реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственное регулирование АПК

земельных отношений. На смену исключительной государственной монополии на

землю как объект собственности приходит многообразие форм собственности и

землепользования. Возникла и распространяется частная собственность на

землю. Расширился доступ к земле тех, кто на ней трудится, что является

необходимым условием рационального, хозяйского отношения к земле. На

повестке дня—создание земельного рынка, который должен привести к

концентрации земли в руках умелых владельцев.

Однако все эти изменения не могут рассматриваться как самоцель, а

должны служить условиями роста производства, повышения производительности

труда и эффективности агропромышленного производства. Именно по этим

основным позициям аграрное реформирование не достигло желаемых результатов.

Напротив, сельское хозяйство и весь агропромышленный комплекс ныне

находятся в состоянии затяжного системного кризиса, который распространился

как на экономическую, так и на социальную сферу.

В связи с тем, что снижается производство в крупных

сельскохозяйственных предприятиях, падает товарность сельскохозяйственного

производства. Наряду с этим существенно изменяется структура реализации —

если ранее основная масса товарной продукции сельского хозяйства

реализовалась заготовительным организациям, то ныне (в 1996 г.)

преобладающая часть продукции растениеводства (более 90% картофеля, около

70% овощей, 2/3 зерна), а также примерно половина животноводческой

продукции реализуется по свободным рыночным каналам (на рынках, через

собственную торговую сеть, предприятия общественного питания и т. д.).

При этом сельское хозяйство, сами естественные условия которого ставят

его в неравноправное положение с другими отраслями (сезонность

производства, замедленный оборот капитала, рассредоточенность на большой

территории и невозможность в силу этого самостоятельно противостоять

отраслям-монополистам, необходимость, чтобы значительно повысить

производительность труда, иметь более высокое органическое строение

капитала, чем в промышленности, и т. д.), оказалось в более тяжелой

ситуации, чем другие отрасли материального производства. Усилился

диспаритет цен: цены на потребляемые в аграрной сфере промышленные средства

производства и ресурсы в 1996 г. по сравнению с 1990 г. в 4,3 раза

опередили совокупные цены на сельскохозяйственную продукцию.[9] В

результате доля убыточных предприятий в сельском хозяйстве была намного

выше, чем в других отраслях производства. Если во всех отраслях

материального производства рентабельность продукции, хотя и сократилась, но

сохранилась, то сельское хозяйство уже несколько лет подряд убыточно.

2.2 Формы государственного регулирования

Переходный период в аграрной экономике требует оптимального сочетания

государственного регулирования и рыночных рычагов, вызывает необходимость

разработки теории и совершенствования практики государственного воздействия

на макро- и микроэкономические процессы в сельском хозяйстве и связанных с

ним отраслях.

Государственное регулирование в АПК предполагает осуществление его

преимущественно экономическими методами и включает защиту отечественного

продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от

высокомонополизированных отраслей, производящих средства производства для

сельского хозяйства и закупающих его продукцию; сохранение и

совершенствование функции государства в качестве заказчика и инвестора

применительно к условиям переходного периода; содействие развитию рыночной

инфраструктуры; поддержание государственного сектора АПК; развитие

социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовка кадров для

сельского хозяйства. Регулирующая роль государства особенно важна на

нынешнем этапе перехода к рыночной экономике, когда не сформировался

эффективный механизм экономического регулирования.

При этом должны быть приняты во внимание специфические особенности

аграрного сектора—сезонность производства, медленный оборот капитала,

повышенный производственный риск, связанный с подверженностью стихийным

силам природы, с тем, что значительная часть сельскохозяйственных угодий

России находится в зоне рискованного земледелия.

Активное воздействие на развитие АПК экономическими методами

государство может осуществлять через кредитное и налоговое регулирование,

бюджетное финансирование, регулирование условий и уровня оплаты труда,

социальное развитие, через государственные программы, госзаказы,

эффективную таможенную политику и т. д.

Ограниченность ресурсов при кризисе сбыта сельскохозяйственной

продукции предполагает строгое подчинение протекционистской политики в

аграрной сфере задаче повышения эффективности производства. В этой связи

экономический механизм и комплекс мер поддержки сельских

товаропроизводителей должны быть направлены на стимулирование более

производительных вложений и рентабельного производства. Эта цель, в свою

очередь, может быть достижима лишь тогда, когда система экономических

рычагов (цены, кредит, налоги и бюджетные субсидии) будет в основном

использоваться для стимулирования более рентабельных групп предприятий и

более эффективных вложений по регионам. В системе агропромышленного

регулирования агропромышленного производства важно полнее использовать

интервенционные товарные закупки и залог сельскохозяйственной продукции. В

области ценовой политики должны действовать принципы свободного

ценообразования в сочетании с государственном регулированием цен,

установление гарантированного уровня на закупки по госзаказу, формирования

цен в соответствии со спросом и предложением при относительно жестком

ограничении тенденций к их монополизации.

В области кредитно-финансовой политики необходимо строго целевое

использование кредитов с пониженной для сельского хозяйства процентной

ставкой.

В налоговой политике необходимо исключить многоканальность и

дублирование налоговых изъятий. Стратегическим направлением этой политики

должен стать переход к одноканальной системе в форме земельного налога,

дифференцированного в зависимости от качества и местоположения земельных

участков. При этом земельный налог должен иметь уровень, побуждающий к

эффективному использованию земли.

Задачам овладения рыночным механизмом и методами государственного

регулирования в условиях рынка будет отвечать принципиально новая система

управления АПК. В этих целях целесообразно осуществить переориентацию

государственных функций от управления предприятиями и отраслями к

экономическому регулированию взаимодействия между субъектами рыночного

хозяйства.

Государственное регулирование АПК обязательно включает и

внешнеэкономическое направление. Оно в качестве одной из важнейших задач

имеет защиту отечественного сельского хозяйства. Степень и формы

внешнеторговой защиты и аграрного протекционизма должны зависеть от

состояния сельскохозяйственного производства и рынка по отдельным товарам и

товарным группам, от насыщения рынка и конкурентоспособности отечественной

продукции.

В этой проблеме, кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, есть

и другая сторона—потребители, интересы которых далеко не всегда и не во

всем совпадают с интересами отечественных товаропроизводителей. Это

означает, что характер и уровень аграрного протекционизма должны носить

компромиссный характер, являясь результатом учета многих разнонаправленных

сил.

В будущем представляется вполне реальным повышение экспортных

возможностей аграрного сектора России. В частности, перспективным ресурсом

для экспорта является зерновое хозяйство, где можно добиться радикального

перелома при наличии ряда условий—коренной реорганизации закупочной

системы, создания лучшей складской и транспортной инфраструктуры, экономии

посевного материала, а также при достижении паритета цен на

сельскохозяйственную продукцию с ценами на средства производства. При этих

условиях зерновое хозяйство в перспективе сможет выделять экспортные

ресурсы.

Во внешнеэкономических связях АПК нужна тщательная постатейная проверка

необходимых пропорций сочетания протекционизма, свободной торговли и

сотрудничества с учетом большой разницы между первой сферой (кроме

промышленности по производству средств защиты растений, где трудно

предвидеть сроки достижения самообеспеченности) и пищевой промышленностью и

хранением, которые, однако, остро нуждаются в западных капиталах и

технологиях.

В связи с изменениями в социально-экономической структуре сельского

хозяйства—падением производства и повышением производства и доли в валовой

сельскохозяйственной продукции хозяйств населения—требуется большее

внимание уделить индивидуальному сектору аграрной экономики. Поддержку

хозяйств населения следует выдвинуть в число приоритетных задач аграрной

политики именно сейчас, когда производство в крупных сельскохозяйственных

предприятиях падает, а крестьянские хозяйства и их ассоциации

организационно не окрепли и не получили сколько-нибудь весомого развития с

точки зрения их вклада в продовольственное обеспечение страны. В 1997 г.

хозяйства населения произвели 91% картофеля, около 77% овощей, 79% плодов и

ягод, 55% мяса, в том числе 69% свинины и 77% баранины, 47% молока, 51%

шерсти, 85% меда, 30% яиц. Эти цифры свидетельствуют об огромном вкладе

хозяйств населения в продовольственное обеспечение страны.

Представляется, что без реального учета в аграрной политике участия

отдельных секторов в создании продовольственного фонда страны нельзя

рассчитывать на прекращение спада сельскохозяйственного производства и

сокращение сроков выхода из аграрного кризиса.

Крупные сельскохозяйственные предприятия заслуживают проведения в

отношении их избирательной политики. Они должны получать кредиты по строго

целевому назначению, с обязательным контролем за использованием выделенных

средств и исключением практики огульного списания полученных ссуд. Средства

предприятиям должны выделяться в рамках специальных программ на конкурсной

основе. В этих условиях средства получат те хозяйства, которые и в нынешних

трудных условиях «держатся на плаву», те, которые могут обеспечить

использование этих средств с наибольшей отдачей. Это примерно четверть всех

сельхозпредприятий, производящих ныне подавляющую массу товарной продукции.

В отношении большинства убыточных предприятий, кроме экономически

безнадежных, следует применять процедуру внешнего управления, подбирать

наиболее эффективные варианты реорганизации хозяйств, дающие возможность

использовать производственные фонды и рабочую силу, изменить применительно

к местным условиям специализацию производства, найти более

квалифицированных руководителей и т. п.

В отношении крестьянских (фермерских) хозяйств основной задачей на

ближайшие годы становится не столько создание новых хозяйств, сколько

повышение устойчивости и подготовка условий для их последующего роста и

развития. Видимо, в течение ряда лет процессы формирования новых

крестьянских хозяйств и их ликвидации будут протекать относительно вяло и

уравновешивать друг друга. Однако многое здесь будет зависеть от аграрной

политики и бюджетных возможностей.

Особым направлением любого аграрного реформирования, его центральным

звеном является земельная реформа. Земельные преобразования призваны

обеспечить рациональное использование и охрану земель как важнейшего

природного ресурса, создание условий для воспроизводства и повышения

плодородия почвы, равноправное развитие различных форм хозяйствования на

земле.

Однако в использовании земель наметились устойчивые негативные

процессы. Усилилась эрозия, опустынивание, деградация, осолонцевание почв.

Происходит истощение земель, разрушение мелиоративных систем. Резко

ухудшилось использование сенокосов и пастбищ. В этой связи государство

берет под контроль и определяет механизм экономического и административного

воздействия за целевое и рачительное использование земель, предотвращение

спекуляции землей и коррупции.

Земля находится в государственной, коллективной и частной формах

собственности. В земельной политике государства особое место должно быть

уделено развитию арендных отношений, которые позволяют наиболее простым

способом и в относительно короткие сроки оптимизировать соотношение между

землей, производственными фондами и рабочей силой, облегчить и удешевить

процесс концентрации земли в пределах, необходимых для эффективного

хозяйствования.

Для того чтобы предотвратить возможные негативные последствия

расширения оборота земли, необходимо законодательное закрепление положений

о праве приобретения сельхозугодий только лицами, обязавшимися использовать

землю для сельскохозяйственного производства, к тому же имеющими

специальное образование, опыт практической работы в сельском хозяйстве, а

также зафиксировать право изъятия неиспользуемых сельхозугодий у их

собственников с передачей земель в резервные фонды государства или органам

сельского самоуправления.

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические

лица могут выступать участниками земельных отношений только путем аренды

земли. Земля особо охраняемых территорий иностранным гражданам и лицам без

гражданства, юридическим лицам не предоставляется.

Использование земли является платным, за исключением случаев,

предусмотренных федеральным законодательством и законами субъектов

Российской Федерации. Формами платы за землю являются земельный налог,

арендная плата, плата за временное пользование землей, плата за

приобретение земельных участков в собственность, плата за приобретение

права аренды земельных участков.

Платежи направляются на финансирование мероприятий по охране земель и

повышению их плодородия, освоению новых земель, на проведение

землеустройства, ведение государственного земельного кадастра, проведение

мониторинга, осуществление государственного контроля за использованием и

охраной земель.

Достижение стабилизации и развитие АПК включают и решение социальных

проблем. За прошедшие с начала аграрного реформирования годы расширены

земельные права граждан. Немало селян увеличили землепользование, а

горожане стали владельцами садово-дачных земельных участков. Миллионы

сельских жителей, где условно, а где фактически, стали владельцами

земельных паев. Наряду с этим возросла сельская безработица, как официально

зарегистрированная, так и скрытая, на селе усилилась социальная

дифференциация селян по доходам, снизилась гарантированность, общая

надежность оплаты труда и выплаты пенсий, происходит свертывание сети

объектов социальной сферы и ухудшение их состояния.

3. Основные направления государственной политики в АПК

Возникает вопрос, следовало ли изменять сложившуюся в предыдущий период

административно-хозяйственную систему, если аграрные преобразования ее

привели к спаду производства?

Объективная необходимость аграрного реформирования была вызвана тем,

что сельское хозяйство России было затратным, в основном экстенсивным и

разрушительным для природной среды. Показатели производительности труда и

выхода продукции на единицу площади и потребляемых ресурсов оставались

низкими, а разрыв между нашей страной и развитыми странами мира по этим

показателям неуклонно увеличивался не в нашу пользу. Очевидно, что демонтаж

системы был необходим. Другое дело, при каких условиях, каким образом и в

какие сроки.

В условиях современного развала аграрного сектора и нестабильной

политической обстановки, блокирующей привлечение внешних и внутренних

инвестиций, встает задача существенного изменения стратегии и тактики

аграрной реформы. Речь идет об усилении государственного регулирования на

переходном этапе, которое надо рассматривать в тесном взаимодействии с

развитием предпринимательства, с проблемами саморегулирования на

микроуровне. Приоритет следует отдавать госрегулированию, создающему

условия для адаптации товаропроизводителей к рынку, обеспечивая как

эффективность их производства, так и насыщение рынка отечественным

продовольствием.

Специфика функционирования аграрной сферы предопределяет основные

направления госрегулирования, которых не избежала ни одна из развитых стран

мира. Речь идет, прежде всего, о государственном протекционизме при

реализации крупных комплексных экономических и социальных программ, прямой

государственной бюджетной поддержке сельского хозяйства, об использовании

ценовых, дотационных и финансово-кредитных мер.

Одной из неотложных задач на макроуровне должна стать разработка

программы "Повышение плодородия почв", поставленной на законодательную

основу и финансируемой из федерального бюджета. На региональном уровне

программный подход следует использовать при формировании объединений типа

МТС, лизинговых фондов, кооперативных объединений и др. Аграрный

протекционизм надо применять для ликвидации диспаритета цен, ослабления

монополизма, для защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей от

нерегулируемого импорта. Помимо этого важно использовать кооперационные и

интеграционные возможности предприятий аграрной сферы.

Целесообразно введение защищенного бюджетного финансирования НИИ и

опытно-производственных хозяйств, определяющих развитие биотехнологии,

генной инженерии, выведение новых сортов и пород животных.

Важнейшим принципом государственного регулирования на переходном этапе

является обеспечение взаимовыгодного обмена между сельским хозяйством и

отраслями, производящими средства производства. На начальном этапе рыночных

реформ правительство пустило этот вопрос на самотек. Возникший диспаритет

цен привел к тяжелым финансовым последствиям для большинства сельских

товаропроизводителей. Государство не смогло сдержать роста цен и тарифов в

таких высокомонополизированных отраслях, как сельскохозяйственное

машиностроение, нефтепереработка, электроэнергетика и др. Темпы роста цен и

тарифов в этих отраслях были намного выше, чем темпы роста закупочных цен

на сельскохозяйственную продукцию.

Для восстановления паритета цен важны определение реальных затрат

основной массы сельских товаропроизводителей при формировании закупочных

цен и обеспечение их возмещения в ходе последующего товарообмена,

осуществление жесткого контроля за формированием цен также для предприятий,

производящих и реализующих материально-технические ресурсы селу.

Целесообразно сформировать специальный фонд государственной компенсации за

счет бюджетных отчислений и налога на предприятия-монополисты.

Следует учитывать, что поддержка сельскохозяйственных производителей,

несмотря на дополнительные затраты государства, создает условия для роста

производства, способствует развитию инфраструктуры, снижает безработицу,

поддерживает равновесие цен, а в целом - социальную стабильность. На

подобные затраты идут практически все страны.

Для обеспечения выгодности обмена требуется совершенствование таких

экономических рычагов, как кредит и налоги. Потребности сельского хозяйства

в кредитах в силу сезонности сельскохозяйственного производства чрезвычайно

велики. Кредитование должно быть рассчитано на весь период производства

(например, производственный цикл по озимой пшенице от посева до уборки

составляет 8-9 месяцев). Долгосрочное кредитование сельского хозяйства

фактически сокращено до минимума. В последние годы, по сути, прекращено

краткосрочное кредитование за счет ресурсов Центрального банка, ужесточены

условия получения кредита и в коммерческих банках, требующих весомых

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.