реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Англия

Для развития экономики Великобритании исключительное значение имеет вывоз

промышленных товаров и экспорт "услуг" капиталистическому миру, которые

вместе дают 26% валового национального продукта. Важной статьей дохода

британских международных монополий был и остается вывоз капитала в другие

страны.

С образование мирового социалистического лагеря и независимых

национальных государств в Азии, Африке и Латинской Америке многие связи

британского капитала оборвались, но общие размеры заграничных инвестиций

Великобритании растут, превысив даже по номинальной стоимости 20 млрд. ф.

ст.

С переориентацией британской промышленности на новейшие отрасли для ее

развития внешний рынок стал играть большую роль, чем дешевая рабочая сила.

В последнее время этот рынок британские монополии находят в развитых

капиталистических странах, доля которых в вывозе британского капитала

превысила 3/5.

Все еще велик экспорт капитала Великобритании в развивающиеся страны: на

нее приходится почти половина капитала вывозимого в эти страны

западноевропейскими государствами. В то же время быстро растут вклады

иностранных монополий в экономику Великобритании.

Национализация по-капиталистически, проведенная в конце 40-х годов в

электроэнергетике, угольной и газовой промышленности, на железнодорожном и

в автомобильном транспорте, принесла выгоды монополистам: одним - огромные

компенсации с ежегодными процентами, другим - низкие цены на продукцию этих

отраслей. Именно поэтому многие национализированные предприятия работали с

убытками, от чего страдали в первую очередь рабочие, которым под предлогом

экономии отказывали в повышении зарплаты.

Потеряв почти все свои колонии, Великобритания утратила многие

экономические преимущества: безраздельный контроль над богатейшими мировыми

месторождениями - цветных металлов, нефти, важными источниками натурального

каучука, дешевой сельскохозяйственной продукции, гарантированные рынки

сбыта промышленных товаров и безграничные возможности вывоза капитала на

все континенты.

Будучи дожником США и их "младшим" партнером и взяв на себя значительные

расходы по НАТО, Великобритания вынуждена мириться с проникновением в ее

экономику американского капитала, роль которого возрастает с каждым годом.

Деньги магнатов из-за океана вкладываются преимущественно в быстро

развивающиеся современные отрасли промышленности. Американскими фирмами

выпускается свыше половины автомобилей, 3/ 5 ЭВМ и такая же доля

медикаментов. Более половины компаний, занятых разведкой месторождений

нефти и газа в Северном море - также американские.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта,

на нее приходится 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное

сырье и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для

Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих

прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее

оборудование и совершенные методы управления, с другой - отставание старых

традиционных отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие

отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической

промышленности, ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная

промышленность, судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел

к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений

промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них

практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны -

"Империал Кемикал Индастриз", или ИКИ, "Юнилевер", "Бритиш Лейланд" и

"Дженерал Электрик компания", в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в

густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до

Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные

районы за пределами этого пояса - Южный Уэльс, северо-восток Англии и

центральная часть Шотландии.

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные

отрасли, стали отстающими или депрессивными. Это большая часть Шотландии,

Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-

запада Англии.

В течение последних лет британское правительство стремится проводить

региональную политику, направленную, с одной стороны, на некоторое

сдерживание концентрации населения и промышленности в чрезмерно разросшихся

конурбациях, а с другой - на содействие подъему старых промышленных районов

с большой долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения

в отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются

государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий,

выплаты налогов и т.д.

Все эти меры несколько уменьшили территориальную концентрацию

промышленности. Благодаря разгрузке столичных агломераций, прежде всего

Большого Лондона, и конурбации Западный Мидленд, а также развитию новейших

отраслей в отстающих районах несколько изменилась и территориальная

структура промышленности.

Однако в целом региональная политика не принесла ожидавшихся результатов

из-за самой сущности стихийного капиталистического производства.

Экономические трудности в отстающих районах остались в основном прежними.

Не удается остановить сдвиг населения и производительных сил на юг.

Региональная политика не может также решить острых социальных проблем

отстающих районов, и прежде всего сократить безработицу. В 1970-х годах все

больше усиливается борьба рабочего класса за свои права. Несколько

крупнейших забастовок докеров и шахтеров в этот период показали, что при

решении региональных проблем интересы прудящихся отстающих районов стоят

далеко не на первом месте.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании – добыча

каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский

уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было

добыто рекордное количество - 287 млн. т., добыча неуклонно снижается.

Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство

Великобритании топливом. Каменный уголь шел и на экспорт. Угольные бассейны

стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то

время как новейшие отрасли промышленности развивались на основе последних

достижений науки и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн

старыми методами. Нефть становилась все более серьезным конкурентом угля.

Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это

приводило к уменьшению его потребления. Использование природного газа,

новых методов выплавки стали и электрификация транспорта привели к еще

большему сокращению потребления этого вида топлива.

Тем не менее, уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в

стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только

нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на

Британских островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т.

угля. За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-Западный.

Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось в последние годы

в связи с повышением мировых цен на нефть.

Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от

импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Скважаны в Восточном Мидленде дают

ежегодно менее 100 тыс. т. Добыча нефти и газа из-под Северного моря -

новая, процветающая отрасль промышленности в стране. Сырая нефть вводится

из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии,

Нидерландов и Венесуэлы.

Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных

морских портов у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса.

Пять заводов южного Уэльса соединены с портом Энг-Бей нефтепроводом. Есть

также крупный завод в Шотландии на побережье залива. Ферт-Оф-Форт. От

месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам в устье р. Тис

и в заливе Ферт-Оф-Форт проведены нефтепроводы.

По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает

восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоргшире.

В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного

газа, которые дают 1 6 потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ

поступает из природных источников.

Великобритания - второй в мире поставщик и экспортер каолина (белой

глины, из которой делают фарфор); здесь в очень крупных масштабах добывают

и другие виды глины для керамической промышленности. Есть перспективы добыч

вольфрама, меди и золота из вновь разведанных месторождений. Возможно даже,

что в будущем Британия сможет полностью прекратить импорт вольфрама.

Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который

начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь

Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества,

кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Потребность в железной руде

покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании.

Великобритания полностью обеспечивает себя электроэнергией. 86%

электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2%

- гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в

последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС

(мощностью более 1 млн. кВт) находятся на реке Трент и около Лондона.

Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на

Шотландском нагорье. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство

единой системы электропередач ("Супергрид") с большим напряжением.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской

промышленности - черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место

в мире по выплавке чугуна и стали. Почти вся сталь страны производится

государственной корпорацией "Бритиш стил". Металлургия Великобритании

развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду

часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости.

Третий компонент, необходимый для металлургии - известняки имеются на

Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых

развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг

от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из

других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз

готовой продукции.

Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве

сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно

"привязаны" к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам

сбыта готовой продукции.

Британская цветная металлургия - одна из крупнейших в Европе. Она

работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных

металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости

намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания - также один из

основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий,

германий и др., которые используются в атомной промышленности, в

самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных

металлов - США и Германия.

Главный район цветной металлургии - Западный Мидленд, где много мелких

предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке

цветных металлов. Другие центры - южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три

крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англии, у

города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они

обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии.

Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с

американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

В самой крупной отрасли британской промышленности - машиностроении

работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает

транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на

производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям,

которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны.

Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в

большинстве городов Великобритании.

Великобритания - самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин.

Широко известна серия машин повышенной проходимости марки "Лендровер".

Главные покупатели английский автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и

ЮАР.

Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими

крупнейшими автомобильными фирмами "Бритиш Лейланд", заводами международной

американской компании "Крайслер Ю.К." и дочерними американскими фирмами

"Воксхолл" и "Форд". Первым крупным районом автомобилестроения на

Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмигеме. Вторым

районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде,

Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.

Одна и наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения -

самолетостроение. Доминирует здесь одна государственная крупнейшая фирма -

"Бритиш эйрспейс". Вертолеты производятся другой большой фирмой "Уэстленд

эркрафт". Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках

национализированной компании "Роллс-Ройс", которая имеет заводы в Дерби,

Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии.

Англичане говорят, что они стали судостроителями, чуть ли не с момента

образования Британский островов. Самый крупный центр судостроения - устье

реки Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир

и Тайн.

К растущим и развивающимся производствам относится электротехника,

занимающая второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по

числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных

компаний: "Дженерал электрик", "Инглиш электрик" и "Ассошиэйтед электрикал

индастриз".

К числу быстро развивающихся отраслей относятся и новейшие производства

химической промышленности. Около 1/3 продукции основной химии составляют

неорганические химикаты - серная кислота окислы металлов и неметаллов.

Среди множества химических производств крупными масштабами стали выделяться

производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых

красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Главные районы

размещения химической промышленности следующие: Юго-Восток Англии, Ланкшир

и Чешир.

Традиционная старейшая отрасль Великобритании - текстильная

промышленность. Шерстяные ткани производятся в основном в Западном

Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском

городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей - в Ланкашире, в небольших

текстильных городах к северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных

тканей, изделий, пряжи - самое древнее на Британских островах. Шерстяные

изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних

рынках.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

В сельском хозяйстве Великобритании занято всего около 3% работающего

населения страны. Великобритания производит боле половины

сельскохозяйственных продуктов, потребляемых ее населением. Полностью

обеспечиваются потребности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице,

свинине, яйцах и свежем молоке. Однако многие важные продукты

Великобритании приходится ввозить из других стран. Они импортирует 4/5

сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, 1/4 потребляемых в

стране говядины и телятины.

Природные условия Великобритании более благоприятны для развития

животноводства, чем земледелия. Животноводство и растениеводство дают

соответственно 65 и 23% стоимости сельскохозяйственной продукции страны.

Преимущественно животноводческие хозяйства располагаются в западной, более

влажной части острова Великобритания. Англия является одним из самых

крупных мировых поставщиков овечьей шерсти.

ТРАНСПОРТ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Поскольку Великобритания - государство островное, все ее внешние

перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Около 9/10

общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 1/4 - на

каботаж. Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или

иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат

основными транспортными узлами. Крупнейшие из них - Лондон, Саутгемптон,

Ливерпуль, Гулль и Харидж, причем Лондонский и Ливерпульский морские порты

пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

С континентом Великобритания связана тунелем под проливом Ла-Манш, двумя

железнодорожными паромами (Дувр - Дюнкерк и Харидж - Остенде), и

многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами - с

Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией. Во внутренних грузовых

перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Одновременно

расширяется сеть автомобильных дорог и происходит их реконструкция.

Оборот внешней торговли увеличился почти вчетверо. С одной стороны,

удвоился экспорт капитала, с другой - быстро растут вклады иностранных

монополий в экономику Великобритании. Почти в четыре раза вырос "невидимый

экспорт". Большая часть стоимости эк порта приходится на изделия

обрабатывающей промышленности: автомобили, самолеты, металлоизделия,

электрооборудование, продукцию химической промышленности и текстиль.

Страна продолжает ввозить натуральный каучук, фосфориты, почти все

цветные и редкие металлы, более половины железной руды. Однако в целом

зависимость Великобритании от импорта сырья уменьшается в связи с

переориентацией отечественной промышленности на современные отрасли и в

частности с дальнейшим развитием химии и использованием заменителей и

местного сырья.

КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В Великобритании больше, чем в любой другой европейской стране,

сохранилась приверженность к установившимся исстари традициям, быту,

привычкам. Это сказывается на многих сторонах материальной и духовной

культуры населения. Остается, например, стремление англичан жить

обособленно, в отдельном доме, что отражается и в планировке жилых

построек. Поэтому Великобритания до сих пор - страна преимущественно

малоэтажного строительства.

В такой экономически развитой стране, как Великобритания, уже давно

забыта старая народная одежда. Народный костюм сохраняется еще в некоторых

областях Шотландии. Он состоит из белой полотняной рубахи с отложным

воротником, клетчатой до колен юбки в крупную складку (килт), короткой

суконной куртки с отворотами и пледа, который набрасывается на одно плечо.

На ноги надеваются гольфы и толстые грубые башмаки с металлическими

пряжками, а на голову - темный берет с широким клетчатым околышем. Килт и

плед делаются из особой клетчатой ткани - тартана, или шотландки, раньше

каждый шотландский клан имел свою расцветку этой ткани.

Наибольшую популярность завоевали английские мясные блюда; например,

ростбиф, бифштекс входят в меню ресторанов всех европейских стран.

Национальное блюдо англичан - различные пудинги.

Те пресловутые традиции, о которых так много пишут в книгах об Англии,

особенно стойко сохраняются в общественной жизни народов Британских

островов. Традиционные смены гвардейского караула у ворот Букингемского

дворца собирают ежедневно толпы туристов. Также их привлекают традиционные

сборища на "уголке ораторов" в лондонском Гайдпарке, где на специально

отведенной площадке, охраняемой полицейскими, каждый желающий может

произнести речь или проповедь - разумеется, если она не направлена,

например, против королевской семьи. 5 ноября - "день Гая Фокса" -

национальный праздник Великобритании.

Издавна большое внимание в стране уделяется спорту. Популярны в

Великобритании такие спортивные игры, как теннис, баскетбол, хоккей на

траве, конное поло, верховая езда, гольф и др.

В общественной и культурной жизни Великобритании все еще немалую роль

играет церковь. Государственная церковь Великобритании - англиканская. По

догматам она близка к протестантизму.

ЛОНДОН

Столица Великобритании и центр юго-восточной части Англии - Лондон - один

из самых древних городов страны. Средневековый Лондон - ту его часть,

которая теперь называется Сити, - украшали Лондонский мост, королевский

замок Тауэр, собор св. Павла, множество церквей и монастырей.

В ХVIII в. были созданы комплексы самой большой и красивой лондонской

площади - Гровно-сквер и самой заметой - Трафальгарской, проложена широкая

улица Парламента, построено здание знаменитого Британского музея.

Лондон состоит из трех исторических частей: Сити, Вестминстера и Уэст-

Энда. Готический дворец Вестминстера строился уже в начале Х1Х в. Его

здание завершают две башни: башня Виктории - королевский вход в парламент и

часовая башня Биг Бен (Большой Бен) с огромным колоколом. Центральная часть

города еще сохранила средневековое переплетение улиц, причем некоторые из

них, как и в давние времена, имеют четкую специализацию. Деловые конторы и

многочисленные банки концентрируются в Сити, одном из крупнейших финансовых

центров мира. Оживленные днем, улицы пустеют к вечеру, когда армия служащих

расходиться по домам. Вестминстер - политический и административный центр

столицы и страны. Уэст-Энд с его симметричными классическими площадями

является центром столичного сервиса: это район дорогих магазинов, театров,

ресторанов и отелей.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.