реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Волго-Вятский экономический район

железнодорожные паромы. Предприятия судостроения находятся в городах

Нижегородской области Навашине и Городце.

Большое развитие в регионе получила и другая отрасль рыночной

специализации – электротехническая промышленность. Крупные предприятия этой

отрасли возникли в столицах республик. Так, саранский завод

«Электровыпрямитель» является головным заводом объединения «Светотехника» и

выпускает значительную часть электроламп и выпрямителей, производимых в

России, в Саранске (Республика Мордовия) также находится предприятие по

производству кабельных изделий, в Чебоксарах (Чувашская Республика) –

электроаппаратный завод.

Межрегиональное значение имеют станкостроение и инструментальное

производство, получившее развитие во всех крупных городах региона. Более

половины фрезерных станков, производимых в России, выпускает Нижегородский

завод; крупнейшим предприятием по производству деревообрабатывающих станков

является «Красный инструментальщик» (Киров). Среди предприятий отрасли

следует отметить завод по производству оборудования для химической

промышленности (Нижний Новгород, Волжск). В районе сложился крупный военно-

промышленный комплекс, который в настоящее время подвержен конверсии. Часть

его предприятий переориентируется на выпуск продукции для населения и

ведущих отраслей.

Следует отметить, что машиностроение ориентируется на привозной металл.

Проблема обеспечения металлом решается за счет поставок его из Казахстана,

Западной Сибири и Урала.

Среди отраслей рыночной специализации региона выделяется высокоразвитая

химическая и нефтехимическая промышленность. В структуре производства

товарной продукции региона на ее долю приходится свыше 10%. Развитие

отрасли опирается на использование как местного, так и привозного сырья.

Предприятия химической промышленности выпускают широкий ассортимент

продукции, в том числе аммиак, каустическую соду, синтетические смолы,

пластмассы. Сырье для развития химической промышленности поступает с

Нижегородского и Кстовского нефтеперерабатывающих заводов. Нефть на эти

заводы поступает по трубопроводам. Среди центров химической промышленности

выделяется город Дзержинск, где сформировался крупнейший химический

комплекс по выпуску полимерных материалов. Большое развитие получила

лесохимия, продукция отрасли нашла широкое применение в хозяйстве и в быту.

В Кирове, Саранске, Чебоксарах получила развитие шинная и резинотехническая

промышленность, имеющая тесную связь с автомобилестроением района.

Собственные месторождения фосфоритов пока используются только для

производства фосфоритной муки. Однако в перспективе здесь возможно создание

предприятий по производству сложных минеральных удобрений.

Одной из важнейших отраслей рыночной специализации является лесная,

ориентирующаяся на местную сырьевую базу. Она уступает машиностроению и

химической промышленности по объему, но имеет большое значение не только

для данного, но и прилегающих регионов, особенно Поволжья, не

располагающего промышленными запасами древесины. Наибольшее развитие в

регионе получила заготовка древесины. Однако чрезмерные вырубки леса

привели к сокращению его запасов, а, следовательно, и к уменьшению объемов

заготовок. Основные заготовки леса ведутся в Кировской и Нижегородской

областях. Предприятия по первичной переработке древесины тяготеют к районам

лесозаготовки, а глубокая переработка древесины с утилизацией отходов

организована на лесоперерабатывающих комбинатах Кирова, Йошкар-Олы,

Нововятска. Достаточно высокое развитие в регионе получила целлюлозно-

бумажная промышленность. По производству бумаги Волго-Вятский экономический

район занимает третье место в России, уступая Северному и Уральскому.

Крупнейшим предприятием отрасли является Балахинский целлюлозно-бумажный

комбинат, использующий не только древесину хвойных, но и лиственных пород.

ЦБК размещены также в Волжске и Правдинске.

Отсутствие собственной топливно-энергетической базы поставило в сильную

зависимость развитие топливно-энергетического комплекса региона от

обеспеченности энергоносителями из других регионов России. В топливно-

энергетическом балансе района велика доля дорогостоящих углей, поступающих

из Печеры и Кузбасса. Изменения в структуре топливно-энергетического

баланса были связаны с вводом в эксплуатацию Нижегородского

нефтеперерабатывающего завода и поступлением газа из Уренгоя.

Энергетическая база существует в основном за счет гидроэнергетики.

Действуют две крупные гидроэлектростанции на Волге – Чебоксарская,

мощностью1430 тыс. кВт и Нижегородская (вблизи Городца) мощностью 520 тыс.

кВт. Тепловые электростанции района, а они дают основную долю

электроэнергии, работают на газе, поступающем из Западной Сибири.

Развита в районе также разнообразная пищевая промышленность:

маслобойная, мясная, кондитерская, хлебопекарная, молочная и другие.

В связи с крупным промышленным и жилищным строительством в районе

большое развитие получила промышленность строительных материалов. Резко

увеличен выпуск асбоцентных труб, шифера, мягкой кровли, сборных

железобетонных конструкций, кирпича, цемента и других строительных

материалов. Самый крупный центр производства цемента – Алексеевский

цементный завод в Республике Мордовия. В районе работает ряд заводов

крупнопанельного домостроения.

К отраслям, дополняющим территориальный комплекс, относится черная

металлургия – старейшая отрасль района. Металлургические заводы, хотя и

небольшие, но выпускают очень нужный сортамент металла. Основные центры

черной металлургии – Выкса, Кулебаки, Омутнинск, Нижний Новгород.

В целом же, анализ итогов социально-экономической ситуации за 9 месяцев

1997 года показывает, что в истекшем периоде достигнуты некоторые

положительные результаты в экономическом состоянии регионов Волго-Вятского

экономического района.

Производство промышленной продукции по району в целом ожидается на

уровне 99,1% к достигнутому объему в 1996 году, в том числе в Республике

Марий Эл – 102%, Республике Мордовия – 109%, в Чувашской Республике и

Кировской области – сохранится на уровне 1996 года. В Нижегородской области

производство промышленной продукции сократится и составит 97% к уровню 1996

года.

б) положение отраслей сельского хозяйства и легкой промышленности региона

Агропромышленный комплекс Волго-Вятского экономического района

располагает значительным потенциалом. Занимая 4,6% сельскохозяйственных

угодий, регион производит 6% валовой продукции сельского хозяйства России.

Регион специализируется на молочно-мясном животноводстве, зерновом

растениеводстве, картофеле- и льноводстве, производстве технических

культур. В структуре посевных площадей района на долю зерновых культур

приходится 60%, под картофелем и овощами занято 8%, под кормовыми

культурами – 30% и 2% составляют технические культуры.

Сельскохозяйственные угодья региона занимают 40% общей площади. На долю

пашни приходится 75% сельхозугодий и 25% занимают луга и пастбища.

Наибольшее развитие сельское хозяйство получило в Правобережной части

региона, где площади пашни в два раза превышают пахотные земли Заволжья. В

структуре посевных площадей Волго-Вятского района доля зерновых культур

занимает почти 55%, что в значительной степени определяет характер всего

сельскохозяйственного производства. Наибольший зерновой клин находится в

Кировской области – свыше половины и Республике Мордовия – почти 3/5 всей

посевной площади республики. Среди продовольственных культур преобладают

озимая и яровая пшеница, рожь. Фуражные культуры представлены ячменем и

овсом. В перспективе предполагается усиление специализации района на

производстве более продуктивных фуражных зерновых культурах, таких, как

озимая рожь, ячмень, овес, наиболее приспособленных к климатическим

условиям района. Широкое развитие получило картофелеводство. Его

производство в районе отличается низкой себестоимостью, невысокими

затратами труда, что позволяет расширить возделывание данной культуры в

районе.

Из технических культур главной является лен-долгунец. Вместе с тем, в

последние десятилетия отмечается сокращение посевных площадей под этой

культурой, что вызвано низкой урожайностью и высокими затратами труда. Для

производства льна необходимы специализированная техника, применение

интенсивных технологий. Кроме того в районе выращиваются хмель (Республика

Чувашия), на юге – сахарная свекла. Большое значение уделяется укреплению

кормовой базы. Клевер и тимофеевка – основные кормовые травы – удачно

сочетаются в севооборотах с культурой льна. Особой культурой района

является хмель, по его сбору Волго-Вятский район занимает первое место в

стране. Вокруг крупных городов созданы овощеводческие зоны. Большие площади

под овощами заняты в поймах рек Волги и Оки.

За последние годы посевные площади значительно расширены, в основном в

результате осушительных работ в северной части района.

Важное значение в районе имеет животноводство, которое широко

представлено во всех административно-территориальных единицах района. Оно

развивается на базе естественных кормовых угодий и посевов кормовых

культур. Однако Волго-Вятский район не полностью обеспечивает свои

потребности в ряде сельскохозяйственных продуктов и вынужден завозить их из

других районов страны. Большое внимание уделяется мелиорации земель,

осушению переувлажненных и заболоченных участков, освобождению от

кустарника и кочек, орошению земель и закреплению оврагов на юге района.

Легкая промышленность района опирается на местную сырьевую базу.

Кожевенное производство сложилось в Нижегородской области (Богородск),

меховое и овчинно-шубное – в Кировской (Слободское). Предприятия по

производству пеньки, шпагата размещены в Нижегородской области (Горбатов) и

Мордовии (Саранск), льняных тканей – в Нижнем Новгороде. На привозном

хлопке развивается хлопчатобумажная промышленность в Чувашии. Особое место

занимают изделия декоратовно-прикладного искусства из дерева –

«Хохломская», «Городецкая роспись» (Нижегородская область), глины –

«Дымковская игрушка» (город Киров).

Развитие перерабатывающих отраслей АПК требует крупных инвестиций на

реконструкцию и техническое перевооружение.

Характерные процессы замедления развития экономики страны за последние

20 лет отразились и на хозяйственной деятельности региона. Экономический

кризис 90-х годов определил существенный спад производства во всех отраслях

и сферах Волго-Вятского экономического района. Однако сельское хозяйство

сохранит свой многоотраслевой характер с преобладанием животноводства

мясомолочного направления. Главной задачей являются увеличение урожайности

зерновых и технических культур, рост поголовья скота и повышение его

продуктивности, а также создание прочной кормовой базы. В условиях рыночных

отношений развиваются новые формы собственности и хозяйствования.

в) транспорт и экономические связи

Волго-Вятский экономический район располагает всеми видами транспорта –

железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным и воздушным.

Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого

приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок.

Бедность Волго-Вятского района минерально-сырьевыми и топливными

ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В

структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимают топливо,

особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической

промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех

грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы региона

вывозятся древесина, нефтепродукты, разнообразная продукция машиностроения,

цемент. Во внутрирегиональных перевозках преобладают древесина,

строительные материалы. Система широтных железнодорожных магистралей,

характерная для региона, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-

экономический обмен между восточными и западными регионами России. Наиболее

тесные связи Волго-Вятский экономический район осуществляет с Центральным,

Поволжским, Уральским районами России. Через территорию района проходят

такие магистральные железнодорожные линии, как Москва - Нижний Новгород –

Киров – Пермь; Москва – Арзамас – Казань; Нижний Новгород – Саранск –

Пенза; Санкт-Петербург – Котельнич – Киров – Пермь. Имеется также ряд

железных дорог, обеспечивающих внутрирайонные грузоперевозки. По густоте

железнодорожной сети особенно выделяются Нижегородская область, Мордовская

и Чувашская республики. Протяженность железных дорог в Волго-Вятском районе

составляет 3,3 тыс.км.

Географическое положение Волго-Вятского района на Волжской магистрали с

ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и другие) создает

благоприятные условия для развития речного транспорта, тесного его

взаимодействия с железнодорожным. Нижегородский воднотранспортный узел

является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную

дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента,

строительных материалов, поступающих из Поволжья, Северо-Кавказского,

Центрального районов и других регионов европейской части. С железной дороги

на водную магистраль осуществляется перевалка леса, лесопродуктов,

разнообразных химических грузов, металлического лома, различных видов машин

и оборудования. Речные судоходные пути по рекам Волжского бассейна

составляют 3 тыс.км.

Во внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный

транспорт, в том числе современная шоссейная магистраль Москва – Нижний

Новгород. Однако недостаточная протяженность автомобильных дорог с твердым

покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие

внутрирегиональных перевозок.

Все большее место в грузообороте района занимает трубопроводный

транспорт. По территории района проходят три нефтепровода, проложенные от

Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не

только поволжская, но и сибирская нефть. Проложенная сеть газопроводов

позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья.

Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промышленности

определило превышение ввоза продукции над вывозом.

Волго-Вятский район имеет недостаточно развитую внешнеэкономическую

деятельность. Главным экспортером района выступает Нижегородская область,

на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок района. Активному

выходу района на международные рынки препятствуют такие факторы, как

невысокий уровень научно-технического развития производства, несовершенство

форм и методов включения хозяйства района во внешнеэкономические связи.

Почти половина экспортных поставок района приходится на машиностроение, что

соответствует структуре его промышленного производства. Вместе с тем,

выпускаемая продукция машиностроительных предприятий района в большинстве

случаев имеет невысокое качество и не отвечает требованиям мировых

стандартов. В настоящее время создается новый механизм участия республик,

краев и областей в международном разделении труда, более полно учитывающий

местные особенности и интересы в увеличении экспорта и рассчитанный на

широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России.

В последние годы в снабжении Волго-Вятского экономического района

разнообразным сырьем растет удельный вес продукции восточных районов. В

перспективе из восточных районов все в больших количествах будут поступать

электроэнергия, нефть, газ, уголь и металл, т.е. продукция, которая будет

способствовать углублению сложившихся отраслей рыночной специализации.

Особенности географического положения района на водных путях с

пересекающими их железными дорогами дают возможность шире использовать

смешанные железно-водные перевозки, способствующие сокращению транспортных

издержек.

г) роль Нижнего Новгорода в хозяйстве региона

Волго-Вятский экономический район всегда относился к числу промышленно

развитых регионов России. Нижегородская же область – его сердцевина.

Вхождение российской экономики в рынок усилило ее значение в экономической

жизни страны. Область является финансовым донором, отдавая на формирование

государственного бюджета более половины заработанных средств.

Здесь сложился крупный комплекс транспортного машиностроения и

химической промышленности. По уровню индустриального развития область

занимает одно из первых мест в стране. Выделяется она в условиях

становления рынка значительным притоком иностранных инвестиций. Основным

экономическим ядром является Нижегородский промышленный центр с ярко

выраженной агломерацией городов-спутников. В Нижегородской агломерации

сосредоточена значительная часть предприятий обрабатывающей промышленности

Волго-Вятского района, в первую очередь машиностроительных и

металлообрабатывающих, нефтеперерабатывающих предприятий, а также

предприятий химической, стекольной, легкой, пищевой промышленности. В

Нижнем Новгороде сосредоточены важнейшие предприятия транспортного

машиностроения – «АвтоГаз», судостроительный завод «Красное Сормово»,

заводы «Двигатель революции», фрезерных станков и др.

В городе Кстово работает нефтеперерабатывающий завод, в городе Бор –

стеклозавод им. Горького, льнокомбинат, производящий технические ткани, и

др. предприятия. К спутникам Нижнего Новгорода относятся также Балахна,

Городец, Заволжье, Лысково, Богородск, Дзержинск. Эти города имеют ярко

выраженную промышленную специализацию. Так, Дзержинск – город химической

промышленности, Балахна – целлюлозно-бумажной, Богородск - кожевенной,

Правдинск – целлюлозно-бумажной. Малые и средние города Приокского района –

Выкса и Кулебаки – центры металлургии, Павлов – автостроения. В агломерации

имеется ряд центров оборонного комплекса.

Основные направления в развитии сельского хозяйства являются молочно-

мясное животноводство, льноводство, овцеводство, картофелеводство,

зерновые.

Нижегородская область относится к числу тех немногих российских

регионов, которым удалось заметно увеличить приток иностранных вложений,

активизировать инвестиционную деятельность. Объем иностранных инвестиций

вырос в области в 1997 году на 20% и составил около 170 миллионов долларов.

В 1998 году предполагается довести их до 300-350 миллионов долларов.

Успех связан с тем, что все инвестиционные проекты являются основной

частью общей программы экономического развития региона. Все они хорошо

проработаны и экономически обоснованы. Многое в этой программе заложено

бывшим губернатором области Борисом Немцовым.

Разработано и принято к реализации свыше 200 инвестиционных проектов,

которые предусматривают совокупность мероприятий (технических,

технологических, организационных, экономических) по преобразованию

различных отраслей народного хозяйства. Реализация проектов позволит

заметно улучшить экономическую ситуацию в Богородском, Починковском,

Кулебакском и некоторых других районах. Показательно, что, кроме

еврооблигаций, привлекаются и собственные средства предприятий. Более 35

миллионов долларов поступило от российских коммерческих банков.

Администрация области рассматривает создание совместных предприятий как

важный канал привлечения инвестиций. К тому же это реальная возможность

освоения мировой культуры бизнеса, что существенно для формирования своего

собственного высокопрофессионального класса предпринимателей. К наиболее

значимым совместным проектам относится решение вопроса улучшения окружающей

среды. Уже установлено оборудование по очистке производственных стоков.

Намечено также строительство завода по производству комбикормов мощностью

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.