реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финляндия

зависимости коньюктуры на мировом рынке от 32-45 млн. куб. м. Древесины,

главным образом словой и сосновой.

Финляндия - один из крупнейших производителей в мире пиломатериалов,

бумажной массы, фанеры. Лесопильные заводы ежегодно производят до 8 млн.

куб. м. пиленных и струганных досок. По экспорту пиломатериалов занимает

третье место после России и Канады. Наиболее крупные центры лесопиления

расположены в устьях главных лесосплавных рек - Кюмийоки, Кокемяэнйоки,

Олулуйоки и Кемийоки. Это портовые города Котка на побережье Финского

залива, Поре, Оулу, Кеми на побережье Ботнического залива. Крупным центром

лесопиления относятся также Ланпенранта, расположенная на южном берегу

озера Сайма, у начало Сайменского канала. Размещение лесопильных и других

деревообрабатывающих предприятий. На реках и озерах имеет в основном

исторический характер, так как сплавом теперь идет лишь одна треть

потребляемой древесины, а около 2/3 ее доставляется на предприятия из леса

автомобильным транспортом.

Ныне металопромышленность заняло ведущее место по числу занятых,

объему капиталовложений и стоимости выпускаемой продукции. Тем не менее,

лесобумажная промышленность продолжает доминировать в финском экспорте и

определять важную роль страны в международном разделении труда и ее место в

мировой торговле.

Черная металлургия.

Финляндия располагает значительной сырьевой базой для черной

металлургии. Железная руда месторождения Отанмяки, расположенного южнее оз.

Оулуярви, хотя и требует обогащения, но зато содержит ценные легирующие

металлы — титан и ванадий, высоким содержанием железа отличается руда

заполярных месторождений Кярвясвара, близ города Рованиеми, и Колари, у

самой границы со Швецией. Открыты довольно крупные железорудные

месторождения на дне прибрежной части Балтийского моря — Юсcape, близ

полуострова Ханко, и Нюхамн, у Аландских островов. В целом запасы железной

руды оцениваются в 200—300 млн. т.

Предприятия черной металлургии выплавляют около 2 млн. т. чугуна, 2,5

млн. т. стали и выпускают 2 млн. т. стального готового проката. Главный

центр черной металлургии — город Рахе на берегу Ботнического залива. Здесь

в 60— 70-х годах при участии СССР построен крупнейший во всей Северной

Европе металлургический завод «Раутарукки». Он производит 4/5 всего

выплавляемого в стране чугуна и 2/3 стали. Изготовляемый на заводе стальной

лист используется в судостроении и частично идет на экспорт. Руда поступает

в основном из рудников Отанмяки и Кярвясвара, а также ввозится из Швеции.

Одним из главных поставщиков железорудного сырья для доменных печей завода

«Раутарукки» стал Костомукшский горно-обогатительный комбинат в Карелии,

сооружаемый с участием финских фирм. Небольшие преимущественно передельные

металлургические заводы действуют на юге страны — в Иматре, в районе Турку

и на полуострове Ханко.

Цветная металлургия.

Цветные металлы — главное минеральное богатство страны. Запасы меди

составляют около 1 млн. т. Медноколчеданная руда наиболее известного

месторождения Оутокумпу на востоке Озерного плато содержит также цинк,

кобальт, серу, железо, серебро, золото. Из руды находящегося в этом же

районе месторождения Коталахти одновременно с медью извлекается никель.

Запасы цинка определяются в 2 млн. т. Основная его добыча вместе с медью и

свинцом ведется из месторождения полиметаллических руд Виханти,

расположенного южнее Оулу. По добыче меди и цинка Финляндия занимает одно

из ведущих мест в Зарубежной Европе..

На севере страны, близ Кеми, начата разработка одного из крупнейших в

мире месторождений хрома, содержащего до 30 млн. т. металла. По запасам

хромовой руды Финляндия занимает третье место в мире после ЮАР и Зимбабве,

а по добыче — четвертое место, уступая лишь названным странам и Турции.

Хромовая руда после ее переработки и концентрат на заводе в Торнио

экспортируется.

Предприятия цветной металлургии размещены на побережье Ботнического

залива или вблизи от него. Добытая в Оутокумпу и там же обогащенная руда

поступает и виде концентратов на завод в Харьявалте, где из нее

выплавляются черновые медь и никель, которые затем перерабатываются

электролитическим методом на заводе в Пори. На одном из крупнейших в Европе

цинковых заводов в Коккола из концентратов, поступающих из Виханти и с

других рудников, изготовляются электролитический цинк и кобальт.

Машиностроение.

Машиностроение за послевоенные годы из отрасли, работавшей только на

внутренний рынок, превратилось в отрасль, продукция которой занимает в

финском экспорте по стоимости второе место после лесобумажного

производства. Главные машиностроительные предприятия сосредоточены

преимущественно на юго-западе страны. Крупнейшие города страны — Хельсинки.

Турку и Тампере —одновременно важнейшие машиностроительные центры.

В машиностроении выделяются прежде всего судостроение и изготовление

оборудования для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

С участием шведских концернов «Вольво» и «СААБ-Скания» создана

автомобильная промышленность, впускающая ежегодно до 30 тыс. легковых и

около 2 тыс. грузовых автомобилей и автобусов. Основная часть узлов и

деталей поступает из Швеции.

Судостроение.

Финское судостроение — отрасль, развитие которой в послевоенные годы

особенно сильно связано с советскими заказами. Для их выполнения были

коренным образом реконструированы и расширены старые верфи и построены

новые. Был освоен выпуск новых типов судов, двигателей и различного

судового оборудования. Финское судостроение специализируется на постройке

дизель-электрических ледоколов, морских буксиров, морских автомобильных

паромов, танкеров для перевозки аммиака и других химических веществ, судов

для прокладки подводных кабелей, буровых платформ для морских

нефтепромыслов.

Ведущей судостроительной фирмой концерну «Вяртсиля», выпускающему

примерно половину всех судов, принадлежат старейшая и крупнейшая в стране

верфь «Крейто - Вулкан» в главном центре судостроения - Турку и верфь во

втором по значению центре - Хельсинки.

Судостроительные верфи расположены также в других городах на побережье

Ботнического и Финского заливов — в Рауме, Пори, Васа, Рахе, Ловиса.

Наряду, с судостроением ведущую роль в международной специализации финского

машиностроения играет также изготовление различных машин и комплектного

оборудования для лесобумажной промышленности. Ныне Финляндия входит в число

крупнейших производителей и особенно экспортеров наиболее сложных

бумагоделательных машин и другого оборудования для целлюлозных,

лесопильных, фанерных и мебельных предприятий. Бумагоделательные машины

выпускают ведущие машиностроительные фирмы: «Валмет», «Тампелла»,

«Вяртсиля». Основные центры производства оборудования для лесобумажной

промышленности — Тампере. Раума, Паса, Лахти, Кархула.

Точная электроника.

Довольно быстро развивается электротехническая промышленность,

выпускающая генераторы, электродвигатели, трансформаторы, силовой и

телефонный кабель на предприятиях, расположенных главным образом в

Хельсинки и Турку. Предприятия молодой электронной промышленности

изготовляют несложные ЭВМ, контрольно-измерительную аппаратуру,

радиоприемники, цветные телевизоры. Электротехническая и электронная

продукция занимает третье место и Финском экспорте машин и оборудования.

Химическая промышленность.

Большая потребность целлюлозно-бумажного производства и в химикалиях,

прежде всего в хлоре и едком натре, способствует развитию химической

промышленности. В то же время отходы лесобумажной промышленности служат

сырьевой базой для лесохимии и производства удобрений. Рост

нефтепереработки способствует формированию нефтехимических производств, в

том числе выпуску синтетических смол и пластмасс. Главные центры химической

промышленности — Оулу, Харьявалта, Коккола, Кусанкоски.

Текстильная промышленность.

Текстильная промышленность — одна из старейших промышленных отраслей

страны, развитие которой было связано с емким русским рынком. Еще середине

прошлого иска в Тампере сложилось крупное льняное и хлопчатобумажное

производство. Позже в Хельсинки и его окрестностях возникли шерстяные

фабрики. Текстильную промышленность дополняют многочисленные швейные и

трикотажные предприятия.

Широкую известность во многих отраслях мира получила фарфоровая посуда

и художественная керамика фабрики «Арабия» в Хельсинки.

В пищевой промышленности наиболее развито находящееся под контролем

кооператива «Валио» производство молочных продуктов. Часть сливочного масла

и сыра идет на экспорт.

Сельское хозяйство продолжает играть важную роль в экономике страны,

хотя доля занятого в нем (вместе с лесным хозяйством) экономически

активного населения за последние два десятилетия уменьшилась почти втрое.

Сельское хозяйство полностью обеспечивает потребности страны в молочных и

мясных продуктах и в основном в продовольственном и кормовом зерне. Для

этой отрасли в Финляндии характерны преобладание мелкого и среднего

землевладения, ярко выраженная специализация на молочном животноводстве и

тесная связь с лесным хозяйством.

Финляндия — страна мелких и средних ферм. Хозяйства, имеющие участки

пашни размером до 10 га, составляют более 3/5 общего числа ферм и владеют

более 2/5 всей пахотной земли. Хозяйства с участками в 10—20 га, которые в

условиях Северной Европы считаются средними, составляют более 1/4 общего

числа хозяйств и имеют более 1/3 пахотной земли. Таким образом, мелкие и

средние хозяйства, составляющие 9/10 всех ферм, располагают 3/4 пахотной

земли. Идет систематическое разорение мелких фермеров, в результате общее

число хозяйств из года в год сокращается.

Подавляющее большинство мелких и средних хозяйств поддерживают свое

существование продажей леса с принадлежащих им лесных участков, размеры

которых в несколько раз превышают размеры пахотных угодий. В среднем по

стране на каждую ферму приходится лишь 11 га пашни и в то же время более 50

га продуктивных лесов. Выручка за проданный лес дает в среднем более

четверти доходов фермеров, а во многих мелких хозяйствах — до половины всех

денежных доходов. В обширных районах Центральной и Северной Финляндии

лесное хозяйство служит основным источником существования крестьян, а

сельское хозяйство — лишь дополнительным.

Своеобразие отраслевой структуры сельского хозяйства наряду с

характерным для всех стран Северной Европы преобладанием животноводства

над земледелием состоит в Финляндии, как и в Дании, в исключительно большой

роли молочного производства. Примерно 4/5 всех доходов финского сельского

хозяйства дает животноводство, а доходы от реализации молока составляют 3/5

доходов от животноводства.

Земельные ресурсы.

Для земледелия используется 2,6 млн. га пахотной земли, или менее 9%

территории страны. Трудом многих поколений пашни создавались на месте

выжженного леса и на осушенных болотах. Пашни «зажаты» между лесами,

озерами, гранитными скалами и поросшими кустарником болотами. Из года в год

крестьяне выбирали из-под лемеха бесчисленные камни-валуны и относили их к

краю поля. Так возникли каменные ограды, отделяющие одно владение от

другого. Поля прорезаны длинными осушительными канавами. Дренаж полей

крайне необходим: почва слишком насыщена водой. Однако открытые канавы

занимают большую площадь и мешают использованию тракторов и комбайнов.

Поэтому все больше переходят к закрытой системе дренажа.

Земледелие служит прежде всего кормовой базой животноводства. Под

различными кормовыми культурами занято более -3/4 обрабатываемой земли. Из

года в год растет возделывание кормового зерна, доля которого в пахотном

клине превышает 2/5. Овес и ячмень — две ведущие зерновые культуры

Финляндии. Овес вызревает лишь в южной половине страны, зато ячмень

успевает вызревать и в заполярной Лапландии.

Под продовольственным зерном, главным образом яровой пшеницей, занято

более 1/10 пашни. Главный район возделывания пшеницы — юго-запад страны,

хотя посевы яровой пшеницы встречаются на всем побережье Ботнического

залива. Доходящие же до полярного круга посевы ржи значительно сократились.

Ныне пшеница дает более 2/3 а рожь — менее 1/3 сбора продовольственного

зерна.

Растениеводство.

Финляндия - самая северная в мире страна, возделывающая сахарную

свеклу, посевы которой сосредоточены на юго-западе, где находятся и

перерабатывающие ее сахарные заводы. Картофельные поля можно встретить

практически, но всей стране, но особенно обширны они на песчаных почвах

востока и юго-востока страны. До половины урожая картофеля идет на корм

скоту.

Сеяные травы, главным образом тимофеевка и красный клевер, также

возделываются повсеместно. Всего под ними занято более 1/3 пахотной земли.

В северной же половине страны сеяные травы доминируют и в растениеводстве и

служат основным кормом крупного рогатого скота.

Животноводство.

Стадо крупного рогатого скота насчитывает около 1,8 млн. голов, из

которых около 800 тыс. — молочные коровы. Разводят преимущественно две

примерно равноценные по продуктивности и хорошо переносящие холод породы:

финскую, низкорослую и безрогую, и завезенную из Шотландии скрещенную с

местным скотом более крупную, айрширскую. Обе породы сличаются хорошими

удоями и, главное, высокой жирностью молока.

Подавляющая часть молочного стада сосредоточена в мелких и средних

хозяйствах, объединенных в сбытовые кооперативы, которые скупают молоко и

перерабатывают его на своих многочисленных заводах.

В Финляндии так же развито свиноводство. Свинина составляет более

половины общего производства мяса. В заполярной Лапландии пасутся стада

северных оленей, насчитывающие до 200 тыс. голов. Оленина играет важную

роль в мясном балансе страны. На многочисленных звероводческих фермах,

преимущественно и западной части Финляндии, ежегодно заготовляют более 3

млн. шкурок норки.

Транспорт и внешнеэкономические связи. Близкое к полуостровному

положение страны в сочетании с изобилием глубоких заливов способствует

развитию морских перевозок. Морем идет 4/5 импортных и около 9/10

экспортных грузов. По сравнению с соседними Скандинавскими странами

торговый флот невелик — его тоннаж несколько больше 2 млн. т. Вес

доставляемых морем грузов, среди которых преобладает минеральное топливо,

вдвое превышает вес отправляемых из финских портов грузов, состоящих

преимущественно из лесопромышленной продукции. Среди многочисленных портов

на побережье финского и Ботнического заливов выделяются размерами

грузооборота Хельсинки, куда поступает больше всего импортных грузов, и

Котка, откуда отправляется больше всего экспортных грузов. Порт Турку

отличается интенсивным развитием автопаромного сообщения со Швецией. В

соседнем с Турку Нантали расположен крупнейший в Финляндии нефтеимпортный

порт.

Среди развитых в юго-восточной озерной части страны внутренних водных

путей выделяется Сайменский канал, соединяющий одноименную систему озер с

Финским заливом и проходящий частично по территории России.

Внутри страны грузы перевозятся главным образом автомобильным и

железнодорожным транспортом. Железнодорожная сеть, составляющая 6 тыс. км,

принадлежит государству. Она сложилась, еще, когда Финляндия входила в

Россию.

В стране насчитывается более 1 млн. легковых и 130 тыс. грузовых

автомобилей. Наряду с проложенными между городами автомагистралями

повсеместно развита сеть поддерживающихся круглый год грунтовых дорог.

Внешние экономические связи имеют весьма важное значение для

хозяйственной жизни страны. Об этом свидетельствует тот факт, что доля

Финляндии в мировой торговле вдвое превышает ее долю в мировом промышленном

производстве. На внешнем рынке реализуется более 1/4 валового национального

продукта. Одновременно импорт покрывает до 1/3 потребности страны в товарах

и услугах.

До второй мировой войны практически вся внешняя торговля страны

осуществлялась с капиталистическими странами, которые рассматривали

Финляндию как поставщика лесопромышленного сырья и полуфабрикатов. Доля

лесобумажных товаров превышала 4/5 всей стоимости вывоза, причем половина

приходилась на лесоматериалы. Более 2/3 всего экспорта шло и три главных

империалистических страны — Великобританию, Германию и США, откуда

поступало также более половины финского импорта.

В послевоенные годы во внешней торговле Финляндии произошли большие

структурные изменения. В товарной структуре экспорта увеличилась роль

продукции металлопромышленности и уменьшилась доля лесобумажных товаров.

Значительное место занимает продукция химической и легкой промышленности.

Изменения в товарной структуре финского экспорта в большой степени

связаны с индустриализацией страны, с расширением и углублением торговых

связей с социалистическими странами, и прежде всего с Советским Союзом,

который был крупнейшим торговым партнером Финляндии: на его долю

приходилось до 1/5 финского экспорта и импорта.

Внутренние различия и города

Отличительная черта размещения населения и хозяйства Финляндии —

сосредоточение их на юге страны. Финские географы, исходя из уровня

заселенности и хозяйственной освоенности территории, делят свою страну на

две почти равные по площади части: южную, которую называют Освоенной

Финляндией, и северную, или Неосвоенную Финляндию. Границу между «югом» и

«севером» обычно проводят от города Йоэнсу на востоке страны в северо-

западном направлении к городу Оулу на побережье Ботнического залива. В

южной половине Финляндии, где равнинный, низменный ландшафт сочетается со

сравнительно мягкими климатическими условиями, проживает около 9/10

населения, производится более 9/10 промышленной и сельскохозяйственной

продукции, проложена густая сеть автомобильных и железных дорог. В северной

же части страны с довольно суровыми природными условиями лишь после второй

мировой войны началось серьезное использование богатых лесных,

гидроэнергетических и рудных ресурсов. В этот же период ускорилось и

сельскохозяйственное освоение территории. В целом, однако, обширная

Северная Финляндия продолжает все еще оставаться экономически слабо

освоенной и редконаселенной. Если на юг страны можно выделить два уже в

основном сложившихся экономических района — Юго-запад и Приозерье, то север

как район еще только формируется.

Юго-запад (в составе ляни Турку - Пори, Усима, Хяме, Васа и Ахвенанма)

— историческое и политическое ядро страны, ее наиболее населенная,

урбанизированная и экономически развитая часть. На его территории,

составляющей менее 1/4 площади Финляндии, сосредоточено более 3/5 населения

и выпускается более 2/3 промышленной продукции. Благоприятные природные

условия — низменные равнины с достаточно мягким климатом и плодородными

почвами — сделали Юго-запад и главным сельскохозяйственным районом, а

выдвинутость в сторону Балтийского моря способствовала развитию

судоходства. На побережье и островах развито рыболовство. На Юго-западе

находятся три наиболее крупных индустриальных и культурных центра

Финляндии: Хельсинки, Турку и Тампере. Юго-Запад имеет широкий набор

отраслей тяжелой и легкой промышленности, но специализируется главным

образом на разностороннем машиностроении. Район дает 4/5 всей выпускаемой в

Финляндии машиностроительной продукции. От других частей страны Юго-Запад

отличает также значительно меньшая роль лесного хозяйства и лесобумажной

промышленности. Сельское хозяйство специализируется на молочно-мясном

животноводстве, возделывании зерна, сахарной свеклы и пригородном

овощеводстве. На Юго-Западе больше, чем в каком-либо другом районе страны,

распространены крупные крестьянские хозяйства.

На морском берегу между входами в Финский и Ботнический заливы стоит

старейший город страны — Турку, насчитывающий около 170 тыс. жителей. Он

был основан еще в XII в. и шесть столетий развивался как центр шведского

владычества. Росту города благоприятствовала его удобная, открытая

практически круглый год гавань в устье р. Аурайоки. В 1640 г. в Турку был

основан стране университет c преподаванием на шведском языке. После

присоединения Финляндии к России Турку перестал быть административным

центром страны, но сохранил свое важное экономическое и культурное

значение. После катастрофического пожара 1827 г. город был коренным образом

перестроен и приобрел просторную прямоугольную планировку. Из средневековых

памятников зодчества сохранились романский собор и замок-крепость,

сооружение которых началось в XIII в. В одной из комнат замка

останавливался Петр 1. В центре города уцелели от пожара и превращены в

музей постройки XVII в. аптека, мастерские ремесленников и др. Ежегодно в

городе устраивается традиционный праздник ремесленников. В этот день в

мастерских работают старинными инструментами кузнецы и часовщики, сапожники

и шорники.

По берегам разделяющей Турку реки расположены стапели судостроительной

верфи «Крейтон-Вулкан» — крупнейшего предприятия города.

Турку — город студентов. В одном из его двух университетов преподавание

ведется на финском языке, а в другом — на шведском. Гордость города — музеи

композитора Сибелиуса и скульптора Аалтонена.

На северном берегу Финского залива расположена самая молодая из всех

столиц Северной Европы — Хельсинки. Официальной датой ее основания

считается 1550 г., когда шведский король Густав Ваза издал указ о

возведении города в устье небольшой реки Вантанйоки. Из-за конкуренции Обу

(Турку) город рос медленно, и в начале XIX в. в нем насчитывалось лишь 4

тыс. жителей. Оживление началось с 1812 г., когда Хельсинки стал новой

столицей Финляндии. После того как в 1860-х годах была построена железная

дорога, связавшая его с внутренними районами страны, город стал главным

торговым и промышленным центром и портом.

Ныне в официальной городской черте Хельсинки проживает около 800 тыс.

человек. Вместе с многочисленными городами-спутниками, среди которых

выделяются насчитывающие каждый более 100 тыс. жителей Эспо и Ванта, в

столичной агломерации Большой Хельсинки проживает около 1100 тыс. человек,

или около 1/7 населения страны. На промышленных предприятиях Большого

Хельсинки работает 1/6 всех занятых в финской промышленности и выпускается

около 1/5 промышленной продукции страны. Наиболее развиты отрасли

машиностроения и металлообработки, в которых занят каждый второй

индустриальный рабочий города. Среди крупнейших машиностроительных

предприятий — судостроительная верфь «Вяртсиля», заводы подъемного

оборудования «Коне», бумагоделательных машин «Валмет», электротехнический,

электроламповый и кабельный заводы. В других отраслях промышленности

столицы выделяются один из крупнейших в Европе фарфорово-фаянсовый завод

«Арабия», предприятия полиграфической, швейной и пищевой промышленности.

Хельсинки — важный транспортный узел. Через его порт, грузооборот

которого достигает 5—6 млн. т, проходит около 1/2 импорта и 1/6 экспорта

страны. Портовые причалы подходят к самому центру города. Океанские суда

швартуются в наиболее глубоководной Западной гавани. Регулярные судоходные

рейсы круглый год — зимой с помощью ледоколов — связывают Хельсинки со

Стокгольмом, Копенгагеном, C.-Петербургом, Таллинном и Травемюнде.

Железнодорожные линии соединяют город с Турку, с главной узловой станцией

страны — Рихимяки и через нее с Тампере, Лахти и другими важнейшими

городами Финляндии. На северо-восточной окраине расположен крупный

международный аэропорт.

В архитектурно-планировочном отношении Хельсинки — один из

интереснейших городов мира. Он расположен на полуострове, сильно изрезанном

заливами и бухтами, чередующимися со скалистыми мысами. Финский залив

широким фронтом вторгается в город. Прибрежные воды изобилуют большими и

малыми островами.

После пожара 1808 г. город был фактически отстроен заново.

Административный и деловой центр Хельсинки окружен жилыми кварталами.

Более благоустроенные из них расположены преимущественно в южной и

западной, пересекающий центральную частях города. Промышленные предприятия

сосредоточены в основном в восточной части столицы.

В Хельсинки немало скульптур из бронзы и гранита. Среди них памятники

великим соотечественникам, и героям народного эпоса, и безымянным

труженикам. На бульваре Эспланада, стоит памятник поэту, автору

национального гимна, на берегу одной из бухт — композитору Сибелиусу. Вяйне

Аалтонен создал прижизненный памятник знаменитому бегуну Пааво Нурми,

мировому рекордсмену и олимпийскому чемпиону, ставшему национальным героем.

В одно целое с городом сливаются многочисленные прибрежные острова.

Расположенная на острове Виапори старинная сперва шведская, потом русская

крепость Свеаборг (по-фински Суоменлинна) превращена в исторический музей.

На лесистом Сеурасари разместились народный парк и этнографический музей

под открытым небом, на скалистом Коркеасари — зоопарк, на Лауттасари среди

сосен построен новый жилой район и создана зона отдыха.

Ближнее и дальнее окружение Хельсинки представляет собой как бы его

индустриальное продолжение, где промышленные предприятия соседствуют с

пригородными фермами. Это особенно характерно для местности, расположенной

вдоль железной дороги и автострады, связывающих столицу с лежащим к северо-

западу от нее городом Тампере. На пути в Тампере расположен возникший

вокруг средневековой крепости город Хяменлинна, административный центр ляни

Хяме. В последние годы к имевшимся здесь предприятиям пищевой, легкой и

деревообрабатывающей промышленности прибавился автомобильный завод.

Хяменлинна — родина композитора Сибелиуса и фольклориста Лённрота. Рядом с

городом находится национальный природный парк Ауланко. В Хяменлинне

начинается популярный туристический пароходный маршрут по лабиринту озер,

так называемая «Серебряная линия», которая заканчивается в Тампере.

Тампере насчитывает с пригородами около 250 тыс. человек. В отличие от

древнего Турку этот город сравнительно молодой. Он вырос вокруг фабрик на

узком перешейке между лежащими на разных уровнях озерами Нясиярви и

Пюхяярви. На берегах протока между ними, состоящего из каскада бурных

водопадов, теснятся крупнейшие предприятия города. Они используют энергию

этих водопадов, которые вначале вращали водяные колеса, а потом турбины

сооруженных здесь электростанций. Город имеет ярко выраженный

индустриальный облик: в промышленности работает более половины экономически

активного населения. Вместе с соседними городками Нокиа и Валкеакоски

Тампере выпускает 1/10 промышленной продукции станы.

На востоке района, на лесистых склонах гряды (Салиаусселькя,

расположен молодой, но быстро растущий город Лахти, население которого

вплотную подошло к 200-тысячному рубежу. Динамизм города символизирует

скульптура, украшающая фонтан на центральной площади, — три летящие

ласточки. Лахти известен прежде всего как крупнейший центр мебельной

промышленности страны и, наверное, еще больше как «столица» лыжного спорта.

Над городом возвышаются лыжные трамплины. В окрестностях проложены лыжные

трассы.

В цепочке портовых городов, протянувшихся на западе района вдоль

побережья Ботнического залива, наиболее значительны Пори и Васа. Пори,

основанный в XIV в. в устье р. Кокемяэнйоки, насчитывает 120 тыс. жителей и

служит морскими воротами для Тампере и западной части лесопромышленного

Приозерья. Через Пори вывозится много лесопромышленных товаров. Крупные

лесопильные заводы есть и в самом городе. В Пори работают целлюлозно -

бумажный комбинат, медеплавильный и прокатный заводы, судостроительная

верфь. Город Васа, имеющий более 90 тыс. жителей расположен у самого узкого

места Ботнического залива. В городе преобладает пищевая и легкая

промышленность. Долгое время Васа развивался как центр обширного

сельскохозяйственного района, населенного преимущественно шведами. Перед

войной шведы составляли большинство населения города, ныне же их доля

снизилась до 1/5.

Приозерье, включающее центр и юго-восток страны (ляни Кески-Суоми,

Куопио, Миккели, Похьойс-Карьяла и Кюми), занимает основную часть Озерного

плато и прилегающую к нему с юга прибрежную полосу Финского залива до

границы с Россией. Район изобилует озерами, имеющими сложную конфигурацию с

массой заливов и островов. Межозерья, полуострова и острова покрыты

хвойными лесами с большой примесью березы. На берегах наиболее крупных озер

расположены города. Между ними, вдоль извилистых дорог разбросаны хутора,

окруженные небольшими полями кормовых трав, овса, ржи, картофеля. От

приморской полосы Озерное плато отделено грядами Салпаус-селькя, через

которые по бурным рекам озера сбрасывают свою воду в Финский залив.

Выросший на перешейке между озерами, вокруг старой шведской крепости, город

Савонлинна и его окрестности получили славу самой красивой местности в

стране и очень популярны среди туристов. Здесь летом на открытом воздухе

проводятся оперные фестивали.

В Приозерье, охватывающем более 1/4 территории страны, проживает

примерно такая же часть населения. В экономике района выделяется лесное

хозяйство и деревопереработка: выпуская в целом менее 1/4 промышленной

продукции Финляндии, Приозерье дает 2/5 производимых в стране лесобумажных

товаров. В крестьянских хозяйствах доходы от продажи леса, под которым

занята большая часть наделов, преобладают над доходами от животноводства и

земледелия. Важную роль играет добыча меди и других цветных металлов одного

из богатейших в Зарубежной Европе месторождений — Оутокумпу, на востоке

Озерного плато, а также разработка никелемедных руд месторождения

Коталахти.

Города центральной части района представляют собой административные и

торгово-распределительные центры. Наиболее крупный из них — Куопио, имеющий

более 90 тыс. жителей. В большинстве городов и поселков Приозерья развиты

главным образом деревообработка и судостроение. Деревообрабатывающие

предприятия изготовляют фанеру, столярные изделия, лыжи, а небольшие верфи

выпускают буксиры и лихтеры. На юге района, в долине р. Кюминйоки. между

городами Коувола и Котка, сложилось гнездо крупных лесопромышленных

предприятий. Котка — крупнейший лесопильный центр и экспортный порт страны,

по грузообороту почти не уступающий Хельсинки. Машиностроительные заводы

города и его окрестностей выпускают в основном оборудование для

лесобумажной промышленности.

На крайнем юго-востоке страны, на узкой полосе между оз. Сайма и

российско-финской границей, вокруг городов Лаппенранта и Иматра расположен

другой «сгусток» предприятий лесобумажной промышленности. Среди них

выделяется один из самых крупных в Европе целлюлозно-бумажный комбинат в

поселке Каукопя, принадлежащий концерну «Энсо-Гутцат». У города Иматра из

оз. Сайма берет свое начало р. Вуокса, несущая свои воды через границу в

Ладожское озеро. Недалеко от истока реки сооружена самая мощная в стране

гидроэлектростанция. Близ города Лаппенранта начинается Сайменский канал,

соединяющий удобным дешевым путем Озерный край с Финским заливом.

В западной части Приозерья выделяется индустриальный и

университетский центр — город Ювяскюля с населением более 75 тыс. человек.

В истории культуры страны он известен тем, что здесь в середине прошлого

века был основан первый лицей с преподаванием на финском языке. Главное

промышленное предприятие города — государственный машиностроительный завод

«Валмет». Основная его продукция — тракторы для сельского и лесного

хозяйства. В городе и вокруг него размещено несколько целлюлозно-бумажных и

деревообрабатывающих предприятий.

Север. Этот обширный край (в составе ляни Оулу и Лаппи) занимает около

1/2 территории страны. Почти половина его расположена за полярным кругом.

Район богат природными ресурсами, прежде всего лесом, гидроэнергией, рудами

черных и цветных металлов. В тоже время Север отличается от южной части

страны слабой заселенностью: в районе живет лишь 1/8 населения страны,

причем оно почти все сосредоточено на побережье Ботнического залива и в

долинах рек, а обширные пространства между ними заселены крайне редко. В

удаленных от побережья местностях финской Лапландии хорошо сохранились

природные ландшафты, слабо затронутые хозяйственной деятельностью человека.

Долгое время, вплоть до 1950-х годов, развитие хозяйства Северной

Финляндии сводились, но существу лишь к интенсивной и даже хищнической

вырубке леса в речных долинах, сплаву его к побережью и частичной

переработке в лесоматериалы и целлюлозу в городах Оулу и Коми, лежащих в

устьях одноименных рек. Основная же часть заготовленной древесины

вывозилась за границу в необработанном виде. В 70-е годы началась

эксплуатация гидроэнергетических ресурсов и рудных месторождений. На

наиболее богатых энергией реках Оулуйоки и Кемийоки были построены каскады

электростанций.

Вступили в строй железные рудники в районе оз. Оулурви (Отанмяки) и в

заполярной Лапландии, началась добыча полиметаллической, хромовой и

никелевой руд. Во внутренних районах Лапландии были построены

деревообрабатывающие предприятия, в Оулу — химические. Наиболее важную роль

в индустриализации Северной Финляндии сыграл сооруженный в Рахе

металлургический комбинат, самый крупный во всей Северной Европе. Однако и

целом значение Севера в экономике страны остается небольшим: в районе

производится лишь около 1/10 промышленной продукции Финляндии. Медленно

растет сельскохозяйственное производство. На долю района приходится лишь 5%

посевных площадей. Хозяйства здесь почти все мелкие, владельцы их живут в

основном доходами от леса. Характерное для побережья Ботнического залива

травосеяние и молочное животноводство в Заполярье, где распространена

тундровая растительность, сменяется оленеводством, которым занимаются как

саамы, так и финны.

Крупнейший город, экономический и культурный центр Севера—Оулу,

насчитывающий более 110 тыс. жителей. Он известен крупными целлюлозно-

бумажными, лесопильными и электрохимическими предприятиями, а также как

старинный центр кожевенного производства. В городе расположена ГЭС —

последняя ступень энергетического каскада на р. Оулуйоки.

В вершине Ботнического залива расположен второй по значению

лесопромышленный центр Северной Финляндии — Кеми. Его заводы перерабатывают

древесину, поступающую из таежных лесов в бассейне р. Кемийоки. В

окрестностях города ведутся добыча и обогащение хромовых руд.

Вверх по долине р. Кемийоки, мимо редких ферм и плотин электростанций,

в обход которых проложены каналы для сплава леса, идут железная дорога и

шоссе к расположенному в нескольких километрах от полярного круга городу

Рованиеми — административному и экономическому центру финской Лапландии. Он

вырос на месте зимнего становища саамов и торговых факторий шведских и

финских купцов. Большинство жителей этого самого северного города страны

занято в торговле, транспорте и сфере обслуживания. Над городом возвышается

пологая гора Оунасвара, на склонах которой в конце зимы проводятся лыжные

соревнования и гонки на оленях и мотонартах. В последние годы Лапландия

привлекает все большее число туристов.

Список используемой литературы

1. «География Финляндии», 1982 г.

2. Научно - популярное географо-этнографическое издание «Страны и

народы», 1992 г.

3. Краткий географический справочник «Страны и народы»., 1992 г.

4. «Ежегодник», 1990 г.

В. Т. 666

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.