![]() |
|
|
Швециявычетов из налогов (однако большинство людей имеет возможность пользоваться некоторыми вычетами). Работодатель также выплачивает около 40% суммы сверх фонда заработной платы центральному правительству для финансирования широкого набора выплат по социальному страхованию, включая пенсии, здравоохранение и пособие по болезни. Более того, каждый обязан платить налог на добавленную стоимость в размере 6-25% на товары и услуги. Для шведского рынка труда характерны очень высокая степень участия трудящихся в профсоюзах (свыше 80%) и относительно мирный характер переговоров между профсоюзами и предпринимателями. За последнее десятилетие трудовые споры стали более обычным явлением, хотя они по-прежнему редки по международным стандартам. Система централизованного ведения переговоров о заключении коллективных договоров между Центральным объединением профсоюзов Швеции (ЛУ) и Объединением предпринимателей Швеции (САФ), характерная для большей части послевоенного периода, была постепенно отменена после 1983 года по инициативе предпринимателей. Помимо ЛУ (представляющего рабочих и некоторые профессии служащих) и САФ (представляющего работодателей частного сектора) существуют несколько национальных объединений служащих и предпринимателей, представляющих как частный, так и государственный сектор. В отличие от большинства других западно-европейских стран в Швеции безработица оставалась низкой в 1970-е и 1980-е годы. Однако с тех пор уровень безработицы вырос. В 1996 году он составил 8%. А 4,5% рабочей силы были заняты в системах переподготовки, государственных, общественных работ и прочей деятельности, поддерживаемой правительством. Развитие стратегического потенциала В 1960-е и 1970-е годы промышленное производство в Швеции возросло примерно так же, как и в странах ОЭСР в целом. Однако с середины 1970-х годов рост начал замедляться. В результате промышленный экспорт утратил с 1970 по 1992 год 25% своего прежнего иностранного рынка. Потеря конкурентоспособности побудила правительство предпринять в конце 1970-х - начале 1980-х годов ряд девальваций шведской валюты, что привело к обесцениванию шведской кроны на более чем одну треть. Помимо ослабленной промышленной основы, обеспокоенность в последние годы также вызывало соотношение между составляющими промышленности Швеции. Если в индустрии, основанной на знаниях, занятость в течение 1970-х росла, в 1980-е роста не наблюдалось, указывая тем самым на то, что Швеция в недостаточной мере перешла на использование наукоемких технологий, несмотря на значительные инвестиции в НИОКР. Упадок промышленности в 1970-е и 1980-е годы сначала рассматривался как естественный шаг к постиндустриальному обществу. Потеря рабочих мест в этой отрасли несколько лет компенсировалась расширением занятости в государственном секторе. Однако шведская экономика продолжала зависеть от экспорта сокращающегося промышленного сектора, и в конце 1980-х пришли к выводу, что экономический рост требует окончания процесса деиндустриализации. Необходимо было сократить государственный сектор и возродить к жизни промышленность. Таким образом, политики договорились о ряде структурных реформ, которые призваны были усилить долговременную динамику шведской экономики, включая проведение главной налоговой реформы, которая позволила бы стимулировать частные инвестиции и сбережения, дальнейшую дерегуляцию рынка ценных бумаг и усиление конкурентоспособности экономики. Кроме того, уменьшение дефицита бюджета правительства и стабилизация цен были провозглашены первоочередной задачей макроэкономической политики. Налоговая реформа 1991 года совпала с мировым экономическим кризисом. Население Швеции ответило резким увеличением сбережений и сокращением займов и потребления. Когда международный спад обострился, и спрос упал, шведская валюта оказалась под серьезным давлением. Осенью 1992 года шведская крона вышла из привязки к экю и отправилась в свободное плавание. Г) Развитие в последние годы Экономический кризис оказал определенное положительное воздействие на шведский бизнес, заставив его тщательно пересмотреть свои действия и предпринять шаги по устранению неэффективности и излишних издержек. Обсуждались структурные проблемы компаний и организаций. Компании предприняли большие усилия для повышения производительности труда. В 1994 году производительность труда возросла на целых 8,7%. Банковский кризис вынудил кредитные учреждения списать со счетов повисшие мертвым грузом финансовые активы и переключиться на кредитование под дополнительное обеспечение, прежде всего в виде недвижимости и акций компаний. Свободное плавание шведской кроны, рост производительности труда и умеренная система заработной платы повысили конкурентоспособность шведской промышленности. Дальнейшее понижение взносов предпринимателей с фонда заработной платы в 1993 году еще на 3,1% повысили конкурентоспособность. В 1992-93 годах удельные трудовые издержки (УТИ) сократились на 33% (относительно 14 стран ОЭСР). За этим последовало падение относительных цен и расширение рынка промышленных товаров. Несмотря на скромное увеличение спроса на мировом рынке, количество и ценность шведского экспорта возросли. Рентабельность промышленности возросла за 1992-94 года на 10%, и сейчас она намного выше того уровня, который отмечался в 1980 году. Однако высокая рентабельность тесно связана с ориентацией на экспорт. Из-за низкого спроса на внутреннем рынке, индустрии, ориентированная в основном на внутренний рынок, включая большинство мелких компаний, характеризуются низкой нормой прибыли. В результате планирования прибыли, увеличения роста производительности труда и возможности утилизации, инвестиции в промышленности прочно возросли в 1994, 95 и 96 годах. Промышленные капитальные вложения увеличились более чем в два раза с 1993 по 1996 год. Рынок промышленных товаров ощутимо ослаб во второй половине 1995 года. Спад спроса на лесопродукты и металлы был особенно заметен. В 1996 году заказы на промышленные товары опять возросли. Многие промышленные секторы заявили о резком увеличении производства. Однако общий результат за год оказался не таким высоким из-за слабого развития в 1995 году. Согласно предварительным данным, выпуск промышленных товаров увеличился за 1996 год на 2,2% по сравнению с 1995. С 1994 по 1995 год он снизился на 9,8%. Д) Промышленность и окружающая среда Согласно закону об охране окружающей среды 1969 года и более жестким положениям закона о политике в области окружающей среды, принятого в 1988 году, шведская промышленность является активной участницей национальных программ по снижению потенциально опасных отходов, поступающих в воздух, почву и воду. С 1969 года инвестиции по охране окружающей среды, осуществленные компаниями в Швеции, за исключением издержек на эксплуатацию оборудования, составили в сумме примерно 20 млрд. крон. Благодаря этому промышленность значительно сократила свои отходы, содержащие двуокись серы, тяжелые металлы и азотные органические растворители, а также азотные, хлорные и фосфорные компоненты. Правительство Швеции предоставляет сотни миллионов крон на программы по улучшению окружающей среды в странах балтийского региона (страны бывшего Восточного блока, окружающих Балтийское море). Эти усилия включают подготовку, сотрудничество в области энергетики и некоторые экологические программы по созданию замкнутых циклов в прмышленности. В промышленных и коммерческих кругах осознают, что окружающая среда - это растущий потенциальный рынок. В этом контексте сотрудничество исследователей и промышленников служит жизненно важной силой для развития инноваций с хорошим коммерческим будущим; сотрудничество также способствует оздоровлению окружающей среды. Государственная политика может играть важную роль в распространении информации о возможностях "зеленого" рынка. С этой целью разрабатываются определенные стратегии. В целом шведы являются стойкими сторонниками охраны окружающей среды. В 1995 году свыше 1 млн. метрических тонн бумажной макулатуры было вновь использовано для производства бумаги. Удельный вес потребленной бумаги, которая затем вновь используется в качестве макулатуры, один из наиболее высоких в Европе. Очень эффективно налажен сбор у населения газет, идущих на переработку. В начале 1997 года правящая Социал-демократическая партия достигла соглашения в области энергетики с оппозиционными Партией центра и Левой партией. Среди намечающихся соглашений - решение закрыть два атомных реактора на атомной электростанции Барсебек на юго-западном побережье Швеции: первый - к 1 июля 1998 года, второй - 1 июля 2001 года. Однако не был указан срок, когда атомная энергия перестанет использоваться вообще. Соглашение предусматривает принятие дополнительных решений в следующем парламентском совещательном референдуме (т.е. не позднее 2002 года). Е) Некоторые основные отрасли промышленности Машиностроение (включая автомобилестроение) 47% добавленной стоимости промышленности 350 тыс. занятых Машиностроение - важнейшая отрасль шведской промышленности. Она сконцентрирована в южной и центральной части Швеции и включает несколько крупнейших промышленных компаний Швеции. Одна из них - "Асеа", которая в 1988 году слилась со швейцарской "Браун Бовери" и образовала крупнейшую в мире электротехническую группу "АББ". Другая - "СКФ", доминировавшая в течение десятилетий на мировых рынках промышленных подшипников. "Электролюкс" после быстрого роста в результате поглощений является в настоящее время крупнейшим мировым производителем бытовой техники. "Атлас Копко" находится среди мировых лидеров по производству горнодобывающего и строительного оборудования, а "Альфа-Лаваль" (недавно поглощена фирмой "Тетра Пак" - мировым лидером в производстве систем для упаковки напитков - и получила название "Тетра-Лаваль") занимает аналогичные позиции в области производства оборудования для переработки продукции сельского хозяйства и промышленности. Если не считать транспортного машиностроения (см. ниже), общее машиностроение является ведущей подотраслью машиностроения, за ним следует электротехническое машиностроение (в частности, производство телекомуникационного оборудования, бытовой техники, электрических генераторов и двигателей) и металлообработка. Производство телекоммуникационных товаров резко возросло за последние несколько лет. В 1995 году количество выпускаемой этим сектором продукции составило около 5- 6% общего количеста выпускаемой промышленных товаров, или около половины того, что производит машиностроение и автомобильная промышленность. "Эриксон" входит в число мировых лидеров в области производства средств телекоммуникации, прежде всего мобильных телефонных систем. 1995 год Ж) Автомобилестроение 12% добавленной стоимости промышленности 94 тыс. занятых Автомобилестроение - важнейшая подотрасль машиностроения. В Швеции имеются три производителя автомобилей: "Вольво", "Сааб Отомобайл" и "Скания". Помимо автотранспорта, "Вольво" и "Скания" выпускают промышленные и морские двигатели и авиационные компоненты. "Скания" разработала и создала несколько поколений военных самолетов для Военно-воздушных сил Швеции, а также гражданских самолетов: в кооперации с отделениями "Вольво", "Эриксон" и "Цельсиус" она разработала и работает над созданием "ЙАС 39 Грипен" ("Гриффон") - многоцелевого реактивного истребителя для ВВС Швеции. После того, как планируемое слияние "Вольво" и французского "Рено" не состоялось, "Вольво" разработала новую стратегию, сосредоточившись на автомобильном и родственном ему бизнесе. Производство будет концентрироваться на производстве грузовиков, автомобилей и автобусов, а также морских, промышленных и авиационных двигателей. В 1990 году образовалась компания "Сааб Отомобайл АО", акциями которой совместно 50 на 50 владеют "Инвестор АО" и американский "Дженерал Моторс". "Сааб Отомобайл" сосредоточил свою деятельность на разработке, производстве и рекламе средне- и крупногабаритных автомобилей. "Скания" находится в числе наиболее прибыльных мировых производителей тяжелых грузовиков и автобусов. В начале 1995 года "Сааб-Скания" разделилась на две независимые компании, соответсвенно "Сааб" и "Скания". Концерн «Вольво” Концерн «Вольво» состоит из шести подразделений (компаний): легковые автомобили, грузовики, автобусы, строительная техника (погрузчики, самосвалы и экскаваторы), а также «Аэро» (авиадвигатели) и «Пента» (двигатели морского и промышленного назначения). Географическая схема сбыта продукции «Вольво» (90% идет на экспорт): Северная Америка – 28%, Азия – 7%, Швеция – 10%, остальная Европа – 47%, Африка и Австралия – 8%. Более половины оборота концерна приходится на легковые автомашины. Общий оборот концерна в 1997 г. вырос на 18% и достиг 183,6 млрд. крон. Чистая прибыль (после вычета налогов) составила 10,4 млрд. крон. Цена акции «Вольво» на Стокгольмской бирже поднялась к началу 1998 г. на 17% и составила 227 крон. Объемы капиталовложений возросли в 1997 г. на 21% (9,9 млрд. крон), а расходы на науку – на 5% (8,7 млрд. крон). Число рабочих и служащих «Вольво» достигло к началу 1998 г. 72,9 тыс. человек (+ 4%).Близится к завершению осуществление концерном мероприятий по ограничению своей производственной деятельности исключительно автомашинами, автобусами, строительной техникой и двигателями. В 1997 г. «Вольво» полностью продала пакеты акций в пищевой компании «Припс Рингз» (49%), САС (5%), а также «Рено» (11%), что еще более укрепило ее финансы. Все компании концерна закончили 1997 год с прибылью, особенно «Легковые автомашины», «Автобусы» и «Вольво Аэро» . Самый высокий рост объемов сбыта зафиксирован на рынках Южной Америки (+41%), Восточной Европы (+39%) и Северной Америки (+38%). Из отдельных стран наиболее активно «Вольво» действовала в Китае, России, Индии и странах Восточной Европы. В течение года расширялось сотрудничество с «Мицубиси», «Ауди», TWR (Великобритания), результатом чего стала разработка новых моделей автомашин и автобусов; начат диалог о коопераций с «Фольксвагеном» . В целях концентрации деятельности было принято решение сохранить электронно- вычислительную деятельность в рамках концерна, а не передавать ее в ведение специальной компании, как планировалось ранее. Для повышения мощи «Вольво» как промышленно-финансового концерна руководством предприняты шаги для усиления его финансовых позиций. В ряде стран открыты филиалы «Вольво», наделенные банковскими функциями. В конце 1997 года принята «стратегическая» трехлетняя программа по развитию производства и модернизации заводов в Швеции, Бельгии и Нидерландах, расширению рынков сбыта и усилению сотрудничества с иностранными автомобилестроителями, по переходу на новые системы маркетинга. Поставлена цель увеличить к 2001 г. производительность труда на 30%, оборот на 30%, прибыль – на 100%. Объемы инвестиций предусматривается довести до 12 млрд. крон в год, а расходы на научную разработку продукции – до 10 млрд. крон. Затраты на приобретение материалов и запчастей планируется сократить на 15% за счет повышения закупок в странах Восточной Европы (до 20% от общего числа закупок). Каждой компании поставлена задача представлять по новой модели каждый год. Кроме того, разработан план снижения уровня потребления бензина на 25% к 2005 г. путем разработки новых моделей энергосберегающих двигателей. В расширении деятельности большое внимание уделяется рынкам Восточной Европы и Азии. В Восточной Европе (в первую очередь Россия, Венгрия, Чехия) намечено к 2001 г. поднять оборот в пять раз до 14 млрд. крон за счет строительства заводов по сборке грузовиков, автобусов и строительной техники, а в Азии – почти в два раза до 30 млрд. крон за счет местной сборки легковых автомобилей. В Латинской Америке «Вольво» планирует вырасти в два раза – до 16 млрд. крон. Отдельное важное направление развития деятельности – Россия. В ближайшие годы концерн предполагает увеличить свое нынешнее присутствие здесь в пять раз. Для практического ведения дел «Вольво» сформировала специальную группу по России и Восточной Европе во главе с вице-президентом концерна Л. Янссоном. Расширение объемов деятельности намечается осуществить благодаря открытию нескольких заводов по сборке автобусов, позже – и грузовиков «Вольво» . Что касается продаж легковых автомобилей и разного рода двигателей, руководство концерна пока устраивает нынешний порядок, когда этим занимаются получившие лицензии дилеры. Со временем концерн собирается основать свои дилерские пункты во всех крупных городах России. В 1997 г. «Вольво» существенно расширил свою деятельность в России. На начало 1998 г. концерн имел административные представительства в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Челябинске. Действовали 20 станций техобслуживания. Общий прирост продаж в России составил в 1997 г. около 50%, что достигнуто не столько за счет увеличения количества проданных машин, сколько за счет резкого преобразования «серого рынка» в официальный. Ведутся переговоры о сборке в России автобусов и грузовиков «Вольво» . Легковые автомобили. Подразделение легковых автомобилей добилось в 1997 году впервые за многие годы лучших результатов в концерне. Его оборот вырос по сравнению с предыдущим годом на 15% и достиг 96,5 млрд. крон (в 1996 г. - 83,6), составив половину общего оборота «Вольво» . Прибыль компании неуклонно росла в течение всего года, составив 4,5 млрд. крон (1,5 млрд. крон в 1996 г.).Число проданных автомобилей увеличилось за год на 5% – до 386,4 тыс. автомашин (в 1996 г. – 368,3 тыс.). Наибольший рост сбыта отмечен в Южной Америке (+132%) и в Восточной Европе (+19%), а также в Северной Америке (+7%), где впервые с начала 1980-х годов было продано более 100 тыс. автомобилей. Началось строительство сборочного завода в Ботсване. Разработанные в Нидерландах в сотрудничестве с «Мицубиси» автомобили среднего класса S40 и V40 и их варианты с турбо-двигателем (на основе 90-ой модели) были хорошо приняты в Европе и Азии. Автомашины S70 и V70 (преемники 850-ой модели) и их полноприводные варианты (V70AWD и V70XC) в немалой степени способствовали усилению позиций компании в Северной Америке. В то же время презентация модели «С70 Вольво» (кабриолет и купе), разработанной в сотрудничестве с TWR в Уддевалле, была значительно задержана из-за несогласованности компаний, и она начала продаваться в США, Японии и странах Европы лишь в 1998 г. В 1997 г. компания продала в Россию около 2,5 тыс. автомобилей. Грузовики. В течение 1997 г. в целях упрощения системы производства и снижения издержек проведена перестройка деятельности компании, уменьшено число компонентов и сокращено количество моделей до двух основных. В совокупности с исправлением ситуации в Северной Америке и повышенным спросом в Южной Америке это привело к достижению высоких результатов в четвертом квартале, что значительно улучшило показатели за весь год. Оборот компании поднялся на 15% и достиг 50,8 млрд. крон (в 1996 г. – 44,3), а прибыль составила 1,8 млрд. крон (867 млн. крон в 1996 г., когда она упала почти в шесть раз по сравнению с 1995 г.). Количество проданных грузовиков выросло на 8%, дойдя до 69 тыс. машин (в 1996 г. – 63,7 тыс.). Объемы сбыта возросли больше всего в Южной Америке (+40%), Восточной Европе (+29%) и Северной Америке (+24%)."Вольво» сохранила за собой второе место в мире по продаже тяжелых грузовиков. Доля компании выросла на американском рынке (9,7%), но снизилась в Европе (15,3%) и Бразилии (23,3%).Хорошо приняты в США модель VN большой грузоподъемности и |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |