реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финляндия

тоже украшена множеством цветов; среди них выделяются снежно-белые

колокольчики полярного вереска и красные цветы горной азалии. Самое высокое

растение — ива образует густые заросли, сплошь покрывающие влажные склоны

гор, орошаемые потоками талых вод.

Огромные площади занимают в Финляндии болота и заболоченные земли — до

1/3 поверхности страны. Они особенно обширны в полосе между 64 и 67° с. ш.

Встречаются верховые болота с открытой поверхностью и покрытые чахлыми

сосняками, низинные с древостоем из ели или березы, а также переходные. На

юге и вдоль западного побережья преобладают комплексы верховых болот.

Севернее 63° с. ш. распространены открытые осоковые болота. На крайнем

севере они сменяются бугристыми торфяниками. В Озерном районе развит особый

тип болот, простирающихся по днищам долин.

Население

В Финляндии 5119000 жителей. Для 93% населения родной язык —финский,

для 6,5 % —шведский. Финны составляют компактное большинство населения

почти на всей территории страны. Только на Аландских островах и в некоторых

прибрежных районах Похьянма и Усима преобладают шведы. В отдельных северных

и северо-западных местностях обитают древнейшие жители страны — саами,

которых насчитывается более 2 тыс. По вероисповеданию преобладают лютеране,

около 2% верующих принадлежит к православной церкви. Все более растет

число атеистов.

Миграция.

Естественный прирост в годах и поселках заметно выше, чем в сельских

местностях. Причиной является более высокая рождаемость на динамику

населения в различных районах, оказывает влияние миграция, которую

подразделяют на внутреннею и внешнею. Городское население быстро растет, а

сельское население соответственно уменьшается. В 1971-1981 гг.

увеличивалась численность населения только в южных ляни, имеющих

положительный баланс во внутренней миграции. В большинстве общины Финляндия

в настоящие время преобладает отрицательный баланс миграции населения.

Наибольший баланс миграции отмечается в последние годы в тех районах

северной и восточной Финляндии, где в отраслевой структуре экономики

преобладает сельское хозяйство. Миграция из этих районов направлялась как в

крупные центры на юге страны (в основном в столичный район) так и в

промышленные районы Швеции. Демографические изменения можно разделить на

три этапа:

1. Первый этап отражает состояние с/х общины во время ведения натурального

хозяйства. Тогда система расселения росла и расширялась прежде всего в

связи с освоением новых земель. Наибольший относительный прирост населения

отмечался на периферии общины и в отдельных деревнях, где еще имелись

незанятые земли пригдные для обработки. Зато в ценральных частях общины

вокруг поселка (административного центра) расселение, достгнув своего

максимума, затормозилось.

2. Второй этап отражает положение 50-х годов, рост расселения, в связи с

освоением новых земель все еще был выше среднего на периферии общины, но,

кроме того, начался рост и в центральных густонаселенных частях, причем

темп превышал темп среднего прироста. Однако этот процесс был связан не с/х

производством, а с урбанизацией.

3. Третий этап отражает положение 80-х годов, рост расселения приобрел

центростремительный характер. Население административного центра и еще

более возросло по сравнению с предыдущим этапом как в количественном так в

территориальном отношении, зато на периферии общины численность населения

стала уменьшаться в периферийной зоне.

Отмеченные этапы динамики населения в пределах одной общины

оказываются справедливыми и для всей Финляндии. В соответствии с описанной

моделью на современном этапе пророст населения имеет отрицательный баланс в

периферийной зоне, где позднее всего осваиваются с/х угодия. В крупных

густонаселенный районах страны прирост превышает средний уровень и был

наиболее выражен в пригородах.

Хозяйство

Финляндия - развитая индустриально - аграрная страна, имеющая

современную промышленность, интенсивное сельское и лесное хозяйство. Доля

промышленности и строительства в ВВП превысила 2/5, а сельского, лесного и

рыбного хозяйства уменьшилось до 0.1. Резко возросла занятых в сфере

обслуживания.

Финляндия позже других стран Северной Европы вступила на путь

капиталистического промышленного развития, которое длительное время

сдерживалось рядом причин: сравнительной суровостью природных условий,

слабой заселенностью территорий, политической зависимостью сперва от

Швеции, потом от России, нехватка национальных капиталов.

Развитие капитализма в Финляндии и индустриализация страны в большой

степени связана с главным природным ресурсом - лесом. Когда во второй

половине прошлого века спрос на лес на западноевропейских рынках стал

быстро расти, финская древесина вслед за норвежской и шведской нашла

широкое применение как строительный материал и сырье для производство

бумаги. Сооруженный в те годы Сайменский канал дал выход в море лесу из

центральных и восточных районов страны. На берегах Финского и Ботнического

заливов выросли лесопильные заводы и лесные гавани. Доходы от торговли

лесом укладывались в сооружения целлюлозных заводов и бумажных фабрик.

Таким путем уже в начале XX в. сложились основы специализации

Финляндии в международном разделении труда как одного из главных

производителей и экспортеров лесобумажных товаров. Однако вплоть до

середины XX в. Финляндия оставалась страной с преобладанием сельского и

лесного хозяйства над промышленностью, которая к тому же имела ярко

выраженный односторонний характер: на кануне второй мировой войны древесина

и продукты ее переработки составляли более 4/5 стоимости финского экспорта.

Из аграрно - индустриальной страны Финляндия превратилась в

индустриально –

аграрную в этом отношении догнала соседские скандинавские страны. Если

накануне второй мировой войны доля сельского и лесного хозяйства валовом

национальном продукте составляла более 1/3, а доля промышленности - около

1/3, то в конце 80 г. доля промышленности увеличилась до 1/2 и втрое

превзошла долю сельского и лесного хозяйства.

Характерная яркая выраженная черта экономики Финляндии - высокая

степень централизации и концентрации капитала и производства. Три десятка

крупнейших концернов, частных, государственных и смешанных, сосредотачивают

на своих предприятиях около половины рабочей силы, выпускает более половины

промышленной продукции и обеспечивают до 3/4 экспорта Финляндии. В черной

металлургии доминируют государственная компания «Раотарукки», в цветной -

«Оутокумпу». Почти все судостроительные верфи принадлежат концерну «Раума-

Репола», «Вяртсиля» и «Валмет». В производстве подъемных кранов монопольное

положение занимает компания «Коне», в производстве легковых автомобилей -

«СААБ - Валмет». Компании «Нокия» и «Солора» выпускает около половины

продукции электронной промышленности. Более половины производства целлюлозы

сосредоточено на предприятии концернов «Энсо - Гудцайт», «Кеми», «Куммене»,

«Юхтюнеет паперитехтаат». Около 4/5 оптовой торговли находится в руках двух

фирм - «Туро» и «Кеско».

«Двадцать семейств» крупной буржуазии владеют контрольными пакетами

наиболее мощных промышленных компаний и одновременно занимают ключевые

позиции в двух главных коммерческих банках — «Кансаллис осаке панкки» и

«Суомен юхдюспанкки». Эти два гиганта сосредоточили в своих руках более 4/5

всего капитала и кредита коммерческих банков страны. Выделяется семья

Эрнрутов, тесно связанная с банком «Кансаллис осаке панкки» и рядом

крупнейших лесопромышленных, машиностроительных, судоходных и других

компаний. Эрнруты и другие могущественные кланы, которых называют «финскими

Рокфеллерами», стали фактическими хозяевами целых отраслей промышленности.

Они оказывают большое влияние не только на экономическую, но и в

значительной степени на политическую жизнь страны.

Важную роль в экономике Финляндии играет государственный сектор. Это

объясняется традиционным владением государством большой частью земельных,

лесных и минеральных ресурсов, переходом в руки государства после войны

военных заводов и предприятий, принадлежавших германскому капиталу,

значительными государственными капиталовложениями в энергетику, металлургию

и другие отрасли тяжелой индустрии.

Предприятия, находящиеся под контролем государства, выпускают примерно

1/5 промышленной продукции страны. Наиболее значительна доля

государственного сектора в горнорудной промышленности, металлургии,

электроэнергетике, нефтепереработке, химии и машиностроении. Государство

владеет 1/3 земельной и около 1/4 лесной площади страны.

Финляндия позже других стран Северной Европы открыла двери

иностранному капиталу. Участие иностранного капитала в экономике Финляндии

пока сравнительно невелико. Наиболее значительны позиции шведского капитала

в машиностроении. Крупные дочерние компании имеют в Финляндии американские

и англо-голландская нефтяные монополии.

Промышленность

По числу работающих в промышленности и по объему валовой промышленной

продукции Финляндия занимает второе место среди стран северной Европы

(после Швеции). Промышленности Финляндии, как и Швеции, преобладают две

группы отраслей: одна из них связана с обработкой и переработкой древесины

другая - с выплавкой и обработкой металла. Но если в Швеции издавна

преобладала металлопромышленность, то в Финляндии долго доминировала

лесопромышленность.

Топливно-энергетическая промышленность.

Снабжение энергией — одна из наиболее сложных экономических проблем

Финляндии. Перед второй мировой войной 3/4 потребности страны в энергии

покрывалось собственными ресурсами. Основу топливно-энергетического баланса

составляла древесина, на которую падало более 3/5 общего потребления

энергии, на гидроэнергию приходилась 1/8 и на 1/4 потребление энергии

покрывалось ввозом минерального твердого и жидкого топлива, собственные

ресурсы которого в стране отсутствуют.

Быстрый рост спроса на энергию, прежде всего со стороны весьма

энергоемкой целлюлозно-бумажной промышленности, и одновременно ограничение

потребления дров в связи с более интенсивным использованием древесины в

лесобумажном производстве вызвали резкую перестройку топливно-

энергетического баланса. Ныне лишь 1/5 потребляемой в стране энергии

покрывается за счет собственных ресурсов. Остальное же топливо поступает из-

за рубежа. Ежегодно ввозится 13—14 млн. т. нефти и нефтепродуктов, около 4

млн. т. каменного угля и кокса и около 1 млрд. куб. м. природного газа.

Главный поставщик твердого и жидкого топлива в Финляндию — Россия.

Природный газ также поступает из России по проложенному через Карельский

перешеек газопроводу.

Нефтеперерабатывающие заводы расположены на южном и юго-западном

побережье страны в Шельдвиге, близ Порво, и в Нантали, близ Турку.

Электроэнергетика Финляндии долгое время использовала преимущественно

гидроэнергетические ресурсы. Большое гидроэнергетическое строительство

развернулось после второй мировой войны на реках северной части страны.

Были сооружены каскады электростанций в бассейнах рек Оулуйоки и Кемийоки.

Общая мощность возведенных на этих двух богатых гидроэнергией реках 15

электростанций достигает 1300 МВт. и превышает половину мощности всех

гидроэлектростанций страны.

К концу 1960-x годов наиболее мощные и выгодные в технико-

экономическом отношении водопады были уже освоены, и лидерство в финской

электроэнергетике перешло к тепловым электростанциям, значение которых из

года в год возрастает. В 1977 г. на долю ТЭС пришлось около 2/3

производства электроэнергии. Размещены тепловые электростанции в основном

на южном и юго-западном побережье страны у крупных городов, нефтяных портов

и нефтеперерабатывающих заводов. Крупнейшая ТЭС страны “Инкоо” (мощностью

800 МВт.), расположенной на берегу Финского залива юго-западнее Хельсинки,

вторая по значению ТЭС (мощностью 440 МВт.) находится рядом с

нефтеперерабатывающим заводом в Нантали, близ Турку. На юго-востоке страны

сооружена электростанция, топливом для которой служит природный газ,

подаваемый из России.

Новый этап в развитии электроэнергетики Финляндии начался после того,

как в 1977 г. вступило в строй первая АЭС близ города Тивисы на берегу

Финского залива. Электростанция построена при техническом содействии СССР и

работает на российском уране.

Только после второй мировой войны в значительной мере в результате

хозяйственных связей с Россией в Финляндии быстро стали развиваться

металлургия, металообработка и машиностроение.

Лесная промышленность.

Лесобумажная промышленность обладает богатой сырьевой базой -

обширными таежными лесами. А ежегодно финские лесорубы заготовляют в

зависимости коньюктуры на мировом рынке от 32-45 млн. куб. м. Древесины,

главным образом словой и сосновой.

Финляндия - один из крупнейших производителей в мире пиломатериалов,

бумажной массы, фанеры. Лесопильные заводы ежегодно производят до 8 млн.

куб. м. пиленных и струганных досок. По экспорту пиломатериалов занимает

третье место после России и Канады. Наиболее крупные центры лесопиления

расположены в устьях главных лесосплавных рек - Кюмийоки, Кокемяэнйоки,

Олулуйоки и Кемийоки. Это портовые города Котка на побережье Финского

залива, Поре, Оулу, Кеми на побережье Ботнического залива. Крупным центром

лесопиления относятся также Ланпенранта, расположенная на южном берегу

озера Сайма, у начало Сайменского канала. Размещение лесопильных и других

деревообрабатывающих предприятий. На реках и озерах имеет в основном

исторический характер, так как сплавом теперь идет лишь одна треть

потребляемой древесины, а около 2/3 ее доставляется на предприятия из леса

автомобильным транспортом.

Ныне металопромышленность заняло ведущее место по числу занятых,

объему капиталовложений и стоимости выпускаемой продукции. Тем не менее,

лесобумажная промышленность продолжает доминировать в финском экспорте и

определять важную роль страны в международном разделении труда и ее место в

мировой торговле.

Черная металлургия.

Финляндия располагает значительной сырьевой базой для черной

металлургии. Железная руда месторождения Отанмяки, расположенного южнее оз.

Оулуярви, хотя и требует обогащения, но зато содержит ценные легирующие

металлы — титан и ванадий, высоким содержанием железа отличается руда

заполярных месторождений Кярвясвара, близ города Рованиеми, и Колари, у

самой границы со Швецией. Открыты довольно крупные железорудные

месторождения на дне прибрежной части Балтийского моря — Юсcape, близ

полуострова Ханко, и Нюхамн, у Аландских островов. В целом запасы железной

руды оцениваются в 200—300 млн. т.

Предприятия черной металлургии выплавляют около 2 млн. т. чугуна, 2,5

млн. т. стали и выпускают 2 млн. т. стального готового проката. Главный

центр черной металлургии — город Рахе на берегу Ботнического залива. Здесь

в 60— 70-х годах при участии СССР построен крупнейший во всей Северной

Европе металлургический завод «Раутарукки». Он производит 4/5 всего

выплавляемого в стране чугуна и 2/3 стали. Изготовляемый на заводе стальной

лист используется в судостроении и частично идет на экспорт. Руда поступает

в основном из рудников Отанмяки и Кярвясвара, а также ввозится из Швеции.

Одним из главных поставщиков железорудного сырья для доменных печей завода

«Раутарукки» стал Костомукшский горно-обогатительный комбинат в Карелии,

сооружаемый с участием финских фирм. Небольшие преимущественно передельные

металлургические заводы действуют на юге страны — в Иматре, в районе Турку

и на полуострове Ханко.

Цветная металлургия.

Цветные металлы — главное минеральное богатство страны. Запасы меди

составляют около 1 млн. т. Медноколчеданная руда наиболее известного

месторождения Оутокумпу на востоке Озерного плато содержит также цинк,

кобальт, серу, железо, серебро, золото. Из руды находящегося в этом же

районе месторождения Коталахти одновременно с медью извлекается никель.

Запасы цинка определяются в 2 млн. т. Основная его добыча вместе с медью и

свинцом ведется из месторождения полиметаллических руд Виханти,

расположенного южнее Оулу. По добыче меди и цинка Финляндия занимает одно

из ведущих мест в Зарубежной Европе.

На севере страны, близ Кеми, начата разработка одного из крупнейших в

мире месторождений хрома, содержащего до 30 млн. т. металла. По запасам

хромовой руды Финляндия занимает третье место в мире после ЮАР и Зимбабве,

а по добыче — четвертое место, уступая лишь названным странам и Турции.

Хромовая руда после ее переработки и концентрат на заводе в Торнио

экспортируется.

Предприятия цветной металлургии размещены на побережье Ботнического

залива или вблизи от него. Добытая в Оутокумпу и там же обогащенная руда

поступает и виде концентратов на завод в Харьявалте, где из нее

выплавляются черновые медь и никель, которые затем перерабатываются

электролитическим методом на заводе в Пори. На одном из крупнейших в Европе

цинковых заводов в Коккола из концентратов, поступающих из Виханти и с

других рудников, изготовляются электролитический цинк и кобальт.

Машиностроение.

Машиностроение за послевоенные годы из отрасли, работавшей только на

внутренний рынок, превратилось в отрасль, продукция которой занимает в

финском экспорте по стоимости второе место после лесобумажного

производства. Главные машиностроительные предприятия сосредоточены

преимущественно на юго-западе страны. Крупнейшие города страны — Хельсинки.

Турку и Тампере —одновременно важнейшие машиностроительные центры.

В машиностроении выделяются прежде всего судостроение и изготовление

оборудования для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

С участием шведских концернов «Вольво» и «СААБ-Скания» создана

автомобильная промышленность, впускающая ежегодно до 30 тыс. легковых и

около 2 тыс. грузовых

автомобилей и автобусов. Основная часть узлов и деталей поступает из

Швеции.

Химическая промышленность.

Большая потребность целлюлозно-бумажного производства и в химикалиях,

прежде всего в хлоре и едком натре, способствует развитию химической

промышленности. В то же время отходы лесобумажной промышленности служат

сырьевой базой для лесохимии и производства удобрений. Рост

нефтепереработки способствует формированию нефтехимических производств, в

том числе выпуску синтетических смол и пластмасс. Главные центры химической

промышленности — Оулу, Харьявалта, Коккола, Кусанкоски.

Текстильная промышленность.

Текстильная промышленность — одна из старейших промышленных отраслей

страны, развитие которой было связано с емким русским рынком. Еще середине

прошлого иска в Тампере сложилось крупное льняное и хлопчатобумажное

производство. Позже в Хельсинки и его окрестностях возникли шерстяные

фабрики. Текстильную промышленность дополняют многочисленные швейные и

трикотажные предприятия.

Широкую известность во многих отраслях мира получила фарфоровая посуда

и художественная керамика фабрики «Арабия» в Хельсинки.

В пищевой промышленности наиболее развито находящееся под контролем

кооператива «Валио» производство молочных продуктов. Часть сливочного масла

и сыра идет на экспорт.

Сельское хозяйство продолжает играть важную роль в экономике страны,

хотя доля занятого в нем (вместе с лесным хозяйством) экономически

активного населения за последние два десятилетия уменьшилась почти втрое.

Сельское хозяйство полностью обеспечивает потребности страны в молочных и

мясных продуктах и в основном в продовольственном и кормовом зерне. Для

этой отрасли в Финляндии характерны преобладание мелкого и среднего

землевладения, ярко выраженная специализация на молочном животноводстве и

тесная связь с лесным хозяйством.

Финляндия — страна мелких и средних ферм. Хозяйства, имеющие участки

пашни размером до 10 га, составляют более 3/5 общего числа ферм и владеют

более 2/5 всей пахотной земли. Хозяйства с участками в 10—20 га, которые в

условиях Северной Европы считаются средними, составляют более 1/4 общего

числа хозяйств и имеют более 1/3 пахотной земли. Таким образом, мелкие и

средние хозяйства, составляющие 9/10 всех ферм, располагают 3/4 пахотной

земли. Идет систематическое разорение мелких фермеров, в результате общее

число хозяйств из года в год сокращается.

Подавляющее большинство мелких и средних хозяйств поддерживают свое

существование продажей леса с принадлежащих им лесных участков, размеры

которых в несколько раз превышают размеры пахотных угодий. В среднем по

стране на каждую ферму приходится лишь 11 га пашни и в то же время более 50

га продуктивных лесов. Выручка за проданный лес дает в среднем более

четверти доходов фермеров, а во многих мелких хозяйствах — до половины всех

денежных доходов. В обширных районах Центральной и Северной Финляндии

лесное хозяйство служит основным источником существования крестьян, а

сельское хозяйство — лишь дополнительным.

Своеобразие отраслевой структуры сельского хозяйства наряду с

характерным для всех стран Северной Европы преобладанием животноводства

над земледелием состоит в Финляндии, как и в Дании, в исключительно большой

роли молочного производства. Примерно 4/5 всех доходов финского сельского

хозяйства дает животноводство, а доходы от реализации молока составляют 3/5

доходов от животноводства.

Транспорт и внешнеэкономические связи. Близкое к полуостровному

положение страны в сочетании с изобилием глубоких заливов способствует

развитию морских перевозок. Морем идет 4/5 импортных и около 9/10

экспортных грузов. По сравнению с соседними Скандинавскими странами

торговый флот невелик — его тоннаж несколько больше 2 млн. т. Вес

доставляемых морем грузов, среди которых преобладает минеральное топливо,

вдвое превышает вес отправляемых из финских портов грузов, состоящих

преимущественно из лесопромышленной продукции. Среди многочисленных портов

на побережье финского и Ботнического заливов выделяются размерами

грузооборота Хельсинки, куда поступает больше всего импортных грузов, и

Котка, откуда отправляется больше всего экспортных грузов. Порт Турку

отличается интенсивным развитием автопаромного сообщения со Швецией. В

соседнем с Турку Нантали расположен крупнейший в Финляндии нефтеимпортный

порт.

Среди развитых в юго-восточной озерной части страны внутренних водных

путей выделяется Сайменский канал, соединяющий одноименную систему озер с

Финским заливом и проходящий частично по территории России.

Внутри страны грузы перевозятся главным образом автомобильным и

железнодорожным транспортом. Железнодорожная сеть, составляющая 6 тыс. км,

принадлежит государству. Она сложилась, еще, когда Финляндия входила в

Россию.

В стране насчитывается более 1 млн. легковых и 130 тыс. грузовых

автомобилей. Наряду с проложенными между городами автомагистралями

повсеместно развита сеть поддерживающихся круглый год грунтовых дорог.

Внешние экономические связи имеют весьма важное значение для

хозяйственной жизни страны. Об этом свидетельствует тот факт, что доля

Финляндии в мировой торговле вдвое превышает ее долю в мировом промышленном

производстве. На внешнем рынке реализуется более 1/4 валового национального

продукта. Одновременно импорт покрывает до 1/3 потребности страны в товарах

и услугах.

До второй мировой войны практически вся внешняя торговля страны

осуществлялась с капиталистическими странами, которые рассматривали

Финляндию как поставщика лесопромышленного сырья и полуфабрикатов. Доля

лесобумажных товаров превышала 4/5 всей стоимости вывоза, причем половина

приходилась на лесоматериалы. Более 2/3 всего экспорта шло и три главных

империалистических страны — Великобританию, Германию и США, откуда

поступало также более половины финского импорта.

В послевоенные годы во внешней торговле Финляндии произошли большие

структурные изменения. В товарной структуре экспорта увеличилась роль

продукции металлопромышленности и уменьшилась доля лесобумажных товаров.

Значительное место занимает продукция химической и легкой промышленности.

Изменения в товарной структуре финского экспорта в большой степени

связаны с индустриализацией страны, с расширением и углублением торговых

связей с социалистическими странами, и прежде всего с Советским Союзом,

который был крупнейшим торговым партнером Финляндии: на его долю

приходилось до 1/5 финского экспорта и импорта.

Внутренние различия и города

Отличительная черта размещения населения и хозяйства Финляндии —

сосредоточение их на юге страны. Финские географы, исходя из уровня

заселенности и хозяйственной освоенности территории, делят свою страну на

две почти равные по площади части: южную, которую называют Освоенной

Финляндией, и северную, или Неосвоенную Финляндию. Границу между «югом» и

«севером» обычно проводят от города Йоэнсу на востоке страны в северо-

западном направлении к городу Оулу на побережье Ботнического залива. В

южной половине Финляндии, где равнинный, низменный ландшафт сочетается со

сравнительно мягкими климатическими условиями, проживает около 9/10

населения, производится более 9/10 промышленной и сельскохозяйственной

продукции, проложена густая сеть автомобильных и железных дорог. В северной

же части страны с довольно суровыми природными условиями лишь после второй

мировой войны началось серьезное использование богатых лесных,

гидроэнергетических и рудных ресурсов. В этот же период ускорилось и

сельскохозяйственное освоение территории. В целом, однако, обширная

Северная Финляндия продолжает все еще оставаться экономически слабо

освоенной и редконаселенной. Если на юг страны можно выделить два уже в

основном сложившихся экономических района — Юго-запад и Приозерье, то север

как район еще только формируется.

Список используемой литературы

1. «География Финляндии», 1982 г.

2. Научно - популярное географо-этнографическое издание «Страны и

народы», 1992 .

3. Краткий географический справочник «Страны и народы»., 1992 г.

4. «Ежегодник», 1990 г.

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.