реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сравнительная характеристика экономических районов центральной России

Важнейшей технической культурой страны в целом и района в отдельности

является сахарная свекла. Для выращивания этой культуры район располагает

весьма благоприятными почвенно-климатическими условиями. На выращивании ее

специализируются многие хозяйства района, особенно в Курской, Липецкой,

Белгородской, Воронежской областях. Вторая по значению техническая культура

ЦЧЭР — подсолнечник. Основные посевы подсолнечника размещаются в

Воронежской, значительные — в Белгородской и на юге Тамбовской областей. Из

других технических культур выращиваются: в Курской области конопля, в

Тамбовской и Липецкой — конопля и махорка, в Воронежской и Белгородской —

эфиромасличные (анис и кориандр).

Обширные площади заняты картофелем и овощами, выращиваемыми повсюду.

Картофель используется здесь не только в качестве пищевого продукта, но

идет на корм скоту и для переработки на крахмал и спирт. Во всех областях

ЦЧЭР большое развитие получило садоводство. По площади садово-ягодных

насаждений район занимает в России 3-е место.

Животноводство представлено в ЦЧЭР скотоводством

молочно-мясного направления, свиноводством и птицеводством.

По производству мяса и молока на душу населения район

значительно превосходит средне российские показатели и вывозит эту

продукцию на межрегиональный рынок. Из-за недостатка сенокосов и

пастбищ как следствия высокой распаханности большое значение

в формировании кормовой базы имеют полевое кормопроизводство и

отходы пищевой промышленности.

Транспортный комплекс. Северно-Западный район располагает развитой

транспортной системой. Наиболее важен морской транспорт в развитии России

со странами Балтии, Европы и Америки. Перспективы развития морского

транспорта связаны с расширением портов в Санкт-Петербурге, Выборге и

Высоцке и строительством новых в устье р. Луги и вблизи г. Ломоносова.

Сложившиеся Волго-Балтийская и Мариинская речные системы соединили Северо-

Запад с Центральным, Волго-Вятским, Поволжским и Уральским районами.

Основная перевозка грузов и пассажиров приходятся на железнодорожный вид

транспорта. Крупным железнодорожным узлом выступает Санкт-Петербург.

Железнодорожные магистрали обеспечивают устойчивые связи района не только с

европейскими районами страны и Уралом, Калининградом, но и странами

ближнего и дальнего зарубежья. В районе развит автотранспорт. Плотность

автомобильных дорог с твердым покрытием в районе в 5 раз превышает средние

показатели по стране. Автомобильные дороги соединили Санкт-Петербург

соседними районами, странами Балтии и Европы.

ВВЭР располагает всеми видами транспорта – железнодорожным, речным,

автомобильным, трубопроводным и воздушным. Наибольшее значение имеет

железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех.

Через территорию района проходят магистральные железнодорожные линии Москва

– Н. Новгород – Киров – Пермь; Москва – Арзамас – Казань; Н. Новгород –

Саранск – Пенза; Санкт-Петербург – Котельнич – Киров – Пермь. По густоте

железнодорожной сети особенно выделяются Нижегородская область, Мордовская

и Чувашская республики.

Во внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный

транспорт, в том числе современная шоссейная магистраль Москва – Н.

Новгород. Однако в сельской местности протяженность автомобильных дорог с

твердым покрытием недостаточная.

Все большее место в грузообороте района занимает трубопроводный

транспорт. По территории района проходят три нефтепровода, проложенные от

Альметьевска до Нижнего Новгорода, по которым поступает поволжская и

сибирская нефть. Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать

природный газ из Западной Сибири и Поволжья.

Транспортный комплекс ЦЭР выделяется высоким уровнем развития и

огромными масштабами перевозок грузов и пассажиров. Транспортную сеть

района составляют железные и автомобильные дороги, речные пути,

трубопроводы и авиатрассы. Центр ее — Москва. Отходящие от нее по 11

направлениям железные дороги связывают район со всеми частями страны.

В структуре транспортной сети района велика роль автомобильных дорог.

Москва связана системой автотрасс со всеми центрами субъектов РФ в

европейской части страны. Наиболее важные автомагистрали, в том числе с

выходом в страны ближнего зарубежья: Москва – Минск — Брест, Москва — Киев,

Москва — Симферополь, Москва — Санкт-Петербург, Москва — Ростов-на-Дону,

Москва — Н. Новгород. Быстро растут дальние грузовые автоперевозки, в том

числе и международные.

В пределах Центрального района имеется несколько речных портов. Самые

большие из них находятся в Москве. Речные суда Московского пароходства

перевозят грузы по рекам Оке и Москве с выходом на Волгу и Волго-Балтийскую

систему, а также осуществляют пассажирские и туристские речные маршруты на

Санкт-Петербург, Пермь, Астрахань и Ростов-на-Дону.

Москва — один из самых крупных авиационных узлов мира. Функции

аэропортов с регулярными перевозками пассажиров выполняют для внутренних

рейсов московские аэропорты Шереметьево-1, Домодедово, Внуково, Быково,

Чкаловский, Мячково. Регулярные международные рейсы осуществляются с

аэропортов Шереметьево-2 и Внуково.

Велика в районе роль трубопроводного транспорта. Вокруг Москвы проложен

кольцевой газопровод, к которому подходят дальние трассы газопроводов из

Западной Сибири. Его территорию пересекают два нефтепровода (на Ярославль,

далее на Кириши в Прибалтику и на Рязань и Москву).

Транспорт ЦЧЭР имеет свои особенности. Хотя существует развитая сеть

железных и грунтовых дорог, здесь мало автодорог с твердым покрытием,

особенно соединяющих сахарные заводы со свекловичными плантациями, что

осложняет перевозки сахарной свеклы в осеннюю пору.

Общая конфигурация дорог — сетчатая, сложившаяся в основном еще до

революции 1917 г. и дополненная позднее. Основные межрайонные экономические

связи осуществляются по магистралям меридионального направления. Дороги

почти полностью электрифицированы. Основными грузами во внутренних

перевозках на железных дорогах являются руды и флюсы, идущие на

металлургические заводы Липецка, и вывозимые оттуда металл, строительные

материалы, техническое оборудование, машины и ряд других промышленных

товаров. Во внутренних перевозках значительную роль играет автомобильный

транспорт.

Территориальная структура хозяйства, внутренние различия.

Территориальная структура производительных сил ЦЭР радиально-кольцевая.

Основным, мощным районообразующим центром является Москва. Вблизи нее и на

периферии района появилось много новых промышленных пунктов. ЦЭР делится на

6 подрайонов.

Москва и Подмосковье,– один из высокоразвитых субъектов РФ. Москва –

крупнейший промышленный, финансовый, научный, культурный и торговый центр.

Подрайон специализируется на авиакосмическом, автомобильном, транспортном,

электронном машиностроении, производстве систем вооружения, переработке

пластмасс, каучука, производстве лаков, красителей, удобрений, цемента.

Развиты текстильная, швейная, полиграфическая, пищевая промышленности.

Брянский промышленный подрайон включает Брянскую и Калужскую области.

Машиностроение представлено предприятиями электроники, радиотехники,

транспортной, строительно-дорожной и путеремонтной техники. Химическая

промышленность производит взрывчатые вещества, фосфорные удобрения

(Брянск), лесоперерабатывающая – спички, картон, бумагу (Калуга), сельское

хозяйство – зерно, картофель, молоко, мясо, сахарную свеклу.

Индустриальный подрайон включает Владимирскую, Ивановскую, Ярославскую

области, характеризующихся сильным развитием текстильной промышленности и

выпуском хлопчатобумажных, шерстяных, технических тканей из льна. Сельское

хозяйство льно-молочного направления с зерноводством и картофелеводством. В

подрайоне развито машиностроение выпускающее электротехнику, тракторы,

экскаваторы, дизельные, авиационные двигатели, электронику, полиграфическое

оборудование, шины, каучук, красители и технологическое оборудование для

текстильной промышленности.

Подмосковный бассейн включает Орловскую, Рязанскую, Тульскую области.

Подрайон производит электронику, радиотехнику, сельскохозяйственную,

дорожно-строительную технику. Сельское хозяйство зерно-картофельное, с

посевами технических культур, молочно-мясное скотоводство, развит

пчеловодство, садоводство. Рязанская область производит электроэнергию,

цветные металлы, нефтепродукты, Тульская – чугун, ферросплавы, сталь,

минеральные удобрения, каучук, боеприпасы.

Западный подрайон включает Смоленскую и Тверскую области. В

промышленности преобладает электроэнергетика на крупных ГРЭС и АЭС.

Машиностроение представлено производством электро- и радиотехники,

электроники, вагоностроением, сельскохозяйственным машиностроением в

Тверской области, здесь же развито производство химических волокон,

стеклопластиков, деревообрабатывающая, полиграфическая промышленность. В

подрайоне производятся льняные, шерстяные, хлопчатобумажные ткани,

трикотаж. Сельское хозяйство льно-молочное с картофелеводством.

Заволжский подрайон представлен Костромской областью, производящей

электроэнергию на ГРЭС, станочное оборудование, текстильные машины,

радиоэлектронику, экскаваторы, лесное сырье, фанеру, льняные ткани.

Сельское хозяйство льно-молочное с картофелеводством и посевами зерна.

Территориальная структура Северо-Запада определяется наличием Санкт-

Петербурга, мощного промышленного, научного и культурного центра района и

всей России. В районе выделяется несколько промышленных узлов и центров. В

Ленинградской области – Тихвинский (производство глинозема), Сланцево-

Кингисеппский (добыча и переработка сланцев и фосфорита) узлы, Волховский

центр (производство гидроэнергии и глинозема), Киришский

энергонефтехимический центр, Выборгский центр (деревообработка, целлюлозно-

бумажное производство).

В Новгородской области представлены следующие промышленные узлы:

Великоновгородский с развитым машиностроением и некоторыми отраслями АПК,

Старорусский с химической промышленностью и приборостроением, Боровичский

на базе месторождений нерудных ископаемых, с керамическими, известковыми,

лесопильными предприятиями, и Чудово-Вишерский узел со стекольной,

лесообрабатывающей промышленностью.

В Псковской области сформировались два промышленных узла: Псковский и

Великолукский, ориентированные на кооперацию с заводами Санкт-Петербурга

(заводы телефонной, высоковольтной, радиоаппаратуры), а также на

обслуживание текстильных и сельскохозяйственных предприятий.

На территории ВВЭР можно выделить три зоны: Нижегородскую, Кировскую

области и территорию республик. Наиболее развитая – Нижегородская зона

характеризуется автомобилестроением, судостроением, станкостроением,

приборостроением. Главный промышленный узел – Н. Новгород и промышленные

города вокруг него специализируются на металлообработке, химии, лесной,

деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, нефтеперерабатывающей,

нефтехимической, стекольной, легкой промышленности. Сельское хозяйство

специализируется на зернововодстве, овоще- и картофелеводстве, льноводстве,

животноводство – на скотоводстве молочно-мясного направления, свиноводстве.

Кировская область представляет вторую зону (около 20% всей промышленной

продукции). Отрасли специализации Кировской области: машиностроение и

металлообработка, лесная, химическая, легкая промышленность с главными

центрами в Кирове, Слободском, Кирово-Чепецке, Нововятске. Сельское

хозяйство представлено льноводством, зерноводством.

Марийско-Чувашско-Мордовская зона производит 30% промышленной продукции.

Основные отрасли промышленности: трудоемкое машиностроение, лесная,

целлюлозно-бумажная, лесохимическая, стекольная, кожевенная, (Марий Эл,

Чувашия), легкая (Чебоксары, Йошкар-Ола, Саранск), пищевая. Ведущие отрасли

сельского хозяйства – зерноводство, картофеле-, овощеводство, технические

культуры, мясо-молочное скотоводство, свиноводство, овцеводство,

пчеловодство (Мордовия)

В ЦЧЭР сложилась решетчатая территориальная организация. Для каждого

субъекта ЦЧЭР можно выделить характерные особенности. В Белгородской,

Курской, Липецкой областях ведущая отрасль – черная металлургия. Во всех

областях развито машиностроение. Белгородская производит паровые котлы,

технологическое оборудование, Воронежская – станки, экскаваторы, самолеты,

электронику, а также шины, каучук, огнеупоры, Курская – кузнечно-прессовые

машины, электротехнику, аккумуляторы, радиоприемники, химические волокна,

нити. Липецкая область специализируется на производстве тракторов, станков,

бытовой техники, Тамбовская – на производстве технологического оборудования

для химический и текстильной промышленности, электротехники, удобрений,

красителей.

Сельское хозяйство района имеет зерново-картофельное направление с

посевами технических культур и свекловичное с посевами подсолнечника,

зерновых, животноводство представлено скотоводством, свиноводством,

овцеводством.

Внешнеэкономические связи районов.

Экономические связи районов проявляются не только в отношениях с

соседними районами, но и со странами СНГ и Европы. Поскольку Москва

является центром ЦЭР и Европейской России, то крупнейшие грузопотоки идут

именно к ней с юга, востока, севера, меньше с северо-запада и северо-

востока. Поскольку район обладает слабой топливной и сырьевой базой, то из

Западной Сибири, Поволжья ввозит нефть, газ, с Юга, ЦЧЭР и Урала – прокат

металлов, из Сибири и Севера – лес, из южных районов – продовольствие. Из

ЦЭР в другие районы и страны СНГ и Европы вывозится продукция

машиностроения, химической, легкой, полиграфической, кондитерской

промышленности.

Северо-Запад из-за отсутствия топливной базы вынужден ввозить нефть и

газ из Северного района, уголь Печорского и Донецкого бассейнов, апатиты с

Кольского п-ва. Черная металлургия использует железные руды КМА и

коксующиеся угли Печорского бассейна. Хлопчатобумажное производство

развивается на основе среднеазиатского и египетского хлопка,

деревообрабатывающее – карельского сырья и полуфабрикатов. Район ввозит

продукцию АПК. Основной статьей экспорта района является продукция

предприятий радиоэлектроники, приборостроения, тяжелого и среднего

машиностроения, синтетические волокна, фармацевтические препараты, предметы

бытовой химии, продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Выгодное географическое положение ВВЭР на Волжской магистрали создает

благоприятные условия для развития речного транспорта. Нижегородский вводно-

транспортный узел – крупнейший по речному грузообороту. Из Поволжья,

Северного Кавказа, ЦЭР сюда поступают уголь Донбасса, соль, металлы из

ЦЧЭР, хлеб, цемент. Район экспортирует по Волге лес, лесопродукты,

химические грузы, металлический лом.

ЦЧЭР, имеющий слабую топливную базу ввозит уголь из Донбасса, нефть и

газ из Поволжья, поскольку район беден лесами, то импортирует лес с Севера

и ВВЭР, а также продукцию наукоемкого машиностроения из ЦЭР, Поволжья. В

свою очередь район экспортирует железные руды, продукцию

сельскохозяйственного машиностроения, станки, электромоторы, химическую

аппаратуру, телевизоры, радиоприемники, продовольствие – хлеб, сахар,

растительное масло, текстильную продукцию.

Для всех районов характерной чертой экономических связей является импорт

готовой продукции – бытовой техники, электроники, автомобилей, продуктов

питания из стран Ближнего и Дальнего Зарубежья и экспорт сырья в эти

страны.

Основные проблемы развития районов.

Главными проблемами для развития ЦЭР являются – конверсия

производственного и научно-технического потенциала, усиление

распространения достижений НТП. Важное значение для ЦЭР имеет

совершенствование производственной и социальной инфраструктуры,

«уплотнение» транспортной сети, создание надежных коммуникаций по связям

ядра района с периферийными областями, новых радиально-кольцевых

направлений.

Для Московской агломерации очень остра проблема ограничения процессов

урбанизации. Вследствие больших техногенных нагрузок на территорию здесь

особенно актуальны рациональное использование природах ресурсов и охрана

окружающей среды.

В то же время очевидна необходимость хозяйственного и культурного

развития малых городов. При благоприятных условиях в таких городах возможно

размещение филиалов крупных промышленных предприятий, находящихся в

областных центрах, а также предприятий по обслуживанию сельского хозяйства

и переработке продовольственного сырья. Малым городам с культурно-

историческими памятниками нужно придать рекреационные функции. В Москве

целесообразно ускорить ликвидацию (вынос за пределы столицы) производств и

предприятий. Существенное значение имеет взаимосвязанное комплексное

развитие Москвы и Московской области.

Важнейшие направления развития Северо-Западного экономического района в

условиях перехода к рынку определяются решением таких задач, как конверсия

предприятий оборонного комплекса, развитие отечественного и международного

туризма, увеличение пропускной способности транспорта, в первую очередь

морского, создание современной инфраструктуры связи.

В связи с тем, что в настоящее время район стал практически единственным

выходом России в западную сферу мирового рынка, выяснилось, что этот он

недостаточно обустроен для этой цели. Сформировать полноценный морской

выход России в Европу – это задача не только для Ленинградской области и

Санкт-Петербурга, но и для всей России.

Проблемами, сдерживающими развитие ВВЭР стали – исторически

сформировавшийся ВПК, требующий затрат на его конверсию и реструктуризацию,

недостаточно развитая транспортная сеть, энергодефицитность района, низкий

технический уровень части предприятий.

В долгосрочной перспективе необходимо развивать профильные для района

отрасли хозяйства — автомобиле- и судостроение, электротехническую

промышленность в Мордовии и Чувашии, химическую промышленность,

лесопромышленный комплекс. Наряду с этим целесообразно наращивать

производственные мощности электроэнергетики (расконсервировать и продолжить

строительство АЭС), черной металлургии, интенсифицировать сельское

хозяйство, продолжить транспортное строительство, формирование

региональной рыночной инфраструктуры.

Наиболее актуальными экономическими проблемами ЦЧЭР района являются

сохранение уникального земельного фонда, решение задач рационального

использования водных ресурсов, создание на современной технологической базе

высокоэффективных производств с комплексной и глубокой переработкой

минерального и сельскохозяйственного сырья.

Горнодобывающая отрасль должна приступить к реальной полномасштабной

рекультивации земельных угодий. Одновременно должно быть ограничено изъятие

из хозяйственного оборота для нужд промышленности угодий, пригодных для

сельского хозяйства. В этой отрасли должны эффективно решаться задачи

повышения комплексного использования минерального сырья и утилизации

отходов.

Исключительно важными для района являются мероприятия по сохранению

водных ресурсов от нерационального использования и от загрязнения

промышленными, бытовыми и сельскохозяйственными стоками. Особое внимание

при этом следует уделять внедрению водосберегающих технологий, оборотного

водоснабжения, созданию технологических водопроводных сетей, снижению

потерь в системах водоснабжения, охране малых рек.

Необходима более полная реализация экономического и социального

потенциала малых городов и населенных пунктов.

В перспективе ведущими отраслями промышленного сектора экономики будут

машиностроение, ядерная энергетика, электрометаллургия. В машиностроении

приоритет в большей мере следует отдавать наукоемким отраслям -

приборостроению, электронике, атомному машиностроению.

Литература.

1. Экономическая география России/Под ред. Видяпина В. И.—М.: ИНФРА-

М, 2000.— 533с.

2. Экономическая и социальная география России/Под ред. Хрущева А.

Т.—М.: Дрофа, 2001.— 672с.

3. Экономическая и социальная география СССР. Т. 2./Под ред. Ром В.

Я. – Просвещение, 1986.—351с.

4. Морозова Т. Г. Экономическая география России. – М.: Юнити, 2000.

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.