реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Территориальные особенности демографического кризиса в России (на примере Самарской области)

миграционные процессы на внутритерриториальные и

межтерриториальные, т. е. выделить внутриобластной

(краевой, республиканский), межобластной (краевой,

республиканский).

Немаловажное значение имеет разграничение миграционных

процессов внутри перечисленных классификационных групп

миграции на городскую (город - город), сельскую (село

- село) и между разными категориями поселений (город -

село, село - город).

В докризисный период ученые СССР утверждали. Что

миграция оказывает и прямое и косвенное воздействие на

уровень рождаемости. И это правильно, поскольку

основную массу мигрирующего населения составляли лица

трудоспособного возраста, причем младших возрастных

категорий, т. е. лица высокой фертильности. Во

времена экономических кризисов структура мигрирующего

населения резко изменилась. Едут не отдельные члены

семьи, а вся семья. И соотношение в возрастных

группах может складываться в сторону увеличения лиц

старше или ближе к нетрудоспособному возрасту.

Миграция населения в современных условиях объединяет

общественно-организационное переселение, вызванное

потребностями самих переселенцев, вынужденная миграция

формируется под воздействием различных факторов, и в

первую очередь общественно-политических. Современная

миграция не продиктована экономическими интересами

страны, она зиждется на корыстных националистических,

криминальных и других интересах, продиктованных

субъективными интересами и взглядами на жизнь.

В дальнейшем господствующее положение займет

общественно-организационная миграция, которая

обеспечит общественно целесообразное территориальное

перераспределение трудоресурсного потенциала.

Средствами достижения такого, типа перераспределения

главной производительной силы будет комплексная

программа мер, объединяющая целую систему

организационных, экономических, правовых мероприятий,

осуществляемых государственными, общественными и

частными организациями. Не утратит роли и

индивидуальная инициатива человека.

Мировая практика подсказывает, что между общественно

организованной и индивидуальной миграцией населения

существует тесная связь, но каждая из них влияет на

количественные параметры мигрантов.

Когда Российская Федерация выйдет из экономического

кризиса, а народы, ее населяющие, политические игры

различных партий оставят на втором плане, миграция

населения будет рассматриваться как обычное,

необходимое условие нормального функционирования

цивилизованного государства. С ее помощью может быть

достигнуто оптимальное размещение трудоресурсного

потенциала по территории страны.

Миграция, положительные моменты которой превышают

отрицательные, может считаться оптимальной, т. е.

оптимальная миграция - это миграция, способствующая

получить максимальные результаты в экономической и

социальной сферах, повышению уровня жизни населения,

снижению социальной напряженности, сведению к минимуму

как материальных, так и духовных затрат как для страны

в целом, так и для каждого региона в отдельности.

Самарская область, занимая выгодное географическое и

транспортное положение, имея более устойчивое

социально-экономическое состояние, многонациональный

состав населения, стала одним из регионов, куда

устремился поток беженцев и вынужденных переселенцев

из бывших союзных республик и из "горячих" точек

России. Всего за 1995-1998 гг. в область прибыло 26

797 чел., что соответствует численности населения

такого города, как Нефтегорск и Нефтегорский район в

целом.

Абсолютная величина прибывающих в Самарскую область

пошла на убыль с 9531 чел. за 1995 г. до 3865 чел. в

1998 г. Лидирующее положение по оттоку населения в

Самарскую область занимают в рассматриваемом периоде

такие бывшие союзные республики, как Казахстан,

Узбекистан, Таджикистан. Общий миграционный прирост

был значительно больше. Именно он и обеспечивает более

низкие темпы снижения абсолютной величины численности

населения Самарской области.

Пик механического прироста по Самарской области

пришелся на 1994-1995 гг., отмеченные высоким уровнем

миграционного прироста. До 1996 г. механический

прирост покрывал естественную убыль. Начиная с 1996 г.

механический приток не покрывает естественную убыль.

Хотя это уменьшение незначительное и варьирует в

интервале 1,0-1,3 тыс. чел., но это говорит о том,

что в Самарской области наметившаяся тенденция к

депопуляции перешла в закономерность.

Рождаемость, смертность, миграция оказывают влияние не

только на абсолютную величину численности населения,

но и на ее половозрастную структуру.

Таблица 3.4

Численность мужчин и женщин Самарской области за 1989-

1998 гг.*

|Год |Все |В том числе |В общей численности |

| |населе- | |населения |

| |ние, | | |

| |тыс. чел.| | |

| | | | |

| | | мужчины |женщины |муж- | |

| | | | |итпгг-гт | |

| | | | |'илгиы ;, | |

|1989 |3222,9 |1494,3 |1728,6 |46,4 |53,6 |

|1995 |3302,3 |1541,5 |1760,8 |46,7 |53,3 |

|1996 |3308,8 |1544,1 |1764,7 |46,7 |53,3 |

|1997 |3307,7 |1542,2 |1765,5 |46,6 |53,4 |

|1998 |3306.7 |1541,3 |1765,4 |46,6 |53,4 |

* Самарская область: Статистический сборник. Самара,

1999. С.53.

По всем годам анализируемого периода численность

женщин превышает численность мужчин. На каждую 1000

мужчин приходилось женщин: в 1995 г. -1142, в 1996 г.

- 1143, в 1997 г. – 1145, в 1998 г. - 1145 . Это

соотношение резко меняется при рассмотрении таких

категорий населения, как население моложе

трудоспособного возраста, в трудоспособном возрасте и

старше трудоспособного. Соотношение численности женщин

на каждую 1000 мужчин в сторону увеличения происходит

за счет группы населения старше трудоспособного

возраста. В других 'группах на каждую тысячу мужчин

приходится 900-960 женщин. Аналогичная картина

наблюдается и по городской, и по сельской местности.

Демографическая ситуация характеризуется и такими

важнейшими показателями, как средняя продолжительность

жизни населения, коэффициент воспроизводства

супружеских пар, трудовых ресурсов, соотношение между

самодеятельным и несамодеятельным населением. Нами

рассматриваются те, которые напрямую связаны с

проблемами занятости в условиях реструктуризации

хозяйственного комплекса Самарской области - это

прежде всего соотношение между самодеятельным и

несамодеятельным населением. В последние годы в,

научной литературе и статистической отчетности

появился термин «экономически активное население".

По всем перечисленным категориям можно провести

параллели, перечислить общие и отличительные черты,

но, несомненно одно – в их основе лежит деление

населения на трудоспособный и нетрудоспособный

возраст.

Население как социально-экономическая категория

представляет собой единство двух его составляющих

производительной и потребительной сил, взаимоотношение

между которыми имеет качественную и количественную

сторону. Количественная сторона этого взаимоотношения

выступает в виде конкретного соотношения между

пропорциями в общей численности населения, занятой его

части в трудоспособном возрасте.

Нежелательным в демографической ситуации является тот

факт, что сокращается доля лиц моложе трудоспособного

возраста. Это непременно скажется в перспективе на

воспроизводстве населения. Так называемые амплитуды

колебания демографических волн зависят, в большинстве

своем, от соотношения между возрастными категориями.

Какое соотношение является идеальным между ними? На

этот вопрос дает ответ классификация регионов по типу

воспроизводства населения.

Кроме того„ соотношение между возрастными группами

оказывает самое непосредственное влияние на абсолютную

величину трудовых ресурсов, т. е. можно сделать вывод,

что тип воспроизводства населения и трудовые ресурсы

неотделимы друг от друга. Коэффициент воспроизводства

трудовых ресурсов рассчитывается на основании этих

возрастных групп.

Науке и практике известны четыре типа воспроизводства

населения, каждому из которых присущи свои

отличительные черты, причины, вызвавшие преобладание

данного типа воспроизводства и степень его влияния на

абсолютную величину трудовых ресурсов (таблица 3.5).

В силу изменившейся экономической ситуации для России

характерен четвертый тип воспроизводства населения. К

множествам причин, вызвавшим наличие данного типа

воспроизводства, целесообразно отнести и

реструктуризацию отраслей хозяйственного комплекса,

повлекшую за собой застой в развитии производительных

сил и резкое снижение уровня жизни населения страны.

При характеристике демографической ситуации, а в

период экономических кризисов в особенности

целесообразно рассчитывать коэффициент воспроизводства

трудовых ресурсов.

Таблица 3.5

Влияние типа воспроизводства населения на величину

трудовых ресурсов*

|Тип |Отличительные черты |Причины, вызвавшие |Степень влияния на |

|Вос-|Данного типа |данный тип воспро- |Абсолютную величину |

| |воспроизводства |изводства | |

|прои| | |Трудовых ресурсов |

|з- | | | |

|водс| | | |

|т- | | | |

|ва | | | |

|1 |1.Высокий уровень |Чрезвычайно низкий |Страна (регион) |

| |рож- |Уровень развития |будет располагать |

| |даемости и |науки, |малочисленными |

| |смертности, |культуры, медицины, |трудовыми ресурсами.|

| |быстрая смена |производства. | |

| |поколений |Отсутствие внутри- | |

| |2.Высокий уровень |семейного | |

| |дет- |регулирова- | |

| |ской смертности. |ния деторождения. | |

| |Значи- |Низкий уровень | |

| |тельная часть |материального | |

| |детского |благосос- | |

| |населения не доживает|тояния. | |

| |до | | |

| |трудоспособного | | |

| |возраста | | |

|2 |Низкая детская |Развитие производи- |Страна (регион) |

| |Смертность |тельных сил |будет |

| |2.Значительный |Повышение уровня |располагать |

| |удельный |культуры, |многочис- |

| |вес лиц младшего |материального |ленными трудовыми |

| |возрас- |благосостояния. |ресурсами. |

| |та | | |

|3 |Средняя рождаемость |1. Развитие произво-|Страна (регион) и в |

| |Низкая смертность | | |

| |Примерно равное |дительных сил |настоящее время, и |

| |Соотношение между ли-|Повышение уровня |далее будет распола-|

| | |образования, | |

| |цами трудоспособного |культуры, |гать средней числен-|

| |и |медицинского обслу- | |

| |младшего возраста |живания |ностью трудовых |

| | | |ресурсов. |

|4 |Низкий уровень рож- |Снижение доли | |

| |Даемости |лиц детородного | |

| |Рост доли лиц трудо- |возраста. | |

| |Способного возраста |Неспособность | |

| |Рост удельного веса |супружеских пар | |

| |лиц пенсионного |к деторождению по | |

| |возраста. |состоянию здоровья. | |

| |Уменьшение |Нежелание супружес- | |

| |Удельного веса лиц |ких пар иметь более | |

| |младшего возраста |1-2 | |

| | |детей. | |

| | |Экологическая | |

| | |обстановка. | |

Воронин В.В. Экономическая география РФ. Самара:

Самарск. Гос. Экон. Акад., 1997. Ч.1. С.102.

Чем ближе этот коэффициент к единице, тем более

расширен темп воспроизводства трудоспособного

населения.

В тех случаях, когда коэффициент воспроизводства

трудовых ресурсов приближается к единице, равен ей

или превышает ее, можно с твердой уверенностью

заявить, что в годы экономического кризиса это

состояние еще более отягощает социальную

напряженность. По мере выхода страны из него

территория не будет испытывать дефицита в рабочей

силе.

Когда коэффициент воспроизводства низкий или

отрицательный, то в годы кризиса это, в некоторой

степени, снижает проблему трудоустройства, но в годы

подъема экономики, при более высоком уровне

технической оснащенности, наоборот, усиливает. В

случае сохранения в регионе базового уровня

технологии производства, ему потребуется

дополнительный комплекс мероприятий, обеспечивающий

удовлетворение территориальной системы в рабочей

силе.

Что касается общего вывода, то можно констатировать

следующее: демографическая ситуация в области весьма

сложная, необходима разработка комплекса мер как по

области в целом, так и в разрезе городов, который

позволял бы более эффективно использовать имеющийся

трудоресурсный потенциал, повышать уровень жизни

населения, решать проблему занятости, снижать

социальную напряженность в стране и тем самым

способствовать в перспективе повышению рождаемости,

коэффициента воспроизводства трудовых ресурсов, так

как путь прохождения человека от рождения до

вступления в эффективную общественно-

производственную деятельность составляет 20-25 лет.

4. Пути выхода из демографического кризиса

Часть социально-экономической политики государства

-–демографическая политика - направлена на

управление процессом демографического развития

страны и ее отдельных регионов, т. е.

воспроизводством и миграцией населения по территории

страны. Управление демографическим развитием на

национальном и региональном уровнях в самом общем

виде может быть представлено как воздействие

общества на демографические процессы с целью

изменения их тенденций в наиболее оптимальном для

общества направлении. Оно осуществляется с помощью

последовательно проводимой демографической политики.

Необходимость управления демографическим развитием

определяется, во-первых, необходимостью

удовлетворения общественной потребности в

воспроизводстве населения и его размещении по

территории страны в масштабах и пропорциях,

соответствующих перспективным целям и задачам

социально-экономического развития общества. Во-

вторых, демографические процессы и их объективные

социально-экономические детерминанты связаны

опосредованно через сферу общественного и

индивидуального сознания, преломляющую влияние

условий жизнедеятельности на демографическое

поведение населения. Роль управления сводится здесь

к уменьшению возможного расхождения между целями

индивидуального демографического поведения и целями

демографического развития в целом. Наконец, в-

третьих, целенаправленного воздействия требуют

ситуационные проявления тенденций демографических

процессов, приводящие к обострению демографической

ситуации как на национальном, так и на региональном

уровне.

Несмотря на сложность управления демографическими

процессами, объективная возможность такого

управления существует в силу их социального

характера.

Цели и средства демографической политики обусловлены

конкретно-историческими условиями жизнедеятельности

общества и иерархией его текущих, и перспективных

целей.

Совокупность демографических процессов лишь одна из

подсистем общества и ее развитие подчинено интересам

и целям системы в целом. С этой точки зрения

демографическое развитие страны и любого ее региона

рассматривается в качестве фактора социально-

демографического развития; а население - как

конечная цель общественного развития, а отсюда - его

существование и воспроизводство - как

самостоятельная ценность для любого гуманистического

общества. Таким образом, в рамках любой

государственной политики, особенно демографической

политики должны быть созданы условия для нормального

развития воспроизводственных процессов. Нормальным

же надо считать такое развитие, которое не может в

перспективе привести к появлению и нарастанию

депопуляционных явлений, деструктурированию

населения.

Тесная связь демографических процессов с другими

социальными процессами означает, что относительно

бесконфликтное демографическое развитие возможно

только при условии стабильного развития общества в

целом. В этом смысле все меры социальной политики

влияют в той или иной степени на демографические

процессы, на их распределение во времени и в

пространстве. Это, однако, не дает оснований

относить к мерам демографической политики любые

проявления социальной политики, влияющие прямо или

косвенно на население. Демографическая политика

выделяется в рамках социальной политики за счет

специфической цели воздействия на демографические

процессы, т. е. лишь на одну из сторон

жизнедеятельности населения, и любые меры социальной

политики могут быть отнесены к демографической

политике только тогда, когда они соответствуют

данной цели и предполагают получение некоторого

ожидаемого эффекта. Со своей стороны и меры

демографической политики могут оказать влияние на

социально-экономические процессы. Это в первую

очередь меры миграционной политики.

Таким образом, демографическая политика может быть

определена как система общепринятых на уровне

управления идей к концептуально объединенных

средств, с помощью которых государство и его

социальные институты, соблюдая принципы, адекватные

конкретно-историческим условиям, предполагают

достижение установленных качественных и

количественных целей демографического развития,

соответствующих перспективным целям социально-

экономического развития общества в целом. В

демографической политике можно выделить четыре

взаимосвязанных компонента: концепцию, цель,

принципы проведения, меры достижения поставленной

цели.

Концепция, положенная в основу демографической

политики, должна соответствовать современным

представлениям о закономерностях эволюции,

воспроизводства и миграции населения и постоянно

подвергаться пересмотру по мере познания таких

закономерностей и накопления опыта управления их

развитием. Для воздействия на конкретные

демографические процессы могут быть сконструированы

относительно самостоятельные схемы в рамках общей

концепции, учитывающие специфику управляемого

процесса, однако все они должны соответствовать

одному условию: объединять в единую непротиворечивую

систему принципы, цели и меры воздействия на объект

управления.

Принципы проведения демографической политики прежде

всего социальны и выражают природу общественного

строя. Они динамичны по своему существу и

совершенствуются по мере развития самого общества. В

этом проявляется их связь с решаемыми обществом

социальными задачами.

Первые признаки дифференцированной демографической

политики - сами демографические процессы, в

отношении которых осуществляется демографическая

политика. Это политика в области рождаемости,

смертности и средней продолжительности жизни,

миграции. К политике, направленной на оптимизацию

тенденций смертности и продолжительности жизни,

относится: улучшение здоровья всех половозрастных

групп населения, снижение смертности и максимально

возможный в современных условиях рост

продолжительности жизни. Никакой целевой

дифференциации ни по региональному, ни по

этническому, ни по любому другому признаку эта

политика не допускает. Дифференциация здесь возможна

только в смысле выбора приоритетных, направлений

воздействия в соответствии с региональной спецификой

условий образа жизни населения и степенью остроты

проблем в области здоровья и смертности:

младенческая смертность, смертность трудоспособного

населения, мужская сверхсмертность, травматизм,

болезни системы кровообращения, рак, спид и т. п.;

улучшение качества медицинской помощи, изменение

существующей организации здравоохранения,

обеспечение качественного водоснабжения, улучшение

рациона питания и т. п.; наконец, меры, направленные

на повышение санитарно-гигиенической культуры

населения, распространение необходимой медицинской

информации. Очевидно, что многие из и направлений

демографической политики тесно смыкаются с

социальной политикой, носящей всеобщий характер. В

этом еще одно проявление специфики демографической

политики в области смертности, отрицающее

возможность иной ее дифференциации.

Сложнее обстоит дело с демографической политики в

области рождаемости. Именно ее в первую очередь

касаются дискуссии о необходимости

дифференцированного подхода к демографической

политике, мотивированные значительной региональной

(прежде всего этнической) дифференциацией типов

репродуктивного поведения и уровнем рождаемости. В

регионах, где рождаемость ниже уровня, необходимого

для простого воспроизводства населения, цель

демографической политики ясна: создание условий для

увеличения рождаемости до уровня, необходимого для

преодоления депопуляции и обеспечения стабильного

воспроизводства населения, уменьшение региональной

неравномерности демографического развития.

В странах, где сохраняется высокая рождаемость,

создают условия для более интенсивного ее снижения.

Снижение рождаемости — процесс объективный и

неизбежный, зависящий от темпов социально-

экономического развития стран.

Единственный признак, по которому может

дифференцироваться демографическая политика в

области рождаемости - детность семей. Право

государства на преимущественное стимулирование

семей, детность которых соответствует общественно

необходимой, не ущемляя прав других семей, очевидна

и не подвергается сомнению ни в одной из стран,

проводящих демографическую политику.

Миграционная политика по своей сути носит

территориально-дифференцированный характер, что

вытекает из сущности миграции как процесса изменения

одной территориальной совокупности населения за счёт

другой. Существуют и региональные различия в типах

миграционных проблем: например, повышение

приживаемости или, наоборот, увеличение мобильности

населения.

Цель миграционной политики в сравнении с другими

направлениями Д. п. имеет наиболее выраженный

соподчиненный характер по отношению к социальным,

экономическим и политическим целям государства. Она

Может быть направлена и на Обеспечение территорий

Нового освоения трудовыми ресурсами, и на создание

условий для формирования национальных кадров и на

заселение приграничных районов и т. д.

Цель миграционной политики должна быть

дифференцирована и по трем стадиям миграционного

процесса: миграционной подвижности (способности к

миграций), процессу переселений (собственно

миграции) и приживаемости -в районах вселения

(прежде всего адаптации). Возможна и дифференциация

политики по видам миграции.

Оценка эффективности демографической политики

требует выделения двух понятий: эффекта, то есть

результата от некоторого воздействия на объект (в

данном случае -количественного изменения

совокупности или Структуры тех или иных

демографических событий), и эффективности, то есть

отношения полученного результата к произведенным

затратам.

На уровне объекта управления (демографических

процессов) применимы оба понятия. Эффект оценить

проще посредством сопоставления достигнутых

параметров демографической ситуации с нормативными —

теми, которые должны были быть достигнуты к тому или

иному сроку. Эффективность может быть оценена лишь

косвенно—через оценку устойчивости и направленности

тенденций демографического развития, которое

формируется в рамках демографической политики. На

уровне субъекта управления (государства и его

институтов) необходима оценка прежде всего

эффективности демографической политики по аналогии с

определением экономической' эффективности, то есть

эффективности затрат, а также оптимальности

выбранной стратегии управления, адекватности методов

воздействия и системы использованных для этого мер.

Понятия эффекта и эффективности должны быть

применены и к оценке различных мер демографической

политики, учитывая, что многие из них не дадут

немедленного результата в силу известной

инерционности демографических процессов. Эта

инерционность определяется двояко: как

инерционность, половозрастной структуры, которая

формируется в результате длительного и часто

разнонаправленного взаимодействия воспроизводства и

миграции населения, и как инерционность

демографического поведения, темпы эволюции которого

измеряются периодами, равными длине поколений. По

этой причине в структуре мер демографической

политики приоритет должен быть отдан мерам,

рассчитанным на изменение демографического

поведения, таким образом на эффект, весьма

отдаленный во времени от момента начала их

проведения (или от момента начала их

финансирования).

Напротив, меры прямого стимулирования (льготы,

пособия, а также санкции) могут дать эффект довольно

быстро и привести к такому изменению интенсивности

демографических процессов, которое может внешне

выглядеть как продвижение к намеченной цели. Опыт

введения таких мер в ряде стран, однако, показывает,

что полученный эффект оказывается кратковременным и

по мере адаптация населения к ним быстро затухает,

так как подобное воздействие не оказывает влияния на

базовые демографические установки и ценности,

регулирующие демографическое поведение.

Теперь рассмотрим понятие демографической ситуации.

Это одно из фундаментальных понятий демографии

развернутая характеристика воспроизводства населения

по основным его структурным элементам

(демографическим процессам) в его пространственной и

временной определенности. Независимо от уровня, на

котором она рассматривается (национальном или

региональном), существует во взаимодействии с

другими социально-экономическими процессами. В

демографической ситуации находит выражение

диалектическое единство внутренних закономерностей

процесса воспроизводства населения и их внешних

детерминант — социально-экономических условий

существования населения в их исторической

обусловленности. Общая направленность детерминации

показывает генеральные тенденции воспроизводства

населения, его исторический тип и границы

ситуационных колебаний параметров режима

воспроизводства. Границы, колебаний в свою очередь

находятся под воздействием временных изменений

условий жизнедеятельности населения. Но, несмотря на

временный характер, изменения могут весьма

значительно влиять на интенсивность демографических

процессов, численность и половозрастную структуру

населения отдельных регионов на размещение населения

по территории страны. Разделение двух видов

тенденций в их совокупном влиянии на демографическую

ситуацию — важное условие ее адекватной оценки,

формирования представлений о тех пределах, в которых

изменение демографической ситуации наиболее реально.

Инерционность демографических процессов и структур

позволяет сопоставлять в динамике моментные

характеристики демографической ситуации

и по ним оценивать тенденции воспроизводства населения. На параметрах

текущей демографической ситуации основывается демографическое и социально-

экономическое прогнозирование, а также формулировка целей и задач

демографической политики, выбор ее приоритетных направлений.

На региональном уровне миграция выступает вторым по значению после

рождаемости источником, формирования населения, влияя на ход

демографических процессов прямо, через изменения в численности и

соотношениях отдельных половозрастных групп населения, главным образом

бракоспособных и репродуктивных контингентов. Роль миграции в формировании

населения региона в значительной степени зависит от степени несоответствия

между потребностью народного хозяйства в трудовых ресурсах и их наличием,

а также от условий, способствующих или препятствующих закрёплению населения

на данной территории.

Каждый из демографических процессов может быть оценен с помощью системы

показателей, рассчитываемых на основе материалов переписей населения и

данных текущего учета естественного и миграционного движения населения. Для

анализа рождаемости используются как абсолютные, так и относительные

показатели.

Оценка демографической ситуации не может быть, произведена лишь

относительно объективных параметров демографических процессов и

предполагает наличие критерия, внешнего по отношению к процессу

воспроизводства, населения. В качестве такого критерия может быть принято

научной обоснованное представление о типе Воспроизводства населения,

отвечающем долгосрочным интересам общества, выраженным в перспективных

целях и планах социально-экономического развития.

Степень удовлетворения потребности региона в населении определяется путем

сопоставления двух прогнозов. Первый из них — нормативный—базируется на

перспективном балансе трудовых ресурсов региона. Он позволяет определить

необходимую численность трудовых ресурсов и параллельно общую численность

населения региона. Второй прогноз основан на экстраполяции тенденций

основных демографических процессов: рождаемости, смертности, 'миграции.

Разность между необходимой и реально достижимой численностью населения и

трудовых ресурсов представляет собой величину дефицита или излишка, который

должен быть компенсирован миграцией. Возможность пополнения населения за

счет миграции на региональном уровне тесно связана современной

демографической ситуацией.

С позиции избранных критериев оценка демографической ситуации последних

десятилетий в нашей стране была далека от оптимальной. Снижение рождаемости

на большей части территории страны до уровня, не обеспечивающего в

перспективе простого замещения численности живущих поколений; длительная

стабилизация уровней смертности и средней продолжительности жизни на

уровне, не соответствующем основным социальным задачам нашего общества и

значительно уступающем показателям, достигнутым в большинстве развитых

стран мира; тенденции миграции, не соответствующие потребностям социально-

экономического развития страны и отдельных регионов; низкая приживаемость

новоселов; ухудшение, брачной ситуации и рост уровня разводимости.

К числу наиболее острых региональных проблем современной демографической

ситуации относятся: крайне низкая рождаемость; деформированная в результате

длительного интенсивного оттока населения половозрастная структура

населения, препятствующая нормальному течению всех демографических;

процессов; высокая смертность мужчин трудоспособного возраста, особенно

сельского населения, приводящая к почти полному их отсутствию в возрастных

группах старше 55—60 лет; высокая младенческая смертность и т.п.

Многие из перечисленных проблем носят долговременный характер и требуют для

своего решения длительного и целенаправленного воздействия.

Список литературы

1. Андрианов В.Д. Россия, экономический и инвестиционный

потенциал. М.: Экономика, 1999. Т.1

2. Воронин В.В. Трудоресурсный потенциал в условиях

реструктуризации отраслей хозяйственного комплекса. Самара: изд-

во Самарск. Гос. Эконом. Акад., 2000.

3. Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации.

Самара: изд-во Самарск. Гос. Экон. Акад., 1997. Ч.1.

4. Демографический энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл.,

1989.

5. Демографический статистический ежегодник. Самара, 1999.

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.