реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Разработка региональной справочной общегеографической карты Смоленской области для Атласа Центра РФ

Роскартография, 1999.— лист 5

3.3.2. Населенные пункты

Городские поселения

Особенности распределения городских поселений по числу жителей

устанавливаются по статистическим данным сборника [4]. Рассмотрим на

примере основной территории — Смоленской области.

Таблица 3.3.

|Городские |Число |Проектир. |Городские |Число |Проектир. |

|поселения |жителей |карта |поселения |жителей |карта |

| |(тыс. | | |(тыс. | |

| |чел) | | |чел) | |

|Города |ПГТ |

|Смоленск |344,1 |100 |Верхнеднепровский|15,4 |10 т. – |

| | |т.–500т. | | |50т |

|Вязьма |58,4 |50 т. – |Озерный |6,7 |2 т. – 10 |

| | |100т. | | |т. |

|Рославль |56,5 | |Кардымово |5,2 | |

|Ярцево |55,4 | |Шумячи |5,2 | |

|Сафоново |51,2 | |Красный |5,1 | |

|Десногорск |35,4 |10 т. – 50т|Хиславичи |4,9 | |

|Гагарин |29,0 | |Угра |4,7 | |

|Дорогобуж |12,7 | |Голынки |4,6 | |

|Ельня |10,4 | |Монастырщина |4,5 | |

|Починок |10,4 | |Новодугино |4,4 | |

|Рудня |10,4 | |Холм-Жирковский |3,8 | |

|Демидов |9,4 |2 т. – 10 |Пржевальское |2,5 | |

| | |т. | | | |

|Велиж |8,4 | |Издешково |2,2 | |

|Сычевка |8,1 | |Остер |2,0 | |

|Духовщина |4,9 | |Екимовичи |1,0 |менее 2000|

На ОКМ приведена следующая классификация населенных пунктов:

Города и ПГТ

. 100 тыс. – 500 тыс.

. 50 тыс. – 100 тыс.

. 10 тыс. – 50 тыс.

. 2 тыс. – 10 тыс.

. менее 2 тыс.

ПСТ

. 1000 и более

|__ .

|__ .

. менее 1000

|__ .

|__ .

Для определения степени достоверности показа городских населенных пунктов

на ОКМ был проведен анализ. Поскольку градации «2 тыс. – 10 тыс.» и «менее

2 тыс.» наиболее подвержены изменениям, а время издания ОКМ — 1989 – 1990

гг., несколько населенных пунктов этих градаций были проверены по

статистическому сборнику [4].

Таблица 3.4.

|Название |Тип |Население |Градация на |Изменения |

| | |(тыс.чел) по [4] |ОКМ | |

|Агеево |ПГТ |6,4 |2 тыс. – 10 |без изменений |

|Ермолино |ПГТ |11,0 |тыс. |увеличение на 1 тыс. |

|Куровской |ПГТ |3,7 |2 тыс. – 10 |без изменений |

|Песоченский |ПГТ |0,7 |тыс. |без изменений |

|Пятовский |ПГТ |3,1 |2 тыс. – 10 |без изменений |

|Черепеть |ПГТ |2,4 |тыс. |без изменений |

|Чекалин |город |1,2 |менее 2 тыс. |без изменений |

| | | |2 тыс. – 10 | |

| | | |тыс. | |

| | | |2 тыс. – 10 | |

| | | |тыс. | |

| | | |менее 2 тыс. | |

Анализ не выявил значительных изменений в населении малых городов и ПГТ,

поэтому на составляемой карте можно сохранить градацию городских населенных

пунктов, данную на ОКМ. Поскольку на основной территории городов и ПГТ

немного (30), то все они показываются без отбора.

Сельские поселения

Достоверность нанесения сельских поселений (НПСТ) устанавливается по [3].

Таблица 3.5. Анализ классификации НПСТ на ОКМ и рекомендации по

составлению

(к рис. 3.2.)

|[3] 1:200 000 |[1] ОКМ 1:1 000 000 |Проектируемая |

| | |карта |

|Обозначение |Градации |Обозн. |Градации | |

|шрифта | |шрифта | | |

|красный |1000 и |1 | | |

| |более |2 |более 1000 |более 500 |

| | | | | |

|желтый |500 – 1000 |3 |менее 1000 | |

|фиолетовый |100 – 500 |4 | |менее 500 |

|зеленый |менее 100 | | | |

Анализ рис. 3.2. выявляет следующее соответствие между градациями

населенных пунктов на ОКМ и справочной карте масштаба 1:200 000:

Таблица 3.6.

|Шрифт |ОКМ 1 : 1 000 000 |

| |1 |2 |3 |4 |

|1:2|красный |нет |нет |нет |нет |

|00 |желтый |нет |нет |нет |2 |

|00 |фиолетовый |нет |нет |1 |10 |

| |зеленый |нет |нет |нет |5 |

Очевидно, что большинство населенных пунктов принадлежит градации 4

(«менее 1000») на [1] и «100 – 500» и «менее 100» на [3]. На составляемой

карте градацию следует упростить: «более 500» и «менее 500», каждой

градации будет соответствовать один шрифт (см. Макет №2 «Макет сельских

населенных пунктов»).

Переход осуществляется следующим образом:

. ВСЕ БЕЗ ОТБОРА: «более 1000» на ОКМ, «500 – 1000» и «1000 и более»

на [3] (

( «более 500» на составляемой карте

. С ОТБОРОМ: «100 – 500» на [3] — показать все ( «менее 500»

«менее 100» на [3] — не показывать.

Таким образом, классификация населенных пунктов на проектируемой карте

будет выглядеть так:

Города и ПГТ

. 100 тыс. – 500 тыс.

. 50 тыс. – 100 тыс.

. 10 тыс. – 50 тыс.

. 2 тыс. – 10 тыс.

. менее 2 тыс.

Сельские населенные пункты

. более 500

. менее 500

Градации на карте будут различаться по виду условного знака населенного

пункта (пунсону) и по шрифту и размеру его подписи.

3.3.3. Пути сообщения

Анализ путей сообщения проводится для железных дорог — по Атласу железных

дорог [5], для автомобильных — по Атласу автомобильных дорог [6].

Железные дороги

Железные дороги даются в объеме [5] и в принятой там классификации:

. магистральные,

. прочие,

с учетом последних данных о состоянии железнодорожной сети региона на

апрель–май 2004 г. (см. редакционные указания).

Итоги анализа железных дорог на ОКМ и в атласе [5], а также классификация

их на проектируемой карте отражены на Макете №3 «Макет железных дорог».

Автомобильные дороги

При анализе автодорог картографируемой территории было выявлено

отсутствие четкой закономерной связи между классификацией дорог на ОКМ и в

атласе [6]. В основу классификации дорог на карте 1:1 000 000 положен

материал покрытия, в то время как атласе дороги разделены по значимости в

рамках дорожной сети России и СНГ.

На рис. 3.3. показана связь классификаций на ОКМ и в атласе. Оказалось,

что на данном участке ОКМ автомагистрали отсутствуют вовсе. Хотя по

территории проходит, согласно [6], две магистральных дороги

общегосударственного значения, на ОКМ они проходят как дороги с

усовершенствованным покрытием, как и менее значимые трассы республиканского

значения и даже прочие дороги.

Таблица 3.7. Сравнение дорог (к рис. 3.3.)

|[1] ОКМ 1:1 000 000 |[6] Атлас автодорог |Проектируемая карта |

|1. Автомагистрали |Магистральные общегос. |Магистральные |

| |зн. | |

|2. С усов. покрытием |Прочие общегос. значения|Главные |

|3. С покрытием |Республиканского | |

| |значения | |

|4. Без покрытия |Прочие |Прочие |

Итак, очевидно, что классификация ОКМ и атласа полностью не совпадают. В

свете вышеизложенного, целесообразно отказаться от классификации ОКМ и

разработать новую градацию дорог, опираясь на атлас автодорог, как на более

достоверный источник. Кроме того, в Центре России покрытие дорог не играет

столь существенной роли — дорожная сеть хорошо развита и дороги с

усовершенствованным покрытием часто встречаются, особенно в пределах

Московского транспортного узла, часть которого представлена на карте.

Поэтому следует принять следующую классификацию автодорог по их значению:

. магистральные

. главные

. прочие

На «Макете автомобильных дорог» (макет №4), созданном на основе атласа

автодорог приводятся магистральные и главные автодороги в соответствии с

таблицей 3.7.

3.3.4. Границы и административные центры

На составляемой карте присутствуют следующие типы границ:

. государственные

. субъектов РФ

Центры субъектов РФ выделены подчерками названий. Названия районных

центров Смоленской области подчеркнуты пунктирной линией.

Государственная граница Российской Федерации имеет двухступенчатую

фиолетовую отмывку во внешнюю сторону. Граница Смоленской области также

имеет фиолетовую окантовку во внешнюю сторону. Границы остальных областей

даются только линейным условным знаком. На территории Белоруссии политико-

административное деление не приводится.

Достоверность показа административных и государственных границы на ОКМ не

подлежит сомнению, поскольку они фиксируются на топографических картах с

максимальной подробностью.

3.3.5. Гидрография и рельеф

Гидрография и рельеф составляются полностью по ОКМ, дополнительных

редекционных макетов не создается.

Гидрографическая сеть на картографируемой территории имеет среднюю

густоту. Есть крупные судоходные реки (Днепр, Зап. Двина, Ока). Принцип

отбора рек при составлении приведен в редакционных указаниях.

Шкала сечения рельефа на составляемой карте принята равной шкале ОКМ:

через 50 м., но на карте не даются полугоризонтали. Плотность отметок

высот: 5 – 6 на 1 дм2. Максимальная высота — 314 м, минимальная — около 130

м. Также выполняется послойная окраска рельефа. Орографические подписи

приводятся в разрядку в соответствии со Схемой №3 «Гидрография и рельеф»

3.3.6. Растительность и грунты

ОКМ дает избыточную информацию о растительном покрове. Поскольку рельеф

показан послойной окраской, леса на составляемой карте не приводятся.

Болота изображаются с отбором (см. редакционные указания) в зависимости от

характера местности.

Проведенный анализ выявил, что ОКМ обладает различной степенью

достоверности по разным элементам содержания. Наиболее достоверно показаны

гидрография и рельеф. Местоположение границ также не вызывает сомнений,

если учитывать, что поменялся их класс (границы союзных республик СССР

стали государственными). Классификация дорог на ОКМ полностью неприемлема

для составляемой карты, т.к. в ее основу положен другой принцип. Для

населенных пунктов, железных и автомобильных дорог проведен анализ с

привлечением дополнительных материалов и составлены редакционные макеты.

4. Технологическая схема составления и подготовки карты к изданию

[pic]

Элементы математической основы

1. Масштаб ОКМ: 1:1 000 000

Масштаб составления : 1:2 000 000

Коэффициент уменьшения ОКМ: 0,5

2. Карта создается в проекции ОКМ, поэтому нет необходимости в

трансформировании сканированного изображения.

3. Частота сетки ОКМ: ?? = ?? = 1?,

Частота сетки составляемой карты: ?? = ?? = 2?

При цифровании необходимо сразу создать слой «Математическая основа»,

в котором построить новую рамку в соответствии с макетом компоновки и

сетку (четные параллели и меридианы).

Создание картографической основы

Картографическая основа создается с использованием компьютерных

картоиздательских систем путем сканирования и векторизации. Поскольку ОКМ

представляет из себя многолистную карту, необходимо произвести монтаж

листов. Особенностью ОКМ является то, что листы сводятся точно по рамке и

не имеют перекрытий, поэтому точность сканирования и сводки листов по

рамкам существенно влияет на точность составляемой карты. Для обеспечения

лучшего совмещения желательно подобрать листы ОКМ, составленные в одно

время и на одном предприятии.

Векторизация ведется по слоям, которые формируются для каждого элемента

содержания. Порядок цифорования по слоям:

1) Рамка, сетка

2) Гидрография

3) Населенные пункты

4) Железные дороги

5) Автомобильные дороги

6) Рельеф

7) Границы

8) Болота

Данный порядок изменять не следует, т.к. он обеспечивает максимальную

точность карты.

Оформление карты должно соответствовать редакционным указаниям для данной

карты и для атласа в целом, укладываться в концепцию дизайна атласа.

При составлении проводится существенное изменение исходной

картографической информации: производится генерализация гидрографии и

рельефа, изменяются градации сельских населенных пунктов, железных и

автомобильных дорог. На три последних элемента создаются редакционные

макеты, которые необходимо учитывать при цифровании соответствующих слоев.

Изменения, вносимые в содержание и оформление ОКМ, систематизируются в

Ведомости распределения изменяемых элементов содержания по краскам.

5. Создание редакционных документов

В число редакционных документов входят:

. редакционно-технические указания

. рабочая таблица условных знаков

. редакционные макеты

5.1. Редакционные указания

5.1.1. Общие сведения о карте

Карта «Смоленская область» масштаба 1:2 000 000 входит в состав

справочного общегеографического Атласа Центра РФ.

Проекция: равноугольная поперечно-цилиндрическая проекция Гаусса-Крюгера.

Карта компонуется в прямоугольную рамку, размер по внутренней рамке

15,2Ч23 см.

Картографическая сетка выбрана с частотой параллелей ((=2( и меридианов

((=2(.

Основной картографический материал: топографическая карта масштаба 1:1

000 000, листы O–35, O–36, O–37, N–35, N–36, N–37.

Способ составления: полное изменение ОКМ, картографическая основа

получается путем сканирования.

Степень изменения объема содержания: 40% исходного объема.

5.1.2. Редакционные указания по составлению макетов

Составление выполняется раздельно на макетах. На завершающем этапе

выполняется согласование макетов с картографической основой. На всех

макетах должна присутствовать рамка, или хотя бы один ее угол.

. Макет №1 «Макет компоновки». Выполнятся на копии карты 1:2 500 000.

На макет наносится: внутренняя рамка карты, название карты, масштаб

макета, размеры по рамке в масштабе проектируемой карты. При

построении макета размеры рамок пересчитываются из масштаба

проектируемой карты в масштаб составления макета. Коэффициент

уменьшения: 0,8. Сетка и картографируемая территория должна

располагаться симметрично относительно среднего меридиана.

. Макет №2 «Макет сельских населенных пунктов». Выполняется на копии

фрагмента ОКМ. Отражает связь градаций СНП на ОКМ и дополнительном

карматериале и переход к выбранной градации на проектируемой карте.

Рамка наносится с учетом макета компоновки.

. Макет №3 «Макет железных дорог». Выполнятся на копии карты 1:2 500

000. Составляется по данным Атласа железных дорог и содержит

классификацию, принятую на проектируемой карте.

. Макет №4 «Макет автомобильных дорог». Выполнятся на копии карты 1:1

750 000 из Атласа Автомобильных дорог. Составляется по данным Атласа

и содержит классификацию, принятую на проектируемой карте.

. Макет №5 «Макет отбора по рамке». Выполняется на копии фрагмента

ОКМ. На макете указано, какие объекты (знаки, надписи) следует

убрать при составлении карты, а какие надписи, разрезанные рамкой

перенести внутрь рамки.

5.1.3. Редакционные указания по составлению элементов содержания

Гидрография

Толщина береговой линии и истоков рек — 0,15 мм. С учетом толщин линейных

объектов дать обобщение русла рек, если их протяженность более 5 см. Отбор

рек выполнить из числа малых рек, исключив реки, протяженность которых

менее 1 см в масштабе карты. Озера площадью 1 мм2 и более дать в районе

Полесья. В остальных районах дать озера более 1,5 – 2 мм2.

Толщина русла главных рек:

. Западная Двина: у северной рамки — 0,25 мм, у западной рамки — 0,35

мм

. Днепр: у южной рамки — 0,5 мм

. Десна: у южной рамки — 0,25 мм

. Ока: у восточной рамки — выше по течению: 0,25 мм, ниже по течению:

0,3 мм.

Условные знаки для гидрографии сохраняются те же, что и на ОКМ.

Населенные пункты

Шкала градаций НП

|Классификация НП |Градации |

| |Пунсонов |Шрифтов |

|Города и ПГТ |

|100 тыс. — 500 тыс. |7 |7 |

|жителей | | |

|50 тыс. — 100 тыс. |6 |6 |

|жителей | | |

|10 тыс. — 50 тыс. |5 |5 |

|жителей | | |

|2 тыс. — 10 тыс. жителей|4 |4 |

|менее 2 000 жителей |3 |3 |

|Сельские НП |

|более 500 жителей |2 |2 |

|менее 500 жителей |1 |1 |

Без отбора в объеме ОКМ даются все города и ПГТ. Градация для них

сохраняется. Отбор производится среди сельских населенных пунктов. Здесь

меняется градация (с «через 1000» на «через 500»). При составлении СНП

руководствоваться макетом №2. Административное значение НП выделяется

подчерками: сплошной — областной центр, пунктирный — районный центр.

Районные центры нанести согласно Справочнику численности населения [4].

Пути сообщения

Железные дороги даются в классификации, приведенной на макете №3. Они

составляются в полном объеме по ОКМ, за исключением участков Смоленск–Сашно

(Озерный), Сафоново–Дорогобуж и Сафоново–Владимирский тупик, которые по

данным топографической разведки ТС МВО на апрель 2004 г. разобраны или не

действуют.

Магистральные и главные автомобильные дороги дать в соответствии с

макетом №4. Среди прочих дорог произвести отбор, опираясь на макет (Атлас

автомобильных дорог).

Рельеф

Рельеф изобразить горизонталями с послойной окраской и отметками высот.

Сечение сохранить в шкале ОКМ — через 50 м, но без полугоризонталей. При

составлении рельефа выполнить обобщение, уменьшив расчлененность таким

образом, чтобы расстояние между долинами было не менее 1–1,5 см, кроме

района Полесья. Отметки высот дать с плотностью 5–6 на 1 дм2 карты.

Послойная окраска дается с границей по горизонтали 200м (граница между

равнинным и низкогорным рельефом). Орографические подписи разместить

вразрядку в соответствии со Схемой №3 «Гидрография и рельеф».

Границы

Границы составить по ОКМ. Границы заповедников не показывать. Границы

союзных республик классифицировать как государственные, с широкой отмывкой.

Границу Смоленской области дать с окантовкой в сторону сопредельных

областей. Границы прочих субъектов РФ дать только линейным знаком.

Болота

Болота показывать при площади более 1 см2. В Полесье, к западу от Днепра

в Белоруссии и на севере Смоленской области — от 2 см2.

Ведомость распределения элементов содержания по краскам

|Элементы содержания |Изменения |Редакционный |

| | |документ |

|Подписи населенных |Отбор, изменение |Макет сельских |

|пунктов |классификации, |населённых пунктов,|

| |зачистка по рамке | |

| | |Макет отбора по |

| | |рамке |

|Отметки высот |Отбор |Ред. указания |

|Орографические подписи|Отбор по рамке |Макет отбора по |

| | |рамке |

|Железные дороги |Изменение градации |Макет железных |

| | |дорог |

|Реки, озера |Генерализация |Ред. указания |

|Подписи гидрографии |Без изменений |Ред. указания |

|Урезы воды |Без изменений |Ред. указания |

|Пунсоны |Изменение градации |Ред. указания, |

| | |Макет сельских |

| | |населённых пунктов |

|Границы |Изменение класса |Ред. указания |

|Болота |Генерализация |Ред. указания |

|Горизонтали |Генерализация |Ред. указания |

|Автодороги |Изменение |Макет автомобильных|

| |классификации, |дорог |

| |отбор | |

|Фоновые элементы |Без изменений |Ред. указания |

|границ | | |

5.2. Рабочая таблица условных знаков

НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ

|по числу жителей и типу поселений |

|Города и ПГТ |

| |100 тыс. — 500 тыс. |0,15 мм, синий |

| |жителей | |

| |50 тыс. — 100 тыс. жителей|Ш 3,5 мм, синий |

|( |10 тыс. — 50 тыс. жителей |Ш 2,8 мм, синий |

|( |2 тыс. — 10 тыс. жителей |Ш 2,0 мм, синий |

|( |менее 2 000 жителей |Ш 1,5 мм, синий |

|Сельские НП |

| |более 500 жителей |Ш 1,5 мм, синий |

| |менее 500 жителей |Ш 1,0 мм, синий |

|Города и ПГТ |

|СМОЛЕНСК |100 тыс. — 500 тыс. |MN 131, 12 pt, загл., |

| |жителей |жирн. |

|???????? |50 тыс. — 100 тыс. жителей|T 132, 10 pt, загл., |

| | |жирн. |

|????? |10 тыс. — 50 тыс. жителей |T 132, 9 pt, загл., |

| | |жирн. |

|©©?? |2 тыс. — 10 тыс. жителей |T 132, 9 pt, строч., |

| | |жирн. |

|???S? |менее 2 000 жителей |Do 431, 8 pt, строч. , |

| | |жирн. |

|Сельские НП |

|Рождествено |более 500 жителей |Bm 431, 8 pt, строч. , |

| | |жирн. |

|Жуково |менее 500 жителей |Bm 431, 7 pt, строч. , |

| | |жирн. |

|по административному значению |

|СМОЛЕНСК |центры субъектов РФ | |

|?????? |районные центры | |

ПУТИ СООБЩЕНИЯ

|Железные дороги |

|[pic] |магистральные |0,5 мм, черн. |

|[pic] |прочие |0,3 мм, черн. |

|Автомобильные дороги |

|[pic] |магистральные |0,7 мм, красн., фон 0,3 |

| | |желт. |

|[pic] |главные |0,4 мм, красн. |

|[pic] |прочие |0,25 мм, красн. |

ГИДРОГРАФИЯ

|ДНЕПР |реки судоходные |Bm 431, 8 pt, загл., |

| | |синий |

|Сож |реки, озера и пр. объекты |Bm 431, 8 pt, стр., |

| |гидр. |синий |

|[pic] |начало судоходства | |

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ И ГРУНТЫ

|[pic][pic] |болота |0,1 мм, через 0,8 мм |

ГРАНИЦЫ

|[pic] |государственные |штрих-пунктир 0,5 мм, |

| | |фон 2 и 4 мм |

|[pic] |Смоленской области |штрих-пунктир 0,3 мм, |

| | |фон 1 и 2,5 мм |

|[pic] |субъектов РФ |штрих-пунктир 0,3 мм |

РЕЛЬЕФ

| 295 170 |отметки высот, урезы |D 231, 8 pt |

| |воды | |

|?????????? ?????¬?????®? |орографические названия |D 231, 12 pt, загл., |

| | |курс. |

|Шкала высот (в метрах) |

|[pic] |

Заключение

Карта Смоленской области входит в состав Атласа Центра России. Атлас по

содержанию справочных общегеографический. Карта, как и весь атлас,

предназначены для широкого круга читателей в качестве полезного справочного

пособия при изучении географии Центра РФ, получении детальной

географической справки по отдельным регионам. Также карта может

использоваться населением для общей оценки местности. На карте целиком

представлена Смоленская область, а также части смежных субъектов РФ и

Белоруссии.

1 см на карте соответствует 20 км на местности. на карте отображены все

города и поселки городского типа, наиболее крупные поселки сельского типа.

Достаточно подробно показана дорожная сеть: все железные дороги и

автодороги с твердым покрытием.

Рельеф изображается послойной окраской с горизонталями и отметками высот.

Сечение рельефа — через 50 м.

Список литературы

1. Атлас Российская Федерация. Федеративное устройство.— М.: ПКО

«Картография», 2002

2. Билич Ю.С., Васмут А.С. Проектирование и составление карт: Учебник для

вузов.—M.: Недра, 1984

3. Бугаевский Л.М. Математическая картография: Учебник для вузов.— M.:

Златоуст, 1998

4. Дания. Справочная карта — 1:750 000.— М.: ГУГК СССР, 1978.

5. Малый Атлас мира.— М.: Роскартография, 1999

6. Народная энциклопедия «Мой город». www.mojgorod.ru

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.