реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Казахстан

которые были подготовлены к извлечению. Были созданы мощные горнорудные

предприятия, которые почти все годы работали на проектных или близких к

проектным мощностям, развивалась инфраструктура вокруг них. Однако вся

добытая продукция как в руде, так и в металлах, нефти и газе вывозилась за

пределы Казахстана без возврата той прибыли, которая должна была быть

сполна вложена в развитие социального благосостояния всего его народа.

Например, в 1991 году за пределы Казахстана было вывезено 92 процента меди

рафинированной по прейскурантной цене 3711 рублей (около 620 долл. США по

курсу рубля в те годы) за одну тонну при мировой цене 2557 долл. США и 38,3

процента добытого в республике угля по оптовой цене 17,25 руб. при мировой

цене 32 долл. США за тонну. И так по всем видам продукции, которая

поставлялась (вывозилась) в другие союзные республики.

В том же 1991 году Казахстан за счет собственного производства

удовлетворял лишь 42 процента сбыта потребительских товаров на своей

территории.

Все это свидетельство того, что Казахстан сформировался и оставался

сырьевым придатком в экономике СССР. Вот почему Казахстан до сих пор

остается во многом страной с так называемой первичной экономикой -

добывающая промышленность и сельское хозяйство, но с огромной кладовой

разнообразных полезных ископаемых.

Тем не менее, надо ради справедливости признать, что именно за годы

Советской власти Казахстан превратился в крупный индустриально-аграрный

регион, где были созданы мощные центры энергетики, металлургической,

топливной, химической и машиностроительной промышленности. Он является

крупным производителем цветных и черных металлов, урана, угля, нефти,

зерна, продуктов животноводства. Его предприятия в отдельные годы Советской

власти, которые были наиболее благоприятными как для развития всей

экономики Казахстана, так и для производственной деятельности отдельных его

предприятий, производили (добывали) такое количество продукции, которое

значительно превосходило нынешний уровень производства.

Несмотря на произошедший серьезный спад производства за последние

годы, Казахстан остается крупнейшим производителем цветных металлов: в 1995

году на его предприятиях произведено 88,5 тыс. тонн свинца, 255,6 тыс. тонн

меди рафинированной, 169,2 тыс. тонн цинка, 9,6 тыс. тонн титана губчатого,

1024 тыс. тонн глинозема, 3,3 млн. тонн бокситов и много других цветных и

редкоземельных видов металлов.

В результате дезорганизации и разрыва сложившихся за многие

десятилетия хозяйственных связей между предприятиями стран Содружества

Независимых Государств (СНГ), в связи с кризисными явлениями в экономике,

обусловленными сложностью ее перевода на рыночные отношения, а также по

причине резкого падения дисциплины и ответственности среди должностных лиц,

объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, равно как и

других сфер экономики, в Казахстане (как и в других республиках бывшего

СССР) за 1992-1995 гг. резко сократились. По оценке отдельных ведущих

специалистов, спад производства в 1992 году против относительно устойчивого

его уровня в 1990 году составил 14,6%, в 1993 году - 28%, в 1994 году -

48%, в 1995 году - 57%.

Вот почему приведенные выше показатели за 1995 год далеко не отражают

действительного научно-технического потенциала Казахстана, на который

следует ориентироваться в оценке его хозяйственно-экономических

возможностей и не только для собственного потребления, но и на экспорт. В

1991 году, накануне нынешнего всеобщего кризиса (в отдельных отраслях он

уже наступил) в Казахстане на душу населения было произведено: 5069 кВт-час

электроэнергии, 1568 кг сырой нефти, 7687 кг угля, 466 куб, метров

природного газа, 1294 кг железной руды, 375 кг стали, 448 кг цемента, 88 кг

минеральных удобрений, более 13 кв. метров тканей, почти по 7 единиц

трикотажных изделий, 2 пары кожаной обуви, 80 кг хлеба и хлебобулочных

изделий (промышленная выработка), 18 кг сахара, около 13 кг кондитерских

изделий, 22 условные банки консервов всех видов и т.д. Казахстан обладает

также значительными сельскохозяйственными возможностями. В 1992 году на

сельское хозяйство приходилось 38% произведенного национального дохода, в

то время как в нем использовалось только 16% рабочей силы, что отражает

наличие широкомасштабной механизации и относительную эффективность

сельскохозяйственного производства. Из общих его земельных площадей 222,5

млн. га (82%) являются сельскохозяйственными угодьями. По площади пашни

(более 36 млн. га) наша республика занимает шестое место в мире, а по

площади сенокосов и пастбищ показатели Казахстана в 2 раза выше российских.

Производство зерновых и зернобобовых культур на душу населения в 1990 году

(более урожайном за последние годы) составило 1702 кг (самое высокое

производство в мире в том году было только в Канаде - 2158 кг и Дании -

2001 кг; в Австралии было произведено лишь по 1365 кг, США - 1253 кг,

Венгрии -1220 кг, Франции - 1030 кг). По производству пшеницы (967 кг)

Казахстан в том году уступал лишь Канаде (1 168 кг), оставив далеко позади

себя Данию (792 кг), Австралию (859кг), США (298 кг), Венгрию (594 кг),

Францию (591 кг). Казахстан был и остается единственной страной бывшего

Союза, экспортирующей хлеб. Самая качественная пшеница - твердые и сильные

ее сорта - производятся у нас.

Однако в Казахстане одна из самых низких в мире средняя урожайность

зерновых и других сельскохозяйственных культур, а также продуктивность

животноводства. Например, по урожайности зерновых в том же благоприятном

1990 году - 12,2 центнера с гектара (в 1991 году было лишь 5,3 ц) -

Казахстан занимал последнее место в СССР и 142 место в мире, т.е.

соседствовал с Монголией, Мали, Гренландией. По надою молока от одной

коровы (2357 кг в 1990 году) он многократно уступал таким странам с

развитым животноводством, как США (6673 кг), Дания (6265 кг), Швеция (6213

кг), Канада (5780 кг), Финляндия (5446 кг), Великобритания (5215 кг),

Япония (5096 кг), Венгрия (4919 кг), а среди бывших союзных республик,

составлявших СССР, по этому показателю Казахстан занимал 12-е место,

опережая только Закавказские республики. Наряду с серьезными недостатками в

ведении сельскохозяйственного производства, здесь надо учесть значительные

и почти ежегодные отклонения объемов его продукции в зависимости от

погодных условий. Например, вслед почти 60-процентным спадом в производстве

зерна в 1991 году был рекордный его урожай в 1992 году.

Поэтому именно в данной сфере экономики, т.е. в сельском хозяйстве,

особенно остро встала проблема изменения подходов к его развитию как с

позиции интересов и возможностей самостоятельного государства, так и

необходимости быстрейшего освоения новых методов хозяйствования и широкого

внедрения прогрессивных технологий для повышения продуктивности полей и

ферм, расширения объемов и совершенствования способов переработки,

хранения, транспортировки сырья и создания развитой социальной

инфраструктуры села. Однако эта глобальная и неотложная для нас задача пока

решается медленно, мало того, за последние годы сельское хозяйство

Казахстана впало в глубочайший кризис.

Агропромышленный комплекс республики объединяет 36,3 тыс. различных

сельскохозяйственных предприятий и 30,8 тыс. фермерских (крестьянских)

хозяйств.

По выводам некоторых авторитетных ученых, при разумном использовании,

земли Казахстана могут прокормить более миллиарда человек.

С 1992 года в Казахстане начата, а с конца 1993 года более активно

ведется работа по реформированию его экономики на путях рыночных отношений.

Именно за эти годы активизировался процесс формирования многоукладной

экономики. К концу 1995 года в республике действовали 91,3 тыс.

хозяйствующих субъектов, 73,4 тыс. из которых представляли

негосударственный сектор экономики. Удельный вес продукции промышленности,

произведенной в 1995 году предприятиями негосударственного сектора

экономики, составил 30,4%; в сельском хозяйстве доля объема валовой

продукции составляет 38,9%. В республике развивается предпринимательство,

средний и малый бизнес: к началу 1996 года работали 21,3 тыс. предприятий и

организаций, представляющих их, где было занято 147,2 тыс. человек. Наряду

с другими факторами, этому способствует продолжающийся процесс

разгосударствления и приватизации. Только в 1993-1995 гг., в рамках малой

приватизации, продано 9 тыс. различных объектов, а по программе массовой

приватизации, которая ныне практически завершилась, на аукционах продано

еще 2 тыс. предприятий ( в основном в сфере обслуживания); из 2120 совхозов

и других более-менее крупных сельхозпредприятий 93% также подверглись

разгосударствлению и приватизации. В результате приватизации и формирования

негосударственного (рыночного) сектора экономики, класса собственников, в

частные руки уже перешло около 60% уставных фондов приватизированных

предприятий.

Казахстан интенсивно ищет новые пути выхода из создавшегося за

последние годы глубокого экономического и социального кризиса путем

оздоровления прежде всего своих базовых отраслей экономики. Одним из таких

направлений становится передача крупных промышленных предприятий в

контрактное управление отечественным и иностранным фирмам (за последние 2

года было заключено 42 контракта, из которых к концу 1995 года действовали

30).

В результате продолжающейся за последние 2 года жесткой монетаристской

политики со стороны Правительства наметилась некоторая стабилизация на

макроэкономическом уровне: уровень инфляции в 1995 году снизился до 160%

против 1258% в 1994 году, спад производства валового внутреннего продукта

до 8% (было 25%); дефицит бюджета составил 3% от ВВП; в 1995 году впервые

было достигнуто положительное сальдо во внешнеторговом обороте; сложился

достаточно стабильный и прогнозируемый курс национальной валюты; ставка

рефинансирования снизилась в 1995 году в 3 раза и составила к концу года

59%. По прогнозам Министерства экономики к концу 1996 года инфляция упадет

до 26-28%; увеличение ВВП ожидается также в пределах 26-28%; курс

национальной валюты (тенге) к концу 1996 года будет не более 70-71 тенге к

1 доллару США. Однако кризис на уровне микроэкономики все еще продолжается,

а в отдельных отраслях, особенно в сельском хозяйстве, легкой и пищевой

промышленности, он наверняка протянется на ближайшие несколько лет.

Внутриконтинентальное положение Казахстана, удаленность от морских

путей и международных транспортных артерий создают серьезные проблемы для

его экономического развития. К тому же, в результате целенаправленной

политики советского периода его транспортная и коммуникационная системы

скорее соединяли Казахстан с Россией, чем различные по уровню развития и

удаленные друг от друга на тысячи километров регионы самого Казахстана.

Инфраструктура Казахстана до сих пор, в основном, ориентирована на

обслуживание экономики СНГ: здесь все еще отсутствует нефтепровод,

соединяющий основные месторождения на западе Казахстана с крупными

нефтеперерабатывающими заводами на северо-востоке и юге республики;

передаточные и распределительные электросети на севере и юге Казахстана не

соединены, хотя его мотаная северная система подключена к российской сети

(куда уходит значительная доля электроэнергии), а южная - к сетям

Кыргызстана и Узбекистана (оттуда Казахстан получает также значительную

долю потребляемой электроэнергии). Казахстан используется как промежуточная

зона для большого потока природного газа из республик Средней Азии в

Россию, а свой природный газ без какой-либо переработки переправляет также

в Россию, но не своим потребителям даже в том же западном регионе, где газ

добывается. И поэтому сейчас главной задачей для Казахстана стала

необходимость совершенствования внутриреспубликанских связей, а также

модернизация большей части существующей инфраструктуры.

Обширность территории, огромные различия в климатических и

географических условиях, а также низкая плотность населения делают проблему

транспорта в Казахстане особенно значительной и важной, хотя за годы

советской власти и в этой сфере экономики произошли огромные количественные

и качественные преобразования: эксплуатационная длина железных дорог общего

пользования на территории республики достигла 14,5 тыс. км, общая

протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (также общего

пользования) - 82 тыс. км, авиационных трасс (в пределах республики) - 108

тыс. км, внутренних судоходных путей на реках - 4 тыс. км. Однако основным

видом транспорта, как для перевозки грузов, так и пассажиров (в том числе

на международных сообщениях) остается автомобильный транспорт, что в

условиях Казахстана является не совсем удобным средством передвижения. На

долю железнодорожного транспорта даже в более благоприятные годы

приходилось лишь 13% отправленных грузов и менее 20% перевозки пассажиров

по междугородным сообщениям. Доля авиации и речного транспорта совсем

ничтожна в перевозках грузов, а в отправлении пассажиров занимают менее 4%

от общего объема пассажироперевозок. Тем не менее можно утверждать, что

транспорт у нас даже по "советским" стандартам был развит неплохо. Другое

дело, что советская техника имела другой параметрический подход, и самое

главное - на протяжении последних 10 и более лет почти не обновлялась. Если

учесть к тому же еще и то, что теперь транспорт суверенного государства

должен соответствовать общемировым стандартам, необходимость скорейшей и

глубокой его модернизации становится понятной. Несмотря на удаленность от

океанов, являясь как бы мостом между Европой и Азией, имея громадную

территорию, что таит в себе исключительно высокий транспортный (транзитный)

потенциал для других государств, Казахстан может формировать через свою

территорию мировые сухопутные магистрали.

Еще в древние времена народы, живущие на территории современного

Казахстана и Средней Азии, сполна познали преимущество соседства с трассой

Великого шелкового пути, общая протяженность которого от юго-восточных

окраин Китая до средиземноморского побережья Турции составляла более 6,5

тыс. км. Через их земли шло огромное количество товаров, обмен передовой

культурой. Понимая это, Казахстан уже сумел сделать первые шаги в его

восстановлении, но уже более современными средствами транспорта. Казахстан

сейчас имеет связь всеми видами современного транспорта (по железным и

автомобильным дорогам, авиатранспортом) с Китаем и практически может

перевозить грузы стран Европы и Азии в любую точку Китая, стран Юго-

Восточной Азии. Открыто морское сообщение с Ираном, смешанное

(железнодорожно- автомобильное) с Турцией. С открытием в мае 1996 года

недлинной рельсовой ветки к сети железных дорог Ирана до границ

Туркменистана восстанавливается в железнодорожном варианте Великий Шелковый

путь от китайского Дальнего Востока в Европу. Казахстан совместно с Китаем

ведет большую работу по развитию станции "Дружба'', через которую в

ближайшем будущем будут проходить миллионы тонн грузов многих стран Мира.

На его территории завершается электрификация железных дорог южного и

северного направлений железнодорожных магистралей. Начаты работы по

коренной реконструкции и новому развитию Алматинского международного и

других аэропортов. Подготовлены планы увеличения мощностей гавани на

побережье Каспийского моря.

Однако для ускорения всех этих широкомасштабных и имеющих

международное значение мероприятий Казахстану требуются большие инвестиции:

в первую очередь на развитие и модернизацию железных дорог на юге, на

модернизацию наземных коммуникаций и системы управления воздушною

транспорта.

Политический строй

Основные принципы независимости Казахстана и политического строя в нем были

провозглашены в первой Конституции, принятой в январе 1993 года, и

закреплены в новой Конституции, одобренной всенародным референдумом в

августе 1995 года.

Республика Казахстан - это демократическое, светское, правовое и

социальное государство, высшими ценностями которого является человек, его

жизнь, права и свобода. Она также является унитарным государством с

президентской формой правления.

Президент республики, являясь главой государства, определяет

государственную политику. Он избирается путем прямою, всеобщего, тайного

голосования населения сроком на 5 лет. Первым Президентом Казахстана (в то

время Казахской Советской Социалистической Республики) в 1990 году был

избран Верховным Советом республики Нурсултан Абишевич Назарбаев, а1

декабря 1991 года он участвовал - без оппозиции в первых в истории

Казахстана демократических выборах президента республики и получил 98,8%

всех голосов - участников выборов. В том же месяце и году (16 декабря 1991

года Казахстан провозгласил свою независимость. В общенациональном

референдуме от 29 апреля 1995 года Н. Назарбаев продлил свое пребывание на

посту Президента республики до2001 года.

В настоящее время Казахстан является молодым государством, пользуется

большим и заслуженным авторитетом как среди стран - членов СНГ, так и в

мировом сообществе благодаря своей последовательной и конструктивной

внутренней политике, и показал себя как ответственный и дееспособный

субъект международного права и международных отношений, в этом есть большая

заслуга его Президента -Н. Назарбаева.

Парламент - высший представительный орган с законодательными

функциями. Ныне действующий Парламент, избранный в декабре 1995 года,

состоит из двух палат: палата сенаторов - 47 мест и нижняя палата "мажилис"-

67 мест. Выборы в нижнюю палату проводятся путем прямого, тайного и

всеобщего голосования, а в палату сената - непрямого тайного голосования.

Срок полномочий парламента - 4 года.

Главой исполнительной власти в республике является Правительство,

которое во всей своей деятельности ответственно перед Президентом, а

подотчетно Парламенту республики в части заслушивания, одобрения или

отклонения Программы Правительства.

Важнейшие политические решения в государстве могут быть одобрены

Президентом, Правительством и Парламентом республики. Существующая

структура высших государственных органов республики обеспечивает

возможность эффективного принятия важных политических решений в стране.

В целях обеспечения неукоснительного выполнения Конституции Республики

Казахстан создан Конституционный Совет. Верховный суд - высший юридический

орган Республики по гражданским, уголовным и хозяйственным делам.

Право граждан на свободу объединений закреплено в Конституции. Самыми

массовыми объединениями являются отраслевые и другие профсоюзы, женские,

ветеранские, молодежные, детские организации. Политические партии - одна из

форм объединения граждан по политическим убеждениям. Сейчас в Казахстане

официально зарегистрировано 9 политических партий; более крупными и

распространенными на всей территории республики, а также имеющими

значительное число представителей в Парламенте страны, являются Партия

народного единства Казахстана, Социалистическая партия Казахстана,

Демократическая партия Республики Казахстан.

Национальным праздником Республики Казахстан является День Республики,

который отмечается 25 октября. Праздничными днями в Казахстане также

определены:

1 - 2 января - Новый год;

8 марта - Международный женский день;

22 марта - Наурыз мейрамы (праздник Наурыза);

1 мая - праздник единства народа Казахстана;

9 мая - День Победы ( всенародный праздник в честь победы в Великой

Отечественной войне 1941 - 1945 гг.);

30 августа - День Конституции Республики Казахстан;

16 декабря - День независимости.

-----------------------

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.