реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Комплексная экономико-географическая характеристика Мексики

возрастал за счет сокращения натурального сельского хозяйства, большинство

крестьян пострадали, так как земли, принадлежавшие их общине, так

называемые «эхидос», были заняты частными землевладельцами, и они были

вынуждены работать на плантациях, которые специализировались на выращивании

экспортных культур, или все вместе покидать землю. Движение за возвращение

земли крестьянам и против экономического господства иностранцев привело к

вспышке революции 1910, которая свергла Диаса.

Новое правительство предприняло активные действия по «мексиканизации»

экономики. В 1930-е годы президент Ласаро Карденас национализировал

железные дороги страны, экспроприировал 17 иностранных компаний, которые

контролировали нефтяную промышленность, и осуществил крупную земельную

реформу.

Во время Второй мировой войны правительство приступило к созданию

отечественной промышленности для замены импорта (ICI) – эта концепция

широко распространилась по всему западному полушарию в результате Великой

Депрессии. Эта стратегия строилась на создании протекционистских барьеров

для поощрения «зарождающихся отечественных отраслей промышленности»,

которые бы смогли производить товары, которые ранее покупались за границей.

К другим стимулам развития предпринимательства относились налоговые льготы,

займы с низкими процентами, дешевая электроэнергия, послушное профсоюзное

движение и строительство обширной сети шоссейных и железных дорог,

аэропортов и сооружений связи. Такая политика правительства вызвала

«экономическое чудо», которое проявилось в высоких темпах экономического

роста.

Ситуация в экономике Мексики в начале 1970-х годов стала улучшаться

благодаря открытию «Петролеос мехиканос» («Пемекс»), государственной

нефтяной компанией, крупных нефтяных месторождений в Табаско, Чьяпас и в

заливе Кампече, однако вскоре оказалась неспособной обслуживать огромный

внешний долг, когда цены на нефть начали падать в период экономического

спада 1981–1982. Экстренные займы, предоставленные США и международными

финансовыми организациями, сопровождавшиеся резким обесцениванием песо и

политикой строгой экономии, спасли страну от банкротства.

Убедившись, что проведение политики поощрения отечественного производства с

целью замещения импорта будет сдерживать развитие страны, президент Мигель

де ла Мадрид Уртадо (1982–1988) приступил к реформе, направленной на

устранение протекционистских барьеров. Де ла Мадрид и Салинас стремились

получить иностранные займы, привлечь современные технологии, поощрять

вненефтяной экспорт и бороться с инфляцией, а также содействовали членству

Мексики в ГАТТ.

В 1988 заключение соглашения о свободной торговле между США и Канадой

побудило Салинаса выработать аналогичное соглашение, которое бы включило

Мексику. Переговоры, длившиеся более года, привели к созданию Северо-

Американского соглашения о свободной торговле (НАФТА), которое было

утверждено Конгрессом США в ноябре 1993 и позволило распространить условия

свободной торговли не только на промышленные, но также и на

сельскохозяйственные товары; бытовые, транспортные, банковские и

инвестиционные услуги; и такие виды интеллектуальной собственности, как

авторские права, торговые марки и программное обеспечение для компьютеров.

Три государства договорились также о проведении в жизнь законов об

окружающей среде и труде, в т.ч. законы об охране детства, минимальной

зарплате и безопасности труда на рабочих местах. НАФТА вступило в действие

с 1 января 1994.

Еще до вступления в должность 1 декабря 1994 будущий президент Эрнесто

Седильо Понсе де Леон обещал «обеспечить защиту» мелкого бизнеса, компаний

средних размеров и крестьян, которые не могли конкурировать с более

эффективно работающими корпорациями США и Канады.

Еще до того, как новый президент приступил к исполнению своих обещаний, он

столкнулся с ситуацией экономического спада. Раздутый торговый дефицит,

огромный внешний долг и увеличение денежной массы привели к обесцениванию

песо. В конце декабря 1994 Седильо обнародовал планы по ограничению роста

зарплат, урезанию государственных расходов и расширению участия частного

капитала в экономике Мексики. Президент Клинтон разработал в начале 1995

программу выхода из кризиса; тем не менее, ВВП в течение этого года

стремительно сократился на 6,2 % на фоне роста цен на 52 %. Жесткая

политика Седильо улучшила состояние экономики в конце 1996, заложив основу

для ее роста в 1997 (прирост 4,8 %) и 1998 (4,5 %).

Период оздоровления мексиканской экономики продолжался недолго, и вскоре

цены на нефть начали падать. Хотя нефть и нефтепродукты составили в 1998

только 12 % экспортной выручки, ими подпитывалась 1/3 федерального бюджета.

Дефицит в поступлениях вынудил министра финансов урезать государственные

расходы трижды в течение года и существенно сократить бюджет 1999.

Более оптимистически настроенная НАФТА поощряла расширение торговли по

всему континенту. Двусторонняя торговля Мексики с ее партнерами выросла на

67 % в период между 1993 (91 млрд. долл.) и 1996 (152 млрд. долл.), хотя в

конце 1990-х годов дефицит платежного баланса стал увеличиваться. Несмотря

на критику со стороны озлобленных националистов, Седильо продолжал

осуществлять приватизацию, сосредоточив внимание на объектах

телекоммуникаций, железных дорогах, портах, электростанциях и

нефтехимических заводах. Валовой внутренний продукт (ВВП) Мексики в 1997 –

общий выпуск товарной продукции и оказанных услуг – составил 402,5 млрд.

долл. или 4184 долл. на душу населения. В 1997 промышленность составила

28,3 % ВВП, сфера услуг и торговля – 65,3 %, сельское и рыбное хозяйство –

6,1 %. Прирост объема производства мексиканской экономики ежегодно

составлял в 1995 – 6,2 %, в 1996 – 5,1 %, 1997 – 7 %, в 1998 – 5,3 %.

Политическое устройство: Исполнительная власть. Официально Мексика имеет

федеральную форму правления. Фактически политическая власть

сконцентрирована в руках национального правительства в городе Мехико.

Исполнительная власть принадлежит президенту, избираемому прямым всеобщим

голосованием на один шестилетний срок. Главе исполнительной власти должно

быть не менее 35 лет, он должен также жить в стране в течение года,

предшествующего выборам, и быть урожденным мексиканцем. Новые выборы

назначаются в случае смерти президента или его неспособности исполнять свои

обязанности в течение первых двух лет срока.

Президент Мексики с 2000 – Висенте Фокс Кесада. Родился в 1942, изучал

менеджмент в Мехико и Гарвардском университете, затем работал в концерне

«Кока-кола», где отвечал за работу в Центральной Америке, основал

сельскохозяйственную фирму и собственную фабрику. В 1987 вступил в

консервативную Партию национального действия. В 1988 Фокс был избран в

конгресс, а в 1995 выиграл губернаторские выборы в штате Гуанахуато.

Кабинет состоит из 19 государственных управлений: внутренних дел,

иностранных дел, обороны, военно-морского флота, финансов, энергетики и

горной промышленности, торговли, сельского хозяйства и водных ресурсов,

связи и транспорта, социального развития, образования, труда и социального

обеспечения, президентского управления, аграрной реформы, здравоохранения и

обеспечения, туризма, рыбного хозяйства, юстиции и главного контрольно-

финансового управления.

Законодательная власть. Конституция облекает законодательной властью

двухпалатный конгресс. Нижняя палата, или палата депутатов, состоит из 500

членов. Избиратели выбирают депутатов на трехлетний срок на основе

всеобщего избирательного права: один депутат от каждых 250 тыс. человек

населения или для его части, которая превышает 125 тыс. человек. Из 500

депутатов 300 человек выбираются по одномандатным избирательным округам;

остальные 200 человек – на основе пропорционального представительства.

Верхняя палата, или сенат, состоит из 128 членов, по 4 члена от каждого

штата и федерального столичного округа, избираемых прямым всеобщим

голосованием на шестилетний срок, с полной ротацией его членов каждые шесть

лет. Реформа 1993 предоставляет оппозиционным партиям не менее 25 % мест в

сенате. Конгресс собирается ежегодно на сессию, которая проводится с 1

сентября по 31 декабря. Во время перерыва в работе парламента

законодательные полномочия принадлежат постоянной комиссии, назначаемой

обеими палатами. Конституция запрещает перевыборы на все государственные

посты, в т.ч. в обе палаты конгресса. В 1993 была принята поправка к

конституции, исключающая т.н. «пункт подчиненности», в соответствии с

которым, если партия наберет 35 % голосов по всей стране, она автоматически

получает большинство мест в палате депутатов. Эта поправка не позволяет ни

одной из партий получить более 315 мест в нижней палате. Поправки к

конституции принимаются при одобрении их не менее 325 депутатами.

Следовательно, ни одна из партий сама по себе не может вносить поправки в

основной закон страны. До начала 1990-х годов контроль конгресса за

исполнительной властью существовал только в теории; власть президента над

законодательной властью была почти абсолютной – главным образом потому, что

правящая Институционно-революционная партия владела львиной долей мест в

обеих палатах. Промежуточные выборы в июле 1997 лишили правящую

Институционно-революционную партию (ИРП) большинства в палате депутатов,

хотя за ними сохранилось большинство мест в сенате. После выборов 2000 ни

одна из партий не имеет большинства в конгрессе.

Судебная система. Во главе федеральной судебной системы стоит верховный

суд, состоящий из 21 судьи, назначаемый президентом на шестилетний срок, с

согласия сената. Верховный суд имеет судебную и административную власть над

нижестоящими судами. Президент назначает также судей в 12 выездных окружных

судов, состоящих из трех судей; в 9 унитарных выездных окружных судах и 68

окружных судах, состоящих из одного судьи. Законодательно были созданы суды

специальной юрисдикции, в т.ч. налоговый суд и управление по арбитражу,

отвечающее за разрешение трудовых конфликтов.

Органы власти штатов. Мексика состоит из 31 штата и одного федерального

округа. Центральный регион охватывает столичный Федеральный округ и штаты

Агуаскальентес, Гуанахуато, Идальго, Халиско, Мехико, Мичоакан, Морелос,

Пуэбла, Керетаро и Тласкала. Северный, самый большой регион, состоит из

штатов Коауила, Чиуауа, Дуранго, Нуэво-Леон, Сан-Луис-Потоси, Тамаулипас и

Сакатекас. Северо-Тихоокеанский регион включает штаты Нижняя Калифорния

Северная, Нижняя Калифорния Южная, Наярит, Синалоа и Сонора. В Южно-

Тихоокеанский район входят штаты Колима, Чьяпас, Герреро и Оахака. Регион

Мексиканского залива состоит из штатов Кампече, Кинтана-Роо, Табаско,

Веракрус и Юкатан.

Конституция наделяет штаты полномочиями, которыми не обладает центральная

власть, хотя на практике мексиканские штаты имеют ограниченную реальную

власть.

Распределение территории по штатам идет следующим образом:

ШТАТ ТЕРРИТОРИЯ

км2.

Агуаскальентес 6472

Вера Крус

71896

Герреро

64458

Гуанахуато

30575

Дуранго

123520

Идальго

20870

Кампече

50952

Керетаро

11480

Кинтана-Роо

50843

Коауила

150395

Колима

5205

Мехико

21414

Мичоакан

60093

Морелос

4964

Наярит

27053

Нижняя Калифорния север 71627

Нижняя Калифорния юг 72465

Нуэво-Леон

65103

Оахака

94211

Пуэбла

33997

Сакатекас

72843

Сан-Луис-Потоси

6324

Синалоа

58488

Сонора

182553

Табаско

25337

Тамаулипас

79602

Тласкала

4027

Федеральный округ

1483

Промышленность.

Промышленность сосредоточена главным образом в зоне с 80-километровым

радиусом от города Мехико и в городах Монтеррей и Гвадалахара. Промышленный

коридор тянется вдоль бульшей части северной границы Мексики. Добыча нефти

сосредоточена на восточном побережье от Тампико до Вилья-Эрмоса, на морских

буровых установках в заливе Кампече. Большинство ферм по разведению

крупного рогатого скота находится в северных и центральных штатах, в них

сосредоточена и большая часть других полезных ископаемых. Малорентабельное

производство кукурузы, бобовых, тыквы, баклажанов и чилийских красных

перцев размещено по всей стране, за исключением тех районов, где этому

препятствуют климат и естественная растительность (северные районы пустынь

и леса в Табаско, Юкатане и Чьяпасе) или территория (скалистые горные

долины ЗападнойСьерры-Мадре). Мотыги и плуги, запряженные буйволами, все

еще широко используются малорентабельными крестьянскими хозяйствами,

которые редко могут позволить себе использовать более передовую

сельскохозяйственную технику, которая применяется крупными

землевладельцами. Товарное сельское хозяйство наиболее развито и

механизировано в районах к северу от долины Мехико и на северо-западных

склонах и в долинах Западной Сьерры-Мадре, особенно в штатах Синалоа и

Сонора, где выращиваются, в основном на экспорт, фрукты и овощи,

произрастающие в условиях умеренного климатического пояса, в частности

помидоры и дыни. Товарные тропические культуры выращиваются на центральном

побережье и на юге: сахарный тростник – на равнинах, кофе – в горных

районах, мексиканская пенька на Юкатане, а бананы, манго, гуайява, папайя и

ананасы в ряде других районов.

Добывающая промышленность. Шахты и нефтяные поля Мексики, которые когда-то

принадлежали главным образом корпорациям США, теперь в основном

национализированы. Мексика является одним из основных мировых

производителей серебра (2536 т в 1996) и плавикового шпата (480 тыс. т в

1997), а также главным поставщиком сурьмы, кадмия, марганца, ртути и цинка.

В 1997 было произведено 170 тыс. т свинца, 360 тыс. т меди и 2,3 млн. т

серы, а также большое количество золота, молибдена, вольфрама, олова,

висмута, урана, барита и высококачественного коксующегося угля.

Имеются три главных горнодобывающих района. На севере Нижняя Калифорния и

штаты Сонора, Синалоа, Чиуауа, Коауила, Нуэво-Леон, Дуранго и Сакатекас

богаты серебром, медью, углем, золотом, железной рудой, цинком, свинцом,

молибденом, баритом, плавиковым шпатом, ураном и вольфрамом. На побережье

Мексиканского залива, штаты Веракрус, Табаско и Кампече производят серу,

алюминий и марганец. Значительное количество золота, марганца, плавикового

шпата, свинца и цинка страны добывается в западно-центральных штатах

Халиско, Герреро, Агуаскальентес, Гуанахуато, Идальго и Сан-Луис-Потоси..

Мексика является четвертым по объему добычи в мире производителем сырой

нефти и занимает пятое место по разведанным запасам углеводородов, равным

60,16 млрд. баррелям нефти.

Когда в начале 20 в. началась коммерческая добыча нефти, она стала играть

важную роль в экономике Мексики и ее внешнеэкономических связях. После

экспроприации иностранных нефтяных компаний в 1938 государственная компания

«Петролеос Мехиканос» («Пемекс») воспользовалась монополией на освоение,

производство, переработку, транспортировку и продажу нефти и природного

газа. Первоначальные нефтяные поля располагались в основном между

Веракрусом и Тампико, но в 1970-х и 1980-х годах были открыты новые

нефтяные поля в Табаско, в море близ побережья Кампече и в Чьяпасе. Доход

от продажи нефти на экспорт в 1982 составлял 3/4 валютной выручки Мексики,

в 1998 – только 19%.

Мексика отказывалась в 1991–1992 открыть свой нефтяной сектор для

иностранных компаний во время переговоров о НАФТА. Тем не менее потребность

Пемекса в инвестициях в размере от 22 до 25 млрд. долл. в середине 1990-х

годов заставила ее заключить контракты с частными компаниями по бурению

нефтяных скважин, совместными предприятиями по переработке нефти и

предложить государственной компании продать большинство акций

нефтехимических предприятий. Эта компания-монополист сократила численность

своего персонала с 215 тыс. человек в 1988 до 133 тыс. чел. в 1998.

Обрабатывающая промышленность. Значительная часть мексиканской

промышленности базируется на переработке природных ресурсов, особенно

нефти, и на первичной обработке сельскохозяйственной продукции. Мексика

производит также широкий ассортимент товаров легкой промышленности и

длительного пользования, таких как автомобили, имеет хорошо развитую

стекольную промышленность. Предприятия обрабатывающей промышленности

сосредоточены в городе Мехико и окружающей его промышленной зоне, а

основные предприятия черной металлургии находятся в северных городах

Монтеррей и Монклова и на западном побережье. Металлургические заводы

Мексики удовлетворяют спрос на сталь внутри страны. В 1991 было выплавлено

5,9 млн. т стали. Самыми важными видами продукции обрабатывающей

промышленности были автомобили, продукты питания, чугун и сталь, химикаты,

напитки и электротехнические товары.

В городах вдоль северной границы Мексики имеется большое число предприятий,

работающих только на экспорт и принадлежащих иностранным, в основном

американским промышленным компаниям, которым разрешено беспошлинно ввозить

сырье или детали последующего реэкспорта. Эти предприятия в Мексике

получили название «макиладорас». Основными видами продукции являются

текстиль, игрушки, электротовары и электроника. Промышленники США

используют Мексику в качестве «инвестиционной экспортной платформы» в

основном из-за дешевой, относительно квалифицированной и большой по

численности рабочей силы. Мексиканское правительство поощряет их, так как

они создают большое количество рабочих мест. На макиладорас почти не

повлиял экономический кризис 1995–1996, и темпы роста их производства

значительно превышали темпы роста экономики страны в целом. Возможность

получения рабочих мест в макиладорас вызвала большой приток рабочей силы, в

основном молодых женщин, в северные пограничные города.

Организация и планирование производства. Со времен революции 1910 и

особенно с 1930-х годов правительство осуществляло политику

«мексиканизации» для того, чтобы модернизировать экономику в соответствии с

национальными интересами. Многие крупные и принадлежавшие иностранцам

поместья были разделены на части и распределены среди безземельных

крестьян, были национализированы также сотни промышленных предприятий.

Чтобы осуществить свою политику мексиканизации, правительство приняло ряд

законов и регулирующих актов, которые определили тип собственности,

допустимый в различных отраслях промышленности. Государственной

собственностью стали производство электроэнергии, эксплуатация железных

дорог, радиосвязи и телеграфной связи, а также нефтяная и нефтехимическая

промышленность. Радиовещание, автомобильный транспорт и лесная

промышленность должны были полностью принадлежать мексиканцам. Иностранным

инвесторам было разрешено иметь только незначительную долю в собственности

прочих отраслей промышленности, в том числе в черной металлургии, рыбной,

горнодобывающей (за исключением нефтедобычи) и пищевой промышленности.

Другие виды экономической деятельности, особенно связанные с импортными

компонентами для реэкспорта, могли иметь неограниченную долю иностранной

собственности.

К 1980-м годам правительство владело или контролировало 2/3 национального

производства; обладало полномочиями в зависимости от ситуации отменять или

усиливать ограничения на иностранный капитал; умело использовало различные

финансовые стимулы или барьеры, импортные лицензии, протекционистские

тарифы и контроль за ценами на предметы первой необходимости (основные

продукты питания, бензин, телефонная связь, вода, электроэнергия).

По предложению Международного валютного фонда (МВФ) правительство пошло на

распродажу государственных компаний и снятие ограничений для иностранного

капитала. В декабре 1993 мексиканский конгресс принял новый закон об

иностранных инвестициях. Этот закон предоставил больше возможностей (не

ограниченных конституцией) для иностранной собственности, гарантировал

благоприятный климат для большинства иностранных инвесторов, исключил

предоставление нормативных документов для реализации их проектов и облегчил

получение разрешений в области иностранных инвестиций. В начале 1997 в

прямых иностранных инвестициях в Мексике в промышленности преобладали фирмы

США с 56,2% от их общей суммы в 17,4 млрд. долларов в 1994–1996.

Сельское хозяйство.

В 1997 в сельском хозяйстве было занято 22% работающих, оно давало 6,1%

ВВП, тогда как в 1950 в нем было занято 58% работающих, и оно дало 22,5%

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.