реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности размещения городов и городского населения

городского населения пока относительно невелика. Доля городского

населения в Азии в целом невелика и составляет 34%. Наиболее высокие

темпы урбанизации, превышающие темпы роста населения, наблюдаются в Юго-

Восточной Азии, где доля городского населения всего 29%. В странах

Восточной Азии - Японии, Тайване, в КНДР и Республике Корея городское

население преобладает (около 70%). Доля городского населения в Китае

составляет лишь 32%; это связано как с жестким регулированием

внутренних миграций до 1978 г., так и с характером экономических реформ

80-х гг., направленных на приоритетный рост благополучия аграрных

районов, что также сдерживало миграции в города.

Наименьший в мире показатель доли городского населения, и одновременно

- наибольшие темпы его роста, отмечены в последние десятилетия в

Африке.

Рассмотрим, как распределялись регионы России по приведенным градациям

в 1959 и в 1997 гг. Так если в 1959 г. 21 территорию согласно

вышеприведенной классификации можно было отнести к категории очень

низко урбанизированных, то в 1997 г. только 4 территории - остались в

этом списке. В 1959 г. 20 территорий относились к категории низко

урбанизированных, а в 1997 г. таких территорий осталось 5. К категории

"пониженная степень урбанизации" в 1959 г. относились 18 территорий, а

1997 г. - 7; к категории средне урбанизированных, соответственно, в

1959 и 1997 гг. относилось 11 и 8 территорий, повышенная степень

урбанизации была характерна для 6 и 26 территорий, высокая степень -

для 3 и 14 , а очень высокая степень - для 7 и 26 территорий,

соответственно.

Так, к 1997 г. только 4 территории остались в группе наименее

урбанизированных регионов. Это Республика Алтай (24,3% городского

населения), Корякский (25,0%), Эвенкийский (30,0%) и Коми-Пермяцкий

(30,8%) автономные округа, а на трех территориях (конечно, не считая

гг. Москвы и Санкт-Петербурга) процент городского населения оказался

выше 90%. Это Магаданская (90,0)и Мурманская (90,8) области, а также

Ханты-Мансийский автономный округ (92,1).

Если интервал 1959-1997 гг. разбить на отдельные промежутки,

представляющие интерес с сточки зрения собственно процесса урбанизации,

то можно выделить особенности процесса урбанизации в отдельных

регионах. Так в 1959-1979 гг. максимальное увеличение процента

городского населения наблюдалось в Ханты-Мансийском автономном округе -

на 36,1 процентных пункта (с 26,6% до 62,7%); в Республике Мордовии -

на 18,4; в Кировской области - на 17,4; в Тюменской области - на 17,3;

в Рязанской области - на 17,1; в Ульяновской области - на 16,2; в

Смоленской области - на 15,8; в Белгородской области - на 15,6

процентных пункта и т.п. Отметим, что если резкое повышение доли

городского населения в Ханты-Мансийском округе и Тюменской области было

связано с началом освоения нефтегазовых месторождений, то аналогичный

подъем для других областей был связан со строительством и началом

эксплуатации крупных промышленных объектов (авиационные заводы,

автозаводы, металлургические комбинаты). Это означает, что в

рассматриваемый период тенденции урбанизации проявлялись достаточно

сильно практически во всех регионах России. Исключение составили три

территории, где процент городского населения за период 1959-1970 гг. не

только, не вырос, но даже уменьшился. Это Магаданская область

(уменьшение на 9,8 процентных пункта - с 86,8 до 77,0), Мурманская

область (уменьшение на 3,5 процентных пункта - с 92,1 до 88,6) и

Еврейская автономная область (уменьшение на 3,2 процентных пункта - с

71,8 до 68,6).

Только в одной Еврейской автономной области процент городского

населения несколько уменьшился за этот период (уменьшение на 0,2

процентных пункта с 68,6% до 68,4%), а по остальным административным

территориям этот процент значительно увеличился. Наибольшее увеличение

наблюдалось в Белгородской области (17,5 процентных пункта), в

Орловской области (16,3), в Ханты-Мансийском автономном округе (15,7) и

в Курской области (14,7). Общая тенденция урбанизации продолжала

проявляться достаточно сильно.

Отметим, что уже для семи административных территорий за этот период

наблюдается уменьшение доли городского населения. К числу таких

территорий относятся Эвенкийский автономный округ (уменьшение на 8,3

процентных пункта), Корякский автономный округ (уменьшение на 2,7),

Еврейская автономная область (уменьшение на 2,2), Камчатская область

(уменьшение на 1,5) Чеченская Республика (уменьшение на 1,1)

Хабаровский край и Республика Алтай (уменьшение на 0,8 процентных

пункта). Максимально увеличение процента городского населения за

указанный период отмечалось Ямало-Ненецком автономном округе (на 27,4

процентных пункта), в Тюменской области (на 15,1), в Ханты-Мансийском

автономном округе (на 12,5), в Чувашской Республике (на 11,9), в

Белгородской (на 10,3) и Курской (на 10,2) областях.

6. Один из индикаторов происходивших перемен, вызванных экономическими

и институциональными изменениями – рост населения многих больших

городов Европы в конце 1980-х. Города испытали демографический взрыв в

последние десятилетия. Более высокий уровень доходов и улучшение

условий жизни привели к снижению общего показателя смертности и

увеличению рождаемости. Восстановленный баланс уровней рождаемости и

смертности означает, что численность населения не возрастает так

быстро, как это происходило в послевоенный период. Эта тенденция берет

начало в старейших индустриальных городах. Еще раньше она отмечалась в

периферийных городах, где всегда наблюдался сниженный коэффициент

рождаемости.

[pic]

Несмотря на усиление миграции в страны Европейского сообщества из

Восточной Европы и Магриба, приток иностранных рабочих значительно

замедлился. Конец экономического бума означал сокращение международной

миграции; поскольку возможности обеспечить занятость не представлялось,

правительства начали принимать более строгие меры воздействия на

миграционный процесс. Снизившийся уровень международной и сельско-

городской миграции, а также баланс смертности и рождаемости показали,

что численность городского населения – один из важнейших показателей

экономического развития города.

Ряд тенденций отражают и объясняют модель урбанизации в Европе в

послевоенные годы. Во время процесса роста или упадка в различных

городах в разное время наблюдался цикл городских изменений –

урбанизация, субурбанизация, деурбанизация и реурбанизация. В процессе

урбанизации отмечается быстрый рост городов. В стадии субурбанизации

снижается значение централизованных городов, а население широкоохватных

столичных городов растет. В деурбанизационной стадии в столичной

области происходит отток населения. При реурбанизации численность

населения городов вновь возрастает. 1950-е гг. ознаменовались эрой

городского роста. Происходило крупномасштабное движение населения из

сельских в городские области Европы, особенно в большие города. К концу

1960-х, эта этап цикла городского развития во многих странах подошел к

концу, но продолжался на периферии Европы: в Испании, Португалии,

Греции и Ирландии. В 1970-х процессы субурбанизации и деурбанизации

происходили в больших старейших городах: численность их населения

падала, а небольшие города росли. Эта тенденция все более проявлялась и

в периферийных городах. Несмотря на различия во временном пространстве,

города Европы воспроизводили сходную модель городского развития.

На протяжении 1980-х некоторые европейские города вошли в стадию

реурбанизации. Этот процесс имел две важные характеристики. Во-первых,

замедленный рост небольших городов. Во-вторых, большие города, где

устойчиво проявлялась тенденция снижения роста в течение 1960-х, 1970-х

и в начале 1980-х, начали расти вновь во второй половине 1980-х.

Процесс реурбанизации особенно отмечался в бывшей Западной Германии –

следствие иммиграции из бывшей Восточной Германии и Восточной Европы.

Также эта тенденция прослеживалась во Франции, Нидерландах и

Великобритании.

В период между 1980 и 1985 гг. среди городов, где происходило наше

исследование, только в Севилье на периферии и Лионе в "новом ядре",

произошел приток населения. Положение резко изменилось в период с 1985

по 1990 гг. Население старейших городов Амстердама и Роттердама, более

современных Франкфурта и Лиона, а также периферийного города Севилья

сильно увеличилось. Кроме того, отток населения, значительно замедлился

в Брюсселе и Милане. Данные, представленные в таблице 1, показывают,

что процесс реурбанизации, хотя и не однозначно происходивший в

различных городах, отмечался во всей Европе, начиная с середины 1980-х,

часто полностью ликвидируя последствия субурбанизации или абсолютное

снижение численности населения за прошлые десятилетия.

Реурбанизация – сложный комплекс экономических, социальных и

демографических тенденций. Наиболее существенные преимущества процесса

реурбанизации – почти всегда успешное завершение реструктурирования

городской экономики и быстрое развитие активности сектора обслуживания

в большинстве крупных городов. Экономический всплеск соотносится во

времени с культурными изменениями, которые наблюдались фермерскими

хозяйствами: часто молодежь с годовым доходом выше среднего

возвращалась в город в сектор обслуживания. Правительствами городов

поощрялась инициатива возвращения в городские центры. Возрождение

городской культуры сделало проживание в городах более привлекательным.

Процесс реурбанизации в дальнейшем способствовал формированию городов

как экономических субъектов, нежели социальных объектов, а также

созданию политического курса и перспектив развития. Как бы то ни было,

реурбанизация несла как приобретения, так и потери. Но, несмотря на

некоторые проблемы, эта тенденция продолжалась во многих городах.

Именно конец 1980-х и начало 1990-х можно считать началом нового витка

развития европейских городов, их демографическим и экономическим

"проторенессансом".

Динамика численности населения (%) в задействованных в исследовании

городах и их пригородах. 1980–1990, с идентификацией тенденции

|1980–1985 |1985–1990 |

|Город |Пригород |Тенденция |Город |Пригород |Тенденция |

|Зап. Берлин |–0.49 |0 |S |2.52 |0 |R|

|Франкфурт |–1.01 |–0.4 |D |1.62 |0.06 |R|

|Париж |–1.02 |0.66 |S |1.01 |2.06 |R|

|Севилья |0.16 |1.19 |U |0.75 |0.52 |U|

|Валенсия |–0.41 |1.26 |S |0.6 |0.48 |R|

|Лондон |–0.38 |–0.6 |D |0.56 |–0.32 |R|

|Дортмунд |–1.15 |–0.56 |D |0.54 |0.37 |R|

|Амстердам |–1.18 |0.57 |S |0.34 |0.47 |R|

|Мадрид |–0.63 |3.16 |S |0.28 |0.07 |R|

|Гамбург |–0.77 |0.06 |S |0.24 |0.06 |R|

|Роттердам |–0.28 |0.56 |S |0.22 |0.28 |R|

|Лион |0.07 |–0.04 |R |0.07 |1.21 |R|

|Барселона |–0.58 |0.71 |S |0.04 |–0.04 |R|

|Брюссель |–0.95 |0.02 |S |–0.17 |0.04 |S|

|Бирмингем |–0.33 |0 |D |–0.37 |0.06 |S|

|Копенгаген |–0.59 |–0.12 |D |–0.72 |0.14 |S|

|Милан |–2.02 |0.6 |S |–1.03 |0.35 |S|

|Марсель |–1.1 |1.57 |S |–1.1 |2.84 |S|

|Глазго |–1.06 |–0.17 |D |–1.41 |–0.32 |D|

U = Урбанизация, S = Субурбанизация, D = Деурбанизация, R =

Реурбанизация.

Недавний процесс экономических перемен предполагал, что основные

столичные центры будут более динамичны в последующие годы. Но, тем не

менее, нельзя забывать, что увеличившееся городское благосостояние

разделялось между всеми группами населения города не обязательно

одинаково. Анализ общих процессов экономических изменений часто

подразумевает, что рост есть абсолютное благо, а снижение – вред. Но на

деле рост есть благо для некоторых, но не для всех. Современные

трудовые рынки переживают нечто подобное периоду послевоенного бума,

когда рабочие места и вакансии были разделены между группами (мужчин),

обладавшими различными разноуровневыми трудовыми навыками. Научно-

техническая революция в производстве означала исчезновение огромного

числа "ручных" рабочих мест, тогда как рост, наблюдавшийся в

производственной занятости, тяготел к привлечению специализированного,

высококвалифицированного, нефизического труда.

В секторе обслуживания организация занятости происходила иначе.

Возрастающее предложение профессиональных, организаторских и

технических рабочих мест делало все более и более доступными хорошие

условия работы и высокое жалованье квалифицированным рабочим среднего

класса, в значительной степени мужчинам. С другой стороны, расширение

потребительских и персональных услуг предлагало рабочие места, плохо

оплачиваемые и часто сопровождающиеся риском для здоровья, для женщин и

представителей этнических меньшинств. Результатом изменений,

происходивших в производстве и секторе обслуживания, можно назвать

сильную поляризацию в доходах, общей норме занятости и безопасности

работы между различными группами трудящихся города.

Создание двойного трудового рынка, вызванного прогрессирующей эрозией

рабочих мест среднего уровня, – главный фактор усиления расслоения

городов (Фаиштайн, Гордон и Харлое, 1992). Даже в тех городах, где

вообще вопрос экономического "бума" является спорным, доступ к более

безопасным, лучше оплачиваемым рабочим местам сектора обслуживания был

сильно ограничен. Структурная безработица стала не просто особенностью

традиционно слаборазвитых областей. Большинство потенциальных рабочих в

наиболее развитых городах, будь они новые участники трудового рынка или

опытные работники, потерявшие свои места, не имеют достаточного для

сектора обслуживания уровня квалификации.

Поляризация доходов населения означала усиление социальной сегрегации.

Домохозяйства, воспринявшие господствующую экономическую тенденцию,

отметили, что их уровень жизни возрос, в то время как остальные

оказались в убытке, образуя беднейшие слои общественного и частного

секторов. Набирающая силу тенденция внутригородского расслоения,

возвращающая наиболее богатые слои в город, была параллельна

возрастающим процессам географической, а также экономической

маргинализации наиболее зависимых социальных групп. Это явление

особенно очевидно в отношении этнических меньшинств, перед которыми

часто встают проблемы дискриминации и языкового барьера в получении

рабочих мест и жилья. Продолжающийся процесс воссоединения семей и

увеличения рождаемости среди этнических меньшинств угрожает

усугублением их маргинального статуса, в том случае, если не будут

найдены пути приобщения общин этнических меньшинств к господствующей

экономической тенденции.

6.1 Со сверхкрупными городскими агломерациями связано формирование

мегалополисов. Мегалополисы (от греческого”megas” – большой,”polis” –

город) – гигантское скопление агломераций и городов, слившихся друг с

другом. Так назвал известный географ Жан Готман полосовидные скопления

40 соседних агломераций вдоль транспортных магистралей в северной

части Атлантического побережья США (это название стало затем

нарицательным, а произошло оно от Мегалополиса в Древней Греции –

центра союза аркадских городов, который возник около 370 г. до н.э. в

результате слияния более чем 35 поселений. Современный мегаполис

состоит из переходящих друг в друга агломераций Бостона, Нью-Йорка,

Филадельфия, Балтимора, Вашингтона (отсюда его более позднее название

Босвам) и некоторых других общей площадью 170 тыс.км2. Население этой

”главной улицы” страны насчитывает около 50 млн. человек, здесь

производят примерно ј промышленной продукции США.

Другой мегалополис Чипиттс (Чикаго-Питтсбург) сформировался в США на

южном побережье Великих озер в результате слияние 35 агломераций. Его

площадь 160 тыс. км2, население – примерно 35 млн. жителей. Наиболее

молодой мегалополис на западе страны Сан-Сан протянулся от Сан-

Франциско через цепочку центров Большой Калифорнийской долины до Лос-

Анджелеса и далее до Сан-Диего. Он насчитывает 20 млн. жителей.

Самый большой на Земле по численности населения мегалополис Токайдо

(около 70 млн. человек) сложился на Тихоокеанском побережье Японии

(Токио-Осака). В нем сосредоточено почти 60% населения этой страны и

2/3 ее промышленного производства.

В Западной Европе выделяются своими размерами Английский мегаполис

(объединяет агломерации Лондона Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и

др.) и Рейнский (кольцевая агломерация Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур

и Рейн-Майн в ФРГ и др.). Каждый из них включает до 30 агломераций

общей площадью около 50 тыс. км2 и с населением по 30-35 млн. человек.

Все отчетливее намечается формирование межгосударственного мегалополиса

в Северо-Западной Европе. Он охватывает сопредельные урбанизованные

районы пяти стран. Юго-Восточную Англию, Рандстад, Рейн-Рур, Бельгийско-

Французский (район Антверпен-Брюссель-Дилль) и Парижский. Своеобразный

мегалополис складывается в 80-90 г.г. на юге Китая. Его основу

составляют свободная экономическая зона Шеньчжень с населением3,3 млн.

человек, Гонконг (5,6 млн), который 1 июля 1997 г. возращен Китаю и

получил название Санган, Чжухай (1 млн. жителей), расположенный

неподалеку от Макао, и крупнейшая агломерация Южного Китая Гуаньчжоу с

населением более 4 млн. человек. В начале XXI века здесь, видимо

сформировался достаточно мощный мегалополис с населением около 30 млн.

человек.

Мегалополисы на базе быстрорастущих агломераций складываются и в других

развивающихся странах. Это Сан-Паулу-Рио-де-Жанейро-Белу-Оризонте в

Бразилии, Капр-Александрия в Египте, Калькутта-Асансол-долина р.

Дамодар в Индии.

6.2 Одна из наиболее важных особенностей урбанизации – усиление

концентрации населения в крупных городах, городских агломерациях.

Сосредоточение населения в больших городах было характерно для второй

половины XIX века (Северная Америка, зарубежная Европа, Латинская

Америка) и еще более - для первой половины XX века. (Россия – СССР,

Африка, Азия, Австралия).

С середины XX века на планете быстро растут города (обычно это

городские агломерации) с населением более 1 млн. жителей. Их количество

увеличилось в 1950 – 1990 г.г. с 77 до 281, а суммарная численность

населения в них – с 187 млн. человек до 800 млн. В результате в 1990 г.

треть всех горожан мира проживала в агломерациях – “миллионерах”.

Крупнейшие агломерации мира в 1990 и 2000 гг.

[pic]

Городская агломерация – скопление городов вокруг крупного города –

центра. Особенно быстро растут они в странах Азии, Латинской Америки и

Африки. В Азии в 1990 г. насчитывалось 118 таких агломераций, больше

всего – в Китае (38), Индии (24), Пакистане, Индонезии и Южной Корее

(по 6 в каждой из них); в Латинской Америке – 40; в Африке – 25.

С конца 70-х г.г. заметно растут сверхкрупные городские агломерации с

населением более 10 млн. жителей, главным образом в развивающихся

странах.

В 1970 г. таких образований было всего 3 (Токио, Нью-Йорк, Шанхай), а в

1990 г. уже 12 (список пополнили Мехико, Сан-Паулу, Баибей, Лос-

Анджелес, Пекин, Калькутта, Буэнос-Айрес, Сеул и Осака). По прогнозам,

к 2000 г. число таких сверхкрупных агломераций достигает 21-25, главным

образом благодаря странам Азии (Джакарта, Таньцзинь, Карачи, Дели,

Манила, Дакка). Это еще более усилит юго-восточно-азиатский вектор в

мировой урбанизации. Ведь сегодня в Азии сосредоточено около половины

горожан земли, тогда как в 1950 г. - 1/3.

Очень быстрые темпы характерны для развития больших городов, т.е.

городов с населением более 100 тыс. человек. С 1800 по 1980 г.

количество больших городов увеличилось примерно в 30 раз, численность

населения в них – в 51, а доля населения, проживающего в таких городах,

во всем населении – в 12 раз. Особенно быстрый рост больших городов

происходил в XX веке. Еще более быстрыми темпами роста отмечаются

крупнейшие города – миллионеры. В 1800 г. в мире был только один город

с населением более 1 млн. человек (0,1% населения Земли), в 1900 г. их

было уже 10, а к началу 90-х г.г. – около 320. Ожидают, что к 2000 г. в

мире будет около 430 городов – миллионеров, и они сосредоточат более

20% населения Земли.

СТОЛИЦА - главный город государства, обычно место пребывания высших

органов государственной власти, центральных учреждений и ведомств. В

некоторых государствах столицы нередко выделяются в самостоятельную

административную единицу, для нее устанавливается особый порядок

управления.

Значение столицы очень велико, она выступает символом национальной

гордости у населения за свою страну. Вспомним вторую мировую войну: «Ни

шагу назад. Позади – Москва»

7. Города - из-за огромной концентрации в них людей, промышленных

предприятий, транспорта, являются крупнейшими потребителями всех видов

природных ресурсов - территориальных, энергетических, продовольственных

и важнейшими источниками загрязнения окружающей среды. Нагрузка на

природную среду резко возрастает не только в самих городах, но и за

городской чертой.

Разрастание городской территории ведет к сокращению ценных

сельскохозяйственных угодий, что в условиях развивающихся стран еще

более обостряет продовольственную ситуацию.

Города ряда стран Африки южнее Сахары окружены на многие десятки

километров безжизненными землями. Эти так называемые "бедленды"

образовались из-за вырубки древесной растительности для топлива и

выпаса в окрестностях городов многочисленных стад, принадлежащих

осевшим в городе кочевникам.

Большие города являются крупнейшими потребителями продовольствия, и,

как правило, окружающая сельская территория не в состоянии его

поставлять.

К числу важнейших проблем современности относится обеспечение водой

горожан и промышленных предприятий и удаление сточных вод. Серьезными

проблемами считаются вывоз мусора и утилизация отходов человеческой

деятельности.

Однако, воздействие крупных городов на окружающую среду не

ограничивается локальным уровнем, они не только нарушают

гидрологический режим огромных территорий, климат и циркуляцию

атмосферы, но и влияют на литосферу, вызывая тяжестью зданий и

сооружений прогибы земной коры.

В самих городах формируется особый микроклимат. Жилая застройка снижает

скорость ветра, а застой воздуха способствует концентрации

высокотоксичных промышленных загрязнителей. Смоги - смесь дыма, пыли и

тумана, сокращая количество солнечного света, вызывают серьезные

заболевания людей. Температура воздуха в городах всегда несколько

превышает среднюю температуру данного района. "Нагревание" городской

атмосферы происходит из-за сгорания автомобильного топлива, отопления

зданий и их последующего охлаждения, от отдачи радиационного тепла

всеми городскими объектами. В городах умеренных широт раньше тает снег,

зеленеют растения. Часто зимой из городов не улетают птицы, обычно

зимующие в других краях; в городах формируются упрощенные сообщества

фауны и флоры.

Урбанизация, с одной стороны, улучшает условия жизни населения, с

другой – приводит к вытеснению природных систем искусственным,

загрязнению окружающей среды, повышению химической , физической и

психологической нагрузки на организм человека.

Крупный город изменяет почти все компоненты природной среды –

атмосферу, растительность, почву, рельеф, гидрографическую сеть,

подземные воды, грунт и даже климат. Процесс урбанизации, обусловленный

в целом развитием общественного производства и характером социальных

отношений, сам оказывает все более разносторонне влияние на развитие и

размещение производства другой сферы деятельности общества, изменяя его

социальную и экономическую структуру, демографические показатели,

условия развития личности.

Человек постоянно мечтает о лучшем будущем. С древних времен он или

стихийно, или сознательно преобразовывал и совершенствовал облик

населенных пунктов. Нисколько не удивляет жизнеспособность городов,

ведь в них аккумулированы материальные ценности, которые часто просто

нельзя оценить, - дома, общественные здания, театры, стадионы, дороги,

мосты, трубопроводы и парки.

Город, в конечном счете отражает классовый характер общества, его

противоречие, пороки и контрасты.

Города являются центрами политической и культурной жизни. Они возникли

во времена рабовладения, развивались при феодализме и капитализме.

Процесс концентрации населения в городах проходит значительно быстрее

роста общей численности населения. По данным ООН, городское население в

мире ежегодно увеличивается на 4% в год.

Появление мегалополисов означает стихийную реконструкцию больших

районов Земли. При этом страдают воздушный и водный бассейны, зеленые

массивы, нарушаются транспортные связи, что приводит к дискомфорту во

всех отношениях. Многие города расширяются так, что не могут уже

разместиться на суше и начинают ”сползать в море”.

Процесс концентрации населения в городах неизбежен и в своей сущности

позитивен. Но структура совершенного города, его индустриальный,

“градообразующий” фактор пришли в противоречие с историческим

предназначением города и его ролью в повышении жизненного уровня людей.

Современные крупные города, особенно мегалополисы, расширились

стихийно, включают в себя жилые объекты, многочисленные научные и

общественные учреждения, промышленные предприятия и объекты транспорта,

растут, ширятся, сливаются между собой, тесня и уничтожая живую природу

Земли. Современные промышленные города, особенно некоторые супергорода

в капиталистических странах, представляют собой в большинстве случаев

массу бетона, асфальта, гари, отравляющих выбросов.

8. С наступлением экономического и политического кризиса в конце 80-х

– начале 90-х гг. значительно обострились проблемы урбанистического

развития страны, которые накапливались в предыдущие десятилетия. Это

нашло выражение и в том, что численность городского (как и общего)

населения России начала устойчиво снижаться – с 109,2 в 1992 г. до

107,5 млн человек в начале 1995 г. Естественно, что и людность

подавляющего числа городов также уменьшается. Такой перелом в динамике

городского населения – одно из свидетельств неблагополучия в развитии

российских городов. Оно во многом связано с особенностями урбанизации в

советский период. Укажем наиболее важные из них.

1. Незавершённый, ущербный, односторонний характер развития самого

процесса урбанизации.

Эта особенность лежит в основе большинства других, о которых будет идти

речь ниже. Она является прямым результатом формирования урбанизации в

качестве побочного продукта индустриализации, пренебрежения к

потребностям человека в городе, социальной сфере на протяжении

десятилетий специфических собственно городских проблем.

Незавершённый характер урбанизации заключается в том, что далеко не всё

городское население и поныне включено в городской образ жизни по

характеру занятости, уровню обслуживания, разнообразию досуга и. т. д.

В общем приросте городского населения страны примерно 70% составляли

вчерашние сельские жители. Чрезмерная в ряде районов миграция из села в

город усугублялась часто непродуманными административными

преобразованиями сельских территорий в городские. Это способствовало

возникновению явления, известного в литературе как «ложная урбанизация»

и характерного для многих развивающихся стран, а в СНГ – особенно для

стран Средней Азии. Всё это имело негативные последствия не только для

города, не и для сельской местности. Число сельских населенных пунктов

сократилось между переписями населения 1959 и 1989 гг. почти вдвое (с

294 до 153 тыс.), главным образом за счёт мелких сёл до 500 жителей, а

численность сельского населения – с 55,0 до 39,1 млн человек.

По производительности труда в 1990 г. советское сельское хозяйство

уступало США в 11 раз, Нидерландам, Бельгии и Канаде – в 10 раз и даже

таким странам, как Греция и Португалия, – в 2 раза. Поэтому соотношение

доли городского населения в СССР (66% в 1989 г.) и доли занятых в

сельском хозяйстве (20%) было далеко от нормального.

2. Низкое качество городской среды.

Низкое качество городской среды – прямое следствие сказанного выше; оно

связано во многом со слишком высокими темпами роста городского

населения страны и низкими доходами горожан. Недостаточное развитие

социальной сферы, уровня благоустройства городов, однообразие, а порой

унылость архитектурного облика, неразвитость городской культуры – всё

это характерно не только для подавляющего большинства малых городов,

особенно в России, но и для многих крупных центров с населением свыше

100 тыс. жителей, в том числе созданных в последние десятилетия.

3. Экологическое неблагополучие городского развития.

Проблемы экологии за последние два-три десятилетия приобрели особую

остроту в связи с резко возросшим загрязнением воздушного бассейна и

водных ресурсов городов. Почти все большие города бывшего СССР, а

некоторые специализированные промышленные центры и с населением менее

100 тыс. жителей подошли к экологическому пределу своего роста из-за

отсталой технологии развития промышленности и автотранспорта – основных

загрязнителей (роль последнего в загрязнении крупных городов достигает

70-90%).

К началу 90-х гг. в СССР насчитывалось около 100 городов с критическим

экологическим состоянием. Неблагополучие городской среды связано не

только с величиной города, но и с особенностями его функциональной

структуры, микроположения, местных условий и т. д. Рекордсменами по

суммарному выбросу вредных веществ в атмосферу тогда являлись Норильск

(2,4 млн т в 1986 г., население 173 тыс. человек в 1990 г.), Кривой Рог

(1,6; 717), Экибастуз (1,6; 137), Москва (1,25; 9100); Новокузнецк

(1,1; 601); Темиртау (1,1 млн т; 213 тыс. человек). Ещё 8 городов

отличались значительным превышением ПДК по отдельным веществам или

высоким содержанием пыли; среди них не только крупные, но и небольшие

города с населением около 50 тыс. жителей (Кириши, Благовещенск в

Башкирии).

В России, по официальным данным, выделяются (на 1994 г.) 40 городов с

наиболее неблагоприятной экологической ситуацией, исходя из объёма

выбросов загрязняющих веществ только от стационарных источников. Среди

них – Москва и половина «городов-миллионеров».

Важно отметить, что среди городов России с тяжёлой экологической

ситуацией (по данным опроса населения летом 1990 г.) оказались не

только традиционные центры металлургии и химии (Челябинск, Уфа,

Липецк), но и многие новые крупные города – Тольятти, Набережные Челны,

Нижнекамск, Новокуйбышевск, Волжский и др.

4. Асимметричность городского расселения.

Между европейской и азиатской частями страны, между её югом и севером

наблюдается асимметричность городского расселения. В европейской части

в 1990 г. были расположены около 4/5 всех городов СССР; там находилось

127 из 165 больших городов России (77%). В этой наиболее освоенной

части СССР и России лишь крайние северные территории и район Прикаспия

на юге неблагоприятны для жизни населения и трудны для освоения.

В азиатской же части основная полоса расселения сильно сужена и отжата

к югу. Её отличают также меньшая зрелость и сформированность сети

расселения, более низкое качество городской среды, сферы обслуживания,

культуры.

5. Деформация функциональной структуры городов, преобладание

монопрофильных узкоспециализированных центров.

Это одно из следствий тоталитарной (военно-промышленной урбанизации),

для которой характерно обилие городов одной отрасли при слабом развитии

центральных функций (связей с окружающей территорией), культурного

потенциала, городской среды и т. д. Даже крупные города нередко

остаются всего лишь огромными посёлками при предприятиях-гигантах.

Поэтому и в крупнейших столичных и региональных центрах, которые по

своей природе обычно многофункциональны, чрезмерное преобладание

промышленности наблюдается повсеместно. Даже в Москве по доле занятых

промышленность занимает первое место (24%).

Все отмеченные выше особенности способствовали обострению проблем

развития урбанизации России.

5. Большие города: возрастание их роли как социально-культурных очагов

урбанизации.

Динамика урбанизации в России связана со значительным повышением в

структуре расселения роли больших (с населением свыше 100 тыс. жителей)

и крупнейших (свыше 500 тыс.) городов, а в последние десятилетия – и

городов-миллионеров.

Урбанистическая структура России в 1939-1995 гг.

[pic]

В 1995 г. 168 больших городов сосредоточили 68% городского и 46% общего

населения страны. Они отчётливо выделяют основную полосу расселения

России и важнейшие звенья её территориально-экономического развития –

столичные районы (Московский, С.-Петербургский), основные экономические

оси и линии (Волга, Урал, Транссиб), морские побережья и т. д. Города с

населением свыше 300 тыс. жителей (63 в 1995 г.) и их окружение

составляют строгоорганизованные пространства (термин Е. Е.

Лейзеровича), которые подверглись наиболее сильному антропогенному

воздействию и являются основной ареной урбанизации в России. На другом

полюсе – слабоорганизованные пространства (9/10 всей территории), редко

заселённые (средняя плотность около 3 чел./кв. км) и слабоосвоенные с

редкой сетью коммуникаций.

Большие города – главная фигура расселения страны во второй половине ХХ

в. И только по страшному недомыслию их судьбы на протяжении многих

десятилетий определяла пресловутая формула – ограничение роста больших

городов и развитие малых и средних, кочевавшая систематически из одного

партийно-государственного документа в другой. К сожалению, не одно

поколение советских градоведов и градостроителей присягало на верность

этой формуле. По меткому выражению Л. Б. Когана, она, по существу,

стала проверкой на благонадёжность, лояльность режиму. Фактически же

политика ограничения роста больших городов (этих основных очагов

урбанизации) и развития малых и средних (в большинстве не располагавших

для этого необходимыми ресурсами) означала сдерживание процесса

урбанизации в стране, особенно качественных параметров его развития, и

во многом способствовала нарастанию негативных особенностей советской

урбанизации, о которых говорилось выше. Одностороннее функциональное

развитие, индустриальная доминанта в ущерб социальной сфере,

недостаточность социально-культурного потенциала, низкое качество

городской среды, плохая экологическая обстановка и другие проявления

недостаточного внимания к человеку в городе – всё это плюс трудности

переходного периода и кризиса в последние годы определили незавидное

положение этой ведущей группы российских городов, а с ними и

урбанистической ситуации в целом.

В связи со сказанным можно наметить следующие первоочередные проблемы

развития больших городов на обозримую перспективу, имея в виду в

качестве общей основы коренной пересмотр теории и практики

государственного отношения к ним:

резкое наращивание социально-культурного потенциала, акцент в развитии

больших городов на потребности человека в городе;

значительное повышение качества городской среды;

расширение функциональной структуры больших городов исходя прежде

всего из местных потребностей;

резкое улучшение экологических условий больших городов, особенно

столичных и крупных промышленных центров;

разработка новых методов управления большими городами путём учёта

закономерностей их самоорганизации;

усиление процесса формирования пригородных зон больших городов.

Список используемой литературы:

1. Алексеев А.И. Социально-экономическая география России. М. 1995

2. Алексеев А.И., Николина В.В. Население и хозяйство России. М.1995

2. География: энциклопедия. М.1994

3. Города России: энциклопедия. М.1994

4. Демографическое положение России «Свободная мысль» №2-3 , 1993

5. Зайончковская Ж.А. Демографическая ситуация и расселение. М. 1991

6. Экономическая и социальная география России. Под редакцией

профессора А.Т, Хрущева. М.1997

7. Лаппо Г.М. География городов. М. 1997

8. Озерова Г.Н., Покшишевский В.В. География мирового процесса

урбанизации. М.1981

9. Перцик Е.П. География городов (геоурбанистика). М.1985

10. Перцик Е.П. Среда человека: предвидимое будущее. М.1990

11. Страны и народы. М.1983

12. Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. М.1996

13. Ковалев С.А., Ковальская Н.Я., География населения СССР. М. 1980

14. Большая инцеклопедия Кирилла и Мефодия 2000

16. Прохоров Б.Б., Мартынов А.С. Артюхов В.В. Виноградов В.Г. Плотность

населения и расселения мира М. 1999 (C)

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.