реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


География отраслей машиностроительного комплекса РФ

|подъемно- |(без |станков, машин и |приборов, точных |

|транспортного, |автостроения), |оборудования |машин, механизмов |

|энергоблоков, |производство |средних габаритов |и инструментов |

|других |технологического |для |Особенности: |

|крупногабаритных и|оборудования для |промышленности, |наименьшая |

|металлоемких |промышленности |сельского |металлоемкость, |

|изделий. |(без легкой и |хозяйства, |наибольшая |

|Особенности: |пищевой) и |транспорта и |трудоемкость. |

|большое |строительства, |строительства |Требует |

|потребление |сельскохозяйственн|Особенности: |квалифицированных |

|металла, |ое машиностроение |малая |кадров. |

|относительно малая|(без |металлоемкость, | |

|трудоемкость и |тракторостроения) |повышенная | |

|использование |Особенности: |трудоемкость, | |

|энергии |средние нормы |значительная | |

| |потребления |энергоемкость | |

| |металла, энергии. | | |

| |Невысокая | | |

| |трудоемкость | | |

Также, развитие машиностроительного комплекса зависит от условий

рационального размещения, таких как:

- Четкое определение производственного профиля каждого предприятия

машиностроительного комплекса;

- Организация машиностроительного производства в виде комплексов на

основе специализации;

- Создание широкой сети ремонтно- механических предприятий;

- Приближение к металлургическим базам;

- Расширение сети металлообрабатывающих производств в порядке

кооперирования с крупными заводами.

Поэтому машиностроение развито во всех экономических районах России,

хотя его роль в хозяйстве районов не одинакова (таблица 2).

Таблица 2.

| Экономический район |Доля производимой продукции |

| |(%) |

|Северный |1.5 |

|Северо-западный |5 |

|Центральный |23 |

|Волго-Вятский |10 |

|Центрально-Черноземный |4 |

|Поволжский |18 |

|Уральский |20 |

|Северокавказский |6 |

|Западно-Сибирский |7 |

|Восточно-Сибирский |3 |

|Дальневосточный |2.5 |

Следовательно 87.5% машиностроительной продукции выпускает Западная

экономическая зона и всего 12.5% выпускает Восточная экономическая зона. В

Восточной зоне машиностроение работает не на местные потребности, а на

Европейскую зону (79% продукции вывозится в европейские районы, а из

европейских районов поступает 67% продукции).[7]

В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно

выделить несколько групп отраслей, в том числе:

1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции ).

2. Общее машиностроение (18 % продукции).

3. Среднее машиностроение и приборостроение (15 % продукции).

2. Территориальная структура машиностроительного комплекса РФ

Предприятия данной отрасли распространены в России повсеместно. Но в

одних районах машиностроение имеет профилирующее значение, а в других - его

функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей

в продукции отрасли. Иногда оно лишь дополняет профиль тех промышленных

комплексов, создание которых обязано использованию природных ресурсов,

например, в Восточной Сибири.

Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для

металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического

оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и

речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции

тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и

сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых секций. Для

этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного

цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку

деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом

привозных, поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов

и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы.

Тяжелое машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли затраты

на сырье и материалы здесь составляют от 40 до 85 %, затраты на зарплату 8-

15 %, затраты на транспорт от 15 до 25 %, затраты на электроэнергию 8-15 %.

Заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированны как на

металлургические базы, так и на районы потребления. Около 90% производства

отрасли сосредоточено в европейской зоне, остальное- в Западной Сибири и на

Дальнем востоке. К основным районам и центрам тяжелого машиностроения

относятся:

- Центральный (Электросталь).

- Уральский экономический район (завод "Уралмаш" в Екатеринбурге.)

- Сибирь (производство металлургического и горного оборудования в

городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в г. Новосибирске)

- Северо- Западный: Санкт-Петербург - исторически сложившийся центр

тяжелого машиностроения (завод "Электросила", выпускающий

турбогенераторы)

- новые центры, связанные с производством атомных реакторов - завод

"Автоммаш" в г. Волгодонске.

Производство металлургического оборудования сложилось как в крупных

районах производства металла, так и вне этих районов. Предприятия этого

профиля специализируются на изготовлении отдельных видов оборудования для

добычи руды, ее подготовки, доменного, сталеплавильного, литейного,

прокатного оборудования или отдельных узлов.

На заводах Урала сосредоточен выпуск в стране экскаваторов для добычи

руды, агломерационных машин, оборудования доменных и электротермических

печей (Екатеринбург, Орск).

Оборудование для мартенов, проката и сварки труб производится в

Центральном районе (Электросталь). Рудоразмольное оборудование поставляет

Поволжье (Сызрань). Литейные машины - Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре)

и т.д.[7]

Производство крупного энергетического оборудования возникло и

развивалось преимущественно вне металлургических баз в крупных центрах

развитого машиностроения, которые специализируются на производстве

отдельных видов этой сложной, требующей квалифицированного труда продукции.

Мощные турбины и генераторы для электростанций дают Северо-западный (Санкт-

Петербург), Уральский (Екатеринбург) и Западно-Сибирский (Новосибирск)

районы. Крупнейший центр по выпуску этой металлоемкой, но мелкосерийной или

индивидуальной продукции - Санкт-Петербург. В этих районах и центрах

сложилась специализация на выпуске определенных видов оборудования. Почти

все они производят паровые или гидравлические турбины и генераторы для них,

но разных мощностей и конструкций, особенно для разного типа ГЭС. Быстрое

развитие атомной энергетики заставило перейти к производству сложного

оборудования на существующих заводах. Энергетическое оборудование - мощные

дизели для судов - выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде,

Хабаровске, для тепловозов и электростанций - в Балаково, Пензе,

Коломне.[17]

Высокопроизводительные котлы, дающие сотни и тысячи тонн пара в час,

производят в Центральном районе (Подольск), Центрально-Черноземном

(Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул).

Преимущественно вне металлургических баз размещается производство

тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими

сериями и нередко по индивидуальным заказам для отечественных и зарубежных

заводов. Предприятия этой отрасли разместились в Западно-Сибирском

(Новосибирск), Центральном (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземном

(Воронеж), Поволжском (Екатеринбург) и т.д.

Производство горно-шахтного оборудования сложилось в главных угольных

районах страны Западно-Сибирский (Прокопьевск, Кемерово); Уральский

(Екатеринбург, Копейск); Восточно-Сибирский (Черемхово, Красноярск).

Нередко такое размещение предприятий по изготовлению горно-шахтного

оборудования связано с учетом местных особенностей добычи угля, руды и

других полезных ископаемых.[7]

Вне металлургических баз размещается и большинство предприятий

судостроительной промышленности, несмотря на потребление ими большого

количества неудобных для транспортировки профилей металла. Судостроительные

заводы специализируются на выпуске судов определенного назначения, с

разными типами судовых двигателей. Сложность современных судов

обусловливает установку на них разнообразного типового и специального

оборудования. Поэтому в судостроении исключительно сильно развиты

кооперированные связи с многочисленными предприятиями-смежниками,

поставляющими не только оборудование, но и нередко целые агрегаты и секции

судов. Строительство судов начинается на суше, а достраиваются они на

плаву. Поэтому многие морские верфи размещены в укрытых устьях крупных рек

(Нева, Амур), или защищенных от моря гаванях. Крупнейший район морского

судостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр

- Санкт-Петербург с рядом заводов со специализацией на сооружении линейных

пассажирских, грузопассажирских, наливных судов, ледоколов-атомоходов,

речных судов. Имеются судостроительные заводы в Выборге, в Калининграде.

Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске,

Астрахани, Владивостоке. Судоремонтные верфи расположены в Новороссийске,

Владивостоке, Петропавловске-Камчатском.[17]

Речное судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших

речных магистралях: на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень,

Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск). Создание

глубоководных фарватеров на реках, сооружение каналов, соединивших

важнейшие речные артерии между собой, позволило перейти к строительству

судов типа "река-море" не только в нижних течениях рек, но и в средних и

верхних. На этих речных верфях строятся также суда озерного типа и

небольшие суда морского типа. Выгодное географическое положение таких

речных верфей относительно предприятий-смежников в центральных районах

делает сооружение судов на них весьма эффективным.

Железнодорожное машиностроение - одна из старейших отраслей

машиностроения, сравнительно сильно развитая дореволюционной России и

реконструированная в 60-х годах. Технический процесс на транспорте в

послевоенные годы привел к изменению видов тяги: замене малоэкономичных

паровозов более эффективными и мощными электровозами и тепловозами,

повышению грузоподъемности вагонов, созданию новых типов вагонов для

перевозки специализированных, наливных, насыпных грузов. Современные

тепловозы, электровозы, пассажирские и специальные грузовые вагоны не

только являются материалоемкой продукцией, использующей разнообразные

конструкционные материалы - черные и цветные металлы, пластмассы,

древесину, стекло, но и оснащены сложным оборудованием - мощными дизелями,

электромоторами, холодильными установками, установками для обогрева

специальных цистерн, пневматическими установками для разгрузки сыпучих

материалов.[7]

Резко возросла концентрация производства локомотивов в Центральном

районе (в г. Коломна, Брянск, Калуга); в городе Санкт-Петербург.

Маневровые и промышленные тепловозы для широкой и узкой колеи

поставляют преимущественно предприятия Центрального района (Муром,

Людиново, Брянск).

Грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане.

Пассажирские- в Санкт-Петербурге, Твери, трамвайные- в Усть-Катаве (Урал);

для метрополитена- в Мытищах, Санкт-Петербурге.[17]

Общее машиностроение

Группа отраслей общего машиностроения характеризуется средними нормами

потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего

машиностроения производят технологическое оборудование для

нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной

промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины.

Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением

заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в

порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей

промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах

сталей, цветных металлов и пластмасс. Предприятия общего машиностроения -

одни из самых многочисленных в отрасли и размещаются во многих районах

страны. Общее машиностроение производит 25% товарной продукции отрасли.

Затраты на зарплату стоимости продукции здесь составляют от 12 до 33 %,

затраты на сырье и материалы в этой группе не очень большие - от 4 до 8 %,

затраты на электроэнергию 3 - 5 %.

Сельскохозяйственное машиностроение располагает многочисленными и

крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного

инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая.

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления,

учитывая профиль сельскохозяйственного производства:

- производство зерновых комбайнов - на Северном Кавказе (Ростов-на-

Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск);

- производство картофелеуборочных машин - в Центральном районе

(Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы).

Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят

заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске,

Новосибирске.

Оборудование для предприятий с химической переработкой сырья

(нефтеперерабатывающие, химические, бумажные) производится в Пензе,

Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске.

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но

повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими

процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка

деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта

отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных

металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения

наиболее многочисленны, узкоспециализированны, имеют широкие

кооперированные связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она

включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов,

двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и

кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного

технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической

промышленности.[7]

Автомобильная промышленность - ведущая отрасль машиностроения в

промышленно развитых странах. Оно стимулирует развитие многих отраслей,

занятость населения в производстве и обслуживании автомобильной техники,

повышает товарооборот, укрепляет денежную систему, определяет потребность в

продукции всей промышленности. В странах с наиболее развитым

автомобилестроением доля отрасли в общем объеме продукции машиностроения

составляет в Западной Европе 38-40%, в США 40%, в Японии 50%. В результате

доля автомобильной промышленности в валовом внутреннем продукте США и

Франции составляет 5%, в Японии и германии 9-10%. Страны, лидирующие по

объему ВВП, являются лидерами и в области мирового автомобилестроения.

Рисунок 2

Доля ВВП и продукции автомобилестроения в мировом производстве[2]:

В экспорте промышленно развитых стран доля готовых легковых автомобилей

по стоимости составляет 7-8% от общего объема и 13-15% экспорта машин и

оборудования. Автомобильная промышленность явилась одним из рычагов подъема

всего материального производства в послевоенных Японии и Германии. Оно

играет прогрессивную роль в общенациональном подъеме производства и сферы

услуг в Испании, Южной Корее, Мексике и Бразилии, Польше и Чехии. Многие

страны в том числе США, ведущие страны Западной Европы, а также Австралия и

Новая Зеландия практически достигли своего предела по насыщенности

легковыми автомобилями (США 740 автомобилей на 1000 жителей). В России же

достижение через 5 лет уровня автомобилизации 150 автомобилей на 1000

жителей можно считать важнейшей социально- экономической задачей. [6]

В настоящее время в автомобильной промышленности России занято до 1

млн. человек, а доля автомобилестроения в машиностроении РФ составляет 33%,

что является достаточно высоким показателем экономического положения

отрасли. За счет акцизов, НДС, отчислений в пенсионные и другие фонды

автомобильные заводы являются одним из основных источников дохода для

бюджетной системы государства. После водки и табака автомобиль- один из

наиболее прибыльных для бюджета видов товаров. В среднем с одной тонны

массы выпущенного автомобиля доход в бюджет эквивалентен примерно 2,0-3,0

тыс. долл. США.

Автомобильная промышленность, представленная 22 производственными

объединениями, в состав которых входит более 200 заводов, включает в свой

состав помимо выпуска машин также производство моторов,

электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на

самостоятельных предприятиях.

Наиболее крупные заводы создали многочисленные филиалы. Так, АО «ЗИЛ»

помимо четырех заводов в Москве имеет филиалы, специализированные на

выпуске агрегатов, узлов, деталей, заготовок и запасных частей, в

Смоленске, Ярцево (Смоленская область), Петровске, Пензе, Рязани,

Екатеринбурге.[6]

Автомобильные моторы делают не только сами головные предприятия, но

и ряд специализированных заводов. Большинство этих заводов разместилось вне

центров автомобилестроения. Они поставляют свою продукцию в порядке

кооперации сразу нескольким автозаводам. Автомобильная промышленность

выпускает подшипники для всех отраслей народного хозяйства. В ее составе

более десятка заводов, расположенных в большинстве экономических районах

страны. Каждый из заводов специализируется на выпуске определенных

типоразмеров подшипников и поставляет их разным предприятиям страны.

Предприятия автомобилестроения размещены в различных районах страны,

однако подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных

районах европейской части с высокой концентрацией автоперевозок. Основными

районами размещения автомобильной промышленности являются: центральный,

Волго-Вятский, Поволжский. Особенно велика роль Московского региона, где

расположены ЗИЛ, Ликинский автобусный завод, заводы по производству

подшипников и комплектующих деталей.

- Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-

Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском ( Ижевск)

районах; малолитражные - в Поволжье (Тольятти), микролитражные - в

Серпухове.

- Грузовые автомобили среднего тоннажа - выпускают заводы Центрального

(Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского

(Миасс) районов.

- -Автомобили небольшого тоннажа и большегрузные выпускаются в

Поволжье (Ульяновск и Набережные Челны)

Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицино), Волго-

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.