![]() |
|
|
Территориальная организация и районирование Россиии др. нефтяных и газовых месторождений. Газ по газопроводу «Сияние Севера» подают к С-Петербургу, Череповцу и в центральные р-ны. Нефть перерабатывают близ Ухты, часть ее по нефтепроводу направляют в Ярославль и С-Петербург. В южной части европейского Севера важную роль приобрел центр металлургии и химии — Череповец. Это один из главных фокусов загрязнения окружающей среды. Поэтому намечаются меры для улучшения охраны природы и условий жизни жителей города. Центры машиностроения — Вологда и Петрозаводск дают оборудование для лесной, целлюлозно-бумажной и др. отраслей пром-ти. АПК развит слабо, хотя исторически это был важнейший р-н российского молочного животноводства и маслоделия. Эти отрасли характерны для бассейнов Северной Двины и Сухоны. Льноводство характерно на юге, а оленеводство — в тундровой зоне. Крупнейшие города европейского Севера — порты: город-герой Мурманск — центр рыбной пром-ти и арктического судоходства и Архангельск — центр лесоперерабатывающей пром-ти. Близ Архангельска создан крупнейший оборонный центр, производящий атомные подводные лодки, — Северодвинск. В настоящее время здесь производится конверсия военного произ-ва: предполагается наладить выпуск платформ, с которых будут добываться нефть и газ на шельфовых участках Баренцева моря. На Кольском п-ове и вблизи Мурманска находятся базы Северного военно- морского флота России. Роль северных портов будет возрастать для внешней торговли России в связи с уменьшением числа российских портов на Балтийском и Черном морях. Намечается постройка новой ж/д из Карелии к портам Финляндии. На европейском Севере близ г. Плесецка действует российский космодром. Европейский Юг (Северный Кавказ) В общегосударственном разделении труда р-н выделяется отраслями АПК, ТЭК, машиностроительного комплекса. Он широко известен в нашей стране и за рубежом как р-н курортов и туризма. Хозяйство. Более 50% продукции европейского Юга дает АПК. Территория неравномерно обеспечена водными ресурсами лучше обеспечены влагой западные части, северо-восток и восток р-на засушливы. Главные с/х культуры — озимая пшеница, кукуруза и рис. Пшеницу выращивают в Сальских степях, на кубано-приазовских равнинах и в Ставрополье, кукурузу — в предгорных и горных р-нах, рис — в низовьях рек. Среди технических культур главные — подсолнечник (Краснодарский край) и табак (Черноморское побережье). Европейский Юг — р-н виноградарства (Нижний Дон, Дагестан, Черноморское побережье). Животноводство многоотраслевое. Особое значение имеет тонкорунное овцеводство (Ростовская обл., Ставропольский край и равнины Дагестана). В р-не есть почти все отрасли, перерабатывающие с/х сырье: овощефруктовые, масложировые заводы, произ-во муки, круп, мясной продукции. Близость металлургической базы и удобные транспортные связи определили развитие металлоемких произ-ств машиностроительного комплекса. Центр атомного машиностроения — Волгодонск (завод «Атоммаш»). Большая часть электровозов России выпускается в Новочеркасске. Развито приборо- и станкостроение. Важнейшая отрасль хоз-ва — с/х машиностроение. Здесь производится 80% зерноуборочных комбайнов страны (Ростов-на-Дону, Таганрог), машины для возделывания винограда, табака, оборудование для пищевой пром-ти. Топливно-энергетический комплекс хорошо обеспечен собственными ресурсами. Предгорная полоса имеет запасы природного газа и нефти. В р-не находится восточное крыло Донецкого угольного бассейна. Значительны гидроресурсы горных рек. Имеются геотермальные ресурсы. Добываемый природный газ поставляется в др. р-ны европейской части страны. Часть его идет на собственные ТЭС. На реках работают ГЭС. Построена Ростовская АЭС. Общегосударственное значение приобрело курортное хоз-во (Пятигорск, Сочи, Анапа и др.). В связи с большим расходом пресной воды Кубани и Дона (для орошения) изменилось качество воды в Азовском море и ухудшился породный состав рыбы. В связи с этим в р-не необходима система работ по улучшению экол. ситуации. Урало-Поволжье (У-П) У-П расположено вдоль восточной оконечности европейской части России. Площадь 1360тыс.км2 (8% российской территории), население 37млн. человек (25% населения России). Отличительная черта У-П — положение на «стыке» природных и экон. зон. Она определяет многие особенности хоз-ва данной территории. Оба р-на имеют исключительно выгодное ЭГП. Соединяя экон. зоны страны, они обеспечивают бесперебойность ее внутренних связей и экон. единство. Пять природных зон, сменяющих друг друга с севера на юг, обусловливают огромное разнообразие природных условий. Природные ресурсы У-П разнообразны, т.к. приурочены к различным тектоническим структурам. Запасы некоторых полезных ископаемых (руд черных и цв. металлов, нефти) в настоящее время истощаются. Поэтому большое количество сырья и топлива ввозится. В некоторых р-нах ведутся геологоразведочные работы. Так, обнаружены новые залежи руд на Северном Урале, оренбургский и астраханский газ. Важная проблема — водная. Она связана с неравномерным распределением водных ресурсов и обилием водоемких и загрязняющих воду произ-ств (металлургии, химии и др.). Для решения водной проблемы, сохранения чистоты рек У-П создаются очистные сооружения и системы оборонного водоснабжения предприятий. Строятся крупные водохранилища и пруды. Их сейчас более 300. Население. У-П расположено в пределах основной зоны расселения и хоз- го освоения, поэтому его развитию способствует хорошая обжитость территории. Плотность населения в три раза выше средней в России. Но на севере и юге региона она ниже, чем в центральной части. Подавляющая часть жителей (74%) — горожане. Крупные города и городские агломерации как бы нанизаны на природные рубежи: Волгу с притоками, Уральский хребет. Это делает У-П непохожим на др. р-ны страны. Квалификация трудовых ресурсов У-П высока. Поволжье обеспечено трудовыми ресурсами. На Урале их недостаток. Хозяйство. Урал и Поволжье как бы роднит роль в нар. хоз-ве России. По величине производимой продукции они занимают соответственно второе и третье место среди р-нов страны. Здесь расположены крупнейшие центры научно- технического прогресса и пром-ные узлы (Уфа, Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Казань, Самара и др.). В У-П сформировались и достигли высокого уровня развития все основные межотраслевые комплексы. Пром-ть р-нов, имея определенные общие черты, довольно существенно различается. АПК Поволжья играет общероссийскую роль, а Урал ввозит продукты питания. Специализация с/х меняется как с севера на юг, так и с запада на восток. В северных и горных р-нах Урала встречаются только очаги земледелия и животноводства. В Поволжье и Предуралье, к северу от Казани, развиты льноводство и молочно-мясное животноводство. К югу, до широты Куйбышева, расположен зерновой р-н (рожь, озимая пшеница) с мясомолочным животноводством. От Куйбышева до Волгограда — посевы яровой пшеницы, кукурузы, подсолнечника, горчицы и многоотраслевое животноводство (молочно- мясное, свиноводство, птицеводство). К югу от Волгограда расположены овцеводческие хоз-ва. В Волго-Ахтубинской пойме — овощебахчевой (арбузы, кабачки, помидоры) р-н. На юге Уральского р-на и в Зауралье всероссийское значение имеет произ- во зерна. Основное население Урала занято в пром-ти, а зерновые культуры менее трудоемкие, чем технические или огородные. В У-П расположены крупные заводы по произ-ву продукции для АПК. Тракторы выпускаются в Волгограде и Челябинске, орудия для обработки и поливки почвы — в Кургане и Ульяновске, животноводческая техника — в Перми. Значителен выпуск минеральных удобрений: калийных (Соликамск, Березники), азотных (Салават, Тольятти), фосфорных (Пермь). Из отраслей, перерабатывающих с/х сырье, выделяются мукомольно- крупяная пром-ть, размещенная в приволжских городах и на больших ж/д станциях, а также маслобойная из семян подсолнечника и горчицы. Основа транспортного комплекса У-П — Волжская речная система и пересекающие ее ж/д. Волга — центральное звено Единой глубоководной системы европейской части России. Но этот путь сезонный. Из-за огромного потока транзитных грузов широтные ж/д сложно использовать для внутренних связей. Поэтому для собственных нужд У-П важны меридиональные транспортные пути. Однако их недостает. Важный элемент транспортной системы — трубопроводный и электронный транспорт. Уральский район Это типичный пром-ный р-н. Насыщенность пром-тью в три раза больше общероссийской. Основа уральского хоз-ва — два взаимосвязанных комплекса: конструкционных материалов и машиностроительный. Черная металлургия — старейшая отрасль р-на. Она развивается преимущественно на привозном сырье. Ввозится коксующийся уголь (Кузбасс, Караганда) и 50% используемой руды (КМА, Кустанай). Крупнейшее собственное месторождение — Качканарское — обладает бедными, но легкообогатимыми рудами. Основные металлургические комбинаты — Нижнетагильский, Магнитогорский, Челябинский, Орско-Халиловский. Проблемы цв. металлургии схожи с проблемами черной. Главная — недостаток сырья, ввозимого из др. р-нов страны. Урал — второй по значимости р-н медной пром-ти (Красноуральск, Медногорск). На Урале выплавляются алюминий, никель, магний, цинк. Перспективы развития отрасли связаны с комплексным использованием руд цв. металлов. Урал — один из ведущих р-нов хим. пром-ти. Это крупный поставщик минеральных удобрений, прежде всего калийных (Березники, Соликамск). В Уральском р-не есть также предприятия содовой пром-ти (Березники, Стерлитамак), коксо- (Березники, Губаха), нефте- (Уфа, Салават, Стерлитамак, Туймазы, Пермь), газо- (Оренбург), лесохимии. В лесной пром-ти р-на ведущая роль принадлежит целлюлозно-бумажному произ-ву. По уровню развития машиностроительного комплекса Уральский р-н занимает второе место в России после Центрального. В размещении машиностроения выделяется горнозаводская полоса с традиционными уральскими отраслями: тяжелое, транспортное, энергетическое машиностроение (Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск). Подобная география объясняется тяготением предприятий к металлу и мощным ж/д магистралям. Машиностроение Пред- и Зауралья менее металлоемкое. АПК базируется на произ-ве зерна и развитом животноводстве. Основные элементы терр-ной структуры хоз-ва — две меридиальные полосы: Серов—Екатеринбург—Орск и Соликамск—Оренбург. Поволжский район Ядро хоз-ва р-на составляют несколько тесно взаимосвязанных межотраслевых комплексов: машиностроительный, конструкционных материалов, топливно-энергетический. Центральное место принадлежит машиностроительному комплексу. Поволжье — автомобильный «цех» страны. Автозавод «ВАЗ» (Тольятти) производит легковые автомобили, Камский комплекс автозавода — большегрузные автомобили, Ульяновский автозавод — вездеходы «УАЗ», в Энгельсе изготавливаются троллейбусы. Машиностроение Поволжья сосредоточено в пром- ных узлах (Самара, Саратов, Волгоград и др.). Среди отраслей, производящих конструкционные материалы, ведущая — хим. пром-ть. Она представлена горно-хим., добывающей серу, поваренную соль, химией органического синтеза, которая развивается на базе нефтегазовой пром- ти вблизи нефтеперерабатывающих предприятий и источников электроэнергии, а также произ-вом и переработкой полимерных материалов. Выпускаются каучук и полиэтилен, удобрения и кинофотопленка, резиновые изделия и бытовая химия. Крупнейший в России производитель каучука и изделий из него — Нижнекамский нефтехим. комбинат. Др. крупные центры — Тольятти, Волжский, Самара. Разнообразен топливно-энергетический комплекс. Ведущее звено — добыча нефти. Она в Поволжье обходится дешевле, чем в др. местах России, за исключением Западной Сибири. Поволжье — важнейший р-н нефтеперерабатывающей пром-ти России. Здесь перерабатывают не только свою, но и тюменскую и мангышлакскую нефть. Предприятия расположены главным образом в Куйбышевской обл. Поволжье специализируется на произ-ве электроэнергии. Создание энергосистемы европейской части России стало возможно только благодаря строительству Волжских гидроэлектростанций. Построена Балаковская АЭС. АПК Поволжья имеет большое значение для всей России. Дельта Волги и Каспийское море — важные р-ны рыболовства. Основной элемент терр-ной структуры хоз-ва — крупнейшие пром-ные узлы, расположенные вдоль Волги. ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН РОССИИ Восточный макрорегион занимает площадь 12,8млн.км2. Это более половины (75%) страны и в то же время значительно больше территории любой страны мира. Здесь проживает 32млн. человек (всего 22% населения России). Огромная территория Восточного региона концентрирует основные топливно- энергетические и сырьевые ресурсы страны, стала осваиваться последовательно с запада на восток. Разнообразие ЭГП, природных условий и ресурсов отдельных частей Восточного макрорегиона в значительной мере определяет его экон.-геогр. своеобразие, проблемы и перспективы развития. ЭГП частей Восточного макрорегиона существенно различается. Разнообразные ресурсы Западной Сибири (газ, нефть, уголь) активно используются в западных р-нах. Дальний Восток в силу его чрезвычайной удаленности (от Москвы до Владивостока 9,5тыс.км) может отправлять на межрайонный обмен лишь наиболее ценные или остродефицитные для страны ресурсы (цв. и редкие металлы, рыбопродукты). В то же время массовая продукция лесной, угольной и др. отраслей пром-ти Дальнего Востока имеет большое значение для внешней торговли страны. Резко различаются северные и южные р-ны. Обширные территории Севера с суровыми условиями природы слабо заселены и освоены. Зона Севера занимает более 1/2 территории Западной Сибири, 2/3 Восточной Сибири и более 3/4 Дальнего Востока. Зона Севера нормативна. Это значит, что все затраты (нормативы) оцениваются здесь в зависимости от суровости природы и удаленности территории от освоенных р-нов. Удорожание всех работ на Севере в 2-5 раз. В последние годы наблюдается отток населения с азиатского Севера, т.к. общий кризис в стране особенно сказался на ухудшении условий жизни людей в северных р-нах с сырьевой специализацией. Строительство ведется в условиях многолетней мерзлоты, обширных болот, сильнейших зимних морозов. Северные территории макрорегиона чрезвычайно богаты природными ресурсами, но здесь легкоранима природа. На азиатском Севере концентрируется более 3/4 энергетических ресурсов страны, запасов спелой древесины, водных (и гидроэнергетических) ресурсов, преобладающая доля цв. и редких металлов, запасы хим. сырья. Население. За последнее столетие население Восточной зоны быстро росло как абсолютно, так и относительно (т.е. в сравнении с населением страны): в 1897г. - менее 6млн. человек, в 1926г. - 12,3млн. человек, в 1990г. - 32,3млн. человек. Средняя плотность населения крайне низка. Население концентрируется на юге — вдоль трассы Транссибирской ж/д магистрали. В то же время темпы заселения были высоки, особенно в зоне Севера. Например, если в 1925г. в Ханты-Мансийском а.о. проживало около 40тыс. человек, то в 1990г. — более 1,3млн. человек. В Восточном макрорегионе резко преобладает городское население, составляя в целом 74%; при этом на Дальнем Востоке оно достигает наивысшего уровня — 76%. В настоящее время здесь расположено около 230 городов и более 600 поселков городского типа — одно-функциональных поселений, связанных в основном с добычей природных ресурсов. Это также отражает его специфику. На Востоке есть города-«миллионеры» (Новосибирск — более 1,4 млн. человек и Омск — более 1,2млн. человек). Роль Восточного макрорегиона в экономике России постоянно возрастает. Хозяйство. Восточный макрорегион — главная топливно-энергетическая база страны, основной производитель алюминия, поставщик руд цв. металлов, рыбы и лесопродуктов. В перспективе добыча ресурсов не будет возрастать. Она должна сопровождаться их глубокой комплексной переработкой. Здесь в перспективе должны динамично развиваться энергоемкие и малотрудоемкие отрасли машиностроения при глубокой конверсии оборонных предприятий. Восточный макрорегион при его громадной территории слабо обеспечен транспортом. Поэтому именно здесь осуществлялось крупное транспортное строительство (БАМ, дороги на западносибирский Север, Амуро-Якутская магистраль — АЯМ и др.). Современное геополитическое и экон.-геогр. положение России, усложнение связей через порты Балтийского и Черного морей, ставшие портами независимых государств, увеличивают значение портов Дальнего Востока. Возрастание роли стран Азиатско-Тихоокеанского региона для внешнеэкономических связей России еще более усиливает их значение. При дальнейшем развитии экономики, учитывающем интересы охраны природы, формировании новых ТПК в Восточной зоне требуется опережающее развитие транспорта, соц. сферы, а также научных баз в Сибири и на Дальнем Востоке на основе крупных академических центров — Новосибирска, Томска, Красноярска, Иркутска, Владивостока, Хабаровска, а также конверсии научных центров оборонного профиля. В Восточной зоне три р-на: Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Все они различаются масштабами и степенью заселенности, а также освоенности территории. Территория и население районов Восточного макрорегиона |Крупные районы |Территория, |Население, |Доля |Плотность | | |млн. км2 |млн. чел |городского |населения, | | | |(1993г) |населения, % |чел./км2 | |Западно-Сибирски|2,4 |15,2 |73 |6,2 | |й | | | | | |Восточно-Сибирск|4,1 |9,2 |72 |2,2 | |ий | | | | | |Дальневосточный |6,2 |7,9 |76 |1,3 | |Восточная зона |12,7 |32,3 |73,2 |2,5 | Западно-Сибирский район Западно-Сибирский р-н сосредоточивает почти половину населения (46%) Восточного макрорегиона зоны, занимая 1/5 ее территории. ЭГП р-на, расположенного на границах Западного и Восточного регионов и Казахстана, достаточно благоприятно. Оно обеспечивается системой транспортных магистралей, по которым осуществляются интенсивные связи: ж/д — широтных и меридиональных (Транссибирской, Южно-Сибирской, Туркестано- Сибирской), трубопроводных. Более 90% территории р-на занимает Западно- Сибирская низменность и лишь 8% — горы. В недрах Западной Сибири концентрируется нефть, газ — в р-нах Ближнего и Дальнего Севера (в основном в Тюменской обл.), в Кемеровской обл. — Кузнецкий угольный бассейн. Железные руды добывают в Горной Шории. В р-не имеются цв. металлы, запасы соли (Кулундинские озера), крупные запасы леса и водные ресурсы. Основное население сосредоточено на юге р-на (лесостепные и степные пространства). Наибольшая плотность населения — в Кемеровской обл. (более 32 человек на 1км2). Крупнейшие города — Новосибирск, Омск, Барнаул, Новокузнецк, Кемерово, Тюмень. Трудовые резервы р-на ограничены. В экономике р-на главную роль играют топливно-энергетический комплекс (добыча нефти, газа, угля), комплекс отраслей, перерабатывающих природные ресурсы в конструктивные материалы (металлургическая, хим., лесная пром- ть), и АПК (зерновое хоз-во). Выделяются две крупные части: северная и южная. В северной (Тюменская обл., север Омской и Томской обл.) формируется огромный Западно-Сибирский ТПК. Основу хоз. специализации комплекса определяет нефтяная и газовая пром- ть, а также лесная. В Западной Сибири (преимущественно в Тюменской обл.) добыча нефти росла до 1988г, составив 400млн.т. В последние годы происходит значительное падение добычи нефти (в 93г - до 244млн.т - 70% России, 60% СНГ), что связано с общим соц.-экон. кризисом в России, распадом связей с поставщиками оборудования для нефтяной пром-ти, ухудшением условий жизни нефтяников. Создан совет стран СНГ по топливному комплексу для модернизации нефтяной пром-ти, улучшения снабжения промыслов и нефтяников. Добыча газа медленно росла до 93г, особенно за счет месторождения Ямбург. В перспективе будут использованы новые нефтяные и газовые базы на Севере, в том числе на полуострове Ямал. От р-нов добычи нефти (Сургут, Нижневартовск) и газа (Уренгой, Ямбург) протянулись системы трубопроводов — преимущественно на запад России, в страны СНГ и Европы. Основные центры северной части расположены в освоенной полосе. Города. Омск расположен на Иртыше при пересечении с сибирской магистралью, бывший центр казачества, торговый и административный город. Крупный научно-промышленный узел (нефтехимия, машиностроение, в том числе оборонное, в котором происходит конверсия). Томск — центр науки с развитым машиностроением и хим. пром-тью. Находятся старейшие в Сибири вузы. Тюмень — первый русский город в Сибири (1586г) наряду с Тобольском, центр разнообразной пром-ти, организационный центр нефтегазовой пром-ти р-на. В южной части Западной Сибири сформировался мощный Кузнецко-Алтайский комплекс на основе угольных и рудных ресурсов, с/х освоения лесостепных пространств. Он в настоящее время находится в стадии глубокого кризиса. Центр металлургии Сибири — Новокузнецк и хим. центр Кемерово со сложной экол. обстановкой (повышенное загрязнение атмосферы и р. Томь). Крупнейший и в то же время молодой город Сибири — Новосибирск (1,5млн. чел.) с выгодным ЭГП. Расположен близ Кузбасса на Оби с ж/д (Транссибирской, Туркестано-Сибирской), центр многоотраслевого машиностроения и науки (в пригороде Академгородок — система научно- исследовательских институтов). К западу от Кузбасса находится житница Сибири — Алтайский край (пшеница, сах. свекла, овощи, животноводство), к югу — Горно-алтайская республика (переработка леса, горное животноводство), транспортная ось которой — Чуйский тракт соединяет Россию с Монголией. Восточно-Сибирский район Р-н занимает 1/3 территории Восточной зоны, на которой проживает 29% ее населения. ЭГП. Восточная Сибирь удалена на огромное расстояние как от Атлантического, так и от Тихого океана, что определяет континентальность климата. Более 3/4 ее поверхности занимают горы и плоскогорье. Реки Енисей и его притоки (Ангара, Нижняя и Подкаменная Тунгуска), Лена и др. представляют собой крупнейшие в стране источники дешевой гидроэнергии и воды. Жемчужина Восточной Сибири — оз. Байкал, концентрирующее 1/5 часть мировых ресурсов сверхчистой пресной воды. Восточная Сибирь сосредоточивает 50% угольных ресурсов стран СНГ (Тунгусский, Канско-Ачинский, Таймырский, Иркутский бассейны). В Канско-Ачинском бассейне уголь добывают открытым способом (здесь 80% углей России, которые можно добывать этим способом). Имеются крупные потенциальные запасы нефти и газа. Уникальные месторождения цв. металлов — в р-не Норильска (комплексные медно- никелево- кобальтовые руды), на трассе БАМ — Удокан (медь), полиметаллов (низовья Ангары), а также олова, молибдена, бокситов, нефелинов. Обнаружены залежи железных руд по долине Ангары (разрабатываются Ангаро-Илимские месторождения), в Забайкалье и на юге Красноярского края. В р-не много нерудных полезных ископаемых: графита (р. Курейка — в низовьях Енисея), слюды, асбеста, поваренных и калийных солей. Преобладает городское население (72%). Русские составляют 80% жителей. Коренное население — буряты, тувинцы, хакасы — живут в южной части р-на в республиках (Хакасия, Тува, Бурятия) и бурятских а.о.; эвенки, долганы — на севере в Таймырском и Эвенкийском а.о. Размещено население крайне неравномерно. Основная его доля сосредоточена вдоль Транссибирской магистрали, в лесостепных и степных котловинах, окруженных горами. Население растет в значительной степени за счет миграций. Проблема трудовых ресурсов остра. Требуется проведение трудосберегающей политики. Экономика Восточной Сибири включает добывающие произ-ва и электроэнергетику в топливно-энергетическом комплексе, а также формирующиеся на их базе энергоемкие произ-ва цв. металлургии и хим. пром- ти. В р-не создано алюминиевое произ-во в Братске, Красноярске, Саяногорске, Шелехове, медно-никелевое произ-во — в Норильске. Крупнейшие центры хим. пром-ти — Красноярск, Ангарск, Усолье Сибирское. Созданы центры по переработке древесины (Братск, Красноярск, Лесосибирск, Усть-Илимск, Байкальск). В р-не Красноярска были созданы крупнейшие произ-ва оборонного комплекса, в которых в настоящее время проводится конверсия. В Восточно-Сибирском экон. р-не сложились взаимосвязанные произ-ва мощных ТПК на основе гидроэнергетических ресурсов Енисея и Ангары (построены Братская, Красноярска, Иркутская, Саяно-Шушенская ГЭС), запасов угля, леса и различных руд. Сформировались Братско- Усть-Илимский ТПК (2 НЭС, алюминиевая, деревоперерабатывающая пром-ть, добыча железной руды) и Иркутско-Черемховский ТПК (добыча угля, ГЭС, хим., лесная, машиностроительная пром-ть). Формируются Саянский ТПК (ГЭС, машиностроение, энергоемкие произ-ва, интенсивное с/х), Канско-Ачинский ТПК (энергетика на базе угля, ГЭС, лесоперерабатывающая, хим., машиностроительная, алюминиевая пром-ть), Нижнеангарский ТПК, где будут также использоваться гидроэнергетические и лесные ресурсы, осваиваться месторождения цв. металлов. В Забайкалье ведется подготовка к освоению крупнейшего медного месторождения — Удокан. АПК не удовлетворяет полностью потребности населения. С/х — мясомолочное и мясное скотоводство, овцеводство. Произ-во зерна сосредоточено в Минусинской котловине, Канско-Ачинской и забайкальских степях. Оленеводство развито на Енисейском Севере. Крупнейшие научные и пром-ные центры — Красноярск и Иркутск. Особенно сложные проблемы экономики р-на связаны с чрезвычайной концентрацией хим., металлургических, оборонных произ-ств в сверхмощных пром-ных узлах и ТПК, созданием предприятий-загрязнителей в Байкальском регионе. В Восточной Сибири при слабом развитии тепловых электростанций создана система крупнейших ГЭС. В итоге в засушливые годы ГЭС не обеспечивает потребности р-на в энергии, а при избытке воды в реках сбрасывается огромное количество воды, минуя турбины. К тому же создание ГЭС-гигантов привело к затоплению больших площадей с/х и лесных угодий и экол. проблемам в крупнейшем городе р-на — Красноярске. В последние годы резко снизился уровень жизни как в северных р-нах, так и в крупных пром-ных центрах на юге Восточной Сибири. Решение этих проблем определяют задачи и перспективы развития Восточной Сибири: это конверсия обороны предприятий; отказ от ориентации на строительство крупнейших комплексов, в том числе энергетических; создание верхних этажей произ-ств экологически чистых; переход от создания ТПК ресурсного типа к научно-производственным комплексам; улучшение условий жизни населения; решение экол. проблем; развитие сферы услуг, и особенно рекреационной и туристской сфер. Дальневосточный район Крупнейший по территории в стране Дальний Восток занимает почти 1/2 площади Восточной зоны, где проживает менее 1/4 ее населения. Дальний Восток — богатейший р-н по разнообразию природных ресурсов. Здесь есть цв. и редкие металлы (олово, золото, вольфрам, полиметаллы), алмазы, уголь, нефть, газ, гидроэлектроресурсы, минеральные ресурсы, богатства океана, лес, пушнина. За исключением руд цв. металлов и редких металлов, ресурсы слабо изучены и требуют больших геологических работ для подготовки их пром- го освоения. Р-н чрезвычайно контрастен по природным и экон. условиям. На юге заселены плодородные равнины Амурской обл., Приморского и Хабаровского края. Здесь муссонный климат, хорошие условия для с/х и жизни людей. Вдоль Транссибирской магистрали концентрируются пром-ть, население и главные города. В Магаданской обл. и Саха (Якутия) в суровых условиях Севера чрезвычайно затруднено освоение территории. На Тихоокеанском побережье, Камчатке, Сахалине, Курильских островах хоз-ное освоение сдерживается слабым развитием соц. сферы и транспорта. В Дальневосточном р-не преобладают добывающие произ-ва цв. металлургии, лесная и рыбоперерабатывающая пром-ть. Р-н находится на стадии формирования. В перспективе намечается активное создание верхних основных этажей отраслей. Если до последнего времени Дальний Восток, и особенно его северные территории, быстро заселялся, то в настоящее время характерен отток населения с Севера. Поэтому в настоящее время на Дальнем Востоке, особенно в р-нах с экстремальными природными условиями, преимущественно сырьевой специализации, требуются большие средства, в том числе для улучшения условий жизни малочисленных р-нов. На дальнем Востоке будет продолжено формирование ТПК, создание технополисов. В р-не формируется Южно-Якутский ТПК (уголь, электроэнергетика, в перспективе металлургия), ведутся работы по освоению др. участков зоны Байкало-Амурской магистрали. Основные транспортные оси зоны Севера — р. Лена и Северный морской путь. На юге намечено опережающее развитие топливной пром-ти, электроэнергетики, а в перспективе машиностроения. Для закрепления кадров в этом труднодоступном р-не особое внимание уделяется развитию комплекса по произ-ву товаров для населения и сферы услуг. Особое значение получает конверсия оборонной пром-ти пром-ных узлов на юге р-на. Важная роль Дальнего Востока в нар. хоз-ве страны связана с развитием через его порты и границу внешней торговли России со странами Азиатско- Тихоокеанского региона. Крупнейший город — Владивосток, расположен на берегу удобной бухты Золотой Рог, при подходах Транссибирской ж/д магистрали к морю, до недавнего времени закрытый для гражданских судов и мировой торговли, — становится важным торговым портом. Крупные порты — Восточный, Находка, Ванино. Сухопутная столица Дальнего Востока — Хабаровск — пром-ный и научный центр. Комсомольск-на-Амуре — центр машиностроения, вокруг которого формируется новый ТПК. Главные с/х житницы — Зейско-Бурейская и Приханкайская низменности (произ-во зерна, в том числе риса, а также сои, картофеля, овощей, мяса). Пригородное хоз-во развито в Приморье и близ крупных городов, оленеводство — на Севере. |экономический р-н |удел. вес, % |состав субъектов РФ | | |террит|населе|респуб|края|област|города |авт. |авт. | | |ория |ние |лики | |и |фед. |обл. |окр. | | | | | | | |знач | | | |Европейская часть |22,5 |78,5 |16 |2 |38 |2 |- |1 | |центральный |2,8 |20,5 |- |- |12 |1 |- |- | |центрально-черноземны|1 |5,2 |- |- |5 |- |- |- | |й | | | | | | | | | |поволжский |3,1 |11,2 |2 |- |6 |- |- |- | |волго-вятский |1,5 |5,7 |3 |- |2 |- |- |- | |северный |8,7 |4,2 |2 |- |3 |- |- |- | |северо-западный |1,2 |6,2 |- |- |4 |1 |- |1 | |северокавказский |2,1 |11,5 |7 |2 |1 |- |- |- | |уральский |4,8 |13,7 |2 |- |5 |- |- |- | |Восточная часть |74,8 |21,8 |5 |4 |11 |- |1 |8 | |западносибирский |14,2 |10,2 |1 |1 |5 |- |- |2 | |восточносибирский |24,2 |6,2 |3 |1 |2 |- |- |4 | |дальневосточный |36,5 |5,4 |1 |2 |4 |- |1 |2 | |Итого: |100 |100 |21 |6 |49 |2 |2 |10 | Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |