реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Международное разделение труда и экономическое единство мира в ХХ веке

входящими в противоположенные блоки, была практически прекращена. Усилились

тенденции к созданию замкнутых национальных экономик. Прекращение импорта

чилийской селитры в Германию обусловило создание в ней новой отрасли -

промышленности связанного азота. Тогда же были предприняты первые попытки

по организации производства искусственного каучука. Если в довоенное время

на мировом угольном рынке господствовала Великобритания, то за время

прошедшее с начала войны, ряд стран, таких как Индия, Южная Африка,

Австралия наладили разработку каменного угля в собственных месторождениях.

По итогам войны Германия потеряла вложенные за границей капиталы, Франция

утратила роль международного ростовщика: половина её заграничных инвестиций

была утеряна в связи с революцией в России. Часть зарубежных предприятий, в

которые были вложены французские деньги, продали для оплаты военных долгов.

Восстановление международной торговли в послевоенные годы затруднялось

усилившимся протекционизмом и нестабильностью мировой валютной системы: на

всём протяжении 20-х годов таможенные тарифы росли. Торговля в Европе после

войны уменьшилась в несколько раз. США, достигнув к 1913 году такого же

доминирующего положения, что и Великобритания к началу “эры свободной

торговли”, провели снижение импортных пошлин до самого низкого в истории

страны уровня. Однако "фритрейдерство " не возродилось. Кризис 1920-1921

годов заставил вернуться к прежней практике протекционизма. К концу 20-х

годов уровень международной торговли на четверть, а зарубежного

инвестирования в 3 раза был ниже, чем перед войной.

С окончанием эпохи открытых границ завершились беспрецедентные по

масштабам глобальные миграции рабочей силы - главным образом из Европы в

Северную Америку. За 1870-1914 годы в США въехало около 30 миллионов

человек. После Первой мировой войны США резко ограничили приток

переселенцев, введя иммиграционные квоты.

Кризис 1929 года и Великая депрессия нанесли сокрушительный удар по

системе международного разделения труда. Летом 1930 года США резко повысили

уровень импортных пошлин - в среднем с 38% до 60%. Их примеру последовали

практически все участники мировой торговли. С начала 30-х годов во внешней

торговле получили распространение нетарифные барьеры. Откровенно

изоляционистский характер носили рекламные кампании под лозунгами

"Покупайте только английское!", " Покупайте только французское!", "

Покупайте только американское!". Между 1929 и 1932 годами международная

торговля сократилась более чем на 40%, в то время как мировое производство

- только на 20%. К 1938 году степень вовлечённости индустриально развитых

стран в систему международного разделения труда понизилась более чем вдвое

по сравнению с 1913 годом.

Желание преодолеть протекционистские барьеры побудило Японию, Италию,

Германию к территориальным и колониальным захватам, что вызвало начало

новой мировой войны (1939-1945гг.). Широкомасштабные и кровопролитные

военные действия почти полностью прервали какие-либо международные торговые

отношения. Война окончилась поражением выше перечисленных стран. После

установления мира начался новый этап развития международного разделения

труда.

3 Новая глобальная интеграция мировой экономики

во второй половине ХХ века.

После второй мировой войны многое пришлось начинать с начала. Процесс

восстановления системы международного разделения труда занял десятилетия.

Так степень вовлеченности развитых стран в международное разделение труда

составило в 1950 году лишь 60% от уровня 1913 года. Обороты внешней

торговли вернулись на докризисный уровень лишь к 60-ым годам.

Новому росту глобальной интеграции помогла новая промышленная революция,

развернувшаяся на Земном шаре во второй половине ХХ века. Она породила

такие отрасли как автомобилестроение, нефтедобыча и нефтепереработка,

точное машиностроение, которые стали движущей силой новой системы

международного разделения труда. В конце ХХ века сырая нефть и

нефтепродукты, автомобили и точная электроника - три важнейшие товарные

группы в мировой торговле, на которые приходится около половины мирового

экспорта.

Основы новой системы международной торговли были заложены ещё на

Бреттонвудской конференции в 1944 году. В 1947 году 23 странами было

подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), направленное

на снижение таможенных пошлин и других барьеров.

Наиболее известным из всех таможенных союзов является Европейское

сообщество (ЕС), или Общий рынок. ЕС было создано в 1957 году, когда

Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали так

называемый Римский договор. Затем к соглашению присоединились Дания,

Ирландия, Великобритания, Греция, Испания, Португалия, Швеция, Финляндия и

Австрия. Всего на данный момент (1998 год) в договоре участвуют 15 стран.

В странах с развитой экономикой к 1998 году таможенные пошлины на

промышленные товары снизились до 4%. Во второй половине ХХ века внешняя

торговля росла значительно быстрее, чем материальное производство. За 45

лет объёмы производства выросли в 5,5 раза, а объёмы мировой торговли - в

14 раз.

Главным показателем вовлеченности страны в систему международного раз

деления труда является "процент вывоза". "Процент вывоза" - это отношение

вывоза продукта страны к собственному производству. Динамика этого

показателя по группе промышленно развитых стран показана в таблице №4.

|Год |Развитые |США |Западная |Япония |

| |страны | |Европа | |

|1890 |11,7 |6,7 |14,9 |5,1 |

|1913 |12,9 |6,4 |18,3 |12,6 |

|1929 |9,8 |5,0 |14,5 |13,6 |

|1938 |6,2 |3,7 |7,1 |13,0 |

|1950 |7,8 |3,8 |13,4 |6,8 |

|1953 |8,4 |4,3 |13,4 |7,5 |

|1960 |8,6 |3,8 |14,8 |8,9 |

|1970 |10,2 |4,0 |17,4 |9,7 |

|1975 |14,1 |6,6 |21,3 |11,0 |

|1980 |15,5 |7,7 |22,7 |11,8 |

|1990 |14,6 |7,2 |23,0 |9,6 |

|1992 |14,3 |7,5 |21,7 |8,8 |

|1995 |14,7 |7,9 |23,9 |8,4 |

Таблица 4. Экспортная квота экономики (1890-1995гг.)

(доля товарного экспорта в ВВП, %).

В 70-е годы степень вовлечённости стран мира в международное разделение

труда резко возросла, сравнялась с уровнем, существовавшем до первой

мировой войны, и превзошла его. В 1970 году страны Западной Европы

улучшили показатель 1913 года по доле товарного экспорта в ВВП (валовой

внутренний продукт).

Описанные процессы в экономике, гигантский прогресс в научно-технической

области определили политико-географический облик мира накануне XXI века.

Международное разделение труда в конце ХХ века

1 Отличительные особенности политико-географического

облика мира в конце ХХ века.

Новый этап в развитии мирового хозяйства характеризуется рядом

особенностей, имеющих глобальный характер.

1). Второй половине ХХ века характерен рост числа независимых

государств. Общее число государств увеличилось с 57 до 193. Мир становится

более сложным и многогранным как в политическом, так и в экономическом

отношении. Происходит окончательный распад колониальной системы, что

означало исчезновение элементов старых интеграционных систем. Кроме этого

произошёл распад одного из крупнейших государственных образований в мировой

истории - СССР.

В тоже время происходит процесс глобальной политической интеграции

народов всего мира. Свидетельством этого процесса является образование, и

успешное функционирование ряда мировых организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО,

МВФ, Европейский парламент и тд. .

2). Большая роль в процессе международной интеграции принадлежит

транснациональным корпорациям (ТНК). Их хозяйственная деятельность

приобрела глобальный характер, как по географии, так и по масштабам

производства и торговли. Общее число ТНК в мире превышает несколько тысяч.

Наиболее крупными из них являются, например, Шелл, Кока-кола, Форд, Даймлер-

Бенц, Адидас, Сони, Самсунг и другие. Их продукция продаётся, без

преувеличения, во всех странах мира.

3). Расширению мирового рынка способствовало бурное развитие транспорта

(железнодорожного, авиационного, морского), широких межконтинентальных

связей.

Транспорт - это одна из важнейших отраслей экономики любой страны. В

эпоху научно-технической революции увеличились скорости, выросла

грузоподъёмность всех видов транспорта, и мир стал как бы доступнее. По дну

морей протянулись газо- и нефтепроводы, а по дну океанов - кабельные линии

(средство доставки информации). Изменения в транспортной сети мира с

середины ХХ века показаны в таблице №5.

|Виды путей сообщения |1950 г. |1970 г. |1990 г. |

|Железные дороги |1320 |1340 |1210 |

|Автодороги |15540 |19700 |23600 |

|Судоходные реки |560 |525 |544 |

|и каналы | | | |

|Нефте- и |175 |395 |600 |

|продуктопроводы | | | |

|Магистральные |186 |545 |900 |

|газопроводы | | | |

|Воздушные пути |3300 |5510 |7900 |

Таблица 5. Мировая транспортная сеть (тыс. км.).

Почти 80% перевозок между странами обеспечивает морской транспорт,

реализуя возможности международного разделения труда. В числе стран -

лидеров мирового торгового флота (по тоннажу) - Либерия, Панама, Япония,

Греция, США, Китай, Россия. Многие страны переводят сотни крупных судов под

”удобные” флаги развивающихся стран (Панама, Либерия) в связи со

стремлением снизить издержки и увеличить прибыли (используют дешёвую

рабочую силу развивающихся стран, налоговые льготы и т.п.). К крупнейшим

портам мира относятся: Роттердам (Голландия), Новый Орлеан, Нью-Йорк (США),

Нагоя, Иокогама (Япония), Сингапур, Гонконг и др..

Для многих стран мира большую роль играет речной транспорт. Он

обслуживает преимущественно внутренние потребности государств, но

осуществляет и международные перевозки.

Основу сухопутного транспорта составляют железнодорожный, трубопроводный

и автомобильный виды транспорта. Соотношение видов транспорта в грузовых и

пассажирских перевозках различно в разных странах мира.

Роль железнодорожного транспорта постепенно уменьшается, хотя всё равно

остаётся огромной. Крупнейшую протяжённость имеют железнодорожные сети США

(240 тыс. км.), России (86 тыс. км.), Индии (61 тыс. км.) и Китая (53 тыс.

км.).

Автомобильный транспорт развивается очень динамично. Он играет ведущую

роль в перевозках пассажиров, а также грузов на короткие и средние

расстояния. В настоящее время мировой автомобильный парк насчитывает 0,5

млрд. автомобилей (80% в развитых странах).

Трубопроводный транспорт относится к числу новых видов средств

сообщения, интенсивно развивающихся в настоящее время. Развитее энергетики

стимулировало расширение сети нефтепроводов и газопроводов. Появились

продуктопроводы, по которым транспортируется уголь и железная руда.

Крупнейшие трубопроводы расположены в России (газопровод ”Дружба” - 5,5

тыс. км. и нефтепровод Уренгой - 4,5 тыс. км.), в Канаде (нефтепроводы

Редуотер - Порт-Кредит (4,8 тыс. км.) и Эдмонтон - Монреаль(3,2 тыс. км.))

и в США (продуктопровод Хьюстон - Нью-Йорк (2,5 тыс. км.)). Себестоимость

транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железным дорогам. Этот

вид транспорта обеспечивает стабильность, надежность перевозок, меньшее

загрязнение окружающей среды.

Воздушный транспорт - это вид наиболее скоростного, но дорогостоящего

транспорта играет важную роль в международных пассажирских перевозках.

В международных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов. Крупнейшие

агломерации мира имеют сразу несколько аэровокзалов - Нью-Йорк, Лондон,

Париж, Москва, Токио. Крупнейший воздушный парк (самолётный)

сконцентрирован в США, России, Канаде, Франции, Австрии и в ФРГ.

4). Гигантское значение имеет глобальное информационное объединение

мира. Во второй половине ХХ века широкое развитие получили такие новые виды

связи как спутниковая и кабельная. Благодаря им появилось возможность

быстрой и чёткой передачи информации в любые уголки земного шара.

Величайшим достижением человека в конце ХХ века явилось создание сети

Интернет, бурно развивающейся и растущей на наших глазах. Благодаря

появлению совершенных персональных компьютеров эта всемирная сеть связывает

не только государства, различные организации, но и отдельных граждан разных

стран. Она включилась и в систему всемирной торговли. Уже организовано

проведение многих торгово-финансовых операций непосредственно по сети

Интернет.

5). Научно-техническая революция привела к тому, что экономика мира

начала и конца ХХ века сильно отличаются по своему характеру. Это

отражается в том, что если экономика начала века была ”индустриальная”, то

нынешняя - ”постиндустриальная ”. Это отражается, в частности, на составе

рабочей силы в разных странах. Так, например, после 50-х годов в США

численность ”белых воротничков” превысила численность заводских рабочих,

что ознаменовало рождение первой в мире ”сервисной экономики”. К началу 70-

х годов сфера услуг стала ведущим сектором в экономике всех развитых стран.

6). Для конца века свойственно возникновение новой, высшей ступени

международного разделения труда - всемирной экономической интеграции. Она

представляет собой процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей

групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной

экономики и политики. Это проявилось в создании ряда международных

объединений.

Европейский Союз - экономическая группировка 15 западноевропейских

стран. 1 ноября 1993 года вступил в силу Маастрихтский договор. Его суть -

максимальная интеграция стран-участниц и превращение ЕЭС в Европейский Союз

(функции которого шире сферы экономики). Главные направления деятельности:

- постепенный переход от уже созданного единого рынка к полному

валютному экономическому союзу (в 1998 году была введена новая европейская

волюта ”евро”).

- проведение единой внешней политики

- решение совместными усилиями общих внутренних проблем

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - сообщество

26 промышленно развитых стран с рыночной экономикой. В их числе такие

страны как Великобритания, США, Австралия, ФРГ, Франция, Япония и др..

Основная цель организации - координация экономической политики стран-

участниц, в том числе по вопросам помощи развивающимся странам.

Североамериканский договор о свободной торговле (НАФТА) - экономическая

группировка североамериканских стран: США, Канады и Мексики. В соответствии

с соглашением об интеграции предусматриваются меры по либерализации в

движении товаров, услуг и капиталов через границы с постепенной ликвидацией

таможенных и инвестиционных барьеров. В отличие от ЕС, страны НАФТА не

предполагают создание единой валюты и координации внешней политики.

Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) - В 1960 году создана группой

развивающихся стран для координации действий в области добычи, экспорта и

условий торговли нефти. Членами ОПЕК являются 12 государств: Алжир,

Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия,

ОАЭ, Саудовская Аравия.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - региональная

экономическая организация, в состав которой входят Индонезия, Малайзия,

Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней.

Субрегиональный блок (Общий рынок) (МЕРКОСУР) - создан в 1991 году.

Члены: Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай. С 2001 года они

намереваются ввести зону свободной торговли.

Латиноамериканская Ассоциация интеграции (ЛААИ) - создана в начале 80-х

годов. В неё входят Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла, Аргентина,

Бразилия, Чили, Мексика, Парагвай и Уругвай. Цели - облегчить взаимные

торгово-финансовые связи, создать условия свободной миграции рабочей силы,

осуществить либерализацию таможенной политики и др.

Лига арабских государств (ЛАГ) - основана в 1945 году с целью защиты

суверенитета её членов - 20 арабских стран Африки и Азии.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). В

1976 году его учредили Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Кувейт, Бахрейн - для

интенсификации экономического развития.

Организация африканского единства (ОАЕ) - крупнейшая и наиболее

влиятельная межгосударственная политическая организация независимых стран

Африки. Она объединяет свыше 50 государств.

Помимо перечисленных союзов действуют ещё некоторые, но меньшие по

масштабу, организации.

7). В настоящее время происходят серьёзные структурные изменения в общей

системе международного разделения труда и мировой торговли. Основные

экономические показатели современного мира приведены в таблице №6.

В последние десятилетия растёт доля развивающихся стран в мировой

экономике, с одной стороны, благодаря росту экспорта их сырья, а с другой -

импорта машин и продовольствия. Правда, условия торговли для этих стран

складываются неблагополучно, так как цены на машины и оборудование растут

быстрее цен на сырьё. И многие из этих стран остаются лишь поставщиками

сырья для экономики промышленно развитых государств.

Но развивающиеся страны полны решимости перестроить свою внешнюю

торговлю и изменить сложившийся характер отношений с развитыми странами.

Всё чаще слышны требования по созданию нового мирового экономического

порядка, установления контроля над деятельностью транснациональных

корпораций на территории развивающихся стран, введения справедливых цен на

сырьё и готовые изделия, оказания помощи без каких-либо политических

условий.

|Типы стран |Территор|Населе|Доля в |

| |ия |ние |промышленном |

| | | |производстве |

|Мир |100 | 100|100 |

|Экономически развитые страны( |23,8 |15,2 |66 |

|Западная Европа( |2,7 |7,0 |23 |

|США( |6,9 |4,7 |20 |

|Япония( |0,4 |2,3 |9 |

|Развивающиеся страны( |50 |53,5 |17 |

|Постсоциалистические и | | | |

|социалистические страны( |26,2 |31,3 |17 |

|Китай |7,1 |21,4 |8 |

|Россия( |12,8 |2,8 |6,5 |

|Типы стран |Доля в |Оборот |ВНП |

| |сельском |внешней | |

| |хозяйстве |торговли | |

|Мир |100 |100 |100 |

|Экономически развитые страны( |40 |70,4 |59 |

|Западная Европа( |19 |45,6 |25 |

|США( |12 |12,9 |20 |

|Япония( |5 |7,4 |11 |

|Развивающиеся страны( |30 |22,3 |14 |

|Постсоциалистические и | | | |

|социалистические страны( |30 |7,3 |27 |

|Китай |15 |1,6 |16 |

|Россия( |6 |2,5 |5 |

Таблица 6. Основные экономические показатели современного

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.