реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Индия. Проблемы и пути их решения

продолжает оказывать огромное влияние на всю жизнь общества.

Наиболее распространен в Индии индуизм.

(Индусами часто называют всех жителей Индии, тогда как в данном случае

правильнее употреблять слово - собирательный термин,

обозначающий всех граждан этой страны. Слово же (искаженная

форма от ) следует относить к тем, кто исповедует религию

индуизма.)

Его исповедуют более 80% жителей страны. Индуисты составляют

большинство во всех штатах страны, за исключением Джамму, Кашмира и

Нагаленда.

Религия индуизма сформировалась в древней Индии в первом

тысячелетии нашей эры. Ее основой является учение о перевоплощении

душ (сансара), которое происходит в соответствии с законом воздаяния

(карма) за добродетельное или дурное поведение. Неуклонное следование

добродетели должно в конечном счете привести к (мокше) - спасению

души. Это учение нашло отражение в священных книгах индуизма, и в

первую очередь в а также в таких эпических

произведениях, как (18 книг) и , посвященная

подвигам Рамы.

В религии индуизма много богов, но среди них выделяются три

главных. Это Брахма - бог-создатель, творец Вселенной, людей и вообще

всего сущего. Культ Брахмы в индуизме практически отсутствует, в его

честь во всей Индии воздвигнуто лишь несколько храмов. Сам Брахма

обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящем на лебеде.

Далее, это Вишну - великий бог-охранитель, который представляется

обычно в благожелательной к людям форме. Он изображается в одном из

своих десяти воплощений, которые принимал, спускаясь на землю. Самое

распространённое из них образцы царевича Рамы (отсюда - "Рамаяна") и

пастуха Кришны. Передвигается Вишну верхом на Гаруде - получеловеке,

полуорле. Вишнуизм образует первое течение в индуизме,

распространённое главным образом в храмы, посвящённые ему. Наиболее

известны из них храмы в Матхуре, Джайпуре и другие.

Наконец, это Шива - по происхождению доарийский бог, "хозяин

животных". Изображается обычно в грозном виде, часто в священной

пляске, с третьим глазом посреди лба. Ездит Шива верхом на быке и

вооружён трезубцем. Шиваизм образует второе течение в индуизме,

распространённое преимущественно в южной и восточных частях Индии. Из

шиваистских храмов особенно славятся храмы в Варанаси (Бенаресе),

Амарнатхе, ряд других. Впрочем культовые обряды индуисты совершают не

только в храмах, но и у местных и домашних алтарей, в священных

местах.

Среди основных догматов индуизма - почитание священными ряда

животных, в первую очередь коров и быков, змей. Именно поэтому коров

не забивают и говядина не употребляется в пищу. Священными считаются

и некоторые растения, например лотос. Священна также река Ганг, в

водах которой миллионы паломников со всей страны совершают обряд

очищения - омовение. Особенно много паломников привлекает Варанаси,

где берега Ганга облицованы каменными ступенями, заполненными

прибывшими для очищения. Тела умерших индусов обычно сжигают на

погребальных кострах, но в отдельных случаях хоронят и в водах Ганга.

Быть похороненным в водах этой реки - заветная мечта каждого

правоверного индуса. Индуизм запрещает разводы и вторичные браки

вдов, даже если они еще очень молоды. Хотя эти запреты официально

отменены, большая часть населения продолжает их соблюдать.

Естественно, что все это оказывает очень большое влияние на

жизнь и быт индусов. Но без всякого сомнения, наибольшее воздействие

на них оказывает догмат индуизма, предусматривающий деление общества

на касты (от латин. castus - чистый), или джати (на древнеиндийском

языке - санскрите). Система кастовой организации общества зародилась

в Индии в древнейшие времена, но оказалась столь живучей, что и ныне

продолжает существовать и влиять на всю жизнь страны и каждого

человека. Вот как описывает это влияние востоковед-индолог Н. Р.

Гусева.

Принадлежность к касте определяет все обычаи: члены касты

рождаются, воспитываются, вступают в брак, дают имена своим детям,

обучают их, сообщают им специальные знания, отправляют все ритуальные

церемонии и, наконец, после смерти бывают преданы сожжению (а

некоторые - погребению) - все это происходит и производится в

соответствии с теми правилами, которые предписаны каждой касте древним

религиозным законом. Каждая каста живет в соответствии со своей

дхармой - с тем сводом предписаний и запретов, создание которого

предписывается богам, божественному откровению. Дхарма определяет

нормы поведения членов каждой касты регулирует их поступки и даже

чувства. С детских лет человек вырастает в сознании абсолютной

нерушимости законов дхармы, их неизбежности. Например, дхарма каждой

касты диктует ей внутрибрачие - только девушка из твоей касты

воспитана в такой же дхарме, как ты, поэтому только она может

стать твоей женой матерью твоих детей. Межкастовые браки в Индии -

большая редкость.

Согласно индуизму, бог Брахма сначала создал четыре касты. Из

своей головы он произвел касту брахманов (жрецов) - высшее сословие

(варну) общества. К этой касте относились также крупные и средние

феодалы - словом, верхушка общества. Из своих рук и плеч бог Брахма

создал кшатриев, или воинов, которые должны были защищать общество,

из бедер - касту вайшьев (торговцев, ремесленников и земледельцев),

которым вменялось в обязанность снабжать и кормить людей. Наконец, из

ног он создал низшую касту шудра - касту рабов и слуг. Нетрудно

заметить, что касту с самого начала определяла прежде всего профессия,

которая, как правило, переходила от отца к сыну, зачастую не

изменяясь на протяжении жизни десятков поколений. Со временем

увеличивалось число профессий и, соответственно, каст. Перед второй

мировой войной в стране насчитывалось 3,5 тыс. различных каст и

подкаст. После войны ни одна перепись населения этот вопрос не

включала. Поэтому в наши дни их число в различных источниках

оценивается от 2 до 5 тысяч.

В сословно-кастовой системе индуизма есть еще одна, самая низкая

категория - неприкасаемых, или париев, к которой относится наиболее

отверженная и бесправная часть населения. По преданию, все, что не

подошло для создания четырех каст, бог Брахма отбросил в сторону, в

неведомую темноту. Из этих остатков и вышли неприкасаемые, которым

предназначались профессии, считающиеся в индуизме нечистыми -

обработка кожи, уборка мусора, нечистот, стирка и т. п. Индуизм

запрещает общение с неприкасаемыми лицам из всех четырех каст.

Считается, что даже прикосновение к ним оскверняет верующего индуса.

А ведь перед второй мировой войной таких неприкасаемых было 85 млн, да

и теперь по некоторым оценкам их не менее 60 - 80 млн человек.

Конституция Индии в законодательном порядке отменила кастовое деление

и кастовое неравноправное, связанные с древними предрассудками. Само

слово () выведено из оборота и заменено словом

(), предложенным Махатмой Ганди еще в 20-х

годах. И тем не менее резкое кастовое расслоение по-прежнему

еще сохраняется, в особенности в сельской местности. Выходцы из высших

каст, составляю всего 17% населения, преобладают среди государственных

служащих. До сих пор крайне редки браки между представителями высших

и низших каст.

Вторая по значению религия Индии - ислам. Мусульмане составляют

11 % всего населения, среди них резко преобладают сунниты, но есть и

шииты. Мусульмане составляют 2/3 всех жителей только, в северном

штате Джамму и Кашмир. В штатах Уттар-Прадеш, Западная Бенгалия,

Ассам, Керала они хотя и не преобладают, но образуют значительную

прослойку. В семейно-брачных отношениях мусульмане придерживаются

предписаний шариата, но многоженство во всех религиозных общинах

страны запрещено законом.

Последователи стальных религий в общей численности населения Индии

составляют всего от 0,5% до 2,6%, но с учетом размеров этой

численности абсолютные цифры и здесь выглядят достаточно внушительно:

христиан в стране 18 млн, сикхов - 15 млн, буддистов - 5 млн, джайнов

- 4 млн. Христиане живут главным образом в южных штатах,- особенно в

Керале и в Нагаленде.

Сикхизм получил распространение в Пенджабе, где приверженцы этой

религии составляют половину всего населения. Сикхизм, как религия, и

возник в Пенджабе еще в ХV веке. Как бы отражая географическое

положение этого штата на границе зон индуистского и мусульманского

влияния, сикхизм сочетает в себе элементы этих двух религий, но в то

же время существенно отличается от них. Например, в отличие от

индуизма он запрещает идолопоклонство, деление общества на касты, не

признает очистительных церемоний при рождении и смерти, проповедует

единобожие. В сикхских храмах: нет изображений богов. Выделяются

сикхи и внешне. Мужчины сикхи (все они добавляют к своему имени

приставку , что значит ) носят длинные волосы, собранные

в пучок на макушке и покрытые красочным тюрбаном, длинные бороды,

не бреют усы. Принадлежностью каждого сикха является также кинжал.

Буддизм зародился в Северной Индии в середине I тысячелетия - до

н. э. Но в наши дни его исповедует менее 2% ее населения - часть

жителей штатов Махараштра, Джамму и Кашмир и Сикким. Джайнизм возник

в одно время с буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя

учение индуизма о перерождении душ и воздаяния за поступки. Наряду с

этим он проповедует еще более строгие правила не причинения вреда

любым живым существам. Поскольку же вспашка земли может повлечь за

собой уничтожение живых существ - червей, насекомых, среди джайнов

всегда преобладали не земледельцы, а торговцы, ремесленники,

ростовщики. Этические предписания джайнизма включают обеты

правдивости, сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства.

Довольно сложный религиозный состав населения Индии, как и

этнический состав, накладывает отпечаток на всю внутриполитическую

ситуацию в стране, приводя к почти не прекращающимся религиозным

противоречиям. Прежде всего, это противоречия между индуистами и

мусульманами, индуистами и сикхами.

Кровавые столкновения между индуистами и мусульманами на

религиозно-общинной почве время от времени буквально потрясают страну.

Чаще всего они происходят в мусульманском штате Джамму и Кашмир. Но

случаются и в других штатах. Так, в декабре 1992 года индуистские

религиозные фанатики разрушили в городе Айодхья (штат Уттар-Прадеш)

мусульманскую мечеть Бабри-Масджит, чтобы построить на ее месте

индуистский храм в честь бога Рамы. (Согласно преданию именно в

Айодхье - и это описано в - правил царь Джашаратха, одним из

сыновей которого был Рама, вернувшийся сюда после дальних странствий

и занявший престол своих предков.) Подобная акция вызвала вспышку

идуистско-мусульманских столкновений по всей стране и привела к

гибели более 1 тыс. человек. В ряде других стран индуистские храмы

подверглись нападению со стороны мусульман. В штате Уттаррадеш было

введено прямое президентское правление, а правительство штата было

смещено как не выполнившее свои конституционные обязанности и

потакавшее религиозным фанатикам. Однако нельзя не учитывать, что в

стране есть крупные силы, выступающие за возрождение индусских

ценностей, - вплоть до создания индусского государства Хинду раштра.

Во главе подобного движения стоит фундаменталистская (БДП).

В Пенджабе религиозно-общинные распри особенно усилились после

того как местные сепаратистские группировки начали призывать к

отделению районов, населенных преимущественно сикхами, от Индии и

созданию независимого религиозного государства сикхов - Халистана.

Своим штабом и опорной базой сепаратисты сделали комплекс знаменитого

Золотого храма в городе Амритсаре - центре сикхизма, само название

которого означает (божественного нектара). В

октябре 1984 года двое военнослужащих-сикхов из состава личной охраны

премьер-министра совершили покушение на жизнь Индиры Ганди и убили ее.

А в 1991 году жертвой аналогичного покушения стал сменивший Индиру

Ганди на посту премьер-министра ее сын Раджив Ганди. Однако на

этот раз заговор был инспирирован тамильскими националистами,

действующими на юге страны.

Городское население и крупнейшие города

Индии

Индия - страна древней городской культуры. Такие ее города, как

Варанаси, Аллахабад, Патна, Дели, возникли еще на заре человеческой

цивилизации. Но до середины ХХ века уровень урбанизации в Индии

оставался очень невысоким, что характеризовало её в основном как

страну сельских жителей. Лишь во второй половине ХХ века он стал

возрастать быстрее.

Рост городского населения Индии в ХХ веке

| | | |

|Годы переписей |Городское население |Доля городского |

| |В млн. чел. |населения, в % |

1901 25,8

10,8

1911 25,9,

10,3

1921 28,1

11,2

1931 33,4

12,0

1941 44,2

13,9

1951 62,4

17,3

1961 78,9

18,0

1971 109,1

19,9

1981 159,5

23,3

1991 217,2

25,7

Несмотря на это, Индия и в начале 90-х годов относится к средне

- урбанизированным странам. Тем не менее по общему числу горожан она

уступает только Китаю. Согласно некоторым прогнозам к 2000 году

городское население Индии может достигнуть 360 млн. человек или 34 %.

Еще один косвенный показатель урбанизации - рост самого числа

городов. В 1901 году их насчитывалось немногим более 1900, 1981 -

4000, а в 1991 году - 4700. В том числе больших городов 1961 году

было 108, в 1981 году - 220, а в 1991 году - более 300. В них живет

примерно 2/3 всех горожан. Если в 1901 году население более 1 млн.

имела только Калькутта, с 1911 года этот рубеж превзошел также

Бомбей, а в 1951 году таких городов- стало 5, то в 1981

году их число увеличилось до 12, а в 1991 году- до 23.

Внешний облик большинства городов Индии сложился еще в

колониальный период. Для них характерно сочетание двух частей - старой

и новой. Старая часть обычно представляет собой традиционный восточный

город с тесной застройкой и оживленной торговой деятельностыо,

сосредоточенной на многочисленных базарах, при слабой функциональной

дифференциации торговли. Новую же часть образует так называемый

с деловым и административным центром и четко

распланированными кварталами, коттеджей западного стиля,

предназначенных для чиновников колониальной администрации.

Кратко познакомимся далее с четырьмя крупнейшими городами страны

- Дели, Бомбеем, Калькуттой и Мадрасом.

ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ ИНДИИ С НАСЕЛЕНИЕМ БОЛЕЕ 1 МЛН. ЧЕЛОВЕК В 1991

ГОДУ

|Агломерация |Число жителей в |Агломерация |Число жителей в |

| |тыс. чел. | |тыс. чел. |

Большой Бомбей 12572 Джайпур 1514

Калькутта 10916 Кочин

1140

Дели 8375 Компуттур

1136

Мадрас 5361 Вододара

1115

Хайдерабад 4280 Индаур

1104

Бангалор 4087 Патна

1099

Ахмадабад 3248 Мадурай

1094

Пуна 2485 Висакхапатнам

1052

Канпур 2111 Варанаси

1026

Нашпуур 1661 Лидхиана

1012

Лакнау 1642

Сурат 1517

Город Дели, расположенный на правом берегу реки Джамны, на

перекрестке торговых путей, в течение многих веков и даже тысячелетий

был столицей разных государств: с начала XIII века - Делийского

султаната, с начала ХVI века - империи Великих Моголов, с 1911 года -

Британской Индии, с 1947 года - Индийского доминиона и с 1950 года -

Республики Индии. В 1911 году население города составляло всего 214

тыс. человек, в 1941 году - 700 тыс, в 1951 году - 1,4 млн, в 1971

году - 3,6 млн, в 1981 году - 5,7 млн, а в 1991 году - почти 8,4 млн.

человек. Главная функция Дели - политико-административная, столичная.

В этом смысле город распространяет свое влияние на всю страну. Но Дели

также является одним из крупнейших в Индии промышленных центров,

транспортно-торговых узлов, сосредоточением науки, культуры,

образования, искусства.

По функциям и внешнему облику город четко подразделяется на Старый

и Новый Дели.

Старый Дели или Шахджаханабад, расположенный в излучине Джамны,

особенно богат историческими и архитектурными достопримечательностями.

Это прежде всего знаменитый Красный форт (Лал кила) - грандиозное

сооружение из бурого песчаника, воздвигнутое во время правления

императора Шах-Джахана и служившее резиденцией Великих Моголов. Это

также крупнейшая в стране мечеть Джама-Масджид, построенная в

середине XVII века, где хранятся такие мусульманские реликвии, как

глава Корана, по преданию написанная под диктовку пророка Мухаммеда.

Это 70- метровая башня Кутуб-Минар, воздвигнутая мусульманскими

завоевателями в XII - XIII веках. Здесь же, на берегу Джамны,

находится мемориальный музей лидера национально-освободительной

борьбы в стране Мохандаса Карамчанда Ганди, прозванного ,

что значит . В январе 1948 года он погиб от пули

фанатика-убийцы, и на этом месте (Раджхате) состоялась его кремация. А

примерно в километре отсюда в мае 1984 года была кремирована Индира

Ганди.

Бомбей и своим географическим положением и основными историческими

вехами сильно отличается от Дели. Прежде всего, он расположен на

берегу Аравийского моря, на семи небольших островах. В 1534 году,

после начала португальской колонизации, они были захвачены

Португалией, но уже в 1661 году перешли к Англии - в качестве

приданого португальской принцессы, вышедшей замуж за английского

принца, ставшего затем королем Карлом II. Постепенно острова стали

застраиваться. Земляными перемычками их соединили сначала между

собой, превратив фактически в один остров, а затем с берегом. Более

быстрый рост города начался уже во второй половине ХIХ века, особенно

после открытия здесь в 1851 году первой индийской хлопчатобумажной

фабрики. Современный Бомбей - самый большой по населению город Индии.

В пределах Большого Бомбея живет 12,5 млн. человек; это обеспечивает

ему шестое место в мире после Мехико, Токио, Сан-Паулу, Нью-Йорка и

Шанхая. Бомбей также самый крупный промышленный центр страны, в

котором широко представлены как отрасли тяжелой, так и традиционной

легкой промышленности, особенно хлопчатобумажной. Это и ее главный

морской порт, обеспечивающий до 2/3 всей внешней торговли,

главный финансовый центр, крупный центр науки и культуры.

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.