реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по географии за 11 класс

Для региона характерен высокий уровень региональной экономической

интеграции, объединение стран в Европейский Союз; открытие

государственных границ в рамках Единого европейского экономического

пространства.

3.

По карте плотности населения определите среднюю плотность населения

указанных стран, объясните различия с учетом того, что на среднюю

плотность населения влияют природные, исторические, экономические и

демографические причины. Необходимо обратить внимание на ограниченность

применения показателя средней плотности населения.

Билет № 5

Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка

ресурсообеспеченности страны.

Значение транспорта в мировом хозяйстве. Виды транспорта и их

особенности. Транспорт и окружающая среда.

Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах

(по выбору учителя).

1.

Природные ресурсы – компоненты природы, которые на данном уровне

развития общества используются или могут быть использованы в качестве

средств производства и предметов потребления.

Природные ресурсы – категория историческая, связанная с изменением

потребностей и возможностей общества, развитием науки и техники на

разных исторических этапах. Например, в эпоху НТР резко возросло

значение руд цветных металлов и энергетических ресурсов. Существуют

разные подходы к классификации природных ресурсов. По происхождению

выделяются минеральные, водные, ресурсы Мирового океана, земельные,

биологические, климатические, космические ресурсы. По исчерпаемости

выделяются исчерпаемые и неисчерпаемые. К первым относятся возобновимые

(биологические, земельные, водные) и невозобновимые (минеральные). Ко

вторым относятся климатические, энергия текучей воды, солнца, ветра. По

способу использования: агроклиматические, энергетические, рекреационные

и т. п.

Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных

ресурсов и размерами их использования. Она выражается запасами из

расчета на душу населения или количеством лет, на которые должно хватить

данного ресурса при современных темпах добычи или использования. Оценить

обеспеченность страны определенным видом природных ресурсов можно двумя

способами. Первый: разделить размеры запасов данного ресурса на

современный объем добычи в год и получить количество лет, на которые

данного ресурса должно хватить. Второй:

разделить количество запасов данного ресурса на численность населения

страны и узнать, какое количество данного ресурса приходится на душу

населения. Количественно оценив ресурсообеспеченность страны, необходимо

сделать выводы о степени ее обеспеченности данным ресурсом.

2.

Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства, он

составляет материальную основу международного разделения труда,

воздействует на размещение производства, способствует развитию

специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных

процессов.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в

совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех

видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъемность,

умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей

значительно расширило возможности транспортировки различных грузов.

Сухопутный транспорт. Железнодорожный: в эпоху НТР его роль снизилась,

но остается важной в перевозке массовых промышленных и

сельскохозяйственных грузов. Около 11' ^ общей длины железных дорог

приходится на 10 стран (США, Россию, Индию, Канаду, Китай и др.). По

густоте железнодорожной сети выделяется Европа.

Автомобильный: лидирует во внутригородских и пригородных

пассажироперевозках, велико значение в междугородных и международных

перевозках. По длине автомобильных дорог выделяются США, Россия, Индия;

по густоте – Европа и Япония.

Трубопроводный: получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти и

газа (США, Россия, Канада).

Водный транспорт. Морской: обслуживает */^ всей международной

торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы, в контейнерах

готовые изделия и полуфабрикаты. Наибольший тоннаж морского торгового

флота у Японии, США, Греции, России и других стран. Наличие большого

флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран

плавают суда других крупных держав. Существует около 30 мировых портов

(Роттердам, Гамбург, Лос-Анджелес и др.). По размерам морских перевозок

выделяется Атлантический океан. Огромное значение имеют Суэцкий и

Панамский каналы.

Внутренний водный: по грузообороту выделяются США, Россия, Канада,

ФРГ, Китай и Нидерланды. В этих же странах находится большинство

судоходных каналов (Береговой в США, Великий канал в Китае, Беломорско-

Балтийский в России). Главный район озерного судоходства – Великие озера

США и Канада.

Воздушный транспорт – самый молодой и динамичный. Занимает первое

место в межконтинентальных перевозках. Крупные авиационные державы США,

Россия, Япония, Франция, Великобритания и др. Крупные аэропорты мира

«О'Хара» (Чикаго), в Далласе, «Хитроу» (Лондон), «Ханеда» (Токио) и др.

Транспорт в настоящее время стал менее зависим от природы. Природные

препятствия (водные пространства, горы и т. п.) перестали быть

непреодолимыми. Пробиваются тоннели в скалах, прокладываются подводные

тоннели, сооружаются искусственные водные пути. Но одновременно растет

отрицательное воздействие транспорта на природу (тепловое, шумовое,

химическое и др. виды загрязнений). Многие страны принимают меры по

защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта.

3.

По статистическим данным определите естественный прирост для указанных

стран. Естественный прирост является разницей между рождаемостью и

смертностью. Сравните естественный прирост указанных стран. Сделайте

выводы, учитывая, что на естественный прирост влияет социально-

экономический фактор и уровень жизни населения. Нельзя забывать о

механическом приросте населения (миграциях), который в отдельных странах

играет большую роль.

Билет № 6

Минеральные ресурсы. Виды минеральных ресурсов. Обеспеченность,

закономерности размещения. Страны, выделяющиеся по запасам основных

видов минеральных ресурсов. Проблемы рационального использования.

Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной

Европы.

Сравнительная характеристика по картам транспортных систем двух стран

(по выбору учителя).

1.

Минеральные ресурсы – это природные вещества минерального

происхождения, используемые для получения энергии, сырья, материалов и

служащие минерально-сырьевой базой хозяйства. Для минеральных ресурсов

характерны: резкая неравномерность размещения, невозобновляемость

конкретных месторождений, возможность восполнения путем разведки и

освоения новых месторождений. В настоящее время используется более 200

видов минеральных ресурсов. Запасы отдельных видов не одинаковы.

Постоянно растут размеры добычи и разрабатываются новые месторождения.

Виды минеральных ресурсов. Топливные имеют осадочное происхождение,

образуют угольные и нефтегазоносные бассейны (чехол древних платформ, их

внутренние и краевые прогибы). Крупнейшие угольные бассейны расположены

на территории России, США, ФРГ и др. стран. Нефть и газ интенсивно

добываются в Персидском заливе, Мексиканском заливе. Западной Сибири.

К рудным относятся руды металлов, они приурочены к фундаментам и щитам

древних платформ, есть и в складчатых областях. Страны, выделяющиеся по

запасам железной руды, — Россия, Бразилия, Канада, США, Австралия и др.

Часто наличие рудных полезных ископаемых определяет специализацию

районов и стран.

Нерудные полезные ископаемые имеют широкое распространение. К ним

относятся: апатиты, сера, калийные соли, известняки, доломиты и др.

Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания

полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья,

формирование крупных территориально-производственных комплексов. Важно

рациональное использование ресурсов – извлечение максимально возможного

количества ресурсов, более полная переработка, комплексное использование

сырья и т. п.

2.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии состоит из

четырех крупных территорий: Англии, Шотландии, Уэльса, Северной

Ирландии. Долгое время (до конца XIX в.) Великобритания господствовала в

мировом хозяйстве, так как здесь раньше, чем в других государствах,

произошла промышленная революция. Страна владела огромными колониями,

что давало преимущества для развития хозяйства; узловое положение на

перекрестке важнейших морских транспортных магистралей обеспечивало ей

широкие связи со всеми районами земного шара. Важна роль и

благоприятного сочетания природных условий и ресурсов (каменного угля,

железной руды, полноводных рек).

Сейчас Великобритания остается одной из ведущих держав мира.

Высокоиндустриальная держава, крупный экспортер капитала, создатель и

координатор Содружества (прежнее название Британское содружество наций)

– своеобразной формы ассоциации между Великобританией и ее бывшими

колониями.

Структура британской промышленности типична для наиболее развитых

стран мира. Ведущая роль принадлежит сложному и многообразному

машиностроению (Лондон, Ковентри, Бирмингем, Клайдсайд и др.). Хорошо

развитые черная и цветная металлургия работают в основном на импортном

сырье (Шеффилд и города побережья). После открытия на шельфе Северного

моря месторождений нефти и газа новый импульс развития получила

химическая промышленность .

Сельское хозяйство высокопродуктивное, ведущая роль принадлежит

животноводству (разведение крупного рогатого скота, овцеводство,

свиноводство и птицеводство). Преобладают хозяйства, специализирующиеся

на молочном животноводстве. Основное направление растениеводства –

обеспечение скота кормами, 2/^ посевной площади занято под кормовые

культуры. Заметную роль играет рыболовство. Основные рыболовные порты

расположены на восточном побережье.

Транспорт. Основной грузооборот во внутренних перевозках приходится на

автомобильный транспорт. Основные транспортные магистрали сходятся к

Лондону, Бирмингему, Манчестеру и другим промышленным городам.

Великобритания имеет крупный морской и пассажирский флот. Развит

авиационный транспорт. Значение водного и воздушного видов транспорта

очень велико, учитывая островное положение страны.

В пределах Великобритании можно выделить пять основных районов. В

южной части находится столица – Лондон, которая одновременно является

одним из крупнейших портов в мире. Активная морская торговля и столичная

роль – «лицо» южной части страны. Юго-восток – главная зона зерновых и

технических культур. Развито животноводство. На побережье – порты,

военные базы, курорты. Саутгемптон – самый большой пассажирский порт

Великобритании. Центральная часть государства – родина угольной и

фабрично-заводской промышленности мира (металлургической,

металлообрабатывающей, текстильной). Сейчас это почти непрерывная полоса

промышленных городов со старыми, новыми и новейшими отраслями. В Уэльсе

преобладают старые отрасли промышленности. В Шотландии – судостроение,

сейчас быстро развивается химическая промышленность в результате

разработки месторождений нефти и газа Северного моря. В горной части

Шотландии развито овцеводство, в восточной и прибрежной – молочное

животноводство и рыболовство. Ольстер – экономически наиболее отсталая

часть страны. Основу экономики там составляет сельское хозяйство.

Задачи региональной политики – подъем депрессивных старопромышленных

районов и сглаживание диспропорций между ними и высокоразвитыми

районами; индустриализация и общее развитие наиболее отсталых районов;

ограничение роста и «разгрузка» некоторых крупнейших городов и городских

агломераций.

3.

Для анализа необходимо определить пути сообщения, транспортные

предприятия и транспортные средства стран, так как транспортная система

складывается из этих элементов. Для стран с разным уровнем

экономического развития свойственны разные конфигурации транспортных

систем и разное развитие определенных видов транспорта. Транспортная

система развивающихся стран нередко имеет древовидную форму, «точкой

роста» которой служит крупный морской порт, это связано с историей

освоения и колонизации территории. В развивающихся странах, как правило,

преобладает один-два вида транспорта. При объяснении черт сходства и

различия транспортных систем следует учитывать, что на них влияют разные

факторы – природный, исторический, экономический, политический и т. п.

Билет № 7

Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности. Проблемы

рационального использования.

Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве,

особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее

решения. Проблемы охраны окружающей среды.

Характеристика по картам ЭГП страны.

1.

Земельные ресурсы – вид природных ресурсов; поверхность Земли, на

которой могут размещаться различные объекты хозяйства, города и другие

населенные пункты. Это в большей степени территориальные ресурсы. Но при

оценке территории с точки зрения возможностей развития сельского и

лесного хозяйства важно рассмотреть и качество земель – их плодородие,

так как земля в данном случае является главным средством производства.

Обеспеченность человечества земельными ресурсами определяется мировым

земельным фондом, который составляет 13,4млрдга. Из отдельных крупных

регионов наибольшим земельным фондом обладают Африка (30 млн. км2) и

зарубежная Азия (27,7 млн. км2), а самым маленьким – зарубежная Европа

(5,1 млн. км2) и Австралия с Океанией (8,5 млн. км2). Однако если

рассматривать обеспеченность регионов земельными ресурсами из расчета на

душу населения, то результат будет противоположным: на каждого жителя

малонаселенной Австралии приходится 37 га земли (максимальный

показатель), а на жителя зарубежной Азии – только 1,1 га, приблизительно

столько же и в зарубежной Европе.

Структура земельного фонда показывает, каким образом используются

земельные ресурсы. В ней выделяются сельскохозяйственные земли

(обрабатываемые – пашня, сады, засеянные луга и естественные луга и

пастбища), лесные земли, земли, занятые населенными пунктами,

промышленностью и транспортом, малопродуктивные и непродуктивные земли.

Наиболее ценные обрабатываемые земли занимают всего 11% мирового

земельного фонда. Такой же показатель характерен для СНГ, Африки,

Северной Америки. Для зарубежной Европы этот показатель более высок

(29%), а для Австралии и Южной Америки – менее высок (5% и 7%). Страны

мира с наибольшими размерами обрабатываемых земель – США, Индия, Россия,

Китай, Канада. Обрабатываемые земли сосредоточены в основном в лесных,

лесостепных и степных природных зонах. Естественные луга и пастбища

преобладают над обрабатываемыми землями везде (в Австралии более чем в

10 раз), кроме зарубежной Европы. Во всем мире в среднем 23% земли

используется под пастбища.

Структура земельного фонда планеты постоянно изменяется под влиянием

двух противоположных процессов. Один – борьба человечества за расширение

земель, пригодных для обитания и сельскохозяйственного использования;

другой – ухудшение земель, изъятие их из сельскохозяйственного оборота в

результате эрозии, опустынивания, промышленной и транспортной застройки,

открытой разработки полезных ископаемых. Второй процесс идет более

быстрыми темпами. Поэтому главная проблема мирового земельного фонда –

деградация сельскохозяйственных земель, в результате которой происходит

заметное сокращение обрабатываемых земель, приходящихся на душу

населения, а «нагрузка» на них все время возрастает. Страны с наименьшей

обеспеченностью пашней на душу населения – Китай (0,09 га), Египет (0,05

га).

Во многих странах предпринимаются усилия по сохранению земельного

фонда и улучшению его структуры. В региональном и глобальном аспекте они

все более координируются специализированными органами ООН – ЮНЕСКО, ФАО

(Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и др.

2.

Топливно-энергетическая промышленность состоит из топливной

промышленности и энергетики. Топливная промышленность – комплекс

отраслей, занимающихся добычей и переработкой топливно-энергетического

сырья. Включает угольную, газовую, нефтяную, торфяную, сланцевую и

уранодобывающую промышленности. В условиях НТР роль топливной

промышленности возрастает в связи с развитием электрификации и

теплофикации производств, обусловливающих интенсивный рост потребления

энергии.

Топливно-энергетическая промышленность прошла в своем развитии

несколько этапов: угольный (до середины XX в.), нефтяной и газовый этап

(до 80-х гг. XX в.); в настоящее время мировая энергетика вступила в

переходный этап – этап постепенного перехода от использования

минерального топлива к возобновимым и неисчерпаемым энергоресурсам.

Нефтяная промышленность. Нефть добывают примерно в 80 странах, но

географию этой отрасли определяют страны « первой десятки». Основная

особенность – более /^ запасов и около 1/^ добычи нефти приходится на

развивающиеся страны, которые и являются главными экспортерами нефти,

особенно страны ОПЕК. В результате образовался огромный территориальный

разрыв между основными районами добычи нефти и районами ее потребления.

Крупнейшими экспортерами нефти являются страны Персидского залива.

Большими запасами обладают Россия, США, Китай, Иран и др.

Газовая промышленность. Крупнейшие производители – Россия, США,

Канада, Нидерланды. В последнее время добыча газа растет в некоторых

развивающихся странах. Алжир, Малайзия, Индонезия, ОАЭ продают сжиженный

природный газ в страны Европы и Японию.

Угольная промышленность. Уголь добывают примерно в 60 странах мира, но

географию отрасли, как и у нефтяной промышленности, определяют страны

«первой десятки». Китай, США, Россия дают больше половины всей мировой

добычи. Уголь добывают в основном в экономически развитых странах: ФРГ,

Великобритания, Польша, Австралия, ЮАР и др.

Электроэнергетика. В структуре производства электроэнергии преобладают

тепловые электростанции (63% всей выработки), затем гидроэлектростанции

(20%) и атомные (17%). Эти данные характерны для мирового производства.

В разных регионах и странах электроэнергетика имеет свои особенности: в

ЮАР почти вся электроэнергия вырабатывается на ТЭС, в Норвегии – на ГЭС,

во Франции – большинство энергии дают АЭС (76%). Франция, Япония,

Республика Корея продолжают, в отличие от многих других стран,

наращивать мощности атомной энергетики и после Чернобыльской катастрофы.

Странами, выделяющимися по количеству производимой электроэнергии,

являются США, Россия, Япония, ФРГ, Канада.

Растет интерес к использованию нетрадиционных ресурсов для выработки

электроэнергии: геотермальная энергетика, сооружение приливных,

солнечных электростанций, использование энергии ветра.

Энергетическая проблема связана с сырьевой. Это проблемы обеспечения

человечества топливом и сырьем. Решение проблемы заключается в

использовании достижений НТР для уменьшения потери топлива и сырья,

использование альтернативных источников энергии, вовлечение в

эксплуатацию новых месторождений.

Топливно-энергетическая промышленность оказывает влияние на окружающую

среду: при добыче полезных ископаемых нарушается почвенный покров,

«съедаются» целые природные ландшафты, при добыче и транспортировке

нефти и газа происходит загрязнение Мирового океана и т. п. Мировая

тепловая энергетика выбрасывает в окружающую среду вредные вещества,

изменяется состав атмосферы, происходит ее тепловое загрязнение. При

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.