реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Франция

Республике. Непосредственным поводом для ее принятия послужил ультраправый

мятеж в Алжире, в то время французской колонии, и угроза гражданской войны

в самой метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в

Национальном собрании за изменение ст.90 Конституции 1946 г.,

регулировавшей процедуру ее пересмотра, и за передачу учредительной власти

"сильной" личности - генералу Шарлю де Голлю. Одновременно Национальное

собрание указало принципы, на которых должна основываться новая

Конституция. Эти принципы были названы: всеобщее голосование должно быть

единственным источником власти, должны быть соблюдены принцип разделения

властей, ответственность Правительства перед Парламентом, судебная власть

должна быть независимой и должна быть создана новая организация отношений с

колониальными народами.

Во время дискуссии в Национальном собрании Ш. де Голль согласился на

установление парламентского режима и на разделение функций главы

государства и главы правительства. Формальным условием создания новой

конституции было требование к правительству проводить консультации с

Конституционным советом консультативным комитетом, на две трети состоявшим

из парламентариев и на одну треть - из членов Правительства. После

разработки проект должен быть передан на референдум. Таким образом,

процедура разработки проекта была мало демократичной. Основной закон

разрабатывался главным образом, экспертами, причем специалисты по

конституционному праву особенно не привлекались к работе над актом.

Избранная процедура в определенной мере пресекла существовавшую во

французской конституционной истории традицию разработки актов избранными

народом учредительными собраниями.

В основу документа легли конституционные воззрения Ш. де Голля, высказанные

им, главным образом, в речи в Байе, 16 июня 1946 г. Присутствовавшее в его

концепции понимание власти и признание необходимости сильного государства в

наибольшей мере способствовали представлениям политических сил, находящихся

в тот период у власти.

Конституция состоит из преамбулы, 17 разделов и 93 статей. Разделы различны

по объему. Наиболее крупные разделы посвящены Президенту Республики и

отношениям между Парламентом и Правительством.

Основной закон 1958 г. установил иерархию юридических норм, действующих в

стране. Наверху пирамиды находится Конституция, ниже - органические законы,

еще ниже - обычные законы. Несколько особняком “держатся” законы,

принимаемые на референдуме, международные договоры и соглашения, должным

образом ратифицированные Францией.

Основной закон установил республиканскую Форму правления, имеющую смешанный

характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава

государства избирается без участия парламента, правительство назначается им

же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед

нижней палатой парламента). Неделимый характер французского государства

определен ст.53 Конституции, в которой указано: "Никакая уступка, никакой

обмен, никакое присоединение территории не являются действительными без

согласия заинтересованного населения". В случае отделения какой-либо

французской территории она могла бы обрести статус государства только после

подписания соответствующего договора о выходе из Франции. В настоящее время

неделимая Франция включает 96 департаментов в метрополии, 4 заморских

департамента (Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон), две территории с

особым статусом (Майотта, Сен-Пьер и Микелон) и четыре, заморские

территории (Новая Каледония, Полинизия, Уоллис и Футуна, Южные и

антарктические территории).

Демократический характер Республики говорит о существовании в стране

одноименного политического режима. Конституция указывает в качестве

составных частей такого режима всеобщее голосование, прямое или косвенное,

но всегда равное и тайное (ст.3), возможность существования политических

партий и группировок (ст.4).

Собственно Конституция 1958 г. - это всего лишь часть, хотя и наиболее

значительная, действующего конституционного законодательства. В

соответствии с ее преамбулой его составной частью является Декларация прав

человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., главным

образом провозглашающие права и свободы граждан. В конституционное

законодательство включаются не только два упомянутых акта, но и "основные

принципы, призванные законами Республики", к которым отсылает преамбула

Основного закона 1946 г.

Таким образом, особенностью действующей Конституции Франции является ее

структура и порядок закрепления провозглашаемых прав и свобод. Хотя список

не содержит ряда новейших прав и свобод, нашедших место в последних (по

времени принятия) конституционных актах различных государств, но и

Декларация 1789 г., и преамбула Конституции 1946 г. до сих пор остаются

примером последовательно демократических документов. Круг прав и свобод,

провозглашенных в них, широк, например, продолжает действовать даже такое

экзотическое для нашего времени право, как правь на сопротивление

угнетению. Оно было характерно для "золотого" времени буржуазной

государственности, наступившего сразу же после того, как было покончено с

феодальными порядками.

Главная черта Конституции 1958 г. - концентрация политической власти в

руках исполнительных органов. Французская центральная исполнительная власть

имеет "двухглавую" структуру: она включает Президента Республики и Премьер-

министра. Президент, обладающий собственными важнейшими полномочиями,

осуществляемыми без контрассигнации членов правительства, должен нести

ответственность за наиболее общие направления деятельности государства. На

Премьер-министра, назначаемого Президентом, возложена обязанность

представлять и осуществлять иные акты исполнительной власти. Он должен

проводить в жизнь политику, исходя из общих ориентаций Президента.

Правительство несет политическую ответственность перед Национальным

собранием и уголовную перед обеими палатами парламента. Однако, юридическая

иерархия исполнительной власти фактически не существует на практике с

самого начала существования Пятой Республики установился обычай

ответственности Правительства перед Президентом страны, т.е. был введен

монизм исполнительной власти. Сосредоточение власти в руках главы

государства и Правительства - одно из проявлений конституционно-автоританой

тенденции во французском государственном механизме, которая всегда был ему

присуща. Избираемый помимо парламента путем всеобщего и прямого

голосования, Президент находится на вершине иерархии органов

государственной власти. Хотя формально-юридические полномочия Президента

оставались неизменными за все время существования Пятой Республики,

поправка, установившая ныне действующий порядок замещения поста главы

государства, укрепила и без того его господствующее положение. Процесс

концентрации политической власти в руках исполнительных органов привел к

изменению статуса парламента. Правительственной власти предоставлены

широкие возможности (включая юридические) для воздействия на парламент, а в

некоторых случаях для действий и "через голову" парламента, например, при

проведении референдумов на основании ст.11 Конституции. Основной закон 1958

г. - первая французская Конституция, закрепившая существование политических

партий.

Еще одна особенность Конституции 1958 г. - учреждение Конституционного

совета, органа, ранее не известного французской истории. Конституция 1958

г. в гораздо большей мере, чем любая из ее предшественниц, стала содержать

нормы об одном из институтов непосредственной демократии, а именно о

референдуме. В Четвертой Республике референдум мог проводиться только для

пересмотра Конституции. В Основном законе 1958 г. в наиболее "чистом" виде

предусмотрели эту процедуру ст. 11 и ст.89, хотя косвенное указание на

референдум содержится и в ст.53. Статья 11 предоставляет право проведения

референдума Президенту страны по определенному кругу вопросов, а ст.89 -

при изменении Основного закона. Конституция 1958 г. по способу изменения

является "особо жесткой", поскольку для ее пересмотра требуется проведение

двух этапов - принятие поправок и их ратификация. Проект пересмотра

Основного закона согласно ст.89 должен быть одобрен палатами Парламента в

идентичной редакции. При этой процедуре обе палаты Парламента -

Национальное собрание и Сенат - находятся в равных условиях. После принятия

поправок требуется их обязательная ратификация, которая может быть

осуществлена двумя способами: либо на референдуме, либо в Конгрессе - на

совместном заседании парламентских палат большинством в 3/5 голосов. Право

выбрать способ ратификации принадлежит Президенту Республики. Однако для

ратификации в Конгрессе требуется, чтобы автором пересмотра выступало

Правительство, а не члены парламента. Процедура ратификации в Конгрессе

предусмотрена для внесения в Конституцию незначительных поправок, когда

проведение референдума нецелесообразно.

Первый абзац статьи 91 Конституции предоставил правительству право в

течение четырехмесячного срока с момента промульгации этого акта принимать

все меры законодательного характера, необходимые для применения

Конституции. Юридически все нормы Конституции 1958 г. действуют, однако

фактически некоторые статьи остаются лишь "мертвыми деревьями" во

Французской "конституционной аллее". Положения раздела XIII практически не

могут быть применены после распада Сообщества.

В настоящее время в Конституцию Франции 1958 г. были внесены поправки,

пожалуй самые значительные после реформы 1962 г., изменившей способ

избрания главы государства и установившей новый способ избрания главы

государства, а также принципиально иную систему государственной власти в

стране. Это закон об изменении Конституции, принятый 4 августа 1995 г.

Конституция

Ныне действующая Конституция Франции существует с 1958 г. По структуре

содержит небольшую преамбулу, в которой подтверждает преемственность

основных положений о правах человека, изложенных в Декларации 1789 года и

Конституции 1946 г. Конституция содержит 16 разделов, 93 статьи. Основной

принцип - верховенство закона и норм международного права.

Раздел 1 Конституции "О суверенитете" определил основные девизы и принципы

страны. Девиз: "Свобода, Равенство, Братство". Принцип: "Правление народа,

по воле народа и для народа". Статья 3 определяет носителя национального

суверенитета - народ, признает равноправие мужчин и женщин в области

реализации гражданских и политических прав. В статье 4 сформулировано

отношение государства к политическим партиям. Этот термин был включен в

Конституцию Франции в 1946 г. В период победы над Германией он имел особое

значение и, как мы помним, наиболее гуманные и демократические изменения в

конституционной политике страны приходились именно на этот период. Для

учредителей Конституции Четвертой Республики этот термин означал развитие

политической, экономической и социальной демократии. А преамбула

Конституции сформулировала эти принципы как "особо необходимые в наше

время". Конституция 1958 г. подтвердила дальнейшее развитие вышеуказанных

принципов. Следующий существенный принцип, определяющий понятие

политическая система - "национальный суверенитет - как источник

государственной власти". В ст.З действующей Конституции этот принцип

сформулирован так: "Национальный суверенитет принадлежит народу, который

осуществляет его через своих представителей и посредством референдума.

Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе

его осуществление". Каждому демократическому государству свойственна в

первую очередь приверженность к взаимодействию с нормами международного

права. В отличие от других государств, конституционно закрепивших приоритет

международного права, Французская Конституция в статье 54 устанавливает

механизм контроля за соответствием и взаимодействием, позволяющим избегать

противоречий. Так в этой статье не хотели, чтобы существовали противоречия

между международным правом и Основным законом страны. Разработан полностью

механизм устранения противоречий, если они возникают в процессе ратификации

международных соглашений. Раздел II посвящен Президенту Республики, его

компетенции, порядку и процедуре его избрания. Раздел содержится в ст.5-19.

В разделе III регламентируется деятельность Правительства Франции (ст. 20-

23). Раздел IV посвящен Парламенту страны, деятельности его палат,

взаимоотношениям Парламента и Правительства. Продолжение изложения

взаимоотношений Парламента и Правительства содержится в отдельном разделе

V, Система взаимоотношений законодательной и исполнительной властей

изложена в ст-34-51.

В разделе VI специально закреплены нормы "О международных договорах и

соглашениях", что особенно важно для современной Франции в условиях

интеграции в Европейское Сообщество (ст.52-55).

В Конституции Франции в разделе VII регламентируется деятельность

Конституционного совета. Это исключительно интересный орган, И пример

Франции может быть достаточно назидательным для России. Так, в состав сверх

девяти членов в Конституционный совет пожизненно входят бывшие президенты

Республики. Таким образом, "отставные президенты" не только не создают

проблем Действующему руководству и Президенту, не становятся оппозицией, но

и сами, имея большой опыт управления страной, помогают в решении важных

проблем. В частности, в их компетенцию входят решения важных вопросов,

проверка правильности избрания президента, депутатов, сенаторов и т.д., о

чем будет сказано ниже более подробно.

Раздел VIII Конституции "О судебной власти", дополняют в IX, Х разделах

"Высокая палата правосудия" и "Об уголовной ответственности членов

Правительства". В разделе XI Конституции регулируется деятельность

Экономического и социального совета, который по запросу Правительства дает

свое заключение по проектам законов, ордонансов и декретов, а также по

законодательным предложениям, которые представляются ему на рассмотрение.

Правительство может консультироваться с Конституционным советом по любому

вопросу экономического или социального характера, интересующему Республику

или Сообщество.

Раздел XII Конституции "О территориальных коллективах" регулирует

взаимодействие территориальных коллективов: коммун, департаментов,

заморских территорий. Так представители Правительства в департаментах и на

территориях, ответственные за обеспечение национальных интересов,

осуществляют административный контроль за соблюдением законов.

Заморские территории Республик имеют свою особую организацию с учетом их

собственных интересов в общей совокупности с интересами Республики.

В данном разделе, в статье 76 дается регламентация заморских территорий, а

также возможность территорий стать либо заморскими департаментами, либо

группируясь или порознь, государствами, - членами Сообщества.

Раздел XIII "О сообществе" утверждает, что все государства Сообщества

пользуются автономией, самоуправлением, демократически и свободно

распоряжаются своими собственными делами. Все граждане Сообщества, (а по

Конституции существует только одно гражданство Сообщества), независимо от

своего происхождения, расы или вероисповедания, равноправны. Они имеют

одинаковые обязанности. Далее в разделе, в статье 78 изложена компетенция

Сообщества, а в статьях 80-85 указаны органы власти и управления

Сообществом. В статьях 86-87 - освещаются вопросы изменения статуса

Сообщества и др.

Раздел XVI содержит положения о порядке пересмотра Конституции. В целом,

Конституция Франции представляет собой Основной закон неделимого,

светского, демократического и социального государства с республиканской

формой правления, в котором достаточно четко определена сфера компетенции

Президента, Парламента; процедура, применяемая при постановке вопроса об

ответственности Правительства перед Национальным собранием и др.

Франция признала для себя обязательной юрисдикцию Европейской комиссии по

правам человека и Европейского суда.

Референдум

Референдум - возможность, предоставленная избирателям принять участие в

решении важнейших государственных вопросов. Во Франции на национальном и на

местном уровне (в коммунах) в настоящее время референдум является

единственным видом непосредственной демократии. Его часто называют

плебисцитом.

На национальном уровне референдум, согласно Конституции, предусматривается

трижды.

Так, статья 89 Конституции предусматривает проведение референдума для

ратификации поправок к Конституции. Однако, по смыслу Конституции такой

референдум должен проводиться только в случае, когда авторами поправок

будут парламентарии. Если же проект пересмотра не имеет, исходит от

Правительства, то выбор способа ратификации зависит от Президента.

Голосование на референдуме может проводиться по следующим вопросам: 1)

организация государственных властей; 2) соглашение о Сообществе (этот пункт

в связи с распадом Сообщества в настоящее время утратил силу); 3)

уполномочие на ратификацию международного договора, который, не противореча

Конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов.

Применение известной статьи 11 Конституции очерчено тремя условиями: 1)

голосование может проводиться по предложению Правительства или по

совместному предложению палат Парламента, а не по инициативе Президента

Республики; 2) если референдум проводится по предложению Правительства, то

оно должно быть сделано во время сессии Парламента; 5) если проект принят

на референдуме, то он должен быть про мульгирован в 15-дневный срок.

Установленный Конституцией 1958 г. правовой порядок исключил какой-либо

контроль за действиями Президента. Конституционная реформа, проведенная в

августе 1995 г. изменила некоторые положения статьи 11 Конституции. Была

расширена сфера применения референдума, вынесен вопрос о реформах в

экономической и социальной политике, которого раньше не было. Таким

образом, возможность передавать на референдум вопросы экономической и

социальной политики исключила из круга полномочий Парламента способность

разрешать эти вопросы большинством голосов на его заседаниях.

Как указывалось выше, референдумы могут проводиться по территориальным

проблемам. Как и для любой другой страны этот вопрос достаточно щепетилен и

рядом законов введены и действуют местные референдумы.

Экономико-географическое положение

Очертания Франции, которая находится на крайнем западе Европы, напоминают

правильный пятиугольник со сторонами примерно по 600 км каждая. Более

половины периметра составляют морские границы, омываемые Северным морем,

проливом Ла-Манш (отделяющим континент от Британских островов),

Атлантическим океаном и Средиземным морем.

Франция - одна из крупнейших капиталистических стран; она расположена в

западной части Европейского материка. Территория Франции - 552 тыс. км2, а

население - около 46 млн. чел. С юга страна омывается теплыми водами

Средиземного моря, в котором Франции принадлежит о-в Корсика. У западных

берегов страны ни днем, ни ночью не смолкает шумное дыхание волн

Атлантического океана. А от северной соседки - Великобритании - Францию

отделяют морские проливы Ла-Манш и Па-де-Кале. На северо-востоке, во

Фландрии и Арденнах, Франция граничит с Бельгией и Люксембургом. Далее, к

востоку, высятся куполообразные вершины Вогезов. Здесь проходит франко-

германская граница. Достигнув р. Рейна, пограничные столбы круто

поворачивают к югу, поднимаясь все выше и выше: сначала на горные склоны

Юры, по которым проходит граница со Швейцарией, а затем на покрытые снегами

хребты Альп, отделяющие Францию от Италии. Здесь находится самая высокая

гора Западной Европы - Монблан (4810 м). Альпийские хребты прорезаны

глубокими и довольно широкими долинами, удобными для сообщения. На юго-

западе лежит менее высокая, но труднодоступная горная система Пиренеев. Она

образует естественную границу Франции с Испанией и небольшим государством

Андоррой.

Природные условия

Целиком расположенная в умеренных широтах, Франция тем не менее обладает

удивительным разнообразием природных условий. Причина в открытости морским

ветрам и действии тёплого течения Гольфстрим на севере и западе, горах на

востоке и юге. Поэтому неподалёку от покрытых снегами отрогов Альп можно

встретить пальмы на Лазурном берегу, а в суровой Бретани - обнаружить

средиземноморскую растительность. В целом же климат на большей части

территории умеренно континентальный с большими сезонными перепадами

температур воздуха: от -20 °С зимой до 30 °С летом. Впрочем, западные

районы лучше увлажнены и практически не знают заморозков.

[pic]

Западнее диагонали Байонна - Седан высотные отметки над уровнем моря

невелики, чаще всего ниже 200 м. Бульшую часть территории занимают равнины

и невысокие плоскогорья Парижской и Аквитанской низменностей. Для них

характерны контрастные ландшафты, что отчасти связано с их различным

происхождением. Некоторые прибрежные равнины, например плато Фландрии,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.