реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


США: современный уровень социально-экономического развития. Характеристика современного состояния, анализ причин, перспективы развития

информационных систем и т.д., пришло в несоответствие с потребностями

внутреннего и внешних рынков. Технологическая перестройка американского

сельского хозяйства финансируется в значительной мере за счет бюджетных

вливаний и банковского кредитования. Это оборачивается ростом задолженности

фермеров, что ускоряет их массовое банкротство. Проблема фермерства — одна

из самых сложных для решения в экономике страны.

Реформирование американской экономики продолжается по линии

быстрого увеличения удельного веса сферы услуг в ВВП: их доля составляет

около 65% (без учета транспорта и связи). Доля занятых в этой отрасли

приближается к 75%.

Американская статистика включает в сферу нематериального

производства и услуг транспорт, связь, оптовую и розничную торговлю,

общественное питание, финансово-кредитную деятельность и страхование,

услуги производственного и бытового назначения, образование,

здравоохранение, частично науку, государственный аппарат управления

хозяйством, а также деятельность военно-полицейского, политического,

идеологического и пропагандистского аппарата.

Более 25% всей нематериальной сферы приходится на оказание

финансовых услуг, страхование, операции с недвижимостью. Около 22% услуг

создается в оптовой и розничной торговле. 26,3% — это деловые, юридические,

социальные, личные услуги, здравоохранение, отдых и развлечения, автосервис

и т.п. Доля транспорта и связи составляет 8,5%, а на государственное

управление приходится 18,4%.[6]

2.3. Госрегулирование экономики в США. Бюджетная политика.

Говоря об экономической роли государства, стоит отметить, что США,

как и любая другая развитая страна, используя имеющиеся в их распоряжении

рычаги, осуществляют перераспределение материальных, финансовых и иных

ресурсов страны, принимает меры по укреплению собственных международных

экономических позиций. Обострение противоречий в течение последнего

столетия в экономике страны способствовало усилению экономической роли

государства, что выразилось в развитии системы государственно-

монополистического регулирования экономики. На протяжении ряда десятилетий

формировались теоретические концепции и практические методы

государственного регулирования экономики США, сформировался и принял

огромные размеры государственный механизм экономической политики.

В послевоенный период одним из широко используемых инструментов

государственного регулирования экономики стал в США федеральный бюджет.

Бюджетно-налоговое регулирование применяется и сейчас правительством для

сглаживания остроты кризисных явлений в экономике или для создания

искусственных стимулов по поддержанию снижающихся темпов экономического

роста.

Важным рычагом госрегулирования является кредитная система США. Она

представляет собой совокупность государственных и частных кредитных

институтов, а ее основным компонентом является Федеральная резервная

система, выполняющая функции центрального банка США. Правительство Штатов

регулирует финансовые механизмы страны, имея целью создать наиболее

благоприятные условия для развития национальной валюты и поддержания ее

устойчивости.

Вообще, экономическая роль государства в Соединенных Штатах Америки

значительно усиливается в кризисные для страны годы. В это время возрастают

бюджетные расходы на государственные нужды, производится пересмотр

налоговой системы, усиливается присутствие на ряде стратегически важных

рынков. После проявления первых признаков экономического роста давление

постепенно ослабляется, государство снижает степень своего регулирования

экономической системы. Так было, например, во второй половине XX-го вв.,

когда США пережили ряд циклов экономической регрессии и последующего роста.

Впрочем, эта черта характерна не только для США, а, например, и для нашей

страны.

Первые полтора века существования Соединенных Штатов федеральный

бюджет формировался полустихийно. В составе всей исполнительной власти не

было органа, который должен был бы сводить воедино ведомственные заявки на

расходы, анализировать их соответствие реальным потребностям этих ведомств

и хозяйства страны и составлять единый бюджетный проект. Рассмотренные

разрозненно отдельными комитетами конгресса заявки "механически, без какой-

либо координации или общего волевого начала сводились в единый документ,

становившийся бюджетным проектом"[7].

По окончании войны расходы уменьшились почти в 6 раз и до 1934 году

колебались в пределах 2-4,6 млрд. долл. в год. Мероприятия "нового курса"

Рузвельта привели к росту федеральных расходов до 8,2 млрд. долл. в 1936

финансовый год, а вступление во вторую мировую войну потребовало их резкого

дальнейшего увеличения до 92,7 млрд. долл. в 1945 финансовом году.

К числу конкретных причин возникновения и быстрого роста дефицитов,

особенно после 1960-х годов, принято относить множество разнообразных

факторов. Среди них наиболее часто упоминаются два: рост военных расходов

США в связи с интенсивно протекавшей холодной войной и увеличение расходов

на социальные программы, быстрее всего происходившее в 1970-е годы.

Соответственно, в рецепт быстрой ликвидации дефицита федерального бюджета

многие американские (а иногда и зарубежные) экономисты неизменно включали в

качестве основных две рекомендации: сокращение (или "упорядочение")

расходов по статье "национальная оборона" и - обязательный пункт -

сокращение социальных расходов (часто под ними подразумевались расходы на

социальное страхование).

В первую очередь с завершением холодной войны принято связывать и

успехи администрации Клинтона в быстром достижении фактически уже к 1998

финансовому году сбалансированных бюджетных показателей. Необходимо,

однако, отметить, что к настоящему времени не произошло ни массированного

сокращения затрат на военные нужды, ни радикального уменьшения масштабов

социальных программ — хотя были проведены некоторые, и довольно

значительные, корректировки в той или иной категории федеральных расходов.

Иными словами, существенных изменений в общей структуре федерального

бюджета, сложившейся в США в последние десятилетия, внесено не было, и нет

никаких оснований говорить о кардинальных сдвигах в бюджетных приоритетах.

Поэтому первостепенную важность приобретает вопрос о том, под влиянием

каких факторов развивался и приобрел нынешние количественные параметры и

качественные характеристики федеральный бюджет США. Как уже упоминалось

выше, в 1998 году был достигнут бездефицитный бюджет.

В истории США уже случилось заметное процветание 20-х годов с очень

сходными экономическими характеристиками: безудержный рост биржевых

котировок, доходов от капиталов, растущие общие доходы и траты населения. В

связи с этим можно выдвинуть предположение о возможности повтора

"экономического тайфуна" начала 1930-х? Но на фоне биржевого ажиотажа

успехи федерального бюджета выглядят солидно и прочно. Главное событие в

этой сфере - профицит, полученный на три года раньше обещанного

демократами, в 1998 финансовом году - впервые после 1969 г. - и составивший

69,2 млрд. долл. (при размерах федерального бюджета в 1,76 трлн. долл.).

До сих пор нормой бюджетной жизни США считались дефициты, пик их

пришелся на 1992 финансовый год - 290 млрд. долл. Ликвидация "экономической

проблемы номер один" провозглашалась многими президентами. Разумеется,

нынешний "бюджетный успех" напрямую связан с общеэкономическими

показателями и зависит от их небывалого улучшения при Клинтоне. Это

улучшение, в свою очередь, стало возможным благодаря удачному совпадению по

времени разнородных благоприятных для США факторов (завершение холодной

войны, выгодное для США падение мировых цен на нефть, более низкие, чем

ожидалось, темпы общего роста внутренних цен в стране). Отмечается важная

роль быстрого роста спроса на персональные компьютеры для общих темпов

экономического роста в США.

К декабрю позапрошлого года бескризисное развитие американской

экономики продолжалось непрерывно 103 месяца. Продолжение нынешнего

экономического и бюджетного курса должно, по расчетам, дать до 2014 года

совокупный профицит размером до 4,5 трлн. долл. К 2003 финансовому году

запроектировано возрастание положительного сальдо до 83 млрд. долл. В

настоящее время для администрации США и Федеральной резервной системы

необходимо найти возможности и экономические рычаги, чтобы не допустить

повторения кризиса 1930-х годов. Помехой могут послужить политические

факторы, которые либо толкнут экономику США на неэффективный

идеологизированный путь развития, либо не позволят привести нужные рычаги в

своевременное действие.

Таблица 1.

Структура доходов США (по федеральному бюджету) за 1980 и 2001 финансовые

года.

|Источник дохода |1980 фин. г. |2001 фин. г. |

| |млрд. $ |% к |млрд. $|% к итогу |

| | |итогу | | |

|Индивидуальные подоходные налоги |244,1 |47,2 |590,2 |43,56 |

|Налоги на доходы корпорации |64,6 |12,5 |157,0 |11,59 |

|Налоги на выплаты для целей |157,8 |30,5 |484,5 |35,76 |

|социального страхования | | | | |

|Налоги на наследство и дарение |6,4 |1,2 |14,8 |1,08 |

|Акцизы |24,3 |4,7 |57,5 |4,24 |

|Таможенные пошлины |7,2 |1,4 |19,3 |1,42 |

|Прочие поступления |12,7 |2,5 |31,9 |2,35 |

|Итого |517,1 |100 |1355,2 |100 |

Таблица 2.

Структура расходов США (по федеральному бюджету) за 2001 финансовый год.

| Направление расходов |% к итогу |

|Финансирование образования и библиотек |35 |

|Социальные пособия |13 |

|Здравоохранение |9 |

|Развитие транспорта |9 |

|Система общественной безопасности |8 |

|Общественная санитария |3 |

|Охрана окружающей среды |3 |

|Жилищное строительство и развитие коммунального хозяйства |1,8 |

|Прочие расходы |18,2 |

2.4. Банковская система и финансовый

капитал.

В США существует множество мелких и средних фирм. Многие из них

действуют самостоятельно, находя свои ниши на рынке. Но и крупный капитал

не оставляет их без внимания, учитывая повышенную маневренность малого

бизнеса, его гибкую адаптацию к запросам рынка, возможность экономии на

многих видах издержек. Через контрактную систему, субподряд,

технологическую зависимость малый и средний бизнес привязывается к крупному

как к устойчивому рынку, источнику снабжения, финансирования, новой

технологии.

Кредитная система США является наиболее развитой в мире и

представляет собой совокупность государственных и частных кредитных

институтов. Основным ее компонентом является Федеральная резервная система

(ФРС), выполняющая функции Центрального банка (создана в 1913 г.). ФРС

состоит из совета управляющих, 12-и федеральных резервных банков,

нескольких тысяч банков-членов и созданных конгрессом, Федерального

комитета по операциям на открытом рынке и Федерального консультативного

совета. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства,

воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.

Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики являются операции с

правительственными ценными бумагами на открытом рынке, расширение или

ограничение кредитов через механизм учетной ставки и прямое регулирование

банковских резервов.

В область деятельности банков сегодня попали не только традиционные,

но и новые виды операций, которые раньше были прерогативой

специализированных финансовых институтов: страховой бизнес, инвестиционные

операции, брокерские сделки. Банковская сфера «изобрела» новые формы

финансирования структурной перестройки экономики: лизинг, факторинговые

сделки, консультационный и информационный сервис, кредитование комплектного

строительства промышленных объектов «под ключ» с последующим участием в

прибылях. Так, 45% финансирования лизинга и 75% объема факторинговых

операций обслуживают крупные коммерческие банки.

Повышение эффективности кредитно-банковской сферы страны

сопровождается бумом слияний финансовых учреждений. За 80—90-е гг. число

коммерческих банков США сократилось более чем на 3 тыс. Они переросли в

более крупные коалиции, контроль которых распространяется не только на

отдельные отрасли, но и на всю национальную экономику.

2.5. Внешнеэкономические связи.

Регулирование внешнеэкономической деятельности США включает в себя

комплекс экономических и политических мер, направленных на обеспечение

внешних условий для расширенного воспроизводства капитала и роста прибылей

американских монополий.

Достаточно заметно, что правительство США в своей внешнеэкономической

политике уделяет главное внимание устранению барьеров, препятствующих

увеличению влияния американских монополий в области торговли товарами и

услугами и в сфере приложения капиталов.

Говоря о роли США в мировом хозяйстве, стоит заметить, что сегодня они

по прежнему играют большую роль на многих европейских и мировых рынках.

Так, мы можем отметить заметное присутствие американских товаров на

автомобильных, компьютерных, нефтехимических рынках. США экспортируют

мясопродукты, множество наименований другой пищевой продукции, одежду,

различные бытовые товары и т.д. Подробное распределение долей страны на

различных рынках мы приведем далее.

Стоит отметить, что в течение последних 10 лет США показывают

отрицательную динамику изменения собственных долей на важнейших мировых

рынках. Так, уменьшается присутствие Штатов на рынке продуктов питания,

электронного оборудования, товаров нефтехимической и общехимической

переработки. Регрессия здесь составляет около 5-7% в год. Данный факт

можно считать признаком спада экономического развития страны.

Промышленная специализация.

При сложившейся в настоящее время специализации различных государств в

мирохозяйственных связях весьма показателен опыт США, значительно

изменивших "зону своей ответственности" за последние 20-25 лет под влиянием

стабильно возраставшей конкуренции со стороны других индустриально развитых

стран. Очевидно, что США давно перестали выступать как "мировая кузница",

лидировавшая в мировом производстве преобладающей машинотехнической

продукции. Им не принадлежит исключительный приоритет в производстве

автомобильной, компьютерной, дорожностроительной и иной специализированной

техники, электронного оборудования, товаров нефтехимической и

общехимической переработки.

Важнейшей особенностью с конца 1980-х и на протяжении всех 1990-х

годов стал постепенный вынос традиционных промышленных производств за

пределы страны. Концепция строительства так называемого постиндустриального

общества предполагает перевод ресурсоемких и достаточно технологически

освоенных производств в страны третьего мира, ближе к источникам природных

богатств, в государства с менее строгим природоохранным законодательством и

с относительно дешевой рабочей силой. Именно из-за отсутствия

государственной поддержки американские производители (во всяком случае на

территории США) за последнее десятилетие прекратили форсировать выпуск

автомобилей, компьютеров, бытовой техники связи и т.д. Массовое

производство достаточно технически сложной продукции оказалось более

рентабельным в новых индустриальных странах Азии и Латинской Америки.

Высокая степень автоматизации технологических процессов помогла

пересмотреть требования к квалификации трудовых ресурсов, что позволило в

конце концов выпускать вне США продукцию, ничуть не уступающую американской

по качеству. В таких условиях неравноправной конкуренции смогли выжить

только те американские производители, которые выпускали либо продукцию

нового, еще не освоенного мировой практикой технического уровня, либо

штучные уникальные товары. Именно на этом и сфокусирована государственная

технологическая политика страны. И закономерно, что в мировом экспорте

продукции традиционных массовых производств удельный вес компаний США стал

неуклонно снижаться (табл. 3).

Таблица 3.

Удельный вес США в объеме мирового экспорта продукции основных отраслей

обрабатывающей промышленности, %[8].

|Область |1981-1985 |1991 г. |1994 г. |1995 г. |

| |гг.* | | | |

|Общее и транспортное |17,1 |15,1 |14,4 |13,5 |

|машиностроение | | | | |

|Химическая промышленность в |15,0 |13,3 |13,2 |13,0 |

|целом | | | | |

|Остальные базовые отрасли |8,5 |7,6 |7,9 |7,2 |

|переработки | | | | |

*B среднем за период.

Из таблицы видно, что это характерно почти для всех отраслей

обрабатывающей промышленности страны. Становится все более очевидным, что

отнюдь не развитие традиционных отраслей обрабатывающей промышленности и не

экспорт готовых изделий соответствующих отраслей является стратегической

целью страны. США почти без сопротивления, а в некоторых традиционных

сферах производства и поощрительно, уступают другим странам мировое

первенство в ставших уже традиционными, хорошо технологически освоенных

отраслях обрабатывающей промышленности.

Но не только в мировом экспорте удельный вес страны падает, если

говорить о традиционных производствах современной обрабатывающей

промышленности. Даже в структуре внешнеторгового баланса самих США доля

импортируемой продукции традиционных промышленных отраслей заметно

превосходит показатели по экспорту из страны за рубеж сходной продукции.

Превышение объемов импорта над экспортом наблюдается с 1983 г. - до этого

объем ввозимой в США продукции традиционных отраслей обрабатывающей

промышленности всегда уступал объему вывозимой на зарубежные рынки и

произведенной в Америке. В 1996 г. объем импорта в США продукции всей

обрабатывающей промышленности превысил 728 928 млн. долл., тогда как

стоимость экспорта данной продукции из страны на мировые рынки оценивалась

лишь в 550 529 млн. долл. Это объясняется тем, что, как уже отмечалось,

лидирующие позиции на внутреннем рынке бытовой и профессиональной аудио- и

видеотехники, точных измерительных и специальных приборов, часовых

механизмов, в значительной степени легковой автомобильной и домашней

техники в США занимают товары, ввезенные в страну иностранными

производителями.

Изучая статистику обрабатывающей промышленности США, видно, что в

целом этот сектор экономики находится на подъеме непрерывно вот уже на

протяжении минимум 10 лет. Только за последнее пятилетие реальный ВВП в

национальной обрабатывающей промышленности вырос почти до 1,4 трлн. долл.

Прирост в среднем за год составляет 2,8% (см. табл. 4).

Таблица 4.

Динамика ВВП в обрабатывающей промышленности США, млн. долл. в текущих

ценах[9].

|Область |1996 г. |2001 г. |

|Всего ВВП Соединенных Штатов |5743837 |7636036 |

|Всего ВВП в обрабатывающей промышленности |1031425 |1332093 |

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.