реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Норвегия

занимала третье место в рейтинге государств с самой высокой долей ВНП на

душу населения в мире, инфляция находилась на уровне 2-3% в год,

наблюдалось заметное снижение количества безработных, а специалисты

предрекали радужные перспективы и стабильное экономическое развитие на

ближайшие годы. Все эти факторы свидетельствовали о здоровом состоянии

экономики и отодвигали на второй план привлекательность участия в

региональных программах ЕС с соответствующими денежными вливаниями в

экономические структуры регионов. Несмотря на то, что в случае членства в

организации на арктические районы Норвегии распространялась бы программа

помощи северным регионам, именно жители Севера выступили наиболее негативно

по отношению к ЕС, и подавляющие большинство голосов было отдано против.

Зная экономические возможности и потенциал развития своей страны, они в

последнюю очередь думали о возможном финансировании из Брюсселя местных

отраслей. К тому же, по проводившимся подсчетам, в первые годы членства в

ЕС Норвегию ждал негативный баланс финансовых поступлений из фондов

организации. Позитивные изменения начали бы наблюдаться только через

несколько лет.

Нельзя забывать и о нефтяном факторе. Начавшаяся в середине 60-х годов

добыча нефти и газа на континентальном шельфе Норвежского моря коренным

образом поменяла экономическую структуру общества, дав государственный

казне неоценимый источник дохода. Нефть стала своего рода “страховкой” на

случай кризисных ситуаций, позволяющие осуществлять денежные вливания в

отстающие сектора экономики. Именно ощущение за спиной “нефтяного багажа”

придало норвежцам, по сравнению с другими европейскими странами, большую

уверенность в себе и позволило им почувствовать себя в меньшей зависимости

от Брюсселя.

Определенную роль в столь негативном решении норвежцев сыграла и

узость внутреннего рынка. В стране с населением 4,5 млн. человек сложно

создать условия, благоприятные для успешной конкурентной борьбы большого

количества крупных предприятий . Ограниченность спроса приводит к жесткой

селекции и созданию компаний-монополистов, которые могут диктовать свои

условия и существовать как бы вдали от бушующей стихии свободного рынка.

Нельзя сказать , что в Норвегии монополизированы целые сектора экономики,

но такая тенденция наиболее ярко проявляется в сфере телекоммуникаций и

продажи электроэнергии. К тому же социальная политика государства,

направленная на защищенность всех слоёв населения и предусматривающие

программы “реабилитации” сотрудников в случае банкротства предприятия ,

создаёт для служащих “тепличные” условия, когда они могут быть уверены, что

даже при потере работы у них есть хорошие шансы устроиться на новое место.

В случае членства в ЕС такие компании столкнулись бы с жесткой конкурентной

борьбой, новыми правилами игры, что поставило бы их в сложное положение.

В Норвегии можно сразу почувствовать , имеет та или иная компания опыт

работы на международном рынке; она выделяется на фоне других более высоким

уровнем сервиса, оперативностью принятия решений, способностью быстрее

приспосабливаться к новым рыночным условиям.

Определенная уязвимость сельского хозяйства, работающего в сложных

северных условиях и требующего постоянного государственного финансирования,

и особенности рентабельного функционирования рыболовной промышленности,

также сыграли свою роль в выборе норвежцев. Именно провинция и Север, где

рыболовство является главным источником дохода, проголосовали против

вступления в Европейский Союз(52,2% отдали свои голоса против и 47,8% -

за).

Сразу же после объявления результатов голосования норвежские политики

стали замечать некоторые изменения в отношении к Норвегии со стороны их

европейских коллег. Норвежским дипломатам приходилось подолгу простаивать у

дверей офисов чиновников ЕС , ожидая, когда у них найдется минута

свободного времени для обсуждения(помимо вопросов вступления новых стран в

ЕС) проблем северного соседа. В норвежских газетах даже появилось понятие -

“страна вне”.

Такое невнимание со стороны брюссельских чиновников было только

иллюстрацией нового положения, в которое поставила себя Норвегия. Страна

перестала участвовать в заседаниях комитетов и рабочих групп организации

(это право она имела в ходе переговоров о вступлении). Таким образом, с

одной стороны Норвегия потеряла ряд ценных источников информации, и, с

другой - что более важно - лишилась возможности оказывать извне прямое

влияние на решения, принимаемые в ЕС. Она чаща всего была поставлена уже

перед фактом принятия какого-либо решения ЕС, не имея возможности влиять на

его формирование.

В то же время Норвегия, будучи членом ЕЭП(Европейского Экономического

Пространства), обязана выполнять директивы ЕС, касающиеся не только

торговли и товарообмена, но и регулирующие вопросы условий труда,

социальной защищённости, производства ряда товаров и предоставления услуг.

Было подсчитано, что в соответствии с директивами ЕС только за первую

половину 1996 года претерпели изменения 47 внутренних норвежских правил и

предписаний. Большинство таких изменений не создают больших проблем ни для

юридической системы, ни для жизни обычных граждан страны, однако норвежцы

отдают себе отчет в том, что в рамках существующего ЕЭП, включающего, кроме

Норвегии, Исландию, Швейцарию, Мальту и Лихтенштейн, они не имеют реальной

возможности оказать влияние на процесс принятия решений ЕС и вынуждены

воспринимать их как свершившийся факт.

Более 50% норвежского экспорта приходится на страны- члены ЕС, что

свидетельствует о прямой зависимости и, соответственно, заинтересованности

Норвегии в развитии отношений с этими странами. Таким образом, Норвегия

обречена на контакты с ЕС.

Правительство Т. Ягланда (как и предыдущее правительство Г. Х.

Брундтланда) делает всё возможное для того, чтобы сохранить конструктивный

климат, существующий в отношениях с ЕС, и обеспечить максимально возможное

участие в работе Союза. Норвегия вовлечена в целый ряд региональных

программ, включая программу “Интернет”. В концептуальном плане

предусмотрено и постепенно осуществляется присоединение к трём направлениям

развития европейских экономических структур. Речь идет о единой политике в

области рыболовства, где у сторон имеются как общие интересы, так и

противоречия, которые намного проще было бы разрешить в рамках единой

организационной структуры. Норвежский опыт в области регулирования лова

рыбы мог бы пригодиться европейским партнерам. Вторым формированием

является формирование единой энергетической политики ЕС. Здесь существует

больше неясностей, но Норвегия напрямую заинтересована в сотрудничестве,

если учесть, что страны ЕС являются главными потребителями норвежских нефти

и газа, и объединёнными усилиями способны повлиять на тенденцию развития

цен и создать неблагоприятные условия для экспорта энергоносителей.

Норвегии выгоднее быть активным участником игры, нежели пассивным

аутсайдером. Наконец , третье направление- сотрудничество в рамках

паспортного союза, Шенгенского соглашения.

19 декабря 1996года в Брюсселе состоялось подписание документа об

ассоциированном членстве Норвегии и Исландии в Шенгенском соглашении,

предусматривающее единое паспортное пространство и сотрудничество

правоохранительных органов стран-участниц. Формально Шенгенский договор

распространяется только на государства ЕС, поэтому этим двум странам был

предоставлен ассоциированный статус, предусматривающий участие без права

голоса в рабочих группах организации. Идя на такой шаг, норвежские

представители исходили из того, что в рамках Шенгена не будут приниматься

решения, которые противоречили бы позиции Норвегии. Главная причина

вступления заключалась в желании сохранить северный паспортный союз,

просуществовавший достаточно долго, чтобы к нему успели привыкнуть и не

хотели потерять. Дания, Швеция и Финляндия своим присоединением к Шенгену

без Норвегии и Исландии разрушили бы устоявшийся паспортный режим

пересечения границ между северными странами, в чём не был заинтересован

никто из северян. В связи с этим, путем длительных переговоров была

разработана компромиссная формула ассоциированного членства, устраивающая

все стороны.

Можно сказать, что, благодаря участию в Шенгенском договоре, Норвегия

вне ЕС добилась своего вовлечения в ещё одну важную область развития

европейской интеграции.

В настоящее время возникло кажущееся затишье во внутри норвежской

общеевропейской дискуссии об отношениях между Норвегией и ЕС. Не ставится

вопрос о подаче новой заявки на вступление в Союз до 2000 года и политики

в меньшей степени оперируют брюссельской аргументацией для отстаивания

своих позиций. Однако тема ЕС постоянно присутствует на газетных полосах и

остаётся актуальной для политического истэблишмента страны.

Многие обозреватели считают, что, поставив себя вне ЕС , Норвегии

удалось сохранить собственное лицо и способность действовать на

международной арене, исходя из собственных интересов, без оглядки на

европейских партнеров. Свидетельством тому стала активная деятельность

Норвегии на Ближнем Востоке и посредничество в процессе мирного

урегулирования в Гватемале, когда страну воспринимали как независимого

самостоятельного участника, а не представителя ЕС. Вместе с тем , несмотря

на очевидные успехи норвежской внешней политики, можно с уверенностью

сказать, что в геополитическом масштабе позиции Норвегии после референдума

в 1994 году в большей степени ослабли, чем укрепились.

Тем не менее, страна представляет большой интерес для России как

торгово-экономический партнер. На Норвегию не распространяются правила и

ограничения ЕС, устанавливаемые на ввозимые товары. Активными темпами

развивается сотрудничество России, Норвегии, Швеции и Финляндии в рамках

региона Баренцева моря. Продолжается интенсификация контактов в

приграничных районах Севера. Таким образом, опираясь на позитивный опыт

деятельности на норвежском рынке ряда российских предприятий, можно

предположить что торгово-экономические отношения между нашими странами

окажутся своего рода трамплином для выхода России на европейский рынок.

Именно в особенности Норвегии заключается предсказуемость и

определенная закономерность негативного результата референдума 1994 года.

Страна предпочла сохранение существующего положения и не захотела отдавать

часть своего суверенитета во имя идеи европейской интеграции. Не исключено,

что, норвежцы, стремясь не отстать от развития европейской системы ,

вернутся к вопросу о вступлении в ЕС уже в начале следующего столетия , но

тогда кандидатура Норвегии будет рассматриваться в числе стран Восточной

Европы и мало вероятно, что условия её возможного членства в ЕС будут теми

же, что и в 1994 году

.

ШПИЦБЕРГЕН

Шпицберген - архипелаг за полярным кругом. Территория - 62 тыс. кв.

км. В архипелаге свыше 1 тысячи островов. Коренного населения нет.

Шпицберген вместе с расположенным к югу от него островом Медвежий

образуют административный округ Норвегии Свальбард, которым управляет

губернатор назначаемый королем Норвегии.

До 1920 года архипелаг был "ничейной землей". В феврале 1920 года в

Париже представители ряда европейских государств, США и Японии подписали

международный договор, устанавливающий над Шпицбергеном суверенитет

Норвегии. В соответствии с данным договором запрещается использование

архипелага в военных целях.

60% территории архипелага покрыто льдами. Из полезных ископаемых

промышленное значение имеет только каменный уголь. В водах архипелага

водится треска, палтус, пикша, гренландский тюлень, нерпа, белуха; на

островах - белый медведь, песец, олень. Однако рыболовство и охота ведутся

в ограниченных количествах.

Связь Шпицбегрена осуществляется морским путем через порты Тромсе и

Мурманск, с 1947 года между Норвегией и Шпицбергеном установлено

регулярное воздушное сообщение

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ НОРВЕГИИ

В промышленном производстве Норвегии, включая электроэнергию, Занято

около 400 тыс. рабочих и служащих, из которых около 95% трудится на

предприятиях обрабатывающей промышленности, а остальные - в добывающей

промышленности и электроэнергетике.

В отраслевой структуре резко выделяются своими крупными масштабами и

высоким техническим уровнем так называемые экспортные отрасли, большая

часть продукции которых вывозится. С одной стороны, работающие в основном

на местном сырье рыбообрабатывающие и целлюлозно-бумажные предприятия, а с

другой - перерабатывающие с помощью обильной и дешевой электроэнергии

привозное сырье электрометаллургия и электрохимия. К экспортным отраслям

следуем также отнести добывающую промышленность - рудники, продукция

которых вывозится в виде концентратов, и, конечно, нефтегазовые промыслы

Северного моря. Кроме того, все большую экспортную ориентацию приобретают

машиностроение, особенно крупнотоннажное судостроение, электротехника и

электроника, работающие, как правило, в тесной производственной и

экономической кооперации со шведскими, датскими и другими зарубежными

партнерами.

К отраслям «внутреннего рынка» относятся прежде всего легкая и

пищевая (без рыбообрабатывающей) промышленность. Эти отрасли из-за сильной

иностранной конкуренции испытывают из года в год возрастающие трудности.

Промышленность Норвегии отличается очень неравномерным размещением.

Подавляющая часть промышленного потенциала страны приходится на

предприятия южных областей - Эстланна, Сёрланна и Вестланна, которые дают

4/5 всей промышленной продукции. Примерно 1/10 приходится на область

Трение- лаг. На обширной же территории Северной Норвегии, несмотря на

строительство там крупных государственных предприятий, производится ныне

не более 1/10 промышленной продукции страны.

Почти 9/10 промышленных предприятий Норвегии сосредоточено в

портовых городах. Это облегчает и удешевляет доставку сырья и отгрузку

готовой продукции.

Один из главнейших факторов всего индустриального развития Норвегии-

высокоразвитая энергетика. Базой для нее служат главным образом

гидроэнергия и жидкое топливо. До последних лет Норвегия справедливо

считалась классической страной гидроэнергетики. Опережая все страны

Зарубежной Европы по запасам гидроэнергии (120 млрд. кВт *Ч в год), она

занимает первое место в мире по производству электроэнергии на душу

населения. Практически всю вырабатываемую в стране электроэнергию дают

гидроэлектростанции общей мощностью более 18 млн. кВт. Благодаря

многочисленным естественным озерам-водохранилищам на высоких плоскогорьях,

водопадам и круто падающим рекам не требуется сооружать дорогостоящие

плотины , что чрезвычайно удешевляет стоимость электроэнергии. В Норвегии

гидроресурсы расположены сравнительно равномерно по всей стране, что

позволяет сооружать мощные энергетические комплексы в долинах Эстланна, на

плоскогорье Теле- парк, во фьордах Вестланна и на порожистых реках

Северной Норвегии. Почта все крупные электростанции соединены линиями

электропередачи в единую энергосистему, связанную в свою очередь с

электрометаллургическими и электрохимическими предприятиями и со всеми

городами. Еще в середине 70-.х годов гидроэнергия составляла более

половины энергетического баланса Норвегии. Около 2/5 вырабатываемой

электроэнергии потребляет промышленность, в том числе 1/3- металлургия. В

отдельные годы излишки электроэнергии передаются в Данию (по подводному

кабелю) и в Швецию. Каменный уголь играет незначительную роль в

энергобалансе страны. Его доля, в том числе около 0,5 млн. т добываемого

на Шпицбергене и примерно столько же ввозимого из-за границы, не

превышает 3-4% Большое значение для страны имело открытие богатых

нефтегазовых месторождений Экофиск на шельфе норвежского сектора Северного

моря (примерно в 350 км к юго-западу от Ставангера). а также газовых и

нефтяных - в 200 км к западу от Бергена. В 1971 г. в месторождении Экофиск

была добыта первач тонна нефти, а в 1979 г. ее добыча достигла уже почти 40

млн. т, что вчетверо превышает все современные потребности страны в жидком

топливе. Норвегия первой из развитых капиталистических стран превратилась в

чистого экспортера нефти. Нефть с целого комплекса буровых платформ

подается по 335-километровому трубопроводу на побережье Восточной Англии,

а добываемый газ идет по трубам к северному берегу ФРГ начата подача газа

из лежащего к западу от Бергена месторождения Фригг в Шотландию. Ведется

эксплуатация государственных промыслов Сгатфьорд (северо-западнее Бергена).

Стремительное развитие нефте- и газодобычи привело к подъему

нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.

Монополистический капитал делает ставку на форсированную добычу нефти и

газа прежде всего для экспорта в страны Западной Европы. Однако норвежские

власти пытаются регулировать темпы роста добычи нефти и газа.

Значительное развитие получила в Норвегии добыча металлического сырья:

железной руды, титана, молибдена, меди, цинка, а также пиритов. Обогащенная

железная руда одного из самых северных мире рудников Сер-Вараигер -

отправляется через соседний порт Киркенес в Западную Европу и частично на

металлургический завод в Му-и-Рана. Его же снабжает сырьем и рудник

Дундерманн. Всего производится более 4 млн. т. железного концентрата,

половина которого вывозится. По добыче титановой руды из рудника Хёугс в

месторождении Титаниа на юго-западном побережье страны (около 1 млн. т

ильменитового концентрата) Норвегия стоит на одном из первых мест в мире;

при этом почти вся продукция вывозится. Молибденовый рудник Киабен в горах

Серланна также относится к крупнейшим в мире. Добыча медной и Цинковой

руд невелика - около 30 тыс. т. каждой в год. Пириты, добываемые в основном

в Треннелаге (рудник Леккен), используются для извлечения из них меди.

Цинка и производства серной кислоты.

Одна из характерных черт структуры норвежской промышленности -

широкое развитие электрометаллургии . Страна занимает одно из ведущих мест

в мире по производству алюминия, никеля, магния, ферросплавов .

Выплавляется, кроме того, большое количество легированной электростали,

цинка, кобальта. Например, по выплавке алюминия и никеля она стоит на 5-м

месте, а. по производству магния уступает только США. Выплавляемые в

Норвегия ферросплавы, цинк и кобальт считаются наиболее

высококачественными в мире. Основная часть продукции электрометаллургии

изготовляется из привозного сырья и почти полностью экспортируется.

Многие электрометаллургические предприятия расположены на побережье

страны - от крайнего юга до заполярных районов. C развитием мощных линий

электропередачи выбор места постройки завода определяется прежде всего

благоприятными условиями сооружения причалов для судов, доставляющих

сырье и вывозящих готовую продукцию, а также наличием необходимой рабочей

силы. Единственный в стране сравнительно крупный завод черной металлургии

(самый северный в мире) был построен государством в 50-х годах в

приполярном городке Му-и-Рана. Он выплавляет еже- годно до 700 тыс. т.

электрочугуна и до 900 тыс. т -электростали.

Сравнительно молодая отрасль промышленности Норвегии машиностроение.

В послевоенные годы с участием иностранного капитала в Норвегии созданы

крупные судостроительные верфи, заводы по производству морских нефтебуровых

платформ, гидравлических турбин, промышленного и бытового

электротехническою и электронного оборудования, поточных технологических

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.