![]() |
|
|
Нидерландынационально-социалистический союз, фактически способствуя распространению фашистской агрессии, отрицательно относились к советскому предложению о создании системы коллективной безопасности, отказывались установить дипломатические отношения с Советским Союзом, выступали против принятия СССР в Лигу наций. С начала второй мировой войны правительство Нидерландов заявило о своем нейтралитете. Несмотря на это, в мае 1940 г. фашистская Германия оккупировала Нидерланды. Наиболее реакционные круги буржуазии встали на путь прямого сотрудничества с фашистами. Однако Нидерландское движение Сопротивления активно вступило в борьбу против фашизма. В феврале 1941 г. в Амстердаме была организована забастовка, явившаяся одним из первых открытых выступлений в западноевропейских странах против фашизма в годы войны. Осенью 1944 г. в Нидерланды вступили армии союзников; в начале мая 1945 г. германские войска в Нидерландах полностью капитулировали. За годы войны Нидерланды потеряли 199 тыс. человек (из них 110 тысяч евреев). После второй мировой войны Нидерланды отказались от традиционной политики нейтралитета и вошли в различные военные, экономические и политические группировки капиталистических государств. В послевоенный период происходит распад голландской колониальной империи. В 1945 г. была провозглашена независимость Индонезии, в 1975 г. — Суринама. Под контролем остаются лишь Нидерландские Антиллы. Эти шесть островов (Кюрасао, Аруба, Бонэр, Синт-Эстатиус, Саба и южная часть острова Сен- Мартен) являются частью Королевства Нидерландов. В 1986 г. остров Аруба получил статус самоуправляющейся территории. Внешние сношения и оборона остались в компетенции метрополии. 4 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Королевство Нидерландов является конституционной монархией с демократической парламентской системой. Ныне действующая Конституция была принята парламентом 17 февраля 1983 г. и заменила Конституцию 1814 г. Главой государства в настоящее время является Королева Беатрикс. Согласно Конституции королева наделена широкими полномочиями, но фактически ее власть ограничена парламентом. Законодательная власть осуществляется монархом (номинально) и Парламентом, исторически именуемым Генеральными Штатами. Право законодательной инициативы имеет также Государственный Совет (высший консультативный орган при монархе). Исполнительная власть возложена на Кабинет министров (правительство). Столица государства — Амстердам. Однако Королевский двор, парламент, правительство и дипломатический корпус расположены в Гааге. Государственный флаг Нидерландов — трехцветный: красная, белая и синяя полосы расположены по горизонтали. Герб представляет собой щит голубого цвета, увенчанный золотой короной и поддерживаемый по сторонам двумя львами- щитоносцами. На щите изображен вздыбленный коронованный лев с мечом в лапе. Под щитом начертан королевский девиз: "Je maintiendrai" ("Я выстою"). 1 АМСТЕРДАМ Столица Нидерландов, важный экономический центр, самый большой по населению город страны (с пригородами свыше 1 млн. человек) и крупный морской порт. Первоначальное название города — Амстелредам, что означает плотина на реке Амстел. Первое упоминание об Амстердаме встречается в документах 1275 г. В 1300 г. получил статус города. В 1795 г., после вступления французских войск в Голландию, Амстердам становится столицей Батавской республики, а в дальнейшем — столицей Королевства Нидерландов. Амстердам — один из крупнейших в мире финансовых и торговых центров. Здесь находятся Нидерландский банк, фондовая биржа, правления наиболее крупных коммерческих банков. В городе размещаются предприятия машиностроения и электротехнической промышленности, имеются деревообрабатывающая и химическая промышленность, нефтеперерабатывающие предприятия. В Амстердаме два университета: Свободный и Муниципальный. Важное значение в экономике города играет туризм. Туристов привлекают живописные каналы и парки, интересная архитектура и культурные ценности, собранные в амстердамских музеях. Город часто называют "Северной Венецией". В нем насчитывается около 50 каналов и 500 мостов. Старое ядро города — район плотины на р. Амстел, ныне площадь Дам с королевским дворцом в стиле голландского классицизма, построенном в 1648 г. Залы здания украшены картинами Фердинанда Бола, Говерта Флинка — учеников Рембранта и Сеймена Босбоома. Амстердам — средоточие голландских музеев. Их насчитывается более 35, самым известным из которых является Рейксмузеум с собранием картин художников голландской школы живописи. Наиболее полно в этом музее представлено творчество Рембранта, в том числе его знаменитая картина "Ночной дозор", которая висит на стене, предусмотренной архитектором музея для национальной реликвии. Известен Городской музей с экспозицией современной живописи. Музей располагает богатой коллекцией картин Ван Гога. В столице находится дом Рембранта, в котором художник жил с 1639 по 1658 г. Амстердам посещал Петр 1, когда он приезжал в город Заандам для изучения искусства кораблестроения. В память об этом событии в Заандаме сохраняется домик Петра, а на одной из его площадей установлен памятник Петру. 2 ГААГА Первое упоминание о Гааге в письменных источниках относится к 1097 г. Нынешнее название Гаага является сокращением официального названия города — С.-Гравенхаге, что означает графская изгородь. В Гааге расположены резиденция королевы, правительство, парламент и дипломатический корпус. Численность населения города с пригородами — около 700 тыс. человек. С конца XVI века в Гааге заседают Генеральные штаты (парламент). Со второй половины XVII века Гаага — место проведения многих известных международных конференций. В послевоенный период город приобрел значение важного экономического центра. Здесь сосредоточены крупные промышленные электротехнические предприятия. Широко представлена пищевая и легкая промышленность. В пригороде размещаются авиационные заводы компании "Фоккер". В Гааге находятся Государственный архив, Королевская академия изобразительных искусств. Характерный облик городу придают в первую очередь исторические и архитектурные памятники. К ним относятся правительственный центр Бинненхоф (XIII — XVIII вв.), что в переводе означает "внутренний двор". Здесь находятся парламент и готический Рыцарский зал — одно из древнейших зданий (около 1280 г.), сохранившихся на территории страны. В третий вторник сентября каждого года Королева Нидерландов открывает в нем очередную сессию парламента. Рядом с Бинненхофом расположен второй по значению в стране государственный музей Мауритсхейс, в котором представлены такие выдающиеся мастера голландской и фламандской живописи, как Рембрант, Рубенс, Ван Дейк, Франс Хальс, Вермеер. 1656 гг.). Среди построек XX века выделяется Дворец Мира, где в настоящее время располагается международный суд. 2 ЭКОНОМИКА НИДЕРЛАНДОВ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 1 СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ Нидерланды являются высокоразвитой индустриальной страной с интенсивным сельским хозяйством и входят в первую десятку промышленно развитых западных стран. В последние годы валовой внутренний продукт (ВВП) превышает 550 млрд. гульденов, что обеспечивает доход на душу населения выше среднего в Европейском Союзе. Хотя население Нидерландов составляет всего 4,5% от общего населения ЕС, на долю валового внутреннего продукта этой страны приходится 5,1 % от всего ВВП Европейского Союза. Уровень инфляции в Нидерландах - один из самых низких среди западноевропейских стран: в 1993 и 1994 гг. он не достигал 3%. Это свидетельствует, в частности, о том, что голландская экономика лучше многих других выдержала испытания в процессе циклического кризиса начала 90-х годов. Важную роль в экономике страны играют вывоз капитала, внешняя торговля и морской транспорт. По экспорту капитала в расчете на душу населения Нидерланды занимают 3-4 место в мире. Нидерландский внешнеторговый оборот составляет 13,5% суммарного объема внешней торговли стран ЕС. Таблица 2.1 Структура производства ВНП в Нидерландах (данные за 1993 г.) |Сектор экономики |Объем, % | |Топливно-энергетический комплекс |3.2 | |Сельское хозяйство |4.0 | |Промышленное производство |20,1 | |Сфера услуг |61,5 | |Доходы государства |11.2 | Мировую известность экономика Нидерландов приобрела прежде всего за счет крупнейших голландских фирм и концернов, таких как "Ройал Датч-Шелл" (Добыча и переработка нефти, а также др. энергоресурсов. Оборот: 73113 млн. фунт. стерл. [1992г.]), "Юнилевер" (Производство продовольственных товаров, моющих средств, парфюмерии и косметики, специальных химических материалов. Оборот: 76570 млн. гульд. [1992г.] Численность персонала: 283000 чел.), "Филипс" (Производство бытовой электротехники, профессионального электрооборудования, полупроводников и др. продукции. Оборот: 58825 млн. гульд. [1992г.] Численность персонала: 237500 чел.), "АКЗО-Нобель" (химические продукты), "Хооговенс" (металлургия), "Фоккер" (авиастроение), "ДАФ Тракс" (автомобилестроение), "Рейн-Схелде-Веролме" (судостроение), "Ференихде машиненфабрикен" (машиностроение). Первые три концерна из вышеназванных входят в число 30 крупнейших в мире, причем "Ройал Датч-Шелл" занимает среди них 4-е место. Наряду с нидерландскими промышленными гигантами действуют десятки тысяч средних и малых предприятий. Таблица 2.2 Количество предприятий (исключая государственные) по сферам деятельности (по состоянию на 31 декабря) |Сфера деятельности |1985г.|1990г. |1993г|1994г.| | | | |. | | |Добывающая и обрабатывающая |45 |52 |55 |57 | |промышленность, тыс. ед. | | | | | |Строительство, тыс. ед. |39 |43 |44 |46 | |Торговля и общественное питание, тыс. |210 |231 |240 |254 | |ед. | | | | | |Транспорт и связь, тыс. ед. |21 |25 |28 |27 | |Банковские, страховые, деловые услуги, |94 |153 |184 |177 | |тыс. ед. | | | | | |Другие виды сервиса, тыс. ед. |56 |77 |79 |89 | |Всего, тыс. ед. |464 |581 |630 |650 | 1 ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ЭНЕРГЕТИКА Самую большую группу в структуре производства в Нидерландах образуют предприятия, выпускающие продовольственные товары, напитки и табачные изделия, на них приходится более 28% всего промышленного оборота страны, 22% оборота дают химические и нефтехимические компании. Доля электротехнических предприятий составляет 10%. Примерно по 6% падает на металлургию, металлообработку, на отрасли транспортного машиностроения (производство самолетов, автомобилей, судов) и на полиграфическую промышленность. Сравнительно небольшой вклад в общий промышленный оборот вносят предприятия, производящие строительные материалы, резинотехнические изделия, бумагу и картон, мебель, инструменты, текстиль, одежду и обувь. Доля высокотехнологичных отраслей промышленности составляет 12,3% от общего объема промышленного производства (для сравнения: этот же показатель в среднем по ЕС составляет 11,7%, в США - 10,5%, в Японии - 13,4%). В Нидерландах значительное внимание уделяется внедрению научных достижений в промышленную практику. Сравнительно недавно правительство приняло специальную программу по развитию биотехнологии. Она предусматривает стимулирование исследовательских работ в области биотехнологии в университетах, государственную поддержку инновационной активности предприятий, работающих в этой области и строительство сетей биотехнологических коммуникаций. Государственные ассигнования выделяются также на финансирование развития таких приоритетных областей, как медицинские и информационные технологии, разработки новых конструкционных материалов. Базовой отраслью нидерландской экономики является энергетика. В стране весьма развиты энергоемкие производства в промышленности, а также в сельском хозяйстве (тепличные комплексы). Энергетика Нидерландов наряду с производством электроэнергии специализируется на добыче нефти и природного газа, переработке сырой нефти и производстве сжиженного газа. Нидерланды ежегодно добывают свыше 80 млрд. куб. м природного газа, причем более половины его экспортируется. В течение многих лет осуществляемые под правительственным контролем экспортные поставки газа остаются одним из главных источников поступления средств в государственную казну - они дают 20% всех бюджетных поступлений. Значительные энергетические резервы в виде запасов природного газа, которыми располагает Голландия, остаются важным фактором обеспечения стабильности национальной экономики. 2 АГРАРНЫЙ СЕКТОР И РЫБОЛОВСТВО Экономика Нидерландов характеризуется высокопродуктивным сельскохозяйственным производством. В этом секторе производится около 11 % национального дохода. Доля сельскохозяйственного сектора в экспорте товаров составляет порядка 25% их общей стоимости. После США Нидерланды занимают второе место в мире по экспорту сельскохозяйственных продуктов. Почти 78% аграрного экспорта идет в страны ЕС. Наиболее крупной отраслью сельского хозяйства является овощеводство и садоводство (в основном в закрытом грунте), за которым следуют молочное производство и интенсивное животноводство и птицеводство (разведение свиней, домашней птицы). Земледелие играет относительно скромную роль. Таблица 2.3 Стоимость валовой продукции секторов сельского хозяйства млн. гульд. |Предприятия |1985 г.|% |1992 г.|% | |Земледельческие фермы |2181 |11,8|3073 |8,3 | |Плодоовощеводческие хозяйства |3924 |21,2|13267 |35,7| |Скотоводческие фермы |7553 |40,7|10424 |28,1| |Животноводческие и птицеводческие фермы |4881 |26,3|10356 |27,0| |Всего |18539 |100 |37120 |100 | В последние годы все большее внимание в Нидерландах уделяется мерам по снижению негативного влияния сельскохозяйственной деятельности на окружающую среду. Эти меры включают, в частности, введение строгих правил использования удобрений и обращения с отходами животноводческих ферм. Выполнение требований по охране окружающей среды повлияло на увеличение себестоимости продукции большинства фермерских хозяйств. Традиционное молочное животноводство ведется в условиях почти круглогодичного выпаса на обширных пастбищах. Производство молока составляет около 11 млн. т. в год и регулируется установленными ЕС квотами. Фермеры продают практически все молоко на обрабатывающие предприятия. Доминирующую роль в молочном секторе играют три крупнейших кооператива, на которые приходится около 75% переработки молока. Рыболовство продолжает занимать важное место в нидерландской экономике, хотя не такое, как прежде. В начале 90-х годов насчитывалось приблизительно 1100 рыболовных судов с общей грузоподъемностью в 177 тыс. т. Ежегодно вылавливается более 320 тыс. т, включая 90 тыс. т макрели (скумбрии) и примерно такое же количество харинга (сельди). Нидерландское морское рыболовство подразделяется по видам продукции и типам рыболовецких судов на: . траулерную ловлю сельди, скумбрии, трески и т.д. в центральной и северной частях Северного моря и вокруг Британских островов и Ирландии; . ловлю камбаловых (косорота, морской камбалы) большими тендерами преимущественно в центральных и южных частях Северного моря; . ловлю креветок малыми тендерами по датскому, немецкому и нидерландскому побережью; . добычу моллюсков (мидий, устриц) специальными судами в Ваддензей и Остерсхелде. В последние годы вследствие большого роста рыболовной мощности многих государств произошло значительное сокращение добычи некоторых разновидностей рыбы, в том числе сельди, традиционно являющейся важным для голландцев продуктом питания. Оказалось необходимым в рамках ЕС заключить договор о допустимых размерах рыбной ловли. Кроме морского и прибрежного рыболовства, в Нидерландах ведется ловля рыбы во внутренних водах (главным образом на озере Эйселмеер). 3 СФЕРА УСЛУГ Большое развитие в Нидерландах получила сфера услуг, обеспечивающая 61,5% ВНП и обеспечивающая работой свыше трех четвертей трудоспособного населения. Ведущими отраслями этой сферы экономики являются транспорт и связь, банковское и страховое дело. Существенное место занимают также компьютеризация, техническое обслуживание, расчетные операции и маркетинг, торговля и т.д. Туризм также представляет собой одну из наиболее крупных отраслей сферы услуг. Ежегодно почти 6 млн. иностранных туристов посещают Нидерланды и более 6 млн. голландцев проводят свои отпуска за границей. В области туризма специализируются свыше 40 тыс. фирм и компаний и занято более 260 тыс. человек. На долю туристов приходится почти 11% всех потребительских расходов в Нидерландах. По данным Национального туристического бюро, в ближайшие годы можно ожидать рост туризма на 3-4%. Это прогноз основывается на таких тенденциях, как увеличивающееся количество свободного времени, изменения в структуре расходов и растущее число пожилых людей, имеющих в своем распоряжении больше времени и денег. 2 ВЕДУЩИЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 1 ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Топливно-энергетический комплекс является ключевой сферой хозяйственной инфраструктуры, обеспечивающей потребности многоотраслевой экономики и населения в электроэнергии и различных видах энергоносителей. В принципе, Нидерланды можно отнести к сравнительно благополучным странам в отношении возможности решения энергетических проблем. Голландия располагает весьма значительными собственными энергоресурсами, главным образом в виде запасов природного газа, а также нефти, месторождения которых находятся как на территории страны, так и на континентальном шельфе. Причем добыча газа ведется в таких масштабах, которые позволяют экспортировать значительную часть его, за счет чего покрываются затраты на экспорт ввозимых в страну энергоносителей. Таблица 2.4 Основные показатели топливно-энергетического комплекса Нидерландов |ЭНЕРГОРЕСУРСЫ |1985 г. |1990 г. |1993 г. |1994г. | |Добыча/производство | |Природный газ, млрд. куб. М |81 |72 |84 |84 | |Сырая нефть, млн. т |3,7 |4,0 |3,3 |4,5 | |Электроэнергия, млрд. кВт/ч |63 |72 |77 |80 | |Потребление | |Уголь, млн. т |10 |14 |13 |14 | |Природный газ, млрд. куб. М |44 |41 |46 |47 | |Нефтепродукты, млн. т |19,4 |22,5 |22.3 |23,4 | | В том числе: | | | | | | бензин, млн. т |4,6 |4,6 |5.1 |5.2 | | диз. топливо, газойль, |3,2 |4,4 |4,9 |4,9 | |млн. т | | | | | | сжиженный газ, млн. т |0,8 |0 |0,9 |0,8 | 2 ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Химическая промышленность - вторая по величине отрасль производства в Нидерландах. Ее годовой оборот составляет около 15% общего промышленного оборота. Отрасль насчитывает около 350 компаний (не включая субсектор пластмасс), которые дают работу почти 90 тыс. голландцев. Три нидерландских концерна, "ШЕЛЛ КЕМИ", "АКЗО-Нобель" и "ДСМ", принадлежат к числу крупнейших в мире предприятий химической промышленности. Предприятия химической промышленности Нидерландов выпускают более 50 тыс. различных товаров и видов продукции. Отрасль включает следующие сектора производства: . производство основных химических продуктов (искусственные удобрения и неорганическое сырье - хлор, фосфор, серная кислота и т.п.); . производство продуктов тонкой химической технологии (полуфабрикаты для фармацевтической промышленности и д.р.); . производство специализированных химических продуктов (готовые изделия, лекарства, краски, мыло); . производство химических продуктов из нефтяного сырья; . переработка каучука и пластмассы (для изготовления упаковочных и строительных материалов и для автомобильной промышленности). 3 МЕТАЛЛУРГИЯ И МЕТАЛЛООБРАБОТКА Благодаря своему удачному географическому положению Нидерланды имеют хорошие условия для развития базовой металлургии и металлообрабатывающих секторов промышленности. Выход страны к морю и наличие крупных современных портов позволяют импортировать и экспортировать сырье и полуфабрикаты в большом количестве, относительно дешево и с большой эффективностью. Базовую металлургическую и металлообрабатывающую промышленность Нидерландов можно классифицировать по общепринятой схеме на сектора черных и цветных металлов. 1 СЕКТОР ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ Сектор черных металлов является доминирующим в металлоиндустрии Нидерландов. В нем занято две трети от общего числа работников базовой металлургической и металлообрабатывающей промышленности. Самым крупным предприятием сектора и отрасли в целом является концерн "Хооговенс" с общим числом сотрудников около 27 тыс. чел., из числа которых 60% заняты в производстве стали. На сталь приходится половина оборота компании. Постоянное наращивание объемов производства - одна из наиболее характерных черт концерна. "Хооговенс" имеет тесные связи с зарубежными компаниями. Так, например, в сотрудничестве с "Бритиш Стил" "Хооговенс" разработал восстанавливаемую сталь для производства консервных банок, покрытую уникальным антикоррозийным защитным покрытием. При тесном взаимодействии концерна с французскими автомобилестроителями и голландскими производителями автомобилей осуществляется выпуск долговечных труб для автомобильных глушителей из нержавеющей стали. 2 СЕКТОР ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ Ведущее место в секторе занимают компании, производящие и обрабатывающие алюминий, представленные на рынке Нидерландов как крупными алюминиевыми предприятиями, так и небольшими специализированными фирмами. В небольших объемах производится и ряд других цветных металлов. Как и в черной металлургии, здесь доминирует концерн "Хооговенс", на который приходится практически все реальное производство этого металла в Голландии. В алюминиевом подразделении концерна занято около 7 тыс. человек, т.е. 24% всех работников. Предприятия концерна производят почти все виды алюминия: первичный, листовой, в рулонах, прокат различных конфигураций, литье и провод. 4 МАШИНОСТРОЕНИЕ Машиностроение является крупной высокоразвитой отраслью голландской индустрии. Она включает около 1400 фирм с общей численностью персонала свыше 88 тыс. человек. Нидерланды производят сравнительно малое количество тяжелых машин и оборудования, и большинство фирм отрасли относятся к секторам среднего и легкого машиностроения. Голландские машиностроительные предприятия выпускают транспортные и строительные машины, сельскохозяйственную технику, подъемное оборудование, паровые котлы, компоненты приводов, гидравлические и пневматические механизмы и т.д. Нидерланды завоевали высокую международную репутацию в изготовлении машин для окончательной обработки текстиля и высококачественной печати, оборудования для нефтехимии, работ на шельфе, производства бумаги и картона, а также для пищевой промышленности. 3 АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС НИДЕРЛАНДОВ 1 ПРОИЗВОДСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИЙ Сельское хозяйство Нидерландов - высокопродуктивное, с ярко выраженной экспортной ориентацией. Из Голландии поставляется за рубеж 60% производимой в стране аграрной продукции, что составляет 24% стоимости всего нидерландского экспорта. Важными причинами большого зарубежного спроса являются высокое и стабильное качество продукции и прочная рыночная организация. По темпам роста объема сельскохозяйственного производства Голландия занимает первое место среди развитых стран. На гектар сельхозугодий производится продукции в 3 раза больше в стоимостном выражении, чем в среднем по странам ЕС. Характерной чертой сельского хозяйства Нидерландов является его интенсивность. Количество продукции растет, в то время как процент населения, занятого в аграрном секторе, а также площади сельскохозяйственных земель постепенно уменьшаются. Хотя они пока еще занимают около 50% территории страны. Таблица 2.5 Основные показатели аграрного сектора |ПОКАЗАТЕЛИ |1985г. |1990г. |1993г. |1994г. | |Число фермерских хозяйств, тыс. |136 |125 |120 |116 | |ед. | | | | | |Площади сельскохозяйственных |2,0 |2,0 |2,0 |2,0 | |угодий, млн. га | | | | | | В том числе: | | | | | | луга и пастбища, млн. га |1,2 |1,1 |1,1 |1,1 | | пахотные земли, млн. га |0.7 |0,8 |0,8 |0,8 | | сады и огороды, млн. га |0,1 |0,1 |0.1 |0,1 | | земли под паром, тыс. га |5 |6 |11 |14 | |Животноводство | |Крупный рогатый скот, тыс. |5,2 |4,9 |4,8 |4,7 | |Свиньи, тыс. |12,4 |13,9 |15,0 |14,6 | |Овцы, тыс. |0,8 |1,7 |1,9 |1,8 | |Козы, тыс. |90 |93 |96 |92 | |Куры, млн. |12 |61 |57 |64 | |Производство продукции, тыс. т | |Молоко |12,5 |11,3 |11,0 |10,9 | |Масло |0.2 |0,2 |0,1 |0,1 | |Сыр |0,5 |0,6 |0,6 |0,6 | |Зерно |1,1 |1,4 |1,4 |1.3 | |Картофель |4,7 |4,7 |5,1 |4,7 | |Сахарная свекла |6,3 |8,6 |7,5 |6,1 | |Объем продаж на аукционах, млн. гульд. | |Овощи |2,7 |3,2 |3,0 |2,9 | |Фрукты |0,4 |0,5 |0,5 |0,5 | |Срезанные цветы |2,5 |3,3 |3,7 |3,9 | |Многолетние растения |0,8 |1,2 |1,3 |1,4 | 2 ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Пищевая промышленность является ведущей отраслью нидерландской экономики, на ее долю приходится 28% всего промышленного товарооборота страны. Целесообразное использование имеющейся инфраструктуры и международный опыт позволили нидерландским производителям быстро и эффективно обслуживать весь рынок ЕС. Разнообразие и качество продукции за недавние годы значительно возросло. В Нидерландах эта тенденция вызвала переключение от продуктовой на рыночную ориентацию. Это, однако, представляет собой коренное изменение, требующее крупных инвестиции в изучение рынка, разработку изделий и маркетинг. Различные отрасли нидерландской пищевой промышленности, такие как молочная промышленность и переработка мяса, уже приспособились к этой новой ситуации и расширили свой ассортимент за счет диверсификации и выпуска новых высококачественных продуктов. 4 ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА НИДЕРЛАНДОВ 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ Нидерланды имеют развитую сеть путей сообщения, играющую важную роль во всей транспортной системе Западной Европы. Ведущие места по грузообороту занимают водный и автомобильный транспорт. Морской флот имеет общий тоннаж 4,5 млн. брутто регистровых тонн. Из них к портам Нидерландов приписаны суда общим тоннажем 3,7 млн. б.р.т. Часть флота приписана к портам Кюрасао, Арубы и др. Голландия занимает 25-е место среди морских держав мира. В Нидерландах широко развито портовое хозяйство: многопрофильный порт- гигант в Роттердаме, который удерживает первое место в мире по грузообороту, крупный порт в Амстердаме, специализированные порты во Флиссингене, Тернеузене и Делфзайле. Роттердам является также крупнейшим в мире перевалочным пунктом для грузов, следующих практически во все регионы мира. Голландский флот на внутренних водах насчитывает 6 тыс. судов общим водоизмещением около 5 млн. т и является крупнейшим в Западной Европе. Почти во все европейские промышленные центры можно завезти груз из Роттердама, используя разветвленную сеть судоходных рек и каналов. Ежегодно из порта Роттердама совершаются 170-180 тысяч рейсов речных судов. Автомобильные перевозки грузов - основное средство осуществления транспортных связей в Европе. Таким путем доставляется 80% всех грузов, перемещаемых внутри континента. Нидерланды располагают развитой сетью современных автомобильных магистралей. Около трети всех грузовиков, пересекающих европейские границы, принадлежит голландским транспортным компаниям. Тарифы на перевозку в Нидерландах одни из низких в Западной Европе из-за открытой конкуренции и отсутствия вмешательства государства. Нидерландские железные дороги играют небольшую роль в грузовых перевозках. Причем в последние годы наблюдается сокращение объемов перевозок грузов с 19,6 млн. т в 1988 г. до 16 млн. т в 1993 г. Наоборот, перевозки пассажиров росли и в 1993 г. составили 350 млн. чел. против 256 млн. чел. в 1990 г. Впрочем, ряд прогнозов предсказывает новое оживление на рельсовых путях, прежде всего за счет увеличения перевозок контейнерных грузов и расширения транспортных операций в комбинации "трак/железная дорога". По самым оптимистичным прогнозам, это увеличит ежегодные грузоперевозки до 65 млн. т к 2010 году. Поэтому в развитие отрасли предусматриваются большие инвестиции. Например, в создание новой железнодорожной линии, соединяющей порт Роттердама с внутренними районами Германии, планируемый общий объем капиталовложений составляет 5 млрд. гульд. В настоящее время протяженность нидерландских железных дорог приближается к 3 тыс. км, из которых около 2 тыс. км электрифицированы. Готовится строительство новой сверхскоростной пассажирской магистрали (скорость поездов 300 км в час), которая свяжет Амстердам через аэропорт Схипхол и Роттердам с Брюсселем, Парижем и Лондоном. Гражданская авиация Нидерландов располагает 600 самолетами. Аэропорт Схипхол, расположенный между Амстердамом и Гаагой, один из современных модернизированных европейских портов, занимает 4-е место после Франкфурта, Парижа и Лондона. Ежегодно через Схипхол перевозится около 700 тыс. т грузов, что позволило ему войти в десятку крупнейших воздушных портов по этому показателю. Годовой пассажирооборот Схипхола перешагнул 20- миллионный рубеж (при полной пропускной способности в 27 млн. пассажиров). В соответствии с проектом "Схипхолл-2000" осуществляется реконструкция и техническая модернизация аэропорта. Помимо Схипхола действуют еще около 20 аэропортов, в том числе 12 с международными линиями. Национальная авиакомпания "КЛМ" совершает рейсы в 90 стран мира. Таблица 2.6 Объемы перевозок по видам транспорта |BИДЫ ТPAHCПOРTA |1985г. |1990г. |1993г. |1994г. | |Морские перевозки, млн. т |328 |373 |365 |380 | |Перевозки по внутренним водам, млн. |224 |254 |225 |220 | |т | | | | | |Железнодорожные перевозки, млн. т |20 |18 |17 |16 | |Автодорожные перевозки, млн. т |429 |511 |536 |540 | |Трубопроводный транспорт, млн. т |35 |41 |47 |47 | |Авиаперевозки - а/п Схипхол, тыс. т |436 |604 |774 |850 | |Перевозки пассажиров, млн. чел.: | | | | | | железнодорожный |206 |256 |333 |330 | | авиационный - а/п Схипхол |11,8 |16,6 |20,8 |23,3 | 3 Список используемой литературы: 1. Царегородцев А. Н. и соавторы, «Как делать бизнес в Нидерландах», Обозреватель, Москва 1995. 2. Бусыгин А. В., «Нидерланды», Мысль, Москва 1988. 3. Страны мира: справочник, Политиздат, Москва 1991. 4. Данные Министерства экономических дел Нидерландов, голландского Центрального бюро статистики, банка ABN AMRO. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |