реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ханты-Мансийский автономный округ

бюджета и как следствие этого - сокращение дотаций на развитие сельского

хозяйства и еще ряд других негативных факторов - все это не дает оснований

предпологать улучшения положения и стабильности аграрного сектора.

Но помимо причин непосредственно связанных экономическим кризисом, нужно

отметить и то , что развитие сельского хозяйства сдерживается и рядом

базисных факторов, среди которых можно выделить монополизм заготовительных

организаций и перерабатывающих предприятий, высокие цены на средства

производства и услуги, низкую производительность труда на

сельскохозяйственных предприятиях.

1.3 Инвестиции.

За последние трудные годы экономических реформ, Ханты-Мансийский автономный

округ не только сохранил один из самых высоких производственных и

финансовых потенциалов среди регионов Российской Федерации, но и занимает

по этим показателям устойчивое второе место.

В 1994 -1998 гг. благодаря институциональным, инфраструктурным

преобразованиям в автономного округе удалось существенно изменить(поднять)

такие составляющие инвестиционного рейтинга, как инновационный потенциал,

институциональный и трудовой потенциал.

В результате за три года интегральный инвестиционный рейтинг Ханты-

Мансийского автономного округа поднялся с 45 (1996 г.) до 6 (1998 г.).

Если традиционно высокий потенциал автономного округа в прошлые годы

сочетался с высоким уровнем риска, то благодаря проделанной большой работе

в округе по формированию правовых основ поддержки инвестиционной

деятельности, продуманной политике инвестирования бюджетных средств в

наиболее динамичные отрасли экономики (разведка и разработка новых

месторождений полезных ископаемых), развитию благоприятных условий по

созданию и выживанию предприятий малого и среднего бизнеса производственной

ориентации существенно снизился уровень инвестиционного риска (на 34

пункта) и позволил подняться автономному округу в списке регионов с

наибольшим снижением риска с 49 на 2-е место. Регион сохраняет устойчивое 2-

е место после Москвы по обеспеченности регионального бюджета собственными

доходами. Занимает 11-е место из 20 регионов с наименьшим спадом

физического объема производства.

В 1997-1998 гг. автономный округ сохраняет лидирующее 2-е место после

Москвы по объему капитальных вложений, в том числе по объему прямых и

портфельных инвестиций, прежде всего, в предприятия нефтегазодобывающей

отрасли.

|Регионы с наибольшим |Изменение |Регионы с наибольшим |Изменение |

|ростом потенциала |рейтинга в|снижением потенциала |рейтинга в|

| | | | |

| |1998/1997 | |1998/1997 |

| |гг. | |гг. |

|Ямало-Ненецкий автономный |26 |Новосибирская область|-5 |

|округ | | | |

|Ханты-Мансийский |23 |Мурманская область |-5 |

|автономный округ | | | |

|Вологодская область |8 |Смоленская область |-4 |

В настоящее время наиболее привлекательными для инвестиций являются отрасли

нефтедобычи, нефтегазопереработки, разведки и добычи твердых полезных

ископаемых (золота, цветных камней, оптического кварца и т.п.),

лесоперерабатывающий комплекс, который благодаря проводимой в округе

инвестиционной политике впервые в 1998 г. на 31,7% превысил показатели

1997г.

Задачи и перспективы.

Из вышеизложенного следует, что Ханты-Мансийский автономный округ обладает

высоким инвестиционным потенциалом с умеренным риском, что можно

рассматривать как потенциальный полюс роста российской экономики.

Таким образом, рациональное сочетание возможностей федерального и

регионального законодательства в области инвестиционной политики позволило

создать условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в

регионе и привлечения инвестиций в реальный производственный сектор. Это

говорит о больших перспективах развития инвестиционного и финансового

рынков, как внутреннего, так и внешнего значения. Об этом дает основания

пологать то, что администрация округа заинтересована в привлечении в

экономику региона как отечественных, так и зарубежных инвестиций. Для

создания благоприятного инвестиционного климата в регионе Администрация

округа ведет работу по формированию правовой базы, стимулированию разведки

и разработки новых месторождений полезных ископаемых.

Формирование нормативно-правовой базы по созданию привлекательного

инвестиционного климата на территории округа – одна из важнейших задач,

решению которой уделяет внимание Губернатор и депутаты Думы автономного

округа. Разрабатываемые нормативные акты должны быть посвящены закреплению

правовых начал функционирования экономической системы региона на принципах

и условиях проведения рыночной политики.

Работа по данному вопросу продуктивно ведется в настоящее время и

результатом ее уже стали следующие документы:

Закон "Об инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автоном

номокруге". Согласно этому нормативно-правовому акту государственная

поддержка (режим инвестиционного благоприятствования) осуществляется в

следующих формах:

- предоставление средств из окружного бюджета;

- предоставление налоговых льгот;

- предоставление налогового инвестиционного кредита.

Для субъектов инвестиционной деятельности – юридических лиц, вновь

созданных исключительно для реализации инвестиционного проекта,

вышеназванным законом предусмотрено снижение платежей (ставок) по налогам,

зачисляемым в окружной бюджет, а также в Территориальный дорожный фонд.

Соглашение с федеральной комиссией по ценным бумагам:

6 августа 1998 года в Ханты-Мансийске подписано Соглашение между

председателем Омского регионального отделения Федеральной комиссии по

ценным бумагам России В.Ю. Синюгиным и Губернатором Ханты-Мансийского

автономного округа А.В. Филипенко. Этот документ призван определять порядок

координации действий, связанных с развитием и функционированием рынка

ценных бумаг в Ханты-Мансийском автономном округе.

В рамках Соглашения Региональное отделение Федеральной комиссии по ценным

бумагам России и Администрация автономного округа намерены

взаимодействовать в вопросах развития инфраструктуры рынка.

Координация сотрудничества возлагается на Омское региональное отделение

Федеральной комиссии по ценным бумагам России.

Подписание данного документа еще раз свидетельствует о том внимании,

которое Администрация автономного округа оказывает становлению и развитию

цивилизованных отношений на рынке ценных бумаг. Теперь автономный округ

может воспользоваться опытом Федеральной комиссии по ценным бумагам в

привлечении инвестиций, укреплении финансовой безопасности, формировании

системы сбора и распространения всей подлежащей раскрытию информации и по

многим другим вопросам.

Все это подтверждает серьезный интерес Ханты-Мансийского автономного округа

к созданию эффективного инвестиционного климата в регионе, ускорению

развития регионального рынка ценных бумаг и т.д.

1.4 Финансы.

По данным Государственной налоговой службы, наиболее значительными для

бюджетной системы России являются поступления от 11 субъектов Российской

Федерации, вклад которых в доходную часть федерального бюджета составляет

более 66%. В их число вошли Москва (30,9% от общей суммы поступлений),

Ханты-Мансийский автономный округ (8,9%), Московская область (5,3%),

Свердловская, Пермская, Нижегородская, Самарская области, Санкт-Петербург,

Ямало-Ненецкий автономный округ, республики Башкортостан и Татарстан (1,5 -

4,3%).

По итогам 1997 года консолидированный бюджет округа исполнен с дефицитом в

681,4 млрд. руб. Доходная часть составила - 28473,4 млрд. руб., расходная

часть - 29154,8 млрд.руб. В структуре доходов консолидированного бюджета

основную часть составляют налоговые поступления - 86% (24514,3 млрд. руб.).

При сравнении структуры доходной части бюджета за 1996 и 1997 год видно,

что в 1997 году возросла доля платежей за пользование природными ресурсами

(на 10%), НДС (на 2%); снизилась доля налога на имущество (на 4%), налога

на прибыль (на 2%), неналоговых доходов (на 1%), подоходного налога с

физических лиц (на 2%) и прочих доходов (на 1%).

В структуре расходной части консолидированного бюджета возросла доля

расходов на финансирование отраслей экономики (на 4%), транспорт, связь и

информатику (на 1%), снизились расходы на ЖКХ (на 5%), на образование (на

2%), здравоохранение (на 3%); на прежнем уровне остались расходы на

государственное управление, социальную политику, сельское хозяйство и

рыболовство.

Объем ВВП округа в 1997 году оценивается в 120 трлн. рублей или 21,5

млрд.$, что соответствует суммарному объему финансового оборота в 50-55

млрд. $ в год. Наличный денежный оборот в долларовом эквиваленте составляет

не менее 11,5-12 млрд.$ в год. Это в 3-5 раз выше соответствующих объемов

оборота по территориям большинства субъектов Российской Федерации.

На территории округа работает 19 банков-резидентов и более 90 филиалов 24

крупнейших банков России. Суммарный собственный капитал составляет около

триллиона рублей. Многие банки имеют генеральные лицензии Центробанка

России. Наиболее крупные банки округа: "Сургутнефтегазбанк", "Капитал",

Ханты-Мансийский банк - входят в список 100 крупнейших банков России.

Перспективы.

Затяжной финансово-экономический кризис Российской экономики естественно и

в дальнейшем будет негативно отражаться на финансовой картине округа.

Планируемы поступления в бюджет будут сокращятся по причине

неплатежеспособности предприятий и маловероятно, что бюджеты округа на 99-

2000 годы будут выполненны без дефицита средств. Финансовая деятельность во

многом будет зависить от положения на нефтяном рынке и мировых цен на

нефть.

1.5 Внешнеэкономическая деятельность и межрегиональные связи

Внешнеэкономическая деятельность округа – это динамично развивающаяся сфера

экономики. В 1997 году предприятия округа вели деловое сотрудничество с

предприятиями-партнерами и с организациями из 67 стран мира.

Доля округа во внешнеторговом обороте России составила в 1997 году 3,2%.

Общий объем выручки от экспорта товаров и услуг предприятий Ханты-

Мансийского автономного округа за 1997 год составил 3596,95 млн. долларов

США. Импорт товаров и услуг в 1997 году составил 775 млн. долларов США.

География экспортеров довольно точно совпадает с базированием крупнейших

нефтедобывающих объединений: по 21% экспорта Ханты-Мансийского автономного

округа приходится на Сургут и Нижневартовск, 19% - на Нефтеюганск, 13% - на

Когалым.

Большую часть экспорта занимает продукция нефтегазового комплекса.

Предприятия данной отрасли активно осуществляют модернизацию

производственных процессов с помощью импортируемых технологий и

оборудования.

Традиционной статьей экспорта округа является продукция лесной и

деревообрабатывающей промышленности. По совокупности предпосылок лесной

комплекс округа имеет хорошие перспективы развития, что определяется

географическим положением округа, сырьевой базой, высокой обеспеченностью

топливно-энергетическими ресурсами. Основные районы-экспортеры продукции

лесной промышленности – Советский, Кондинский и Октябрьский.

Основные цели на ближайшее будущее.

Основная цель органов власти округа - включение экономики округа в

общероссийское и международное разделение труда, в систему размещения

производства и производительных сил, позволяющее обеспечить экономический

рост и решение социальных проблем.

1.6 Транспорт

Ханты-Мансийском автономном округе основная перевозка грузов приходится на

водный и железнодорожный транспорт, 29 % перевозится автомобильным

транспортом и 2 % - авиационным.

Авиация

На территории округа 13 аэропортов. Население округа обслуживают 25

авиакомпаний. Ханты-Мансийский округ связан авиационным сообщением с 50

аэропортами России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди них: Москва,

Санкт-Петербург, Екатеринбург, Таллин, Сочи. Аэропорты городов Когалым и

Радужный имеют статус международных.

Железная дорога

Общая протяженность железнодорожных путей 1073 км. Железная дорога на

территории округа проходит по трем направлениям:

"Тюмень – Пыть-Ях - Сургут – Когалым - Новый Уренгой" с ответвлением на

Нижневартовск;

"Екатеринбург - Ивдель – Советский – Нягань – Приобье" с ответвлением на

Агириш;

"Екатеринбург – Тавда – Междуреченский".

Основной объем грузовых и пассажирских перевозок, связь с крупными

городами, индустриальными центрами России выполняется Сургутским отделением

Свердловской железной дороги.

Наиболее крупные железнодорожные узлы: Сургут, Нижневартовск, Пыть Ях,

Когалым, Нягань. Сургутский железнодорожный мост считается самым большим в

Азиатской части России.

Автомобильный транспорт

Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием 9214 км. Основная

автомобильная магистраль, связывающая округ с другими территориями России,

проходит через Нефтеюганск, Тобольск и Тюмень. Строятся дороги, соединяющие

округ с Томской и Свердловской областями. По территории округа проходит

федеральная автомобильная дорога от Тюмени до Ханты-Мансийска (через

Сургут).

Одно из самых крупных автотранспортных предприятий - открытое акционерное

общество "Северавтотранс" в состав которого входит 26 предприятий, из них

20 находятся на территории округа.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа в органах ГИБДД

зарегистрировано 447,5 тыс.единиц автотранспорта, в том числе 264,6 тысяч

легковых автомобилей.

Водный транспорт

Судоходные реки округа - Обь и Иртыш, а также притоки Оби: Вах, Аган,

Тромъеган, Большой Юган, Лямин, Пим, Большой Салым, Назым, Северная Сосьва,

Казым; притоки Иртыша: реки Конда,Согом и др.

Протяженность судоходных водных путей округа составляет около 5 тыс.км.

Навигационный период продолжается менее 6 месяцев.

В округе перевозки грузов осуществляют три речных пароходства - Иртышское,

Обь-Иртышское и Западно-Сибирское. Для координации работ по выполнению

перевозок пассажиров и грузов образовано в 1998 году ОАО "Северречфлот". Из

пяти основных речных портов, через которые завозятся грузы на север,

наибольший объем перевозок выполняется из Сургутского и Ханты - Мансийского

портов.

Иртыш и Обь связывают населенные пункты округа с такими крупными сибирскими

городами, как: Омск, Тобольск, Салехард, Томск, Новосибирск.

На учете в Ханты-Мансийском окружном отделе Государственной речной

судоходной инспекции стоит флот 575 судовладельцев (более 2,5 тыс.единиц).

Обеспечением безопасного судоходства на реках автономного округа занимается

Ханты-Мансийском Окружное управление водных путей и судоходства.

Телекоммуникации

Ханты-Мансийский автономный округ обеспечен качественной телефонной связью.

В городах установлены автоматизированные цифровые телефонные станции фирм

"Алкатель Бел" (Бельгия) и "Италтел" (Италия). Округ связан автоматической

связью со 150 странами мира.

Самым крупным предприятием связи является АО "Хантымансийскокртелеком",

занимающийся эксплуатацией и развитием телекоммуникационных сетей.

Более 70 предприятий округа имеют лицензии Госкомсвязи.

В настоящее время сотовая связь работает в городах Ханты-Мансийск,Сургут,

Когалым, Мегион, Нижневартовск, Лангепас, Нефтеюганск.

Магистральные нефтегазопроводы

По территории Ханты-Мансийского округа проходит целая сеть нефте - и

газопроводов. Среди них такие известные нефтепроводы, как: "Нижневартовск -

Анжеро-Судженск – Иркутск"; "Сургут – Полоцк"; "Нижневартовск-Самара – Усть-

Балык – Омск"; газопроводы "Уренгой – Помары - Ужгород"; "Уренгой -

Челябинск". Общая протяженность трубопроводов на территории округа

составляет 66 тысяч километров.

Глава 2

Особенности социальной сферы ХМАО.

Большой особенностью Ханты-Мансийского автономного округа является

устойчивое положение отраслей социальной сферы жизни, в особенности

социальной защиты населения, его медицинского обслуживания, а так же

строительства объектов социальной сферы и обеспечения жильем населения

округа. Общая демографическая и социальная картина округа выглядит вполне

удовлетворительной, в особенности на фоне просто катастрофического

ухудшения ситуации в других субъектах федерации.

За период реформ, социальная сфера безусловно испытала и множество

трудностей. Однако несмотря на проблемы, работа в этом направлении велась,

и в настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе есть все

необходимое для нормальной жизни: благоустроенное жилье, больницы, дома

культуры, театры, магазины, школы, детские сады, физкультурно-

оздоровительные комплексы, гостиницы. Молодые северяне могут продолжить

свое образование в высших учебных заведениях округа - институтах,

университетах.В округе развита сеть учреждений социальной службы (центры

срочной социальной помощи, социальной помощи семье и детям, социального

обслуживания, реабилитации детей, планирования семьи и репродукции

человека, дома-интернаты для престарелых и одиноких), что обеспечивает

социальную защиту и адаптацию определенных категорий населения.

Жилищное строительство

Доля капитальных вложений на строительство объектов социальной сферы в 1997

году по сравнению с 1996 годом увеличилась.

На жилищное строительство израсходовано 2067 млрд.рублей капитальных

вложений, на строительство общеобразовательных школ – 363,9 млрд.рублей,

дошкольных учреждений – 67,1 млрд.рублей, объектов здравоохранения – 560,2

млрд.рублей.

В истекшем году предприятиями и организациями всех форм собственности

введено жилых домов 472,9 тыс.кв.м (95% к уровню прошлого года).Темпы

жилищного строительства в расчете на душу населения в округе были выше, чем

в среднем по России.

ВВОД В ДЕЙСТВИЕ ЖИЛЬЯ В РАСЧЕТЕ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ,

кв. м на душу населения

| |1990г. |1991г. |1992г. |1993г. |1994г. |1995г. |1996г. |1997г. |

|Россия | |0,16 |0,28 |0,28 |0,26 |0,28 |0,23 |0,22 |

|Ханты-М|0,71 |0,5 |0,42 |0,48 |0,39 |0,52 |0,36 |0,35 |

|ансийск| | | | | | | | |

|ий | | | | | | | | |

|автоном| | | | | | | | |

|ный | | | | | | | | |

|округ | | | | | | | | |

На многих территориях округа объемы построенного жилья превысили уровень

1996 года, в то же время в городах Лянтор и Покачи ввода жилых домов за

истекший год не было.

Основной ввод осуществлен предприятиями и организациями, относящимися к

смешанной форме собственности.

По сравнению с 1996 годом увеличилось строительство жилья индивидуальными

застройщиками. За 1997 год ими введено жилых домов общей площадью 32,4

тыс.кв.м, что на 13,9% больше, чем в 1996 году.

Из объектов социальной сферы в истекшем году по сравнению с 1996 годом в 6

раз увеличился ввод дошкольных учреждений - 794 места. Введено

общеобразовательных школ на 7958 ученических мест (117,8% к 1996 году),

больниц на 227 коек (в 2 раза больше, чем 1996 году), амбулаторно-

поликлинических учреждений на 651 посещение в смену.

Демография

Демографические процессы в округе вплоть до конца 80-х годов развивались по

сценарию, характерному для большинства районов интенсивного хозяйственного

освоения. Основной прирост населения-82% - приходился на миграцию,

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.