![]() |
|
|
Ханты-Мансийский автономный округбюджета и как следствие этого - сокращение дотаций на развитие сельского хозяйства и еще ряд других негативных факторов - все это не дает оснований предпологать улучшения положения и стабильности аграрного сектора. Но помимо причин непосредственно связанных экономическим кризисом, нужно отметить и то , что развитие сельского хозяйства сдерживается и рядом базисных факторов, среди которых можно выделить монополизм заготовительных организаций и перерабатывающих предприятий, высокие цены на средства производства и услуги, низкую производительность труда на сельскохозяйственных предприятиях. 1.3 Инвестиции. За последние трудные годы экономических реформ, Ханты-Мансийский автономный округ не только сохранил один из самых высоких производственных и финансовых потенциалов среди регионов Российской Федерации, но и занимает по этим показателям устойчивое второе место. В 1994 -1998 гг. благодаря институциональным, инфраструктурным преобразованиям в автономного округе удалось существенно изменить(поднять) такие составляющие инвестиционного рейтинга, как инновационный потенциал, институциональный и трудовой потенциал. В результате за три года интегральный инвестиционный рейтинг Ханты- Мансийского автономного округа поднялся с 45 (1996 г.) до 6 (1998 г.). Если традиционно высокий потенциал автономного округа в прошлые годы сочетался с высоким уровнем риска, то благодаря проделанной большой работе в округе по формированию правовых основ поддержки инвестиционной деятельности, продуманной политике инвестирования бюджетных средств в наиболее динамичные отрасли экономики (разведка и разработка новых месторождений полезных ископаемых), развитию благоприятных условий по созданию и выживанию предприятий малого и среднего бизнеса производственной ориентации существенно снизился уровень инвестиционного риска (на 34 пункта) и позволил подняться автономному округу в списке регионов с наибольшим снижением риска с 49 на 2-е место. Регион сохраняет устойчивое 2- е место после Москвы по обеспеченности регионального бюджета собственными доходами. Занимает 11-е место из 20 регионов с наименьшим спадом физического объема производства. В 1997-1998 гг. автономный округ сохраняет лидирующее 2-е место после Москвы по объему капитальных вложений, в том числе по объему прямых и портфельных инвестиций, прежде всего, в предприятия нефтегазодобывающей отрасли. |Регионы с наибольшим |Изменение |Регионы с наибольшим |Изменение | |ростом потенциала |рейтинга в|снижением потенциала |рейтинга в| | | | | | | |1998/1997 | |1998/1997 | | |гг. | |гг. | |Ямало-Ненецкий автономный |26 |Новосибирская область|-5 | |округ | | | | |Ханты-Мансийский |23 |Мурманская область |-5 | |автономный округ | | | | |Вологодская область |8 |Смоленская область |-4 | В настоящее время наиболее привлекательными для инвестиций являются отрасли нефтедобычи, нефтегазопереработки, разведки и добычи твердых полезных ископаемых (золота, цветных камней, оптического кварца и т.п.), лесоперерабатывающий комплекс, который благодаря проводимой в округе инвестиционной политике впервые в 1998 г. на 31,7% превысил показатели 1997г. Задачи и перспективы. Из вышеизложенного следует, что Ханты-Мансийский автономный округ обладает высоким инвестиционным потенциалом с умеренным риском, что можно рассматривать как потенциальный полюс роста российской экономики. Таким образом, рациональное сочетание возможностей федерального и регионального законодательства в области инвестиционной политики позволило создать условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе и привлечения инвестиций в реальный производственный сектор. Это говорит о больших перспективах развития инвестиционного и финансового рынков, как внутреннего, так и внешнего значения. Об этом дает основания пологать то, что администрация округа заинтересована в привлечении в экономику региона как отечественных, так и зарубежных инвестиций. Для создания благоприятного инвестиционного климата в регионе Администрация округа ведет работу по формированию правовой базы, стимулированию разведки и разработки новых месторождений полезных ископаемых. Формирование нормативно-правовой базы по созданию привлекательного инвестиционного климата на территории округа – одна из важнейших задач, решению которой уделяет внимание Губернатор и депутаты Думы автономного округа. Разрабатываемые нормативные акты должны быть посвящены закреплению правовых начал функционирования экономической системы региона на принципах и условиях проведения рыночной политики. Работа по данному вопросу продуктивно ведется в настоящее время и результатом ее уже стали следующие документы: Закон "Об инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автоном номокруге". Согласно этому нормативно-правовому акту государственная поддержка (режим инвестиционного благоприятствования) осуществляется в следующих формах: - предоставление средств из окружного бюджета; - предоставление налоговых льгот; - предоставление налогового инвестиционного кредита. Для субъектов инвестиционной деятельности – юридических лиц, вновь созданных исключительно для реализации инвестиционного проекта, вышеназванным законом предусмотрено снижение платежей (ставок) по налогам, зачисляемым в окружной бюджет, а также в Территориальный дорожный фонд. Соглашение с федеральной комиссией по ценным бумагам: 6 августа 1998 года в Ханты-Мансийске подписано Соглашение между председателем Омского регионального отделения Федеральной комиссии по ценным бумагам России В.Ю. Синюгиным и Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа А.В. Филипенко. Этот документ призван определять порядок координации действий, связанных с развитием и функционированием рынка ценных бумаг в Ханты-Мансийском автономном округе. В рамках Соглашения Региональное отделение Федеральной комиссии по ценным бумагам России и Администрация автономного округа намерены взаимодействовать в вопросах развития инфраструктуры рынка. Координация сотрудничества возлагается на Омское региональное отделение Федеральной комиссии по ценным бумагам России. Подписание данного документа еще раз свидетельствует о том внимании, которое Администрация автономного округа оказывает становлению и развитию цивилизованных отношений на рынке ценных бумаг. Теперь автономный округ может воспользоваться опытом Федеральной комиссии по ценным бумагам в привлечении инвестиций, укреплении финансовой безопасности, формировании системы сбора и распространения всей подлежащей раскрытию информации и по многим другим вопросам. Все это подтверждает серьезный интерес Ханты-Мансийского автономного округа к созданию эффективного инвестиционного климата в регионе, ускорению развития регионального рынка ценных бумаг и т.д. 1.4 Финансы. По данным Государственной налоговой службы, наиболее значительными для бюджетной системы России являются поступления от 11 субъектов Российской Федерации, вклад которых в доходную часть федерального бюджета составляет более 66%. В их число вошли Москва (30,9% от общей суммы поступлений), Ханты-Мансийский автономный округ (8,9%), Московская область (5,3%), Свердловская, Пермская, Нижегородская, Самарская области, Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий автономный округ, республики Башкортостан и Татарстан (1,5 - 4,3%). По итогам 1997 года консолидированный бюджет округа исполнен с дефицитом в 681,4 млрд. руб. Доходная часть составила - 28473,4 млрд. руб., расходная часть - 29154,8 млрд.руб. В структуре доходов консолидированного бюджета основную часть составляют налоговые поступления - 86% (24514,3 млрд. руб.). При сравнении структуры доходной части бюджета за 1996 и 1997 год видно, что в 1997 году возросла доля платежей за пользование природными ресурсами (на 10%), НДС (на 2%); снизилась доля налога на имущество (на 4%), налога на прибыль (на 2%), неналоговых доходов (на 1%), подоходного налога с физических лиц (на 2%) и прочих доходов (на 1%). В структуре расходной части консолидированного бюджета возросла доля расходов на финансирование отраслей экономики (на 4%), транспорт, связь и информатику (на 1%), снизились расходы на ЖКХ (на 5%), на образование (на 2%), здравоохранение (на 3%); на прежнем уровне остались расходы на государственное управление, социальную политику, сельское хозяйство и рыболовство. Объем ВВП округа в 1997 году оценивается в 120 трлн. рублей или 21,5 млрд.$, что соответствует суммарному объему финансового оборота в 50-55 млрд. $ в год. Наличный денежный оборот в долларовом эквиваленте составляет не менее 11,5-12 млрд.$ в год. Это в 3-5 раз выше соответствующих объемов оборота по территориям большинства субъектов Российской Федерации. На территории округа работает 19 банков-резидентов и более 90 филиалов 24 крупнейших банков России. Суммарный собственный капитал составляет около триллиона рублей. Многие банки имеют генеральные лицензии Центробанка России. Наиболее крупные банки округа: "Сургутнефтегазбанк", "Капитал", Ханты-Мансийский банк - входят в список 100 крупнейших банков России. Перспективы. Затяжной финансово-экономический кризис Российской экономики естественно и в дальнейшем будет негативно отражаться на финансовой картине округа. Планируемы поступления в бюджет будут сокращятся по причине неплатежеспособности предприятий и маловероятно, что бюджеты округа на 99- 2000 годы будут выполненны без дефицита средств. Финансовая деятельность во многом будет зависить от положения на нефтяном рынке и мировых цен на нефть. 1.5 Внешнеэкономическая деятельность и межрегиональные связи Внешнеэкономическая деятельность округа – это динамично развивающаяся сфера экономики. В 1997 году предприятия округа вели деловое сотрудничество с предприятиями-партнерами и с организациями из 67 стран мира. Доля округа во внешнеторговом обороте России составила в 1997 году 3,2%. Общий объем выручки от экспорта товаров и услуг предприятий Ханты- Мансийского автономного округа за 1997 год составил 3596,95 млн. долларов США. Импорт товаров и услуг в 1997 году составил 775 млн. долларов США. География экспортеров довольно точно совпадает с базированием крупнейших нефтедобывающих объединений: по 21% экспорта Ханты-Мансийского автономного округа приходится на Сургут и Нижневартовск, 19% - на Нефтеюганск, 13% - на Когалым. Большую часть экспорта занимает продукция нефтегазового комплекса. Предприятия данной отрасли активно осуществляют модернизацию производственных процессов с помощью импортируемых технологий и оборудования. Традиционной статьей экспорта округа является продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности. По совокупности предпосылок лесной комплекс округа имеет хорошие перспективы развития, что определяется географическим положением округа, сырьевой базой, высокой обеспеченностью топливно-энергетическими ресурсами. Основные районы-экспортеры продукции лесной промышленности – Советский, Кондинский и Октябрьский. Основные цели на ближайшее будущее. Основная цель органов власти округа - включение экономики округа в общероссийское и международное разделение труда, в систему размещения производства и производительных сил, позволяющее обеспечить экономический рост и решение социальных проблем. 1.6 Транспорт Ханты-Мансийском автономном округе основная перевозка грузов приходится на водный и железнодорожный транспорт, 29 % перевозится автомобильным транспортом и 2 % - авиационным. Авиация На территории округа 13 аэропортов. Население округа обслуживают 25 авиакомпаний. Ханты-Мансийский округ связан авиационным сообщением с 50 аэропортами России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди них: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Таллин, Сочи. Аэропорты городов Когалым и Радужный имеют статус международных. Железная дорога Общая протяженность железнодорожных путей 1073 км. Железная дорога на территории округа проходит по трем направлениям: "Тюмень – Пыть-Ях - Сургут – Когалым - Новый Уренгой" с ответвлением на Нижневартовск; "Екатеринбург - Ивдель – Советский – Нягань – Приобье" с ответвлением на Агириш; "Екатеринбург – Тавда – Междуреченский". Основной объем грузовых и пассажирских перевозок, связь с крупными городами, индустриальными центрами России выполняется Сургутским отделением Свердловской железной дороги. Наиболее крупные железнодорожные узлы: Сургут, Нижневартовск, Пыть Ях, Когалым, Нягань. Сургутский железнодорожный мост считается самым большим в Азиатской части России. Автомобильный транспорт Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием 9214 км. Основная автомобильная магистраль, связывающая округ с другими территориями России, проходит через Нефтеюганск, Тобольск и Тюмень. Строятся дороги, соединяющие округ с Томской и Свердловской областями. По территории округа проходит федеральная автомобильная дорога от Тюмени до Ханты-Мансийска (через Сургут). Одно из самых крупных автотранспортных предприятий - открытое акционерное общество "Северавтотранс" в состав которого входит 26 предприятий, из них 20 находятся на территории округа. На территории Ханты-Мансийского автономного округа в органах ГИБДД зарегистрировано 447,5 тыс.единиц автотранспорта, в том числе 264,6 тысяч легковых автомобилей. Водный транспорт Судоходные реки округа - Обь и Иртыш, а также притоки Оби: Вах, Аган, Тромъеган, Большой Юган, Лямин, Пим, Большой Салым, Назым, Северная Сосьва, Казым; притоки Иртыша: реки Конда,Согом и др. Протяженность судоходных водных путей округа составляет около 5 тыс.км. Навигационный период продолжается менее 6 месяцев. В округе перевозки грузов осуществляют три речных пароходства - Иртышское, Обь-Иртышское и Западно-Сибирское. Для координации работ по выполнению перевозок пассажиров и грузов образовано в 1998 году ОАО "Северречфлот". Из пяти основных речных портов, через которые завозятся грузы на север, наибольший объем перевозок выполняется из Сургутского и Ханты - Мансийского портов. Иртыш и Обь связывают населенные пункты округа с такими крупными сибирскими городами, как: Омск, Тобольск, Салехард, Томск, Новосибирск. На учете в Ханты-Мансийском окружном отделе Государственной речной судоходной инспекции стоит флот 575 судовладельцев (более 2,5 тыс.единиц). Обеспечением безопасного судоходства на реках автономного округа занимается Ханты-Мансийском Окружное управление водных путей и судоходства. Телекоммуникации Ханты-Мансийский автономный округ обеспечен качественной телефонной связью. В городах установлены автоматизированные цифровые телефонные станции фирм "Алкатель Бел" (Бельгия) и "Италтел" (Италия). Округ связан автоматической связью со 150 странами мира. Самым крупным предприятием связи является АО "Хантымансийскокртелеком", занимающийся эксплуатацией и развитием телекоммуникационных сетей. Более 70 предприятий округа имеют лицензии Госкомсвязи. В настоящее время сотовая связь работает в городах Ханты-Мансийск,Сургут, Когалым, Мегион, Нижневартовск, Лангепас, Нефтеюганск. Магистральные нефтегазопроводы По территории Ханты-Мансийского округа проходит целая сеть нефте - и газопроводов. Среди них такие известные нефтепроводы, как: "Нижневартовск - Анжеро-Судженск – Иркутск"; "Сургут – Полоцк"; "Нижневартовск-Самара – Усть- Балык – Омск"; газопроводы "Уренгой – Помары - Ужгород"; "Уренгой - Челябинск". Общая протяженность трубопроводов на территории округа составляет 66 тысяч километров. Глава 2 Особенности социальной сферы ХМАО. Большой особенностью Ханты-Мансийского автономного округа является устойчивое положение отраслей социальной сферы жизни, в особенности социальной защиты населения, его медицинского обслуживания, а так же строительства объектов социальной сферы и обеспечения жильем населения округа. Общая демографическая и социальная картина округа выглядит вполне удовлетворительной, в особенности на фоне просто катастрофического ухудшения ситуации в других субъектах федерации. За период реформ, социальная сфера безусловно испытала и множество трудностей. Однако несмотря на проблемы, работа в этом направлении велась, и в настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе есть все необходимое для нормальной жизни: благоустроенное жилье, больницы, дома культуры, театры, магазины, школы, детские сады, физкультурно- оздоровительные комплексы, гостиницы. Молодые северяне могут продолжить свое образование в высших учебных заведениях округа - институтах, университетах.В округе развита сеть учреждений социальной службы (центры срочной социальной помощи, социальной помощи семье и детям, социального обслуживания, реабилитации детей, планирования семьи и репродукции человека, дома-интернаты для престарелых и одиноких), что обеспечивает социальную защиту и адаптацию определенных категорий населения. Жилищное строительство Доля капитальных вложений на строительство объектов социальной сферы в 1997 году по сравнению с 1996 годом увеличилась. На жилищное строительство израсходовано 2067 млрд.рублей капитальных вложений, на строительство общеобразовательных школ – 363,9 млрд.рублей, дошкольных учреждений – 67,1 млрд.рублей, объектов здравоохранения – 560,2 млрд.рублей. В истекшем году предприятиями и организациями всех форм собственности введено жилых домов 472,9 тыс.кв.м (95% к уровню прошлого года).Темпы жилищного строительства в расчете на душу населения в округе были выше, чем в среднем по России. ВВОД В ДЕЙСТВИЕ ЖИЛЬЯ В РАСЧЕТЕ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ, кв. м на душу населения | |1990г. |1991г. |1992г. |1993г. |1994г. |1995г. |1996г. |1997г. | |Россия | |0,16 |0,28 |0,28 |0,26 |0,28 |0,23 |0,22 | |Ханты-М|0,71 |0,5 |0,42 |0,48 |0,39 |0,52 |0,36 |0,35 | |ансийск| | | | | | | | | |ий | | | | | | | | | |автоном| | | | | | | | | |ный | | | | | | | | | |округ | | | | | | | | | На многих территориях округа объемы построенного жилья превысили уровень 1996 года, в то же время в городах Лянтор и Покачи ввода жилых домов за истекший год не было. Основной ввод осуществлен предприятиями и организациями, относящимися к смешанной форме собственности. По сравнению с 1996 годом увеличилось строительство жилья индивидуальными застройщиками. За 1997 год ими введено жилых домов общей площадью 32,4 тыс.кв.м, что на 13,9% больше, чем в 1996 году. Из объектов социальной сферы в истекшем году по сравнению с 1996 годом в 6 раз увеличился ввод дошкольных учреждений - 794 места. Введено общеобразовательных школ на 7958 ученических мест (117,8% к 1996 году), больниц на 227 коек (в 2 раза больше, чем 1996 году), амбулаторно- поликлинических учреждений на 651 посещение в смену. Демография Демографические процессы в округе вплоть до конца 80-х годов развивались по сценарию, характерному для большинства районов интенсивного хозяйственного освоения. Основной прирост населения-82% - приходился на миграцию, |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |