реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Цветная металлургия

наоборот увеличивают.

2. Российская алюминиевая промышленность

Известно, что доля России в мировом выпуске алюминия достаточно велика,

чтобы считать отечественных производителей реальной силой, способной

оказывать существенное влияние, как на мировую ценовую конъюнктуру, так и

на формирование рынков каждого вида алюминиевого проката. Существующие в

России и странах СНГ мощности способны производить до 20% мирового выпуска

алюминия. Вот уже на протяжении 5 последних лет доля России на мировом

рынке составляет около 15-16% (см. график 14) при общем объеме выпуска в

3.25 млн. тонн в год.

[pic]

График 14

Прошедший год остался, пожалуй, самым успешным для отрасли в последнем

десятилетии, а возможно и в ближайшей перспективе. В 2000 году выпуск

первичного алюминия увеличился на 2.5% по сравнению с 1999 годом и составил

3.25 млн. тонн. При этом действующие мощности предприятий были загружены на

99.7%. Рост наблюдался также и в отрасли производства бокситов – основного

компонента при производстве первичного алюминия. В том же 2000 году рост

производства бокситов составил 4.1% и достиг уровня в 2.46 млн. тонн. Этого

количества глинозема, естественно, не хватает для производства такого

количества первичного алюминия, поэтому Россия является нетто-импортером

глинозема, ввозя его, в частности, из Гвинеи, Австралии, Бразилии и т.д.

Производство алюминия из собственного сырья в России не превышает 40% от

общих объемов выпуска и это наиболее сильное ограничение сдерживающее рост

мощностей внутри страны.

Столь впечатляющие темпы роста были продиктованы с одной стороны

чрезвычайно благоприятной мировой ценовой конъюнктурой (см. график 4 из

предыдущего обзора), так как эта отрасль промышленности

экспортоориентированная. С другой стороны благоприятное влияние оказал рост

внутреннего потребления алюминия, чему способствовала девальвация и рост

промышленного производства в России. Так в 2000 году рост внутреннего

потребления по сравнению с предыдущим годом составил 17% и достиг уровня в

700 тыс. тонн.

В ближайшей перспективе следует ожидать роста потребления алюминия

внутри России еще на 10-15%, что связано с ростом промышленного

производства в смежных отраслях, так и низкими ценами на металл,

установившимися с начала текущего года. Рост внутреннего производства вряд

ли достигнет 1.5-2%, чему препятствуют проблемы с сырьем, низкие цены,

приводящие к снижению доходности и вялый спрос на металл на внешнем рынке.

На графике 14 представлены сравнительные данные по производству

алюминия и глинозема в России, странах СНГ и общемировое производство, а

также доля России на рынке.

За три последних года при общем росте мирового производства доля России

неуклонно снижалась, несмотря на увеличение выпуска, и связано это было с

постоянным вводом новых мощностей крупнейшими мировыми производителями – в

частности, Alcan и Alcoa – и различными ограничениями на поставку на

западные рынки. Тем не менее, внутрироссийское производство постоянно

росло, до 2-5% ежегодно. К тому же весь прошедший год в России активно

формировались альянсы в отрасли, что привело к значительной экономии

издержек и позволило повысит маневренность и эффективность производства

металла внутри России. Кроме России экспансия отечественных металлургов

распространилась и в сопредельные государства – Украину, Армению, Румынию,

а также и страны дальнего зарубежья – в частности в Гвинею, где не так

давно один из операторов рынка приобрел местного производителя глинозема.

Рассмотрим подробнее положение основных игроков на рынке.

Как известно производство алюминия включает в себя первоначальные

операции по добыче глинозема, производству бокситов и электролизном

производстве первичного алюминия. Таким образом, технологически предприятия

можно разделить на три группы: предприятия по добыче глинозема, предприятия-

производители первичного алюминия, обрабатывающие предприятия.

Всего в России существует 6 крупных производителя глинозема: Уральский,

Богословский и Волховский алюминиевые заводы, Ачинский горный комбинат, ПО

«Глинозем» и Бокситогорский глинозем. В совокупности эти предприятия выдают

порядка 3.5 млн. тонн глинозема, что покрывает около 40% российской

потребности в алюминиевом сырье. В СНГ производство глинозема также

достигает 3 млн. тонн в год.

Среди 11 заводов-производителей первичного алюминия два предприятия –

крупнейшие в мире Братский и Красноярский алюминиевые заводы – выпускают

более половины от общего объема производства металла в стране. К тому же

данные заводы наиболее современные и оснащены передовыми технологиями, как

российского (ВАМИ), так и иностранного (Pechiney) авторства.

Как уже было отмечено выше, процессы консолидации в отрасли к

настоящему времени практически завершились и на сегодня производство

алюминия и его сплавов в России контролируют практически два игрока –

альянс компаний «Русский Алюминий» и СУАЛ-Холдинг. На долю первого

приходится 70% произведенного первичного алюминия и сплавов, а также около

50% глинозема, производимого в России.

Русский Алюминий

Компания была сформирована путем объединения алюминиевых активов

различными собственниками в марте 2000 года, и сразу вырвалась на первые

места в мировой табели о рангах. Получив контроль над двумя крупнейшими в

мире производителями первичного алюминия – Братским и Красноярским

алюминиевыми заводами, а также над одним из самых современных и

технологически оснащенных предприятий – Саянским алюминиевым заводом –

компания стала в состоянии поставлять на мировой рынок порядка 2 млн. тонн

первичного алюминия, что составляет приблизительно 10-12% мирового

производства. Кроме того, компания обладает мощностями по производству

товарного проката и упаковки, что позволяет получать продукцию более

высокого передела и повышает долю переработки первичного металла. На

компанию работает более 75 тыс. сотрудников, годовой оборот холдинга

превышает 4 млрд. долларов.

Производство бокситов осуществляется на: Николаевском глиноземном

заводе и Ачинском глиноземном комбинате, которые находятся на Украине и

России соответственно. Основным поставщиком сырья для Николаевского ГЗ

является государственная компания "Государственное общество бокситов

Киндиа" (Гвинея). Ачинский глиноземный комбинат использует собственную

сырьевую базу. В свете подорожания ж/д тарифов на перевозку сырья цветных

металлов необходимо отметить, что транспортная составляющая в структуре

расходов компании Русский Алюминий не столь велика, как у его конкурента –

СУАЛ-Холдинга, из-за использования первой компанией преимущественно водного

транспорта.

Технология Николаевского глиноземного завода была разработана

специалистами французской компании Pechiney – многолетнего партнера

россиян. Проектная мощность завода более 1 млн. тонн глинозема в год, в

ближайшей перспективе компания планирует нарастить мощность до 1.5 млн.

тонн. На Ачинском ГК используют отечественную технологию; проектная

мощность производства 900 тыс. тонн.

Производимый глинозем поступает на алюминиевые заводы: Братский,

Красноярский и Саянский заводы. Эти предприятия расположены около крупных

генерирующих мощностей, что позволяет существенно экономить на

энерготарифах. Производимый на этих предприятиях первичный алюминий на 80%

экспортируется. Остальной перерабатывается на принадлежащих холдингу

заводах: Саянском алюминиевом, «Саянской Фольге», «Ростаре», и БКМПО (Белая

Калитва). Из общего выпуска проката 46% составляют листы и ленты, 30% плиты

и прессованные изделия, а также фольга и консервная лента. Специалисты

компании определяют сектор производства продукции высокого передела, как

чрезвычайно перспективный и планируют в будущем развивать именно это

направление.

СУАЛ-Холдинг

Другой крупный участник рынка – СУАЛ-Холдинг. Активы холдинга

охватывают в основном предприятия уральского региона. Общий объем выпуска

на предприятиях группы составил в 2000 году более 595 тыс. тонн первичного

алюминия, 1.65 млн. тонн глинозема, что приблизительно на 5% больше, чем за

аналогичный период 1999 года. Структура холдинга представлена на графике 4.

Как видно структура холдинга довольно сбалансирована; практически все

встроенные в структуру предприятия являются технологическими цепочками для

других предприятий. Это существенно снижает расходы на транзакции и

позволяет проводить сбалансированную финансовую политику. Кроме того,

относительная локализация структур холдинга в пределах одного региона также

позволяет более гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям, как-то

рыночная конъюнктура или изменения спроса. Одним существенным недостатком

является необходимость транспортировки глинозема с Тиманского месторождения

(Коми), что после повышения тарифов вызвало рост транспортной составляющей

в структуре себестоимости. Так, по мнению топ менеджеров компании в

настоящее время эта доля в себестоимости достигла 60%, что вызвало

активизацию переговоров руководства компании и Единого тарифного органа об

изменении порядка определения стоимость транспортировки.

Другие не задействованные в двух группах участники – Волховский

Алюминий (30 тыс. тонн алюминия в год), Пикалевского объединения Глинозем

(240 тыс. тонн глинозема) и Волгоградский алюминиевый завод (130 тыс. тонн

металла) с начала года вели переговоры о слиянии, присоединении и

консолидации активов с СУАЛ-Холдингом, но окончательное решение так и не

было принято. В начале июля появились сведения об утвержденном решении

собрания акционеров «Волховского Алюминия» и «Пикалевского Глинозема» (оба

Ленинградская область) об объединении в единую компанию «Металлург» на

правах филиалов. Новообразованную компанию планируют зарегистрировать

осенью 2001 года. Среди основных акционеров Aimet UK /Великобритания/ -

44,1%, РФФИ – 20% и Shanton International /Мальта/ - 19,54%. Однако

перспективы такого объединения пока туманны, т.к. сразу же после решения

собрания акционеров против руководства «Волховского Алюминия» было

возбуждено уголовное дело с обвинениями в мошенничестве и процесс

объединения пока приостановлен. Очевидно, что за борьбу над предприятиями

включились сторонние силы и, по всей видимости, эти заводы в скором времени

будут консолидированы с одним из двух крупных участников рынка. Это

подтверждает высказываемый ранее многими аналитиками прогноз о создании в

России двух сильных игроков на рынке и вовлечении в их структуры более

мелких участников.

Таким образом, в результате интеграционных процессов в российской

алюминиевой отрасли сформировались устойчивые группы предприятий,

производящие 15% мирового алюминия. Столь крупные структуры находятся под

постоянным пристальным вниманием со стороны крупнейших мировых

производителей, время от времени инициирующих антидемпинговые расследования

и подающие иски в американские суды. Тем временем отечественные

производители последние несколько лет увеличивают количество произведенного

первичного алюминия и выпуск проката высокого передела, в основном за счет

увеличения внутреннего спроса. При сохранении таких темпов и в дальнейшем

очевидно, что данная отрасль промышленности станет одной из

доходообразующих для российской экономики и всесторонняя поддержка

алюминиевых производителей в ближайшее время крайне необходима, особенно на

фоне ухудшающейся мировой конъюнктуры.

3. Тенденции и прогнозы развития

Помимо внешнеконъюнкутрных факторов на рынок алюминия существенным

образов влияют и энергетический и политический факторы, что было

подтверждено, например, в ходе недавних террористических акций в Америке.

Проблемы алюминиевой индустрии начались не вчера. Уже на протяжении

нескольких последних лет наблюдается явное перепроизводство металла, не

подкрепленное ростом потребления. Так, например, в США в 2000 году снижение

достигло 1% по сравнению с 1999 годом, а по результатам этого года снижение

прогнозируется на уровне 5-5.5%.

Основным стратегическим направлением развития алюминиевой отрасли в

последнее время стала тенденция увеличения в общей структуре производства

продуктов высокого уровня обработки (прокат, профили, упаковочные

материалы). Например, крупнейшие мировые производители алюминия – Alcoa и

Alcan – только 20% произведенного металла продают в виде полуфабрикатов;

остальные 80% поставляются на рынок в качестве конечного проката с высокой

добавленной стоимостью. В России же ситуация противоположная: потребление

металла внутри страны слишком низко, что заставляет порядка 80% первичного

алюминия поставлять на экспорт. На фоне снижающегося потребления металла,

это приводит к существенным потерям возможной прибыли и заставляет

активизироваться участников на этом направлении. В последнее время основные

производители алюминия в России проводят беспрецедентную акцию по

популяризации использования алюминиевой упаковки внутри страны. Бюджеты

кампаний существенны, но вот изменить структуру потребления алюминия внутри

страны это не помогло.

Вообще по оценкам экспертов в текущем году общемировое потребление

алюминия существенно сократиться, правда, неодинаково в различных регионах

мира. Наибольшее падение потребления ожидается в США, что наблюдается уже

на протяжении двух последних лет. Наименьшее снижение ожидают в странах

Азии, в основном за счет Китая и Тайваня, что подтверждает тезис о том, что

азиатские экономики наконец-то вышли из кризиса и продолжают увеличивать

производство и потребление изделий из алюминия.

2001 году второй важной общемировой тенденцией явилось повсеместное

сокращение производственных мощностей.

В течение этого года производство в США и Бразилии сократилось на

величину в 1.2 млн. тонн металла в год. Однако это не привело к изменению

понижательной тенденции, начало которой было положено в середине прошлого

года. В июле котировки на металл на Лондонской бирже металлов были на 20%

ниже январских. Даже самые отчаянные пессимисты удивлены масштабом и

продолжительностью падения рынка и не ожидают изменения ситуации в

ближайшее время.

Наибольшее снижение спроса наблюдалось в секторах автостроения и

телекоммуникаций, что обусловлено вялой конъюнктурой потребительского

рынка. Сектор производства конструкций, напротив, пребывал на подъеме, так

же как и производство аэрокосмической техники. Однако по потребляемому

тоннажу данные секторы не способны были оказать сколь либо существенной

поддержки при общих негативных тенденциях на рынке и вследствие этого рынок

все равно просел.

По статистике Алюминиевой Ассоциации отгрузки в США за первые полгода

составили 1.99 млн. тонн, что практически на 15% ниже аналогичного

показателя предыдущего года.

С другой стороны, важно отметить, что на тех позициях, на которых

находится сейчас рынок, баланс спроса-предложения достаточно стабилен и не

претерпит серьезных изменений. По аналогии с предыдущим годом растет

количество наличного металла на складах.

Ситуация в Азии складывается по другому сценарию. Практически все

страны показывают стабильный и устойчивый рост потребления, что

свидетельствует о восстановлении региональных экономик после кризисов 1998-

1999 гг. Япония, например, увеличила потребление на 1% по сравнению с 2000

годом; аналогичная ситуация в Китае и Тайване. Основной проблемой этих

стран является то, что их экономики слишком экспортоориентированы на

внешние рынки. Проблема, с которой столкнулись США, привела к снижению

потребления, что сократило экспортные возможности азиатских стран.

Характерная ситуация сложилась в секторе IT. Закончив предыдущий год с

успешными финансовыми результатами, многие производители прогнозировали

продолжение роста и в 2001 году, что привело к значительным накоплениям

сырья у них. Однако с началом года ситуация резко изменилась и многие

производители остались с излишками товара и сырья на руках из-за резкого

сокращения спроса со стороны импортеров.

В Европе спрос на алюминий все первое полугодие находился на достаточно

высоком уровне. Однако после июля многие производители стали высказывать

опасения по поводу дальнейшего развития ситуации и высказали предположение

о возможных трудностях со сбытом в ближайшие месяцы. Так Pechiney сообщила

об ухудшении положения на рынке прессованных изделий в Германии, и, вслед

за тем, во Франции. Norsk Hydro отметил замедление в спросе в Италии и

Испании. Рынок проката, однако, все еще на высоте, но изменение ситуации

предсказывают и здесь.

Ни для кого не стало неожиданностью такое положение на рынке. Цены на

металл приблизились вплотную к наименьшим за последние 2 года. Напомним,

что в марте 1999 года цена на алюминий на LME достигала 1140$/тонна. До

того времени на рынке не видели подобной цены с конца 1993-начала 1994 гг.,

когда тонна металла стоила 1100 $/тонна. Очевидно, что в настоящее время

цена вновь приближается к этим отметкам, несмотря на постоянное сокращение

производящих мощностей.

Так с начала года уже было объявлено сокращение производства крупнейшим

в мире производителем алюминия – компанией Alcoa. На ее заводах Wenatchee и

Ferndale производство было сокращено в первом квартале на 80 и 70 тыс. тонн

в год соответственно. Во втором квартале было остановлено производство на

заводе Columbia Falls. В марте также было остановлено производство на

заводе Longview. И в заключении, в июле этого года был остановлен полностью

завод Wenatchee. По общим оценкам общее сокращение мощностей в этом году

может достигнуть 1 млн. тонн алюминия в год. С недавнего времени были

повышены тарифы на электроэнергию основным поставщиком энергии для

алюминиевых производителей в США, что и привело к снижению объемов выпуска

и закрытию производств.

По мнению аналитиков Metal Bulletin для многих производителей

переломной является цена в 1500 $/тонна, до тех пор, пока цены ниже

тенденция повсеместного снижения мощностей будет сохраняться. И даже если

учитывать возможные цены по фьючерсам на уровне 1500 о чем свидетельствуют

вновь заключенные контракты, то нет оснований полагать, что производители

начнут использовать простаивающие мощности.

Проблемы многих производителей имеют различные причины. Так, например

сокращение выпуска алюминия в Бразилии имеет под собой следующее

обоснование. С начала года в стране наблюдается одна из сильнейших засух за

последние 40 лет, что привело к снижению выработки энергии многими

гидроэлектростанциями вследствие измельчания гидрорезервуаров.

Правительство объявило с начала мая о вводе квот на использование энергии,

что привело к сокращению объемов выпуска алюминия на 25%. С начала июля

бразильские производители Albras и Alumar, должны были также сократить

использование энергии более на 15 %. Из-за этого снижение годового выпуска

в стране составит 130 тыс. тонн, что составляет примерно 10% от общего

выпуска. И хотя данная ситуация находится под постоянным контролем

правительства нет никаких оснований ожидать ее улучшения до середины 2002

года, т.к. эта засуха носит затяжной характер.

Другой проблемой, оказывающей серьезное влияние на рынок явилось

увеличение мощностей по выпуску первичного металла в Китае. Это привело к

снижению импорта в эту страну. По оценкам общее увеличение мощностей в этом

году составит более 500 тыс. тонн, что уже привело к увеличению выпуска на

231 тыс. тонн по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Если в

последние 5 лет увеличение внутреннего спроса компенсировалось импортными

поставками, то в этом году рост потребления будет компенсирован в основном

вводом новых мощностей. Это, безусловно, оказывает давление на рынок и

отчасти сдерживает цены на металл.

Когда в начале 2000 года рынок испытывал дефицит наличного металла,

российские производители могли увеличивать выпуск и компенсировать

недостаток металла. В этом году ситуация противоположна. Если выпуск

продукции в первом полугодии и увеличился на 1.7%, то поставки на внешние

рынки сократились на 4%. Утверждения главных производителей относительно

сохранившихся объемов выпуска свидетельствуют о том, что алюминий

запасается из-за неустойчивой ситуации на рынке, и производители ожидают

смены тенденций. И хотя такое сокращение предложения со стороны России

вселяет оптимизм (т.к. Китай стал закупать на внешних рынках значительно

меньше), но нет сомнений, что по смене тенденции этот металл будет выброшен

на рынок, что в перспективе сможет привести к очередному снижению цены.

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.