реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Историчекое, экономико-географическое положение Великобритании

Блэкнул - у Ланкширского угольного бассейна, Скарборо - на побережье

Йоркшира. Вся первоначальная застройка тяготела к морю. У побережья

строились все специализированные квартиры и уже дальше - жилье.

Намного быстрее, чем остальные города, в последние два столетия возле

угольных и железорудных месторождений росли крупнейшие промышленные центры:

Глазго, Бирмингем, Манчестер, Шеффилд, Белфаст, Миддлборо и др.

Развивающаяся промышленность требовала все больше рабочих рук, и рабочие

кварталы, спешно застраивавшиеся спекулянтами, часто с самого начала были

трущобами. Дома для рабочих строились по единому стандарту. Чаще всего это

однообразные "террасы" - ряды стоящих впритык однотипных домов.

Монотонность рабочих кварталов в промышленных городах нарушается лишь

огромными закопченными зданиями фабрик и заводов, складами и

газораспределительными станциями. Железная дорога здесь, как правило, идет

до самого центра города и служит как бы его "скелетом". Старые кварталы

промышленных городов обрастают новой застройкой, в которой промышленная

зона отделена от жилой. До самого последнего времени все города

Великобритании росли преимущественно вширь, так как малоэтажная застройка

дешевле и больше соответствует вкусам и традициям британцев. До сих пор еще

некоторые неохотно селятся в многоквартирных домах, поскольку это означает

жить без своего, пусть даже крошечного, садика. Города все более расширяют

территорию за счет роста пригородов, поглощая и без того дефицитные

земельные ресурсы. Только в последнее десятилетие в британских городах

стали появляться многоэтажные многоквартирные дома, однако жилье в них

очень дорого. Поэтому большинство британцев продолжает жить в старых домах,

многие из которых были построены еще в прошлом веке. Острых жилищных

кризис, сопровождаемый ростом квартирной платы, - одна из наиболее

серьезных социально-экономических проблем страны.

В Великобритании распространены в основном два типа сельских поселений. В

низменной восточной части Англии население живет преимущественно в

деревнях. Формы деревень разнообразны: чаще звездчатого плана, реже

рядовой, уличной планировки.

Самая плотная сеть деревень - в северо-восточном Йоркшире, где они часто

находятся не далее 2, 5 км. друг от друга. Исключительно высока плотность

сельских и полусельских поселений в основном промышленном поясе страны и

вокруг конурбаций Тайнсайд т Клайдсайд. Здесь поселки, в которых живут

рабочие, занятые на промышленных предприятиях конурбаций, перемежаются с

деревнями, хуторами и отдельными фермами.

ХОЗЯЙСТВО.

Великобритания - высокоразвитая индустриальная страна, которая в

международном разделении труда выступает как поставщик промышленной

продукции. Вместе с тем экономическая роль Великобритании в современном

мире определяется не только промышленной, но и банковской, страховой, судо-

фрахтовой и другой коммерческой деятельностью. Около 30% ее валового

национального продукта поступает от обрабатывающей промышленности и 45% -

от сферы обслуживания, включающей транспорт и связь, розничную торговлю,

страхование, банки и другие финансовые учреждения, здравоохранение и

образование. Доля сферы обслуживания в валовом национальном продукте

увеличивается значительно быстрее, чем доля обрабатывающей промышленности,

которая даже несколько снижается. Уменьшилась также доля сельского

хозяйства - до 3% и добывающей промышленности - до 1, 4%.

Для развития экономики Великобритании исключительное значение имеет вывоз

промышленных товаров и экспорт "услуг" капиталистическому миру, которые

вместе дают 26% валового национального продукта. Важной статьей дохода

британских международных монополий был и остается вывоз капитала в другие

страны.

С образование мирового социалистического лагеря и независимых национальных

государств в Азии, Африке и Латинской Америке многие связи британского

капитала оборвались, но общие размеры заграничных инвестиций Великобритании

растут, превысив даже по номинальной стоимости 20 млрд. ф. ст.

С переориентацией британской промышленности на новейшие отрасли для ее

развития внешний рынок стал играть большую роль, чем дешевая рабочая сила.

В последнее время этот рынок британские монополии находят в развитых

капиталистических странах, доля которых в вывозе британского капитала

превысила 3/5. Все еще велик экспорт капитала Великобритании в

развивающиеся страны: на нее приходится почти половина капитала вывозимого

в эти страны западноевропейскими государствами. В то же время быстро растут

вклады иностранных монополий в экономику Великобритании.

Национализация по-капиталистически, проведенная в конце 40-х годов в

электроэнергетике, угольной и газовой промышленности, на железнодорожном и

в автомобильном транспорте, принесла выгоды монополистам: одним - огромные

компенсации с ежегодными процентами, другим - низкие цены на продукцию этих

отраслей. Именно поэтому многие национализированные предприятия работали с

убытками, от чего страдали в первую очередь рабочие, которым под предлогом

экономии отказывали в повышении зарплаты.

Потеряв почти все свои колонии, Великобритания утратила многие

экономические преимущества: безраздельный контроль над богатейшими мировыми

месторождениями - цветных металлов, нефти, важными источниками натурального

каучука, дешевой сельскохозяйственной продукции, гарантированные рынки

сбыта промышленных товаров и безграничные возможности вывоза капитала на

все континенты. Будучи должником США и их "младшим" партнером и взяв на

себя значительные расходы по НАТО, Великобритания вынуждена мириться с

проникновением в ее экономику американского капитала, роль которого

возрастает с каждым годом. Деньги магнатов из-за океана вкладываются

преимущественно в быстро развивающиеся современные отрасли промышленности.

Американскими фирмами выпускается свыше половины автомобилей, 3/ 5 ЭВМ и

такая же доля медикаментов. Более половины компаний, занятых разведкой

месторождений нефти и газа в Северном море - также американские.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на

нее приходится 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье

и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для

Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих

прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее

оборудование и совершенные методы управления, с другой - отставание старых

традиционных отраслей. к первой группе относятся электроника, новейшие

отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической

промышленности, ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная

промышленность, судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к

созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений

промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них

практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны -

"Империал Кемикал Индастриз", или ИКИ, "Юнилевер", "Бритиш Лейланд" и

"Дженерал Электрик компани", в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в

густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до

Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные

районы за пределами этого пояса - Южный Уэльс, северо-восток Англии и

центральная часть Шотландии.

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные

отрасли, стали отстающими или депрессивными. Это большая часть Шотландии,

Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-

запада Англии.

В течение последних лет британское правительство стремится проводить

региональную политику, направленную, с одной стороны, на некоторое

сдерживание концентрации населения и промышленности в чрезмерно разросшихся

конурбациях, а с другой - на содействие подъему старых промышленных районов

с большой долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения

в отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются

государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий,

выплаты налогов и т. д.

Все эти меры несколько уменьшили территориальную концентрацию

промышленности. Благодаря разгрузке столичных агломераций, прежде всего

Большого Лондона, и конурбации Западный Мидленд, а также развитию новейших

отраслей в отстающих районах несколько изменилась и территориальная

структура промышленности.

Однако в целом региональная политика не принесла ожидавшихся результатов из-

за самой сущности стихийного капиталистического производства. Экономические

трудности в отстающих районах остались в основном прежними. Не удается

остановить сдвиг населения и производительных сил на юг. Региональная

политика не может также решить острых социальных проблем отстающих районов,

и прежде всего сократить безработицу. В 1970-х годах все больше усиливается

борьба рабочего класса за свои права. Несколько крупнейших забастовок

докеров и шахтеров в этот период показали, что при решении региональных

проблем интересы прудящихся отстающих районов стоят далеко не на первом

месте. Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании -

добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г.

британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г. , когда

его было добыто рекордное количество - 287 млн. т. , добыча неуклонно

снижается.

Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство

Великобритании топливом. Каменный уголь шел и на экспорт. Угольные бассейны

стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то

время как новейшие отрасли промышленности развивались на основе последних

достижений науки и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн

старыми методами. Нефть становилась все более серьезным конкурентом угля.

Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это

приводило к уменьшению его потребления. Использование природного газа,

новых методов выплавки стали и электрификация транспорта привели к еще

большему сокращению потребления этого вида топлива.

Тем не менее уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране.

Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти,

дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских

островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т. угля. За ним

следует Нортумберленд-Даремский и Северо-Западный.

Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось в последние годы в

связи с повышением мировых цен на нефть.

Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта

сырой нефти и нефтепродуктов. Скважины в Восточном Мидленде дают ежегодно

менее 100 тыс. т. Добыча нефти и газа из-под Северного моря - новая,

процветающая отрасль промышленности в стране. Сырая нефть вводится из

Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии,

Нидерландов и Венесуэлы.

Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских

портов у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять

заводов южного Уэльса соединены с портом Энг-Бей нефтепроводом. Есть также

крупный завод в Шотландии на побережье залива. Ферт-Оф-Форт. От

месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам в устье р. Тис

и в заливе Ферт -Оф-Форт проведены нефтепроводы.

По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного

побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоргшире. В

британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного

газа, которые дают 1 6 потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ

поступает из природных источников.

Великобритания - второй в мире поставщик и экспортер каолина (белой глины,

из которой делают фарфор); здесь в очень крупных масштабах добывают и

другие виды глины для керамической промышленности. Есть перспективы добычи

вольфрама, меди и золота из вновь разведанных месторождений. Возможно даже,

что в будущем Британия сможет полностью прекратить импорт вольфрама.

Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который

начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь

Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества,

кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Потребность в железной руде

покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании.

Великобритания полностью обеспечивает себя электроэнергией. 86%

электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2%

- гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в

последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС

(мощностью более 1 млн. кВт) находятся на р. Трент и около Лондона.

Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на

Шотландском нагорье. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство

единой системы электропередач ("Супергрид") с большим напряжением.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской

промышленности - черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место

в мире по выплавке чугуна и стали. Почти вся сталь страны производится

государственной корпорацией "Бритиш стил". Металлургия Великобритании

развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду

часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости.

Третий компонент, необходимый для металлургии - известняки имеются на

Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых

развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг

от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из

других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз

готовой продукции.

Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве

сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно

"привязаны" к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам

сбыта готовой продукции.

Британская цветная металлургия - одна из крупнейших в Европе. Она работает

почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов

тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного

превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания - также один из основных

поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий

и др. , которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и

электронике. Главные покупатели британских цветных металлов - США и

Германия.

Главный район цветной металлургии - Западный Мидленд, где много мелких

предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке

цветных металлов. Другие центры - южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три

крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англси, у

города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они

обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии.

Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с

американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

В самой крупной отрасли британской промышленности - машиностроении работает

1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное

машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств

транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на

Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли

имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.

Великобритания - самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко

известна серия машин повышенной проходимости марки "Лендровер". Главные

покупатели английский автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР. Почти

все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими

крупнейшими автомобильными фирмами "Бритиш Лейланд", заводами международной

американской компании "Крайслер Ю. К. " и дочерними американскими фирмами

"Воксхолл" и "Форд". Первым крупным районом автомобилестроения на

Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмигеме. Вторым

районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде,

Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.

Одна и наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения -

самолетостроение. Доминирует здесь одна государственная крупнейшая фирма -

"Бритиш эйрспейс". Вертолеты производятся другой большой фирмой "Уэстленд

эркрафт". Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках

национализированной компании "Роллс-Ройс", которая имеет заводы в Дерби,

Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии.

Англичане говорят, что они стали судостроителями чуть ли не с момента

образования Британский островов. Самый крупный центр судостроения - устье

р. Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и

Тайн.

К растущим и развивающимся производствам относится электротехника,

занимающая второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по

числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных

компаний: "Дженерал электрик", "Инглиш электрик" и "Ассошиэйтед электрикал

индастриз".

К числу быстро развивающихся отраслей относятся и новейшие производства

химической промышленности. Около 1/3 продукции основной химии составляют

неорганические химикаты - серная кислота окислы металлов и неметаллов.

Среди множества химических производств крупными масштабами стали выделяться

производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых

красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Главные районы

размещения химической промышленности следующие: Юго-Восток Англии, Ланкшир

и Чешир.

Старейшая традиционная отрасль Великобритании - текстильная промышленность.

Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство

искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а

хлопчатобумажных тканей - в Ланкашире, в небольших текстильных городах к

северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи

самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских

текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО.

В сельском хозяйстве Великобритании занято всего около 3% работающего

населения страны. Великобритания производит боле половины

сельскохозяйственных продуктов, потребляемых ее населением. Полностью

обеспечиваются потребности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице,

свинине, яйцах и свежем молоке. Однако многие важные продукты

Великобритании приходится ввозить из других стран. Они импортирует 4/5

сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, 1/4 потребляемых в

стране говядины и телятины.

Природные условия Великобритании более благоприятны для развития

животноводства, чем земледелия. Животноводство и растениеводство дают

соответственно 65 и 23% стоимости сельскохозяйственной продукции страны.

Преимущественно животноводческие хозяйства располагаются в западной, более

влажной части острова Великобритания. Англия является одним из самых

крупных мировых поставщиков овечьей шерсти.

Уэльс – преимущественно горная страна, причем степень расчлененности

рельефа и его высоты возрастают в северо-западном направлении. Гора Сноудон

(1085 м), расположенная на северном краю Кембрийских гор, является самой

высокой точкой страны. В Уэльсе имеется много нешироких, но очень

плодородных долин. Ближе к Англии поверхность становится менее

расчлененной, а долины расширяются. Остров Англии у северо-западного берега

Уэльса в основном низменный, почвы там пригодны для земледелия. Большая

часть территории Корнуолла, Девона, северного Сомерсета и Эйвона в юго-

западной Англии занята расчлененными возвышенностями, высоты здесь не

превышают 600 м. Можно выделить возвышенности Бодмин-Мур в Корнуолле,

Дартмур в Девоне и Эксмур в Сомерсете. Самые высокие в Англии –

Камберлендские горы. Там, в знаменитом Озерном крае, находятся горы Ско-

Фелл (978 м) и Хелвеллин (950 м). Подножья этого вулканического массива

спускаются почти к самому западному берегу. На востоке Камберлендские горы

отделены долиной р. Иден от Пеннинских гор, которые простираются от

возвышенности Чевиот-Хилс до центральных графств Англии – Мидлендс и

разделяют равнины Ланкашира на западе и Йоркшира на востоке. Эти горы

постепенно понижаются к югу, их юго-западные отроги заходят в Стаффордшир,

а юго-восточные – в Ноттингемшир. Пеннины расположены ближе к западному

побережью, чем к восточному, и глубоко расчленены долинами рек, особенно

Тайна и Эра. Высшая точка Пеннин – гора Кросс-Фелл (893 м) – находится на

востоке центральной части Камбрии, недалеко от границы с графством Дарем. В

предгорьях и на отрогах Пеннин сложились многие очаги добывающей и

обрабатывающей промышленности Англии. За исключением плоских низин

Фенленда, выходящих к заливу Уош, поверхность Англии преимущественно имеет

полого холмистый облик с отдельными возвышенными и более пересеченными

местностями. К числу последних относятся гряды Котсуолд-Хилс в графствах

Глостершир и Оксфордшир, гряды Уайтхорс и Чилтерн-Хилс к западу и северо-

западу от Лондона, гряды Уэст-Даунс в Дорсете и Норт-Даунс и Саут-Даунс,

восточные края которых, омываемые морем, обнажаются на берегах Па-де-Кале

между Дувром и Истборном и у мыса Бичи-Хед соответственно. Эти обрывистые

края меловых гряд образуют знаменитые «белые утесы», которые видны с

выступов французского берега на расстоянии ок. 32 км. Именно отсюда и пошло

поэтическое название Англии – Альбион.

Большинство крупных рек Англии течет на восток и впадает в Северное

море. Среди них (с севера на юг) – Туид, Тайн, Тис, Хамбер (с притоками Уз,

Уорф, Эр и Трент), Уитем, Уэлленд, Уз и Темза. Реки, текущие на юг, обычно

мелкие и несудоходные. Однако в устьях некоторых из них имеются отличные

естественные гавани, о чем говорят их названия: Фалмут, Плимут, Эксмут,

Уэймут, Борнмут, Тинмут и Портсмут. Некоторые более крупные реки текут с

севера на юг и затем поворачивают к западу, причем в их устьях или

поблизости от них находятся большие портовые города. Среди таких рек – Лун

(порт Ланкастер), Рибл (порт Престон), Мерси (порты Ливерпуль и Беркенхед),

Ди (порт Честер) и Северн (порты Бристоль и Кардифф). Реки Южной Британии

образуют лучшую систему внутренних водных путей сообщения на востоке, но

самые хорошие порты находятся на южном и западном побережьях. Общая

протяженность береговой линии 3780 км. Хозяйственное значение рек Англии

возросло после проведения дноуглубительных работ и строительства

соединяющих каналов. В результате была создана сеть внутренних водных путей

на обширной территории от Темзы и Северна на юге до Мерси и Трента на

севере. Некоторые каналы проигрывали в конкурентоспособности железным

дорогам, многие из них даже были заброшены. Другие, напротив,

приспособились к изменившимся условиям и интенсивно используются для

перевозок. Выделяются каналы, соединяющие реки Ди и Северн, Трент и Мерси,

Темзу и Эйвон, Темзу и Уз, Уитем и Трент. Имеются также короткие, но важные

каналы, обслуживающие промышленные районы Мерсисайда, Большого Манчестера,

Уэст- и Саут-Йоркшира. Из немногочисленных островов, окаймляющих берега

Южной Британии, самые крупные и важные – Уайт и Англси (последний в

уэльском графстве Гуинет).

Климат Южной Британии обусловлен главным образом ее приморским

положением поблизости от Гольфстрима и преобладанием ветров западных

румбов. Смягчающее влияние на климат оказывают окружающие моря и ветры,

дующие зимой преимущественно с юго-запада и летом – с запада. Западное

побережье и западная часть южного побережья, более подверженные воздействию

этих ветров, имеют наименьшие амплитуды температур. Ла-Манш, долина Северна

и – в меньшей степени – горные перевалы далее к северу способствуют

распространению океанического влияния на более восточные районы. Тем не

менее сохраняются существенные кдиматические различия между восточным и

западным побережьями. Преобладающие ветры западных румбов приносят осадки

на большую часть территории Южной Британии. В итоге на западном побережье

выпадает гораздо больше осадков, чем на восточном. Разница между ними,

несомненно, была бы более чувствительной, если бы не высокая

влагонасыщенность западных воздушных потоков, уже орошавших территорию

Ирландии, которую называют «зонтом Англии».

Примечательная особенность погоды Южной Британии – ее исключительная

изменчивость. Теплые и холодные фронты, яркий солнцепек и проливной дождь

быстро сменяются, проходя над какой-нибудь местностью. Летом на юге немного

теплее, чем на севере; средняя температура июля 16° С. Зимы очень мягкие,

со средними температурами января и февраля 5° С. Однако на севере зима

более продолжительная, чем на юго-западе; среднее число дней с температурой

ниже 0° С в Нортамберленде ок. 70, а в Корнуолле всего 13. Среднее годовое

количество осадков в Южной Британии ок. 890 мм. На большей части территории

оно не превышает 760 мм и в целом уменьшается по направлению к юго-востоку,

но на западных склонах гор и возвышенностей выпадает 1020 мм осадков, с

максимальными значениями в Камберлендских горах. Наименьшее количество

осадков отмечается на крайнем юго-востоке Англии – например, в устье Темзы

менее 510 мм, а в отдельные годы – даже до 240 мм. Впрочем, прохладная

летняя погода ограничивает испарение и способствует высокой влажности. В

среднем безоблачная погода держится менее 4 часов в день, и на юго-востоке

этот показатель выше, чем на северо-западе.

Почвы Южной Британии можно разделить на типы в соответствии с

особенностями рельефа. На севере и западе почвы кислые и относительно

малоплодородные, поскольку при обильных осадках происходит интенсивное

выщелачивание. На юге и востоке почвы имеют нейтральную или щелочную

реакцию. По механическому составу почвы Южной Британии сильно различаются

от каменистых на завалуненных моренах до тонкозернистых на тяжелых глинах

Стаффордшира. По мощности почвенного профиля различия тоже значительны – от

денудационных гор до речных долин с толщей аллювия.

39% площади Англии и Уэльса классифицируются как пахотные земли, 26% –

как улучшенные пастбища и 15% – как грубые пастбища. В Уэльсе значительно

меньше пахотных земель, чем в Англии, столько же улучшенных пастбищ и

гораздо больше грубых пастбищ.

Полезные ископаемые Южной Британии весьма разнообразны и широко

распространены. Наиболее значим каменный уголь. Он обнаружен во многих

районах Англии и Уэльса, но наиболее удобны для разработки месторождения в

восточных предгорьях Пеннин, в трех графствах Гламорган и графстве Гуэнт в

юго-восточном Уэльсе, близ границы с Англией. Большая часть южнобританских

углей подвергается коксованию, кокс используется в металлургии.

Месторождения железной руды встречаются в графствах Кливленд и Норт-

Йоркшир, в районе Фернс в южной Камбрии и разных районах южного Уэльса. В

отличие от угля, которого хватает и для экспорта, железную руду приходится

импортировать. В Южной Британии имеются большие запасы строительных

материалов, а также глины для керамического производства. Месторождения

известняка, песчаника, песка и гравия широко распространены по всей стране.

Наиболее высококачественные граниты встречаются в Корнуолле и Лестершире,

сланцы – в Корнуолле и Девоне, меловые известняки – в Кенте. В Южной

Британии имеются богатые залежи гипса, каменной соли, бурого железняка и

кремня, но они разрабатываются в ограниченных масштабах. Известные в

прошлом оловянные рудники в Корнуолле, а также многие свинцовые, цинковые и

медные рудники, преимущественно в Уэльсе, были выработаны и заброшены.

Следы серебра и золота найдены во многих местностях, но по своим запасам

эти месторождения оказались незначительными.

По оценкам, менее 5% площади Англии и Уэльса покрыто лесами. Однако

лишь в немногих местностях вообще нет деревьев. Неблагоприятные условия для

произрастания деревьев существуют только в сильно расчлененных возвышенных

или переувлажненных низменных районах. Поэтому большая часть Южной Британии

представляет собой фактически разреженный парковый ландшафт, испещренный

небольшими лесными участками, где фермеры специально выращивают деревья на

продажу.

Коренные леса Англии были давно сведены в связи с земледельческим

освоением территории и возросшим спросом на древесину и лесопродукты.

Процесс сведения лесов ускорился, когда древесный уголь начали использовать

в металлургии, но затем несколько притормозился в связи с заменой

древесного угля коксом и расширением импорта древесины. Многие лесопродукты

стали производить непосредственно на фермах. Рост спроса на лесопродукты

обусловил резкое сокращение лесных ресурсов страны во время обеих мировых

войн 20 столетия.

Два королевских леса – Нью-Форест в Гэмпшире, взятый под охрану в 1079,

и Форест-оф-Дин в Глостершире, тоже охраняемый со времен Средневековья, все

еще сохранили следы былого величия, несмотря на значительные потери,

понесенные в период промышленной революции. Другие известные лесные массивы

либо полностью уничтожены либо существуют в сильно редуцированном виде.

Среди них заслуживают упоминания Шервуд-Форест в Ноттингемшире, Форест-оф-

Арден в Уорикшире, Виндзор-Форест, Раднор-Форест в восточной части

центрального Уэльса, Чарнвуд-Форест в Лестершире и Инглвуд-Форест в

Камбрии. Частично сохранился лес Эппинг-Форест в Эссексе – любимое место

отдыха лондонцев.

Хотя на большей части Южной Британии преобладают благоприятные условия

для роста деревьев, число их видов ограничено. Здесь, по-видимому, сыграло

роль уничтожение лесов во время материковых оледенений (максимальное

оледенение распространялось до долины Темзы) и преобладание арктических

условий на свободных от льда территориях. Во время деградации последнего

оледенения образовался пролив Ла-Манш, который препятствовал проникновению

новых растений в Англию. Большинство деревьев, сумевших обосноваться в этой

стране, относится к категории лиственных пород, заметное исключение

составляет тис. Среди лиственных пород особенно часто встречаются дуб, бук,

береза, ясень, ива, осина, ольха и платан. На равнинах британский дуб

поражает своими размерами, но в возвышенных районах он не выдерживает

конкуренции с буком или березой, а во влажных котловинах – с ольхой или

ивой. На меловых известняках он уступает место ясеню, буку и березе. Тополь

тоже весьма характерен для британских равнин. Среди интродуцированных

древесных пород выделяются грецкий орех, благородный каштан, сосна и

самшит.

Для растительного покрова Южной Британии более характерны не деревья, а

кустарники. Здесь обращают на себя внимание боярышник в сельских изгородях,

жимолость, лещина, шиповник, остролист, а в возвышенных районах на пустошах

– утесник и вереск. Среди самых распространенных травянистых растений –

ветреница лесная, колокольчик, примула, калужница, гиацинт, наперстянка,

клевер, водосбор, ирис, вика, люцерна хмелевидная, левкой седой, ясменник,

земляника, лютик, поповник, одуванчик, герань, мак, лабазник, мать-и-

мачеха, вероника и щитолистник. Встречаются также омела белая, крапива и

горчица. Весьма разнообразны злаки. Кроме них, во влажных местах растут

папоротники и осоки, среди последних наиболее бросается в глаза камыш. На

горных пустошах в условиях болee пересеченного рельефа злакам приходится

выдерживать сильную конкуренцию со стороны утесника, вереска и папоротника-

орляка.

Хотя в Южной Британии многие виды животных вымерли, там еще встречаются

благородные олени, лисицы и зайцы. Обычны кролики и белки. Численность

птиц, особенно водоплавающих, сократилась вследствие осушения болот;

негативное влияние на некоторые виды птиц оказало уничтожение растительного

покрова. В то же время благодаря деятельности человека улучшились условия

обитания воробьев, голубей и – в меньшей степени – зарянок. Среди прочих

видов птиц Англии – кукушка, луговой конек, коноплянка, лимонный и снежный

вьюрки, зяблик, крапивник, садовая горихвостка и различные виды зябликов и

дроздов, включая черного дрозда, зарянку и соловья. Все еще встречаются

фазаны и граус – куропатка, распространенная в северных графствах Англии.

Высокоинтенсивное сельское хозяйство обеспечивает почти 3/4 потребностей

страны в продовольствии. Большая часть земли принадлежит крупным

землевладельцам - лендлордам. Главная отрасль сельского хозяйства -

мясомолочное и молочное животноводство. Развито зерновое хозяйство. Особое

место принадлежит рыболовству. В экспорте преобладают высокотехнологичные

машины и оборудование, нефтепродукты, изделия химической промышленности.

Основные внешнеторговые партнеры - страны Европейского Экономического

Сообщества и США.

Большое развитие с древних времен получило морское судоходство. По тоннажу

торгового флота Великобритания занимает одно их ведущих мест в мире.

Основная доля национального дохода приходится на промышленное производство,

торговлю и транспорт.

Сырьевые ресурсы собственно Великобритании относительно невелики. Это

каменный уголь, железная руда, цветные металлы, нефть, каменная соль

(залежи имеют большое промышленное значение), горючие сланцы, каолин.

Значительная часть потребляемого и перерабатываемого в стране сырья

ввозится из-за границы.

Предприятия "новых" отраслей (развившихся быстрыми темпами в послевоенный

период) оснащены новейшим оборудованием, в своем большинстве

автоматизированы, на них широко применяется т.н. производственное

комбинирование, что обеспечивает высокую производительность труда при

минимальных затратах.

Отчасти такое стремительное развитие послевоенной промышленности

объясняется тем, что на внешних рынках в это время отсутствовали такие

мощные конкуренты как Германия и Япония, были ослаблены Франция и Италия.

Высокоразвита электроэнергетическая промышленность. Большинство

электростанций страны работает на каменном угле. Удельный вес гидростанций

невелик. Они расположены главным образом в горных районах Уэльса, а также в

Северной и Юго-Западной Шотландии. Атомная энергетика пока еще не получила

приоритетного развития.

В серьезной реконструкции нуждается угольная промышленность Англии,

пережившей периоды национализации и денационализации. Многие шахты из-за их

нерентабельности закрыты. Наибольшее количество угля добывается в Северо-

Восточном и Восточно-Мидленском районах страны.

Так как запасы нефти незначительны и не представляют серьезного

промышленного интереса, нефтяная промышленность работает в основном на

привозном сырье.

В металлургической промышленности преобладает производство стали и проката.

Чугун и металлический лом Великобритания по большей части импортирует.

Ведущее место, как было уже упомянуто, занимает машиностроение. Продукция

машиностроительных предприятий занимает чуть ли не большую половину в общем

экспорте Великобритании. Эта отрасль отличается наиболее высокой степенью

концентрации производства.

Одна из старейших отраслей - текстильная промышленность. Преобладает

производство хлопчатобумажных и шерстяных изделий. Развиты также

трикотажное и шелковое производство.

В химической промышленности интенсивно развивается производство кислот,

щелочей, красителей и лаков, резины и резиновых изделий, мыла, глицерина,

искусственных волокон, удобрений.

Высокопродуктивное мясомолочное животноводство, птицеводство - традиционные

отрасли сельского хозяйства Англии. Видное место занимает овцеводство. Из

зерновых культур широко распространены овес и ячмень. Посевы пшеницы

производятся лишь в восточной части страны. Почти треть обрабатываемой

земли занята под кормовыми травами и корнеплодами.

В Великобритании широко развиты практически все основные виды транспорта:

железнодорожный, автомобильный, морской, речной, авиационный. Большое

значение для Великобритании, как островной державы, имеет морской

транспорт. В английском флоте преобладают быстроходные суда, подавляющая

часть которых является собственностью частных компаний.

До сих пор в стране еще преобладает пока пассивное сальдо, т.е. превышение

импорта над экспортом, хотя этот разрыв в последнее время значительно

сократился. Покрытие торгового дефицита происходит во многом и за счет т.н.

"невидимого" экспорта: доходов от заграничных капиталовложений,

судоходства, международных финансовых операций, высокие таможенные пошлины

и т.п.

Источник:Internet

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.