним и глубоким развитием школьника как личности, с обработкой таких логических операций как синтез, анализ, сравнение, установление межпредметных связей и т.д. Одна из целей внедрения факультатива – удовлетворение интересов учащихся или - его формирование – к изучению темы дипломного исследования и в обеспечении дифференциации в обучении.. Существует несколько определений понятия факультатив, вот некоторые их них [26.C.419]: Факультатив (лат. facultatis - необязательный) – учебный курс, необязательный для посещения. Факультативный курс – необязательный учебный предмет, изучаемый учащимися высших и средних учебных заведений по их желанию для расширения общекультурного и теоретического кругозора или получения дополнительной специальности. Факультативное занятие в школе – необязательные занятия, организуемые для углубления и расширения знаний по отдельным курсам, темам или вопросам. В соответствии с желаниями и интересами учащихся. Факультативные занятия введены с 1967 – 68 гг. в соответствии с Постановлением КЦ КППС и Совета Министров «О мерах дальнейшего улучшения средней общеобразовательной школы». Исходя из вышесказанного, можно отметить, что факультативный курс – это совокупность факультативных занятий определенной тематики, т.е. это более широкое понятие и оно охватывает больший объем учебной информации и учебного времени. Классификация факультативов [25.C.278]: 1. По образовательным задачам (т.е. по содержанию образования): - по углубленному изучению учебных предметов, - по изучению дополнительных дисциплин, по изучению дополнительных дисциплин с приобретением специальности, - межпредметные факультативы. 2. Каждый из факультативов делится в зависимости от дополнительных целей на: - теоретические - практические - комбинированные 3. факультативы по развивающей цели делятся на: - те, которые раскрывают развитие человеческой цивилизации и ее проблемы, место и значение человечества в мире, - те, которые раскрывают содержание разных видов человеческой деятельности в сфере материальной и духовной культуры, - те, которые знакомят со способами, техникой выполнения конкретного вида деятельности, с сущностью и способами творческой деятельности, - те, которые раскрывают структуру личности, условия развития ее психических функций, значения и способы самопознания и самосовершенствования, - те, которые раскрывают сущность и значение человеческого общения, определяют уровень развития личности, ее наклонности, способности. Анализ педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что факультативные занятия способствуют формированию устойчивости профессиональных интересов старшеклассников, дают возможность реализации межпредметных связей, дифференциации учебных заданий, использованию разнообразных форм и методов учебной работы. Более глубокое, чем в обычных предметах, содержание факультативных курсов требует иных методов и организации учебных занятий, в известной мере приближающихся к вузовским. Правомерность и реальность такой постановки вопроса подтверждается и тем, что факультативные занятия будут проводиться только с учениками, желающими более полно удовлетворять свои научные Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |